Я с своей стороны ради закона Божия, ради сохранения канонов, преданных от отцов, ряди защиты привилегий апостольской кафедры, готов претерпеть все страдания и, если то необходимо, принять самую смерть. Понятно, собор вполне разделял мнение Адриана и о высоком папском значении Николая, я о великих преступлениях Фотия. Потому один из епископов, присутствовавших на соборе, встал и сказал громоносную речь против Фотия. «Фотий был отлучен и анафематствован – говорил епископ – и значит не мог созывать никакого собора, как осужденный он не мог судить никого другого. К нему – говорил оратор – относятся слова псалма: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.» ( Пс.35:2–5 ). «Папа должен отмстить – говорил оратор – за оскорбление своей апостольской кафедры, восстать на спасение народов; подобно Петру наказать лжеца Ананию или лучше сказать того, кто еще больше заслужил смерть; папа должен осудить собор Фотия так, чтобы и следа не оставалось от него, и пусть будет уравнен он с собором разбойничьим в Ефесе (449 г.). Те, кто принимал участие в соборе, или подписывал его акты, или защищает их, или скрывает их, – должны быть анафематствован, и если они устно и письменно не произнесут анафемы на акты, то таковые и в качестве мирян не должны быть допускаемы до церковного общения». После этого совершенно ясного осуждения собора Фотиева латинскими епископами, от лица папы предлагается еще категорический вопрос собору: «что сделать с этими актами»? Собор отвечал: «принимая во внимание, что худые речи портят добрые нравы, что, кто дотрагивается до смолы, тот пачкается ею, что эта книга ничем существенно не отличается от злых книг еретиков и схизматиков, так как она сочинена от схизматика и подражателя Диоскора и преисполнена всякою ложью и вредными догматами, то эта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Церкви! Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами” (2 Фес. 1. 2). Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. “Слово стало плотию” (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429409/

Архив Пн Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 г. 19:40 Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Состоявшийся во граде Москве 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор обращается ко всем вам с апостольским приветствием: «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим. 1:2) да пребывает с вами неотступно. Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина. Одним из выражений этого единства были соборы, начиная с самого первого — Собора апостолов в Иерусалиме, решения которого предварялись словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20).

http://patriarchia.ru/db/text/4367711.ht...

«Веруем в Бога Отца Вседержителя Творца и Создателя всего, от Которого всё получило бытие на небесах и на земле, и во Единородного Его Сына Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков от Отца рожденного, Бога от Бога, Света от Света, чрез Которого всё произошло на небе и на земле видимое и невидимое, истинное Слово и Премудрость, и Силу, и Жизнь и Свет истинный, в последние дни ради нас вочеловечившегося и родившегося от Святой Девы, распятого и умершего, и погребенного, и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца и грядущего при конце века судить живых и мертвых и воздать каждому по делам, и Царство Его не прекратится и пребывает в бесконечные веки. Веруем во Святаго Духа, Который есть Утешитель и Которого обещал Апостолам Господь и послал им по вознесении Своем на небеса, Которым освящаются истинно и благочестиво верующие в Него души. Говорящих же, что Сын — иного существа, а не от Бога Отца и что было время, когда Его не было, — таких не принимает святая соборная Апостольская Церковь». Вручивши это изложение веры императору и многим другим лицам, епископы отбыли из Рима. По прошествии трех лет, восточные епископы опять собрались на собор, составили иное изложение веры и отправили его к епископам Италии. Но последние, по причине многословия и растянутости нового изложения, не приняли его, вполне удовлетворяясь тем исповеданием веры, которое изложили святые отцы Никейского собора. Отсюда между восточными и западными церквами возникли несогласия и значительные недоразумения, вследствие чего оба императора созвали епископов на собор в Сардику для рассмотрения исповедания веры и окончательного решения дела Афанасия и Павла. На собор съехалось в Сардику более трёхсот западных епископов и только семьдесят шесть — восточных. Зараженные арианством и в то же время боявшиеся вступить в состязание с такими поборниками православия, как Афанасий и Павел, и потому желавшие удалить их с собора, восточные епископы отказались вступить в соборное собеседование с западными, пока они не изгонят Афанасия и Павла из своей среды. Тогда епископ Средецкий Протоген, преподобный Кудровий и другие сказали восточным:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

