«сделалось царство его мрачно» – действие чаши напоминает девятую египетскую казнь (Исх. 10, 21–23). Также оно напоминает пятую трубу, результатом которой явилось помрачение солнца и воздуха (Апок. 9, 2).  Выражение греческого оригинала εσκοτωμνη дословно означает, что царство зверя станет «помраченным», «затемненным», «погруженным во тьму». Может быть, как некогда в Египте наступила «осязаемая тьма» (Исх. 10, 21), так наступит она и в конце времен в государстве зверя? Помрачение, впрочем, может быть вызвано и естественными причинами: атмосфера планеты может погрузиться в густой дым, облака пыли, вулканического пепла и, следовательно, тьму по причине апокалиптических катаклизмов, глобальных войн, аномальной жары  (ср. 16, 9), пожаров, экологических и геологических катастроф и т. д., так что солнце, луна и звезды совершенно скроются и на земле воцарится тьма. Кроме того, эти слова могут означать проявление и усиление таких сторон деятельности антихристова государства, которые сделают жизнь его граждан невыносимой. Это, например, могут быть репрессии, террор, преследование инакомыслящих, тотальный контроль и слежка, атмосфера всеобщей подозрительности, доносительства, страха, ненависти и т. д. Антихрист будет обещать людям самое совершенное и благополучное общество, решение всех проблем и вечный рай на земле, однако на деле его обещания обернутся кромешным адом. Об этом предупреждал апостол Павел: «Когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3). 12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. «в великую реку Евфрат» – о мистическом значении реки Евфрат см. комм. на 9, 14. «высохла в ней вода» – может быть, высыхание воды, как и выливание чаши, происходит только в духовном мире, а может быть, также и в материальном. Как бы то ни было, следствием вылитой чаши является устранение некоторых причин, мешавших царям Востока выступить в военный поход.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сектанты же, противящиеся Сильному и не прославляющие Им прославленную, “погибнут от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших” ( 2Фес.1:9-10 ). Весь дальнейший путь Приснодевы представляет собой прокладывание дороги тем девственникам, “которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства” ( Апок.14:4-5 ). Первая из них шла за Сыном Своим действительно везде, куда бы Он не пошел, начиная от бегства в Египет и до Голгофы. В Ее сердце было место лишь для слова Божия, и посему и в устах Ее не могло быть лукавства (ведь от избытка сердца говорят уста). Она действительно не только слышала, но и соблюдала повеления Господни и поэтому была Матерью Христу не только по плоти, но и, главное, по духу ( Лк.11:27-28; 2:19; 2:51 ), и посему безосновательны попытки сектантов унизить Ее величие, опираясь на слова Господни ( Мф.12:48-50 )! И Сам Господь повиновался Своей Матери и чтил Ее ( Лк.2:51 ср. Исх.20:12 ); почему и Ее молитва имеет пред Ним такую силу, ведь и первое Свое чудо Он совершил по Ее просьбе ( Ин.2:1-11 ), и сейчас Он спасает по Ее молитвам, всех просящих Ее о заступлении. (Потому и принято в Церкви обращаться к Марии со словами “Пресвятая Богородица, спаси нас”. Примером дозволительности такого обращения могут служить слова апостола к Тимофею: “Так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя!” ( 1Тим.4:16 ) Протестанты же, не желая покоряться Богоматери, желают быть христианнее Христа и в результате становятся христоборцами! И когда Бог совершил то, на что Он и пришел, тогда у Креста стояла Мария, над Которой исполнились слова пророчества Симеона, и оружие прошло Ее душу ( Лк.2:35 ) В это время Христос с Креста усыновил Ей Иоанна и в лице его — все возрожденное человечество ( Ин.19:25-27 ). Так Мария стала Новой Евой, Женою, семя Которой стерло главу змея ( Быт.3:15 ). И мы имеем в лице Ее скорую Помощницу и Заступницу, любящую нашу Матерь, ведь Христос сделал Себя нашим Братом ( Евр.2:11-12 )).