В практике древней Церкви регулярные ночные молитвы нередко увязывались с рим. делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia), т. е. смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов ( Plin. Sen. natur. Hist. 10. 21). Первые христиане посвящали молитвам все 4 стражи только в исключительных случаях (напр., на Пасху). Обычным же правилом, вероятно, было молиться до полуночи, а затем отдыхать до утра либо прерывать сон и вставать на молитву среди ночи (Trad. ap. 41; Orig. De orat. 12. 2; Hieron. Ep. 22. 37; Basil. Magn. Asc. fus. 37; Ep. 2). В качестве регулярной практики, встречающейся в разных частях христ. мира, бдение описывается в ряде памятников III-V вв. ( Tertull. Ad uxor. 2. 4; Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Basil. Magn. Ep. 207; Greg. Nazianz. Or. 42; Ioan. Chrysost. In ep. 1 ad Tim. 14. 3-4; Ambros. Mediol. Serm. 7. 30-31; 8. 45-52; 19. 32; Ioan. Cassian. De inst. coenob. 3. 5, 8-9). Иногда ночное бдение характеризуется как нововведение ( Palladius. Dialog. 5). Упоминаются бдения, совершаемые перед Евхаристией ( Athanas. Alex. Hist. arian. 81; Apol. de fuga sua. 24), перед Крещением (Апост. пред. 20-21), регулярно в период Великого поста (Testamentum Domini. 2. 8; Basil. Magn. Hom. 14. 1), на память мучеников ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 144; Greg. Nazianz. In 40 Matyr.) и по усопшим ( Greg. Nyss. De vita Macr. 33). Самые подробные сведения о времени, поводах для совершения, продолжительности и разнообразном содержании ночных бденных служб в Иерусалиме и его окрестностях в IV в. содержатся в записях зап. паломницы Эгерии ( Eger. Itiner.). Наиболее распространенными в святоотеческих творениях объяснениями практики ночного бдения являются эсхатологическое ожидание Второго пришествия Иисуса Христа или наступления Царства ( Tertull. De orat. 29; Cypr. Carth. De orat. Dom. 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7) и стремление избежать греха ( Ps. -Athanas. De virgin. 33). Однако с IV в. начинают появляться рассказы об отдельных подвижниках, стремившихся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.; ср.: Epiph. De fide. 22), в V в. на Востоке возникают мон-ри «неусыпающих» (κοιμται), где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

1 св. муч. Космы и Дамиана. 5 обновление св. Феодора в Спаракии (sic). В память праха в неделю пред 6 ноября положены особые апостол и евангелие. 6 св. Павла исповедника, архиеписк. константинопольского, и память праха. 7 св. муч. Антония и родителей его Мелосиппа и Касинии. Св. муч. Авкта и Тавриона и св. 33 мучеников в Мелитине. Служба мученикам, или вообще всем означееным, или только последним. 8 св. архистратига Михаила. 11 муч. Мины, Винтора и Стефаниды. Пр. о. н. Иоанна милостивого и Феодора студита . Служба мучеников. 13 св. Иоанна, архиеп. константинопольского, Златоустого. 14 св. апостола Филиппа, Ипатия епископа Гангрского и св. Иустиниана царя и Феодоры, в службе три тропаря святым особые. 15 св. муч. и исповедников Гурия, Самона и Авива и св. апост. Иакова, брата Иоанна Богослова. Служба мученическая. 16 св. апостола Матфея. 17 св. Григория, архиеп. неокессарийского. 20 св. патриархов константинопольских Максима, Александра, Анатолия, Геннадия и Прокла. 21 собор Введения св. Богородицы. Служба не показана. 25 св. муч. Климента, епископа римского, св. священномуч. Петра александрийского , св. муч. Меркурия и св. муч. Екатерины. Служба мученическая. 30 св. апостола Андрея первозванного. Декабрь 4 св. муч. Варвары. 5 преп. и богоносного о. н. Саввы. 6 св. Нинолая, архиеп. Мирликийского. 9 зачатие св. Анны. Сдужба вся 9 сентября. 13 св. муч. Евстратия, Авксентия и проч. 14 св. муч. Фирса, Левкия и прочих и память землетрясения. Служба землетрясения и мучеников. 18 обновление св. Богородицы халкопратийской. 20 св. священномуч. Игнатия Богоносца . 22 св. муч. Анастасии. 23 обновление святейшие великие церкви. 24 навечерие ( παραμον) Рождества Христова. 25 Рождество Христово. 26 собор Богородицы во Влахернах. 27 св. первомуч. и архидиакона Стефана. 28 св. Феодора, архиеписк. константинопольского. 29 св. младенец за Христа избиенных. Январь 1 Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память св. Василия, архиеписк. Кесарии каппадокийские. 5 навечерие ( παραμον) Богоявления. 6 Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 7 собор св. Иоанна Крестителя. 10 св. отца нашего Григория, еписк. нисского. и преп. отца нашего Дометиана, еписк. мелетинского. 11 преп. отца нашего Феодосия киновиарха. Служба, что святителя Николая 6 декабря. 14 преп. отец в Синае скончавшихся. 16 поклонение веригам св. апост. Петра. 17 преп. отца нашего Антония египетского. 18 св. патриархов александрийских Афанасия и Кирилла. 20 преп. отца нашего Евфимия пресвитера. 22 св. апост. Тимофея. 23 св. священномуч. Климента анкирского. 25 преп. отца нашего Григория Богослова . 26 память землетрясения. 27 пренесение мощей Иоанна Златоустог о (см. службу 13 ноября). 28 преп. отца нашего Ефрема. Служба, что св. Антония17 января. 30 пренесение честных мощей св. священномуч. Игнатия Богоносца (служба 20 дек.). 31 св. мучеников Кира и Иоанна. Февраль

