В Иерусалимском евангелистарие синайской библиотеки 210 мясопустная суббота совсем не отмечена, поэтому следует полагать, что она – константинопольского происхождения. Преобразованию ее из простой субботы в субботу «всех от века усопших», вероятно, способствовало названное евангелие мясопустной недели о страшном суде, указываемое на это воскресенье уставом в. константинопольской церкви. В сирской рукописи Британского музея СССХ – IX-X в. память этой субботы обозначена: воскресение мертвых 127 «, что, без сомнения, стоит в связи с данным евангельским зачалом. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7–11, 14–16, 28, 31–41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора – «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52–61. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». – Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. – V, 22. 30 «Hinc (т.е. к Пасхе) nectentes eX ordine s. pentecosten... Spiritus solemnitatem celebrabimus, qui iam proXimus nobis est».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

5. Церковь , кроме повседневных священных служб, устанавливает и особые священные времена, для особых подвигов благочестия, как то: посты, празднества в честь святых, и от верующих требует нарочитого посвящения этих времен Богу. Так напр. Апост. прав. 69-е говорит: «аще кто Епископ, или Пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесных: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (сн. 64). VI Всел. 66-е: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых Церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (сн. Карф. 61. Гангр. 18. Лаод. 49). 10 6. Также учреждает, кроме постоянных, и чрезвычайные обряды и молитвословия, по поводу особенных случаев в жизни верующих. Таковы могут быть: церковные службы и молитвословия на случаи общественных торжеств, или бедствий, чрезвычайные, всенародные посты, крестные ходы и цроч. 11 7. Освящает и утверждает по своим правилам добровольно избираемые верными подвиги Христианского благочестия, как то: обеты и проч. VI Всел. 43: «позволительно Христианину избрати подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступити в монастырь, и постригщися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: грядущаго ко Мне не изжену вон. Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния: то искренно прилепляющегося к оному ободряем; и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение» (сн, Гангр. 21. Васил. В. 19). 8. Так как весьма важную принадлежность Православного храма и Богослужения составляют св. иконы, то Церковь имеет особенное правило – охранять чествование их и священное употребление; нарушение подобающего к ним благоговения она судит также, как ересь в догматах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

О крещении, напр., прямо сказал И. Христос апостолам: «шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 18:19 ). И поэтому, отправившись после сошествия Св. Духа на проповедь, апостолы везде принимали верующих чрез таинство крещения, внешним знаком которого была вода. Из Деяний Апостольских, напр., известно, что посредством воды был окрещен ап. Филиппом Сирийский евнух: и снидоста оба на воду, Филипп же и кажениик: и крести его ( Деян. 8:38 ). Установление таинства покаяния ясно выражено в словах Господа Христа, сказанных Им апостолам после воскресения: «Мир вам! Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы: и сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи; отпустятся им; и имже держите, держатся» ( Ин. 20:21–23 ). Таинство причащения Господь установил на Тайной вечери, когда, преподав хлеб ученикам Своим, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое»; а подавая чашу с вином: «пийте от нея ecu, сие бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). И известно, что согласно этой заповеди Христа таинство причащения совершалось апостолами и их преемниками так же, как совершается оно и ныне ( Деян. 3:42, 46 ; 1Кор. 11:23–26 ). Таинство священства православная Церковь признает на основании Слова Божия. Так о рукоположении в сан епископский находим ясное указание в словах ап. Павла к Тимофею, епископу Ефесскому: «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества » ( 1Тим. 4:14 ). «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим. 1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский говорится в книге Деяний Апостольских, а именно, что апост. Павел и Варнава, распространяя христианство , рукополагали в каждой Церкви пресвитеров: рукоположше же им пресвитеры на вся Церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в Него же увероваша ( Деян. 14:23 ). В той же книге говорится и о посвящении в сан диаконский: «их же (избранных в число диаконов) поставиша пред апостолы и молившеся возложиша на ня руце» ( Деян. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

