Своими учениками он погребен был на месте, где стоит церковь Богослова, называемая Ливантом. На западной же стороне лежит святой Тимофей. Мария же Магдалина и семь отроков почивают близ горы, называемой Хелето. Святая Ермиония, дочь апостола Филиппа, одного из семи диаконов, одна из четырех дочерей его пророчиц, лежит близ той же горы. Там же лежат мученик Адавкт и дочь его Каллисфения и другие мученики бывшие епископы – Арист, Тиран и Аристовул и пустынножитель Павел. Иаков, брат Иоанна, проповедывал Христа по всей Иудее; от Ирода четверовластника усекнут был мечем и погребен там. Филипп апостол, из города Вифсаиды, обильный разумом, читавший книги пророков ( Деян.8:30 и сл.), за чистоту жития признававшийся девственником. Христос нашел его после крещения своего и призвал, и он тотчас последовал за Ним и, нашедши Нафанаила, сказал ему: обретохом Иисуса от Назарета ( Деян.1:45 ). Сей, получив в удел Мисийскую землю, имел спутником своим и помощником в проповеди Варфоломея с сестрой своей Мариамной. И когда они прошли Мизипские и Лидийские города с проповедью и подъяли многочисленные скорби, то нашли возлюбленного ученика Христова Иоанна, проповедующего в Асии. Через него и жена правителя уверовала, и дом Стахия... Когда же сей апостол проповедывал в Иераполе, то ему просверлили голени и таскали по распутиям. Он распинается стремглав имнератором Домицианом, и таким образом, помолившись, предал Богу дух; и тотчас потряслась земля и, испустивши глас, разошлась и поглотила многих из неверных. Прочие же, устрашившись, пришли к вере и, снявши апостола со креста, погребли там. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, Ирод четверовластник сотворил взыскание, чтобы погубить родившегося младенца. Но ангел Господень сказал Иосифу, чтобы он взял младенца и матерь его и шел в Египет. Он так и сделал. И когда он жил там с младенцем и матерью Его, то Ирод, не находя Иисуса, повелел умертвить всех детей, бывших в Вифлееме. Елисавета же, взявши сына своего Иоанна, бежала в горы. Ирод же, искав и не нашедши Иоанна, послал к отцу его Захарии сказать: где сын твой и куда ты скрыл его? Приведи его ко мне! или ты не знаешь, что кровь твоя находится в моей власти? Отвечал Захария: «не знаю, где сын мой; ибо я – служитель Господа Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Сначала обращается к нам апостол Иаков, брат Господень. Именно на его слова о призывании в болезни пресвитеров церковных опирается церковная традиция таинства елеосвящения. Апостол раскрывает нам саму суть того, что имеет над нами совершиться: над болящим «пресвитеры церковныя… молитву сотворят… помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14-15 ). Далее, в евангельской притче о милосердном самарянине, рисуется картина происшедшей с человеком греховной катастрофы и человеколюбивого снисхождения Христа, елеем милости и вином Божественной Крови исцеляющего наши душевные и телесные язвы. Также и в молитве перед первым помазанием дается объяснение имеющего совершиться над нами таинства: священник просит Господа о совершенном избавлении нас от греха, да наследуем Царство Небесное. Надо сказать, что все семь продолжительных молитв перед помазаниями во многом похожи одна на другую прошениями об исцелении души и тела «болящих люте». Мы же сейчас обратим внимание на интонационное развитие содержания как этих молитв, так и новозаветных чтений — так сказать, на динамику таинства. Уже во втором апостольском чтении слышим о святом долге оказать любовь к страждущим, понести «немощи немощных», имея примером Самого Христа. Таким образом, обновление наше действием таинства должно явиться в следовании Господу, не Себе угождавшему, но «немощным во благое к созиданию» ( Рим 15:1,2 ). Также и следующая затем евангельская история о Закхее дает пример истинного обновления Духа в сердце кающегося грешника, того, как истинное желание измениться возвращается спасением по дару Христа ( Лк 19:1-10 ). И далее в молитве свидетельствуется о верном ответе Господа «Благопременителя», и «блудницы честнеи… нозе слезами омочившия» не возгнушавшегося,— ответе на желание человека перемениться во образ Христа, дающего силы «прочее лето живота» ходить «во оправданиих» Его. Третьи по счету чтения и молитва обращают наше внимание на то, какова она, Божия любовь, которой имеем мы приобщиться. С особой силой звучит здесь знаменитый «гимн любви» святого апостола Павла, рисующего действия этой царицы добродетелей, как на иконе — ярко, конкретно, во всех возможных деталях ( 1Кор. 12:27-13. 8 ). И Евангелие о призвании апостолов говорит о дарах любви, воспринятых ими: болящих исцелять, прокаженных (грехом) очищать, мертвых (пороками) воскрешать ( Мф. 10:1,5-8 ). Молитва «Врачу душ и телес…» вдохновляет надеждою на всемогущую помощь Господа, «наводящаго милость на елей сей», исцеляющий болезни тела и души.

http://azbyka.ru/soborovanie-sem-pomazan...