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Для канона Священого Писания апология не дает почти ничего, зато определенный интерес она представляет для истории символических текстов. В гл. 2, 6–8, повествуя о роде христиан, автор использует regula fidei, имевшее хождение уже в то время. Попытка O’Ceallaigh’a, исходя из G «с неба сошедший... от Святой Девы рожденный... плоть приял» в сочетании с «домостроительством» и упоминанием о Св. Духе, реконструировать символ наподобие Константинопольского 360 г., делая при этом вывод о христианской интерполяции якобы древней иудейской апологии (в соответствии со своей теорией), – явно натянута в угоду «оригинальности» концепции. Алпиджьяно правильно возражает, что аналогичные выражения не обязательно были взяты из «символа», поскольку были общими для литературы той эпохи, ср. Ин.3:13; 6:33; 8:41 и т.д.; Еф.4: 9–10 ; Игн. Ант.: Смирн. 1, 1 и Еф. 7, 12 ; Лк.1:35 и Иппол. Апост. пред. 21 (слова о Св. Духе в греч. и арм. текстах амбивалентны, хотя скорее всего относятся не к «исповеданию», а к «нисхождению»); наконец, в тексте II в. Epistola apostolorum 3 (дошло в эфиопском переводе), все эти выражения встречаются вместе. Слово «икономия» имеется у Игн. Ант. Еф. 18, 2 и 20, 1 (несколько раз в НЗ). Гораздо правдоподобнее реконструкция Гарриса (и ее ретроверсия на греческий Гарнака), базирующаяся на формулах, близких по времени к Аристиду: «Веруем во Единого Бога Вседержителя/Творца неба и земли [Alpigiano предпочитает чтение G “Создателя и Творца всяческих”]/и в Иисуса Христа, Его Сына/.../рожденного от Марии [Alp. замечает, что у Аристида имя Богоматери не названо, а аргументация Гарриса неубедительна] Девы/.../Он был распят (или другое похожее слово) иудеями/умер и был погребен/в третий день воскрес, взошел на небеса/.../паки грядет судить» 423 . В апологии упоминается об ангелах; прощении всех грехов при обращении в христианство (видимо, подразумевается таинство крещения); святости и непорочности младенцев, умерших вскоре после рождения; о горькой участи христиан, скончавшихся без покаяния во грехах; о молитве христиан, просящих единое на потребу, за язычников об отвращении последних от их заблуждений; о будущем суде и воздаянии 424 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Прожив Свою жизнь на земле, Он оставил нам примерь «чтобы и мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Чтобы показать нам, насколько постоянным Он считал Закон во всей его полноте, Христос сказал: «ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Тех, которые бы вздумали изменить какую-нибудь часть закона, Христос предостерегает, говоря: «кто нарушить одну из заповедей сих малейших и научить так людей, тот малейшим наречется в царствии небесном; а кто сотворить и научить, тот великим наречется в царствии небесном» (Мф. 5: 19). Поэтому, говорят адвентисты, тот, кто думает, что, если он будет соблюдать только часть заповедей, то Господь не сделает его ответственным за не сохранение субботы, пусть обратить внимание на слова ап. Иакова: «кто соблюдет весь закон и согрешить в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ) 10 . На какую высоту ставил, говорят адвентисты, Господь Иисус Христос субботу, как заботился о святости соблюдении ее, видно далее из того, что Он заповедал Своим последователям молиться в течете целых сорока лет о том только, чтобы бегство их из Иерусалима, предстоявшее им пред разрушением этого города, не случилось в субботу. «Молитесь, сказал Спаситель, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Итак, целых сорок лет, восклицают адвентисты, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Его последователи должны были молиться, чтобы им не пришлось своим бегством из Иерусалима в субботу нарушить святость этого дня 11 . В кн. Деяний св. Апостолов, говорят адвентисты, мы постоянно встречаем указания на то, что ап. Павел участвовал в молитвенных собраниях иудеев; а эти последние всегда собирались в седьмой день или субботу. Так, в гл. 17. ст. 2 кн. Деяний Апост. мы читаем: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». Здесь мы видим, заключают адвентисты, что проповедовать Слово Божие в день субботний, а не воскресный было обычаем или привычкою ап.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