«Веруем в Бога Отца Вседержителя Творца и Создателя всего, от Которого всё получило бытие на небесах и на земле, и во Единородного Его Сына Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков от Отца рожденного, Бога от Бога, Света от Света, чрез Которого всё произошло на небе и на земле видимое и невидимое, истинное Слово и Премудрость, и Силу, и Жизнь и Свет истинный, в последние дни ради нас вочеловечившегося и родившегося от Святой Девы, распятого и умершего, и погребенного, и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца и грядущего при конце века судить живых и мертвых и воздать каждому по делам, и Царство Его не прекратится и пребывает в бесконечные веки. Веруем во Святаго Духа, Который есть Утешитель и Которого обещал Апостолам Господь и послал им по вознесении Своем на небеса, Которым освящаются истинно и благочестиво верующие в Него души. Говорящих же, что Сын — иного существа, а не от Бога Отца и что было время, когда Его не было, — таких не принимает святая соборная Апостольская Церковь». Вручивши это изложение веры императору и многим другим лицам, епископы отбыли из Рима. По прошествии трех лет, восточные епископы опять собрались на собор, составили иное изложение веры и отправили его к епископам Италии. Но последние, по причине многословия и растянутости нового изложения, не приняли его, вполне удовлетворяясь тем исповеданием веры, которое изложили святые отцы Никейского собора. Отсюда между восточными и западными церквами возникли несогласия и значительные недоразумения, вследствие чего оба императора созвали епископов на собор в Сардику для рассмотрения исповедания веры и окончательного решения дела Афанасия и Павла. На собор съехалось в Сардику [ 12 ] более трёхсот западных епископов и только семьдесят шесть — восточных. Зараженные арианством и в то же время боявшиеся вступить в состязание с такими поборниками православия, как Афанасий и Павел, и потому желавшие удалить их с собора, восточные епископы отказались вступить в соборное собеседование с западными, пока они не изгонят Афанасия и Павла из своей среды. Тогда епископ Средецкий [ 13 ] Протоген, преподобный Кудровий и другие сказали восточным:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

диакон В. Крошечкин От издателя Русская Православная Церковь готовится к празднованию тысячелетия своего исторического бытия. На протяжении тысячелетия она хранит Православие, верность которому свидетельствует всей жизнью. В своей истории Русская Церковь испытывала периоды необычайного духовного подъема и значительных трудностей. К числу последних относится вопрос о так называемой Брестской унии. При объективном взгляде на историю униатства в пределах Западнорусских епархий становится очевидной искусственность этого полу церковного и полу-политического конгломерата. Львовский Церковный Собор 1946 года, обладающий всей канонической полнотой Русской Православной Церкви, окончательно ликвидировал унию в Западной Украине. Публикуемые документы и материалы раскрывают единственно правильный, православный взгляд на события, связанные с историей унии. Книга содержит исторический очерк, документы Львовского Церковного Собора 1946 года и юбилейных празднований этого исторического события. Издание завершает библиография, содержащая свыше двухсот наименований. Публикация, посвященная 35-летию Львовского Собора, подготовлена Издательским отделом Московского Патриархата в сотрудничестве редакций «Журнала Московской Патриархии)» и «Православного bichuka». Уния, исторический очерк. Единство церкви и церковные унии Завершая исполнение Предвечного Совета о спасении человеческого рода, Сын Божий молит Отца Небесного сохранить тех, кого Он дал Ему, от зла в мире и продолжает: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:20–21 ). В Церкви апостольского периода, как свидетельствует святой апостол Лука, благодатное единство действительно существовало: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Храня апостольское учение о Церкви как Христовом Царстве не от мира