Конечно, для существа Церкви «дела Божии, являемые на человеках», действенны только в служебном отношении, так как существо Церкви – в ее Богоучрежденности, т. е. существо Церкви есть всецело в Боге, в откровении Бога по Его существу (οσ) для благодатного обожествления разумно-свободных сотворенных Богом существ, пребывших в союзе с Ним и в единении, тоже, понятно, должно сказать и относительно природы (σις) Церкви, так как и природу Церкви, в силу ее существа, составляют Божественные начала, благодатно приобщающие «естеству Божественному» естество духовно-нравственных существ, в данном случае – человеков, пребывших верными Богу и находящихся в союзе и единении с Ним, как с Богом-Спасителем. В сем отношении, т. е. в отношении как существа Церкви, так и ее природы, для рода человеческого, в падшем его состоянии, Церковь суща и жива только в лице Богочеловека, как Бога-Спасителя; в сем же отношении и «вся полнота Церкви» только в Нем, как в Боге-Спасителе ( Кол.2:9 ; Ин.1:16 ). Не то однако значение «дел Божиих, являемых на человеках» в отношении к Истории Церкви в роде человеческом: здесь, т. е. в данном отношении человеческая сторона, приобщаемая «благодатно Божественному естеству» в Церкви Божией, составляет уже собою отдельную, индивидуальную, свою личную сущность, могущую и долженствующую определять себя лично, в силу и по причине личного своего самосознания и на основе склонения личной своей воли, по моменту ее в себе самой абсолютного самоизволения, в том, что принадлежит Церкви Божией, как «скинии Бога с человеками». А потому для истории Церкви Божией в сынах человеческих и для истории самих сынов человеческих, по отношению «вхождения их в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ), «дела Божии, являемые на человеках», составляют собою то в обширном смысле «свидетельство» о Боге-Спасителе, о котором, как о совместном с «свидетельством Св. Духа», – говорит Иисус Христос Своим Ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, – говорит Иисус Христос Апостолам, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мной» ( Ин.15:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Конечно, невидимого Главу – Христа, с мнимою видимою Главою – папою, нельзя и сравнивать, что понятно всякому. Но также всякому должно быть понятно и то, что если никакой папа не может быть сравниваем со Христом, как всеобщим Главою Церкви, то не должно и приписывать Римскому епископу то, что принадлежит Христу, как полному и совершеннейшему Образу той Главы, которая должна быть у тела Церкви как организма,,объемлющего не только людей верующих всех времен и народностей, начиная с праотцев, пророков и апостолов, но и ангелов и архангелов. Изображая превосходство церкви Христовой перед ветхозаветной, св. ап. Павел писал к христианам из евреев: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первородных, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Вот каков состав тела церкви, Глава которой – Христос. Только нечто совершенно новое может составлять здесь то, или другое отдельное лицо, входящее в состав живого тела или здания, все более и более возрастающего со скреплением к составу камней, не изменяющих ни основания его (краеугольного камня), ни существа тех живительных сил, которыми укрепляется, или держится все здание вселенской церкви. Главенство Христово по отношению к церкви как телу, вполне соответственно этому духовному телу, и этой священной Главе. Оно непосредственное, так как Христос живет с Церковью , пребывая в ней, и подавая и разделяя с нею жизнь, как глава разделяет жизнь с телом. И как без главы невозможна жизнь тела, так невозможна жизнь Церкви без Христа, рекшего: «Без Мене не можете творити ничего же» ( Ин.15:5 ). И это будет вековечно, доколе Бог будет всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ), ибо «Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими» (Ibid., ст. 25). Итак, Христос есть Основатель Церкви и Глава ее, и даже Царь, ибо Церковь есть царство Божие. Но так как это царство духовное, таинственное, то и главенство Христово священно-таинственное, которое посему ап. Павел изображает под видом таинственной и святой любви Христа к Церкви, говоря: «Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» ( Еф.5:24 ). Сам И. Христос сказал: «Царство Мое несть от мира сего» ( Ин.18:36 ). Значит и Он признавал Свое главенство в церкви. И однако нигде Он не сказал, что Его Царство должно быть в виде громадного и политического учреждения с видимою главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Нет места для права в человеческих отношениях между теми, кто могут, ставши в Церкви через усыновление сыновьями