V. Св. священномуч. Киприан: а) «Почитаю нужным предупредить братьев наших о том, что получившие свидетельство от мучеников, которых заслуга может споспешествовать им пред Богом, могут, в случае постигшего их бедствия и опасной болезни, не ожидая присутствия нашего, исповедать свой грех пред всяким, какой тут случится, пресвитером» (т. I, стр. 55, письмо 12-е). б) «Власть разрешить что-нибудь на земле так, чтобы это разрешалось и на небе, Господь дал прежде Петру..., а по воскресении и всем апостолам, говоря: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сия рек, дуну, и глагола им: примите Дух Свят. Ниже отпустите грехи, отпустятся им; и ниже держите, держатся» ( Ин.20:21–23 ). Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в церкви предстоятели, и имеющие основанием Евангельский закон и Господне распоряжение; а вне церкви ничто не можот быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто бы мог связать что-нибудь, или разрешить» (т. I, стр. 288, пис. 60-е). в) «Христос одному Петру сказал: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех ( Мф. 16:19 ); потом читаем в евангелии, что Христос, когда дунул на одних апостолов, сказал им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Это значит, что власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденным от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения» (т. I, стр. 333, письмо Фирмилиана). г) «Пусть каждый исповедует свой грех , пока согрешивший находится еще в оном мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» (т. II, стр. 164, кн. о падших). VI. Св. Игнатий Богоносец : «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз» (Пис. муж. апост. стр. 299, посл, к Филадельфийцам). 1

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

1 Eusebius, Historia, V, 24 2 Ibid. 3 Corp. script.ecclesiastic.latin. Vindob., XX, 1900, p.274 4 F.X.Funk, Didascalia et Constit. Apostolorum, 1906, I,288 5 Учение XII апостолов, гл. VIII 6 Апостольск. Постановл., VII, 23 7 Funk,цum.uзд.,286,288 8 Посл.канонич.,пр.1 9 Texte u.Untersuch.,III,1888,S.179—195 10 Corp. script, ecclesiastic, latin., XXXIX,85. 11 Biblioth. orientalis, 1,23. 12 Ibid. 13 А. Дмитриевский, Опис. литург. рукописей Востока, 1,1895, стр. 127—129. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7—11, 14—16, 28, 31—41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора — «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52—61. 16 PG. 12, col. 528. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 18 Наиск, Real-Encyklopädie, V, 770. 19 PG, 24, col. 694. 20 Collatio XXI, 30. PL, 49. col. 1208—9. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». — Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 22 V, 21. 23 VII, 29. 24 I, 11. 25 Русск. пер., Т. II, 1896, стр. 186. 26 PG, 26, col. 1413. 27 I, 13. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. — V, 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