сего, как о Теле Христовом ( Ин.18:36 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:4 ; Кол.1:18 ; Евр.13:20 ), Второй Вселенский Собор в своем Символе исповедал веру «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скорее всего, он уже тогда начал свою проповедь язычникам. Именно поэтому Варнава, посланный в Антиохию из Иерусалима, чтобы разобраться в вопросе, что делать с обращенными из язычества, отыскал его в Тарсе и вновь привел в Антиохию. Отсюда и пошел отсчет знаменитых миссионерских путешествий св. Павла. Павел начал свою проповедь в Малой Азии с евреев. Он никогда не сомневался, что евреям «первым надлежало быть проповедану слову Божию» (Деян.13:46). Отвержение ими Христа будет его «непрестанным мучением» (Рим.9:2). Но ясно для него и то, что Евангелие теперь обращено ко всему миру «во спасение до края земли» (Деян.13:47; Ис.49:6). Отвергнутый евреями, он осознает свое призвание быть апостолом язычников: «...но как вы отвергаете его (Слово Божие. - А.Д.) и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:46). В конце концов деятельность Павла привела к конфликту с консерваторами. Вопрос, уже давно назревавший, был поставлен весьма остро. Ответ на него должен был быть дан всей Церковью. В этом контексте и состоялся Иерусалимский апостольский собор (Деян.15). В высшей степени промыслительно, что Церковь, будучи еще в младенчестве, сразу же нашла именно соборную форму для решения главных, основополагающих вопросов и определения дальнейшего пути. Именно пути, потому что собор - по-гречески σνοδος - буквально значит «сопутствие», т.е. путь, по которому вместе приходят к общей цели. Собор стал прототипом всех грядущих соборов. В нем приняли участие не только апостолы, но и пресвитеры, а через них вся Церковь во главе с Иаковом, братом Господним. Очень важна также эта дерзновенная формула - «Изволилось Святому Духу и нам», то есть признание действия Святого Духа в единстве, о котором повелел Христос Своим ученикам. Соборность, объединявшая «множество учеников» (Деян.6:2), созываемых «двенадцатью», уже практиковалась, когда надо было принять важное решение, такое, например, как избрание «семи». Этот образец корпоративных решений в каждой поместной церкви был формой соборности, оставшейся неизменной в раннем христианстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

Соборная полнота собралась к сороковинам по Царю Феодору Иоанновичу и после этого уже 17 Февраля в Пятницу Мясопустной Седмицы: «Святейший Iebъ Nampiapxъ Московски и всеа Pyciu велелъ у себя быти на Соборе о Святъмъ Дусе сыновомъ своимъ, пресвященнымъ Митрополитомъ, и Apxienuckonoмъ, и Епископомъ, и Архимаритомъ и Игуменомъ, и всему Освященному Собору Вселенскому, и боляромъ и дворяномъ, и приказнымъ и служилымъ людямъ, всему Христолюбивому воинству, и гостемъ, и всемъ православнымъ крестьяномъ всехъ городовъ Pociйckoro государьства»(151). В этом описательном пассаже чрезвычайно важна характеристика Собора - Собор о Святом Духе. Она восходит к Апостольскому Собору в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. Там соборное решение освящается сакральной формулой « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» (Деян. 15, 28). Что это означает? Московский Собор собирается не ради выработки политического консенсуса, который так или иначе устроил бы большинство собравшихся, но чтобы узнать Божию волю по поставленному вопросу и принять искреннее единодушное решение. Только такое соборное решение допустимо освятить выражением: « Изволися бо С(вя)тому Духу и намъ ...» Поскольку иная форма принятия, например, воли подавляющего большинства с таким сакраментальным определением приписывалась бы ложно Святому Духу, оскорбляла бы Бога, оскорбляла бы Третье Лицо Пресвятой Троицы, а это страшное духовное преступление. О нем в Евангелии от Апостола Матфея Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 31-32). Это исключительно важная характеристика, она определяет высшую меру духовной решимости соборян. К соборянам Святейший Иов обращается с описанием обстоятельств, связанных с уговорами Царицы-Инокини Александры-Ирины и Ее брата Б.Ф.Годунова. В заключение Святейший Иов говорит, к какому убеждению пришли соборяне, бывшие уже до того в Москве: «А у меня Ieba Nampiapxa, и у Митрополитовъ, и у Apxienuckonobъ, и у Епископовъ, и у Архимаритовъ, и у Игуменовъ, и у всего освященнаго вселенскаго собора, и у бояръ, и у дворянъ, и у приказныхъ и у служилыхъ у всякихъ людей, и у гостей, и у всехъ православныхъ крестьянъ, которые были на Москве, мысль и советъ всехъ единодушно, что намъ мимо Государя Бориса едоровича иного Государя никого не искати и не хотети»(152).