Как продолжительны мучения осужденных? Будет ли конец им? Священное писание называет мучения осужденных: а) вечными. Отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его, говорит Господь- судия (Мат. 25, 41). А что вечность имеет здесь значение нескончаемого продолжения, видно из того, что далее сказано: и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (ст. 46), т. е. продолжение мук представляется одинаковым с продолжением блаженства праведных; блаженство же праведных, как никто не сомневается, будет вечно в самом строгом смысле слова. Точно также говорил о состоянии грешников пр. Даниил (12, 2). б) Тайнозритель говорит: и мучими будут во веки веков ( Апок. 20, 10. 14, 11 ). Выражение: во веки веков, как означение превосходной степени качества бытия, само собою не допускает ограничения продолжению мучений. Оно же в самом апокалипсисе употребляется, как означение нескончаемой вечности, и именно для выражения вечной славы праведников ( Апок. 22, 5 ), вечного царствования Сына Божия (1, 18. 11, 15), вечной славы Божества (1, 6. 5, 13. 7, 12), вечности существа Божия (4, 10. 5, 14. 10, 6. 15, 7). в) Спаситель поучал: аще соблазняет тя рука твоя, отсецы ю: добрее ти есть без руки в живот вечный внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает и огнь не угасает. И потом во второй и третий раз повторяет одни и те же слова о состоянии осужденных ( Мар. 9, 42–48 ). Здесь а) огонь геенский прямо назван неугасающим и червь неумирающим; б) напрасно думают исключить здесь мысль о вечности мучения грешных тем, что будто говорит Спаситель только о вечности места мучений: с одной стороны место мучении без содержащихся в нем – странность, с другой Спаситель ясно говорит: червь их не умирает, и это повторяет, как уже сказано, три раза,– след., по слову Спасителя не кончится тот огонь, которому преданы осужденные, иначе – не кончатся муки осужденных. Точно также говорят о состоянии осужденных предтеча Иоанн ( Лук. 3, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сознание своего исключительного превосходства над людьми, своей сверхчеловечности разовьёт в личности антихриста самомнение – гордость, тщеславие, по которому он не будет признавать равных себе и будет домогаться всеобщего перед собой поклонения. Диавол воспользуется этой благоприятной почвой для проведения в жизнь человечества своей полной власти: он усилит естественные богатые силы и приобретённое развитие антихриста своей сильной помощью ему, завладеет им и сделает его орудием своих злых целей. При помощи диавола антихрист будет совершать чудеса, как, например, будет смертельно ранен и исцелён ( Апок.13:14 ); чудеса обольстят людей, поработят их внимание ему и окружат его ореолом сверхъестественности. Достигши личной небывалой в истории славы, антихрист при своём тщеславии не удовлетворится ею, а будет домогаться, естественно, и власти, со злобой отстраняя все препятствия, стоящие на этом пути. Приобретённая им слава соберёт под знамя поклонников и послушников его воли многих искателей земного счастья и даст ему, благодаря этому, возможность свергнуть всех прежних кумиров власти. Первым его приверженцем и пособником в достижении земной власти будет народ еврейский, который признает в антихристе ожидаемого им Мессию, имеющего объединить эту разбросанную нацию и восстановить её в правах Богоизбранничества. Евреи к этому времени будут представлять собой великую силу в смысле сосредоточения в их руках капитала и задолженности у них всех государств земли. Открыв свои средства антихристу, евреи дадут ему такое оружие, с которым бессильно будет бороться каждое современное ему правительство, но которое в то же время мирно будет привлекать к антихристу всех поклонников мамоны. С помощью своих приверженцев антихрист начнёт борьбу за свою дарственную власть над землёй. Как в Апокалипсисе, так и в книге пророка Даниила антихрист изображается могущественным, страшным и всё