В этом, прежде всего, истинное богатство нищих духом, истинное их Царство «Нельзя сознавать себя нищим в человеческом духе, не будучи охваченным богатством Духа Божия, Небесного Царства» (Lange I. Р., стр. 71). Никакие обстоятельства, никакие невзгоды и страдания человеческой жизни не могут лишить христианина этого богатства. Святые мученики с христианской радостью переносили ужаснейшие страдания, потому что никто и ничто не могли отнять у них самого драгоценного – отрадного, сладостного сознания, что и в эти моменты страданий их дух продолжает свой царский путь к самому лучшему и совершеннейшему – Христу и осуществлению Его заветов, Его воли. И в Евангелии Царство Божие обозначает, прежде всего, внутреннее радостное, духовное состояние верующих, как состояние мира, предощущение праведности, возможности спасения в силу искупительных заслуг Христа – Спасителя. В этом смысле Не приидет Царствие Божие с соблюдением [со усмотрением]: ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20-21 ). «не придет Царствие Божие приметным образом, И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». И, по словам апостола Павла: Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. ( Рим.14:17 ). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» . В этом смысле Царство Божие принадлежит нищим духом. Но им же принадлежит Царство Божие, как Церковь, которую составляют верующие на земле, объединенные одними стремлениями, одними верою, надеждою и любовию. Здесь-то они получат новое богатство – воспримут от Спасителя золото, огнем очищенное, в таинствах Церкви; белую одежду, в которую оденутся, – в христианских добродетелях, и получат глазную мазь, которою помажут глаза свои для исцеления от слепоты, – в истине, Христом возвещенной ( Апок.3:15-22 ). Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл [о, дабы студен был еси или горящь]. Тако, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам [тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящь, имам тя изблевати из уст моих]. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Апок.3:15-22 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

   4. Еще преимущество блаженства святых состоит в том, что они будут принимать все виды радостей непосредственно от Бога. Теперь христианин знает по опыту, что самые высокие наслаждения суть вместе и самые дорогие, особенно происходящие непосредственно от Духа. Христиане чем более предаются молитве и созерцанию, тем более проникаются жизнью и радостным чувством, потому что они получают все непосредственно от самого Бога. Это не то значит, что нам можно было бы поэтому пренебрегать проповедью, чтением или всяким другим благодатным средством, установленным от Бога, но, пользуясь этими средствами, христианин должен поставить себя выше их. Есть радость и в этих несовершенных общениях, но полнота её состоит в непосредственном присутствии Бога. Тогда мы будем наслаждаться светом без светильника и непрестанным днем без солнца. Город этот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; слава Божия — сеет его, и Агнец — светильник. Не будет там ночи и не будет нужды в свете от светильника и солнца, потому что Господь Бог будет освещать их, и будут царствовать во веки веков (Апок. 21:23, 22:5).    5. Блаженство это будет совершенно. Радость наша будет без всякой примеси печали. В этой пристани мы будем под зашитою от волн, обуревающих нас здесь. Мы будем свободны от всего злого, как от греха, так и от скорби. На небе не будет совершенно греха. Не войдет туда ничего скверного, не будет там предающегося мерзости и лжи (Апок. XXI:27). Зачем бы Христу умирать, если бы небо могло быть обителью душ несовершенных. Сын Божий пришел для того, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8). Его кровь и его дух не должны оставлять нас с нашими сквернами. Христианин! Ты на небе не будешь более грешить; не благая ли это весть для тебя, так долго молившегося и трудившегося, чтобы обезопасить себя от греха? Твои желания будут исполнены; ты освободишься навсегда от этого грубого сердца, этих дурных мыслей, которые преследовали тебя при исполнении почти всех твоих обязанностей.    Там мы будем защищены против всех искушений сатаны. Как горько для христианина, хотя бы он не поддавался искушениям, быть непрестанно возбуждаемым к отрицанию своего Господа! Как прискорбно смотреть на себя, подверженного таким страшным возмущениям, осаждаемого такими нечистыми помыслами, — сомневаться иногда в благости Божией, унижать жертву Иисуса Христа, сомневаться в истинности писаний, возмущаться против Провидения! Как горько быть возбуждаемым к тому, чтобы обращаться к предметам мира, увлекаться греховными стремлениями, предаваться плотским удовольствиям и иногда далее отрицать Бога! Как скорбно предаваться этим искушениям, особенно, когда мы сознаем ложное направление своих сердец, знаем, как они восприимчивы воспламеняться от прикосновения к одной из этих искр! Сатана может увлекать нас здесь, но для него недоступен святой град.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А если вы его действительно полагаете Богом — то вот вам еще одно доказательство того, что Бога-де нет: ведь слово невозможно ощутить, сказал — и нет его!    