В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Все сказанное утверждает нас в той мысли, что Церковь Божия создана и устроена для того, чтобы спасти людей от грехов их, научить их истинной и правой вере, освятить их благодатью Духа Святаго в таинствах и воспитать их для будущей вечной жизни и Царствия небесного. Все в Церкви Божией устроено к созиданию Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:12–13 ). Но сердцем мы глубоко чувствуем и опытом дознаем, что познание Сына Божия и достижение наше в меру возраста исполнения Христова совершается нами с большими искушениями в мыслях, частыми падениями воли, – одним словом, – с борьбой. Потому-то и Церковь земная называется воинствующею, борющеюся. Воинствует она, борется за Царство небесное, за будущую загробную блаженную жизнь, за вечное соединение со Христом. Имеет она желание разрешиться и со Христом быть ( Флп.1:23 ), – не имеет она здесь пребывающего града, но грядущего ищет ( Евр.13:14 ); истинное житие свое ищет на небесах, откуда и ждет своего Спасителя ( Флп.3:20 ). А потому блаженны мертвые, умирающие в Господе! Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Апок.14:13 ). Они уже кончили свое поприще, течение скончали, веру соблюли и им готовится венец славы ( 2Тим.4:7–8 ). Они приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, – к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22–23 ). Эта Церковь есть Церковь уже торжествующая свою победу над грехом и смертью, – Церковь вечной славы и вечного блаженства. К этой-то Церкви, к этому Царствию небесному мы и стремимся, – ее-то мы и ищем – молитвою, любовью и добрыми подвигами в исполнении заповедей Господа. И наши усилия, по Слову Божию, не напрасны. Все умершие о Господе не умерли, ибо Бог наш не Бог мертвых, но Бог живых ( Лк.20:38 ). Все живы! Жив Господь Бог наш, Который дал нам такую жизнь и обещал ее нам, когда установил великое таинство причащения Тела и Крови Его, говоря, что Он воскресит в последний день ( Ин.6:54–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По всем этим и подобным качествам — это сыны проклятия (Ин. 17:12; Пс. 108:17; Еф. 2:2): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.).     15Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.    15—16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38; 25, 1 и далее; 31, 16; Апок. 2:14). — Оставив прямой, или правый, путь: это — путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним (Бьгг. 18, 19), путем мира (Рим. 3:17), путем премудрости (Притч. 4:11), путем жизни (Притч. 10:17), путем спасения (Деян. 16:17). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно — идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. — История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. — Сына Восорова: по древнему произношению и чтению — Всорова. — Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму (Числ. 22:7), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сохраняя неповрежденным свидетельство совести и показуя пламень любви к Искупителю в добрых делах, будем надеяться на получение вечных благ, и щедрот Божиих; и воздадим поклонение Пресвятой Троице ныне и присно и во веки веков». Глава XIII. Знамения, имеющие быть по убиении антихриста До сих пор мы говорили о знамениях предваряющих и совокупных пришествию антихриста. В настоящей главе мы намерены кратко рассмотреть некоторые из множества знамений, имеющих последовать по исчезновении антихриста. Они суть следующие: а) помрачение солнца и луны; б) падение звезд; в) движение сил небесных; г) обновление твари и очищение огнем, и д) воскресение мертвых. 1. Помрачение светил небесных – солнца и луны О действительности сего знамения мы находим указания в следующих местах Священного Писания: а) У пророка Иоиля: и покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный ( Иоиль.2:30–31 ), Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой ( Иоиль.3:15 ). б) у пророка Исаии: звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим ( Ис.13:10 ); в) у пророка Иезекииля: И когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорить Господь Бог ( Иез.32:7–8 ); г) у Евангелиста Матфея: и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ); д) у Иоанна Богослова: произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь ( Апок.6:12 ). Если сравнить бытие мира с человеческой жизнью, то нельзя не заметить их большого сходства. Ибо как одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти человека служит омрачение глаз или слепота, так и помрачение солнца и луны – этих мировых очес – ясно указывает на недалекую кончину престарелого мира; как при смерти владыки дома домашние его неутешно