Действительно, не надо забывать, что вся древность и в практике, и в выражениях канонов, номоканонов, отцов и писателей церковных сохраняла традицию почитания первенства римской кафедры, ее главенства в церкви , но еще не власти в строгом юридическом смысле . Еще Никто из отцов церкви ни ранее, ни после не выражался ο преимуществах и главенстве римских епископов так сильно , как преподобный Феодор Студит. Он говорил прямо римским языком и договаривался до верховенства власти пап . He в том дело, что Феодор Студит следовал чрезмерно комплиментарному стилю византийского эпистолярного и дипломатического языка. И не в том, что он отрицал византийский взгляд на достоинство Константинопольской кафедры или других восточных патриархов. Он и их величал неумеренными титулами, как, например: «святая, апостолическая, божественная глава,» «всех святейший отец отцов,» «светило светил.» Иерусалимскому писал: «ты первый из патриархов.» Константинопольского Никифора он именует « первейший y нас, главнейший y нас архиерей, Божественная и верховная из священных глав вершина , великое солнце православия.» Феодор Студит считает пять патриархов равными по чину — ομοταγεις. Высшую власть в церкви он мыслит пятиглавой (το πεντακορυφον), a церковь — пятиглавым церковным телом (το πεντακορυφον εκκλισιαστικον σωμα). A эпитеты, прилагаемые Феодором к папе, имеют в себе и нечто добавочное и в смысле чести, и в смысле первенства, и в смысле главенства, и, наконец, в смысле власти (!). Он по-римски выводит все это из понимания первенства апостола Петра: Петр был «первостоятелем апостолов, первоначальником, первопрестольником» — «των αποστολων πρωτοστατος, πρωταρχος, πρωτοθρονος.» Ему дарованы ключи Царствия Небесного и достоинство пастыреначальства (το ποιμνιαρχιας αξιωμα). Посему Римская церковь есть главнейшая из Божиих церквей, первейшая всех церквей, первошествующая (χορυφαοτατη των εκκλησιων του Θεου, πρωτιστη, πασων εκκλησιων πρωτοβαθρουσα). Римский епископ, как преемник апостола Петра, есть «пастыреначальник церкви поднебесной, первопрестольный, главнейший между патриархами, божественная глава всех глав .»

http://sedmitza.ru/lib/text/435422/

Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику следующий случай: «Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами: «Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, Милостивый!». «Видимо, эта женщина – вдова и ее кто-нибудь обидел, что она так горько плачет», – подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить. Я сказал ей: «Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?». «Ах, нет, – ответила она, вновь проливая слезы, – нет, отче, ты не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три года уже, как не знаю я никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости " ». Итак, богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией к ним. Дорогие братия и сестры, и нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение и с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру в Иисуса Христа как Сына Божия, пламенную любовь к Господу, чистоту жизни, кротость и смирение. Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость! (Тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, гл. 4. – Ред.) Аминь. 1962 г. Читать далее Источник: Ищите прежде Царствия Небесного : Проповеди/Архимандрит Кирилл (Павлов). - Москва : Изд. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2017. – 448 с. ISBN 978-5-7789-0312-8. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Стихира на стиховне, гл. 1. Яже по вся грады узы и скорби твоя, кто скажет, славне апостоле Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, кошницу и жезлобиения, каменометания и обхождения, глубины истопления; позор бысть ангелов и человеков; вся убо претерпел еси, о укрепляющем тя Христе, да мир приобрящеши о Христе Иисусе Господе твоем Тем же молим тя, творящии память твою верно: непрестанно моли, спастися душам нашим. Кто в состоянии пересказать узы и скорби твои, славный Апостоле Павле, какие ты перенес во всех городах? – Труды, болезни и бессонные ночи, голод и жажду, холод и нужду в одежде, сидение и спуск в корзине из окна за город, 149 побои палкой и камнями, обход, засаду (какую делали против него), опасные погружения в воде. 150 Ты был позорищем Ангелов и человеков; 151 – все ты перенес за укрепляющего тебя Христа, лишь бы только иметь мир со Христом Иисусом, твоим Господом. Поэтому мы, почитая верно твою память, и молим тебя: непрестанно моли о спасении душ наших! Тропарь, гл. 4. Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. 152 – Сидящие на первых престолах первоверховные из Апостолов и учители вселенной, молите Господа всех, чтобы Он даровал мир вселенной и душам нашим великую милость! Величание. Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия. – Прославляем вас, Апостолов Христовых, своим учением просветивших весь мир и приведших ко Христу все пределы (народы всей земли). Прокимен на утрени и литургии, гл. 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 ). Еванг. на утрени – Иоанна: 21:15–25. На Литургии: Ап. 2Кор. 11:21–12:9 . Еванг. Мф. 16:13–19 . Кондак, гл. 2. Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх Апостолов Твоих, Господи, преял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не имамы инаго утешения, якоже преставльшаяся Тавифа,/возопиша вдовицы камню веры,/сия бо предаде руце своя на служение наше,/укрыла есть многия от зноя и хлада,/в дом свой введе неимущыя,/болящим вся ко врачеванию подающи,/ты же, верховен посланник Всемогущаго,/повели, да востанет от мертвых на радость нашу и славу Божию. Слава, глас тойже: Аще и зрите Тавифу во гробе, не рыдайте, не плачите,/глаголет сын Ионин со дерзновением,/Божественный Учитель наш, посылая ны возвещати Его Благовестие,/даде власть всякия плоти:/больныя и недужныя врачевати,/бесы изгоняти и прокаженныя очищати,/к сему же и мертвыя воскрешати,/да утвердится исповедание Воскресшаго от мертвых,/верующим бо вся возможна суть у Бога,/тем убо, видя веру вашу, взывая вопию:/Тавифо, востани от мертвых. И ныне: Богородичен. Тропарь, глас 4: Днесь вера Христова утверждается камнем веры,/и ликовствует в веселии Иоппия,/псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии,/видяще совершаемо велие чудо:/первоверховный апостол глаголет,/и умершая востает от гроба,/юже Низложитель смерти дарует Церкви,/да украшаются во образ ея добродетельми люди./Приидите убо, христиане,/принесем ко святей моления наша:/блаженная Тавифо и милосердная,/вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице/и молися со дерзновением,/да сынове Света Превечнаго будем,/да сподобимся Божия милости,/да пребываем в любви Божественней,/и да царствует мир во вселенней. НА УТРЕНИ По первом стихословии, седален, глас 3: Един от Троицы, воплотивыйся нас ради,/воздвизает от гроба умершую плотию словом первопрестольника апостолов,/да торжеством добродетели воцарится в сердцах человеческих исповедание Его;/к Нему же припадающе взываем:/спаси ны, Всесильне, предстательством Тавифы. Стих: Апостол верховный/о Имени Спасове воздвиже Тавифу, во гробе лежащую,/Сей бо есть воистину праздник благочестия,/имже поучающеся зовем:/дивен Бог во святых Своих. Слава и ныне, Богородичен: Безневестная Дево,/рождшая преестественне Слово Божие,/Имже вселенная и жизнь утверждается,/радосте наша и упование, мольбы Тавифы блаженныя приими/и теми спастися нам сотвори, тебе вопиющим:/радуйся, Невесто Неневестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобный механизм включается и у слов смешанной разновидности 1 склонения – типа Творец, так как на месте [ц] в праславянском номинативе был [к]: К тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав прибегаю (Молитвы утренние, молитва 3 святого Макария Великого). Продолжая разговор о неупорядоченности вокативов, стоит отметить: слова среднего рода имеют звательную форму, равную именительному падежу: радуйся, чудес христовых начало (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2). Субстантивы изменяются по падежам не только в единственном, но во множественном, двойственном числах. Что касается вокатива, то на его месте в данном случае снова появляется прямой падеж: Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, владыку всех молите (Тропарь святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла). Склонение распространяется на многие части речи – помимо субстантивов. Это и прилагательные, и причастия, и числительные, и