А любовью истины он называет Христа: « за то », — говорит, « что они не приняли любви истины ». Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. « Но возлюбившие », — говорит, — « неправду ». Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях — и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Об этом говорит Христос: « Илия должен придти прежде и устроить все » (Мф. 17:11). Потому об Иоанне сказано, что он (предъидет пред Господом) « в духе и силе Илии » (Лк. 1:17), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. « Иоанн », — сказано, — « не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно » (Ин. 10:41). Что же значат слова: « в духе и силе Илии »? То, что (Иоанн) будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия (Христа), так Илия будет предтечею второго и славного Его пришествия, и блюдется для этого. Не будем поэтому бояться ничего: (апостол) встревожил умы слушателей, но не сделал того, чтобы они считали настоящее свое положение несчастным, напротив, показал, что за это надлежит благодарить (Бога). Потому и присовокупил: « Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через (в) освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению » (ст. 13). Как избрал к спасению? Это объяснил (Апостол), когда сказал: « через   освящение Духа », то есть, освятил вас духом и истинною верою, от чего и зависит наше спасение, а не от дел, ни от подвигов, но от истинной веры. Вот опять « в» (ν) употреблено вместо « через» (δι). « В освящение », — говорит, — « Духа, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа » (ст. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Откр. 19, 13 тоже говорится о Слове Божием. Ап. Иоанн описывает видение Верного и Истинного, который праведно судит и воинствует. Этот Верный и Истинный называется у Иоанна Словом Божиим. Мы можем считать, что " Слово " у евангелиста Иоанна означает Сына Божия. В 1 Ин. 5, 20 Иисус Христос прямо называется Богом: " Сей есть истинный Бог и жизнь вечная " . В этом же стихе Господь называется истинным Сыном, а в 1 Ин. 4, 9 ап. Иоанн говорит о Христе как о Сыне Единородном: " Бог послал в мир единородного Сына своего " . Наименования " единородный " , " истинный " призваны показать нам совершенно особое отношение Сына к Отцу, которое принципиально отлично от отношения к Богу всех других существ. Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына. 1 Ин. 5, 11-12: " Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни " . Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности, свойство всемогущества (Откр. 1, 8): " Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель " . Слово " Вседержитель " указывает на всемогущество. 6.2.2.2. СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОСТОЛА ПАВЛА 1 Тим. 3, 16: " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти " . Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же самое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть " сущий над всем Бог, благословенный вовеки " . Деян. 20, 28, эпизод, когда апостол Павел на пути в Иерусалим прощается в Мелите с эфесскими пресвитерами. Он говорит о " Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею " , т. е. указывает на Божественное достоинство, называя Христа Богом. В Кол. 2, 9, апостол Павел утверждает, что в Нем, т. е. во Христе, " обитает вся полнота Божества телесного " , т. е. вся полнота Божества, которая присуща Отцу. В Евр. 1, 3, апостол называет Сына " сиянием славы и образом ипостаси Его " , очевидно, что слово " ипостась " здесь употребляется в значении " сущность " , а не в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

В Послании есть единственное внеевангельское свидетельство о Преображении: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Пет.1:16-18 ). Призывая к святости и благочестию, ап. Петр ожидает новый миропорядок: «…нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). От нас зависит ускорить молитвой и усилием жизни «скорее быти желающим» ( 2Пет.3:12 ) наступления этого нового порядка. Из напряженности эсхатологического ожидания вытекает призыв к нравственной жизни: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» ( 2Пет.3:14 ). Из дальнейшего следует подтверждение учения апостола Павла, а также авторитетность и начало канонизации его Посланий. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех Посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:15-16 ). Неудобовразумительное – не значит неправильное, но требуещее правильного толкования. Послания Иоанна Автор 3х Посланий – известный апостол и евангелист Иоанн Богослов. Этого апостола называют апостолом любви, и не только потому, что тема любви доминирует в его священных произведениях, но и потому, что этим Божественным качеством пропитана вся его жизнь. Вот один характерный пример из его жития. «О последующей деятельности апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в Церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В утерянных толкованиях Феодора Мопсуестийского на Великих пророков, вероятно, можно было бы видеть ту же картину. Об этом можно судить по комментариям блаженного Феодорита Кирского, который в своих экзегетических произведениях ведет полемику с Феодором, отстаивая мессианское содержание пророчеств . В качестве примера можно рассмотреть объяснение слов пророка Исаии, которые цитирует евангелист Иоанн: Столько знамений сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? И кому открылась рука Господня? Потому не могли веровать, что как еще сказал Исаия, народ сей ослепил очи свои… Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. (Ин. 12, 37—41;Ис. 6, 1—10). Евангелист Иоанн утверждает, что пророк сказал эти слова, когда видел, как, несмотря на множество ясных пророчеств о Христе, иудеи в неверии предадут Его на смерть. Так же и другие евангелисты цитируют этот отрывок (Мф. 13, 14—15; Мк. 4, 12). Тот же смысл в этих словах видит апостол Павел (Деян. 28, 25—26; Рим. 10, 14). Феодор, зная об этих свидетельствах, настаивает на том, что пророчество относится к современникам Исаии. Основанием для этого как обычно служит контекст. «Действительно, когда он видел Господа Сил сидящего на престоле высоком и превознесенном и Серафимов вокруг Него хвалящих Его и возглашающих «Свят», тогда сказал ему Господь: Иди, скажи народу этому: Слухом слышать будете и не поймете, и очами смотреть будете и не увидите и т.д.» . Господь сказал это, посылая пророка на пророческое служение. Слова: Иди, скажи народу этому, — по мысли толкователя, ясно указывают на то, что речь идет о тех, к кому Исаия обращался при жизни. Также весь строй речи указывает на это. В 11—13 стихах речь идет о скором разорении Иудеи, в чем можно видеть указание на Вавилонское пленение. Следовательно, по мнению Феодора, евангелист Иоанн и апостол Павел использовали это место для усиления своей речи. «В Деяниях же Апостольских, — пишет он, — блаженный Павел сказал, что он (Исаия) видел Духа. Ибо он так говорит иудеям: Слухом услышите и т.д. (Деян. 28, 25—26). Итак, что же это значит? Исаия в духовном видении в явлении Божественной природы, которая непостижима, видит (Божественную) славу. Евангелист и апостол,называяее по-разному, не противоречат друг другу, поскольку она является общей Отцу и Сыну и Святому Духу. Так же отметим, что блаженный Павел в послании к Римлянам, желая показать, что изобличено неверие и противоречие иудеев, воспользовался этим же свидетельством. Итак, ясно, что блаженный Иоанн использовал это место в том же самом смысле… и добавил это, чтобы усилить обличение обвинения иудеев» .

http://bogoslov.ru/article/2452157

Как мы говорили выше, «человек греха и сын погибели» сотворит брань со «святыми», и «дано будет ему победить святых»; но победа эта будет лишь прологом к дальнейшим мероприятиям против верующих и боящихся Бога ( Откр.13:6–8 ): «Второй зверь», т.е. ложный пророк «того человека», со властью первого зверя, говорит Апостол Иоанн, заставит «всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю, и будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:12–15 ); плен и убийство ожидает чтителей Бога и исповедников Иисуса Христа ( Откр.13:10 ); однако адский замысел и свирепейшие меры «того человека» не увенчаются успехом и не достигнут цели разрушения Царства Божия на земле в «святых Божиих»: ни Церковь в своем видимом оказательстве, ни потаенное христианство в людях не исчезнут из мира: «Жена, облеченная в солнце , – говорит Апостол Иоанн, – убежит в пустыню, где приготовлено будет для нее место от Бога... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.12:6–17 ); очевидно, в злобе против Церкви, имеющей оказательство продолжать свое существование в «пустыне», «тот человек» начнет истреблять «семя ея» везде – там, где «пустыня» не прикроет собою и не соблюдет в себе неприкосновенными чтителей Бога. «...