Молокане говорят, что до четвертого века Церковь Христова была истинной. Между тем, не может подлежать никакому сомнению, что во втором веке теперешний способ совершения таинства миропомазания был общераспространенным и общеизвестным. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «После крещения пусть епископ помазует крещаемых миром». Тертуллиан пишет: «Как Иоанн, некогда, был Предтечею Господа, уготовляя Ему путь, так и крещение, через омовение грехов, прокладывает путь имеющему снизойти (на крещенного) Святому Духу. По выходе из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину. Помазание в нас, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его происходит телесно, потому что мы погружаемся (в воду), но действие духовное, так как мы освобождаемся от грехов». Св. Киприан неоднократно говорит о таинстве миропомазания, через которое были принимаемы в Церковь и еретики. Молокане, как мы видели, отвергают даже учение Православной Церкви о таинстве св. причащения. «Греко-российская церковь , – говорят они (в приведенном нами «Вероисповедании»), – учит, что только те спасутся и сделаются сонаследниками царствия небесного, которые будут есть хлеб и вино, приготовляемые попами во время богослужения, и эти хлеб и вино, которые суть дар Божий, оскверненный ее мерзким идолослужением, она осмеливается называть истинным телом и кровью Христовой». Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: «пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Спрашивается теперь: к кому относится возмутительное богохульство молокан, – к греко-российской ли церкви? Уклеин учил так: «Истинное причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. А, если Сын Божий заповедал нам плоть Свою ясти, то под плотью нужно разуметь Слово, или научение Спасителя». «Причастниками Божественным и животворящим тайнам мы почитаем только тех, кто боится Бога и хранит заповедь Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь, – и с Ним только тем место, кто понял, что и сам бесконечно нуждается в милости, и другим от всего сердца готов ее оказать. Аминь. О христианских и нехристианских чувствах Неделя 5-я Мф. 8:28–9:1 Рим. 10:1–10 Продолжая печалиться о своих заблудших сродниках по плоти, Апостол пишет: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствуют им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». А ведь ревность без рассуждения – это как, если прекрасный, снаряженный корабль плывет хотя и быстро, но без опытного кормчего, а значит, чем быстрее, тем на более верную погибель. Ревность иудеев не по разуму заключалась в том, что они, по словам Апостола, «усиливаясь поставить собственную праведность… не покорились праведности Божией». «Собственная праведность» могла быть достигнута через выполнение заповедей Моисеева закона. А о «Божьей праведности», то есть о праведности, которая даром дается от Бога, Апостол говорит, что «конец закона Христос, к праведности всякого верующего». Но при всем этом Христос по своему Божеству – не только «конец закона», но и начало его. Было время, когда Бог дал через Моисея закон; настало время, и Он пришел Сам. Давая закон, Он говорил: Соблюдайте постановления Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев. 18:5 ). А теперь пришел и сказал: не надо вашей праведности, не надо ваших усилий: вот Я все Сам сделал за каждого из вас. Поймите это и примите … Раньше было (а в других религиях и есть): трудитесь, и получишь; плати своей праведностью и дастся тебе благо от Бога. А Господь Иисус Христос Своим делом, Своей жизнью, Своим учением говорит: вот тебе все, вот тебе Моя праведность, и в ней – прощение, в ней – тебе оправдание от всех твоих грехов. Бери все даром, Я приношу всего Себя за тебя и умоляю тебя об одном: прими эту жертву. Апостол Павел показывает, как у Господа все и было, и есть просто; какими удобными делает Он для нас пути спасения! Как тогда, когда Господь через Моисея давал заповеди, которые «исполняя, человек будет жив», – Он давал их не мечтательно, не гадательно, но со всей простотой и определенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Жители Лаодикии были очень богаты. Тацит говорит, что, когда Лаодикия в 62 году по Р. X. была разрушена землетрясением, жители ее отказались от помощи римского правительства и сами восстановили свой город с прежним великолепием. Но наконец все сокровища лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от повторенных ударов гнева небесного. Земля поглотила в последний раз в конце IV века почти весь город, и он уже не восстал более. Источником благосостояния и богатства жителей были: а) замечательное плодородие