3). Так как место было равнинное и укрыться от толпы было негде, а люди теснили Его, каждый хотел подойти поближе, то Господь наш Иисус Христос вынужден был несколько отступить от толпы, отплыв на недалекое расстояние от берега, и учить народ с некой «трибуны» в виде лодки, стоявшей в озере. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (ст. 4). Как видите, здесь не говорится, о чем именно Господь учил в данный момент: либо о чем-то из рассказанного в других местах Евангелия, либо, может быть, и о том, что опущено евангелистами, потому что они многое не записали, передав только самое главное. Учение Спасителя, не внесенное в Евангелие, но передаваемое устно от человека к человеку, от поколения к поколению, называется устным Преданием. Постепенно оно было записано святыми отцами и в настоящее время составляет святоотеческое учение. Мы называем это Предание святоотеческим, хотя по сути оно апостольское и восходит к Самому Господу Иисусу Христу. Сегодняшнее евангельское повествование доказывает, что устное Предание существует, ибо сказано лишь, что Господь учил народ, а о чем именно Он говорил в данный момент, евангелист нам не сообщает. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4–5). Симон хотя совершенно удостоверился, что уже ничего невозможно поймать, однако же проявил некоторое послушание, уважая Господа Иисуса Христа, считая Его авторитетным Учителем и потому повинуясь Ему даже вопреки здравому смыслу. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 6). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что этот лов был необыкновенно чудесным, рыбы сами плыли в сеть и словно просили, чтобы их поймали. Если после того, как напрасно трудились всю ночь, рыбаки промывали пустую сеть, то теперь в одно мгновение поймали столько рыбы и такой крупной, что сеть прорывалась, потому что рыба в ней билась и сеть не могла выдержать необыкновенного улова.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

4) Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано» ( 1Кор. 4:6 ). 4) Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян ( 1Кор. 1:10 ): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра ( 1Кор. 1:11–15 ). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? они только служители, через которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3:4–5). 5) Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим. 1:3–4 ). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:3–4 ). 5) Под «иудейскими баснями» ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени, – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей ( Мар. 7:3–4 ), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками ( Иоан. 18:28 ; Деян. 10:28 ), но и самарянами ( Иоан. 4:11 ), ложное понимание о святости храма и дара Богу (Мф. 23 гл. и 15:5–6) и т. п. Под «родословиями» же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (п. 3–й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (гл. 3:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4) Сектант: Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано“ ( 1Кор. 4: 6 ). Объяснения православного: Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян (1 Kop. 1: 10): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра (1 Kop. 1: 11–15). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом“ ( Иер. 9: 24 ), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, το не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3: 4–5). 5) Сектант: Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями родословиями, которыя производят больше споры, нежели Божие назидание в вере“ ( 1Тим. 1: 3–4 ). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей отвращающихся от истины“ ( Тит. 1: 3–4 ). Объяснения православного: Под «иудейскими баснями“ ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей (Map. 7: 3–4), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками ( Иоан. 18: 28 . Деян. 10: 28 ), но и самарянами ( Иоан. 4: 11 ), ложное понимание о святости храма и дара Богу ( Мф. 23 гл. и 15; 5–6) и т. п. Под «родословиями“ же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (пун. 3-й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны“ (гл. 3: 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В послании восточных патриархов о православной вере сказано: «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Чл. 12). Если Кафолическая Церковь , долженствующая обнять собою все народы во все времена, непогрешима и ей, собственно, принадлежат высокие обетования главы Церкви, который есть и Спаситель тела ( Eф. V, 23 ), то для участия в Его спасении необходимо быть членом Его тела, необходимо принадлежать к Кафолической Церкви. Апостол Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега ( II Nem. II, 5 ). Как все, спасшиеся от Всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом, так и все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви. Церковь Христова называется также Апостольской. Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа, чрез священное рукоположение. Вы (христиане) не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Eф. II, 19, 20 ). Принадлежность к Церкви Апостольской налагает на нас обязанность твердо держаться учения и предания апостолов, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает солунян твердо стоять и держать предания, которым они научены словом, или посланием его ( II Coл. II, 15 ). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся ( Tum. III, 10 ), заповедует тот же апостол своему ученику. Ибо есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти ( Tum. I, 10, 11 ). Власть апостольского служения в Церкви дана в ней особому учреждению – церковной иерархии, самим Иисусом Христом еще во время Его земной жизни Своим ученикам и апостолам, и особенно после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова ( Eф. IV, 11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В тех Евангелиях, которые нам известны, всех этих слов нет, значит, апостол Павел узнал их из какого-то другого источника. Без сомнения, апостол Павел имел многочисленные откровения. Он даже сам говорит о себе то, что мы слышали в прошлом воскресном апостольском чтении: «И за чрезвычайность данных мне откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (см. 2 Кор.12:7). Слова «за чрезвычайность данных мне откровений» означают, что откровений было множество, и были они особенными. Поэтому его Евангелие, его благовествование ничем не отличается от того, что преподавали другие апостолы. Хотя апостол Павел и не видел Господа, не общался с Ним во время Его пребывания на земле, но он ничем не был обделен по сравнению с другими святыми апостолами. В день Пятидесятницы на святых апостолов сошел Святой Дух и просветил их (собственно, это сделало их апостолами даже в большей степени, чем пребывание со Спасителем), также и апостол Павел имел чрезвычайные откровения и видения. Апостол Павел говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (ст. 13–14). Он настолько ревновал о соблюдении тех самых преданий, которые обличал Господь наш Иисус Христос, называя их человеческими (см. Мк.7:8 ), что даже гнал Церковь Божию. Апостол называет себя «неумеренным ревнителем», причем в этом отношении он преуспевал более других. Обычно люди столь фанатичного настроения бывают как бы слепыми и глухими ко всякому вразумлению, они даже видениям и откровениям не верят. Господь наш Иисус Христос совершал много чудес перед подобными людьми, и они оставались безразличными, так что апостол Иоанн Богослов, цитируя пророка Исаию, восклицает: «Кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» ( Ин.12:38 ), а от себя говорит: «И когда Господь сотворил столько знамений, они не верили Ему» (см.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

В этом, собственно, и состоит русская идея, Русский Логос, интуицией которого проникнуты все области жизни. В религиозной сфере, это напрямую касается богословия, понимания Писания. Для православного богословия мало глубокого знания Библии, языков, древней истории и культуры, всего того, что даётся научной выучкой и трудолюбием. Для верного понимания текстов библейского Откровения необходима Божия помощь, особое вдохновение. Свидетельства его живут в Церкви, создавшей Предание, и хранящей традицию интерпретации Библии. В противовес протестантскому религиозному индивидуализму, делающему акцент на научном изучении Библии и личном откровении, православный богослов ищет ответы в Писании с опорой на Предание, на веру и мнения святых Отцов. Православного исследователя ведёт убеждение, что последняя Истина не даётся отдельному уму, а даётся всей Церкви, просвещённой Святым Духом. Понимание это было основой всех Вселенских Соборов, которые начинали свои вероучительные Оросы словами апостольского Иерусалимского Собора 51 года «Изволися бо Святому Духу и нам…(Деян. 15:28)». Совместная молитва, призывание помощи Божией, всегда было необходимым условием решения догматических споров. Православная этика опять вдохновляется образом самой Божественной жизни, которая есть не отдельное существование Монады, а общение Лиц Пресвятой Троицы. В любовном общении этих Лиц, у которых всё общее («единосущие») русская культура находит идеал для подражания. Прп.Сергию его жизнеописатель приписывает поучение: чтобы «взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистною раздельностью мира». Это «взирание» есть прежде всего, молитва, ибо без благодатной помощи свыше невозможно человеку примириться с ближним, преодолеть разделение… А без этого примирения невозможно и общение с Богом: «Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/29/na...