истребляющим завоевателем ( Дан.7:9–12 ). И борьба его будет успешна. «Поклонятся ему все живущие на земле, дана ему будет власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» ( Апок.13:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Поскольку утешение предполагает нужду в нем, то пророк и начинает речь свою изображением бедствий грядущего суда. Дом Давидов берет себе на помощь, вместо обетования Иеговы, силу Ассурову и Ефрем радуется союзу с сириянами; за это Ассур совершенно погубит Ефрема и с силою наступит на Иуду; – однако Еммануил защитит свою страну от всемирного могущества ( Ис.8:5–10 ). Он, Господь, хочет сохранить свой народ, a не Ассур сделает это; поэтому люди благочестивые – разумные не должны согласоваться с мнением неразумной, непокорной и упорной массы народа, которая старания пророка отклонить от союза с Ассуром называет жестокостью и даже заговором против царя и народа (cp. Апок.7:10,11,12 ; 2Пет.3:14,15 ): но они должны бояться Господа, который за сие и в постигшей их нужде будет для них святилищем, где они могут воспользоваться убежищем; тогда как для непочитающих Бога и собственные их силы послужит камнем претыкания и сетью уловляющею ( Ис.8:13–15 ; Лк.2:34 ; Мф.21:44 ; Лк.20:18 ); при чем и откроется, кто препятствовал учиться закону, запечатывал его ( Ис.8:16 ). Пророк и все верующие всецело предаются этому обетованию ( Ис.8:17,18 ; Евр.2:13 ). В силу этого обетования верующие не должны искать объяснения будущего y заклинателей мертвых и чревоволшебников, но обращаться за откровением к закону ( Ис.8:19,20 ). Народ неверующий, среди ассирийского утеснения, впал в глубокий мрак отчаяния, и безнадежности (Ср. Апок.16:11,21 ; Мф.4:15,16, 21:22 ). Но этот мрак не вечно будет облегать страну израильскую; наступит день спасения, и именно в тех израильских областях, которые были больше всего во мраке Свет воссияет всем народам, и оставшиеся в земле опустошенной увидят его ( Ис.9:1,2 ; Мф.4:15,16 ). Размножение теперь умаляющегося народа и защита от врагов, которые без остатка все истребятся – будет уделом Израилю чрез Еммануила; Его пророк как бы видит уже рожденным и явившимся для получения власти; Он чуден по своим богочеловеческим свойствам; как великий Советник, Он есть источник мудрости и подает совет своему народу; как Бог крепкий, Он сильная защита от врагов; он вечности руководит своим народом, как отец детьми, a теперь устрояет царство мира; и все это так верно, как верно то, что Господь, любящий свой народ не успокоится до тех пор, пока не осуществит на Нем своих предопределенных планов ( Ис.9:2–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Но при всем том, однако же, добрые дела не суть естественный и необходимый плод веры; эта последняя, по учению Св. Писания, даже и при сильной степени своего напряжения может не сопровождаться истинно-нравственной деятельностью ( Мф.7:21–2 ; Иак.2:14 ; 1Кор.13:2 ). Отношение к окружающему миру, к людям, к своей плоти и – вообще вся совокупность отношений, из коих слагается жизнь и деятельность человека на земле, может и должна, конечно, определяться у христианина верой или – точнее – теми отношениями к Богу, какие устанавливаются верой. Но вера имеет здесь значение лишь высшего руководственного принципа. Действительное же устроение жизни по духу веры, само совершение богоугодных дел всякий раз зависит от решений воли человека, есть в собственном смысле его подвиг. Это свободное согласование жизни и деятельности с волей Божьей и есть то условие, в зависимость от которого (на ряду с верой) поставляется достижение человеческого спасения во всех библейских свидетельствах, приведенных нами выше. Царство небесное, жизнь вечную, как результат оправдания и спасения, – по учению Спасителя и апостолов, – могут наследовать только те из верующих, кто сами деятельно участвуют в устроении своего спасения исполнением заповедей нравственного закона. Потому-то и само