Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа, или в отсутствии его, пресвитера, да будут поручаемы честнейшим женам: или, живя купно, да хранят взаимно друг друга, дабы, скитаясь повсюду, не повредили доброй славе церкви (IV всел. 16; трул. 4; карф. 6, 126; Василия Вел. 18). О том, кто были эти посвященные Богу девы, о которых говорит это правило, мы знаем из толкования 4 правила трулльского собора; а из 6 правила данного собора мы велели, что право посвящать девиц, завещавших себя Богу, принадлежало только епископу. Настоящее правило указывает, как должны жить эти посвященные Богу девы. А именно, разлучившись со своими родителями, которые наблюдали за ними во время их пребывания дома, они, приняв посвящение, не должны быть предоставлены самим себе, но епископ, или, во время его отсутствия, подлежащий пресвитер, должен вверить их надзору богобоязненных женщин, которые следили бы за тем, чтобы они жили соответственно их обету. Если же посвященные Богу девы живут вместе в общежитии, то правило предписывает им наблюдать друг за другом, конечно, под верховным надзором епископа или пресвитера - их духовника. Как видно из правила, этот церковный надзор за девицами не был достаточно строг, так как им предоставлялось жить отдельно и по своему усмотрению избирать себе местожительство, что вызывало относительно некоторых из них подозрение и подрывало авторитет церкви. Вследствие этого, иппонским собором 393 г. и издано было данное правило, усвоенное и отцами карфагенского собора 419 года. Примечания: 105. Прав. 31 иппон. собора 393 г. Правило 45(54-55). 54. Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью. 55. Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения (Ап. 46, 47, 49, 50, 52, 61, 75, 80; 1 всел. 2, 9, 11, 12; трул. 24, 51, 95, 102; VII всел. 8; лаод. 2, 3, 12, 17, 47, 75; неокес. 12; карф. 63; двукр. 17; Василия Вел. 1, 5, 89; Кирилла алекс. 4, 5; Григория нисск. 1, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

176 Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси. Послание Священному Синоду Румынской Церкви по поводу отторжения ею Кишиневской епархии Российской Православной Церкви/Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России... С. 154. 181 Подобные правила: 1 Ап.; VII Вс. 3; Антиох. 19, 23; Лаод. 12; Сердик. 6; Конст. 1; Карф. 13, 49; 40. 182 Дроссард С. Черногория/История Сербии и Черногории. – М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. – С. 368–390; Исаия (Лукич), иеромонах. История черногорского теократизма: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 2000. – 178 с.; Скурат К.Е. Указ соч. Т. 1. – С. 124–125; Устав за Црну Гору. – к.ц. државна шmaмaphuja, 1905; Устав Светого Синода у Цphoj Гори. – к.ц. државна шmaмaphuja, 1904. 184 Троицкий С.В. О церковной автокефалии... С. 41–44; Троицкий С.В. Размежевание или раскол... С. 54–55. 185 Канонические правила, осуждающие незаконное отделение церковной области от кириархальной Церкви: Ап. 31; II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик 14; Антиох. 5; Карф. 10, 11, 62; Двукр. 13, 14. 186 Троицкий С.В. О церковной автокефалии... С. 41–43; Троицкий С.В. Размежевание или раскол... С. 24, 78–81. 187 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Материалы по истории Церкви. Кн. 25. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2001. – С. 107–117, 280–285; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Париж: YMKA- PRESS, 1959; Т. I. – С. 349–380; Т. II. – С. 10–47; Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви,– М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996; Кн.4, Ч. 1. – С. 15–22. 188 Скурат К.Е. Указ. соч. Т. 1. – С. 248–251; Hopkins L. James. The Bulgarian Orthodox Church: A socio-historical analysis of the evolving relationship between church, nation and state in Bulgaria. – New York: Distributed by Columbia University Press, 2009. – P. 20–29. 189 Войнович Д. История сербского народа. История Зеты и Черногории/История Сербии и Черногории. – М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. –С. 74–86 Кашич Душаи, профессор-протоиерей. Взгляд на прошлое Сербской Православной Церкви (По поводу 750-летия ее автокефалии)//ЖМП. – 1969; 9. – С. 65–68; 10. – С. 50–56; 11. – С. 40–44; Скурат К.Е. Указ. соч. Т. 1 – С. 104–106.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

