87. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице 216 В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: «Идите за Мною» ( Мф. 4, 19 ) оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же именно нам напоминаются слова Господа о птицах небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», о полевых лилиях, которые «ни трудятся, ни прядут» ( Мф. 6, 26, 28 ). Святая Церковь как бы углубляет урок, преподанный ею в прошлый раз: тогда она напоминала о внешнем оставлении всего земного, что препятствует нам следовать за Христом, ныне напоминает, что и сердце свое мы должны освободить от чрезмерных забот о земном и пристрастий к нему, в самом сердце своем не ценить какие-либо земные сокровища более, чем Христа. Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава, в честь которых ныне святая Церковь празднует. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его встретят некоторые из язычников враждебно и могут отказать в самом необходимом. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава , продав землю, которую имел, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе с великим апостолом Павлом ( Деян. 4:37 , 13и дал.). Равным образом преподобные ради Христа оставляли города, удалялись в бесплодные дикие пустыни, необитаемые каменистые острова, пещеры и расселины гор, леса, обитаемые одними дикими зверями, воистину «образом птиц житие свое» совершая и «временная в забытии полагая» 217 . Да и вообще очень часто иноческие обители возникали как бы из ничего: на каком-нибудь пустынном месте водрузит святой подвижник крест, или древесную ветвь, или святую икону, и вот является славная обитель со множеством иноков, привлекающая к себе и множество мирян и не оскудевающая в благах земных, попечение о которых святые подвижники оставили. Сколько раз, имея недостаток в чем-либо необходимом, обитатели пустынь после молитвы ко Господу неожиданно получали нужное для существования от каких-либо благодетелей! Да и теперь не бывает ли еще подобных случаев?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

А.П. Скогорев «Забытый» Апостол в каноне и апокрифах Мы уже обращали внимание на то, как, подчиняясь неким внутренним законам жанра, едва упомянутые в канонических текстах лица иной раз выдвигались на авансцену апокрифической традиции и становились центральными фигурами настоящих эпосов. Яркий пример такого рода дает фольклорная, а затем и литературная судьба апостола Варфоломея. Позднейшие предания связывали его проповедническую деятельность с самыми разными регионами. Во всем христианском мире большой популярностью пользовались легенды о чудесах, сотворенных им при жизни и после смерти; сохранилось, как минимум, четыре очень непохожих друг на друга версии его мученической кончины. А вот в новозаветных текстах и древнейшей церковной традиции фигура этого апостола едва различима, о любом из учеников Иисуса там сказано гораздо больше. О каждом из них мы, по крайней мере, знаем, откуда он родом или чем занимался до встречи с Христом. Варфоломея же мимоходом, в числе прочих апостолов, только называют три первых Евангелия, и так же мимоходом он единственный раз упомянут в канонических «Деяниях» 80 . В четвертом Евангелии это имя не встречается, хотя принято считать, что Варфоломей тождественен Нафанаилу из Каны Галилейской 81 , о котором, впрочем, в Евангелии от Иоанна тоже сказано совсем немного: Иисус однажды назвал его «истинным израильтянином, в ком нет лукавства» 82 . Православная богословская энциклопедия в статье, посвященной Варфоломею, констатирует: «О жизни и деятельности его почти ничего не известно» 83 . Отношение к Варфоломею как апостолу «второго ряда» долгое время сохраняла и церковная традиция: христианские авторы II-III вв. словно забывают об этом ученике Христа, а в дошедших до нас писаниях IV в. он упомянут только дважды – сначала Евсевием Кесарийским 84 , а затем Иеронимом 85 . Оба приводят одно и то же краткое сообщение о проповеди Варфоломея в Индии, где, по их словам, он оставил Евангелие от Матфея, написанное еврейскими буквами. Столь же кратко, но используя какую-то другую традицию, говорит о нем в начале V в. Ефрем Сирин : «Варфоломей дал индийцам Евангелие Матфея и был там епископом, и проповедовал в Ликаонии» 86 . С Индией связывает Варфоломея и короткое упоминание о нем в «Церковной истории» Сократа Схоластика 87 , написанной в конце 30-х гг. V в. Других сведений об этом апостоле раннехристианская традиция не содержит.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Св. апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом 16 , о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова ( Ин.1:45  и дал.; Ин.21:2 ). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев 17 , и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2 ). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:45–51 ). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Как убеждались первые ученики Господа в истине воскресения Его? Архим. Варфоломей. «Воскресное чтение», 1829 Радость светлого воскресения Христа Спасителя не вдруг овладевала сердцами последователей и учеников Его; не все и не в одно время равно убедились в Его воскресении и одинаково возрадовались. Так, апостол Фома до восеми дней не был удостоен лицезрения воскресшего Господа, а иные, и увидя Его, на первый раз усомнились ( Мф. 28:17 ). И впоследствии, во времена апостольские были и такие верующие, которых ублажает святой апостол Петр за то, что они, не видевши Иисуса Христа, любят Его и на Негоже ныне зряще, веруют в Него и радуются радостью неизглаголанною и прославленною ( 1Пет. 1:8 ). Но были и такие в обществе самых христиан, которые сомневались в возможности воскресения мертвых, а тем самым отвергали и действительность Христова воскресения. Таких христиан укорял в свое время апостол Павел: Како глаголют нецыи в вас, яко воскресение мертвых несть? И аще воскресение мертвых несть, то ни Христос воста ( 1Кор. 15:12–13 ). Опыты прошедшего и настоящего убеждают, что недуги сомнения и маловерия, даже болезни совершенного неверия в Иисуса Христа или спасительное Его воскресение могут всегда рождаться и находить место между христианами. Недуги сомнения и неверия в истину о воскресении Христовом при первом благовестии о нем в обществе апостолов врачевались и уничтожались Самим Господом различно, у одних такими средствами, у других иными. Посмотрим, нельзя ли в благовестии о явлении воскресшего Господа верующим, сомневающимся и коснеющим в сомнении ученикам Своим, указать уроки вразумления для веры, сомнении, маловерия и неверия нашего времени. Воскресший рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине ( Мк. 16:9 ). Мария очень рано, когда было еще темно ( Ин. 20:1 ), пришла ко гробу Спасителя и, не нашедши в нем тела Господня, горько плакала, стоя вне гроба. В скорби и слезах, а может быть, еще и от темноты, она приняла явившегося ей Господа за вертоградаря; но на зов Его: Марие! – вдруг обратилась к Нему с радостным восклицанием: Учитель! – и пала к стопам Его ( Ин. 20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» О трудах апостола Павла в год празднования 2000-летия со дня его рождения размышляет на радио «Град Петров» профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) . Прот. Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Александр Степанов. В эфире программа «Экклесия». Сегодняшний выпуск нашей программы о жизни Церкви мы хотели бы посвятить празднуемому всем христианским миром в 2008 году 2000-летнему юбилею со дня рождения апостола Павла. Весь мир отметил в 2008 году это событие. Православный мир отметил его состоявшимся в октябре 2008 года в Константинополе Всеправославным совещанием глав православных церквей под председательством архиепископа Константинопольского и патриарха Вселенского Варфоломея. В этом совещании принял участие и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня мы хотели бы поговорить об апостоле Павле, о его миссионерских трудах, о его богословии, наследии, актуальном и сегодня, с известным нашим слушателям специалистом по Новому Завету, профессором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) . Первый вопрос отцу Ианнуарию мне хотелось бы задать по поводу даты. Откуда известно, что апостол Павел родился в 8 году? Эта дата условна, или она имеет под собой какие-то реальные исторические основания? Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Дата рождения апостола Павла совершенно условная, гипотетическая. Историки, зная его биографию, вывели, что апостол Павел мог родиться в Тарсе Киликийском между 6 и 10 годом I христианского столетия. Между 6 и 10 – значит, в среднем примерно в 8 году. То есть это условная дата, поэтому условно в 2008 году весь мир отмечает 2000 лет со дня рождения апостола Павла. Прот. Александр Степанов: Отец Ианнуарий, обрисуйте миссионерскую деятельность апостола Павла. Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Очень коротко скажу об этом, потому что любой грамотный христианин читал книгу Деяний святых апостолов, которая наполовину состоит из описания путешествия апостола Павла и его миссионерской жизни.

http://azbyka.ru/apostol-pavel-velikolep...