А как с благодарностью? Недавно у них во дворе дома подожгли микроавтобус, выделенный государством. Ребята смотрят, как родители будут реагировать, они от папы будут учиться, как встречать трудности. И Сергей говорит: «Дети, мы благодарить должны Бога, что Он дал нам три года ездить – не было никаких ДТП, мы могли и к бабушке ездить, и на море! Чудо Божие, что и сейчас ничего не взорвалось. Я не знаю, почему Господь попустил это промыслом Своим – мы должны принять это как должное из рук Его». Можно было бы много чего еще вспоминать из той встречи, но мне особенно вспоминаются глаза детей — они действительно живые и светятся радостью. Да и сами Сергей и Елена, несмотря на обилие забот, не выглядят уставшими – наоборот, агитировали нас усыновлять детей-сирот, обещая поддержку государства и благословение от Бога. Ведь, действительно, апостол Иаков, брат Господень, говорит, что благочестие заключается не в продолжительных молитвах или прениях о догматике, а в том, чтобы « призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира » (Иак. 1:27). «А то любить не буду» Между тем, как организатор молодежной работы и педагог дополнительного образования со стажем я знаю глаза и других детей и подростков, молодежи. Их постоянно загружали занятиями, уроками, секциями, кружками, — но почему-то не находили времени, чтобы просто побыть рядом и не заниматься ничем, связанным с учебой и делами. Их родители «зависали» на работе сами и растили детей так, как сами делают карьеру – в постоянном соревновании с другими, оценках «лучше/хуже», со скрытым посылом: «ты должен быть лучшим во всем, и совершенствоваться в том, что я выбрал(а) для тебя, — иначе любить не буду». Родители наивно полагали, что семейные отношения между мамой и папой – ссоры, взаимные обвинения, просто ледяное молчание и непрощение, —  никак не влияют на детей, или менее важны, чем их успеваемость. Сами родители, даже будучи весьма обеспеченными, не могли сдержать в себе ропот на жизнь, критику других (школу, врачей, СМИ, власти, церковь), — и транслировали это детям.

http://blog.predanie.ru/article/eto_nadl...

В день Рождества Христова 1832 года некий раб Божий удостоился видеть отца Серафима в Саровской пустыни. “Я,— говорил этот раб Божий,— пришел в больничную церковь к ранней обедне еще до начала службы и увидел, что отец Серафим сидит на правом клиросе, на полу… По окончании же обедни, когда я снова подошел к нему, он приветствовал меня словами: “Молитвами Пресвятыя Богородицы все благо будет!” Тогда я осмелился попросить его о назначении мне времени для выслушания от него спасительных советов. Старец на то отвечал мне так: “Два дня праздника. Времени не надо назначать. Святой апостол Иаков, брат Божий, поучает нас: аще Господь восхощет, и живы будем, сотворим сие и сие”. Я спросил его: продолжать ли мне мою службу или жить в деревне? Отец Серафим отвечал: “Ты еще молод, служи”.— “Но служба моя нехороша”,— возразил я. “Это от твоей воли,— отвечал старец.— Добро делай; путь Господень все равно! Враг везде с тобой будет. Кто приобщается — везде спасен будет, а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься”. Я спросил еще: благополучно ли кончится мое дело? Старец отвечал: “Надобно полюбовно разделиться с родными, у кого есть что разделить. Было у двух родных братьев два озера; у одного все множилось, а у другого нет. Тот и захотел завладеть войною. Одному нивы надобно двенадцать сажен, а другому более. Не пожелай”. После того я спросил: учить ли детей языкам и прочим наукам? И он отвечал: “Что же худого знать что-нибудь?” Я же, грешный, подумал, рассуждая по-мирскому, что нужно, впрочем, ему самому быть ученым, чтобы отвечать на это, и тотчас же услышал от прозорливого старца обличение: “Где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? Спроси кого поумней”. Вечером я умолял его продолжить спасительную беседу и предложил ему следующий вопрос: скрывание дел, предпринятых во имя Господне, в случае, когда знаешь, что получишь за них скорее осмеяние, нежели похвалу, не похоже ли на отвержение Петра; и что делать при противоречиях? Старец на это отвечал мне так:

http://pravmir.ru/propoved-o-prepodobnom...