На слова правила: " каковым явился наш Онисим " (οο εο " Оο " ε) нужно смотреть так же, как и на Слова об ап. Петре в 29-м Ап. правиле, а именно, что слово наш (εο) прибавлено собирателем этих Апостольских правил, который желал, как ему казалось, еще сильнее показать этим непосредственное происхождение этих правил от Апостолов. По Арменопуловой " Εο (XIV века) это правило Читается: ο ο ο ο εου; и ничего больше В υ Иоанна Схоластика этого (82) Ап. правила нет совершенно Примечания: 224. Номоканон в XIV титулах, I,36 (Аф. Синт., I,77). 225. Cp. Cod. Theodos. lib. VII, tit. 20, 1.12; Cod. Justin. lib. 1, tit. 3, 1.27. 226. Sect. III, tit. I, ap. J. Leunclavium, Jus graeco-romanum (I-II. Francofurti, 1596), I,31. Об этом сборнике Арменопула см. мое " Прав. црквено право " , стр.137-8,199 [ср. рус. пер., стр.141,206-207]. 227. Ср. и замечание Беверегия об этом правиле. E. sive Pandectae, II, Annot., p.39. Правило 83. Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф.22:21) (Ап. 6, 81; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11; Василия Вел. 55). Так как духовным лицам воспрещено заниматься мирскими делами (Ап. 6) и народным управлением (Ап. 81), то тем более им должно быть воспрещено заниматься военными делами (ε οε), о чем говорит это Ап. правило. По толкованию Зонары, под " военными делами " не нужно разуметь ношение и действие оружием, или командование войском (ε... ... εε, ο ), а управление имуществом войска, т.е. выдачу солдатам жалованья, раздачу всего, необходимого для их содержания, призывание воинов на службу и другие подобные обязанности, которые в законах гражданских называются военными (ε) Так же понимает упомянутые в этом правиле " военные дела " и Вальсамон Что касается ношения и употребления духовными лицами оружия, то об этом говорит 7-е правило IV Вселенского Собора и, конечно, безусловно его воспрещает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Периодевты, занимавшие особую службу в церкви, существовали уже в первые времена христианства. Это были высшие пресвитеры, состоявшие при городских епископах и от их имени объезжавшие (περιοδεουσι) в известное время церкви меныпих месте и сел данной епархии, отдавая своему епископу отчет о состоянии этих церквей. С течением времени, когда епархиальное управление церквами достигло полного устройства, служба периодевтов утрачивает значение и самостоятельность и сами они были заменены другими лицами, ныне главным образом окружными протопресвитерами (у сербов) или благочинными (у русских) Издав такое постановление о периодевтах, данное лаодикийское правило предписываете относительно епископов, находившихся в то время в местечках и селах, что таковые ничего не могут делать без разрешения (νευ γνμης) подлежащего городского епископа, так же, как и пресвитеры (Ап. 39). Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58.  Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила.  Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания 42. Аф. Синт, IV,488. Правило 4. Вопрос. Следует ли причастить св. тайнами бесноватаго, ибо св. Тимофей на поставленный ему вопрос отвечает иначе, а иначе св. Апостолы и иначе более поздние? Ответ. Если кто либо находится в припадках черной немочи, так что кажется, что одержим будто нечистым духом, таковому не следует возбранять причаститься; но если он действительно бесноватый, то никоим образом не может быть удостоен св. причастия, ибо какое общение света с тьмою? (Ап. 79; Трул. 60; Тимофея Алекс. 2, 3, 4, 14). Правило 5. Вопрос. Может ли священник употреблять безразлично и сколько ему угодно из церковных приношений, т.е. просфоры и вино, и может ли есть просфоры в качестве обыкновеннаго хлеба, и если (всего) этого много собрано, то что делать с этим? Ответ. Частицы, оставшияся от принесенной на жертвенник просфоры - никоим образом, но таковыя (должно) употребить только в церкви и без остатка; что же касается остальных просфор, то их следует есть отдельно, а никоим образом с молоком, сыром, яйцами, рыбою. (Ап. 3, 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Карф. 37: Феофила Алекс. 8). Правило 6. Вопрос. Если монах, где бы он пострижение ни получил, смущен чем либо, что тяготит его душу, и желает удалиться из монастыря, а игумен подвергнет его за то наказанию, то что он должен делать: оставить без внимания или свое душевное смущение, или же наказание? Ответ. Он должен сообщить игумену то, что его смущает, и если от этого ему угрожает очевидная опасность, то пусть удалится, а наказание пусть оставит без внимания. (IV Всел. 4; VII Всел. 19, 21; Карф. 13; Двукр. 2, 3, 4). Для лучшего понимания смысла настоящего правила надлежит сравнить главным образом предписания 3-го и 4-го правил Двукратного Собора о том, когда монахи оставляют свои монастыри. То, что по настоящему правилу монах может оставить без внимания наказание, наложенное на него игуменом, не нужно разуметь в том смысле, будто монах может сам себя разрешить от наказания, наложенного на него подлежащим начальником, а в том, что данное лицо, удалившись из монастыря, обязано явиться к подлежащему местному епископу, который его рассудит и по своему усмотрению разрешит ему не возвращаться в монастырь, ибо в этом в сущности и заключалось наказание, наложенное на него игуменом, означенное в правиле словом ε (vinculum). Правило 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1335...