местоимения. звательной же формы в данном случае опять-таки не будет: Гряди, Сладчайший Животе, врата райския к чудному животу паки Адаму отверсти (Акафист Сретению Господню, икос 7); Гряди, всеми пророки чаемый , посетити нас Твоим спасением (Акафист Сретению Господню, икос 5); Гряди, Свободителю наш , отпустити сокрушенныя сердцем во отраду (Акафист Сретению Господню, икос 5). Выпадают из этого ряда краткие прилагательные мужского рода, которые склоняются так же, как существительные 1 склонения, а следовательно, образуют вокативы отдельно: Многомилостиве и всемилостиве боже мой, господи Иисусе Христе (Молитвы утренние, молитва 8 Господу нашему Иисусу Христу). Ориентируясь на экстралингвистические факторы, можно понять: обращение сопряжено с одушевленными и – еще уже – личными существительными. Хотя в текстах в звательных формах стоит много неодушевленных слов. но тогда они употребляются в художественных целях – в основном в метафорических значениях: радуйся, дворе словесных овец (Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). Вышеизложенные грамматические факты помогают понять, почему в истории русского языка особенные звательные формы утратились и произошло это безболезненно. Большое число исключений и оговорок, сопровождающее вокативное образование, не могло не привести к выравниванию морфологических форм, которые выражают однородную морфологическую семантику, что обычно и, более того, необходимо для грамматики. На место вокатива заступил номинатив, ибо в его функции искони входило обращение к лицам и предметам.

http://pravoslavie.ru/5878.html

Пресвятейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх царствующаго града Москвы, благочестием цветущий всея вели­кий Росии о Святем Дусе возлюбленному сыну и сослужебнику, преосвященному Иванну архиепископу святыя и пречистыя великия лавры Пресвятыя и Пречистыя и Преблагословенныя Вла­дычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и честнаго и славнаго Ея Успения Самтавраского монастыря, купно же и надзирателю святыя соборныя и апостольския церкви всемирнаго Воздвижения честнаго и Животворящаго креста Господня, священноначальнику Божия града Цхета Иверские земли Грузинского царствия и всему освященному Собору благодать и мир и ми­лость от Бога Отца вседержителя да будет на всем твоем священноначалии. Да подати Иванну архиепископу от Патриарха благословение образ, а молыт: Святейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия Росии прислал к тебе свое благословение – образ Пречистые Богородицы Одигитрия, обло­жен серебром с трубами, венцы резные. – А после того подати Иванну архиепископу грамота учительная 131 . Учительная грамота Патриарха Иоасафа Учительная грамота от Святейшаго Патриарха Иоасафа ко Иверскому митрополиту послати с старцом. Трисолнечный и Светоначальный и Единосущный и в Трои­цы славимый Бог наш Отец и Сын и Святый Дух, всемогий и во всей твари всяческих действуяй неизреченною благостию и премногою милостию, Отец щедротам и Бог всякия утехи, утешая нас всегда о всякой вещи, яко возмощи и нам утешити сущая в недоумении утешением, им же утешаемся есмы от боголепныя и всесильныя и превысочайшия славы Его Преблагаго Бога нашего величества и силы, – Богом венчаннаго, и Богом почтеннаго, и Богом украшеннаго, и Богом превознесеннаго и благочестием всея вселенныя в концех восиявшаго, наипаче же во царех во благочестивой православной християнской вере всеизрядно цветущаго, пресветлейшаго и преславнаго, благовернаго и христолюбиваго великаго государя царя и великаго князя Ми­хаила Федоровича всеа Руси самодержьца и многих государьств государя и обладателя первопрестольник святыя соборныя и апостольския церкви Пресвятыя и Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Успения, Иаасаф, Божиею милостию, Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и всея Русии, по благодати Божии и по просвещенней славе его, яже показа нам ныне слышати преславная своя чюдеса, яко от тмы на свет богоразумия землю Иверскую благоизволи просветити и в разум истинный благоустрои произвести и сподоби вас рачителем быти и ревнителем закона его Божия, яко же мы восприяхом, такожде и вы ныне ревнители хотяще быти, части и жребия святыя и непорочныя нашея православныя