Если скудны известия о верховном апостоле Петре, то еще скуднее они о других апостолах. Пробыв в Иерусалиме до иерусалимского собора, они затем, как орлы крылатые, разлетелись по всем направлениям с проповедью Евангелия, и о деятельности их не сохранилось никаких письменных памятников, так как она запечатлевалась только на сердцах тех, которые принимали ее. Вследствие этого о них сохранились лишь неясные отголоски в предании. По свидетельству предания, ап. Андрей избрал поприщем своей апостольской деятельности берега Черного моря, так называемую Скифию. Берега этого моря были усеяны богатыми греческими колониями, находившимися в постоянных сношениях с северными народами, от которых сырые материалы, привозившиеся из глубины страны, сплавлялись по морю в Малую Азию и Грецию. Причиной, почему он избрал поприщем своей апо­стольской деятельности эту именно страну, могло быть то, что он сам находился в ближних сношениях с греками, как показывает и самое его греческое имя, и потому мог более рассчитывать на успех. По позднейшему преданию, он не огра­ничивался и берегами Черного моря, а отправился и вглубь самой страны, и там на Киевских горах, водрузив крест, он произнес свое великое пророчество о том, что благодать Божия воссияет на этих горах и возникнет великий город. Апостол Андрей потерпел мученическую кончину в г. Патрах, в Ахаии, будучи распять на особого рода кресте (х), кото­рый известен под названием Андреевского. Св. Иаков, брат Господень, по смерти Иакова Зеведеева, был епископом Иерусалимской церкви и отличался та­кою строгостью жизни, что пользовался великим уважением да­же иудеев, так что ему дозволен был вход во святилище, хотя это право предоставлялось только священникам. Он потерпел мученическую кончину в самом Иерусалиме, и главным виновником его смерти был первосвященник Анна (Ганан) Младший, последний из сыновей первосвященника Анны, упоминаемого в Евангелии. Ненависть ко Христу и христианам уже привела дом Анны к обагрению своих преступных рук кровию Христа и первомученика св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Иаков нигде в апостольских писаниях не именуется епископом, да он и не был епископом в позднейшем смысле слова; он стал во главе общины не по избранию от своей Церкви (избрание, характеристическая черта епископской должности), а единственно потому, что он был «брат Господень» по плоти. Пример деятельности Иакова не имел никакого влияния на появление и развитие епископата. Указание на должность епископа встречается только в посланиях Павла к Церквам и лицам, находившимся среди христианского общества в языческом мире ( Флп.1:1 ; в пастырских посланиях), или же в его речах, обращенных к епископам языческих местностей ( Деян.20:28 ). К сожалению, мы не обладаем никакими фактическими данными для разъяснения вопроса о происхождении епископата. Приходится прибегнуть к предположениям. Вероятно, дело происходило довольно просто. Образовалась, положим, какая-либо христианская община. Нужен был и руководитель для нее. Апостол Христов или какой-либо другой «евангелист» предоставлял общине выбрать из числа обращенных предстоятеля, руководителя и управителя, и вот появлялся руководитель общины, который потом, подобно прочим своим собратьям, получил имя епископа; название это не новое: оно встречалось в языческом мире 1 . Епископ должен был в воспоминание последней Христовой вечери совершать Евхаристию, т.е. литургию (она, вероятно, на первых порах совершалась только во дни воскресные); крестил новообращенных; он возбуждал паству к пожертвованиям и раздавал их бедным, страждущим, странникам, не исключая харизматических пророков; входил в сношения с другими Церквами. Вообще он являлся административным лицом в общине. Но его положение заставляло еще желать многого, чтобы стоять во главе общины. И действительно, епископы, на их счастье, вследствие хода исторической жизни, не остались на той ступени, на какой они стояли сначала. Они стали возрастать в своем авторитете по сравнению с более ранним положением. Но они возвысились не во всех местах христианского мира одновременно: в одних Церквах возвышение епископов произошло раньше, в других позже (первое встречаем в Малой Азии, Сирии, а второе в Египте и на Западе).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Первые песнопевцы были также сочинителями слов песнопений. Почти все древние Святые Отцы подвизались в этом, поэтому песнопевцы и считали его частью своего пастырского служения. Византийское пение – это не самовольное сочинительство, совершаемое под влиянием мгновенного вдохновения и не последний отголосок некой музыкальной традиции, зародившейся в XVIII веке, как утверждают некоторые. Это древняя церковная музыка, проходящая в своем естественном развитии, движении сквозь века, с уважением относящаяся к своему наследию и со вниманием выполняющая долг внесения некоторых изменений, которые не являются чуждыми общего духа обычной православной службы и духа, и музыкальных особенностей византийской музыки. Исторические и духовные основы у музыки те же, что и у Церкви, как мы читаем в Евангелии, после тайной вечери, ученики Христовы, «…воспев, вышли…» Конечно, это песнопение было простым и пелось как на службе в синагоге. И в Новом Завете мы читаем, как апостол Павел убеждает ефесян «… не упиваться, но, исполнившись благодати Духа Свята, славословиями и песнопениями духовными петь и воспевать в сердцах своих Господу…». А Иаков, брат Господень, убеждает: «…весел ли кто – пусть поет псалмы…». Если внимательно читать Слово Божие, то можно заметить, что, как и лекарство от беспутства, так и правильный выход эмоций для радостного и счастливого человека – это псалмопение, которое само по себе является духовным. В псалмопении присутствует элемент радости, красоты и услаждения, который способствует молитве и славословию Бога. Из приведенных отрывков Священного Писания, мы с достаточной долей уверенности можем предположить, что первоначальное христианское песнопение с самого начала не было чтением, каковым является чтение священных текстов. Оно не было монотонным, но обладало мелодичностью и мотивом, которое помогало и чтецу, и всей Церкви в молитве. Зачем Православная Церковь включила музыку в свою Божественную службу? Как можно увидеть, в Новом завете музыка была неотъемлемой, второй после поэтического слова, составной частью гимнов. В этом единстве слова и мелодии присутствует естественность, которая зародилась еще в Ветхом Завете, где вокально-инструментальные мелодии способствовали богослужению. Так же и Церковь включает музыку в свою службу, но уже избирательно. Она знает силу музыки, её приятность и умиление, которое она приносит душе человека. Выше мы уже приводили слова Василия Великого о музыке, и из них видно, что первые цели введения музыки в службу православной Церкви – были цели воспитательные.