Он, , – говорит Апостол Иоанн, – сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их; и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр.13:16–17 ): действие это правительства «того человека» нельзя иначе рассматривать, как направленным исключительно к тому, чтобы извести и истребить потаенно чтущих Бога и служащих Богу во имя Иисуса Христа, Сына Божия. В это-то время и исполнится во всей ужасающей силе и потрясающей действительности пророчественное слово Иисуса Христа о том, что в последние дни люди «друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» ( Мф.24:10 ): «Предаст же брат брата на смерть; и отец – детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» ( Мк.13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

О Господнем Преображении Скачать epub pdf Праздник Преображения Господня один из великих праздников Церкви. И это – событие, о котором подробно говорят три первых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, так же как и самоочевидец его, св. апостол Петр в своем втором послании. Только три, из избранных избраннейшие апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, сподобились быть его свидетелями. Можно удивляться, что св. апостол Иоанн, написавший Евангелие и бывший свидетелем Преображения Господня, не дал подробного описания его. Но Евангелие от Иоанна, написанное значительно позже прочих Евангелий, ставит своей целью восполнять свидетельства других евангелистов. Видя же три подробные и совершенно истинные описания этого святого события, св. Иоанн не счел нужным повторять его. Но он не оставил этого преславного и благодатного явления без упоминания о нем в своем Евангелии. Как указывают некоторые свв. отцы, о Преображении говорит св. Иоанн во вдохновенных ярких строках, которые мы слышим в священнейшие часы Пасхальной ночи: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины». Св. апостол Петр, также самоочевидец Преображения, более подробно говорит о нем во II-oм своем послании к своим духовным чадам и пасомым: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепотной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали будучи с Нем на святой горе...» ( 2Петр. 1, 16–18 ). Полную картину Преображения дают нам три евангелиста, из которых ни один не был свидетелем самого события. За 40 дней до Своих страданий Господь, желая укрепить веру Своих учеников, чтобы они не поколебались, когда Его подвергнут оскорблениям, унижению и мукам, просиял паче солнца. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» – разъясняет нам св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Чем дальше евангельские события уходили в прошлое, тем больше возникало домыслов относительно Личности Иисуса Христа. Всевозможных ересей будет очень много, и самые устойчивые из них в последующем станут предметом обсуждения на поместных и вселенских соборах. Эфесские христиане убедили апостола Иоанна изложить христианское учение так, как он его принял от Учителя, и самому рассказать всю правду о Христе. По преданию, Иоанн наложил на всех строгий пост, а сам с Прохором отправился на гору. Примерно на четвертый день внезапно загремел сильный гром, в небе заблистали молнии, и апостол Иоанн продиктовал Прохору первые строки: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ... (Ин. 1: 1–5). Евангелие от Иоанна поистине уникально! С одной стороны, оно содержит глубочайшие тайны, над которыми вот уже два тысячелетия бьются великие богословские умы. Слово было Бог... С другой стороны, Евангелие от Иоанна, больше остальных трех — от Матвея, Марка и Луки, в чем-то можно сравнить с современным репортажем. Если вы хотите узнать, кто именно из учеников задавал Христу тот или иной вопрос или другие подробности, то прежде всего следует обратиться к Евангелию от Иоанна — его писал несомненный очевидец событий. Только из Евангелия от Иоанна, к примеру, можно узнать, что в момент насыщения Иисусом пяти тысяч людей хлебами именно апостол Филипп растерянно спрашивал: где нам купить хлеба, чтобы накормить столько народа, а апостол Андрей вспомнил, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и всего лишь две рыбки. Ведь Иоанн тоже был при этом. В Евангелии от Иоанна — и только в нем одном — рассказано о чуде претворения воды в вино на пиру в Кане Галилейской, о воскрешении Лазаря и его сестрах — Марфе и Марии, приводится разговор Иисуса с фарисеем Никодимом, во время которого присутствовал как минимум еще один внимательный слушатель.