христьянския веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тропарь Собору 12-ти апостолов, глас 4 Апостолов первопрестольницы,/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите,/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Камень Христос каменя веры прославляет светло,/учеников преизрядна,/и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь:/ихже память совершающе верно,/сих Прославльшаго прославляем. Ин кондак, глас тойже Петра, вернии, каменя веры, похвалим/и Павла Богомудраго,/созывают бо всех праздновати верою,/соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/просяща грехов оставления. Величание Величаем вас,/святии дванадесяточисленнии апостоли,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. Тропарь преподобному Петру, царевичу Ордынскому (Ростовскому), глас 8 Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/и богомерзкую веру отнюд возненавидев,/и от мглы греховныя изшед,/и от тьмы во свет прииде,/и вселися еси во славный и многонародный град Ростов,/в немже житие честно пожив,/церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвиг Христовою благодатию,/и сию чудными иконами, яко невесту, украсив,/святителя же и князя и вся люди житием своим удивив./Темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя./Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре,/и моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Явися велие солнце Христовой Церкви,/просвещая учения светлостьми, всечестне,/яко черпалом златым,/от кладезя неископаннаго чудес почерпл еси,/от источника неистощимаго,/на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре,/ныне всем подаваеши грехов прощение, славо преподобным. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Петре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Софронию, епископу Иркутскому, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/добре управил еси иноческия обители,/и архиерейства саном почтен быв,/упасл еси Иркутскую паству./Темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси,/и молиши Христа Бога/избавити нас от бед и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А что еще остается впереди, вы сами, мудрые, знаете, хотя бы мы и умолчали. Бог, начавший через вас благое и столь спасительное для Его Церкви дело, да доведет его до конца. Поэтому напоминаем и просим вас о том, что, как мы уверены, вы, конечно, и делаете. Не переставайте обращаться и молить, доколе не будет доведено до конца то, что боголепно внушено святому первопрестольнику. С этой целью мы и послали Евфимиана, возлюбленного нашего сына, чтобы он также был точным вестником всего того, что здесь делается. Благоволите приветствовать всех соревнователей и святых, и особенно почтеннейшего моего архимандрита 852 . Со своей стороны, и мы, где будет возможно, постараемся сообщать о вас хорошие вести и приветствовать [от вашего имени], кого прилично. 275. К папе 853 Александрийскому (II, 14) 854 [Col. 1156] Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, владыке, блаженнейшему папе Александрийскому Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский. Величайший дар моему смирению и предмет высочайшего желания удостоиться письменно вступить в беседу с твоею апостольскою главою, не только по ничтожеству моей малости, которая не в состоянии писать и к равным, а тем менее к столь великой и божественной главе, но и по [трудности] пути на таком расстоянии, особенно затрудняемом языческими препятствиями 855 . Однако по благоволению Преблагого Бога мне даровано это по двум причинам: во-первых, чтобы исполнить давнишнее желание мое, [Col. 1157] грешного, мысленно прикоснуться к священным стопам твоим, ибо иначе невозможно (407) было исполнить это желание; и во-вторых, что еще настоятельнее нужно, чтобы сделать более известными божественнейшей главе твоей, как состраждущей членам целого Тела Церкви, случившиеся здесь бедствия, которые, как я думаю, разгласились и в крайних пределах вселенной ввиду важности этого зла. Гонение постигло нас, блаженнейший, и тягчайшее из гонений. Некогда Ахав, ища пророка Илию, говорят, выжег все места, и этот пожар выражал ярость нечестивого ( 3Цар.18 ); а теперь Ахаавит по сану и по сердцу не только Илию изображенного, но и