Вопр. Какое слово – Церковь ? Отв. Греческое – знаменует: созвание; потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны и приведены от области сатанины в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит Апостол: вы род избран, царское священие и пр... ( 1Пет. 2:9 ). Вопр. Какие наименования имеет Церковь ? Отв. Церкви святой святое Божие слово различные приписует наименования. 1) Называется духовным Христовым телом; а сыны ея суть духовные члены, преблагословенную Главу Христа имеющие и  признающие, и верою и любовию с оною Главою соединенные. Яко во едином телеси естественном мнози уды имамы, говорит св. ап. Павел ( Рим. 12:4, 5 ): такожде едино тело есмы о Христе... (См. 1Кор. 10:17 ; Еф. 1:22 ; Кол. 1:18 ). 2) Называется Церковь Дом Божий, потому что в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит Бог милостивно обитать и сохранять его. Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива ( 1Тим. 3:15 ; Евр. 3:6 ). 3) Нарицается невеста Христова: обручих вас (верных) Единому Мужу деву чисту представити Христу ( 2Кор. 11:2 ; Ис. 62:5 ; Апок. 19:7 ). Обручители ея суть пророки и апостолы... Св. Златоустый на сие так говорит: «сего образ было дело, бывшее при Аврааме. Ибо он послал раба вернаго обручити отроковицу языческую. И зде посла Бог рабы своя, обручити Сыну своему Церковь , и Пророки, свыше вещающие сие: слыши дщи и виждь... и возжелает Царь доброты твоея ( Пс. 44:11, 12 )». 4) Называется Церковь матерь верных ( Ис. 54:1 ). Она чад своих рождает, не от семени истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки ( 1Пет. 1:23 ). Воспитывает и возращает их пищею слова Божия и св. Таин. 5) Нарицается Церковь двор овчий ( Ин. 10:1 ). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткия, незлобивыя, мирныя, любовны, простосердечны, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившаго. 6) Называется Церковь виноград: виноград из Египта принесл еси ( Пс. 79:9 ; Иер. 2:21 ; Мф. 20:9–18 ). Лоза в винограде сем есть Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа ( Ин. 15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Аще бо веруем, что все из ничего создал Бог, кольми паче разсыпанный телес наших прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу бо, яко всемогущему, все возможно и удобно; и, яко истинному и верному в словесех Своих, солгать невозможно. Будет неотменно все тое, что в слове Своем объявил. Сим утверждай веру твою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай (3:202). Воскресение предсказано и сбудется, как сбылись другие предсказания (5:275, см. ПРЕДСКАЗАНИЯ , 762). Познанием всемогущества Божия отгоняется сомнение о воскресении мертвых (3:76, см. СОМНЕНИЕ , 966). Жизнь нерадивая показывает неверие в воскресение Глаголеши: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»: хорошо; надежды знамения есть. Но смотри, не имеешь ли нравов таких, которые показывают, что воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери или скоты, которые тое только делают, что хотят, и чувства им свои представляют, при скончании которых и дух исчезает? Не творишь ли таких дел, которыя заключают двери к вечному животу? (3:28). Отвращение человека от грехов есть истинное воскресение душевное (4:155, см. ПОКАЯНИЕ , 706). Истинное воскресение – восстание от греховного сна (4:156, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Чтобы воскреснуть в жизнь вечную, следует здесь воскреснуть от грехов Кто зде воскреснет, тот непременно, аще и умрет, жив будет. Воскреснет бо во общее воскресение в живот вечный, по неложному обещанию Господа нашего: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» ( Ин. 5, 29 ). «Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первом» ( Апок. 20, 6 ). Сии знаки и плоды истинно обратившагося и кающагося примечаются как из Святого Писания, так и из Церковной Истории, которые и ныне примечаются в обратившихся и кающихся чистосердечно (2:235). Надо здесь воскреснуть душой, чтобы БЛАЖЕНСТВОВАТЬ в ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ Христиане чают воскресения мертвых и жизни будущаго века: возведи убо и ты туда сердце свое. Надобно воскреснуть зде душею тому, кто тогда хощет воскреснуть в вечную жизнь. Многие христиане на всяк день говорят: «чаю воскресения мертвых»; но так прилепилися к суете мира сего, и так живут, как бы не было воскресения мертвых (4:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха св. Симеон Солунский : «иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т.