763 Это изречение заимствовано из Пс.67 , ст. 12, которое в Греческом тексте Литургии читается такь: Δη σο ρμα, ες τ Εαγγελσασθαι Εαγηελιζομνω δυνμει πολλ », т. е.: Да даст тебе, благовестителю, слово, чтобы проповедовать с большою силою. 768 Знак сего древнего обыкновения соблюдается доселе, во время Священнослужения Архиерея, который после Евангелия, пред воссыланием молитв, осеняет народ свечами, при восклицании ему всеобщего благожелания: „Ες πολλα ετη, Δσποτα“ т. е. на многа лета, Владыко! в память того приветствия Церкви, какое Епископы возглашали, предначиная свои беседы. 774 Св. Златоуст в беседе 18, на Деян. о молениях церковных, за Создателей храмов возноснмых, упоминает, и сколь оне многополезны бывают, изъясняет так: „Там всегдашние за тебя молитвы, хваления и торжества; за Тебя приношение в каждый воскресный день. Помысли, что, поставив жертвенник Богу, даже до пришествия Христова ты будешь иметь воздаяние“. 775 Чиноположен. Апост. кн. 8, в гл. 10, в возглашении о верных, кто суть плодоносящие, и какие желания о них возносит Церковь , изъясняется так. «О плодоносящих во Святей Церкви, и творящих убогим милостыни. помолимся; о приносящих жертвы и начатки Господу нашему помолимся: яко да Всеблагий Бог воздаст им небесными Своими дарами, и дарует им в настоящем сторицею, а в будущем жизнь вечную, и да даст им вместо временных, вечная, вместо земных, небесная“. Георгий Кедрин, в житии Греческого царя Константина Порфирородного, повествует, что „был он и к Богу благочестив и щедролюбив в установленных Церковию крестных хождениях ко Святым храмам никогда не являлся без щедродаяния, но посвящал в дар великолепные и христолюбивому Императору приличествующие вещи“. 776 Св. Епифании в кн. о вере, число 21: „Последи (идут) труждающиеся (Κποιατα), тела усопших опрятовающие“. Св. Иероним о седми степенях церковн. 9. „Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого, погребать умерших „увещаемы бывают“. Таковых погребателей Константин Бел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Нет ли в Священном Писании особенного запрещения божбы в разговорах? Спаситель говорит: а Я говорю вам: не клянись вовсе... но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукаваго ( Мф.5:34, 37 ). Катих. стр. 102. Епископ или пресвитер или диакон в блудодеянии или клятвопреступлении или в татьбе обличенный да будет извержен от священнического сана, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отметиши дважды за едино ( Наум.1:9 ). Такожде и прочие причетники. Прав. св. Апост., 25 пр. Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три между слушающими Писания, четыре между припадающими, едино стоя с верными и тогда сподобится причастия. Вас. Вел. прав. 61. Клятвопреступления и частой клятвы понапрасну бегай; ибо не останешься неповинным. Апостол. Постановления кн. II, гл. 36. 3) Обеты Обеты не только позволительны, но достохвальны и спасительны. Позволяется христианину избирать подвижнический образ жизни, по оставлении многомятежной бури житейских дел, поступать в монастырь и постригаться по монашескому образу; хотя бы он был обличен в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог сказал: приходящего ко мне не изгоню вон ( Ин.6:37 ). Итак, поскольку монашеское житие изображает нам жизнь в покаянии, то мы одобряем того, кто искренно предается ему, и никакой образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение. VI Всел. соб. пр. 43. ...Мы и пред смиренным девством благоговеем и воздержание, сопровождаемое честностью и богочтением, приемлем, и смиренному удалению от мирских дел (отшельничеству) радуемся и брачное честное сожительство почитаем и праведного и благотворного богатства не уничижаем и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради неизысканного попечения о теле похваляет, а роскошных и пышных входов отвращаемся... Гангр. соб. пр. 21. Столь высокое и достоуважаемое дело, прекрасно придуманное блаженными и преподобными отцами, устройство монастырей оказывается ныне в небрежении; потому что некоторые, усвоив своим имениям и усадьбам имя монастыря и дав обещание посвятить оные Богу, подписывают себя владельцами пожертвованного... И столько кормчемничевства примешалось к этому делу, что многое из посвященного Богу явно продается самими жертвователями… Двукр соб. пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

И самое гробокопательство разделяется на простительное и непростительное. Ибо аще кто щадя честь мертвых и не касаясь сокрытого во гробе тела, да не явится пред солнцем неблагообразие естества, некоторые камни, на гробе положенные, употребит на какое-либо построение: сие, хотя и не похвально, впрочем по обыкновению сделалось простительным, когда оное вещество будет обращено на нечто лучшее и общеполезнейшее. А истязывати прах тела разрешившегося в земли н подвигнути кости в надежде приобрести некое украшение, закопанное с умершим, сие подлежит такому же суду, как и простый блуд, с соблюдением различия, показанного в предыдущем слове, т.е., да усматривает предстоятель целение врачуемого из самого жития его так, что может сократить продолжение епитимии, определенное правилами. Григ. Нисск. пр. 7. 4) и 5) См. вышеприведенные правила (о грехах против внешнего богопочтения). 