блаженство вечное у представляется в Писании, как «награда» или воздаяние за свободный нравственный подвиг ( Мф.5:12 ; 1Кор.3:8 и 1Кор.3:14 ; Апок.11:18 ; Апок.22:12 и др.), a не как только дар божественной благодати, подаваемый туне, без всякого отношения к нравственно-практической деятельности самого человека. С точки зрения данных сейчас объяснений мы легко уже можем разрешить те недоразумения, которые смущают наших сектантов и дают им мнимый повод отрицательно относиться к православному догмату. Корень этих недоразумений – в ложном представлении касательно значения добрых дел. Сектанты наши навязывают православным вовсе не принадлежащее им (католическое) воззрение на добрые дела, как на заслугу перед Богом, в силу чего оправдание и спасение представляется внешним юридическим актом, при котором человек получает спасение за свои заслуги как должную отплату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

«Конь добрый и сильный весело скачет, приняв седока: ум (сердце) же веселием возвеселится во свете Господнем, когда заутра предстанет Ему свободным от всяких помышлений: Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши Мя ( Пс.5:4 ). «Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня». Сам себя разгорячая, пойдет он от силы деятельного любомудрия ума в дивную силу созерцания и тайн неизреченных и добродетелей; а когда восприимет, наконец, в сердце свое безмерную глубину возвышенных божественных помышлений, тогда явится ему Бог богов, сколько вместимо это для сердца: Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе ( Пс.83:8 ). «Будут они восходить от силы в силу, явится (для них) Бог богов в Сионе». Пораженный сим ум любовью славит тогда Бога, зримого и зрящего, Который ради того и этого спасает так устремляющего к Нему умственный взор свой» Добротолюбие, т. II, стр. 195). Конечно, в условиях теперешнего земного существования для человека недостижима полная чистота сердца, недостижима чистейшая богоподобная любовь, а потому здесь, на земле, и святые видят Бога только отчасти, «как бы сквозь тусклое стекло» (якоже зерцалом в гадании – 1Кор.13:12 ). Лицем к лицу Бога узрят чистые сердцем лишь тогда, когда, уже здесь, омывшие одежды свои и убелившие одежды свои кровию Агнца ( Апок.7:14 ), предстанут пред Господом славы ( Ин.17:24 ). Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира ( Ин.17:24 ). Тогда они узрят лице Его, и имя Его на челах их ( Апок.22:4 ) тогда они будут «подобны Ему, потому что увидят Его, как Он есть»: Вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Таким образом, тогдашнее созерцание Бога чистым сердцем в прославленной телесности будет только завершением теперешнего блаженного созерцания Бога. Блажени миротворцы Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. ( Мф.5:9 ) Чистота сердца, как господство в сердце чистой любви, есть высшая степень христианской добродетели. Сердце, проникнутое любовью, должно неудержимо побуждать христианина к проявлению этой любви, к соответствующему действованию среди людей. В душе чистого сердцем царит любовь, и душа его побуждается к творчеству, созиданию по духу своему (так как сила духа не может не проявляться в творчестве): к творению и в мipe мира, как господства среди людей любви, внешне выражающейся в отсутствии взаимной борьбы, раздоров, ссор, в тишине и спокойствии людской жизни. Такое проявление деятельности чистых сердцем и ублажает Спаситель в седьмой заповеди блаженства, говоря: Блажени ( Мф.5:9 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Под постоянным и благодатным веянием этой идеи и в возможном непрерывно-постепенном благодатном приближении к этому идеалу – смысл и цель бытия мира и жизни человека, всей истории мира и человечества, доколе «Христос вообразится» во всех и «Бог будет все во всем» ( Гал.4:19 ; 1Кор.15:28 ). Мир во всей своей целостности – видимый и невидимый —469— или ангельский – есть «царство Божие