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Существующее в Христианской Церкви правило собирать для решения вопросов, имеющих отношение к вере и христианской жизни, Соборы " взято , как учит Катехизис, из примера Св. Апостолов, которые (для решения вопроса о принятии в Церковь язычников) держали Собор в Иерусалиме» , так и известный у нас под именем Апостольского Собора (Деян., 15 ). « Основанием сего «, т.е. созвания Соборов, »служит, – продолжает Катехизис, – также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оныя становится лишенным благодати, как язычник ». Именно: «Повеждь Церкви: аще же и Церкви преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». (Мф. 18:17) Чтобы лучше видеть силу сего изречения Господня, как дающего определениям Церкви высокую важность, обратим внимание на связь его с предшествующими ему словами Иисуса Христа. Выше (Мф. 18:10–16) Спаситель говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... Так нет волн Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брать твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. За сими изречениями следует приводимое Катехизисом: Если же не послушает их; скажи (повеждь) церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь,т.е. считай его наравне с язычником и мытарем 79 . Спаситель, таким образом, дает наставление, пли лучше заповедь, как следует поступать с ближним, если он впадает в какое-либо прегрешение. Сказавши, что нет воли Отца небесного, чтобы погиб один из малых сих, т.е. и малых в собственном смысле –детей, и малых по общественному положению – бедных, презираемых и незнатных 80 , а также младенцев по вере 81 , Господь Иисус вместе с тем указывает меры же попечительности в отношении к согрешающим. И вот в ряду этих мер последняя – решение Церкви до такой степени объявляется важным, что неповинующийся этому решению подлежит отлучению от Церкви. Насколько, значит, Спаситель велит дорожить голосом Церкви, когда в связи с учением о снисходительности утверждает, что ослушник Церкви есть все равно, как язычник и мытарь! И так как все верующие, понятно, не могут собираться для требующихся решений, то под Церковью в данном случае разумеется именно Собор, что поясняется и Катехизисом: Способ же , – говорит он в конце ответа, – которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор ».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Тогда составился в Иерусалиме апостольский собор, на котором, по долгом рассуждении, св. апостол Петр напомнил, как после проповеди его в доме Корнилия сотника в Кесарии Палестинской Дух Святой сошел на всех, слушавших слово его, необрезанных язычников и они стали говорить разными, неизвестными им, языками (Деян. гл. 10); потом апостолы Варнава и Павел рассказали, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников и для обращения язычников, которых они крестили без обрезания, и собор апостолов в послании к уверовавшим христианам из язычников написал: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. гл. 15).Итак Господь отменил ветхозаветный закон об обрезании, равно законы о пище и другие обрядовые, не словесною прямою заповедию, а самим делом - чудесами Св. Духа, совершаемыми и через необрезанных христиан и через апостолов для обращения необрезанных. В этом деле исполнились слова Господа: еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Иоан. 16, 12-14).Подобное сделано и в отношении ко второй заповеди закона Моисеева. Были между христианами такие, которые в продолжении первых веков церкви, иудействуя, т.е., односторонне и неправильно понимая вторую заповедь закона Моисеева, отвергали почитание икон всякого рода. Но в тоже время Св. Дух совершал многие и великие чудеса через св. иконы Господа Иисуса, Пречистой Матери Его и святых Божиих и почитание икон по сему и по другим причинам утвердилось в церкви; потому и вселенский собор, созванный в 787 году по поводу иконоборческой ереси, кроме Св. Писания и Предания, опираясь на чудесах от св. икон, о которых много читано на заседаниях его, утвердил догмат о почитании святых икон, последуя благоглаголивому учению святых отец и преданию кифолическия церкви, и ведая, что она есть Духа Святаго, в ней живущаго.Затем обратим внимание на четвертую заповедь закона Моисеева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010