Закрыть itemscope itemtype="" > «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» Православная Церковь празднует День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 11.07.2011 1442 12 июля Православная Церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост. Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих» (Иоанн. 21, 16). И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. По преданию, во время гонения римского императора Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником еврейского закона и преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/11/ap...

Слово в день памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29-го июня. (Сказано 29 июня 1936 года в Ужгороде на Карпатах.) «Отвещав же Симон Петр рече. Ты еси Христос, Сын Бога Живаго! И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона … и Аз же тебе глаголю, яко ты еси ПЕТР, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее».  ( Мф.16,18 ) . Великое торжество празднует сегодня, братие, Церковь Христова. Она прославляет в сегодняшний день славную мученическую кончину двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся для проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В своих богослужебных песнопениях она едва находит слова, чтобы достойным образом почтить их и прославить их апостольскую ревность и самоотверженные апостольские труды. «Апостолов первопрестольницы», «вселенные учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истинного проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенные питатели», «нового завета Богописанные скрижали», «основания Церкви истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами прославляет Церковь своих верных служителей, обоих равно, заметьте это, братие, не делая предпочтения одному перед другим, но обоих именуя «первостоятелями» и «первоверховными». Велика радость, велико ликование верующих, сошедшихся на этот праздник, к которому недаром Церковь готовит нас продолжительным постом, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы объединиться все христиане, забыв свои взаимные распри, обиды и огорчения. Но, увы! силен враг рода человеческого, и то самое, что должно было бы служить поводом к объединению, он хитро сделал предметом разделений. Не что иное, как возвышенное учение Господа об основании и непоколебимости Церкви, изложенное в вышеприведенных нами словах Господа Апостолу Петру, враг умудрился сделать поводом к возникновению великого раскола в Церкви Христовой. Болью сжимается сердце каждого верующего христианина при мысли о губительных последствиях этого раскола и страшно становится за виновников оного. Невольно вспоминаются грозные слова великого столпа Церкви св. Иоанна Златоуста : «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделение в Церкви. Даже, если бы мы делали самые совершенные дела, – разрывая единение, будем наказаны, как если бы мы разрывали тело Господне … Даже мученичество не заглаживает такою греха» …  (Том XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Мы только что отпраздновали великое и радостное торжество. Ежегодно, в день 29 июня нашей св. Церковью прославляется светлая мученическая кончина двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся в проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В богослужебных песнопениях этого дня св. Церковь едва находит слова, дабы достойным образом отметить их апостольскую ревность, почтить их самоотверженные благовестнические труды. «Апостолов первопрестольники», «вселенныя учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истиннаго проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «Новаго Завета Богописанныя скрижали», «основания Церкве истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами и выражениями прославляет Церковь этих верных своих служителей, обоих  равно  – заметим это! – не делая предпочтения одному перед другим, но обоих одинаково называя «первоверховными» и «первостоятелями». Велика должна быть радость и духовное ликование верующих, которых не напрасно св. Церковь готовит к встрече этого дня даже особым, так наз. «Апостольским», или «Петровым» постом, как это бывает только перед немногими другими важнейшими праздниками, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы соединиться все христиане, осознав себя учениками и последователями великих первоверховных Апостолов. Но увы! – силен враг – и вот то, что должно было бы служить побуждением к сильнейшему внутреннему единению, он хитро сделал поводом для разделения. Не что иное, как воодушевляющее нас, возвышеннейшее учение Господа Иисуса Христа об основании Им Своей Церкви и о непоколебимости ее – неодолимости ее вратами адовыми, – высказанное св. Апостолу Петру в награду за произнесенное им исповедание веры в Господа, как Сына Божия, умудрился сделать он предметом споров и распрей между христианами, вызвав тем великий раскол в Церкви Христовой, в результате которого отпала от нее целая западная половина. Болью сжимается сердце каждого истинного христианина при мысли о губительных последствиях этого раскола и страшно становится за виновников оного. Невольно вспоминаются грозные слова великого столпа Церкви св. Златоуста:  «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделение в Церкви. Даже если бы мы делали самыя совершенныя дела, – разрывая единение, будем наказаны, как если бы мы раздирали тело Господне... даже кровь мученическая не заглаживает такого греха»...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