плачут, теряются, оставляют светлые одежды и заменяют их черными, так и при кончине мира вся тварь будет в сильном смятении, а светила небесные, лишась лучезарного сияния, оденутся как бы погребальным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Ст. 7. И наполнилась земля его серебром и золотом и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями и нет числа колесницам его. Это второй порок Иудеев: любостяжание, скупость, надежда на богатство и человеческие силы, а не на Бога. Из обличения Пророка видно, что Иудеи с жадностью собирали себе сокровища, и притом неправедными средствами; заготовляли коней и колесницы для военных действий и на них надеялись, а не на Бога. 3) Идолослужение Ст. 8. И наполнилась земля его идолами; они покланяются делу рук своих – тому, что сделали персты их. Во времена Озии не было публичного идолослужения; потому здесь разумеются идолы – боги домашние, которых Иудеи почитали, как хранителей дома. В) Строгий суд, которым Бог накажет этих гордых идолослужителей 1) Общее предложение Ст. 9. И преклонился человек и унизился муж; и Ты не простить их. Пророк, обращаясь к Богу, говорит, что нечестивые Иудеи не останутся без наказания. Все – и простые люди будут посрамлены, и знатные мужи будут унижены, наказаны. 2) Изложение, или пояснение суда Божия аа) Предисловие – о тяжести суда Ст. 10. Иди в скалу, и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Здесь Пророк показывает, что суд Божий на Иудеев будет столь грозен и так блистательно проявятся в нем величие и слава Божии, невыносимые для взоров смертных ( Суд.13:22 ), особенно для грешников ( Ис.33:14 ), что от страха принуждены будут скрываться в скалы и пещеры, чтобы не погибнуть от блеска величия и славы Божией. Эти метафорические выражения в изображении суда Божия, показывающие высший степень страха, Пророк заимствовал из истории Пророков Моисея и Илии ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). Если и святые Пророки не могли сносить явления славы Божией: то что будет с нечестивыми, презрителями Бога и Его Закона ( Апок.6:16 )? Ст. 11. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господ будет высок в тот день, т. е. Иудеи – гордые презрители закона Божия судом Божиим будут низвержены с высоты достоинства и посрамлены за свои пороки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

(Ст. 9–14). Ведь как Христос воскрес из мертвых и уже не умирает, поскольку претерпел должную смерть в воздаяние за наш грех, и кто ожил, тот живет во век, — так и вы, которые умерли греху, — да не царствует более грех в вашем смертном теле, но представьте себя Богу, как из мертвых живущих. Ведь если члены ваши были орудиями правды Богу, то ясно что грех уже не будет владычествовать [(слав.: да не обладает)] над вами, ибо вы не под законом находитесь, то есть под наказанием закона. (Ст. 15–16). Поистине неприлично нам, когда отнят от нас страх закона и мы под благодатию находимся, снова грешить и совершать преступления. Как можем получать оправдание, так легко нам и грешить: потому что кому представляете себя рабами в послушание, рабы есть того; кому повинуетесь — или греха к смерти или послушания к правде? (Ст. 17). И если вы были рабами греха, то теперь стали послушно служить делами вашими, ибо образ учения дан вам. (Ст. 18–19). Итак, поелику освободились вы от греха и поработились праведности, то остерегайтесь, — говорю (это) в виду (ради) немощи плоти вашей, — да не восстанут на вас (грехи) и победят вас. Итак, как представляли вы плоть свою, как бы орудие рабствовать нечистоте, то есть пустым прикрасам, объедению и похоти, так ныне представьте плоть свою постам, молитвам и воздержанию, чтобы сделаться вам рабами праведности и святости. (Ст. 20). Когда рабами были вы греха, свободны были от (лишены) дел праведности, потому что не в состоянии были угождать обоим, и повиновались одному только греху. (Ст. 21). Какой же тогда был плод дел ваших, кроме того, чего ныне стыдитесь? — ибо они в награду принесли нам стыд, а как конец их опять получается смерть вторая (Апок. 2:11. 20:14. 21: 8). (Ст. 22). Теперь же, так как освободились вы от греха и благодатью стали рабами праведности, приносите плод Тому, Кого конец есть жизнь вечная. (Ст. 23). Ибо дань греха смерть есть, — дары же, которые даны нам чрез Господа нашего, будут к жизни вечной.   