И утром призвал их к себе, и они стали перед ним, и он сказал им: «благополучны?» Они отвечали: «благополучны». Он сказал им: «здоров ли митрополит, отец наш?» Они отвечали: «здоров, отче. Ублажаем святость твою: послал нас к тебе отец наш митрополит, говоря: «приди ко мне, ибо есть у меня к тебе слово, которое я скажу тебе и которое от Духа Святого». И услыхав это, отец наш Филипп сказал смиренным гласом: «о чем я убогий и неключимый могу беседовать с митрополитом?» Он встал тотчас и пошел с посланными. И когда пришли посланные к митрополиту и сказали ему, что прибыл отец наш Филипп, сказал митроподит: «приведите его ко мне немедленно; не подобает ему стоять вне, у дверей моих, ибо двери Царствия Небесного открыты ему». И тогда его ввели немедленно. Увидав его, митрополит весьма удивился свету на лице его и благодати Божией, которая пребывала на нем, и облобызал его лобызанием духовным и повелел ввести его в хорошую келью. Утром они сошлись вдвоем и были вместе наедине. И провели этот день, беседуя о величии Божием с утра до вечера. И принесли книгу «Апостол» по порядку ее и уставы постановлений апостольских относительно постановления патриархов и митрополитов и епископов, относительно иереев и диаконов, относительно игуменов и чтецов и певцов, относительно всех членов церкви. И после этого сказал ему авва Иаков митрополит: «истинно говорю тебе, возлюбленный мой Филипп: я думал много дней об утверждении уставов и закона Божия, ибо я один в этой великой стране, и нет у меня помощника для учения народа, по множеству людей, если бы не Бог соблюдал народ свой в правде и истине; и даст Он вере их блистать, как солнце, если велик труд для мамхеров церкви. И кроме того, эта страна – как бы две страны, и я один не могу наставлять. Истину говорю я тебе, если бы были как Петр и Павел 12 митрополитов, они не могли бы обойти половины страны, ибо сия страна больше всех стран. И ныне не я позвал тебя, а Святой Дух призвал тебя, чтобы ты сделался учителем всех людей. Не достоин я быть митрополитом; следует тебе; если бы тебе надо было быть митрополитом сей страны! И ныне, Филипп возлюбленный мой, согласись быть мне помощником в совершении священства и исправлении веры; ты будь архиереем над страной Эфиопской, истину говорю тебе, ибо даны тебе ключи Царствия Небесного, и ты будешь поставлен епископом, как повелели апостолы для исправления веры, подобно мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин.10:11 ). И овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин.10:3–4 ). С тайнодействием непосредственно связано и пастырство, то есть душепопечение, а из него вытекает и учительство. Иерархическое строение Церкви, имеющее основание в самом существе благодатной жизни и любви церковной, в соответствии с вновь возникающими нуждами развертывается в целую систему канонического законодательства, имеющего для себя основу в прямом повелении Господа (избравшего апостолов по Закону Божественному), но развивающегося в систему в церковной истории, по закону церковному. В настоящее время эта система определяется совокупностью постановлений, содержащихся в Правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов, а в подробностях – в постановлениях Поместных Православных Церквей. Полномочия иерархии касаются священнодействия и молитвы, пастырства и учительства. Пастырь – тайноводитель ко Христу Священнодействие и тайнодействие составляют особенно важное и преимущественное служение Священства и, прежде всего, совершение Таинства Тела и Крови Христовых. Приближение к алтарю – это вхождение в сферу огня, который попаляет непосвященных, как некогда Озу, ведшего колесницу, на которой волы везли Ковчег Завета из дома его отца в Кириафиариме на Сион. Оза пал мертвым потому, что прикоснулся к святыне, когда волы наклонили Ковчег ( 2Цар.6:3–8 ). Священнодействующий для того, чтобы войти в святилище, должен облечься в священные одежды, чтобы быть благодаря этому как бы изъятым от мира. Служение священника в тайнодействии – это служение ангела, предстоящего престолу Божиему. И как священные предметы, например сосуды, уже не могут быть изъяты для обычного употребления, так и совершители Таинства через посвящение выделяются из числа людей. Они, хотя и сохраняют свои человеческие немощи и грехи, получают особую природу: священники становятся святы Богу, ибо через них совершается освящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Слово Божие " , однако, не в одном лишь Писании вмещается; оно выражается и в других видах откровения, я разумею: жития святых, творения святых отцов, постановления Соборов, богослужебные книги. Это все православная душа принимает, высоко чтит и из всего извлекает пользу и укрепление веры. Да и как иначе? Что такое, например, жития святых? Можно и должно сказать, что это — жизнь Церкви. В ее светлых, положительных проявлениях. Это — истинная " история Церкви " … У нас вот учат в истории о ересях и борьбе с ними. И иной раз получается впечатление, что история ее главным образом в этих столкновениях и состояла. Но ведь это не так. Ереси — вне Церкви; ереси — около и против Церкви. А ее жизнь — это благодатная река, по которой плывут спасающиеся: мученики, пустынники, святители, благочестивые