Божьими, повторить за ап. Павлом: «и уже не я живу, а живет во мне Христос». Христос живет во всех и в каждом, т. к. все – Его тело. Он живет в Церкви, а может ли право регулировать жизнь Христа? Этот вопрос может показаться почти что кощунственным, но, признавая право в Церкви, мы не замечаем, что ставим его каждый раз. «Господь есть Дух» ( II Kop. 3,17 ). Признание права есть отказ от даров Духа. Признание права есть возвращение к закону, который Христос «пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2,14–15 ). Оно есть возвращение под власть этих сил и непризнание смерти Христа. «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Если нет нужды в праве в Церкви для охранения личности от недолжного расширения других личностей, то еще менее есть нужда в праве для охранения личности от Церкви. Этот вопрос не может быть даже поставлен, т. к. Церковь , творя личность, не может одновременно в какой бы то ни было степени покушаться на нее. Как личность, живет христианин в Церкви: как личность, он в нее вступает и, как личность, он в ней пребывает. К человеческому лицу, неповторимому и незаменимому никем другим, обращается Церковь , а не к массе или толпе. В Церкви личность не противополагается другой личности и Церкви, т. к. рядом с нею всегда стоят другие члены Церкви, без которых ее существование невозможно. Отдельное «я» всегда включено в Церкви в «мы», без которого нет «я», но «мы не есть конгломерат отдельных «я», а сама Церковь, как тело Христово. Человеческая личность, стремящаяся к слиянию своей жизни с другими личностями «во Христе Иисусе», и человеческая личность, обращенная в робота, – такова предельная антитеза Церкви и государства в его тоталитарной форме. И то, и другое в конечном счете отменяет право, но Церковь отменяет право только для себя и в себе самой, а не для эмпирической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Ничто так не расстраивало сердце Апостола, как отсутствие единства и любви между членами Церкви: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», — пишет он с душевной болью Галатам (Галат. 5, 15). Поэтому, обращаясь к Коринфянам, просит «именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). И, увидев, что верующие в Коринфе были разделены по группам, восклицает с болью: «разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13). В самом деле, для Апостола Павла раскол в Церкви настолько ужасен и отвратителен, насколько разделение самого Христа. Потому что для Апостола Церковь есть «тело Христово», она сам Христос. «И вы — тело Христово, а порознь — члены», — пишет он Коринфянам (1 Кор. 12, 27). Известно, с какой твердостью Павел настаивал на определение Церкви как «тела Христова», которое он подробно разъясняет в двенадцатой главе первого Послания Коринфянам. Этот образ имеет не метафорическое содержание, а онтологическое. Раскол в Церкви разделяет самого Христа, и это настолько ужасно и отвратительно, что, согласно святому Златоусту, трактовавшему Павла, даже мучение не способно искупить грех того, кто это причиняет и настаивает на нем. Следовательно, мы можем спросить себя: что сказал бы сегодня Павел, если бы он увидел то безразличие, с которым многие из наших современников относятся к восстановлению единства Церкви? Конечно, он резко осудил бы их, и точно так же он поступил бы и со всеми нами, которые терпят и проявляют халатность к различным расколам и разделениям, апеллируя к имени Христа или даже к самому Православию. Невозможно проявлять уважение к Апостолу Павлу, не борясь за единство Церкви. 6. Такую же борьбу за единство Церкви вел и сам Павел, желая провести мост через пропасть, разделившую жидовствующих христиан из иудеев и из язычников. Как известно, между церквами, учрежденными Павлом среди язычников, и Церковью Иерусалима существовали разногласия, которые создавали серьезную угрозу для первой Церкви. Эти различия были связаны с соблюдением или несоблюдением норм Закона Моисеева, а особенно –соблюдение или несоблюдение обрезания для христиан из язычников. Позиция Павла по этому вопросу особо поучительная. В этой позиции мы можем различить первые семена практики Церкви, которая затем стала известна в каноническом праве нашей Православной Церкви как икономия. Закон, а позднее Святые Каноны, должны уважаться, однако они не могут не принимать во внимание человека, для которого, так или иначе, и была создана Суббота (другими словами, Закон), согласно известной фразе Господа (Мк. 2, 27). На этой мысли, выражая дух Господень, настаивал Павел, указывая на путь «икономии», чтобы не нарушать единство Церкви наложением на плечи слабых невыносимого груза.

http://e-vestnik.ru/world/svyatejshij_pa...

