XXV:41).    мрак вечной тьмы: это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петр. II:17).    тма внешняя: сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. VIII:12). А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Матф. XXV:30).    огонь вечный: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф: XXV, 41).    огонь неугасаемый: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Mф:III, 12).    озеро огненное и серное: а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10), – Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. XXI:8).    печь огненная: и ввергнуть их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. XIII:42).    вечный стыд: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дah:XII, 2).    червь, который не умирает: и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостию для всякой плоти (Ис. 24). – Где червь их не умирает, и огонь не угасает (Марк. IX:44).    скорбь и теснота: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и еллина! (Рим. II:9).    плачь и скрежет зубов: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царстии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лук. XIII:28).    вечные мчения: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV:41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: отойди от Меня сатана. Тогда оставляет Его диавол (Матф. IV. 10). – Мы имеем такого первосвященника, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. IV:15).    б) в изгнании бесов: приводили ко Господу всех бесноватых и лунатиков и Он исцелял их (Матф. IV:24). – Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деян. XI:38).    в) в даровании Своим ученикам власти изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте (Матф. X:1, 8). Созвав двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами. Семьдесят учеников возвратились с радостию и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Се даю вам власть наступать на всю силу вражию; и ничто не повредит вам (Лук. IX:1; X, 17, 18).    г) в разрушении дел диавола: для сего явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Иоан. III:8). – Торжество над диаволом Господь довершил смертию Своею: рукописание, которое было против нас, Господь взял от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. II:14, 15).    Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. XIV:15). Легион бесов просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лук. 31). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого огня (Иуд. ст. 6).    б) будут ввержены в последний день в огонь вечный: диавол ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10)   61. Злые духи не могут покаяться    „В одно время к св. Антонию Великому пришел диавол (с целию искусить его) и начал рыдать пред ним, как человек. Увидав его, св. Антоний спросил: „кто ты и что с тобою случилось, что так горько плачешь? – „Святой отец», отвечал диавол, „я не человек, но злой демон, каким признаю себя за множество грехов моих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Глава VII. Что пишется в Апокалипсисе Иоанна о двух воскресениях и о тысяче лет, и какие относительно этого могут быть разумные соображения    Об этих двух воскресениях тот же евангелист Иоанн в книге, называемой Апокалипсис, говорит так, что первое из них, будучи некоторыми из наших не понято, обратилось как бы в своего рода смешные басни. Говорит апостол Иоанн в упомянутой книге: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Апок. XX:1-6).    Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто первое воскресение будет телесным, остановили, между прочим, особое внимание на числе тысяча, найдя в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет с того времени, как был сотворен человек и в наказание за великий свой грех низвергнут из райского блаженства в бедствия настоящей смертности; так что соответственно словам Писания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. III:8), когда исполнится шесть тысяч лет, равняющихся шести дням, последует как бы седьмой день субботы в виде последних тысячи лет, с воскресением, т. е. для празднования этой субботы, святых. Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня. Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем χιλιαστας; переведя это название буквально, мы можем называть их тысячниками. Вдаваться в особое опровержение их было бы долго; скорее, мы должны в настоящем случае показать, как следует понимать это место Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Искушение, которому подвергнутся обитатели земли, исходит от лица Бога Вседержителя. Направляемое против Его врагов, оно представляет ряд грозных обнаружений Божественного правосудия и всемогущества и имеет целью пробудить уснувшую совесть испытуемых, заставить их при­знать высокую и крепкую мышцу Вседержителя. Казни, которые будут постепенно и постоянно поражать врагов нового Израиля (главы 6, 8, 9), не имеющих печати Божией на челах своих, не посетят верных последо­вателей Христа (Апок. 9:4, 20—21 ср.Лк.12:37—44).    Ст.12. «Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имат изыти ктому; и напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». Кроме разбираемого стиха «храм Бога» в Апокалипсисе и в других местах упоминается нередко: Апок. 7:15, 11:1, 2, 11:19, 14:15, 17, 15:5, 6, 8, 16:1, 17. Указанные места дают возможность составить более или менее ясное представление об апокалипсическом νας του Θεο. Тайнозритель, восхищенный в духе на небо (Апок. 4:1), видит там «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стоящих пред престолом Божиим и пред Агнцем в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках» (Апок. 7:9). Это — собор победителей, непре­станно прославляющих Бога и Агнца (Апок. 7:10—12, 14): Они пребывают пред пре­столом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его (ср.Апок. 11:19, 14:15, 17 и др.). Следовательно, апокалипсический храм не есть какой-либо земной храм, в каком бы значении мы ни понимали этот последний, а храм небесный, духовный, место обитания Бога и особенного проявления славы Его. По изображению книги Откровения и этот небесный храм имеет временное значение: после победы над всеми антитеократическими и антихристианскими злыми силами, с наступлением нового периода в истории мира, с появлением нового неба и новой земли, когда слава Божия не будет ограничиваться в своих обнаружениях одним каким-либо особенным местом, но будет озарять все Царство нового Иерусалима, тогда храма уже не будет (Апок. 21:22) в нем, «ибо Господь Вседержитель будет храмом его и Агнец». Таким образом, для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, то есть блаженной смерти его (ср.Апок. 2:10), и обнимает период тыся­челетнего царствования со Христом (ср.26—27), после чего сменяется вечным упокоением в небесном Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они девственники. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Апок. 14, 1-5). И еще: взглянул я и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, народов, и языков, стояло перед престолом и Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих. Они служили Богу день и ночь в храме Его (Апок. 7, 9,15). И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных (Апок. 7, II). В этом храме перед престолом Божиим стоял золотой жертвенник с четырьмя рогами и Ангел с золотою кадильницею возлагал на него множество фемиама с молитвами святых (Апок. 8, 3; 9, 13). Из этого небесного храма исходили ангелы для совершения определений Божиих на земле (Апок. 14, 15-20; 15, 5-8). Устрояются храмы христианские также с престолом и жертвенником, с кадильницами и со светильниками (Апок. 1, 12; 5, 4), с изображениями Господа Вседержителя, и Сына Божия, как царя и первосвященника (Апок. 16, 13), и Ангелов и святых Божиих человеков.В храме небесном св. Иоанн Богослов видел небожителей, которые имеют разные степени близости к Богу. Посреди внутри престола и вокруг престола он видел четырех херувимов в образах животных, день и ночь воздающих славу и честь Сидящему на престоле; далее вокруг престола он видел еще 24 престола, на которых сидели 24 старца из искупленных людей; они падали перед Сидящим на престоле и поклонялись Ему и полагали венцы свои перед престолом, затем предстояли и поклонялись Сидящему на престоле Ангелы и спасенные человеки (Апок. гл. 4 и 7).