князья, смиренные семейные подвижники… Конечно, с борьбой это все связано. Но течет светлая, святая, спасающая Божия река (Ин. 7, 38, 39). И началась она с Христа и его апостолов… И впервые рассказана эта история в книге Деяний апостольских. Какая замечательная эта книга! Это дневник первохристианства. И какая тоже очевидность! Даже еще большая, чем в Евангелии: иногда просто поражаешься обилием подробностей, точных справок о местах, временах, именах… " Мы, — пишет св. Лука, спутник ап. Павла, — взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Ассийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону… Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров. И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник (и имя его сохранилось — Юлий) нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию (куда и отправили Павла для суда самого Кесаря), и посадил нас на него. Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом… мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея " . Ап. Павел не советовал плыть дальше: его не послушались. " Поплыли поблизости Крита. Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон… И мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на один островок, называемый Клавдой (никогда и слышать-то не приходилось о нем!), мы едва могли удержать лодку… На другой день… начали выбрасывать груз, а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению " (27 гл.)… Но довольно!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Братия-христиане! В виду столь важного значения праздника Крещения Господня для верующих, св. Церковь повелевает проводить его благоговейно. «Да будет праздник Богоявления (Господня) в великом уважении, сказано в постановлениях апостольских, – и да будут в оный все свободны от дел». И верующие всегда принимали самое живое участие в этом великом церковном торжестве, собираясь в храмы Божии как в навечерии, так и в самый праздник, для присутствования при богослужении, для слушания пастырских поучений и для приобщения св. Таин. Св. Григорий Богослов (в 4 в.) так говорит в слове на день Богоявления Господня: «Ныне я узнаю своё стадо, ныне вижу Церковь в приличном ей убранстве, ибо вы, оставив плотские попечения, стеклись к богослужению в таком множестве, что народ в храме стеснился, и вторгаются даже в алтарь; а остальные, не вмещаясь внутри, заняли собою все входы, подобно тому, как из пчел одни трудятся внутри, а другие жужжат около улья». Повелениями благочестивых императоров греческих предписывалось в праздник Богоявления удаляться от общественных игр, зрелищ и увеселений для беспрепятственного упражнения в делах благочестия. Будем и мы поступать также. Будем относиться к празднику Богоявления с надлежащим уважением, будем посвящать этот день по примеру предков наших и всех благочестивых христиан общественной молитве в храме, делам христианской любви и милосердия. Имея столь великий чудодейственный дар во святой Богоявленской воде, мы должны питать к ней особенное благоговейное почтение, употребляя её во время разных недугов наших – душевных и телесных. Аминь. Священник Серапион Брояковский Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании. I и II//Миссионерское обозрение. 1896. 1. С. 1–4 I. 1) Вера и дела. 2) Закон христианский. 3) Ветхий Завет Господу угодно, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе толкование. Помимо понимания двух животных как двух херувимов, изготовлен­ных из золота и размещенных на очистилище ковчега Завета во Святом Святых, есть другое таинственное понимание их как двух серафимов, воспевших Трисвятую песнь в небесном храме вокруг престола Ягве Са­ваофа 425 . ...Видел я (Исаия) Господа, сидящего на престоле высоком и пре­вознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они ОДИН К ДРУГОМУ и говорили: Свят, Свят, Свят Ягве Саваоф! вся земля полна славы Его! 426 Кто такие серафимы? Это высшие ангельские существа, окружающие престол Господа славы. По ангельской иерархии св. Дионисия Ареопагита это высший, девятый ангельский чин. На херувимах Господь восседает, а серафимы окружают его. В иудейском и христианском Предании имеют­ся, кстати, и другие классификации ангельской иерархии (двенадцати-, де­сяти- и девятичинная). Свои классификации предлагали «Постановления апостольские» (херувимы, серафимы, зоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы), св. Григорий Богослов (ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, разумения). (серафим) означает «огненные», «пламенеющие». На Древнем Ближнем Востоке серафимы представлялись в виде крылатых, неземных су­ществ. Это могли быть летучие змеи 427 , летучие драконы 428 , именуемые по-еврейски, (сараф). Видимо, эти параллели не случайны. Скорее всего, они порождены мистическими видениями восточных магов, которым могли являться падшие ангелы из серафимского чина. В 6-й главе Исаия видит, безусловно, серафимов в их первозданном совершенстве пла­менеющими любовью к Богу. Кстати, это единственный случай в Библии, где пророку являются серафимы. Херувимы упоминаются неоднократно в разных местах. Может быть, не случайно и сатана именуется «древним зми­ем», что является искаженным образом истинных серафимов?... Православ­ная традиция