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Ст. 7. И наполнилась земля его серебром и золотом и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями и нет числа колесницам его. Это второй порок Иудеев: любостяжание, скупость, надежда на богатство и человеческие силы, а не на Бога. Из обличения Пророка видно, что Иудеи с жадностью собирали себе сокровища, и притом неправедными средствами; заготовляли коней и колесницы для военных действий и на них надеялись, а не на Бога. 3) Идолослужение Ст. 8. И наполнилась земля его идолами; они покланяются делу рук своих – тому, что сделали персты их. Во времена Озии не было публичного идолослужения; потому здесь разумеются идолы – боги домашние, которых Иудеи почитали, как хранителей дома. В) Строгий суд, которым Бог накажет этих гордых идолослужителей 1) Общее предложение Ст. 9. И преклонился человек и унизился муж; и Ты не простить их. Пророк, обращаясь к Богу, говорит, что нечестивые Иудеи не останутся без наказания. Все – и простые люди будут посрамлены, и знатные мужи будут унижены, наказаны. 2) Изложение, или пояснение суда Божия аа) Предисловие – о тяжести суда Ст. 10. Иди в скалу, и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Здесь Пророк показывает, что суд Божий на Иудеев будет столь грозен и так блистательно проявятся в нем величие и слава Божии, невыносимые для взоров смертных ( Суд.13:22 ), особенно для грешников ( Ис.33:14 ), что от страха принуждены будут скрываться в скалы и пещеры, чтобы не погибнуть от блеска величия и славы Божией. Эти метафорические выражения в изображении суда Божия, показывающие высший степень страха, Пророк заимствовал из истории Пророков Моисея и Илии ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). Если и святые Пророки не могли сносить явления славы Божией: то что будет с нечестивыми, презрителями Бога и Его Закона ( Апок.6:16 )? Ст. 11. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господ будет высок в тот день, т. е. Иудеи – гордые презрители закона Божия судом Божиим будут низвержены с высоты достоинства и посрамлены за свои пороки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Стих. 7–10. Как овца на заклание будет веден, и как агнец пред стригущим онемеет и не отверзет уст Своих. От тесноты и от суда Он был взят. Род Его кто изъяснит? ибо отторгнут был от земли живущих: за преступление народа Моего Он поразил их. И даст нечестивых за погребение, и богатого за смерть Свою: потому что беззакония не сделал и обмана ее было в устах Его. И Господь восхотел сокрушить Его болезнию. LXX: Как овца для принесения в жертву Он был веден, и как агнец пред стригущим безгласен, так не отверзал уст Своих. В уничижении суд Его был взят. Род Его кто изъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. От беззаконий народа Моего веден был на смерть; и дам наихудших за погребение Его, и богатых за смерть Его. Ибо не сделал, ни беззакония·, ни обмана устами Своими: и Господь хочет очистить Его от язвы. Когда упоминаемый в Деяниях Апостольских (гл. 8) евнух царицы Кандакии ехал на колеснице, и, читая, не понимал этого свидетельства: то, по изъяснении его Филиппом в отношении к страданию в имени Спасителя, он уразумел его, и тотчас крестившись в кровь Агнца ( Рим. 6:3 ), о котором читал, удостоился называться мужем, и послан был в качестве апостола народу эфиопскому. Итак представленный Пилату, потому что Сам восхотел, и не отвечавший, чтобы осужденным за нас взойти на крест, Он, как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим, был безгласен. Ибо пасха пасха за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ), на которого Иоанн Креститель указывал, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Он и в Апокалипсисе евангелиста Иоанна часто называется Агнцем закланным ( Апок. 5:6. 12 ). Он о Себе Самом говорит у Иеремии: Аз же, яко огня незлобивое ведомое на заколение, не разумех ( Иер. 11:19 ). Ибо Он, не знавший греха, для нас сделался [жертвою] за грех ( 2Кор. 5:21 ). И как агнец, когда ведется для принесения в жертву, не сопротивляется: так Он пострадал добровольно, чтобы сокрушить имевшего державу смерти ( Евр. 2:14 ), смирив Себя даже до смерти, и смерти крестной ( Фил. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тихон, – укрепляли и утешали себя святые Божии в подвиге благочестия; сею должно и нам укрепляться и не изнемогать в злостраданиях, наносимых от сатаны и его служителей» 188 . В земной жизни земледельцы утешаются надеждою плодов, путники надеждою покоя (отдыха), воины надеждою победы и славы, купцы надеждою приобретения богатства, больные принимают болезненное врачевание в надежде на здоровье. Если надежда временных благ, которые подобны дыму, на краткое время появляющемуся и вскоре исчезающему, так ободряет этих людей в понесении трудов и скорбей, то тем более надежда вечных и неизреченных благ, по неложному обещанию Христову, должна всегда ободрять и поощрять верных христиан к терпению бедствий и скорбей, посылаемых Богом 189 . Ведь Бог обещает нам не временное богатство, но вечное, не земную славу, но небесную, и обещает неложно. Он обещает печаль нашу в радость обратить: «сеющии слезами – радостью пожнут» ( Пс. 125:5 ). До вечной радости доходят скорбным путем и терпением. О великом множестве святых, сиявших небесною славою и предстоявших пред Престолом Божиим, тайновидцу св. ап. Иоанну Богослову было сказано (в видении): «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (т. е. страданиями за Христа») ( Апок. 7:14 ) 190 . По словам прп. Макария Великого , в скорбях сокрыта небесная слава, как в зерне плод 191 . Потому-то Спаситель и апостолы считают блаженными тех, которые терпят скорби за веру в Иисуса Христа и за добродетель, даже побуждают радоваться о том, что за малые страдания они получат великую награду на небе, – целое царство со всеми возможными благами 192 . Св. Иоанн Златоуст говорит: апостол «Павел, будучи гоним, терпя бесчисленные несчастья, радовался, говоря так: «радуюсь в моих страданиях за вас» ( Кол. 1:24 ). Не только в Царстве Небесном назначена награда за добродетель, но и в самом страдании, потому что и потерпеть что-нибудь за истину (Христову) – величайшая награда». Вот почему апостолы действительно радовались, когда подвергались бесчестию и побоям за исповедание Иисуса Христа ( Деян. 5:41 ; Рим. 5:3 ), – «и не только по причине Царства Небесного, но и потому, что это и само по себе было высочайшей честью и венцом, наградой и основанием неувядающего веселия» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

То обстоятельство, что во дни православной страстной седмицы кругом раздавались звуки светлого праздничного ликования, еще более углубляло чувство сиротства, еще более сближало переживания православных с пережитым апостолами и мироносицами. Всеведующий Спас наш предвидит эту опасную возможность навязчивого сознания сиротства и посему оставил верующим утешительное обетование: «Я не оставлю вас сиротами» ( Ин. 14:18 ). «Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь» ( Мф. 38:20). «Вот Я стою при двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь. Я войду к нему и буду вечерять с ним и он со мною ( Апок. 3:20 ). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ( Мф. 18:20 ). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Слово Господне непреложно. Пребывание Господа с верующими никогда не прекращалось. Неопровержимые доказательства общения Христа с верными запечатлены на всех страницах истории Церкви. Приспело время и поприще святых апостолов заняли преемники их, не слышавшие и не видевшие Христа лично. Но и к ним Христос, всегда пребывающий в Церкви, был неизменно близок. И они не были сиротами. Со сверхчеловеческим мужеством шли проповедники и исповедники Христа на самые ужасные мучения, то посмеиваясь над мучителями, то с радостью славя Бога, то наставляя и укрепляя братий по вере. Когда архидьякона Лаврентия положили на раскаленную докрасна железную решетку и бок его прогорел на огне, он обратился к мучителям: «этот бок изжарился, переверните на другой». Про святого мученика Федора мученические акты повествуют, что он сгорая в пламени, пел хвалу Богу, как бы находясь в месте прохлаждения. Святой Киприан утешает своих соузников «блаженны связанные ноги, спешащие в рай». Женщины и малые дети соперничали с мужами в мужестве. На месте каждого замученного становились сотни и тысячи готовых принять мучения. Кровь мучеников поистине становилась семенем христианства. Языческий мир уставал изобретать пытки и казни и сам пал к ногам Христа. Христос неизменно пребывал в Своей церкви со Своими верными учениками, сам укреплял их, утешал, ободрял, умудрял и чрез них покорил противников Своих. «Победил Ты меня, галилеянин», возопил умирающий Юлиан Отступник и в этом вопле слышится вопль побеждаемого Христом христоборчества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