почвы, б) производство шерстяных изделий, которые славились даже более, чем шерстяные ткани Милета; – затем: ремесла, банкирские операции и торговля. Неудивительно при этих условиях, что господствующим культом в городе был культ золотого тельца, и что в нем было много еврейских колонистов. – Церковь была основана в Лаодикии в век апостольский. Основателем церкви в Лаодикии почитают Епафраса ( Кол.1:7, 4, 12 ). По постановлениям апостольским первым епископом Лаодикии был Архипп (7, 46). Ап. Павел писал сюда особое послание ( Кол.4:13, 15, 16 ), которое до нас не сохранилось. Но в западных церквах сохранился апокриф с именем послания к Лаодикийцам, состоящий из выдержек подлинных посланий ап. Павла к Колосаям и Филиппийцам. В 13 ст. этого послания есть, впрочем, намек и на особенные качества лаодикийцев: автор предостерегает христиан Лаодикии от корыстолюбия и постыдного прибытка. На те же недостатки лаодикийцев указывается в обращении к Лаодикийской церкви в апокалипсисе: «Ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду. чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Апок.3:17, 18 ). В III-м веке в Лаодикии господствовала ересь монтанистов и по поводу их был собор, не позже 325 года. А немного позднее (между 367 и З74 годами) был в Лаодикии знаменитый поместный собор, издавший 60 правил, касающихся преимущественно обрядов церковных и жизни клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19: 14–16 ). Позднее, в Церкви был введен особый чин рукоположения заклинателей, которые только имели право изгнания злых духов. Но уже тогда находились миряне, священники и монахи, которые видя, какие деньги и славу у людей получают заклинатели, начинали самочинно заниматься экзорцизмом. В связи с этим Лаодикийский собор (364 г.) постановил: «…не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах» (прав. 26). А «Постановления апостольские» (IV в.) уже запрещают рукополагать экзорцистов, мотивируя это тем, «что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются на Востоке 290 . Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, сказанных Им об изгнании злых духов из человека: …сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф. 17, 21 ) – не только молитвой, но и строгой подвижнической жизнью. Поскольку лишь такая жизнь приводит христианина к смирению, достижению бесстрастия и делает его способным получить дар побеждения злых духов без вреда для себя и для людей. Но и из них совсем немногим Господь ниспосылал этот дар. Поэтому все другие заклинатели, по учению Отцов Церкви, независимо от их сана, суть прельщенные и прельщающие. Жизнь святых свидетельствует, что они, будучи исполнены Духа Святого, тем не менее, никогда не занимались заклинательством. Они никогда не собирали одержимых злыми духами, в их жизни вообще редко можно встретить случаи исцеления бесноватых. Более того, святые Отцы, увидев, какой духовный вред приносит и бесноватым, и самонадеянным отчитывателям практика изгнания злых духов, стали запрещать ее. Прп. Варсануфий Великий говорил: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов состоит в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду. В течение трех первых веков чтились и соблюдались правила и постановления Апостольские. Благословение соединялось с молитвами, которые затем сложились в особый чин литургии. Первым автором литургии был апостол Иаков, брат Господень. Уже тогда были установлены таинства: Крещение, Покаяние, Миропомазание, Елеосвящение и, конечно, Священство. Таинство Священства есть один из главных институтов Православной Церкви. Это таинство называется Хиротонией, т.е. Рукоположением. Совершали его апостолы через возложение рук. Это было делом великим, так как избранным они сообщали ту власть, которую получили от Самого Господа, когда Он сказал им: «...Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, и, дунув в них, прибавил: примите Духа Святого, Им же отпустите грехи, отпустятся им (кающимся), на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21 ). Апостолы, сообщая ученикам власть свою, действовали по внушению Духа Святого. Баптисты прямо заявляют, что стих Нового Завета: «И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться, священнику и принести жертву очищения за грех» ( Лк. 5:14 ) повествует о событии, происшедшем до Воскресения и прославления Иисуса Христа. Но вот более позднее место из Евангелия: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин. 1:3 ). Обратите внимание на эту лесенку: вы – с нами, мы – с Ним. Во 2-м Послании к Тимофею ( 2Тим. 4:13 ) апостол Павел просит возлюбленного ученика своего принести ему книги и