8)              Недостаток или порок брачного союза (delectus matrimonii). Так, церковные законы не допускают в клир: а) второбрачных (апост. 17; халкид. 3; Вас. В. 12); б) женатых на вдове или отверженной своим мужем, на блуднице или актрисе (апост. 18; ср. халк. 3; последние два вида браков, по римским законам, не дозволялись и членам сенаторских фамилий); в) продолжающих брачное сожитие с женой, уличенной в прелюбодеянии (неокес. 8); г) вступивших в брак с близкой родственницей (ап. пр. 19); д) состоящих в смешанном браке, т. е. с не христианкой или с не православной (карф. 45; ср. 30). Все указанные требования относятся собственно к кандидатам на низшие степени клира – до пресвитерской включительно, на которые дозволяется возводить лиц женатых. А для епископов, со времен трулльского собора, обязательно безбрачие (правило 13). Так в церкви восточной; а в католической уже со времени папы Григория VII все клирики обязаны безбрачием. Другой разряд канонических препятствий к получению рукоположения имеет своим источником преступления или такая деяния члена церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (ап. 62, 1 всел. 10; анк. 3); 2) ересь, т. е. уклонение от принятых церковью догматов, соединенное с упорным отвержением учительского авторитета церкви (1 всел. 19; кан. посл. Афанас. к Руфиниану); 3) оскопление себя или других, как посягательство на целость творения Божия, которое все «добро зело», по выражению книги Бытия (ап. 22: 24; 1 всел. 1; двукр. 8); 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия: блуд, прелюбодеяние, скотоложество и т. п. (ап. 61; неокес. 9 и 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подверглись публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Вопрос. Следует ли причастить св. тайнами бесноватаго, ибо св. Тимофей на поставленный ему вопрос отвечает иначе, а иначе св. Апостолы и иначе более поздние? Ответ. Если кто либо находится в припадках черной немочи, так что кажется, что одержим будто нечистым духом, таковому не следует возбранять причаститься; но если он действительно бесноватый, то никоим образом не может быть удостоен св. причастия, ибо какое общение света с тьмою? (Ап. 79; Трул. 60; Тимофея Алекс. 2, 3, 4, 14). Правило 5. Вопрос. Может ли священник употреблять безразлично и сколько ему угодно из церковных приношений, т.е. просфоры и вино, и может ли есть просфоры в качестве обыкновеннаго хлеба, и если (всего) этого много собрано, то что делать с этим? Ответ. Частицы, оставшияся от принесенной на жертвенник просфоры – никоим образом, но таковыя (должно) употребить только в церкви и без остатка; что же касается остальных просфор, то их следует есть отдельно, а никоим образом с молоком, сыром, яйцами, рыбою. (Ап. 3, 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Карф. 37: Феофила Алекс. 8). Правило 6. Вопрос. Если монах, где бы он пострижение ни получил, смущен чем либо, что тяготит его душу, и желает удалиться из монастыря, а игумен подвергнет его за то наказанию, то что он должен делать: оставить без внимания или свое душевное смущение, или же наказание? Ответ. Он должен сообщить игумену то, что его смущает, и если от этого ему угрожает очевидная опасность, то пусть удалится, а наказание пусть оставит без внимания. (IV Всел. 4; VII Всел. 19, 21; Карф. 13; Двукр. 2, 3, 4). Для лучшего понимания смысла настоящего правила надлежит сравнить главным образом предписания 3-го и 4-го правил Двукратного Собора о том, когда монахи оставляют свои монастыри. То, что по настоящему правилу монах может оставить без внимания наказание, наложенное на него игуменом, не нужно разуметь в том смысле, будто монах может сам себя разрешить от наказания, наложенного на него подлежащим начальником, а в том, что данное лицо, удалившись из монастыря, обязано явиться к подлежащему местному епископу, который его рассудит и по своему усмотрению разрешит ему не возвращаться в монастырь, ибо в этом в сущности и заключалось наказание, наложенное на него игуменом, означенное в правиле словом δεσμς (vinculum). Правило 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Епархиальное хозяйство составляли: 1) архиерейские дома (под именем епископий), с их имуществами; 2) движимая и недвижимая церковная собственность, принадлежавшая епархии, или кафедре, или порознь разным местам епархиального ведомства; 3) общее казнохранилище, составляемое из разных церковных сборов и доходов, и служившее для общих по епархии расходов, для разделения определённых частей дохода и пособий членам епархиального клира, как епископского или кафедрального, так и приходского, – по тем церквам, которые не имели собственности, или достаточного для своего клира содержания. Заметим несколько общих правил хозяйственного управления. Архиерейские дома, или епископии, существовали на правах монастырей (VII всел. 12. 