—307— Но в тех же самых местах Св. Писания, где указаны отрицательные условия, отнимающие силу и действенность у наших молитв за ближних, дается понять, что при отсутствии этих условий молитвенное предстательство одних верующих за других может быть спасительным для этих последних. Если за находящихся в грехе смертном Писание запрещает молиться, то свободным от такого греха оно прямо обещает жизнь у Бога, и именно – по молитвенному ходатайству их братий. Если хула на Духа Св. выставляется, как такой исключительный грех , который не имеет прощения ни в настоящем веке, ни в будущем; значит – всякий другой грех может быть прощен не только здесь на земле, но и по переходе в жизнь загробную, и в этом последнем случае, конечно – по силе стороннего предстательства, так как для самих грешников там нет покаяния. Если, наконец, умершие в нераскаянности, неверии и жестокосердии, как евангельский богач, самым нравственным состоянием своим ставят себя в невозможность общения с праведниками; то, наоборот, скончавшиеся в вере и единении с Церковию и Господом Иисусом, имеющим ключи ада и смерти ( Апок.1:18 ), могут освобождаться от уз адовых в силу этой веры и любви, по предстательству ближних. III В ближайшей связи с догматом о молитве за умерших стоит другой православный догмат – о молитвенном призывании и почитании святых, перешедших в мир загробный и прославленных Богом. Если молитвы земных членов Церкви могут содействовать спасению отшедших от земли их собратий, по силе не прекращающегося духовного общения между ними; то необходимость требует признать и обратное воздействие. Церковь торжествующая на небе находится в неразрывном союзе и общении с Церковию воинствующею на земле. «Вы приступили», учит ап. Павел христиан из иудеев, «к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торже- —308— ствующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы», – говорит в другом случае тот же апостол христианам из язычников, – «но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» ( Еф.3:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ho в тех же самых местах Св. Писания, где указаны отрицательные условия, отнимающие силу и действенность у наших молитв за ближних, дается понять, что при отсутствии этих условий молитвенное предстательство одних верующих за других может быть спасительным для этих последних. Если за находящихся в грехе смертном Писание запрещает молиться, то свободным от такого греха оно прямо обещает жизнь у Бога и именно – по молитвенному ходатайству их братий. Если хула на Духа Св. выставляется, как такой исключительный грех, который не имеет прощения ни в настоящем веке, ни в будущем; значит – всякий другой грех может быть прощен не только здесь на земле, но и по переходе в жизнь загробную и в этом последнем случае, конечно – по силе стороннего предстательства, так как для самих грешников там нет покаяния. Если, наконец, умершие в нераскаянности, неверии и жестокосердии, как евангельский богач, самим нравственным состоянием своим ставят себя в невозможность общения с праведниками; то, наоборот, скончавшиеся в вере и единении с Церковью и Господом Иисусом, имеющим ключи ада и смерти ( Апок.1:18 ), могут освобождаться от уз адовых в силу этой веры и любви, по предстательству ближних. III раздел В ближайшей связи с догматом о молитве за умерших стоит другой православный догмат – о молитвенном призывании и почитании святых, перешедших в мир загробный и прославленных Богом. Если молитвы земных членов Церкви могут содействовать спасению отшедших от земли их собратий, по силе не прекращающегося духовного общения между ними; то необходимость требует признать и обратное воздействие. Церковь торжествующая на небе находится в неразрывном союзе и общении с Церковью воинствующей на земле. «Вы приступили», учит ап. Павел христиан из иудеев, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судьи всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы», – говорит в другом случае тот же апостол христианам из язычников, – «но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе ( Ефес.3:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

   Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет; но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, и не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но преподобием и правдою.Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда — справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто не любостяжателен, не хищник, не вор, не прелюбодей, не блудник, тот — праведен.    Таким образом, должно служить преподобием, то есть благоговением к божественным предметам, и правдою, то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры».    Так пророческая песнь Захарии раскрывает нам весь смысл жизни христианской — от самого начала ее до вершин упования нашего. И потому ирмос девятой песни вводит нас в самое сердце христианства, в самое его существо, туда, где покоится «Альфа и Омега», где безначально и бесконечно пребывает «начало и конец» (Апок.1:8, 10, 21:6, 22:13): в несказанное «таинство Рождества Мариина — Христа Бога нашего, обновляющего всё естество мира, взятого во всем его многообразии.    