Видите, какой ужасный грех – раскол и сектантство, как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками. Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом. В Послании к римлянам ап. Павел говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от тех» ( Рим. 16, 17 ). Господь Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри» – «волки хищные» ( Мф. 7, 15 ). Знайте, люди Божие, что сектанты лицемерны, что они приходят, надев личину любви и смирения. Они чрезвычайно хитры: тонко льстят слуху, прикидываются святыми, пленяют «любовью», вниманием к вам, завлекают в свои сети, и в этих сетях вы погибните. Святой апостол Павел в Посланиях к фессалоникийцам и галатам призывает: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( II Фec. 2, 15 ). «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1, 8 ). Всех тех, кто состоит в сектах, кто соблазняет людей своими лжеучениями, апостол Павел предает анафеме. И следуя его словам, святая Церковь в день Торжества Православия анафематствует всех еретиков, всех не признающих Вселенских Соборов и Священного Предания. Помните и знайте, что если вас кто-то соблазнит и увлечет в сектантство, то вы подлежите анафеме, вечному проклятию. Что может быть страшнее? Я не знаю. Я только могу вас умолять, как умолял святой ап. Павел, беречься этих хищников, беречься производящих расколы, никогда не ходить на их собрания, иначе будете отравлены ядом их. Бойтесь, как огня, общения с еретиками, с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас святая Церковь – веры евангельской, веры Христовой, веры апостольской, и спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь. 25 марта 1945 г». III. Об иконоборчестве Святое Православие, победив все ереси, утвердилось навеки. Много восставало лжеучителей и расколо-учителей-еретиков, начиная с древних времен. Были ереси, которые потрясали Церковь в течение целых столетий, такие, как ереси Ария, Македония, Евтихия, Диоскора, Нестория и ересь иконоборческая. Они принесли Церкви неисчислимые, тягчайшие страдания, и было много исповедников и мучеников, проливших свою кровь за истинное Православие в борьбе с этими лжеучителями и еретиками. Многие великие святители подвергались изгнанию, некоторых даже по нескольку раз лишали их кафедры. А святитель Флавиан, Патриарх Цареградский, на соборе, называемом «разбойничим» и возглавляемом еретиком Диоскором, был избит так тяжко, что умер через три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Видите, какой ужасный грех — раскол и сектантство, как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками. Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом. В Послании к римлянам ап. Павел говорит: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от тех (Рим. 16, 17). Господь Иисус Христос сказал: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри — волки хищные (Мф. 7, 15). Знайте, люди Божии, что сектанты лицемерны, что они приходят, надев личину любви и смирения. Они чрезвычайно хитры: тонко льстят слуху, прикидываются святыми, пленяют «любовью», вниманием к вам, завлекают в свои сети, и в этих сетях вы погибнете. Святой апостол Павел в Посланиях к Фессалоникийцам и Галатам призывает: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема (Гал. 1, 8). Всех тех, кто состоит в сектах, кто соблазняет людей своими лжеучениями, апостол Павел предает анафеме. И следуя его словам, святая Церковь в день Торжества Православия анафематствует всех еретиков, всех не признающих Вселенских Соборов и Священного Предания. Помните и знайте, что если вас кто-то соблазнит и увлечет в сектантство, то вы подлежите анафеме, вечному проклятию. Что может быть страшнее? Я не знаю. Я только могу вас умолять, как умолял святой ап. Павел, беречься этих хищников, беречься производящих расколы, никогда не ходить на их собрания, иначе будете отравлены ядом их. Бойтесь, как огня, общения с еретиками, с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас святая Церковь — веры евангельской, веры Христовой, веры апостольской, и спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь. 25 марта 1945 г. III. Oб иконоборчестве Святое Православие, победив все ереси, утвердилось навеки. Много восставало лжеучителей и расколо-учителей-еретиков, начиная с древних времен. Были ереси, которые потрясали Церковь в течение целых столетий, такие, как