или небесное – Βασιλεα ϑεο и τν ορανν». Это – все Божье в мире, все прекрасное в нем, доброе и истинное ( Пс.23:7 сл. 46:3, 8–9, – 73:12, – 94:3, –13:7–10; Деян.17:28 ; 1Кор.10:26, 28 из Пс.23:1 , – 1Тим.1:17 , – 4:4, – 6:15). Частнее это Царство Божие или небесное открывается трояко, соответственно триипостасному проявлению Божества: как царство Отца, Сына и Духа ( Мф.28:19 ). «Царство Бога – Отца Небесного – Βασιλεα το Θεο το Πατρς το ν τος ορανος», по Своей любви рождающего Единородного Сына Своего, творящего и спасающего мир, – царство Любви ( Кол.1:13 ; Мф.5:48, 10:29, 11:25 ; Ин.3:16, 35 ; Иак.1:17 ; 1Ин.2:15, 3:1, 4:7–8, 16, 5:3 , – 1Кор.15:24 ; Еф.4:6 ; Евр.12:9 и мн. др.). Но Бог-Отец и Бог-Любовь и в миротворении и в миропромышлении и в мироспасении действует и проявляет Себя – Свою Отчую любовь – чрез Единородного Сына Своей любви, чрез Бога-Сына и Логоса (Разум-Слово), по исполнении времен ставшего плотию или Богочеловеком ( Ин.1:1–18, 5:17 сл. 10:37–38, 14:7 дал. Гал.4:4 ; Кол.1:13–18 ; Еф.3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – (Βασιλεα το Χριστο ( Еф.5:5 ; 2Пет.1:11 ; Апок. 11:5 ср. Лк.1:33, 22:30, 23:42 ; Ин.18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа – Спасителя – Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин.4:14 ; 1Тим.4:10 ; Ин.3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим.1:32 ; 1Кор.13:12 ; 2Кор.1:13 , – Еф.1:13 , – 4:13; Кол.1:10, 2:2, 3:10 , – 1Тим.2:2, 4:3 др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мужу желаний предоставлено было преимущество зреть время выполнения будущих событий, открывавшихся ему. Во второй год царствования Навуходоносорова Даниил, объясняя Навуходоносору виденный, но забытый им сон, говорил, что после Навуходоносорова царства восстанут одно за другим три других царства, и во днех царей последнего царства восставит Бог небесный царство, еже во веки не рассыплется, и царство Его людям иным не останется, истнит и развеет вся царства, тое же станет во веки. Яко же видел еси, яко отсечеся от горы камень без рук и истни глину, железо, медь, серебро, злато (2,44,45). Подобное видение видел Даниил в первый год царствования Валтасарова, когда показан ему был некто яко сын человечь, коему ветхий деньми после истребления четырех зверей, четырех царств, предал власть вечную над царством не преходящим, и кому все племена воздают поклонение и славу (7, 13. 14. 17. 18). Так как царь небесный всегда был царем всевластным, а царства земных царей гибнут, подобно как и цари: то царство вечное конечно есть царство Мессии. Он является Даниилу яко сын человечь kebar enasch подобным сыну человеческому, обыкновенному человеку, но только подобным; след. на самом деле он более, нежели человек; и если сему сыну человечу поклоняются все племена: то для Даниила и подобных ему сего довольно было, чтобы видеть в Нем лице божественное (2, 12. 14. 17. 18. 23. 6, 17. 21). Как сын человеческий, Мессия явится на земле, и явлению Его надлежало быть после того, как разрушатся Навуходоносорово и два других царства. Предание иудейское сохраняло веру в сего Сына человеческого, как в Мессию – лицо определенное 43 . В апокалипсисе Мессия является, яко сын человечь, облеченный величием со властию над смертию и адом (Апок , 13. 17. 18. 14, 14). § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев Когда тот же пророк в посте и сокрушении (9, 3) воссылал к Богу молитвы, дабы не коснил Он избавить народ Свой и град от плена (9, 19. 20), является ангел и показывает Даниилу времена спасения 44 . Сказав вообще, что должно произойти в наступающие 70 седмин (ст. 25), архангел в частности 7 седмин отделяет для восстановления Иерусалима, 69 седмин для времени до Христа старейшины (ст. 26), седмину и ее пол-седмину для утверждения завета нового; после же 70 седмин указывает совершенное разорение храма, города и народа 45 . Началом счисления седмин назначен исход словесе о восстановлении Иерусалима, т. е. обнародование указа ( Неем. 2, 1 . сл.) о восстановлении города. Седмины сии означают седмины лет ( Лев. 25,1 . Быт. 29, 28 ). Седмины другого рода прямо называются седмицами дней (Езек. 45, 21. Дан. 10, 2. 