6 и 8) Сия заповедь (8) учит не присваивать себе никакой чужой вещи всяким несправедливым образом или грабительством или воровством или удержанием собственности другого. К сему причисляется и то, когда кто-нибудь похищает у другого честь, когда кто требует от подчинённых своих подати или оброка сверх надлежащия меры или налагает на них работы не по силам. Сюда относится и рост. На все это апостол произносит такой суд: ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Здесь также должны быть подразумеваемы все законные договоры, где должна быть соблюдаема верность и откуда должны быть исключены взаимные обманы. Испов., III, отв. на вопр. 68. Епископ, или пресвитер, или диакон лихвы требующий от должников или да престанет или да будет извержен. Прав. Св. Апост., 44 пр. Так как многие из состоящих в клире, увлекаясь любостяжанием и лихоимством, забывают сказанное в Божественном Писании: сребра своего не даде в лихву ( Пс.14:5 ) и давая деньги в долг, требуют сотых приращений, то святый и великий собор постановил: кто после настоящего определения станет брать рост с данного в долг или производить другие обороты или требовать половинный рост или измышлять другое что ради постыдного прибытка, таковый да будет извержен из клира и отчужден от церковного чина. I Всел. соб. пр. 17; срав. VI Всел. соб. прав. 100, Лаод. соб. прав. 4, Карф. соб. 21. VIII. Обязанности христианина к ближним, как членам общества

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Самостоятельность управления поместных церквей проявляется: 1) в самой форме управления. – Одни из них управляются властию Синода епископов, заседающего постоянно или в известные сроки (напр. наша отечественная церковь – св. Синодом), другие – собором епископов под председательством митрополита или патриарха (церкви восточные находящиеся в пределах турецкой империи 306 . 2) В независимости иерархии одной церкви от другой (I всел. соб. 6 пр.; II, 2; III, 8). 3) В особенности обычаев и обрядов церковных. 4) В иерархических правах и местных преимуществах церквей – одних пред другими (I, 7; IV, 28; II, 3). 5) В особенных преимуществах – духовных или гражданских, получаемых местной церковью в каком-либо государстве, по которым она делается церковью господствующей или первенствующей в государстве. Так в пределах восточной римской империи первенствующей церковью признана была церковь константинопольская и потому пользовалась некоторыми особенными правами, преимущественно пред другими восточными церквами. 6) В правах местного законодательства и независимого суда в своих пределах (ап. пр. 37; II, 2). Однако самостоятельность поместных церквей в управлении не должна простираться: a) до составления своих произвольных учений; поместные церкви, нарушившие это требование, признаются, по суду вселенской церкви, неправославными и отлучаются от ея общения (III, 7; VI, 1); b) до нарушения в своем управлении основных прав и законов церкви вселенской (VI, 2. VII, I); c) до самопроизвольных, без нужды, отступлений от древних преданий, правил и обычаев церкви, хотя бы они и не касались основных законов церкви кафолической или до нововведений, не имеющих законного основания (VI, 13. 28. 29. 32. 55. 56. 81; VII, 7; гангр. 21); d) до нарушения духовного единения между собою, или союза мира, молитв и взаимных общений (карф. 14). Единение между поместными церквами должно выражаться взаимным признанием с их стороны всех канонических действий каждой из них; так: лице, лишенное церковного общения в одной церкви, должно быть признано таковым и в других поместных церквах и пр. (III, 8; VI, 39; карф. 81; Вас. Вел. I; апост. 32; I, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Вино и масло разрешаются в субботы, в воскресные и праздничные дни среди великого поста. Не говоря о времени, когда произошли такие подробности великопостного устава, мы должны заметить, что правила о строжайшем соблюдении четыредесятницы идут от времен апостольских (Апост. прав. 69). Св. подвижники, которых и вся жизнь представляла великий пост в строгом смысле, не только со всею точностью соблюдали эти правила о великопостном пощении, но по усердию выносили гораздо высшие подвиги поста. Между ними были и особые подвижники на сей раз, известные под именем «святых постников», как, например, Иоанн постник , саном патриарх (Четь-мин. под 2 сент.), Симеон Дивногорец (24 мая), Савва препод. (5 дек.) и друг. Были даже такие, которые, подражая сорокадневному неядению Спасителя, ничего не ели в продолжение 40 дней, как, например, препод. Герасим (март.4, и др. патер. гл.4 сказ.83). – Сын православной Церкви! мы указали тебе строжайшие правила пощения и высокие примеры постничества с тем намерением, чтоб ты тем более устыдился своего уклонения от строгостей церковного поста и старался бы приближаться к точному, по уставу, посту. Вспомни еще, что и ныне есть такие люди, которые среди своих работ (поденщинами) по бедности своей питаются одним хлебом и водой. Несоблюдение без пищи Великого Пятка «Аще кто не хранит поста святых Апостол и Рождества Христова, и Богородицы, в церковь сего да не приемлеши» (Номокан. 