фелонь 6 . Зачем апостолу Павлу ризы священнические, если существовал, по мнению сектантов, принцип «всеобщего священства»? Практическое руководство к полемике о священстве Нередко баптисты осуждают нас за то, что, обращаясь к священнику или диакону, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: Противники, вы подчиняетесь Первому Никейскому Собору, поэтому должны подчиняться и Второму. Если же вы им пренебрегаете, то пренебрегаете и Первым, и тем самым придерживаетесь арианского нечестия. Второй вывод Соборной Церкви Христовой должно обязательно повиноваться и слушать ее, потому что Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). И еще: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). И еще: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ), – говорит Павел. Но Вселенские Соборы, в частности, Второй Никейский Собор, Седьмой Вселенский и святые Отцы, вселенские пастыри, собиравшиеся на Соборы по всем правилам, образуют и представляют Соборную Церковь Христову. Соборная же Церковь Христова есть не что иное как собрание правоверных, а особенно пастырей стада Христова, заботящихся о благосостоянии Святой Церкви и верно понимающих Слово Божией истины. Поэтому им должно обязательно повиноваться и всячески следовать их постановлениям. Третий вывод Первый Апостольский Собор гласит: угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15, 28 ) Этого же правила придерживались и прочие Вселенские Соборы, глася: угодно Святому Духу и нам. А поскольку мы прислушиваемся к Первому Апостольскому Собору, то и прочие Соборы, а особенно Вселенские, должны слушать, как наставляемые Святым Духом. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ: они говорят, что их Собор, который был собран Гноеименитым Копронимом в Церкви Влахернской, и есть Святой Седьмой Вселенский Собор, поскольку именно так его назвали иконоборцы. Поэтому подобает придерживаться решений этого собора, отвергающего иконы. ОТВЕЧАЮ: Не все то золото, что блестит, не всякое сборище является Собором, а особенно Собором истинным и праведным, Святым Вселенским. Вы же знаете, что и у тех, кто распинал Христа, также был Собор, где шла речь о Христе. Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа на Помазанника Его ( Пс. 2, 2 ). У нечестивейших ариан были разные течения о единосущии Христа: и в Антиохии, и в Аримене; подобные течения были и у диаскоряне, и у евтихиан в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины. 801 О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских. Крещение 802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром. 803 Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение. 804 Оглашенного, 805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Знаменательно, что Талмуд связывает застольные благодарения с именами раввина Гамалиила, о котором книга Деяний апостольских говорит, что он «законоучитель честен всем людем» ( Деян.5:34 ), и раввина Акибы (II век) 15 . Это говорит о глубокой древности благодарений. Тайная вечеря была вечерей пасхальной ( Мф.26:19 ; Мк.14:16 ; Лк.22:13 ). По Талмуду, пасхальная вечеря имеет следующий ритуал 16 . Участвующие в ней моют руки и садятся за стол. Отец семейства или почетный гость поднимает чашу с вином и читает над ней обычное благословение: «Благословен Ты, Господи Боже». Затем разламывает опреснок и раздает трапезующим, часть же его оставляет на столе. Эта часть когда-то предназначалась для нищих во исполнение предписания Второзакония: «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя… помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии» ( Втор.16:11, 12 ). Совершая пасху в условиях вавилонского плена, иудеи не закалали агнца в силу слов Второзакония «не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» ( Втор.16:5, 6 ). В этих условиях слагаемая часть опреснока получила значение символа пасхального агнца. Вернемся к ритуалу пасхальной вечери. После первой чаши и вкушения опресноков, которые съедались с горькими травами, подавалась вторая чаша. По традиции сын спрашивал отца: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» Отец в ответ на это произносил длинное историческое повествование об установлении пасхи, которое заканчивал традиционной фразой: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса: Он вывел нас из рабства на свободу, из печали – на радость, из траура – на праздник, из тьмы – на великий свет, из подчиненности – на волю. Да возгласим ему „Аллилуиа " ». После этого пели часть халлела ( Пс.112–117 ) и затем вкушали пасхального агнца и различные блюда. Потом отец семейства брал со стола кусок отложенного опреснока, разламывал