Так отрицался и отрицается мир от того знания, которое дает нам вера, от того знания, о коем пишет божественный богослов.    Он отрицается от знания своего происхождения, своей причины — от того, что произошел он велением Сущностного Слова, Того Слова, Которым «вся быша», через Которое «всё начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Того Слова (греки Его именуют Логос), Которое содержит в Себе начало миробытия, и содержало всегда — еще до того момента, как Его волей мир начал свое бытие. Того Слова, в Котором содержались первоначально все проявления всех сторон видимой жизни — еще до возникновения этой жизни. Того Слова, Которым определяется сущность всех вещей (ведь и наше слово, разноязычное, разделенное после Вавилонского столпотворения, и тем не менее — производное от словесного существа Логоса, — наше слово является попыткой проникновения в сущность вещей, попыткой ее выражения, без которой мы не можем ни узнавать, ни осознавать то, что окружает нас в этой жизни).    Он отрицается от знания своего места в Божественной системе: от того, что было время, когда не было и самого времени; от того, что время имеет начало; от того, что в этом времени был период, когда материального мира не было, и явился он только велением Божественного Слова; от того, наконец, что всякое начало имеет конец, и настанет миг, когда «времени уже не будет» (Апок. 10:6), когда окончится бытие мира сего и Господь произнесет: «се, творю всё новое» (Апок. 21:5), как это было открыто блаженному боговидцу, чтобы в книгах его оказалась описанной вся судьба мира сего, от начала и до конца.    Отрицается и от знания того, что Слово, создавшее этот мир, пребывает в нем всегда Своим Промыслом, совершая домостроительство нашего спасения.    И только те, кто не побеждается мудрованием мира сего, знают: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). Христос «поистине стал Сыном Человеческим» — «делом», «чувственно родился» и тебя, человек, «конечно, сыном Божиим Он делает на (самом) деле»:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Терпение нужно вам», – внушает апостол Евреям ( Евр.10:36 ), – «чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (т.е. царство небесное). «Если терпим, то с Ним (Иис. Хр.) и царствовать будем» ( 2Тим. 2:12 ). Сам апостол, в чаянии приближающегося конца своего земного поприща, исповедует: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4:7–8 ). He веру только, но и добрый подвиг выставляет здесь апостол, как исполненный им долг, за который несомненно ожидает справедливой награды («венца правды») от Судьи Праведного. Эта мысль о воздаянии на последнем суде за дела каждого с ясностью высказана, наконец, и в Откровении Иоанна Богослова. «Се, гряду скоро и возмездие Мое со Мной, чтобы воздать каждому по делам его ( Апок.22:12 ) и «побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его ( Апок.3:21 ). Всех, доселе приведенных, свидетельств Св. Писания совершенно достаточно 13 для уяснения истинного смысла библейского учения об оправдании и спасении человека с той стороны (антропологической), с которой искажается оно нашими сектантами. He говорим пока о действии божественной благодати, устрояющей спасение и об отношении ее к свободной деятельности человека; для суждения об этой стороне догмата нет еще данных в приведенных нами библейских текстах. Но то несомненно, что благодать не может действовать принудительно и спасать нас без нашей воли и содействия. Как вообще без свободных усилий, без упражнения, без самодеятельности в той вере, в какой дарована она нам Творцом, немыслимо бытие и развитие разумно-свободных существ; так в частности и конечная цель бытия, спасение или соединение с Богом для вечной жизни, достигается только при собственном свободном участии самого человека. Это участие в усвоении приобретенного Христом и даруемого благодатью спасения обнаруживается со стороны человека в двух актах, – вере и добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

3, 1-8). Вопреки ясному наставлению Спасителя, что Он только один – Учитель людей (Мф. 23, 8), и вопреки ясному убеждению апостолов, что истина в Иисусе (Ефес. 4, 21), и что в Нем только одном сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колос. 2, 2-3), и что поэтому никто не может положить другого основания религиозной веры и надежды людей, кроме положенного Самим Христом и данного именно во Христе (1 Кор. 3, 11), гордые люди поврежденного ума (1 Тим. 6, 5) не захотят более иметь во Христе своего единственного учителя, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3). В силу такого распутства ума, зло естественно будет развиваться в людях и естественно же вызовет свое неизбежное следствие. Водимые страстью ненасытного себялюбия, опорочившие разум и поправшие голос совести, люди примутся истреблять друг друга: друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и восстанет народ на народ, и царство на царство, и наступит такая великая скорбь, какой еще не было от начала мира (Мф. 24, 10; 7, 21). Но даже и великая скорбь не образумит людей. Хотя среди ужасов всеобщей резни они несомненно будут вспоминать о христианской вере во Христа и несомненно будут желать, чтобы Христос действительно пришел к ним на помощь, но, по причине умножения беззакония (Мф. 24, 12), они будут желать себе другого Христа, который льстил бы их слуху и был бы для них сильным царем непременно от мира сего. Поэтому многие бессовестные искатели приключений воспользуются тогда людским ожиданием Христа и будут выдавать себя за Него; и найдутся между ними такие искусные чародеи, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24), т.