е. плащаницу)» 22 . В связи со значением Воздуха как плащаницы Господней на нем может быть изображено помазание ароматами тела Иисусова. 4.7 Кадильница Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. При заключении завета с Израилем после выхода из Египта Бог повелел сделать « кадильницы , чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их» ( Исх. 25:29 ). Это повеление было исполнено, многочисленные указания на это мы находим, например, в книге Чисел, в книгах Царств, Паралепоменон. Язычники тоже имели обычай курить своим богам. На это указывали древние пророки: Исаия (65:3, 7), Иеремия (1:16; 44:19), Иезекииль (16:18), Осия (12:13; 11:2). Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» ( Апок.5:8 ). Символ кадила с вложенным в нее ладаном конкретно на проскомидии – «дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну» 23 . 4.8 Грецкие губки Грецкие губки (σπγγος) предназначены: 1я – для собирания частиц; 2я – для вытирания священных сосудов. О их употреблении св. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Не видиши ли служителей наших, губою трапезу омывающих и дом очищающих, и тако блюды ( Дискосы ) полагающих? – Якоже губою омываем Церковь , да в чистей Церкви вся предложатся, да ни едина же будет скверна» 24 . 4.9 Ковш, блюдо, сосуды для вина и для воды

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Зарывшись в догматическую логику, люди забывают подумать, была ли бы Пресвятая Дева Мария достойна быть Материю Господа, если бы для Нее было безразлично, оставаться ли всецело и навсегда с Господом или отдать Свою любовь кому-нибудь другому?! Нравственная несообразность говорит уже сама собою о догматической; ошибочности. То же и с учением о наместничестве в Церкви. Если Христос говорит о Церкви: " Едина есть голубица Моя, совершенная Моя " (Песнь п. 6, 8) и за нее полагает жизнь Свою, то и Церковь всегда помнит: " Аз Брату моему и Брат мой мне " (Гл. 6, 2). Он для нее несравним ни с кем, " избран от тем " (5, 10). Даже теоретически представить себе кого-либо другого на месте Брата немыслимо для Церкви: это будет уже отступлением, изменой единственному ее Жениху и Спасителю. Наиболее яркими выразительницами всецелой преданности Церкви. Христу, несомненно, являются мученицы и подвижницы. Известно, что некоторые католические подвижницы доходили до экстаза в почитании сердца Иисусова - до стигматов в переживании страданий Христовых. Могли ли бы они достигать всего этого, разделив свое сердце и внимание между Иисусом Христом и Его земным наместником?! Это психологически невозможно! Но и помимо принципиальной, моральной несостоятельности учения о наместничестве, и с точки зрения фактической Божественного Главу не может заменить для Тела-Церкви ни ангел, ни тем более человек. Церковь принадлежит не только земле, но и небу, как призванная и на небесах " возвестить многоразличную премудрость Божию " (Еф. 3, 10). Человек же " земля и пепел " (Быт. 18, 27), да и на земле бывает лишь кратковременным гостем, притом подвержен постоянным переменам. Пока теплится в нем " первая любовь его " (Апок. 2, 4), он держится высоко, но лишь начнет охладевать, тотчас же идет книзу и смешивается с толпой. А если во-время не " вспомнит, откуда ниспал, и не покается " (ст. 5), то может быть и совсем изверженным из уст Христовых 3, 15-17). Не оградит грешника от такой участи ни его церковная должность, ни былая слава кафедры, на которой он восседает, ни знаменитость в церковном отношении города, в котором он живет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/381/...