Обновляющего и тебя, душа моя, вкладывая в тебя семя вечной жизни, чтобы ты вседневными заботами всячески ухаживала за ним, чтобы «возрастил его Бог» (1 Кор. 3:6).    Вспомни теперь совет апостольский, душа моя: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7—8). Вспомни и береги тот «дар», который получила от Отца (Рим. 6:23), — «жизнь вечную, жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:11), жизнь Духом Святым.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя Чти понедельнику.    Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что — молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42)!    Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»:     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203.    Молитва на пострижение власов в «Обрядах восьмого дня».     Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377].    Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6.    См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23.     «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»:     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230.    Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590.     Снабдение (περιποησις) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).    Евхаристический канон, возглас после молитвы анамнезиса.    Евхаристический канон, молитва sancmus’a.    На литургии святого Иоанна Златоуста благодарственная молитва в Евхаристическом каноне (реалии см. в: Дан. 7:10; Евр. 12:22; Ис. 6:2; Иез. 1:7, 18:21; Апок. 4:8).    Последующий за указанной молитвой возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Восхотеть спасти, говорит, например, святой Григорий Нисский , есть знак благости; ме­ной искупить пленника – знак правды; а недоступное для врага сделать доступным есть дело высочайшей премудрости”. 325 Мысль о всеведении Божием и взгляд на мир – дело рук Божиих, совершенно достаточны для убеждения естественного разума человеческого в высочайшей премудрости Вседержителя, которую признавали даже и язычники. 326 § 21. Свойства воли Божией. Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она пред­ставляется нам: а) по естеству своему высочайше свободной, а – б) по свободной деятельности всесвятой. В последнем – являет­ся: а) прежде всего всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной: поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец – право­судной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть: 1) высочайшая свобода, 2) совершеннейшая святость, 3) бесконечная благость, 4) совершеннейшая истинность и вер­ность и 5) бесконечное правосудие. 1. Высочайшая свобода. Бог называется высочайше-свободным ( λεθερος, υτεξοσιος, liberrimus), потому что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума и все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ): Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. 327 Священное Писание приписывает Богу высочайшую свободу: а) вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он совершает все по изволению воли ( Еф. 1:11 ), и в частности – б) в сотворении мира: Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Апок. 4:11 ). Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс. 113:11 ). Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А слова: до Азаила, т е. до ближайшего [места] обозначают то, что хотя два Завета, – Закон и Евангелие, – соединены вместе, но соединены так, что они скорее весьма близки [между собой], но они не суть едино; действительно, мы многое из Ветхого Завета отбросили, и заимствовали от новой благодати. А когда все это в действительности совершится, тогда придет, – говорит, – Господь Бог мой, и все святые с Ним. Если же мы пожелали бы вместо переведенного нами побежите последовать переводу других: будет засыпана, или: наполнится долина гор тех, то скажем следующее: Пришествие Господа Спасителя по разделении двух народов засыплет и наполнит ту пропасть, которая разделяла два народа, так что они по ровному пути будут совместно восходить к Нему. LXX: И в день тот не будет света, но холод и стужа будет в день тот, и день тот будет известен Господу, но не день и не ночь, а к вечеру будет свет. – Очевидно, что здесь говорится о втором пришествии Господа Спасителя, о котором и Иоанн говорит в откровении своем [или: так]: Вот придет Он с облаками, и увидит Его всякое око, и те, которые Его пронзили ( Апок.1:7 ). И Господь в Евангелии предвозвещает, что Сын Человеческий имеет придти на облаках небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Он придет с облаками, т. е. с ангелами, которые суть служебные духи, посылаемые на различные служения, а также с пророками и апостолами, о которых написано: Истина твоя даже до облаков ( Пс.35:6 ). Когда же приблизится день пришествия Его, то не будет света, но холод и сильная стужа, по причине охлаждения любви у всех, и вследствие множества имеющих наступить бедствий, когда охладеют все и утратят пламень прежней веры. А после того как всех грешников скует холод и сильная стужа, наступит один вечный день, так как свет и мрак, ночь и день уже не будут взаимно сменять друг друга; но сам Господь будет светом всех, о чем более полно говорит Исаия: Не будет тебе солнца для освещения