ереси Ария, Македония, Евтихия, Диоскора, Нестория и ересь иконоборческая. Они принесли Церкви неисчислимые, тягчайшие страдания, и было много исповедников и мучеников, проливших свою кровь за истинное Православие в борьбе с этими лжеучителями и еретиками. Многие великие святители подвергались изгнанию, некоторых даже по нескольку раз лишали их кафедры. А святитель Флавиан, Патриарх Цареградский, на соборе, называемом «разбойничим» и возглавляемом еретиком Диоскором, был избит так тяжко, что умер через три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Во всех этих местах под преданием ап. Павел имеет в виду отнюдь не только свои послания, но, прежде всего, учение, переданное Апостолами верующим устно, ибо они несравнимо больше говорили, чем писали, как свидетельствует о том ап. Павел: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян.20:31 ). Вся же книга Деяний Апостольских заканчивается словами: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Поэтому отнюдь не всё Христово-апостольское учение было записано в Новом Завете, как считают протестанты. Многое передавалось христианами из уст в уста, по преданию, и многое из этого предания ученики Апостолов впоследствии записали, или просто упоминают по разным случаям в своих писаниях, и таковых цитат в моей книге приводится немало. Вот этому преданию и призывает следовать Св. Писание, но протестанты противятся Слову Божию. Нельзя упустить из виду и тот факт, что Апостолы, призывая держаться истинного предания, и сами пользовались иудейским преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, ап. Павел в 2Тим.3:8 (в той же главе, кстати, где он пишет о важности Писания, на что так любят ссылаться протестанты) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете (эта история описывается в Исх. 7–8 гл.) мы не находим этих имен – они передавались иудеями по преданию, и упоминаются, например, в апокрифической иудейской книге «Вознесение Моисея». На эту же книгу ссылается и ап. Иуда в своём послании (ст. 9), говоря: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь " ». И хотя эта информация взята не из Библии, а из предания, но она тоже истинна. Также и в 14 ст. своего послания ап. Иуда цитирует практически дословно книгу Еноха 1:9 как авторитетный источник, хотя и этой книги нет в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Во вторых – правила св. апостолов, древние литургии, из которых некоторые известны под именем апостолов и мужей апостольских, и все вообще ведут свое происхождение от апостолов. К памятникам апостольского Предания относятся также древние мученические акты, писанные большею частью современниками и даже свидетелями мучений и смерти св. мучеников, и, наконец, древние церковные истории, в содержание которых вошла древняя практика Церкви, касающаяся времени и места священнодействий. С IV века, со времени вселенских соборов, уже никоим образом не могло повредиться Св. Предание по тому одному, что отцы Церкви, при разрешении вопросов веры и жизни, обращались к нему и всячески заботились о сохранении его в целости. 13) Предание искажает Св. Писание; что это действительно так, мы сейчас докажем. Ап. Павел в посл. к Римлянам 6 гл. 3–4 ст. говорить: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в – смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».Апостол ясно говорит, что мы крестились в смерть Иисуса Христа. А в 50 правиле, которое Православная Церковь выдаёт за апостольское, говорится: «АщеКто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, дуемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рекл Господь: в смерть мою крестите, но: шедшие научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа». 13) Никакого противоречия между словами ап. Павла и 50 правилом св. апостолов нет. Ап. Павел говорит, что крещение совершается во Иисуса Христа, а потом уже объясняет, что при погружении мы умираем для жизни греховной, как и Христос умер по плоти, и воскресает для жизни духовной, как и Христос воскрес плотью. 50-е правило св. Апостолов говорит о таких еретиках, признающих в крещении одно погружение, которые крестили не во Святую Троицу, не во Иисуса Христа, а только в Его смерть. Это похоже на то, как если бы кто стал признавать значение света, совершенно отрицая солнце, – источник этого света.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010