Скачать epub pdf 6. Св. апостол Филипп Св. апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которых происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности родители отдали Филиппа учиться книжной премудрости. Он изучал Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью ко Грядущему, всем существом своим стремился увидать Его. И не знал Филипп, что Тот, Кого он жаждет увидеть, уже живет между иудеями. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мной», – сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он – истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп приказанию Господа и последовал за ним. Велика была радость Филиппа, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его сделать учеником Своим. Желая поделиться своей радостью и с другими, он идет к знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею. В радостном волнении сообщает он Нафанаилу свою новость. Но тот усомнился. «Пойди посмотри», – стал уверять Филипп. Он знал, что, только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия. Так действительно и случилось ( Ин.1:43–49 ). Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 апостолов ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ). Научившись раньше книжной мудрости от людей, теперь Филипп учился Божественной премудрости от Того, Кто – сама Истина ( Ин.14:6 ). Но почерпая из Источника Истины, Филипп еще не мог отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру своему он был, по-видимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в Божественном Учителе своем он видел только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем Божества Его, и вот Христос захотел исправить его. Раз был Христос по другую сторону Тивериадского моря с 5000 народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. Священное Писание новозаветной Церкви Христовой Все, чему учили Апостолы Иисуса Христа и другие Богодухновенные веропроповедники, сохраняется в священных преданиях, в таинствах и обрядах Богослужения, и в постановлениях церквей Христианских. Между тем, для вернейшего сохранения Божественных истин, некоторые из Апостолов и ближайших сотрудников их в деле благовестия, оставили еще и письменные памятники, Богом переданной, веры; и в письменном изложении спасительных истин, они руководимы были тем же Духом Святым, Который управлял их словом. Этих Богодухновенных Писателей Священных книг Новозаветной Церкви Христовой восемь: Матфей, Марк, Лука, Иаков, Павел, Петр, Иуда и Иоанн: – книг, написанных ими, двадцать семь. Евангелие от Матфея Когда Апостол Матфей проповедовал еще в Палестине, уверовавшие из Иудеев, просили его написать им все то, что он говорил им о рождении Иисуса Христа на земле, о Его учении, чудесах, страданиях, смерти и воскресении. И Апостол Матфей, спустя восемь лет по вознесении Господнем 52 , прежде чем удалился на Восток, написал Евангелие, или благовестие об Иисусе Христе, на Еврейском языке, или на употреблявшемся тогда Сиро-Халдейском, иначе, Арамейском, наречии 53 . Так как он имел в виду, прежде всего, Палестинских Иудеев, которым хотел показать, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, то и начинает свое Евангелие родословием Мессии, Сына Давидова и Авраамова; и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и уничиженное состояние Иисуса Христа на земле. Это первое Евангелие было в особенном уважении у самих Апостолов. Пантен, начальник Александрийской школы в конце II века, отправившись, на Восток, нашел там Евангелие Матфея на Еврейском языке, оставленное Варфоломеем апостолом 54 . Апостолу Иакову Алфееву, первому предстоятелю Иерусалимской церкви, приписывают переложение его на Греческий язык 55 . Евангелие от Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Закрыть Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих 20.04.2024 8 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора О необходимости и форме диалога между конфессиями с нами говорил Христос, Сам и устами своих апостолов. Давайте рассуждать просто, руководствуясь христианской логикой. Кто это такие – «другие конфессии»? По словам святого апостола Иоанна Богослова, это «самосвяты», и «они прокляты» (первый евангельский пример – николаиты). А еще они раскольники, про которых святой ученик апостола Петра – Игнатий Богоносец сказал: «Грех раскола даже мученической кровью не смывается». Вот так категорично сказал – раз и навсегда. Когда они появились? Не вчера. А это значит, что мы их, по нашему правилу любви христианской, уже увещевали всеми евангельскими способами и не один раз. Диалог ли, монолог ли был, но мы им уже всё объяснили, и они всё про себя знают. Прошло время, они до сей поры «другие», не с нами, а это значит, что они для нас, по словам апостола Павла, «хуже язычников». Апостол же нас учит, что «с таковыми даже за стол есть не садись», не говоря уже о богословском диалоге. Братья ли они нам? Нет, уже не братья, а «самосвяты проклятые». Именно поэтому слова пророка о том, «что добро, что хорошо? Чтобы братья жили вместе», к ним не относятся, ведь они хуже язычников, а про язычников пророк Давид объясняет, что «боги язычников суть есть демоны». Как антихрист в свое время будет притворяться добреньким Христом, так и демоны, водящие другие конфессии, всегда и конкретно сейчас притворяются ангелами, говорят о Христе, а творят дела тьмы под видом дел света. Апостол вопрошает, утверждая: «Разве может быть нечто общее между Христом и велиаром – сатаной?». Наш ответ вторит ему: «Нет!». Причем про этих «многих», которые придут под именем самого Бога и от Его имени, Христос еще при жизни среди нас предупреждал: «Вы не верьте им. Они пришли обмануть, запутать и погубить». Так мы понимаем, что в подобном диалоге кроется огромная опасность для чистоты нашей веры, ибо простые человеческие отношения могут залить наше духовное зрение елеем человеческо-демонского обаяния, и человеческое, может пусть и временно, но взять верх над Божьим, как это было, например, во времена Ферраро-Флорентийской унии с католиками. Как это сейчас произошло с патриархом Константинопольским Варфоломеем и его епископами, ударившимися в криптокатоличество.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/mi...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 5. Грузинская Православная Церковь 5.1. Краткий очерк истории Грузинского Патриархата 5.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Грузии По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Он обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы. Кроме апостола Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апостолов Варфоломея и Фаддея. На грани I–II в.в. отправленный императором Траяном в ссылку в Херсонес Таврический святитель Климент, епископ Римский, привел к евангельской истине и спасению местных жителей. В последующие годы христианство поддерживалось христианскими миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций. Частое столкновение грузин с греками-христианами также способствовало знакомству язычников грузин с христианским учением. Известны епископские кафедры в Понте и Колхиде. В Восточной Грузии преобладал в это время маздеизм – учение Заратустры, обычно называемое огнепоклонством, а в Западной – эллинистическое язычество, и особенно культ Гекаты, богини смерти и магии, изображающейся в виде луны или женщины, обвитой змеями. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу II в. относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины. Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноапостольной Нины, родом из Каппадокии. Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010