е. людей, которые останутся верными почитателями истинного Бога Христа; и наконец даже откроется такой человек греха, сын погибели, который поставит себя выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога (1 Фессал. 2, 3-4), и этот именно человек окажется как раз таким человеком, пред которым тогда пожелает преклониться все развращенное поколение людей (Апок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   Применим и к тебе, брат, смысл этого тропаря. Ибо как царю Константину — образ креста был дан для того, чтобы он побеждал и ниспровергал чувственных врагов, так и тебе дан тот же образ креста, чтобы ты побеждал и ниспровергал трех своих мысленных врагов: мир, плоть и миродержителя дьявола. Будь же внимателен, возлюбленный; и когда ведешь войну с упомянутыми выше врагами твоими и побеждаешь их, приписывай всю победу силе креста и пригвожденного ко кресту Христа; и несомненно Бог сделает победу над врагами твоими сильнее камня, как обещает чрез Иезекииля: «крепчае камене дах прю твою» (Иезек. 3:9). Но если ты будешь чрезмерно гордиться и победу над врагами твоими припишешь не силе креста, а своей собственной силе, то горе тебе! Знай, что Бог отнимет у тебя силу твою, и таким образом окажется, что победа отойдет от тебя и ты будешь произносить плачевное изречение Иеремии: «и рех: погибе победа моя» (Плач. 3:18).    Итак, две вещи необходимы тебе, брат мой, христианин. Во-первых, непрестанно вести войну и побеждать страсти и врагов своих; ибо если их победишь, то будешь сидеть и ты вместе с Иисусом Христом на престоле славы и царствия Его, как Он обещает в священном Апокалипсисе: «побеждающему, дам ему сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21). Если же не ведешь войны и не побеждаешь своих страстей, то знай, что не получишь венца от Бога. Ибо Василий Великий говорит: «кто спя воздвиг трофей? или проводя время в наслаждениях и игре на флейте, украсится венцем? Конечно никто». Во-вторых, когда воюешь со страстями своими и побеждаешь их, то прилично всю причину победы приписывать кресту и распятому Христу, как мы сказали выше, потому что всякая победа, особенно же такая мысленная и духовная, не приобретается множеством телесной силы, или с помощью чувственных колесниц, как свидетельствуют об этом книги Маккавейские: «не во множестве воев одоление» (I Мак. 3:19), и еще: «не оружием победа» (2 Мак. 15:21). Но приобретается она верою и силою креста и Иисуса Христа. Ибо сказано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй яко Иисус есть Сын Божий?» (I Иоан. 5:5); и еще: «сия есть победа победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5:4). Выражая это в виде общего положения, скажем так: те христиане, которые побеждают страсти и дьявола, силою креста и кровию Христа побеждают их. Посему и сказано в Апокалипсисе, что «победиша его», мысленного змия, «кровию Агнчею» (Откр. 12:11). Поэтому и после победы таковые должны говорить следующие слова Давида к Богу: «Тебе Господи, величество, и слава, и одоление, и крепость» (1 Пар. 29:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пс.21:15 : «я пролился, как вода». 68:2: «спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей». 103:5: «прошли бы над душею нашею воды бурные». 143:7: «спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». Тоже еще: Ис.58:1 ; Иер.2:13, 8:14, 15:18 ; Плач.3:54 ; Иоиль.3:18 ; Захар.14:8 ; Ин.4:10,14, 7:38 ; Ефес.5:26 ; Апок.21:6, 22:1, 17 . Один из обыкновенных случаев, когда приходится отступать от буквального понимания, тот, когда буквальное понимание или не дает никакого смысла, или дает смысл сбивчивый, противоречивый, не соответствующий связи речи, не- удобоприемлемый. Неудачное объяснение второго дня творения, представляемое защитниками буквализма, ясно доказывает неудобоприемлемость буквального смысла, который они положили в основу своего объяснения. Можно ли чем-нибудь доказать, что евреям не чужда была мысль о первоматерии, как о воде, и именно о той первоматерии, из которой образовались светила небесные? Кажется, можно. Апостол Петр (2 посл. 3:5) о людях порочных, невежественных, не знающих Писания, говорит, что они «не знают, что, в начале, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Слова эти, несомненно, имеют основание в Быт.1:7, 8 и параллельны этому последнему месту. На основании ст. 6-го, где говорится о потопе, можно бы было подумать, что апостол разумеет атмосферное небо, носящее воду, т. е. облака, но такому предположению противоречат ст. 7 и 10, где очевидно говорится о тех же небесах, что и в 5-м стихе. В ст. 10-м говорится: «приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Какие это небеса и как они прейдут – это объясняет евангелист Матфей: «и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» (24:29). Катастрофа, стало быть, разразится не в атмосфере, а в настоящей тверди, в которой повисли первозданные воды во второй день творения и превратились в светила в четвертый день. Таким образом, если люди порочные и невежественные и не знали о происхождении «небес» из воды, то о евреях просвещенных, изучавших Писание, позволительно думать, что в «водах» над твердию они видели вещество, из которого образовались светила небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