по Пятидесятнице начинаются и идут по порядку Павловы послания, прерываемые в 5 Нед. из 1 Пет., чтением летнего поста 4 времен; Евангелия следуют тоже в порядке, хотя ином, чем в Восточной Церкви: сначала Лука с перерывами до 16 Нед., а там без перерывов Матфей (до Адвента); перерывы (в 5, 7 и 14 Нед. Мф., в 6 и 11 Мк.) объясняются особыми памятями: так, в Нед. 6 Мк. 8:1-9, может быть, ввиду происходящей тогда жатвы; в 9 Нед. Лк. 19:41-48 объясняется исторической датой 10 августа - разрушение Иерусалима. С недель по Богоявлении начинается опять ряд Павловых посланий ввиду древнего обычая начинать отсюда их чтение. Чтения Четыредесятницы приноровлены к древнему обычаю оглашения в ее дни: чтения 1—3 недель готовят к обряду отрицания сатаны и заклинания (Неделя 3 называлась нед. отрицания и заклинания, abrenuntio, exorcismus), а чтения 4—6 к обряду сочетания со Христом (addictio, sponsio). Усматривают также в римской системе чтений принцип двух половин года: зимней, праздничной, периода дарования благодати, и летней, будничной, периода усвоения последней: semestre Domini et semestre ecclesiae.     Нед. Пасхи_гал. 1 Кор. 15:1-11, Лк. 24:1-12; исп. Апок. 1:1-8. Деян. 2:14-30; Ин. 20:1-8.     Нед. 2 по Пасхе_гал. Ис. 61:1-7, 1 Кор. 15:12-18; исп. Апок. 5:1-13; Деян. 13:26-39.     3_ – исп. Апок. 13:1-9; Деян. 4:5-12; Ин. 5:1-18.     4_ – исп. Апок. 14:1-7; Деян. 14:13-22; Ин. 4:45-54.     5_гал. – Лк. 16:19-31; исп. Апок. 19:11-16, Деян. 4:23-31, Лк. 8:40-9, 2.     6_гал. - Деян. 16:19-36, Мк. 7:31-37; исп. Апок. 22:1-5, Деян. 5:12-32, Мк. 2:13-22.     7_гал. - Деян. 18:22-19, 12, Ин. 17:1-26; исп. Апок. 7:9-12, Деян. 14:7-16, Мк. 9:13-28.     50-ца_гал. Иоиль. 2:21-32; далее, как ныне; исп. Апок 22:6-17; д., как ныне. Армянская система чтений    Наиболее выдержан принцип непрерывного чтения в Армянской Церкви. Исключая праздники, имеющие свои чтения, и воскресенья с особыми памятями, как Нед. Пасхи, 2 Нед. Пятидесятницы и все Нед. Четыредесятницы, чтения здесь идут в порядке Библии (с пропуском праздничных чтений и очень редко менее важных мест) по воскресеньям, средам и пятницам, а в праздничные недели (все недели Пятидесятницы и 2 после нее, нед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее, по Апокалипсису, на горе Сионе является Агнец со ста сорока четырьмя тысячами своих избранных, поющих торжественную песнь ( Апок.14:1 и сл.); а этим самым числом выше в Апокалипсисе означен избранный остаток верующих иудеев при первоначальном распространении христианства, когда вместо ветхозаветного Израиля, в большинстве своем неверующего, собирался и размножался новый Божий народ христиан (см. Апок.7 ); подобно как некогда размножался древний Израиль во время четырехсотлетнего ( Быт.14:13 ) пребывания своего в Египте: совокупляя все это, по внутренней связи всего этого и единству действующей во всем том Христовой благодати, в одно благодатное явление, 3-я книга Ездры и говорит, что Господь «Иисус явится с теми, которые с Ним, и этот остаток будет наслаждаться четыреста лет», когда т. е. большинство и христианского мира окажется неверным и нужно будет вновь собирать и размножать благодатный Божий народ. Потом, в Апокалипсисе ( Апок.15,16 ), изображается суд Божий над отступническими неверностями мира христианского, состоящий в семи язвах, следующих одна за другою, подобно как прежде в суде над язычеством совершилось семь же последовательных казней ( Апок.8,9 ); такой суд не только падает на неверных Христу, но подъемлется, без сомнения, и верными по сообщничеству или участию их в Агнчем, победоносном над злом, самопожертвовании до смерти за виноватых ( Апок.17:14 ): так и исполняется сказанное в 3-й книге Ездры, что, после наслаждения со Христом остатка верных, «умрет Христос и все люди, имеющие дыхание», что такая сила смерти Христовой будет действовать, со своею небесною тишиною, на целые семь дней, подобно как это было в прежних судах. Семью последними язвами, по Апокалипсису, и оканчивается ярость Божия на неверности христианского мира, так что далее следует низложение одного за другим многовековых враждебных преобладаний над верою (см. Апок.18 – 20:6 ), увенчиваясь, так называемым, первым воскресением, или оживлением в христианском мире всего, убитого или забитого прежде, и судом над прежними неправдами: так, и по 3-й книге Ездры, «после семи дней возбудится мир...