Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жители Лаодикии были очень богаты. Тацит говорит, что, когда Лаодикия в 62 году по Р. X. была разрушена землетрясением, жители ее отказались от помощи римского правительства и сами восстановили свой город с прежним великолепием. Но наконец все сокровища лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от повторенных ударов гнева небесного. Земля поглотила в последний раз в конце IV века почти весь город, и он уже не восстал более. Источником благосостояния и богатства жителей были: а) замечательное плодородие почвы, б) производство шерстяных изделий, которые славились даже более, чем шерстяные ткани Милета; – затем: ремесла, банкирские операции и торговля. Неудивительно при этих условиях, что господствующим культом в городе был культ золотого тельца, и что в нем было много еврейских колонистов. – Церковь была основана в Лаодикии в век апостольский. Основателем церкви в Лаодикии почитают Епафраса ( Кол.1:7, 4, 12 ). По постановлениям апостольским первым епископом Лаодикии был Архипп (7, 46). Ап. Павел писал сюда особое послание ( Кол.4:13, 15, 16 ), которое до нас не сохранилось. Но в западных церквах сохранился апокриф с именем послания к Лаодикийцам, состоящий из выдержек подлинных посланий ап. Павла к Колосаям и Филиппийцам. В 13 ст. этого послания есть, впрочем, намек и на особенные качества лаодикийцев: автор предостерегает христиан Лаодикии от корыстолюбия и постыдного прибытка. На те же недостатки лаодикийцев указывается в обращении к Лаодикийской церкви в апокалипсисе: «Ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду. чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Апок.3:17, 18 ). В III-м веке в Лаодикии господствовала ересь монтанистов и по поводу их был собор, не позже 325 года. А немного позднее (между 367 и З74 годами) был в Лаодикии знаменитый поместный собор, издавший 60 правил, касающихся преимущественно обрядов церковных и жизни клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Затем 9-й стих читается: если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше. Что же за свидетельство Божье, если не свидетельство Отца и Сына и Святого Духа, упоминаемое в 7 стихе? Не говорим уже о том, что самое содержание этого стиха вполне приличествует святому Апостолу Иоанну и относится, так сказать, к числу его особенностей: ибо он один называет Сына Божия Словом ( Иоан. 1:1 ; Апок. 19:13 ), и упоминает о всех трех свидетелях: Отце, Сыне ( Иоан. 8:18 ) и Святом Духе (15:26). д) Наконец, не забудем, что в вопросе о подлинности или не подлинности какого-либо места Библии верховным судьей может быть только Святая Церковь , как уполномоченная на всегдашнее хранение слова Божия самим Спасителем и как предохраняемая Духом Святым от всякого заблуждения в деле веры. А вся Православная Церковь признавала и признает подлинным рассматриваемый нами текст послания Иоаннова, который и предлагает для всенародного употребления своим чадам. 475 Вот главнейшее основание, почему и мы признаем и должны призна­вать подлинность этого места! II. Из мест второго рода , т.е. свидетельствующих преиму­щественно о действительной личности Божеских Лиц, одни показывают личность и раздельность всех трех Лиц вместе, а другие, в частности, изображают или личность Отца, или личность Сына, или личность Святого Духа. 1) Все три Лица Божества вместе представляются как Лица действительные и отдельные одно от другого: а) в Евангельском сказании о Богоявлении: и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Матф. 3:16–17 ; Марк. 1:10–11 ; Лук. 3:21–22 ). Здесь, очевидно, различаются, как Лица: Отец, свидетельствующий с небес о Сыне; Сын, крестившийся от Иоанна во Иордане, и Дух Святой, нисходящий на Сына телесным образом, как го­лубь. 476 б) в словах святого Апостола Павла к Коринфянам: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия». Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи». Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников! « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » (ст.31, 32). Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю « в образе раба », чтобы « взыскать и спасти погибшее » (Лук. 19:10). Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10). 1. Страшно для грешников. а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Мар. 13:24–27; 1Фесс. 4:16–17; Мат. 24:30 ) и станет судить живых и мертвых. Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут « все народы », начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся « все » наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12; 1Кор. 4:5; Иуд. 1:14–15; Лук. 12:2 ). Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6), без лицеприятия (Рим. 2:11; 1 Пет. 1:17 ). Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30 ), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14). б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников. Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Под Сидящим на облаке святой Андрей и большинство толкователей понимали Господа Иисуса Христа. При Вознесении апостолы видели, как облако взяло Христа, и слышали от Ангелов: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9–11). Также и в других местах Священного Писания говорится, что Христос придет с облаками (Апок. 1, 7; Мф. 24, 30 и др.).  Кроме того, можно указать на видение Христа пророком Даниилом: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий» (Дан. 7, 13–14).  О символике облака см. комм. на 1, 7. «в руке его острый серп» – серп иногда означает в Библии Божий Суд. В описании Страшного суда пророком Иоилем Господь говорит: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоиль 3, 12–13). Также и в Евангелии говорит: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). 15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. «другой» – не из тех трех, которые упомянуты ранее. «из храма» – имеется в виду небесный храм, уже виденный ранее святым Иоанном. «жатва на земле созрела» – под жатвой следует понимать кончину века, когда, в соответствии с притчей о плевелах сельных,  на земле созреет и достигнет полноты как добро, так и зло, и настанет время отделить одно от другого. О том, что это время уже настало, и возвещает Ангел. 133 133 Существует мнение, что Бог для того и попускает испытание людей антихристовым царством, чтобы окончательно отделились любящие Бога и истину от любящих ложь и дела диавола. 16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Можно предположить, что речь в этом стихе идет не о жатве грешников, но только праведников: их жнет и собирает к Себе Сам Христос.  17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Потому псалмопевец и призывает все созданные твари, небесные и земные, словесные и бессловесные, одушевленные и неодушевленные,— прославлять Бога, Творца своего: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его; хвалите Его, все Силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес. Хвалите Господа от земли, змии и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие слово Его; горы и все холмы, древа плодоносные и все кедры; звери и все скоты, пресмыкающиеся и птицы пернатые; цари земные и все люди, князи и все судии земные; юноши и девы, старцы с отроками (Пс. 148, 1—4, 7—12). В Апокалипсисе также читаем, что Господу, сидящему на небесном престоле, всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, воздает благословение, и честь, и славу, и поклонение во веки веков (Апок. 5, 13). Если Господа славят и служат Ему все твари, даже бездушные и бессловесные, как же не славословить Господа человеку, Божьему творению, разумному, словесному и облагодетельствованному Им в высочайшей степени, человеку, которому Сам Сын Божий послужил Своим вочеловечением и устроением его вечного спасения? О непременной обязанности христиан прославлять Бога всеми силами души и телесной чистотой св. апостол Павел писал в Послании к коринфянам: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20). И Сам Господь наш Иисус Христос, заповедуя творить добро, целью всей христианской нравственности поставил единственно славу Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16),— и, наставляя учеников Своих, как должно молиться, прежде всего заповедал говорить так: «Отче наш, да святится имя Твое». И Сам Он явил нам пример того, как прославлять Бога, совершив по воле Отца Своего дело спасения человеческого. Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 13, 31; 17, 4). Все от века благоугодившие Богу находили высокое блаженство в славословии Господа. Блажени живущии в доме Твоем: в веки веков восхвалят Тебя,— свидетеяльствует пророк Давид (Пс. 83, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

11:15—19)     Ф.Яковлев. «Апостолы»     «И седмый Ангел воструби и быша гласи велицы на небесех глаголюще: бысть цар­ство мира, Господа нашего, и Христа Его, и воцарится во веки веков. И двадесят и четыре старцы пред Богом сидящыя на престолех своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: Хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогнева­шася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабом Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити по­смраждшия землю» (Апок. 11:15—18).    Когда раздастся звук трубы седьмого ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось Цар­ством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь гово­рится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа бу­дут повержены в подножие ног Его (Евр.10:13). Впрочем, в вышеприве­денных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу апокалипсического писания.    