прот. Артемий Владимиров Часть 2. Дополнения к курсу лекций «Искусство речи». Лекции, семинары Крюковой Л.И 54 . Лекция 1. Эпистолярный жанр: Сходство устной проповеди и письма (Л.И. Крюкова) Сегодня мы поговорим с вами об особенностях эпистолярного жанра, т.е. о том, как в наше время православные люди могут отвечать на письма, и вообще, какое место в деле проповеди занимает весточка, которую ждут часто с великим-великим нетерпением. 1. Тропари о проповеди и письме «Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Эта молитва – тропарь трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у, мастерам средневекового красноречия и поэтому в какой-то мере покровителям наших занятий. Обратите внимание: равноапостольными их не называют, т.е. апостолам они не равны, но тем не менее нравом, т.е. характером, всем своим душевным устроением они оказываются сравнимыми с ними. Даже в самом построении тропаря сходство: «Яко апостолов единонравнии», а тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, помните, как начинается? – «Апостолов первопрестольницы». А дальше? А дальше совершенно те же слова: «...и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Т. е. и те, и другие в равной мере признаются учителями вселенной. Но о чем мы просим их прежде всего? Не о даровании нам учености, а о мире, как раньше сказали бы, во всем мире, о мире во всей вселенной и, что еще важнее, о помиловании наших душ, о великой милости к нам от Владыки и Царя всех, Господа нашего, в Троице споклоняемого. Вспомним еще один тропарь: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». Вы узнали, конечно, тропарь святителю Иоанну Златоустом у. Когда мы его слышим? (Ответ: в дни его памяти.) А еще? (Ответ: в благодарственных молитвах после причащения.) Да, после Причастия, приняв в себя Самого Христа, мы не только благодарим Бога и не только благодарим святителя как составителя Божественной Литургии, но как бы благославляемся им на то, чтобы и нам слово Божие нести людям. Чему учит этот тропарь прежде всего? Молить Бога Слова о спасении наших душ. Т. е. та задача спасения души , о которой говорилось на прошлой лекции, здесь лежит в основе всякого научения. И тогда от слова проповедника, как от слова Иоанна Златоустог о, может воссиять благодать, которая усладит, а потому и научит, и просветит всю вселенную. Здесь же сказано и об огне, который должен гореть в сердце и устах проповедника, что соотносится с призывом к подвижничеству, с «movere», о котором также говорилось на прошлой лекции. Вот как много вложено в слова: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. апп.: Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Мк.3:13-19 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.3:28-4:3 Ев.- Мф.7:24-8:4 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов Тропарь Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 4 Апостолов первопрестольницы/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2 Камень Христос каменя веры прославляет светло,/учеников преизрядна,/и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь;/ихже память совершающе верно,//сих Прославльшаго прославляем. Ин кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2 Петра, вернии, каменя веры, похвалим/и Павла Богомудраго,/созывают бо всех праздновати верою,/соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,//просяща грехов оставления. Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь праздника, глас 4й Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого. Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым ( 2Кор.2:5 ); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Камень недвижимый в основании Церкви – Петр; движущая сила – Павел; тот Церковь держит, этот – строит. И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восставил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться или унывать. Нам нужно помнить, сколь ревностными людьми были апостолы Петр и Павел. Святитель Иоанн Златоуст даже так говорит об апостоле Павле: «…он, как дух и огонь, обтекал всю вселенную и очищал землю»

http://azbyka.ru/propoved-na-prazdnik-sv...

Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Слово на собор 12 апостолов сообщение этого слова редакция приносить глубочайшую благодарность Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу ярославскому и ростовскому. Все слово писано собственноручно преосвящ. Аркадием. Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите , мир вселенный- даровати, к душам нашим велию милость. Тропарь. Что во ев. церкви мы цели вчера, то же поем и ныне. Вчера православная наша церковь праздновала одним первоверховным апостолам – Петру и Павлу: а сегодня прославляет всех 12 апостолов купно, называя самый день сей собором дванадесяти славных и всехвальных апостол. Нынешний день похож на вчерашний. Празднуя одним Петру и Павлу, правос. церковь прославляет их твердыми и Боговещанными проповедателями, верхом апостолов, словесными звездами, просветившими западный мрак: Петра – предначальником апостолов, Павла паче иных потрудившимся: прославляет Петрову твердость и Павлов разум, и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в ап. Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Вот самые хвалебные песни церковные, которые выражают похвалу первоверховным апостолам. «Дал еси хваление церкви Твоей, Господи, честные апостолы Твоя, в ней же просиявают мысленнии светильницы, Петр же и Павел, яко звезды словесные, вселенную озаряюще: ими же просветил еси западный мрак, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». »Дал еси утверждение церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум, и светлую мудрость, и обоих богогласие истинное, еллинскую прелесть отгонящее, тем же тайноводими от обоих, поем Тя, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». " Дал еси образ обращения согрешающим, оба апостолы Твоя, оваго убо отвергшегося Тебе во время страсти, и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася, и веровавша: и обою собору первостоятельствующих другов Твоих, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». Так – они хваление церкви, утверждение церкви, образ обращения согрешающим!

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010