Сие происходило в Вифаваре, где крестил Иоанн; Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею; надлежало же Ему проходить через Самарию; Он приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, там был колодец Иаковлев; Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца; приходит жена из Самарии почерпнуть воды (ученики отлучились в город); сии слова говорил Иисус у смоковницы; и ходил Иисус в храм, в притворе Соломоновом; есть же в Иерусалиме у святых ворот купальня, при которой было пять крытых притворов; из Иудеи Иисус пошел в страну, близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими“ 699 . Иоанн знает, где находится поток Кедронский, Гефсиманский сад, первосвященнический двор, претория, Голгофа, сад Иосифа из Аримафеи с пещерою, в которой похоронили Спасителя, Вифания 700 . Иоанн знает все праздники Иудейские; подробно и точно описывает он различные торжественные и религиозные процессии, совершавшиеся в известные дни и часы в Иерусалимском храме. Иногда он не описывает их, но постоянно имеет пред своими глазами. Вот почему все, что в данном случае Иоанн сообщает, можно понять только тогда, когда будет воспроизведена соответствующая обстановка. Так, напр., в одном месте 701 он напоминает об одном торжественном обряде праздника Кущей. Ежедневно, после утренней жертвы в храме, громадные толпы народа вместе с очередным священником шли к священному колодцу Силоамскому. Дорогою пелись священные псалмы. Священник наполнял золотой сосуд водою и при радостных восторженных криках народа, под звуки труб и кимвалов, с пением священных гимнов, возвращался в храм. Здесь на алтаре жертвенном совершал жертву возлияния, а в это время народ пел под музыку слова пророка Исаии, относившиеся к Мессии 702 . Иоанн знает, когда и какие приносились жертвы в храме, из каких стран и городов приходил народ в Иерусалим на великие праздники, что делали приходившие сюда, какими чувствами были наполнены их души, какие обряды соблюдали здесь они.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

– Учитель! Имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя исцели его; если ты исцелишь его, то и я уверую в того Бога, Которого ты проповедуешь. Святой же сказал ему: – Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца? Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами: – Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне. И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым; а отец в тот же час за это искушение охромел на обе ноги и от сильной боли с криком упал на землю, умоляя святого: – Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его. Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя Иисуса Христа. Утром пришел Иоанн на место, где лежал человек, страдавший водянкой и не встававший с постели 17 лет. Апостол исцелил его словом и просветил святым крещением. В тот же день прислал за Иоанном человек, ставший игемоном после зятя Миронова, Лаврентия, усердно умоляя святого прийти в его дом; ибо жене игемоновой, бывшей непраздной, настал час родить, и она весьма страдала, будучи не в силах разрешиться от бремени. Апостол скоро пришел и едва только ступил на порог дома, как жена тотчас родила, и болезнь облегчилась. Увидев это, игемон уверовал во Христа со всем домом своим. Прожив там три года, Иоанн отошел в другой город, жители которого помрачены были тьмою идолопоклонства. Когда он вошел туда, то увидал народ, празднующий бесам, и несколько связанных юношей. И спросил Иоанн одного из стоящих там: – Для чего связаны юноши сии? Человек тот ответил: – Мы почитаем великого бога – волка, которому совершаем ныне праздник; ему-то эти юноши и будут заколоты в жертву. Иоанн попросил показать ему их бога, на что человек тот сказал: – Если хочешь видеть его, подожди до четвертого часа дня; тогда ты увидишь жрецов идущих с народом на то место, где является бог; пойди с ними, и ты увидишь нашего бога. Иоанн же сказал: – Вижу, что ты человек добрый, я же пришел; умоляю тебя, сведи меня сейчас же на то место сам: ибо весьма я желаю видеть вашего бога; и если ты покажешь мне его, я дам тебе драгоценный бисер.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Я попробую рассказать об отношении мира и церковной жизни, о возможности влияния мира на церковную жизнь, и о том, какое влияние может оказывать мир на церковную жизнь. Церковь существует в мире и не вне мира. В свете Божественного Откровения, а значит, в свете и Священного Писания , и церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира, скажем, позитивное, и оно первое. Позитивное – это то, что сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16 ) . Вот позитивное принятие мира, позитивное отношение к миру. Мир – дело Божие, и Бог так любит мир, что Сына Своего дал, и Сын пришел не осудить мир, но спасти мир. И в то же самое время, дорогие, парадоксально (вообще, в христианстве много парадоксов, но парадокс не значит что-то неточное, неистинное, а просто значит превосходящее наше понимание и заходящее в реальность, которая не исчерпывается нашим пониманием), и вот парадоксально, что тот же самый евангелист Иоанн, апостол любви, который сказал что Бог – Любовь и так любит мир, что Сына Своего дал, чтобы спасти мир, – тот же самый апостол нам показывает и другое отношение к миру. Мы это должны иметь в виду, вместе с первым понимания мира, или подходом к миру. Вот другое. Это в первом послании апостола Иоанна: « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2:15–17 ). Как можно понять то, что один и тот же апостол, апостол любви, верховный апостол, именно апостол Иоанн – самый любимый ученик Христов, – как можно понять в нём этот парадокс? Не в этом ли контрадикция? Раз Бог так любит мир, что Сына Своего дал, чтобы спасти, а не осудить мир, и вдруг он говорит нам, что тот, кто любит мир, не имеет любви Отчей, а Отец имеет любовь к миру и Сына своего дал?

