Скачать epub pdf Введение в Символ веры Что такое – вера? «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Апостол, ко Евреям, зач. 326). «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). Или: нелюбопытствующее признание; или: признание по доброй воле; или, как сказал великий Василий: «Вера является признанием не подвергающим суждению рассудка слышанных вещей, в полноте истины возвещенных Божией благодатью». Символом именуется ( Символ Веры ) как знамение веры в душе. Поскольку душа является вещью бестелесной, и сущие в ней догматы (веры) невидимы и безобличны, то поэтому для нее явилась нужда в сем исповедании (веры), дабы благодаря сему явила себя сущая внутри ее вера и не осталась она неявленной.     Верую: То есть, не подвергая любопытному исследованию, я приемлю догматы , имеющие быть возвещенными. Правда, древние отцы говорили: Веруем, употребляя множественное число. Впрочем и то, и другое сводится к одному и тому же. Потому что те сказали это во множественном числе, выражая и общее их суждение относительно предметов веры, а также и личное каждого из них в отдельности; мы же, напротив, в индивидуальном порядке исповеданием веры выражаем верование присущее всей христианской целокупности. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя: Здесь по разному ставят знак препинания: так, одни ставят запятую после слова Бога, как бы принимая сие наименование как реченное в отношении всех Трех Ипостасей, а другие связывают это слово с последующим текстом. Гиппон 1 и преданный наслаждениям Эпикур совершенно не знали Бога, приписывая все случайности и этим вводя беспорядок. В то время, как один из них вздорил, говоря, что вода является началом всего 2 , а другой – бесконечные атомы. Платон говорил, что Бог является «идеей» и материей, поскольку, как он говорил, без наличия примера Бог не мог бы создать ни материю, ни мир, и таким образом нечто и совечно с Ним и собезначально. Валентин 3 утверждал, что существует 30 богов, последователи Маркиона 4 говорили о трех «началах», приверженцы Кердона 5 учили о существовании двух богов, а Манихеи 6 – о двух «началах».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Содержание Введение в Символ веры   Что такое — вера? «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Апостол, ко Евреям, зач. 326). «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Или: нелюбопытствующее признание; или: признание по доброй воле; или, как сказал великий Василий: «Вера является признанием не подвергающим суждению рассудка слышанных вещей, в полноте истины возвещенных Божией благодатью».    Символом именуется (Символ Веры) как знамение веры в душе. Поелику душа является вещью бестелесной, и сущие в ней догматы (веры) невидимы и безобличны, то поэтому для нее явилась нужда в сем исповедании (веры), дабы благодаря сему явила себя сущая внутри ее вера и не осталась она неявленной.         Верую: То есть, не подвергая любопытному исследованию, я приемлю догматы, имеющие быть возвещенными. Правда, древние отцы говорили: Веруем, употребляя множественное число. Впрочем и то, и другое сводится к одному и тому же. Потому что те сказали это во множественном числе, выражая и общее их суждение относительно предметов веры, а также и личное каждого из них в отдельности; мы же, напротив, в индивидуальном порядке исповеданием веры выражаем верование присущее всей христианской целокупности.     Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя: Здесь по разному ставят знак препинания: так, одни ставят запятую после слова Бога, как бы принимая сие наименование как реченное в отношении всех Трех Ипостасей, а другие связывают это слово с последующим текстом. Гиппон и преданный наслаждениям Эпикур совершенно не знали Бога, приписывая все случайности и этим вводя беспорядок. В то время, как один из них вздорил, говоря, что вода является началом всего, а другой — бесконечные атомы. Платон говорил, что Бог является «идеей» и материей, поелику, как он говорил, без наличия примера Бог не мог бы создать ни материю, ни мир, и таким образом нечто и совечно с Ним и собезначально. Валентин утверждал, что существует 30 богов, последователи Маркиона говорили о трех «началах», приверженцы Кердона учили о существовании двух богов, а Манихеи — о двух «началах».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2850...