А что касается тех второбрачных священнослужителей, т. е. пресвитеров или диаконов, которые, напротив, покаялись прежде, чем состоялся этот Собор, и сами расторгли противозаконный брак или по смерти своих вторых жен обратились к целомудрию и покаянию, то признано справедливым, чтобы они прекратили священнослужение на определенный промежуток времени. Однако они могут пользоваться почетным правом сидеть и стоять вне алтаря вместе со священнослужителями, плача пред Богом о прощении совершенного ими по неведению беззакония и никого не благословляя. He подобает тому, кто должен врачевать покаянием язвы собственной души, преподавать благословение другим, как говорит правило Василия Велик. 27. В свою очередь те пресвитеры, диаконы и иподиаконы, которые взяли в жены вдову или женились после рукоположения, после отстранения на краткое время от любого священнодействия пусть снова исполняют то, что присуще священству, однако на бльшую степень пусть не восходят, но пребывают на тех степенях, на которых каждый из них находится. Но это должно быть после того, как они расторгнут противозаконные сожительства. Определив это по икономии и снисхождению к упомянутым священнослужителям, названные отцы возобновляют (т. е. принимают решение, чтобы в будущем имели силу) правила святых апостолов, а именно 17-е и 18-е, которые и приводятся дословно. Смотри их толкование, а также толкование Апост. 19. Правило 4 Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, или придверник совокупится с посвященной Богу женой, тο да будет извержен, потому что растлил невесту Христову. Если же это мирянин, да будет отлучен. (Апост. 25; I Всел. 9; IV Всел. 16; VI Всел. 21, 40, 44, 45; Анкир. 19; Неокесар. 9; Василий Велик. 3, 6, 17–20, 32, 51, 60, 70.) Толкование Настоящее правило извергает клириков, которые впадают в блуд с женами, посвященными Богу, т. е. с монахинями, и отлучает сделавших это мирян, ибо они растлили невесту Жениха душ Христа Бога, была ли она девицей, прежде чем стала монахиней, или же вдовой. При этом священнослужителей и клириков извергают не только в том случае, когда те впадут в блуд с монахиней, но и в том, когда впадут в блуд с мирянкой. Прочти также Апост. 25 и IV Всел. 16. Правило 5

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

д.) есть нарушение основных церковных принципов под влиянием неправильного понятия о сакраментализме как передачи епископства от одного лица к другому. Сравни проблему " епископи вагантэ " . Смотри И. Конгар " Единая Церковь… " , стр.205 и далее и сильные, но оправданные замечания С. Фогеля, " Отчужденная литургия " " Консилиум " 28 (февр. 1972), 11–25, особ. стр.18 и далее. 615 Смотри ниже в пункте 110. 616 Сравни замечательный труд В. Фунса " Чины посвящения со времени их возникновения до Иннокентия III " , 1930, особ. стр.61 и далее. 617 Свидетельства изобильны, хотя обычно не замечаются историками. Например, " Пастырь Ермы " , 3.4; Тертуллиан " О Предп. " , 2; Ориген, " Иезек. " 2.2, и Ипполит " Апост Пред. " ,8 (реконстр. Г. Диксом в " Трактат об " Апостольском Предании св. Ипполита Римского " , 1937, стр.13). Далее это поддерживается существованием знаменитых пресвитеров, известных как учителя (Климент Александрийский, Ориген и т. д.). О дополнительных свидетельствах и подробное рассмотрение сравни в моей книге " Единство… " стр.160 и далее. Все это показывает, что Церковь первых веков понимала апостольское преемство не как преемство учения. Она фактически отвергла идею, что Церковь можно было рассматривать как " школу " . Смотри у Ипполита, " Филос. " , 9.12.21. 618 Почему бы, например, не признать преемство харизматических даров и т. д.? Этот вопрос ставится особенно сегодня. 619 Смотри у Ипполита (прим. 90 выше). Даже после того как епископ потерял свое исключительное право совершать евхаристию (об этом праве смотри у Ипполита в " Апост. Пред. " , 3, сравн. 8), его исключительное право посвящать в сан не подвергалось сомнению. Например, Иероним " Посл. " , 146 (ПЛ. 20.1194) и Иоанн Златоуст " В I Тим. " 11 (ПГ 62: 553). 620 Например, Тертуллиан " О Прен. " , 20.4–7,9; 32; 36.1; " Скорп. " ,9; Ириней, " Против ересей " 1,10; 1–2 и т. д. 621 Например, Августин, " Посл. " , 252.3 (ПЛ., 33; 1028) и т. д. Сравн. Ф. Дворник, цит. соч.. 622 Таким образом, Тертуллиан постоянно мыслит с точки зрения миссионерства — исторического подхода: " О Предп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