его на кусочки, съедал сам частичку, давал кусочки сотрапезующим. Затем подавалась чаша «благодарения», и отец семейства читал над ней благодарение за трапезу. После этой чаши полагалась еще пасхальная чаша, после которой заканчивали петь халлел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Поклонения Молитва, благословения и другие священнодействия у Православных Христиан сопровождаются различными поклонениями, как то: наклонением головы, коленопреклонением и простертием на земле. Все эти роды поклонения, при Богослужении Православной Церкви, совершаются по образу духовного поклонения Церкви небесной и по примеру Ветхозаветной и Новозаветной первенствующей. О духовном поклонении Господу в Церкви небесной свидетельствуют Пророк Давид и Ап. Павел, говоря: да поклонятся Ему (Господу) все Ангелы Божии ( Псал.96:7 ; Евр.1:6 и сн. Флп.2:10 ). В Церкви Ветхозаветной благочестивый раб Авраама, старейший дома его, обладавший всеми его, посланный обручить Исааку жену, когда узнал волю Божию в назначении ему Ревекки, благословив, поклонился Господу ( Быт.24:26,48 ). Апостолы поклонились Господу, благословлявшему их и возносившемуся на небо ( Лк.24:51–52 ), и проч. В постановлениях Апостольских говорится об оглашенных: и приклоншим им главы, Епископ благословляет их 188 . Главопреклонения называются в Церковном Устав малыми поклонами. О молитвенном коленопреклонении Писание многократно свидетельствует. Коленопреклоняющими пред Седящим на престоле небесном Иоанн Богослове видел в Откровении старцев и Ангелов ( Откр.4:10; 7:11 ). Евреи, услышав в Египте повеление Божие от Моисея о заклании Пасхального агнца в знак избавления своего, преклонился народ и поклонился ( Исх.12:27 ). С коленопреклонением молился Соломон в новосозданном храме своем, – и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян ( 2Пар.6:13 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его ( Дан.6:10 ). И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли ( Неем.8:6 ). Коленопреклонением заключил предсмертную свою молитву Первомученик Стефан, и в сем молитвенном стоянии предал дух свой Богу ( Деян.7:59–60 ). При молитве преклоняли колена Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Стояние Православных Христиан во время молитвы и Богослужения, есть не только подобие духовного служения Церкви небесной, но и Ветхозаветной, приявшей все заповеди и постановления свои от Бога. Так, когда Иосафат, Царь Иудейский, с народом своим умолял Бога о защите своего отечества от Аммопитян и Моавлян, стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их ( 2Пар.20:5, 13 ). Ездра и Неемия, упоминая о Богослужении Иудеев после плена Вавилонского, говорят: И стали Иисус, сыновья его и братья его, как один человек, для надзора за производителями работ в доме Божием. Тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева ( 1Ездр.3:9–10 ). Левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте ( Неем.8:7 ; сп. 9:3–4). По подобию Церкви небесной и Ветхозаветной, Православные Христиане издревле, со времен Апостольских, соблюдают священное обыкновение стоять при Богослужении, по слову Господа: И когда стоите на молитве ( Мк.11:25 ), и по преданию Апостолов, в постановлениях коих неоднократно возглашается: станем добре (ορφο στμεν) 163 . Об Апостольском обыкновении стоять при Богослужении упоминает Тертуллиан . «Если непочтительно, говорит он, сидеть пред глазами и против того, кого ты должен почитать и почитаешь; то тем более не благоговейно сидеть пред лицом Бога живого, Коему предстоит Ангел молитвы (Священник)» 164 . Блаженный Августин 165 , рассуждая о стоянии в храмах молитвы, говорит: «движимым отеческою любовью, я за несколько дней пред сим советовал тем, кои или больны ногами, или отягчены иным недугом тела, и как бы просил их, чтобы они во время продолжительнейших чтений, не имея сил стоять, слушали читаемое со вниманием, молчаливо сидя. Но ныне некоторые из дщерей наших думают, что это все всегда должны делать, или по крайней мере многие и здоровые. Ибо когда Слово Божие начнут проповедать, то они как бы на постелях хотят возлечь; и пусть бы только возлежали и, молча, с жадным сердцем принимали Слово Божие, и не занимались суетными рассказами. Но они и сами не слушают, и другим мешают слушать проповедь . И так я прошу вас, почтенные дщери, и с отеческой заботливостью убеждаю, чтобы ни одна из вас не садилась во время чтения, или поучения, разве только заставит кого тяжкая телесная слабость. Впрочем, и в таком случае не должно ложиться, но сидеть и внимательно слушать проповедуемое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010