28, ст. 16).. Но о Римском папе нам не весьма нужно много говорить, ибо защитников его непогрешимости здесь не имеется, а нужно обыскать, нет ли кроме Римского папы других подобных ему, дошедших до такой же дерзости, также изъявляющих себя единых непогрешительными. Скажете: да неужели есть люди, дошедшие до такого исступления? Поищем, только терпеливо послушайте. Каждый православный христианин, при Св. Крещении, в Символе православной веры, по исповедании веры во Святую Троицу, обещается веровать и во Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Спрашивается: почему же неотменно нужно, чтобы каждый крестящийся исповедал веру и во св. Церковь ? Первое, потому, что мы все нужные для спасения нашего Таинства получаем во Св. Церкви. И если бы мы не исповедовали веру во Св. Церковь, то могли бы сомневаться в силе преподаваемых ею Таинств; а сомневаясь в силе Таинств, сомневались бы и во спасении; а сомневаться во спасении, значит не иметь твердой веры: без веры же невозможно угодити Богу (Евреям зач. 326). Того ради и исповедуем веру во Св. Церковь, дабы, в ней приемля Таинства, твердо были в силе оных уверены. Второе, для того исповедуется нами вера в Церковь, дабы и самое православный веры учение, преподаемое Церковью, имели несомненным. Ибо учение Церкви, утвержденное общим ее гласом, есть учение Святого Духа, по слову самого Христа Спасителя: «Утешитель Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» (Иоан. зач. 48). И паки: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф.зач.67). И когда церковь учима есть Духом Святым и врата адова одолеть ей не могут: то во общем учении церковном не может быть погрешимости. О ней справедливо сказано в Малом Катехизисе: «Яко ( Церковь ) сама едина сущи столпом и утверждением истины: имать же (власть) и Писание святое толковати, и учителей похваляти и прославляти» (Катехизис Иосифовский на слова: И во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь). Сиречь, она имеет силу Писание непогрешимо толковать, и учителей толкования поверять и утверждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Многа же и ина знамения и чудеса быша в та времена богомольцем приходящим, на земли же и на мори, яко всякаго богомольца вопрошах аз смиренный, яко сый уставщик, каковою кто виною пришел есть молитися в Соловках Преподобным Чудотворцем, и всяк кийждо повода ми о себе благодать Божию, явленную на нем молитвами Преподобных Чудотворцев, ихже за множество не писах в книжице сей, кроме повести сея». Дозде послание. 66) «И аще по их новых учителей хулению держали мы по се время будто не истинную Православную Веру: но убо Прародители Твои Государевы, Благоверныи Цари, и Великии Князи и Святыи Отцы известно Православныи, то и мы, яве, яко православныи: понеже в том же благочестии пребываем. Аще ли, Государь, они Православныи, и мы техже наследницы, то по что им у нас Православныя Христианския Веры изменять, и учити нас новой вере, яко истинному учению тем, которые сами ничего не знают, и конечнаго учения и исправления в Православной и Вере требуют.» Можно было думать, что и челобитчики держали по то время истинную Православную Веру, пока они не объявили в своей Челобитной понятий, совершенно противных Вере. Противно самому существу Веры вообще то, что они полагают ее в веществе и видимости. Есть же Вера, говорит Слово Божие, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 . Зач. 326). А те все предметы, о которых настоит Челобитная, и о которых одних непрестанно твердит, что то – Вера, видимые, и в наше время самими ревнителями мнимого старообрядства справедливее называются уже обрядами, а не Верою. И обрядов самую малую часть только составляют такие предметы. И о предметах, собственно, не составляющих Веры, челобитчики возымели понятия не истинные Православные, прямо старым книгам и понятиям предков противные, как доказано то выше с нужною подробностию. Напротив того, нет ничего известнее, что Благочестивые Цари и Великие Князья наши, и Святые Отцы, и все предки наши до времен Челобитной пребывали в истинной Православной Вере. Они а) веровали точно так и тому, в чем и как Веру поставляет Православный Символ Веры ; б) хотя некоторые из них, весьма немногие, жили в продолжение 20 лет и при неисправных книгах Церковных, однако же дух Веры имели истинный, а касательно слов, и внешностей, согласно с самыми теми книгами, ожидали исправления их, которое и предоставляли времени, тем более, что слова и внешности спасения их составлять не могли: не в словеси бо царствие Божие, говорит Св. Апостол, но в силе. (1К. 4:20. Зач. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Грех есть самое величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны (23,94). Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому увещеваю вас, будем с великою ревностью убегать власти его, будем бороться с ним и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе… Кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина и беспощадного, принуждающего его к делам постыдным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать (36,390). Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мраком (36,508). Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед (37,285). Грех, овладевши всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в тайники сердца, а затем, проникнув совершенно, обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает (37,955). Грех есть тьма и тьма глубокая, и это видно из того, что он совершается безрассудно и тайно (39,49). Грех есть главная сила демонская: по причине греха умер Христос, чтобы разрушить его; грехом введена смерть, чрез грех все превращено (38,487). Грех – это бездна, которая увлекает в глубину и гнетет (41,81). Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает превратное направление и неправильное, незаконное выражение (53,13). НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ. Ин. Зач. 12. (4,5–42) О БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА Как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником (22,366). Без благодати никто не может служить Богу, то есть благоугождать, исполняя во всем волю Божию. Благодать требует, что причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала достойные плоды (30,456). Процветая духом, благодать не в ком другом бывает, а только в умертвившем себя греху (14,326). Что от благодати, в том есть мир, есть радость, есть любовь, есть истина (30,65). Когда благодать овладевает пажитиями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами, ибо там ум и все помыслы и чаяния души (30,120)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сказывали об одном брате: жил он отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были Ангелы. По временам ходил к нему отец его по плоти. Однажды, отправляясь к сыну, отец захватил с собою топор, чтобы на обратном пути набрать немного дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну в виде Ангела и сказал: «Вот диавол идет в подобии отца твоего, чтобы убить тебя, но ты опереди его, вырви топор и ударь его». Отец пришел, сын вырвал топор и, ударив, убил его. Немедленно напал на него дух нечистый и удавил его (77,525). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 49. (12,46–13,3) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ И БОГОВЕДЕНИИ Кто ходит во свете заповедей Христовых, тот – во дни (2,316). Заповеди Божий исполнять должно с ненасытными желаниями, непрестанно поспешая к большему и большему (3,326). Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам Жизнь Вечную и Царство Небесное, и с усердием надобно оное исполнять, хотя бы казалось трудным (3,404). Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят в такой связи, что нарушением одной нарушаются все прочие (5,75). Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (5,92)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104). Кто ревнует об исполнении заповеди и делает не то, к чему призывают, но чего сам хочет, тот такую получит награду, какая следует за самоугодие (5,229). Работать или заботиться ради заповеди – похвальный признак Христолюбивого и братолюбивого расположения (5,295). Кто соблюдает закон – чтит частицу Божества, какую имеет в себе, во всяком деле, слове, движении ума сколько можно более, чист от всего попираемого и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, – тот в награду за труды (о, подлинно самое великое и премудрое таинство!) станет богом по усыновлению, однако же исполненным Высшего Света, начатки которого пожинал он в некоторой мере еще здесь (5,125).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 26-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 75. (14,12–15) О МИЛОСТЫНЕ Кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу и от Него получит награду (6,271). Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтобы стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века ( Пс. 111, 9 ). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (15,374). Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, который имеет нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (12,205). Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавай и исполни дом добрых приобретений. Но скажешь: «Я беден», – пусть так, давай что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты даешь хлеб, другой – чашу, оный – одежду, и таким образом уничтожится несчастье одного (20,401). Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих (32,572). Не уделять из своего имущества есть также похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями (32,805). Милостыня – это царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница (33,326). Великое дело – милостыня, возлюби ее, ей нет ничего равного, она может и грехи загладить, она и избавит от Суда (33,328). Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великою щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в День будущего Суда великой милости и снисхождения от Бога (34,276). Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовью и братскою расположительностью (к чему и призывает нас Господь), – для этого нужна душа высокая, великая и любо-мудрая (34,346).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

прот. Иоанн Козлов Пророки Илия и Энох А. Пророки Илия и Энох будут предтечами второго пришествия Христова 1) Благовестное евангелие, Матфея, зач. 71. л. 135 об. – 136: «И вопросиша и ученицы его глаголюще, что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде. Толкование: Прельщающе народы книжницы глаголаху, яко несть он Христос, аще бо Христос бы глагола Христу, Илия пришел бы прежде: не ведяще яко два пришествия суть Христова, им же предотеча первому Иоанн, второму же Илиа, еже бо Иисус сказуя учеником глаголаше... А еже глаголет, яко Илиа убо прииде; предотечу Иоанна глаголет, сотвориша же ему елика восхотеша, сиречь убиша его, понеже бо оставиша Ирода убити его, могуще возбранити ему, и не возбраниша, тии убиша его. Тогда убо возъострумившеся ученицы, разумеша яко Иоанна и Илию глаголет, понеже предотеча бысть первому Его пришествию, якоже и Илиа будет второму пришествию». 2) Там же, ев. Марка зач. 39, л. 50 об. – 51: «О Илии слух некий держашеся от иудей, яко Илиа прииде первее Христа, обаче фарисеи, не яко лепо есть толковаху о Илии, но превратиша зле, истину крыюще: два бо еста Господня пришествия; первое и будущее. первому убо Иоанн бысть предотеча, второму же хощет быти Илиа, Илию зовет Христос Иоанна, яко обличника суща и ревнителя, и пустынника... Илиа Фезвитянин егда хощет приити, мир хощет сотворити, непокоривым иудеом, и в веру их привести, имже и второго пришествия есть предотеча». 3) Апостол Толновый, зач. 102. л. 383 об.: «При времени Христова второго пришествия и скончанию мира, якоже во апокалепсии пишет, егда Илия и Энох послани будут от Бога на обличение антихриста и обратят от всякого колена израилева по дванадесяти тысящ ко Господу Богу их, сиречь ко Господу Иисусу Христу пришедшему плотию спасения их ради». 4) Беседы на 14 посланий, зач. 271, стр. 2272: «Достоит же и оно поискати: аще антихрист приидет, и Илиа приидет, како егда рекут, мир и утверждение, тогда на них внезапное губительство нападет». 5) Там же, зач. 326, стр. 2989: «Мнози же ищут, где преложися Энох, и почто преложися, и почто не умре, ниже той, ниже Илиа: и аще живут, како живут, и в каковом образе суть, но излишнее есть всячески еже сих искати, яко бо преложися сей, и яко взят бысть он, рекоша писания; где же суть и како суть, не приложиша к тому. Ничтоже бо паче нуждных глаголют».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Свв. десяти мученик, иже в Крите; по М.В.С. и Х.М.: еодла, Епора, Агаопса, и Еареста, пострадавших за Христа в гонение Декия, в половине II в. Сии свв. мученики происходили из разных городов о. Крита, но с одинаковой твердостью исповедали себя христианами и претерпели страшные истязания за веру, после которых были усечены мечом. Каждый из них, подходя к месту казни, совершал усердную молитву о просвещении своих мучителей светом веры Христовой. В церковных песнопениях все сии свв. мученики называются по именам и воспеваются как «десятица Богозванная, свеща десятосветлая» и «столби неколебленнии». Мощи их впоследствии были перенесены в Рим. Кондак, гл. 4. Денница воссия мучеников, честное страдальчество предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго, егоже Дева бессеменно роди. Ап. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.). Пр. Пала, епископа Неокесарйского. Славный добродетельной жизнью, он при имп. Ликинии явился исповедником Христа: ему были сожжены раскаленным железом руки и потом его сослали в заточение на реку Евфрат. При Константине Великом пр. Павел присутствовал на I Всел. Соборе. Пр. Нифонта, епископа Констанции града Кипрского. Родом из Пафлагонии (в Мал. Азии), он получил хорошее образование и в юности проводил весьма рассеянную жизнь. Затем, сознав греховность, он раскаялся, принял иночество и так угодил Господу своими подвигами, что сподобился дара прозорливости и чудотворения. Он почти всю жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божьей. Своими «прозорливыми очами» пр. Нифонт видел, как души разлучаются с телами, как ангелы по воздуху несли душу праведную, как задерживали ее на пути силы темные, находившие в ней некоторые грехи; слышал, как ангелы спрашивали у ангела-хранителя души, точно ли она сделала те грехи, в которых обвиняли ее духи злобные, и как ангел отвечал, что она точно сделала эти грехи, но омыла их слезами покаяния, и тогда ангелы изрекли следующие, отрадные для кающихся грешников, слова: «все грешники, исповедующие грехи свои со слезами, по милости Божьей, могут получить прощение, а без покаяния умерших судить будет Бог»; видел также преподобный, с какою адской радостью нечистые духи влекли в геенну ожесточенного грешника, умершего без покаяния, и какими горькими при этом слезами обливался ангел хранитель. Под старость пр. Нифонт прибыл в Александрию и там, по особому откровению, был избран в епископа Кипрского г. Констанции. Он «с прилежашем многим» пас стадо Христово и был «сиротам и вдовицам аки истинный отец, немощным благодетель и врач безмезден, и чудеса сотвори различныя». После недолгого управления паствой св. Нифонт мирно скончался во время патриаршества св. Афанасия Александрийского (326–373 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И это именно, т. е. учение о перстах, поставили в догмат веры и за изменение этого мнимого догмата отделились от Церкви. И еще они почитают за догмат известное кругообращение. – и не самое кругообращение, которое собой нечто образует, но то, в которую сторону делать кругообращение, надесно, или налево: и за то, что в церкви производится кругообращение не в ту сторону, как у них, обвинили Церковь в измене православию, в искажении веры, и отделились от нее. Мы, говорят они, по старой вере, – у нас ходят по солнцу! И пусть бы это говорили простые, неведующие люди; но это ставят одной из причин отделения их от Церкви и знаменитые их начетчики (зри Поморск. Ответы, ответ. 8, ст. 32). О сих двух предметах я вам сказал для того, чтобы по ним вы могли судить и о прочих обвинениях старообрядцев на Св. Церковь и особенно могли видеть, что они веру, которая, по апостольскому слову, есть «уповаемым извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. зач. 326), свели, по своему неведению, на материальные предметы: персты, хождение, материал, чем посыпать умерших, и прочие тому подобные, о которых ради краткости слова оставляю говорить. При сем прошу вас не подумать, что я не с уважением отношусь к каким-либо обрядовым предметам, уставленным Церковью: я утверждаю только, что обрядов не должно почитать за догматы веры, и не должно делать из-за них распри и разделение с Церковью, как то сделали именуемые старообрядцы. Пришедший: Чем можно доказать, что именуемые старообрядцы именно материальную сторону обрядов, как-то: персты и прочее, признают за догмат веры? Я ответил: Доказательством этому служит самое отделение глаголемых старообрядцев от Церкви. Они отделились от Церкви только за исправление, или изменение обрядов, – замену двуперстия троеперстием, хождение по солнцу хождением против солнца, и так далее. Если бы они всего этого, т. е. двуперстия, хождения посолонь и прочего не считали за догматы веры, то не должны бы делать из-за них отделение от Церкви. И собственные сочинения расколоучителей свидетельствуют, что они перстосложение, известное кругообращение и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010