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Св. Андрей Кесарийский толкует данный стих в смысле богочеловечества Христа, чья Божественная природа передается словами «корень Давидов», а человеческая — «из корня Давидова» . Апок. 6, 2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Κα εδον, κα δο ππος λευκς, κα καθμενος π’ ατν χων ξον, κα δθη ατ στφανος, κα ξλθεν νικν κα να νικσ. Данный наиболее загадочный стих имел разные интерпретации, из которых самая важная — христологическая. Ориген писал о том, что Логос Божий восседает на белом коне и тем самым является всадником-победителем . Св. Ипполит Римский описывал всадника как Христа Спасителя . Икумений понимал под «белым конем» евангелизацию , а под победителем — Христа Спасителя . При комментировании разрешения первой апокалиптической печати св. Андрей Кесарийский в толковании на Апокалипсис писал в аскетическом ключе, не упоминая прямо о Христе: «Вышел побеждающий, чтобы победить. Ибо первая победа — возвращение народов, а вторая — осуществляющийся благодаря ей добровольный исход тела, который сопровождается мучениями» . Арефа Кесарийский, продолжая данное аскетическое толкование, вкладывает в него христологический смысл: «И вышел побеждающий, чтобы победить. Христос был побеждающим, чтобы победить, Кто, победив первой победой, вернул народы от идолов, почему Он и называется Побеждающим, ко второй победе обращается…» — и далее более пространным образом передается выше процитированное толкование св. Андрея Кесарийского. О Христе Спасителе упоминается также в Апок. 12, 11, Апок. 15, 2–3, Апок. 17, 14, где Он именуется Агнцем. Только в одном стихе Апок. 13, 7, где говорится о победе Зверя, ничего не говорится о Христе ни открыто, ни прикровенно, ни как об Агнце. В этом неупоминании Христа Спасителя есть тонкое пророчество, своеобразно указующее на слепоту Зверя, до конца не понимающего силу Того, с Кем он осознанно борется. В последнем стихе Апок. 21, 7 Сам Христос говорит о побеждающем и его самой великой награде — усыновлении и сонаследовании Богу.

http://bogoslov.ru/article/6174255

   Современное состояние филологической науки таково, что она пока удовлетворительно не может объяснить греческое «martus». Тем не менее, филологи высказываются в том смысле, что martus сродно с marmairw, блещу, сверкаю. Другие ставят в связь martus; с mermeros, трудный (sorgenvoll); корень в mermenos; — mer, отсюда же и «merimna», – слово трудно переводимое; на русский язык оно передается неточно словом «забота», как и jrontis. Предполагают, что этот корень фигурирует в санскритском smarati, он помнит — но с таким оттенком, что самое памятование доставляет муку помнящему, т. е. это нечто такое, чего забыть нельзя. Это «помнит» соприкасается с латинским memoro, но не memini, которое происходит от корня mana. Разница между memini и memoro заключается в том, что первое означает приятное ощущение свободной и сильной памяти, а со вторым соединяется понятие терзания. Здесь же находят корень для немецкого smerza, означающего боль. Таким образом, martus; означает того, кто знает что-нибудь и чувствует это во всем существе своем как тягость, и это он исповедует.    Какой смысл нужно соединить с мученичеством, видно а) из библейского словоупотребления в Новом Завете, находящего объяснение в особой исторической задаче христианства первых времен, б) из противоположения понятия «мученик» понятию «исповедник», в) из исторического понятия «свидетель», как оно сложилось на библейской почве в ветхозаветные времена. Аналогию для уяснения этого смысла может до некоторой степени представлять моральная логика суда присяжных в настоящее время.    а) О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «martus» — «свидетелем верным» (Апок. III:14,1, 5; ср. Eus. h. e. V, 2. 3) и мучеников — по славянскому словоупотреблению — Своими «свидетелями» (Апок. II:13: Anteipas [пергамский] o martus Mou o pistos Mou, os apektanqh par " umin; ср. Апок. XVII:6: ek tou aimatos twn marturwn Ihsou; Деян. XXII:20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III:1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями, martures; (Деян. I:8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «thn marturian Ihsou Cristou» (Апок. I:2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010