http://pravoslavie.ru/70857.html

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ). Имя «Иоанн» дословно переводится как «благодать Божия». 11 Здесь апостол подчеркивает, что он брат во Христе тех, к кому обращается. Это братство берет начало в Крещении, когда мы рождаемся от Бога Отца, поэтому все христиане – братья. Далее Иоанн Богослов говорит, что он соучастник или, можно сказать, сопричастник в скорбях и в царствии, и в стойкости Иисуса Христа. Наши страдания, которые мы как христиане переносим, – это страдания, которые мы терпим вместе со Христом. Они являются неизбежностью христианства, потому что Христос страдал и говорил ученикам Своим: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). И в другом месте сказано, что праведники идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. А Агнец идет приносить Себя в жертву, идет на смерть, а только потом идет путем Воскресения. Так и христиане должны терпеть до самой смерти. Так что скорбь для христиан – вещь неизбежная, а потом – Воскресение. Более того, для нас честь – носить скорби не свои, а Христа Спасителя. Мы в скорбях Бога в этом падшем мире, поэтому Иоанн гордится тем, что он соучастник скорби Иисуса Христа. Для христиан, живущих по заповедям Божиим, усиливаются скорби, но одновременно в них возрастает сила и мощь Христа. Мы, в буквальном смысле, соучаствуем в Царстве Спасителя, причащаясь Тела и Крови Христа, и чувствуем в себе царственную власть Его. И, как говорит апостол Павел, чем больше усиливаются скорби, тем больше усиливается благодать Христова. Апостол даже искал скорбей, чтобы умножить в себе силу Христову. Мы чувствует власть Христа и в том, что Он царственно освобождает нас от всякой вины. В покаянии вина снимается с человека, и это объективный факт. При этом никакого чувства вины в нас не остается. Где появляется возможность прощения, там и есть Царство Христово – царство простого, незаслуженного прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   [Глава 1:1. Во всей Ахаии. Под Римским владычеством Греция была разделена на две провинции: на Македонию и Ахаию; в последней главный город был Ко­ринф].    [Стих 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Во время арианских споров много обращалось внимания на это и на другия подобныя выражения Апостола, чтобы в них найти доказательство или опровержение Бо­жества Иисуса Христа. Так, ариане усиливались доказать, что Апостол, называя Бога Отца Богом Господа Иисуса Христа, тем самым доказывает, что Иисус Христос ниже Бога Отца. Отвергая это, отцы Церкви доказывали, что слово Бог относится к нам, а к Господу Иисусу Христу относится только слово Отец, и требовали ставить знак препинания после слова Бог (Феодорит). Другие же проще относили слово Бог к человеческой природе Иисуса Христа, а Отец к Божеству].    [Стих 8. О скорби нашей. В связи с указанием на место этой скорби, в Асии, её представляют скорбью по поводу возстания Димитрия сребреника (Деян. 19:24), хотя эта скорбь не соединена была с опасностью смерти; другие считают борьбу со зверями в Ефесе (1 Кор. 15:32), но об ней ничего неизвестно; иные же с большей вероятностью предполагают тяжкую болезнь, которой Апостол под­вергся во время путешествия по Асии, потому что дальше Апостол прибавляет: сами в себе осуждение смерти имехом].    Стих 12. Не в мудрости плоти. Апостол разумеет здесь не красноречие, а лукав­ство, и подразумевает тех обманщиков, которые искажали проповедь (Феодорит)    [Стих 13. Не иная пишем вам, но яже чтете и разумеваете, то есть из чтения моих Посланий вы легко убедитесь в том, что я и в устной проповеди и в Посланиях одинаков, не как думают другие обо мне].    [Стих 15. Да вторую благодать имате. Это благодать не от вторичного прихода, потому что далее (12:14; 13:1) Апостол говорит, что он в третий раз собирается придти к ним, а, как замечает святитель Иоанн Златоустый, это благодать сугу­бая — одна через Послание, а другая — через прибытие к ним].    Стих 17. По плоти совещаваю. То есть, уже ли предпринимаемое мною, говорит Апостол, совершается моими только силами и по одной моей прихоти, а не по воле Божией — так что раз предпринятое мною может быть изменено мною же, по свойственному людям непостоянству их желаний? Этим Апостол желал по­казать, что приход или неприход его к Коринфянам зависел не от него, а от воли Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В послании к Галатам мы читаем следующие слова св. апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать не язычникам, а «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языческом Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил в Риме и, следовательно, не занимал в нем епископской кафедры, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого Апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви, однако епископом в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том шипеть, «поданной (ему) от Бога благодати – быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010