13). Они имели свои земли, угодья, строения и доходы. Но епископам не дозволялось распоряжаться ими по произволу, как например, продавать принадлежащую домам их недвижимую собственность, разве только отдавать на содержание, или земли – на обработку (там же). Епископам также не дозволялось строить для себя особых монастырей, с утратой сумм и доходов архиерейского дома; и потому каждый архиерей должен был жить в своём церковном доме; всякое же новое строение, возведённое архиереем, принадлежало епископии, как её собственность (двукр. 7). Также запрещалось архиерейские дома обращать в частные, мирские жилища (VII всел. 12. 13). Так как епископ был главным правителем всех церковных имуществ, то, при вступлении на кафедру, он, по правилам, должен был объявить клиру о своей личной собственности, и во всё время его служения та и другая собственность, церковная и епископская, не должны были смешиваться 150 , – для предупреждения, чтобы епископ не употреблял церковного имущества, вместо своего, а по смерти епископа церковная собственность не перешла к его наследникам (апостол. 40. антиох. 25). Одна законная часть из церковного имущества обращалась в пользу епископа, и могла быть употребляема им на свои личные нужды; но сверх этой части он ничего не должен был присваивать себе, ни дарить или продавать другим что-либо из церковной собственности (ап. 38. 41.антиох. 25), – разве в самой крайней нужде церкви (VII всел. 12. карф. 42). Отчёт по управлению имуществ епископ представлял ежегодно областному собору (антиох. 25. карфаг. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Примечания: 10. Аф. Синт. II,665. 11. Аф. Синт., IV,497 и сл. 12. Упом. изд. А.С. Павлова, стр.92.  Правило 6. Монахи не должны имети ничего собственного, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем. Ибо блаженный Лука о верующих во Христа, и представляющих собою образ монашеского общежития, глаголет, яко ни един что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян.4:32). Посему желающим монашествовать предоставляется свобода завещевати о имении своем прежде, и передавати оное, каким восхотят лицам, которым, то есть, закон не возбраняет. Ибо по вступлении в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещевати. Аще же кто обрящется усвояющий себе некое стяжание, не предоставив оного монастырю, и порабощенный страсти любостяжания: у такового игумен, или епископ да возмет оное стяжание, и, в присутствии многих продав, да раздаст нищим и нуждающимся. А того, кто положил в сердце своем, подобно древнему оному Анании, утаити сие стяжание, святый собор определил вразумити приличною епитимией. Явно же есть, яко постановленные святым собором правила о монахах, праведным признал он соблюдати и о женах монашествующих. (Ап. 40; IV всел. 22; трул. 35; VII всел. 19; антиох. 24; карф. 22, 26, 81; двукр. 4). Один из обетов, которые дает монах при пострижении, есть нестяжательность. Василий великий, в своих правилах для монахов, предписывает, между прочим, чтобы монахи ничего своего не имели, и это свое предписание основывает на Св. Писании (Деян.4:32) Данное правило повторяет это предписание Василия великого и лишь подробнее развивает его. Именно, оно предписывает, что лице, желающее принять монашеский чин, имеет полное право распорядиться предварительно своим частным имуществом, уступив его кому хочет, если только это последнее лице может, согласно закону, принять таковое (карф. 22, 81). Если же принимающий монашество не сделал этого до пострижения, то по пострижении теряет право уступать постороннем свое имущество, а таковое переходит в собственность монастыря. В случае, если монах восхотел бы удержать за собою, в частную собственность, прежнее свое имущество, все или только часть его, то игумен или епископ должны взять у него это и продать публично и полученные деньги от продажи раздать нищим; если же монах из этого все же утаил для себя кое-что, тогда он должен быть подвергнут примерному наказанию, а это наказание, согласно 13 правилу монашеских епитимий, предписанных Василием великим, есть отлучение от общения

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010