Так и в Церкви христианской в алтаре предстоят престолу Божию архиереи и священнослужители, а далее в храме стоят прочие христиане. В ветхозаветной церкви в алтарь или Святое Святых входил один первосвященник и однажды в год, а в христианский алтарь могут входить ежедневно для совершения службы не только архиереи, но и прочие священнослужители; в ветхозаветной церкви в святилище или вторую часть скинии входили одни священники, а ныне входят все христиане; ибо Господь Иисус Христос приблизил верующих в Него к Отцу своему небесному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Как спасение людей возвещалось и подготовлялось пророками и праведниками ветхозаветными, но во всей полноте и совершенстве Свет и Разум Божий воплотились в Единой Личности сошедшего на землю Сына Божия; так, и противоположный процесс развития и нарастания лжи, злобы и нечестия так же имеет и своих подготовителей и «предтеч», а затем и свое полное, персональное и ярко-типичное воплощение в лице антихриста, в котором, по св. Иринею, «соединится и сосредоточится вся сила нечестия и богоотступничества.». Наряду со зверем-антихристом будет действовать другой зверь, помощник его, лжепророк, цель деятельности которого будет состоять в том, чтобы приводить всю землю на поклонение зверю и служение ему; для этого диаволом дана будет ему сила «творить великие знамения, так, что и огонь низводить с неба на землю перед людьми»; по его распоряжению, люди сделают образы антихристовы, в которые он вложить дух, чтобы «образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Для отличия «своих» и приведения всех к почитанию и подчинению антихристу, дало будет особое «начертание» на правую руку или на чело злодей, и без того «нельзя будет ни покупать, ни продавать» ничего (число «начертания» – 666, Апок. 13:11–17 ). 2) На основании некоторых намеков в слове Божием, издревле существовали об антихристе следующие мысли: он произойдет от колена Данова ( Быт. 49:17 ; Иер. 8:16 ; Апок. 7:4–8 . – не упоминание одного этого колена, среди запечатленных ангелом), будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свою власть на все народы ( Дан. 11:36 ; Апок. 13:2,7 ), воздвигнет сильное гонение на христиан, будет требовать себе от всех поклонения божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти ( Дан. 7:21 ; Апок. 13:7–15 ; «И поклонятся антихристу все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца закланного от создания мира» ( Апок. 13:8 ). Многие и добровольно «будут верить лжи» и будут хулить Бога и не раскаются в делах своих. Для противодействия антихристу Бог пошлет с неба «двух свидетелей» (Еноха и Илию), которые будут проповедовать истину и творить чудеса, будут умерщвлены змием, воскреснут и вознесутся на небеса ( Апок. 11:3–12 ); владычество антихриста будет продолжаться три с половиной года ( Дан. 7:25 ; Апок. 11:2; 13:5 ). Он погибнет мгновенно при пришествии Спасителя. Господь Иисус Христос «убьет его духом уст Своих (т. е. с необычайною легкостью, как бы одним дуновением) и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем, Евангелие, читаемое верным от лица Агнца, Который открывает и читает книгу будущих судеб Церкви, запечатленную семью печатями. Посреди престола и старцев под видом хлеба и чаши – Тело и Кровь закланного Агнца. Семь рогов и семь очей Агнца, означающих семь духов Божиих, семь таинств, сообщаемых Духом Святым, но не иначе как в силу жертвы Агн­ца. Под престолом души убиенных за Слово Божие – гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию. Литургическое значение видений признает, как мы уже заметили, Ав­густи; представленное нами объяснение допускает Бингам; такое же объяс­нение дает им архиепископ Филарет. Литургический характер Апокалипсиса представится нам еще яснее, если мы обратим внимание на рассеянные по всей книге и иногда не раз повторяемые формулы приветствий, доксологий, целых молитв и гимнов. Святой писатель начинает книгу апостольски-литургическим приветствием: «Благодать вам и мир», – и затем прибавляет: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Апок. 1:4–6 ). Эта доксологическая формула часто повторяется и варьируется. «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во веки веков» ( Апок. 5:13 ). Иногда прибавляется «аллилуйя». «Аллилуйя: спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему» ( Апок. 19:1 ). Утвердительная формула «аминь» употребляется иногда в начале и конце доксологий. «Аминь, благословение и слава и премудрость и благодарение и честь и сила и крепость Богу нашему, во веки веков. Аминь» ( Апок. 7:12 ); иногда с прибавкой впереди: «ей, аминь» ( Апок. 1:7, 22:20 ) или «аллилуйя» в конце ( Апок. 19:4 ). Небожители призывают к прославлению Бога песнею: «Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». Славословие: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Апок. 4:8 ), – важно для нас не только тем, что оно влагается в уста херувимов, но и положением, какое занимает оно в небесном тайнодействии в ряду других песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