3 ). И в продолжение 7 седмин дней нельзя было обстроить площади и стен города (ст. 26). Итак от исхода слова до Христа старейшины должно было пройти до 483 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. 7 . От века и до века Ты Бог , ( Пс. 90:2, 25:5 ; 1Пет. 4:11, 5:11 ; 2Пет. 3:18 ) 8 . и кроме Тебя нет для нас царя, ( Ис. 45:14 Ср. 2Пет. 1:11 (и у Мк.); 1Пет. 4:11; 5:11 ; Иуд. 1:25 ) 9 . избавляющего и спасающего, ( Быт. 48:16 ; Ис. 47:4 ; Пс. 68:20 ; Ис. 43:3, 11 ; Рим. 11:26 (из Ис. 59:20 ); 2Пет 2:5, 7, 9 ; 1Пет. 1:5, 9, 10, 2:2, 3:20, 21 ; 2Пет.1:1, 16, 2:20, 3:2, 18 ; Деян. 4:12, 5:31, 12:11 ср. Иак. 1:21, 4:12 ; Иуд.1:5 Ср σωτρ о Христе и σωτηρω: 1Пет.1:5, 9, 10, 2:2 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 15, 18 ) 10 . искупляющего и изъемлющего, ( Пс. 34:23 ; 1Пет. 1:18 ср. Лк. 1:68, 2:38 ; Деян. 7:35 и Деян. 26:17, 7:10, 34 (из В. З.) 11 . питающего (охраняющего, пасущего) и милующего (К ποιμανων Евр. тарг. Пс. 80:2; 23:1 др-греч Пс. 80:2 ср Иер 31 (38) 10; Быт 48:15 ; Ин 21:15–17 ; 1Пет. 5:2 ; Иуд. 1:12 ; Пс. 115:5 ; Ис. 54:10 , – οκτερμων κα λεμων Пс. 103:8 и часто Мк. 5:19 ; 1Пет. 2:10 ; Иуд. 1:22 (дважды), ср. 1Пет. 1:3 Иуд.1:2, 21 ; Иак. 2:13; 3:17 ; λεμων только Евр. 2:17 но οκτ с πολσπλγχνος Иак. 5:11 ) 12 . во всякое время скорби и нужды. ( Пс. 36:39 ; Ис. 8:22, 30:6 ср. Ис. 33:2 ; Иер. 6:15 ; 1Пет. 2:12, 3:20 ср. 1Пет. 1:6, 2:19 ср. 1Пет. 1:5 и 4:17; 2Пет. 2:8, 9, 3:7, 10, 12 ; Иуд. 1:6 ; Мк. 4:17 . О страданиях вообще часто 1Пет. 1:6, 2:19, 20, 3:14, 17, 4:13, 19, 5:9, 10 ) 13 . Нет нам царя, только – Ты. ( 1Пет. 2:18 ) К стр. 7. Такой формулы не встречается у ап. Петра и в Новом Завете, – вместо неё: ες τ. ινας и с приб: τ. ινων. К стр. 8. Только у Мк. 12:32 . К стр 9. εσθαι часто в Н. З. и 2Пет. 2:7. 9 . К 10. λυτρφητε [λυτρθητε] 1Пет. 1:18 ; еще только Лк. 24:2 и Тит. 2:14 . λτρωσις Лк. 1:68; 2:38 и еще только Евр. 9:12 ; Деян. 7:35 в речи Стефана λυτρωτς – о Боге, ξαιρον в религ. смысле о Боге только Деян. 7:10 и 7:34 (из В. З.), Гал. 1:4 и Деян. 26:17 (небесный глас ап. Павлу на еврейском языке). К 11. Сиро-Халд. (), соответствующее у Ионафана и Онкелоса библ. (), возможно, конечно, и для автора первохристианского века, но мог явиться и вариант арамейский вместо библейского, которое часто употр. о Боге. ποιμανειν можно сближать с Ин 21:15–17 , которое, кроме того, еще встречается в 1Пет., Иуд, Мф. (из Михея), Деян. в речи ап. Павла, но в посланиях нет, – и несколько раз в Апок., в местах, представляющих заимствования из В. З. βσκειν также есть Ин. 21:15. 17 , τρφειν о Боге редко и в В. З., – только Мф. 6:26 и Лк. 12:24 . λεν и пр. часто о Боге в В. З. и в Н. и у ап. Петра и Иак. 5:11 – близкое совпадение. Стр. 9, 10 и 11 замечательны накоплением причастий, эпитетов и синонимов. К 13-й стр. () есть халдейская (таргумическая) орфография библейского (–) при ассимиляции 13-я строка повторяет 8-ю, служа как бы припевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   Утешителя пошлет Иисус (Ин.16:7). Его связь с Отцом подразумевается. То, что Он слышит (Ин.16:13), то слышит как Сын от Отца. Божественная монархия Отца утверждается и для Духа, и с Сыном Он связан в Отце (Ин.16:14—15). Его первое дело есть обличение мира (Ин.16:8—11) в ответ на его заблуждения. Он ему покажет, что есть грех, что есть правда и что есть суд. Грех есть неверие в Иисуса (Ин.16:9), правда — Его отшествие к Отцу и разлука с учениками (Ин.16:10): удаление Иисуса из мира в Его прославлении как явление Его правды пред лицом мира. И суд есть совершившееся осуждение (ср. perfectum κκρεται!) князя мира (ст. 11). В свое время в Иерусалимской беседе гл. VIII мы уловили мысль, что диавол, как начало лжи, противостоит Святому Духу как носителю истины. О суде и извержении князя мира Господь сказал и в последних своих словах к народу (ср. Ин.12:31). И первую основную часть Прощальной беседы Иисус закончил призывом, обращенным к ученикам, вместе выйти навстречу наступающему князю мира (ср. Ин.14:30—31). Ныне о совершившемся осуждении князя мира Параклит скажет миру. Но дело Духа — не только обличение. Как во втором обетовании Духа было сказано, что Он завершит дело Христово (ср.