придает серафимам лики человеческие, то есть образ Божий, утраченный Люцифером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 1.2.3.4.5.6. «Братия, желание моего сердца и молитва (δησις) к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Богу, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией, и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорить: не говори в сердце своем: «кто взойдет на небо? »... Братия! Благожелание сердца моего и мольба (δησις), к Богу суть благожелание и мольба об Израиле относительно его спасения. Свидетельствую им (сынам Израиля), что они имеют ревность по Богу, но не на основании (κατ) познания; ибо, не зная об оправдании Богом и стараясь отстоять оправдание собственными силами (δαν δικαιοσνην – собственное оправдание), они не подчинились оправданию Божию (Богом): так как конец (цель) закона – Христос, в оправдание всякому верующему. Моисей так изображает оправдание законом: исполнивший его (закона) постановления человек жив буде им; а оправдание верою так говорит: ты не можешь сказать в сердце своем: кто взойдет на небо?... Первое послание к коринфянам Глава первая Ст.8. «Который и утвердил вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». В греческом тексте нет слов: чтобы вам быть. Такой перевод возможно было бы еще допустить, если бы употреблен быль оборот, называемый infinita locutio; но и того нет. Слово τλος – конец, имеет весьма обширное значение; оно, между прочим, означает конец судебного следствия или окончательный судебный приговор, окончательное решение участи 11 . Осмеливаемся предложить, со своей стороны, такое чтение этого стиха: Который и сохранит (βεβαισει – укрепить, обезопасить) вас неповинными до окончательного решения в день Господа нашего Иисуса Христа. Ст. 21. «Благоугодно было Богу безумием (δι τς μωρας) проповеди спасти верующих». – Безумие по-гречески – νοια. Μωρα означает нелепость 12 и указывает, главным образом, не на отрицание ума, а на сознательное противоречие уму. Нам казалось бы возможным существительное μωρα и прилагательное μωρος передавать совершенно понятными для русского слуха словами: юродство и юродивый. – Благоволил Бог юродством проповедуемого 13 спасти верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Та же тенденция проявляется в Пастырских посланиях и тогда, когда идет речь о противостоянии лжеучениям. Подлинность первоначального Предания, которое есть ни что иное, как проповеданное лично апостолами Евангелие, в Пастырских посланиях обозначается часто повторяемым выражением «здравое учение» (h( didaskali/a или h( didaskali/a; Тит. 1, 9; 2, 8; 1 Тим. 1, 10; 2 Тим. 1, 13; 4, 3). Теперь оно переходит из состояния только что прозвучавшего из апостольских уст слова в зафиксированное («кристаллизованное»), «вверенное» (2 Тим. 3, 14), бережно хранимое и передаваемое учение. Ему противополагается все, что идет с ним вразрез — конечно, не по букве, а по духу. Любым извращениям «здравого учения» даются самые резкие и уничижительные характеристики: .. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины (Тит. 1, 14). 3 ... чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1 Тим. 1, 3-4). Негодных же и бабьих [в ЕК: старушечьих] басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1 Тим. 4, 7). 3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4). Правда, при этом нельзя сделать однозначных выводов по поводу самого содержания обличаемых лжеучений. Скорее всего, имеются в виду гностические идеи, которые получали все большее и большее распространение. Так, термин «родословия» подразумевает, вероятно, гностическое учение об эманации  — посредничестве между Богом и тварным миром, своеобразном «родословии», в котором «свое» место, как одному из звеньев, отводилось и Иисусу Христу. Также апостол пишет о запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (1 Тим. 4, 3). Здесь вновь подразумевается гностическая проповедь крайнего аскетизма, отрицавшего брак и требовавшего сурового пищевого воздержания. Павел вразумляет:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Именно для того и женщина в месячном очищении, и совокупляющийся с ней мужчина названы нечистыми, по Феодориту (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 21 //PG 80, 325C.), и прокаженных постановлено изгонять из городов и запрещать им всякое общение с людьми, по Исидору (Isid. Pel. Ep. II, 81//PG 78, 524B.), – чтобы под угрозой нечистоты, проказы и изгнания, которым подвергнутся дети, воспрепятствовать родителям совокупляться в неположенное время. Поэтому и «Апостольские постановления» (кн. 6, гл. 28) определяют то же самое: «Когда у жен бывает естественное очищение, мужья не должны сходиться с ними, заботясь о здоровье будущего потомства» (PG 1, 985A.). Бог же, требуя еще большего, повелевает истреблять и предавать смерти мужчин, которые вступили в половую связь со своими женами, когда у них было месячное очищение. Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. ( Лев.20:18 ). Потому и через прор. Иезекииля Бог говорит, что признаком праведного человека служит то, что он не совокупляется со своей женой во время ее месячного очищения: И к жене во время очищения не приближается ( Иез.18:6 ). Итак, Бог, желая по всем этим причинам не только внушить женщинам благоговение и страх, но и, гораздо более, укротить неудержимые стремления мужчин, и раньше, и теперь через Своих святых запрещает женщинам входить в таком состоянии в храм и причащаться Божественных Таинств, как постановляет и это правило божественного отца. Равным образом и правило Тимофея 7 запрещает им причащаться, пока не очистятся. А 6-е его правило запрещает также крестить их прежде очищения. Согласно со священными правилами и 17-я новелла Льва Мудрого определяет, что как роженицы, так и находящиеся в месячном очищении женщины, если они не крещены, не должны принимать крещение, а крещеные – причащаться, пока не очистятся, если только не впадут в смертельную болезнь. Поскольку некоторые ссылаются на 27, 28 и 30-ю гл. 6-й кн. «Апостольских постановлений», где говорится о том, что обряды относительно извержения семени и истечения семени во сне, естественного очищения и т. п. – обряды только иудейские (PG 1, 980А-985А, 988В-992В.), а также приводят другие подобные примеры, противоречащие вышеуказанным правилам, то мы отвечаем им так.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   Все должны бороться с этим захватывающим христианское общество расцерковлением жизни, во имя спасения своей души и душ своих ближних, но в первую очередь этот долг лежит, конечно, на пастырях Церкви. Главная задача современного христианского пастыря это — оцерковление самого себя и своей семьи, дабы дело это велось успешно и дабы никто не мог сказать пастырю, ревнующему об оцерковлении своей паствы: «Врачу, исцелися сам!» (Лук. 4:23).    Какие же можно предложить практические указания для такого оцерковления жизни?    Разсмотрим для этого прежде всего по порядку все те черты, которыми характеризовалась жизнь первых христиан, в согласи с вышеприведенными нами местами книги Деяний Апостольских,    «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»... Каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога»... - вот это и есть первое и необходимое условие того, чтобы «жить в Церкви». Надо постоянно изучать Слово Божие и все то, чему учит нас Церковь: все ее правила, постановления, благочестивые обычаи и традиции. Надо непрестанно молиться, хваля и прославляя нашего Творца и Спасителя Бога. Молиться своею частною, домашнею молитвою и, вместе с тем, стараться, если не каждый день, что по нынешним условиям жизни для большинства невозможно, то как можно чаще бывать в храме, принимая участие в общей церковной молитве. Надо участвовать в «преломлении хлеба», то есть в величайшем Таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, а также, конечно, принимать и другие благодатные таинства, установленные Церковью, всю жизнь свою освящая благодатью Духа Святого, неизменно пребывающей в Церкви с великого дня христианской Пятидесятницы, и не делать ничего без благословения Церкви.    «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее»... так как все христиане высшим своим авторитетом должны признавать Слово Божие и учение Церкви, то в их среде естественно, благодаря этому, должно царить полное единомыслие и единодушие, и взаимное единение их в благодатной Истине и Любви само собой должно исключать всякое разномыслие и разногласие, всякие несогласия, распри и раздоры, не говоря уже о вражде и ненависти. Взаимная любовь их настолько объединяла их, как бы в одну семью, что не оставалось места никакому себялюбию — эгоизму, почему в христианском обществе и не должно быть такого подчеркивания «прав собственности», которое соединено с обидою и лишением других всего необходимого для жизни. Истинный христианин всегда должен жертвовать собой и своими материальными благами, ради такого благополучия своих ближних, которым он сам пользуется, а если нужно, то и самую жизнь свою отдать за ближних, как учил об этом Господь Иисус Христос на Тайной вечери: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един "=οδες σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы (κρματα) между собою», (ст. 4–7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющей римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами. 303 Наставление Апостола о применении этого способа к решению между христианами тяжеб с целью уклонения от —242— языческих трибуналов, во многих отношениях неудобных для христиан, имело важное значение для последующего времени, именно относительно определения подсудности епископского суда (episcopalis audientia). Уже в века гонений – тяжебные дела между христианами входили в сферу дел, которые рассматривал и решал епископ на своем церковном трибунале и это делал, опираясь именно на рассматриваемую заповедь Апостола. Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольские Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел, 304 а если бы по чьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой-либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мipckue: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудрого, который мог бы рассудить враждующих, или разрешать тяжбы. 305 Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 306 , но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать или кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010