901 Апостолы и евангелия субб. пред 50-цею – другие: апост. Деян. зач. 51 и мертвенный Коринф. зач. 163: Братие, первый человек...; евангелия Иоанна, зач. 67 и заупокойное, зач. 21. 902 Все эти прокимны, аллилуиарии, причастны и заупокойные апостол и евангелие указываются в 55 гл. Типик., л. 398 на об., и в Октоихе, л. 91 на об., в котором на л. 380 на об. и напечатаны. Ворочем, на 91 л. Октоиха пропущен стих аллилуиария: Многи скорбя праведным..., и не указаны зачала заупокойных апостола и евангелия. 903 В субботу пред 50-цею считают уместным, вместо «Вядехом свет истинный...», петь: «Глубиною мудрости...». 907 В этот перечень вошли: 1) такие песнопения, значительнейшая часть которых находится в самих последованиях означенных книг, но которые для большего удобства перепечатаны в других книгах, каковы, напр., воскресные и др. тропари и кондаки, 2) такия, которых в последованиях перечисленных книг не имеется, но которые напечатаны или в тех же книгах, но особыми статьями, каковы, напр., воскресные экзапостиларии и дневные светильны Октоиха, или в других книгах, каковы: общие тропари, общие кондаки, общие прокимны и т. п. 908 Эти богородичны находятся в числе седмичных богородичнов, поемых после тропарей святых в конце вечерни, в начале утрени на Бог Господь и в конце утрени и помещенных в 57 гл. Типикона. 909 Они же поются и в других стихирах; так, напр., если, положим, 6 октября случится в воскресенье, то в литийных стихирах на И ныне, на основавии 3 и 4 гл. Типикона, надобно петь воскресный богородичен, заимствуя его из воскресных стихир на стиховне. 910 Назначаются они и в других стихирах; так, напр. 9 октября назначены в утренних хвалитных стихирах. 911 Ипакои есть песнопение, принадлежащее воскресной утрени, в последовании которой в Октоихе оно и напечатано; но полагается и на воскресной полунощнице, где не печатается, а только указывается (см. Часосл., стр. 20). 916 Сравнивая общие утренние прокимны, указанные в общих последованиях утрени, помещенных в Общей Минеи, с общими литургийными прокимнами, указанными в 59 гл. Типикона и 29 гл. Общей Минеи, мы видим, что и для утрени, и для литургии большею частью назначаются одни и те же, но не всегда, напр, утренний прокимен Христа ради юродивым: Возвеселится праведник..., а литургийный: Честна пред Господем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

с писаниями несомненно истинными – μολογομενα, и след. дает названным, посланиям преимущество пред другими, также отнесенными к классу ντιλεγμενα, писаниями. – Если теперь μολογομενα, по Евсевию, суть писания несомненно канонические, внесенные в Канон вселенскою церковью, – писания, признанные правилом (нормою) веры (ер, h. е. III, 25 сначала) 1398 : то ντιλεγμενα след. суть такие писания, которые были относимы к Канону не по всеобщему согласию, – такие писания, о принятии коих в Канон не все были одинакового мнения 1399 . Если же теперь посланию Иуды, 2-му посланию Петра, 2-му и 3-му посланиям Иоанна и посланию Иакова Евсевий дал преимущество пред остальными ντιλεγμενα и νϑα: то это преимущество, очевидно, могло состоять только в том, что, по его мнению, церковь была менее несогласна в признании канонического достоинства 1400 за этими пятью соборными посланиями, нежели за остальными ντιλεγμενα, и след. быть может имела менее причин возражать (ντιλγειν) против названных пяти посланий, нежели против прочих ντιλεγμενα. Вскоре после Евсевия новозаветный Канон был окончательно утвержден 1408 . – В конце 2-го века и у Оригена , из числа принимаемых нами книг, 21 были признаны как μολογομενα и 6 как ντιλεγμενα. Евсевий из этих книг 20 признал с достоверностью за μολογμενα и 5 или 6 (включая в это число послание к Евреям и Апокалипсис) за ντιλεγμενα; кроме того он перечисляет и другие книги, отчасти как ντιλεγμενα 2-го разряда, отчасти как такие, которые вполне должны быть отвергнуты. Но между тем как все эти книги, кроме 27-ми, частью вполне достойны, по мнению Евсевия, отвержения, частью отнесены им к ντιλεγμενα 2-го разряда и мало-по-малу утрачивались, или же были упускаемы из виду: те 7 книг, который были причислены им к ντιλεγμενα 1-го разряда, напротив, были мало-по-малу признаны всеми, так что в конце 4-го новозаветный Канон получил тот самый вид, в каком он существует и в настоящее время. – Правда, 60-е правило Лаодикийского собора (между 360 и 364 г.), признавшее 4-е Евангелия, книги Деяний Апост., 7 соборных и 14 Павловых посланий (след.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010