днем, и восходящая луна не будет светить ночью ( Ис.60:19 ). Он и в другом месте восклицает к Иерусалиму: Светись, светись Иерусалим ибо придет свет твой над тобою, и слава Божия взойдет над тобою. Ибо вот тьма и мрак покроют землю над народами, а над тобою явится Господь, и слава Его будет явлена на тебе. И пойдут цари во свете твоем и народы в сиянии твоем ( Ис.60:1–3 ). Если же тьма и мрак покроют землю над народами, то, с другой стороны, каким образом народы будут ходить в сиянии Господа? Но во тьме будут те народы, которых скует холод и стужа их; а во свете Господнем будут ходить те народы, которые последуют за царями, [т. е ] за апостолами и пророками, о которых написано: Сердце царя в руке Божией ( Прит.21:1 ). Наконец, в вечернее время, т. е. во время мрака и скорби всех грешников, для святых будет свет, и один вечный день; и если этот день известен Господу, ибо Он но может не знать того, что Он сотворил, то необходимо размыслить: каким образом Он говорит в Евангелии, что этого дня не знают ни ангелы, ни Сын, а только один Отец ( Мф.24:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В ответ на недоумение Иуды Спаситель объявляет общий закон, по которому совершаются явления любви Божией людям. Общий закон Богоявлений таков: любовь Божия изливается на того, кто сам любит Бога во Христе Иисусе, любит любовию искреннею, оправдываемою исполнением воли Божией. Любовь к Христу Иисусу так много значит пред Отцом небесным, что за эту любовь Он награждает собственною Своею любовию. Отец небесный любит и всех грешников, призывая их к раскаянию. Но любовь, которой удостоиваются искренне любящие Господа Иисуса, есть любовь преимущественная; так говорит о сем Сам Господь Иисус ученикам Своим: Сам бо Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко от Бога изыдох ( Ин. 16:27 ). И не в том еще полнота милости Божией. Мы к нему приидем и обитель у Него сотворим, говорит Господь о любящих Его. Какое высокое отличие, какое неизобразимое счастие! Прежде сказал Он, что тому, кто любит Его, явится Он Сам ( Ин. 14:21 ). Здесь говорит гораздо более. – Здесь говорит, что придет не только Он, но и Отец небесный. Там обещается явление временное, и явление преимущественно созерцанию ума; здесь обещается пребывание в душе постоянное: обитель у него сотворим. Апостол так говорит о сем высоком состоянии: «дом Его мы, если только упование и надежду, которою хвалимся, твердо сохраним до конца» ( Евр. 3:6 ). «Вы храм Бога живаго, так как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить и буду их Богом» ( 2Кор. 6:16 ). Без сомнения, самое полное вселение Триединого в любящих Его принадлежит блаженной вечности, как зрел Тайновидец ( Апок. 21:3 ). Но в некоторой степени оно начинается в избранных Божиих еще на земле. В тех, которые соблюдают искреннюю любовь к Господу верно и неизменно среди разных искушений, вселение Бога в сердце следует за тем состоянием, о котором сказал Спаситель: к нему приидем. Но в душах, не постоянно верных, сие пришествие есть только временное посещение любви небесной. Итак, берегись пренебрегать самым последним бедняком, если искренне чтит он имя Господа Иисуса. Пусть он живет в бедной хижине: но душа его, быть может, есть жилище Бога Триединого ( 1Кор. 6:17, 7:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в) Потому, что Господь тогда только хочет исповедать нас перед Отцом Своим небесным, когда мы сами исповедуем Его и словами и делами. Самое высокое достоинство состоит в том, чтобы быть достойным Христа « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня » (ст.37) 1. Как это достоинство приобретается? а) Если мы веруем в Иисуса Христа и исповедуем его пред людьми (ст.32). б ) Если мы из любви к Нему жертвуем всеми предметами мира , родством и дружбой, радостями и удовольствиями, коль скоро они препятствуют нам любить Господа (ст.37). в) Если мы несем крест свой и следуем за Ним до смерти (ст.38). 2. Такое достоинство составляет, по истине, высочайшее из всех земных достоинств, ибо: а) оно освящает и облагораживает всякое другое достоинство, которое без него — ничто (Псал. 48:21 ); б) человек через него удостаивается чести быть исповеданным перед Отцом Небесным (ср. Апок. 3:5 ) и в) права носить «венец жизни .» Крест христиан имеет с собой великое обетование « Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? » (Мф. 19:27) 1. В чем состоит этот крест? а) Не в каждом страдании . а. не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, каковы, напр., болезни, несчастья, смерть и проч.; b. не в самоизмышленных лишениях или в ложном мученичестве, которому недостает истинного признака последования Христу . 6) Но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Сюда относятся: а. отвержение чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует; (Мф. 19:29 ). b. оставление самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности одному Иисусу Христу (Мф. 19:29). 2. Какое обетование имеет с собой такой крест? Великое и языком человеческим невыразимое, которое — а) будет состоять в живейшем и теснейшем общении с Христом, превосходящем всякую радость: а. своей славой (ст. 28): « когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых .»