Царство Господа Бога и Христа Его всегда было от вечности, есть и все­гда будет бесконечно. А было время, когда, по неисповедимому Его попуще­нию, расширялось на земле царство тьмы. Мятежные грешники забыли сво­его Царя и царские почести воздавали не Творцу, а тварям. Для разрушения этого царства мрачного пришел в мир Спаситель; это уже и было началом другого царства на земле. Сию светлую и отрадную истину предварительно исповедовал в поучениях своих иудейскому народу свыше вдохновенный Креститель: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф.3:2); и потом изрекли же уста Самого Иисуса Христа (Мф.4:17). Но непостижимая воля Господа Бога Вседержителя была такова, чтобы Сын Божий, Царь от веч­ности, пришедший в мир Царем, покорил Себе царство земное, и покорил не силою Своего могущества, а смирением, уничижением, великодушным перенесением бесславия, претерпением страданий и поражений мучитель­ной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

11. И из вас такими когда-то некоторые были, но омылись, освятились и оправдались. Итак, да не возобновляется это снова в вас. 12. Все мне можно употреблять в пищу, но никто из-за яств да не властвует надо мною. 13. Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит. Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем; и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем. 14. Бог же, Который Господа из мертвых воскресил, также и нас с ним воскресит силою Своею, то есть чрез Христа Своего. 15. Не знаете, что тела ваши члены суть Христовы, кои Он искупил и в кои вселился? Итак, взяв члены, в кои Христос вселился, соделаем ли телом блуда? 16. Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом (Быт.2:24). 17. Но когда соединяемся с Господом нашим, один дух бываем. 18. Будем бегать блуда. Всякий грех, какой совершит человек, хотя бы и подвергал его второй смерти (Апок.2:11; 20:6.14), однако же вне тела его есть. Так, кто убивает и ворует, тот нимало, конечно, не соединяется чрез убийство, или воровство (с тем или другим человеком). Но кто блудит, у того не только ум (душа) прилепляется к встретившейся ему женщине, но соединяется также и тело его, почему и сказано было: будут двое плотью одной. Итак, блудящий против тела своего грешит, ибо тот, кто не задолго пред тем был членом Христа, чрез блуд делается членом блуда. 19. Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши члены суть Христовы, - а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши храм суть Духа Святого, Который обитает в вас, - дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23). 20. Когда, говорит, сохраните ваши тела от всякой нечистоты, - то прославьте Бога, Который обитает в телах ваших. Глава VII

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/892/...

1409 Феофан Затворник на 1Кор.5:10. 1410 Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5). 1411 Феофан Затворник на 2Кор.5(вкл. цитату из Златоуста). 1412 Апок.21:5 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1413 Апостол Павел пишет в Колоссы о Христе, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»: 1414 В Молитвах о оглашенных. 1415 В последовании среды первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1416 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 13, 1. Т. 1. С. 443. 1417 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 463—464. 1418 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 464. 1419 Феофилакт Болгарский на Лк.12:4—7. 1420 Сараффия (церк.-слав. Сарафϑия) — Сарептская вдовица, жительница Сарепты Сидонской, города, который по-еврейски назывался Царфата, в переводе семидесяти толковников — Σαρεπτα, в Вульгате — Sarephta, у Иосифа Флавия — Σαρεφϑα (по современным правилам транслитерации греческая буква φ [фи] передается в латинице как ph , в кириллице как п ; буква ϑ [фита] — соответственно, как th и ф ; в славянской транслитерации греческого текста для φ употреблялся ф [ферт], а ϑ оставалась фитой — ϑ , которая в произношении давала звук [ ф ]; новейшие издания церковнославянского текста следуют за переводом LXX и используют транслитерацию «Сарепта»; преподобный же Андрей, а за ним — и славянский переводчик Великого канона идут вослед Флавия, как и древнейшие отечественные печатные издания: в Острожской Библии Ивана Федорова, отпечатанной в 1581 г. на основе рукописи Геннадиевной Библии, а также в Библии издания Московского печатного двора 1663 г. написано «Сареϑта»), Как сообщают комментаторы «Новой толковой Библии» (на 3Цар.17:8—9), этот старый финикийский город находился между Тиром и Сидоном, примерно в 15 километрах от последнего; «теперь — деревня Сарафанд» (из этого топонима, кстати, становится понятным появление второй буквы «а» в слове «Сар a фϑия»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010