Но и способ, с помощью которого Апостол Павел добивался в то время сохранения единства Церкви, довольно поучителен. Решение было найдено посредством инициативы Павла для созыва Иерусалимского Собора, так называемого Апостольского Собора, с помощью которого в итоге было сохранено единства Церкви (Деян. 15). Итак, хотя Павел и был убежден в правоте своего мнения, он не ограничился только верностью правде. Его страсть к единству Церкви привела к единственно возможному и достоверному утверждению его позиций, которое мы находим в соборном определении. Церковь сохранила это через века, определяя только на Соборах то, что есть истина, и то, что есть ересь. Только в наши дни мы наблюдаем среди православных то явление, когда отдельные лица или группы лиц кричат в поддержку своих взглядов, наперекор соборным решениям Церквей. Однако, по примеру Павла, но также и по многовековому примеру Церкви, как истина, так и единство Церкви обеспечиваются только соборным образом. 7. Для Апостола Павла единство не является просто внутренним вопросом Церкви. Если он так упорно настаивает на его сохранении, то он это делает потому, что единство Церкви неразрывно связано с единством всего человечества. Церковь не существует для самой себя, но для человека, для всего творения. Апостол Павел описывает Христа как «второго», или «последнего» Адама, то есть человечество в своей совокупности (1 Кор. 15, 14 и Рим. 5, 14). И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22. Ср. Рим. 5, 19). Как в Адаме существует единство человеческого рода, так и во Христе «соединяется» все «небесное и земное» (Ефес. 1, 10). И как отмечает святой Златоуст, «возглавить» означает, что «одно дал (верховное) начало и ангелам и людям, одним — (Христа) по плоти, другим — Бога Слова; и здесь всех привел под одну главу; тогда только и будет совершенный союз» (Migne, PG 62, 16). Однако это «оглавление» всего мира во Христе не представляется Апостолом Павлом вне Церкви. Как он объясняет в послании Колоссянам (1, 16–18), во Христе «создано все, что на небесах и что на земле… и все Им стоит», потому что «Он есть глава тела Церкви». «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22–23). Итак, Христос для Павла есть глава всего, всего человечества и всего творения, потому что Он одновременно является и главой Церкви. Тело Христово, Церковь, не «наполняется», если она не включит в себя весь мир.

http://e-vestnik.ru/world/svyatejshij_pa...

Но история Церкви – это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба – это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все – и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена. Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского : каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служение – Церкви и другим людям. Любовь и твердость

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Но, кажется, самым близким к точному понятию о главенстве должно считать представление церкви под образом тела, для которого Главою служит Христос. Это представление с особенной ясностью, а вместе и с силою раскрыл св. Ап. Павел. В послании к Ефесской церкви он писал: «Безмерно величие могущества Его (Господа) в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою церкви, которое есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:1923 ). Это понятие о церкви как живом организме, ап. Павел раскрывал многократно, вместе с чем утверждалось и понятие о Христе как Главе Церкви, из чего он потом делал и другие выводы и применения, например: »Муж есть глава жены, как и Христос Глава церкви» ( Еф.5:23 ); " всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Изъясняя апостольское сравнение, св. И. Златоуст говорит: «Как от Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви нарождается все множество, которое составляя единое тело, опять слагается в Боге, Христом став в душу едину с Ним». «Мы тело – Главы, которой все покорено. Почтим же близость родства, убоимся, да не отстанет кто-либо от тела сего. Сообразно с Главою мы должны быть лучшими самих ангелов, удостоившиеся чести быть высшими, нежели все они». Вот какое великое приложение догмата об истинном главенстве в церкви, и ко всему составу ее. Может ли хотя сотую долю представить в себе какой-либо папа как Глава Церкви?! Всякий из них не может представлять всей Церкви ни теоретически – мысленно, ни практически – жизненно, возводить всех на эту высоту, к которой возводит нас истинная Глава Церкви – Христос, Который есть вместе с тем Первосвященник наш, всегдашний Ходатай за всех притекающих к Нему, будучи всегда жив и внемлющ ко всем приходящим к Нему. Между тем, как мнимую Главу, в Риме живущую, так редко кто видит, что на Руси сложилось присловие: что в Риме побывать – папы не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Об этом ясно свидетельствует то наставление, которое апостол Павел преподал пастырям эфесской Церкви и которое читается так: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею». Исходя от единой главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать вечно. Истина эта с несомненностью вытекает из учения о вечном пребывании Церкви. Если именно Церковь будет пребывать вечно, то ясно, что и благодать Божия будет пребывать в ней также вечно, ибо если бы благодать была отнята от Церкви, то перестала бы существовать и самая Церковь . О вечном существовании Церкви Сам Господь говорит в следующих словах: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить существование ее. Ее защищает и укрепляет Сам всемогущий Основатель и Глава