5, 29). Не сомнительно же, что вина преступления Адамова разрешена опять во Христе; ибо Он был за нас клятвою, согласно написанному (Гал. 3, 13), избавляя землю от древнего проклятия. Чрез Него, говорим, Отец и Бог все восстановил в древнее состояние; и древнее прошло, но кто во Христе, [тот] новая тварь, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Он есть второй Адам, послушанием ниспровергающий вину первозданного, разумею вину, бывшую в начале, преслушание. Так мыслить угодно было и божественному Павлу, ибо он пишет так: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 19). А Христос послушным был Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2,8) Как проклята была земля за бывшее в начале преступление Адамово, так стала благословенною за послушание Христово. Но Он искупил нас и иначе от земли, соделавшейся проклятою; ибо нова небесе и новы земли по обетованиям Его чаем, как сказал мудрый ученик Спасителя (2 Пет. 3, 13; Апок. 21, 1). Он же возобновил нам и восхождение на высоту и на небо (Евр. 10, 20); и предтечею о нас (Евр. 6. 20) вошел во святую землю, наследовать которую, по Его словам (Мф. 5, 5), имеют кроткие, то есть детоводимые к кротости евангельскими учениями. Закон повелевал обидчикам воздавать око за око, зуб за зуб и язву за язву (Исх. 21, 24–25). Нам же Христос говорит: Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29; Мф. 5, 39). Итак, Ной был одиннадцатый от Адама чрез Сифа и Еноса, которые начали призывать имя Господа своего (Быт. 4, 26) по причине величайшего благочестия и боголюбезного жития. И Господь наш Иисус Христос, как передают святые Евангелисты, ведет свое родословие от Адама и до самого Иосифа, во всем, так сказать, святого, так как до него достигает родословие. 5. Но скажем теперь и о бывшем смешении, и взаимном слиянии родов, святого, говорю, и не такового, то есть скверного и гнуснейшего. Как происшедшие от Еноса, по прозванию бога, воспламенились любовию к дщерям человеческим, вследствие чего тотчас соделались инонравными и, решившись жить по их нравам и законам, стали недуговать отпадением ко всему наихудшему: так и происшедшие от семени Израиля пока проводили святолепное житие и были ревностнейшими подражателями прародительского благочестия, удаляли от себя всякий вид порочности и соблюдали в себе совершенно неповрежденною похвалу доброхвального жития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Со спокойствием и утешением взирает он к небу в минуты своего разрушенного счастья и ожидает мздовоздаяния от Бога. 3. Он был уверен в славных последствиях своих страданий и смерти. а) Если бы Иисус Христос опасался, что Его страдания и смерть останутся без благотворных последствий для Него самого и для человечества: то мог ли бы Он так спокойно идти на встречу смерти? Но Он знал, что Своими страданиями и смертью Он исполнит предвечный совет Божий о спасении рода человеческого. Мысль о славных последствиях голгофской жертвы не могла ли успокаивать Его в жесточайших страданиях? б) Если мы, при изменчивости и непостоянстве человеческой судьбы, видим перед собой бедствия и страдания, то мы можем мужественно и спокойно ожидать их, если веруем, что они постигают нас по мудрым и благим планам Божьим и могут быть благодетельны для нас и других, — что наш пример терпения и смирения, твердости и стойкости, кротости и участливой любви, веры и упования на Бога будет благотворен для ближних, — что мы сами посредством страданий испытываемся, воспитываемся и очищаемся для неба. Поистине, если мы с верой принимаем слова писания, что « нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас , … и что отрет Бог всякую слезу с очей их » (Рим. 8:18; Апок. 21:4), то мы можем спокойно идти на встречу своих страданий и даже « хвалимся и скорбями » (Рим. 5:3). Святое призвание христиан уподобляться в своих страданиях Иисусу Христу « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет .» и т. д. (32–34). Господь наш Иисус Христос, грядущий на вольные страдания в Иерусалим, служит для нас примером, которому мы должны подражать (1 Пет. 2:21). 1. В терпении и любви к людям. а) Иисус Христос « не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Пет. 2:22). Невинность и благость сопровождали все Его поступки, которыми Он никого не оскорбил и не обидел. Однако же, Он был предан оплеваниям, заушениям и самой смерти. Как справедливо было бы, если бы Он возмутился чувством негодования против своих убийц!.. Но Он показал величайшее терпение и смирение. Будучи « злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2:23).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010