http://pravoslavie.ru/1870.html

«Тлят обычаи благи беседы злы» , учит нас Слово Божие ( 1Кор. 15, 33 ). Вот это предостережение особенно важно понимать, потому что духовная зараза чаще всего передается именно чрез «беседы злы» Недаром св. Апостол Иаков, брат Господень, такими яркими чертами рисует зло, которое может причинять другим людям человеческий язык: «Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»  ( Иаков. 3, 6–9 ). Где причина такого злоупотребления языком, который дан человеку для прославления Бога и творение добрых дел – «на созидание, а не на разорение»? Апостол это объясняет: От «горькой зависти и сварливости»  ( Иаков. 3, 14 ), которые ведут к тому, что обуянный ими человек«лжет на истину»  (там же). Вот эти то «бациллы духовного разложения», распространяемые повсюду среди людей посредством языка, стали особенно типичными для нашего времени – нашего ХХ-го века, когда столь многие стали «лгать на истину». От этого погибла наша Россия, от этого все более и более духовно разлагается наша эмиграция, от этого гибнет и весь мip, подпадая под влияние лживых языков всякой безбожной, сатанинской и вообще клеветнической пропаганды. Самое имя «диавол» значит «клеветник»: от него – от диавола и распространяются эти разлагающие бациллы клеветы – с единственной целью морального разложения человечества. И горе тем, которые делают себя орудиями этой клеветы; не только не обуздывают своего языка, но еще изощряют его и возбуждают других на сеяние этой клеветы! Сеяние клеветы и лжи на истину, как и вообще всякаго рода лжи – это самая типичная духовная «эпидемия» нашего злосчастного времени, бациллы которой носятся повсюду и легко внедряются в души современных людей, отравляя их своим смертоносным ядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