После того, как Господь проложил Своею Смертию, Воскресением и Вознесением нам дорогу на небеса, на землю пришел Другой Утешитель, и доныне живущий в Православной Церкви. Он влил в род человеческий жизнь Иисусову и очистил всех, бывших в Сионской горнице, от всех грехов. Вместе со всеми этого великого дара удостоилась и Пречистая Дева, достигшая в День Пятидесятницы полного совершенства ( Деян.1:14; 2:1 ) во всех видах небесных и земных добродетелей. По древнейшему Церковному Преданию Она была воскрешена Христом на третий день после смерти и теперь пребывает в том состоянии, которого мы достигнем после конца мира. Это Предание основано на глубоком понимании пророчества царя Давида: “Стань, Господи, на место покоя Твоего — Ты и ковчег могущества Твоего” ( Пс.131:8 ). Конечно, под ковчегом могущества должно понимать не ковчег завета, спрятанный Иеремией при штурме Иерусалима Навуходоносором, а Приснодеву, в Которую вселился Бог. Какова же слава Девы Марии по свидетельству Слова Божия? Она — Единственная Благодатная, Она победила диавола и села на Престоле Божием ( Апок.3:21 ). Она, как Вторая Ева, вкушает от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Апок.2:7 ). Она имеет власть над язычниками и пасет их жезлом железным, и как сосуды глиняные они сокрушаются (эту власть Дева явила, например, защитив Москву от Тамерлана.) Она имеет звезду утреннюю, ибо попрала дракона и родила Истинную Денницу — Христа ( Апок.2:26-28; 22, 16 ). Она вкушает сокровенную манну и уже получила белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Апок.2:17 ). Она облечена в белые одежды ( Апок.3:5 ), и имя Отца написано на челе Ее ( Апок.14:1 ). Она — и столп в храме Божием ( Апок.3:12 ), и Сама есть Храм и Град Божий, ибо Бог вселился в Ней и походил ( 2Кор.6:16 ). В Ней всехвален Господь ( Пс.47:2 ), и славное возвещается о Ней ( Пс.86:3 ). Она — истинная Приснодева — запертый сад, заключенный колодец, запечатанный источник (Песнь 4:12). Об этом пророчествовал Иезекииль, говоря: “… И привел он меня ко внешним воротам на восток, и они были затворены.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

   На основании апостольских видений мы можем составить себе такое представление о литургии, современной ап.Иоанну. При тайнодействии первенствовал предстоятель: апостол или епископ и занимал трон, стояв­ший в передней стороне алтаря. С той и другой стороны сидели старцы — пресвитеры. Перед троном епископа стоял престол жертвенный. Пресви­теры в белых одеждах падают пред престолом и возносят хвалу и благода­рение Богу. На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем, Евангелие, читаемое верным от лица Агнца, Который открывает и читает книгу будущих судеб Церкви, запечатленную семью печатями . Посреди престола и старцев под видом хлеба и чаши — Тело и Кровь закланного Агнца. Семь рогов и семь очей Агнца, означающих семь духов Божиих, семь таинств, сообщаемых Духом Святым, но не иначе как в силу жертвы Агн­ца. Под престолом души убиенных за Слово Божие — гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию.    Литургическое значение видений признает, как мы уже заметили, Ав­густи; представленное нами объяснение допускает Бингам; такое же объяс­нение дает им архиепископ Филарет.    Литургический характер Апокалипсиса представится нам еще яснее, если мы обратим внимание на рассеянные по всей книге и иногда не раз повторяемые формулы приветствий, доксологий, целых молитв и гимнов.    Святой писатель начинает книгу апостольски-литургическим приветствием: «Благодать вам и мир», — и затем прибавляет: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Апок. 1:4—6). Эта доксологическая формула часто повторяется и варьируется. «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во веки веков» (Апок. 5:13). Иногда прибавляется «аллилуйя». «Аллилуйя: спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему» (Апок. 19:1). Утвердительная формула «аминь» употребляется иногда в начале и конце доксологий. «Аминь, благословение и слава и премудрость и благодарение и честь и сила и крепость Богу нашему, во веки веков. Аминь» (Апок. 7:12); иногда с прибавкой впереди: «ей, аминь» (Апок. 1:7, 22:20) или «аллилуйя» в конце (Апок. 19:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010