228), вот суд вселенской Церкви на смелых нарушителей постов! В самом деле, что же это за льготу и преимущество присваивают себе нарушители постов? Все равно, православные христиане, все члены Церкви, всем одни уставы церковные, для всех одни права на благодать Божию, одни надежды на царство небесное. Но вот, одни соблюдают посты, а другие – нет. Одни лишают себя в пище и питье, а другие все разрешают себе, будто бы им так и следует, будто бы им и взыскания никакого не должно быть ни пред Церковью, ни пред совестью, будто бы подвижничество христианское, которое на сей раз не усердию предоставляется, не под условием: «аще хощеши совершен быти» ( Мф.19:21 ) предлагается, но предписывается как заповедь, будто оно относится не к ним, а к кому-либо иному.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Все, другие учители церкви согласны были в том, что братья Господни не были родными братьями; только некоторые из еретиков – Евионей, Андикомариане говорили противное, и были в том обличаемы; сказания апокрифических сочинений, увлекли некоторых за собою, – заставили считать братьев Господних за детей Иосифа от первого его брака 27 ; но другие строго следовали ясным указаниям евангелистов о посредстве родства чрез матерь братьев Господних 28 и признавали Иакова брата Господня за апостола, за то лицо, которое называется Иаковом Алфеевым или Клеоповым 29 . Слова: ιδου ενωπιον τ Θεου, также как и еврейское выражение – пред лицом Иеговы, означают род клятвы, Быт. 7:1 . 1Цар. 2:17 . тоже, что употребляемое апостолом выражение: свидетель мне Бог Рим. 1:9 . 2Кор. 1:23 . Причина этой клятвы очень важна: надобно было уверить галатов, что Павел точно апостол Христов, и что по сему учение его есть учение истинное, апостольское. Для сего-то он пересказывает обстоятельства своей жизни. Между галатами могли быть и такие, которые требовали подтверждения справедливости Павлова повествования; чем мог Павел уверить, что с ним точно были откровения? Для слабых совестью нужна была клятва. Итак Павел произносит клятву для славы имени Христова, для пользы братии и по нужде. Таково апостольское употребление клятвы! Ст. 21–24. апостол излагает дальнейшую историю своей жизни в доказательство того, что он по обращении не был наставлен в вере и звании апостольском. Ст. 21. историю жизни Павловой, следовавшей за первым посещением Иерусалима, излагает и св. Лука Деян. 9:29 . согласно с Павлом. Тарс, куда по словам св. Луки прибыл Павел чрез Кесарию, принадлежал Киликии; и так как галатам говорится о Сирии сопредельной с Каппадокиею, при том о той и другой, как о странах недальних от Иерусалима; то под Сириею разумеется Сирия в древних ее границах, без включения Фнникии; путь его был такой: из Иерусалима он положил отправиться в Сирию и Киликию; по сему был препровожден верующими до первого портового города Кесарии иудейской, а отселе отправился далее в Сирию и Киликию Деян. 9, 30 . Для чего, отправился он в эти страны, не говорит он; но по званию его и по указанию ст. 23. несомненно, что он проповедовал там евангелие. Отношение сего сказания у апост. Павла к главной его мысли такое, что поскольку он проводил время в путешествиях и вдали от Иерусалима, в котором пребывали апостолы: то очевидно отселе, что он не искал наставлений, у апостолов и не получал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поучение на Вознесение Господне. Святого Феодора, игумена Студийского и исповедника (Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом, не допустим помрачить его недостойною жизнию). Братие и отцы! Величайший из праздников – праздник Вознесения Спасителя нашего Иисуса Христа напоминает нам о великом и преемственном таинстве, именно о вознесении нашего естества превыше небес. В самом деле, Апостол говорит: Бог богат сый в милости нас, сущих мертвых прегрешеньми, сооживи Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе, Который одесную Его превыше всякого начальства и власти и силы и господства, и всякого имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нози Его: и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф. 1:21–23; 2:4–7 ). Итак, видите на какую высоту славы вознесено человеческое естество! Оно вознесено от земли на небо, от тления к нетлению. Мы весьма дорожим тем, если случится нам войти в дружественные связи с земным царем; но настоящее достоинство наше выше всякой цены, потому что здесь мы из отверженных и врагов, какими были прежде по грехам, соделались сынами Божьими. Естеству нашему, ныне находящемуся на небе, поклоняются все видимые и невидимые твари. Таково величие неизреченного человеколюбия благого Бога нашего. Помыслив о Нем и зная недомыслимость Его для нашего ума, блаженный (апост.) Павел молится: да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст верующим Духа премудрости в познание Его..., яко уведети нам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеяющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе на небесных ( Еф. 1:17–21 ). Для нас Всеблагий Господь, родившись от Девы, подчинялся всем требованиям закона, взошел на крест, чтобы пригвоздить на нем рукописание грехов наших, – сошел в преисподние места, чтобы разрушить болезни смертные и, воскресив род человеческий, со славою вознесся, дабы ходатайствовать за нас пред Отцом. Вот в чем заключается сущность настоящего торжества!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010