Называется гора сия Господнею, потому что Господь обитает в Церкви благодатно и таинственно, по Своему обетованию: се Азя с вами есмь во вся дни до скончания века, или: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; называется местом святым, потому что Церковь свята и непорочна, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых ( Ефес.5:27 ), и всяко скверно не имать внити в ню ( Апок.21:27 ). И так, кто же может взойти на эту гору высокую, на земле водружённую, но до небес досязающую, и не столько земную, сколько Небесную? Неповинен рукама, отвечает Пророк, и чист сердцем,иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему ( Пс.23:4 ). Т. е., кто ни в делах, ни в словах, ни в самых помыслах своих не допускает ничего противозаконного или порочного, потому что руками делаем, а сердцем помышляем; кто свободен от пристрастия к миру и любостяжания, и потому имени Божия не призывает напрасно и ближнего своего ложною клятвою не обманывает, так как напрасное призывание имени Божия и лживые для обмана ближнего клятвы случаются большею чаетию в своекорыстных наших друг с другом сделках, по пристрастно к суетным благам мipa сего. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего ( Пс.23:5 ). В сих словах и в непосредственно за ними следующих Пророк показывает добрый плод от добрых дел, о которых говорил выше, т. е., кто имеет руки от беззаконных дел свободные, сердце от порочных помыслов чистое, душу к тленным благам мipckuм непристрастную и язык к суетной и ложной клятве непривычный и неспособный, тот, по словам Пророка, приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. В чём же состоит это благословение Господне и эта милость Божия? Сколь они благоплодны и обильны дарами, в них заключающимися, и как высоки, изящны и многоценны дары сии? Какое неизъяснимое наслаждение и несказанное блаженство доставляют они тем, которые удостоятся получить их? Это объявляет нам Судия живых и мертвых – Христос Господь, когда, в последний день суда Своего, стоящим одесную страну обещает сказать: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Письма владыки на духовные темы – это живая проповедь веры. «Недавно в одной беседе я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга, – читаем размышления владыки. – И что же? На душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу… Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха». Вспомним: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», – говорит святой апостол Иаков (Иак. 2: 10). Последняя ссылка владыки Онуфрия была на Дальний Восток. В марте 1936 года. «За всё благодарю Создателя!» – пишет он матери в это время. А в июле 1937 года правительство СССР приняло постановление П 51/94, в соответствии с которым наркомом внутренних дел был отдан оперативный приказ 00447 о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против архиепископа Онуфрия было начато новое дело. Архиепископ был расстрелян 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и 15 церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 г. в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Люблинское воеводство Польши). Учился в Холмской семинарии. 5 октября 1913 г. принял монашеский постриг. В 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию.  Хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, 23 января 1923 г. в Киево-Печерской Лавре.

http://pravoslavie.ru/108669.html

Таково мнение блаж. Иеронима, блаж. Феодорита, блаж. Феофилакта, св. Андрея Кесарийского, блаж. Августина, преп. Ефрема Сирина. Последний говорит следующее: «Он явится и войдёт в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в Церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое–либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы ложные, чтобы можно было пленить Церковь»; и далее: «…будет управлять Церковью под личиной истины» (Творения, Ч. 7, с. 246–247). Также и св. Андрей Кесарийский говорит, что антихрист «на самом деле сядет в Божественном храме — Церкви Вселенской» (Толк. на Апок., с. 177). Блаж. Феодорит пишет, что апостол «храмом Божиим называет церкви» (Творения, Т. 6, с. 79–84). С последним мнением соглашается и свт. Феофан Затворник и прочие Отцы. Что же касается позиции