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  Теперь поведем речь о том, что Священное Писание говорит об антихристе. Наиболее подробно и ясно сказал о нем, как ни странно, не апостол Иоанн Богослов в своем Откровении, а апостол Павел во Втором послании к фессалоникийцам. Он обращается к ним так: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2, 1–2 ). Апостол говорил эти слова в I веке, но их можно отнести и к нашему времени. И сейчас мы тоже должны не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания. Что значит от духа? Православные толкователи объясняют это так. Во времена апостола Павла были люди, обладавшие пророческим даром. Часто эти люди в собрании верующих вставали и пророчествовали – так, как говорил им Дух. И апостол Павел утверждает: даже если бы такой человек, имеющий дар пророчества, встал и от Духа, внушившего ему, изрек нечто о скором пришествии Христа, то его не надо было бы слушать. А слова ни от слова, ни от послания относятся уже к самому апостолу Павлу, потому что ему самому приписывали некоторые высказывания: будто он некогда где-то что-то говорил. Недавно газета «Русский вестник» заявила о том, что отец Иоанн (Крестьянкин) выступает против принятия ИНН. Подобные слухи ходили и об отце Николае Гурьянове . Потом отец Иоанн публично это заявление разоблачил и засвидетельствовал, что никогда и никакой газете он такого не говорил. Что касается отца Николая, то он даже изумлялся в свойственной ему простой манере: «Что такое ИНН? Я ничего не знаю, дорогие мои. Там ведь не сказано, что нужно пить да воровать, и поэтому ничего страшного в этом нет». И он говорил, что надо делать то, что положено, то есть исполнять закон. Отец Иоанн, между прочим, сказал о том, что если люди прибегли к подлогу, то уже одно это говорит о нравственной подоплеке такого явления, как борьба с пресловутым ИНН. К такому приписыванию старцам каких-либо высказываний и можно приложить слова апостола Павла ни от духа, ни от слова, ни от послания. Пусть какой-нибудь старец был бы даже пророком, но если он говорит нечто противоречащее учению апостола Павла, то слушать его не следует. Если какому-то духовному человеку приписывают слово или послание, возвещающее, что нельзя, например, принимать ИНН, – иными словами, склоняющее к мнению о том, что не сегодня завтра будет второе пришествие Христово (а его должно предварить пришествие антихриста), то не нужно этому внимать. Вот о чем ведет речь апостол Павел, и его слова очень актуальны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Вот какова подоплека войны с ИНН. Теперь поведем речь о том, что Священное Писание говорит об антихристе. Наиболее подробно и ясно сказал о нем, как ни странно, не апостол Иоанн Богослов в своем Откровении, а апостол Павел во Втором послании к Солунянам. Он обращается к ним так: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2 Фес.2:1–2 ). Апостол говорил эти слова в I веке, но их можно отнести и к нашему времени. И сейчас мы тоже должны «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания». Что значит «от духа»? Православные толкователи объясняют это так. Во времена апостола Павла были люди, обладавшие пророческим даром. Часто эти люди в собрании верующих вставали и пророчествовали — так, как говорил им Дух. И апостол Павел утверждает: даже если бы такой человек, имеющий дар пророчества, встал и от Духа, внушившего ему, изрек нечто о скором пришествии Христа, то его не надо было бы слушать. А слова «ни от слова, ни от послания» относятся уже к самому апостолу Павлу, потому что ему самому приписывали некоторые высказывания: будто он некогда где-то что-то говорил. Недавно газета «Русский вестник» заявила о том, что отец Иоанн (Крестьянкин) выступает против принятия ИНН. Подобные слухи ходили и об отце Николае Гурьянове . Потом отец Иоанн публично это заявление разоблачил и засвидетельствовал, что никогда и никакой газете он такого не говорил. Что касается отца Николая, то он даже изумлялся в свойственной ему простой манере: «Что такое ИНН? Я ничего не знаю, дорогие мои. Там ведь не сказано, что нужно пить да воровать, и поэтому ничего страшного в этом нет». И он говорил, что надо делать то, что положено, то есть исполнять закон. Отец Иоанн, между прочим, сказал о том, что если люди прибегли к подлогу, то уже одно это говорит о нравственной подоплеке такого явления, как борьба с пресловутым ИНН. К такому приписыванию старцам каких-либо высказываний и можно приложить слова апостола Павла «ни от духа, ни от слова, ни от послания». Пусть какой-нибудь старец был бы даже пророком, но если он говорит нечто противоречащее учению апостола Павла, то слушать его не следует. Если какому-то духовному человеку приписывают слово или послание, возвещающее, что нельзя, например, принимать ИНН, — иными словами, склоняющее к мнению о том, что не сегодня завтра будет Второе пришествие Христово (а его должно предварить пришествие антихриста), то не нужно этому внимать. Вот о чем ведет речь апостол Павел, и его слова очень актуальны.