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В самом деле, есть ли в св. Писании, хотя некоторое указание на будущую судьбу и назначение Рима? Нигде, ни в Евангелии, ни в посланиях св. Петра, ни в послании св. Павла к Римлянам,– ни в одной священной книге не сказано об этом,… кроме Апокалипсиса возлюбленного ученика Господня, св. Иоанна Богослова. Но посмотрим, благоприятствует ли Апокалипсис почитателям Рима и понтифекса римского? Многие ученые богословы, в том числе и римско-католические, признают, что и св. Иоанн Богослов в Апо­калипсисе и св. Петр в своем первом послании (5:13), под именем Вавилона разумеют Рим 28 . Итак, раскроем Апокалипсис и посмотрим, что открыл Дух Святой Богослову о будущей судьбе Рима, или второго Вавилона? “И повел меня (Ангел) в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценным каменьем и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодеяния своего. И на челе ее написано имя: “тайна! Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным”. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей (мучеников) Иисусовых. И сказал мне Ангел: что ты дивишься?.. Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями”. ( Апок. 17:3–6, 18 ). Вы скажете, что все это относится к Риму языческому, Риму цезарей, гонителей христианства, а не к Риму христианскому, или папскому. И я не отвергаю этого. Однако, если бы этому городу назначено было Провидением сделаться священною столицей христианства; то, без сомнения, тайновидцу была бы открыта и эта тайна; Ангел сказал бы ему, что эта блудница будет некогда девою чистою, и город, исполненный мерзостей, сделается городом святым и вечным. Но послушайте далее, что открыто о будущей судьбе нынеш­ней столицы пап. “После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля освети­лась от славы его. И воскликнул он сильно громким голосом, говоря: “пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице...” И услышал я иной голос с неба, который говорил: выйди из нее, народ Мой (т.е., народ христианский), дабы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее: ибо грехи ее дошли до не­ба, и Бог вспомянул неправды ее... И взял один силь­ный Ангел камень, как большой жернов, и поверг в море, говоря: с таким стремленьем повержен будет Ва­вилон, великий град,– и уже не будет его”. (18:1–5, 21) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха " (Евр. 12, 2-4). " Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией " (1 Пет. 4, 1-2). " Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его " (Апок. 3, 21) .  Он снизошел чтобы нам вознестись... Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нем, ибо и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить. Он умер, чтобы нас спасти, вознесся, чтобы привлечь к себе лежащих на земле после греховного падения (11, 7). Знающие цель нашего призвания... должны не мимоходом выслушивать богословские слова, но стараться в каждом изречении и в каждом слове открывать сокровенный смысл. Мы обязаны уподобляться Богу, насколько это возможно для естества человеческого, уподобление же невозможно без познания... (6, 198). Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели (113, 278). Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразному. Для того Он носил наше тело, чтобы и мы, насколько возможно, подражали Его жизни. Поэтому когда слышишь о Его словах или делах, принимай это не как придется, поверхностно, но погружайся в глубину созерцаний, старайся стать причастником таинственной сути сказанного (113,278). Бог, сотворивший человека, есть истинная Жизнь; поэтому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью... Святитель Василий Великий (8, 56). Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни для всех мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010