Глава 7 (Ст. 1–4). Ведь (ибо) как замужняя женщина привязана к закону мужа своего, пока жив муж, если же умрет муж ее, она освобождена от закона мужа (то есть брак с умершим мужем считается уничтоженным), так что вольна выходить за кого угодно; так и вы умерщвлены были для закона чрез Тело Господа нашего, Которое приняли, — и достойно и праведно, чтобы вы принадлежали Тому, Кто нисшел к мертвым ради нас, и восшел, чтобы во время пришествия Своего принести вас Богу, как плод святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Во-вторых, в Апокалипсисе представляются и притом с наглядно ясным и прямым обозначением, с одной стороны – остаток верующих из 12-ти колен Израильских в определенном числе 66 и потом неисчислимое множество победоносных страдальцев христовых, с пальмовыми ветвями, из всякого народа ( Апок.7 ), а с другой ( Апок.8,9 ), исправительные казни над враждебными церкви идолопоклонниками ( Апок.9:20–21 ) 67 , последовательно совершающиеся под ангельскими распоряжениями, вызванными чрез молитвы святых ( Апок.7:1–6 ). Эти казни открываются 68 и над землею гражданского устройства ( Апок.8:7 ), и над морем движений общественной жизни ( Апок.8:9 ), далее в отравлении горечью даже речных и источниковых вод – всего того, что должно было бы служить к освежению жизни и освобождению духа ( Апок.10:11 ), в упадке и самого просвещения – в этом Апокалипсическом затмении третьей части света в светилах ( Апок.12 ), потом чрез вооруженную, язвящую людей, саранчу военного мучительного своенравия ( Апок.9:1–12 ), наконец чрез губительство страшно смертоносных общественных бедствий, составляющих как бы несметное конное войско, смертоносное для целой трети всего языческого народонаселения ( Апок.9:13–21 ). Зрелищем таких судеб, и в этом самом их порядке, события явили именно Греко-Римскую языческую Империю, гнавшую христиан в продолжении первых 3-х веков, но за то расстроивавшуюся в своих распорядках и жизни общественной, отравляемую горечью общественного недовольства (выражавшегося особенно в тогдашней литературе), упадавшую и в просвещении, томимую военным беспримерным деспотизмом, и к концу этого периода подвергавшуюся страшным заразам и голоду, междоусобным и внешним войнам, от которых погибло, по гадательному соображению Гиббона, до половины всего человеческого рода. Весьма примечательно, что в Апокалипсисе, изображающем такие казни над враждебным церкви язычеством, обозначена некоторая остановка этих казней, именно над землею порядков и морем жизни общественной, для удобства запечатления рабов Божиих ангелом, идущим с печатью Бога живого от востока, т. е., вообще в видах утверждения и ограждения новонасажденного, распространявшегося от востока к западу, христианства ( Апок.7:1–3 ). История, действительно, с удивлением отмечает необыкновенное явление, во втором веке по Р. X., целого ряда достойнейших Римских Императоров (от добродушного Нервы до мудрого Марка Аврелия), которые только личным своим достоинством успели остановить начавшееся еще до них и с силою продолжавшееся после них разложение Империи. Апокалипсис объясняет тайну этого явления тем, что общественное спокойствие и благоустройство нужны были тогда ради запечатления рабов Бога живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

по Пятидесятнице начинаются и идут по порядку Павловы послания, прерываемые в 5 Нед. из 1 Пет., чтением летнего поста 4 времен; Евангелия следуют тоже в порядке, хотя ином, чем в Восточной Церкви: сначала Лука с перерывами до 16 Нед., а там без перерывов Матфей (до Адвента); перерывы (в 5, 7 и 14 Нед. Мф., в 6 и 11 Мк.) объясняются особыми памятями: так, в Нед. 6 Мк. 8:1-9, может быть, ввиду происходящей тогда жатвы; в 9 Нед. Лк. 19:41-48 объясняется исторической датой 10 августа - разрушение Иерусалима. С недель по Богоявлении начинается опять ряд Павловых посланий ввиду древнего обычая начинать отсюда их чтение. Чтения Четыредесятницы приноровлены к древнему обычаю оглашения в ее дни: чтения 1—3 недель готовят к обряду отрицания сатаны и заклинания (Неделя 3 называлась нед. отрицания и заклинания, abrenuntio, exorcismus), а чтения 4—6 к обряду сочетания со Христом (addictio, sponsio). Усматривают также в римской системе чтений принцип двух половин года: зимней, праздничной, периода дарования благодати, и летней, будничной, периода усвоения последней: semestre Domini et semestre ecclesiae.     Нед. Пасхи_гал. 1 Кор. 15:1-11, Лк. 24:1-12; исп. Апок. 1:1-8. Деян. 2:14-30; Ин. 20:1-8.     Нед. 2 по Пасхе_гал. Ис. 61:1-7, 1 Кор. 15:12-18; исп. Апок. 5:1-13; Деян. 13:26-39.     3_ – исп. Апок. 13:1-9; Деян. 4:5-12; Ин. 5:1-18.     4_ – исп. Апок. 14:1-7; Деян. 14:13-22; Ин. 4:45-54.     5_гал. – Лк. 16:19-31; исп. Апок. 19:11-16, Деян. 4:23-31, Лк. 8:40-9, 2.     6_гал. - Деян. 16:19-36, Мк. 7:31-37; исп. Апок. 22:1-5, Деян. 5:12-32, Мк. 2:13-22.     7_гал. - Деян. 18:22-19, 12, Ин. 17:1-26; исп. Апок. 7:9-12, Деян. 14:7-16, Мк. 9:13-28.     50-ца_гал. Иоиль. 