II. Братие! Апостола Иакова при жизни называли праведником. Хорошо получить такое название, но хорошо тогда, когда кто заслуженно носит его. Можно называться праведником, можно и самому пожалуй думать о себе, как о праведнике, и при всем том не быть на самом деле таковым. Какие же черты истинно праведного человека? Укажем их, судя по жизни праведного Иакова. а) Апостол Иаков с самых юных лет возлюбил молитву, пост самый строгий и телесную чистоту. Вот что необходимо и для всякого, желающего достигнуть истинной праведности. Истинно праведный человек не ограничивается тем, что молится утром и вечером, неопустительно бывает в храме во дни воскресные и праздничные; он кроме этого и в продолжение дня старается улучить хотя малое время для молитвы, – в известный час он оставляет свое дело и повергается пред Господом; он и среди ночи оставляет свое ложе и становится на молитву. Он старается быть постоянно в молитвенном расположении духа. Так и относительно поста. Только бы позволяли ему силы, он строго соблюдает все посты установленные церковию, особенно великий пост и среду и пятницу каждой седмицы, – он постится с любовию, принося самого себя в жертву Богу, выражая подражание посту Спасителя, послушание св. церкви, чувство благодарения Господу за Его милости, и наипаче скорбь о грехах своих. Пусть у него, как живущего в мире среди соблазнов, много случаев к нарушению поста, он найдет пост и среди самой роскошной трапезы, употребляя пищу и питие в самом малом количестве. А телесная чистота, которую мы видели в апостоле Иакове? Кто же из богобоязненных христиан не поищет и ее? Кто не соблюдет ее до брака и в брачном состоянии? При каждом искушении богобоязненный христианин восклицает вместе с Иосифом: «како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?» – Вот каков истинно благочестивый человек. Есть ли в ком из нас все это? Если есть, то искренно благочестив такой христианин; если нет, – он только кажется таковым. б) Ап. Иаков горел ревностию по вере и о спасении других. Он эту ревность запечатлел мученическою смертию. А в наше время истинно благочестивый разве не таков должен быть? Разве он может спокойно смотреть, как ругаются ныне над верою, как нагло, бесстыдно изменяют обязанностям веры? Разве не болезнь его сердцу видеть, как безобразно ныне проводят время праздников, постов, – как все охладевают к церкви, таинствам? Разве он не готов пожертвовать собою, жизнию, чем угодно, только бы все знали Бога, помнили Его, любили Его, служили Ему? Да, истинно благочестивый и ныне в душе страдает и мучится, взирая на окружающее его беззаконие. Счастлив тот, кто имеет такую ревность о вере, о спасении других, – он истинный христианин, его благочестие искреннее. Если же кто не достиг сего, восскорби о себе, и возжелай и домогайся лучшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в) Апостол Иаков, свергнутый с высоты и побиваемый камнями, молился за своих врагов. Вот еще непременная и, можно сказать, самая главная черта истинно благочестиваго. Есть люди, которые и в храме часто бывают, и долго молятся, и посты сохраняют, кажутся благочестивыми, – но крайне самолюбивы, как-нибудь ненамеренно оскорбите их, и они постараются непременно отомстить вам жестоким образом. Понятно, каково их благочестие: без любви в сердце, со злобою в душе благочестие немыслимо. Носящий в сердце злобу на других – служитель врага, а не Христа. Господь никаких подвигов не принимает без любви. «Если все имение мое раздам, если тело предам на сожжение, а любви иметь не буду, никакой пользы мне нет», говорит апостол. Да и как же иначе? Богу любви разве можно угодить без любви? Что молитва злобного человека? Это кадило без огня. Что милостыня? Это жертва Каина, не восходящая до неба. Христианская любовь простирается даже на врагов. В этом отличие любви христианской от языческой. В этом все достоинство любви. Тяжело любить врагов: просите любви у Бога любви. Тот, Кто научил молиться за врагов, подаст ее и нам. Итак, будет ли враг отнимать у нас доброе имя, поносить нас, укорять нас, угрожать нам, даже делом вредить нам, ответим на это христианским прощением, незлобием, терпением, если можно – и молчанием. Пожалеем злых людей и помолимся о них, да не погибнут они за злобу и в злобе своей. Будет в нас любовь, будет и искреннее благочестие, без любви же мы еще и не начинали жить для Христа. (См. Душ. чт. за 1886 г. октябрь). III. Мы видели, братья, кто и какой христианин истинно благочестивый, по примеру праведного апостола Иакова. Будем, насколько возможно, подражать ему, да поможет и нам Господь стяжать дух истиннаго, а не фарисейского благочестия. Он был строгий подвижник, великий молитвенник и постник. Возревнуем и мы об угождении Господу подобными подвигами. Он пламенел любовию к вере и ревность по вере запечатлел мученичеством. Потщимся и мы утвердить себя в ревности по вере до готовности за верность Христу и Евангелию положить жизнь свою. Он был незлобив и молился за врагов своих. Будем и мы упражнять себя в добродетели незлобия и кротости, прощать обидчиков наших, жить в мире с ненавидящими мир. (Сост. по указ. источн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010