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Для чего я говорю об этом сейчас? Для того чтобы мы на примерах, близких нам по времени, живее представили, что такое преданность, живее представили, как вел себя апостол Иоанн Богослов. Сейчас мы смотрим на евангельские события глазами людей верующих, знающих и о конце этих событий. Когда же все это происходило, никто не знал, каков будет конец, наоборот, ожидали лишь самого мрачного и худшего. Ведь все ученики бежали. Из мужчин за Господом следовал и при Нем остался только один юноша — апостол Иоанн. И если мы скажем, что юношу все равно бы не тронули только потому, что он юноша, то вспомним эпизод, описанный евангелистом Марком: как воины схватили некого юношу, одетого в плащ по нагому телу, и он оставил плащ и бежал нагим. Значит, вполне могли арестовать и юношу. Тем удивительнее должно быть для нас бесстрашие апостола Иоанна. Он следовал за Господом, не отступая от Него ни на шаг. И даже там, где не имели возможности присутствовать жены-мироносицы, — их не могли, например, пустить во двор первосвященника — там был апостол Иоанн. Он ничем не мог помочь Учителю, ибо такова была воля Божия. Как сказал Спаситель апостолу Петру, вздумавшему силой оружия избавить Его от ареста: «Если угодно Моему Отцу, чтобы Я выпил эту чашу, то зачем ты так делаешь? Неужели ты думаешь, что Он не мог бы защитить Меня более чем двенадцатью легионами Ангелов?» (см. Мф.26:52-53 ; Ин.18:11 ). Следуя за Господом, апостол Иоанн проявил самое трудноосуществимое мужество, так как был совершенно беззащитен, ничем не мог помочь и лишь терпеливо шел за Господом. Апостол Петр тоже проявил мужество: выхватил меч и один с мечом бросился на целую толпу людей (однако Спаситель остановил его). Но когда от него впоследствии потребовалось не это человеческое мужество, а мужество духовное, то он проявил малодушие — трижды отрекся. Ведь одно дело — имея оружие в руках, с гневом и страстью бороться со своими врагами, и совсем другое — безоружным бороться с врагами кротостью, смирением и терпением. И последнего в тот момент не было ни у кого из учеников.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И когда Господь посылал Апостолов на проповедь, то не сказал им: «идите и напишите книги», а сказал: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам «( Мф. 28:19–20 ). Апостолы так и поступили; в первый же день Пятидесятницы, когда на них сошел Св. Дух, начали учить народ ( Деян. 2:4, 14 ). Апостол Павел в Ефесе, «три года, день и ночь непрестанно учил» ( Деян. 20:31 ). Записано ли все то, чему учил там ап. Павел? Нет, не записано! Некоторые апостолы учили и проповедовали, а между тем своего учения нигде не записали, как, например, апостолы Андрей Первозванный, Фома, Варфоломей. И неужели их учение, переданное на словах, не должно иметь никакого значения? Св. Апостол Иоанн предпочитает устную проповедь письменной: «не хочу писать, говорит он, на бумаге чернилами» (2 Иоанн. 12). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью» (3 Иоанн. 13), «а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Иоанн. 12). Очевидно, что кроме Св. Писания должен быть и другой источник христианского вероучения. Таким источником является Св. Предание. И мы видим, что св. апостолы придавали огромное значение Св. Преданию. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостол хвалит коринфян за то, что они держатся его предания так, как он, Апостол, передал и заповедал им. Всякого же, поступающего не по преданию апостолов, порицает и повелевает удаляться от него: «завещаем же сам, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Сол. 3:6 ). Повелевает стойко и крепко придерживаться предания, которое является источником христианского вероучения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Апостол не различает словесной проповеди , устной от письменной; он говорит, что учить словом или посланием это безразлично, все равно. Слово Божие, писанное ли оно, или переданное устно, имеет одинаковое значение. Самая вера возникает чрез устную проповедь: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Следовательно, Церковь первых веков жила и научилась вере Христовой только путем устной передачи слов Господних. Поэтому Св. Предание и должно сохраняться и ни в коем случае отвергаться, как будто излишнее и не нужное. «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). «Небо и земля прейдут: но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). «Научите все народы... соблюдать все, что Я .повелел вам»( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелиста – Матфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно. Четвертый евангелист – апостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии. Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов). Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки…» Таким образом, о. Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме. Так, апостол Матфей сообщает нам следующее: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28). Как видно из данного отрывка, слова Господа Иисуса Христа стали центральными в совершении Таинства Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует данный отрывок из Евангелия от Матфея: «Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление, то есть умерщвление Своего тела и не негодует на это, как на нечто невольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали страшные Тайны Христовы с благодарностью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святой Климент Александрийский в своей проповеди «Кто из богатых спасется» рассказал об апостоле Иоанне трогательную историю. Как-то апостол Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, чтобы тот принял его в число оглашенных, а сам отправился в следующий город. Епископ сначала занимался юношей, учил его, наконец удостоил крещения, после чего перестал особо опекать. Юноша попал в общество порочных людей и вскоре до того докатился, что сделался главарем шайки разбойников и в жестокости даже превзошел других. Спустя какое-то время апостолу Иоанну случилось опять быть в этом городе, и он сразу же спросил епископа о юноше. «Юноша погиб, — сказал тот, — он умер для Бога и вечной жизни». Это известие глубоко огорчило Иоанна. «Так ли следовало тебе заботиться о вверенной тебе душе брата? — сказал он епископу. — Дайте мне лошадь и проводника, я поеду за ним». И действительно, старец сам отправился в горы, разузнав, в каком месте свирепствует банда. Разбойники схватили его и привели к своему начальнику, чего и хотел апостол Иоанн. При виде святого старца юноша до того смутился, что сорвался с места и побежал прочь. Иоанн побежал за ним, громко крича ему вслед: «Сын мой, зачем бежишь от отца? Сжалься надо мной, дитя мое; не бойся, есть еще надежда жизни; я буду ответчиком за тебя Христу; я готов отдать жизнь за тебя. Остановись и послушай меня...» Наконец юноша не выдержал, остановился, бросил оружие и со слезами бросился к ногам Иоанна. Апостол увел его в город и только тогда отпустил от себя, когда раскаявшегося снова приняли в христианскую общину. В этой истории отражена вся любящая душа апостола Иоанна. Именно о такой безграничной исцеляющей любви писал он в своем Первом соборном Послании: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4: 18-21). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. По мнению историков, апостол окончил свои земные дни приблизительно через 68 лет после Распятия Христа, около 100 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Слово в день святого апостола Иоанна Богослова Святой Иоанн Богослов на о. Патмос Празднуем мы сегодня во славу великого апостола Иоанна Богослова, так часто называемого в Евангелии «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную к Себе любовь любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь дает дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх... Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4, 12-18). Иоанн - это тот апостол, который силою любви своей спас и юношу, сделавшегося атаманом разбойников. А если, еще живя на земле, он любовью своею избавлял людей от явной погибели и приводил ко Христу, то тем большее дерзновение и спасительную силу имеет любовь апостола по его смерти. И обычная молитва христианина, исполненная любви к согрешающему брату, имеет великую силу: Если, - говорит святой апостол в послании,- кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнъ (1 Ин. 5, 16); какую же силу имеет молитва самого Христом возлюбленного апостола? Недаром святая Церковь внушает нам взы-вать к нему: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый». Недаром святая Церковь призывает нас «ублажать Иоанна приснопамятного, от земли преселяющагося и земли не отступающаго» духом своей любви, молитвою и сильною помощью. Там, где веет дух любви, легко и свободно дышится. Поэтому подойдем и мы безбоязненно к святому апостолу, хотя при грехах наших, которыми мы так оскорбляем Бога, приблизиться нам к нему страшно, войти в общение с сонмом святых, на которых мы так не похожи, мы едва ли способны. Чему же учит нас своими словами и делами жизни святой апостол, стяжавший такое дерзновение любви у Христа Бога? Не тому ли всего более, как и нам найти Бога, войти с Ним в блаженное общение и в этом общении обрести все, чего напрасно искала на земле душа, блуждая по путям, далеким от Бога, и не находила? Как только явился на земле с проповедью о Христе великий Пророк и Предтеча Господень, святой апостол Иоанн тотчас последовал за ним, сделался его учеником, чтобы узнать о грядущем в мир Христе Боге. А когда святой Предтеча рукою указал на Христа, то Иоанн тотчас же последовал за Ним и ходил неотступно всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/1719.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010