2:21-32; далее, как ныне; исп. Апок 22:6-17; д., как ныне. Армянская система чтений    Наиболее выдержан принцип непрерывного чтения в Армянской Церкви. Исключая праздники, имеющие свои чтения, и воскресенья с особыми памятями, как Нед. Пасхи, 2 Нед. Пятидесятницы и все Нед. Четыредесятницы, чтения здесь идут в порядке Библии (с пропуском праздничных чтений и очень редко менее важных мест) по воскресеньям, средам и пятницам, а в праздничные недели (все недели Пятидесятницы и 2 после нее, нед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее, по Апокалипсису, на горе Сионе является Агнец со ста сорока четырьмя тысячами своих избранных, поющих торжественную песнь ( Апок.14:1 и сл.); а этим самым числом выше в Апокалипсисе означен избранный остаток верующих иудеев при первоначальном распространении христианства, когда вместо ветхозаветного Израиля, в большинстве своем неверующего, собирался и размножался новый Божий народ христиан (см. Апок.7 ); подобно как некогда размножался древний Израиль во время четырехсотлетнего ( Быт.14:13 ) пребывания своего в Египте: совокупляя все это, по внутренней связи всего этого и единству действующей во всем том Христовой благодати, в одно благодатное явление, 3-я книга Ездры и говорит, что Господь «Иисус явится с теми, которые с Ним, и этот остаток будет наслаждаться четыреста лет», когда т. е. большинство и христианского мира окажется неверным и нужно будет вновь собирать и размножать благодатный Божий народ. Потом, в Апокалипсисе ( Апок.15,16 ), изображается суд Божий над отступническими неверностями мира христианского, состоящий в семи язвах, следующих одна за другою, подобно как прежде в суде над язычеством совершилось семь же последовательных казней ( Апок.8,9 ); такой суд не только падает на неверных Христу, но подъемлется, без сомнения, и верными по сообщничеству или участию их в Агнчем, победоносном над злом, самопожертвовании до смерти за виноватых ( Апок.17:14 ): так и исполняется сказанное в 3-й книге Ездры, что, после наслаждения со Христом остатка верных, «умрет Христос и все люди, имеющие дыхание», что такая сила смерти Христовой будет действовать, со своею небесною тишиною, на целые семь дней, подобно как это было в прежних судах. Семью последними язвами, по Апокалипсису, и оканчивается ярость Божия на неверности христианского мира, так что далее следует низложение одного за другим многовековых враждебных преобладаний над верою (см. Апок.18 – 20:6 ), увенчиваясь, так называемым, первым воскресением, или оживлением в христианском мире всего, убитого или забитого прежде, и судом над прежними неправдами: так, и по 3-й книге Ездры, «после семи дней возбудится мир...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Так напр. вышесказанное время названо часом: «последняя година (час, ρα) есть» (1 Иоан. 2:18), — днем: «се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2 ср. Ис. 49:8), — и годом, как напр. у Исаии: «нарещи (praedicare, проповедати) лето Господне приятно» (Ис. 61, 2 ср. Лук. 4:19). Потому что не то только лето было приятно, в которое проповедывал Господь, но и то, которому Он проповедывал, по сказанному: «во время приятно послушах тебе» (Ис. 49:8), и так поясненному апостолом: «се ныне время благоприятно» (2 Кор. 6:2). Присоединил, напоследок, и конец этого лета, т. е. суда, говоря: «нарещи (проповедати) лето Господне приятно, и день воздаяния» (Ис. 61:2). И Давид: «благослови, — говорит, — венец лета благости Твоея» (Псал. 64:12). Иногда час, день и месяц суть год, как напр. в Апокалипсисе: «уготованы на час и день и месяц и лето» (Апок. 9:15), то есть на три года с половиною. Там же, месяцы вместо годов: «дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей» (Апок. 9:5). Иногда дни в десятеричном числе означают, каждый, 100 дней. Как напр. в Апокалипсисе: «дний тысящу двесте и шестьдесят» (Апок. 11:3); ибо тысяча двести шестьдесят раз сто составляет сто двадцать шесть тысяч дней, то есть триста пятьдесят лет, полагая в месяце тридцать дней. Там же, один месяц в десятеричном числе означает 100 месяцев, напр. «град святый поперут четыредесять и два месяцы» (Апок. 11:2). Ибо сорок два — на сто, будет 4200 месяцев, то есть триста пятьдесят лет. «Время» есть или год или сто лет: яко... «время, и... времена, и... пол времене» (Дан. 12:7. ср. 7, 25), то есть, или три года с половиною или 350 лет. Точно также один день означает иногда сто лет. Так напр. о Церкви написано: (лежать во граде, jacere in ciuitate), «идеже и Господь наш (его) распят бысть... и по трех днех и пол» (Апок. 11:8, 11). Или: надлежит сыну человеческому идти в Иерусалим, и многое потерпеть от старейшин и архиереев и книжников, и быть умерщвленным, и после трех дней воскреснуть (Матф. 20:18—19; Мк. 10:33—34; Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010