Иоанна Златоуста, то он выделяется неоднократными резкими заявлениями о том, что Иерусалимский храм не будет восстановлен больше никогда. Если ранние отцы Церкви еще расходились во мнениях, то более поздние св. отцы конкретно говорят о восседании антихриста в храме христианском (в храмах). И преп. Иустин (Попович) упоминает это в своей «Догматике»: «К тому же будет он стараться воссесть – и воссядет – в христианских храмах, как Бог, и будет провозглашать себя Богом – единым и всеистинным» (преп. Иустин Попович, «Догматика Православной Церкви», том 4, Эсхатология). Златоуст говорит о невозможности восстановления Храма иудеями. «Ибо, если бы они и имели надежду опять получить свой город, возвратиться к прежнему устройству и видеть свой храм восстановленным, чего, впрочем, никогда не будет» (Против иудеев, 5, 1). И далее продолжает: «храм (иерусалимский) уже не будет восстановлен, и иудеи не получат опять прежнего устройства. Таким образом, и вы вернее узнаете апостольские догматы, и они более будут уличены в нечестии. А свидетелем этого представим не Ангела, не Архангела, но самого Владыку всей вселенной, Господа нашего Иисуса Христа. Вошедши в Иерусалим и увидев храм, Он сказал, что Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк.21:24), то есть, время до скончания мира. Эту же угрозу Он произнес и о храме, сказав ученикам, что не останется здесь камня на камне – всё будет разрушено (Мф.24:2); и таким образом предвозвестил совершенное разрушение и конечное запустение храма». И обращаясь к иудею говорит: «Тот, Кого ты распял, уже по распятии Своем, разрушил твой город, рассеял твой народ и разбросал по всему лицу земли твое племя; а этим и показал, что Он воскрес и жив, и теперь на небесах. Так как ты не захотел познать Его могущество в благодеяниях, то Он дал тебе понять Свою непобедимую и необоримую силу в карах и наказаниях» (Против иудеев, 5, 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/ne...

Вопрос 15. Что главным образом содержится в символе веры ? В сем святом Символе Веры главным образом содержится учение о Боге по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Сыне и Святом Духе. 243 огласительное богословие Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Вопрос 16. Кто есть Бог купно по существу и по Ипостасям Троице Святой, по откровению святого Григория Неокесарийского чудотворца? Един Бог Отец Слова Живаго ( Символ Веры Григория Неокесарийского ), мудрости ипостасныя, и силы, и свойства присносущнаго, совершенный совершеннаго родитель, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, един от единаго, Бог от Бога, начертание и образ Божества, Слово действенно, Премудрость всесодержительная и Сила творительная всея твари, истинный Сын истинного Отца, невидимаго Отца Сын невидимый, и нетленный нетленного, и бессмертный бессмертнаго, и вечный вечнаго; един Дух Святый, Иже от Отца существо имеет и чрез Сына явлен есть человекам, образ Сына совершеннаго совершенный, Живот, Вина живущих, Источник свят, Святыня, подающая освящение, в Нем же откровен бывает Бог Отец, Иже есть выше всех, и во всех, и Бог Сын, Иже чрез вся – Троица совершенная, коя славою, и вечностию, и Царствием не разделяется, ниже удаляется. Нет убо ничего ни созданного или рабственнаго в Троице, ни прибытнаго, кое бы сперва не было, потом же прибыло. Ибо не было, чтобы когда-либо Сын не был у Отца, ниже у Сына Дух, но неизменна и непреложна всегда есть таяжде Троица (см. «Православное исповедание» Петра Могилы , стр. 275). Глава 5. о Боге по существу Вопрос 17. Кто есть бог по существу? Бог есть существо ( Исх. 3:14 ) всех высочайшее, и есть един ( Втор. 6:4 ) безначальный и бесконечный ( Апок. 1:8 ), вечный ( Пс. 101:26 ), бестелесный, бессмертный ( 1Тим. 6:16 ), Дух есть Бог ( Ин. 4:24 ), чистейший, премудрый ( Евр. 4:13 ), всемогущий ( Иов. 42:2 ), всеведущий ( Прем. 7:22, 23 ), пресвятый, преблагий ( Мф. 19:17 ), премилосердый, человеколюбивый ( Прем. 7:23 ), праведный ( Пс. 118:131 ), истинный, правосудный, пресовершенный, преблаженный, неизменяемый и неизмеримый; Отец, Вседержитель и Творец; Бог богов, Царь царствующих и Господь господствующих; Владыка небесе и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010