ее, Господь Иисус Христос. Ту же истину Господь выразил и перед вознесением Своим на небо, когда сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Поясняя эти слова, блаженный Феофилакт говорит: «Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда особенно и будет Он пребывать с нами, и притом яснейшим образом: ибо слово – до, где ни встречается в Писании, не исключает того, что будет после». Более ясного свидетельства о вечном пребывании в Церкви благодати Божией нельзя и придумать. Вот почему и апостолы твердо верили этой истине и внушали ее и всем христианам. Так, апостол Павел поучал: «Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века, аминь». «Верую в Церковь », – так исповедуем мы в девятом члене символа веры . Как утешительно теперь должно быть это исповедание! Им мы выражаем уверенность, что мы близки к Богу, принадлежим к телу Иисуса Христа, будучи членами Его. Утешительно уже быть близким к земному царю, а еще утешительнее быть членом дома его. Но несравненно утешительнее сознавать, что мы близки к небесному Царю, что мы члены тела Его. Утешительно пользоваться милостями земного царя, но несравненно утешительнее пользоваться благодатью Божией, изливаемою на нас обильно в Церкви Христовой. Господь Иисус Христос говорил апостолам, а в лице их и всем последователям Своим: «Я есмь лоза, а вы – ветви». Значит, если мы принадлежим к Церкви, то находимся в таком же отношении к Иисусу Христу, в каком ветви находятся к лозе. Ветви теснейшим образом соединены с лозою, питаются и живут ею. Подобно этому теснейшим образом соединены с Христом и мы; питаемся и живем Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Обладающие особыми дарами Духа противопоставляли себя как тем, кто не имел особых даров, так и тем, кто имел другие дары. Они игнорировали других членов церкви, или, может быть, ставили себя над церковью, или, наконец, считали только себя церковью. Это было нарушением единства местной церкви, но не столько в ее целостности, сколько в различении в этой целостности множества членов. В местной церкви ни один член ее не может обойтись без другого, каково бы ни было их положение в теле. Жизнь в Церкви есть жизнь в Духе – «en pneumati» ( Рим. 8,9 ). Все одним Духом крестились в одно тело и одним Духом все напоены. Тот же Дух, через которого мы вступаем в Церковь и в котором мы пребываем в Церкви, раздает каждому особо дары. Эти дары даются не сами по себе, а для служения Церкви и в Церкви. Целостность Церкви есть целостность «одного», т. е. Христа в Его теле, но тело состоит не из одного члена, а из многих. Ни различие даров, ни различие служений не нарушают онтологического единства всех членов Церкви, т. к. различие в теле не онтологической, а функциональной природы. Как бы ни были значительны функции, которые исполняются поставленными на служение членами, они не составляют Церковь . «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители...» ( 1Кор. 12,29 ). И те, и другие, и третьи только члены тела Христова, но не все тело. Они не могут существовать сами по себе без тела. По своей природе они одинаковы, т. к. у всех один и тот же Дух, через которого они становятся членами тела Христова. Они различаются только по служению, которое основано на дарах того же Духа. По своей природе никто не может ставить себя в Церкви выше другого, а тем более выше Церкви. «Одно тело и один Дух... Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех...» ( Еф. 4,4–6 ). Поэтому «дары различны... и служения различны... и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12,4–6 ). 3 . Во всех списках даров и служений ап. Павла нет указаний ни на харизму священства, ни на служения священства, ни на лиц, которые облечены этими служениями 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Объясним эти слова. Иисус Христос есть Глава Церкви, которая есть тело Его. Это несомненно видно из многих мест Священного Писания. Здесь мы приведем только следующие слова апостола Павла: «Бог, в устроение полноты времен, положил, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в грядущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем». Если же Иисус Христос есть глава Церкви, то отсюда само собою следует и то, что в ней всегда пребывает благодать Божия, наставляющая ее на всякую истину. Не люди действуют в Церкви, а Сам Христос, не люди оживляют ее и управляют ею, а Христос. Но Христос исполнен благодати и истины, по ясному слову Евангелия: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины». Несомненно посему, что Он и тело Свое, то есть Церковь исполняет благодатью и истиною. «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать», так свидетельствует о сем евангелист Иоанн. Кроме того, несомненность пребывания благодати Божией в истинной Церкви видна из того, что в ней, по обещанию Самого Христа, вечно обитает Дух Святой: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Слова эти были сказаны Христом апостолам и в лице их всем православным христианам. Под Утешителем в них разумеется Дух Святой, Который есть Правитель и Руководитель Церкви, как бы душа ее. «Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою, – говорит один из отечественных архипастырей наших, – душа действует на тело и тело – на душу, так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви, и организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия». Действуя в Церкви, Дух Святой поставляет и пастырей Церкви, как посредников, через служение которых изливается на верующих благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010