Владыку его Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, Богородицу и всех святых тщательно разыскивает и, найдя, истребляет с великой яростью во всяком подвластном городе и селении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другой автор, может быть менее известный, но также из Пскова, священник Василий в середине XVI века в Житии преподобного Саввы Крыпецкого восклицал о Соборах 1547 и 1549 годов, когда было прославлено множество русских святых: «И от сего времени церкви Божия не вдовствуют памятями святых во всей Русской земли, якоже некое светило сияет на свещнице Руския земли Православием и верою правою и учением Божественных Апостол Писании во всей вселенней, якоже вторый Великий Рим и царствующий град: тамо бо вера Православная испроказися махметовою прелестию от безбожных турок; зде же, в Рустей Земли паче просия святых отец наших учением». В 1547 году московский государь Иоанн IV становится первым русским царём. Царское венчание совершил выдающийся Первоиерарх – Всероссийский Митрополит Макарий. Между тем, подобное торжественное священнодействие в Константинополе (Новом Риме) всегда совершалось Первосвятителем в сане Патриарха, то есть коронация молодого царя, имевшая большое значение в политической жизни Русской державы того времени, явилась в известной степени свидетельством неполноты Русской Церкви. Поэтому на Соборе 1564 года было восстановлено древнее право Российских Первопрестольников, идущее от святителей Петра и Алексия и засвидетельствованное иконографией, – ношение белого клобука Московским митрополитом. На этом же Соборе главе Русской Церкви было усвоено право скреплять свои грамоты восковой печатью красного цвета. Наконец, в 1589 году Московский Митрополит Иов был возведён в достоинство Всероссийского Патриарха. Служение первых Патриархов – Иова и Ермогена пришлось на тяжёлый период для Русского государства, известный под названием Смутного времени, когда внутри страны пресеклась ветвь Рюриковичей-Даниловичей, а извне началась католическая польско-литовская интервенция. Преемником названных Первосвятителей стал Патриарх Филарет Никитич, патриарший титул которого включил формулировку «Великий государь». Затем его служение продолжали последующие Патриархи – Иоасаф I, Иосиф и, наконец, Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

День св. трех святителей Всероссийских: Петра, Алексия и Ионы 5 (18) октября Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, Церковь совершает также празднование и каждому порознь из всех Всероссийских св. святителей, и всем им купно в один день, воздавая им равную честь, какую прежде установления им общего праздника прав. христиане по обычаю воздавали. Прежде установления праздника в честь трех Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками 1590 . Быть может, потому, что св. мощи Петра и Ионы обретены в одно время, а святителя Алексия – около 40 лет прежде. Празднование трем Всероссийским святителям, всем в один день, 5 октября, установлено в 1596 году повелением благочестивейшего царя и великого князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, по благословению святейшего патриарха Московского Иова и всего священного Собора 1591 . Во имя равночтимых трех святителей Всероссийских – Петра, Алексия и Ионы сооружен был храм на патриаршем дворе в Москве. Церковь величает св. трех святителей – Петра, Алексия и Иону первопрестольниками Российскими, истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, Православия наставниками, благочестивыми святителями, прославленными от Бога нетлением и чудесы. «Имея душу милостиву, и чист помысл, и сердце несмущенно, и веру непорочну, и любовь нелицемерну, учительство изрядно и святительства достоинство, Петр лику святителей сопричислен на небесех. Досточудный и премудрый Алексий иноческим житием Богу угодил, и Бог избрал его от юности пастырем овец словесных и учителем великим; он явился священникам наставник и всей стране Российской звезда пресветлая, чудесы осиявающая всех верою припадающих к раце его мощей. Иона, богомудрый святитель, измлада Христа возлюбил и от него Пресвятаго Духа Божественными зарями сердце свое просветив, световиден воистину был» 1592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010