Ин.14:26), так и теперь ученики не в силах вместить всего, что имел им сказать Иисус (ст. 12). Досказать недосказанное будет делом Духа. Как Дух истины, Он введет их во всю истину (ср. ст. 13а). Обоснование обетования: «...ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит», — было истолковано как ссылка на Отца, от которого неотделим и Сын (ср. ст. 14—15). Особо отмечается эсхатологическое откровение Духа: τα ερχμενα αναγγελε μν, «грядущее возвестит вам» (ст. 13b). В контексте Нового Завета под это последнее обетование было бы позволительно подвести Апокалипсис, поскольку апокалиптическая седмерица, восходящая к первой седмерице Духа (ср. Апок. 1.4), свидетельствует о Духе как источнике Откровения. Прославление Духом Христа предполагает их взаимную связь (ст. 14). Выраженное в формах будущего времени, как всё относящееся к служению Духа, оно допускает сближение с прославлением Отцом Сына (ср. Ин.13:32), которое, как второе явление Славы, было истолковано о ниспослании Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

438 Ен. 69:13–14. Очень характерно выражение апокрифической книги Ascensio Isaiae; Dei nomen huic mundo non transmissum est (1, 7). 439 Некоторый намек на это встречается уже в переводе LXX; там мы читаем: νομζων (вместо еврейского – хулящий) τ νομα κυρου θαντ θανατοσθω, т. е. именующий имя Божие смертию да умрет. 440 Ен. 89:59–90:14. Подробное объяснение символической истории пастырей см. в нашем сочинении «Книга Еноха», стр. 143–147. 441 С идеей преэкзистенции мы встречаемся почти во всех апокалипсисах; так, в книге Еноха предсуществование приписывается Мессии и храму (48:3–6; 90:29), в Вознесении Моисея – храму и Моисею (1:13–14), в Апок. Варуха – храму (4 гл.), в книге Юбилеев – главнейшим постановлениям закона, которые были написаны на небесных скрижалях еще до сотворения мира и т. д. 442 Harnack – Lehrbuch der Dogmengeschichte (изд. 3-е), стр. 99; ср. Lobstein – La notion de la preexistcnce du fils de Dieu, 1883; стр. 17, 82, 91 и др. 444 Schurer, Gesch. d. jud. Volk.. II, стр. 421–422; его же – Die Predigt J. Clir. in ihrem Verhaltniss zum Alt. Test.; Darmstadt 1882, стр. 13–14; Ehrhairdt – Grundcharakter d. Ethik Jesu, стр. 19: Baldensperger – Selbsthewusstsein Jesu. стр. 73–74. 445 Gesch. des jud. Volk. II, стр. 421; ср. Osk. Holtzmann – Neutest. Zeitgesch., стр. 236: Трубецкой – Вопр. филос. и псих. 1898, кн. 43, стр. 477. 446 См. Проф. Юнгеров. – Учение В. 3. о бессмертии души и загробной жизни; ср. Klosmermann – Die Hoffnuntg kunft. Erlosung aus d. Todeszustande bei d. Frommen des A. Test., Gotha 1868. 447 В целях противодействия языческому влиянию и соприкосновению с иноверцами были выработаны раввинами различного рода требования и запрещения. Так, иудей не должен был в течение трех дней до языческого праздника и трех дней после него делать вместе с язычником какое-нибудь дело, брать у него вещь или снабжать его чем-нибудь (Aboda Saca I, 1–2); в самый праздник иудей не должен был оставаться в языческом городе (Aboda Sara 1, 4). Иудею запрещено было употребление всех предметов, которые хотя бы только предположительно могли иметь отношение к языческому богослужению. Одним из самых важных средств противодействия сближению иудеев с язычниками был также закон о левитском очищении, выполнение которого требовало не только потери времени, но и материальных затрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010