Она не может быть разделена на части в том смысле, что каждая местная церковь содержала бы часть Церкви Божией; и, таким образом, только совокупность местных церквей являла бы ее. Такая концепция единства и полноты Церкви противоречит учению о Церкви как о Теле Христовом. Если бы местная церковь составляла только часть вселенской церкви, совершение Евхаристии в ней было бы невозможно, как оно невозможно и во вселенской церкви в целом. Евхаристическое собрание выражает единство и полноту Церкви Божией, а также единство и полноту самой местной церкви. Там, где евхаристическое собрание, там и полнота и единство Церкви Божией, и наоборот, только там, где содержится единство и полнота Церкви, может быть совершена Евхаристия 264 . Единство Церкви Божией выражается в единстве местной церкви, и единство местной церкви являет единство и полноту Церкви Божией. Местная церковь – это братство (confratemit0) христиан, которые объединяются в евхаристическое собрание. Последнее представляет собой объединение всех членов братства как единого целого в одном месте и для одного и того же ( π τ αυτ). Вот почему π τ αυτ – отличительный знак местной церкви. В соответствии с ее природой может быть только одно – единственное π τ αυτ в местной церкви. Другого не может быть в одной и той же местной церкви, потому что все не могут объединиться в одном и том же месте и для одного и того же, если они образуют разделенные группы 265 . Разделение евхаристического собрания было бы разделением местной церкви, а разделение местной церкви – разделением Церкви Божией во Христе. 7 . В апостольское время не было никакого специального термина, чтобы обозначить понятие единства и полноты Церкви. Для апостола Павла это понятие было включено в понятие «Церкви Божией во Христе», существующей в каждой местной церкви. Не было нужды в специальном слове, чтобы определить полноту и единство Церкви. Никакая церковная община, которая могла бы претендовать на церковную полноту и единство, не противостояла Церкви. Внутри церквей существовали движения, которые мы могли бы, пользуясь более поздним термином, охарактеризовать как еретические. Послания апостола Павла свидетельствуют, что некоторые местные церкви пошатывались от этих движений, но мы не знаем, образовывали ли во времена апостола Павла иудействующие или гностики свои собственные общины 266 . Во времена, когда не было нужды обозначать специальным словом местные церкви, которые, в отличие от таких общин, придерживались истинного учения, также не нужно было говорить, что местные церкви обладали полнотой и единством Церкви Божией. Одного характерного знака было достаточно, чтобы отличить местную церковь , в которой пребывала Церковь Божия, от других сообществ: это было евхаристическое собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (секретно), от 7 июля за 662, с препровождением объявлений от 13 духовных о готовности их присоединиться к Православию После доставленных уже прежде к вашему сиятельству объявлений подчинённого мне духовенства о готовности и согласии присоединиться к Православной Церкви, поступили впоследствии таковые же объявления от следующих духовных: 1) Новогрудского благочиния Пулбржеской Церкви священника Михаила Виторского, 2) Минского благочиния безместного священника Иоанна Красницкого, 3) Овручского благочинного Даниила Буткевича, 4) Радомысльского благочинного протоиерея Стефана Буткевича, а) новопоставленного священника Зубацкой церкви Иоанна Красковского, 6) новопоставленного священника Светлянской церкви Фомы Станкевича, 7) новопоставленного священника Мало-Бржостовицкой церкви Иоанна Романского, 8) новопоставленного священника Превлоцкой церкви Александра Трусевича, 9) диакона Ворокомльской церкви Феодора Буховича, 10) диакона Берегско-Менковецкой церкви Иоанна Данилевича, 11) иеромонаха Бытенского монастыря Феофила Щербацкого, 12) иеромонаха Тороканского монастыря Пафнутия Павловича, и 13) монаха Борунского монастыря Фортуната Сержпинского. Таковые письменные объявления долгом поставляю препроводить при сём к вашему сиятельству для приобщения к прочим таковым же. К сему честь имею присовокупить, что от многих священников не требованы были означенного выше рода объявления, по их дряхлости, отлучке или по другим случаям. Священникам сего рода, впрочем, оказавшим себя благонадёжными по своему поведению, предоставлено было благочинным объявлять синодальные указ и грамоту о восприсоединении Униатов к Православной Церкви. Таких священников до сих пор оказалось 12, и они подписались на упомянутых бумагах вместе с прочим духовенством, так что от них не нужно уже особых объявлений и они должны считаться благонадёжными. Сии священники есть следующие: 1) бывший Полеского благочиния Каменицы Бискупской церкви, а ныне Бульковской церкви священник Александр Павлович; 2) бывший диакон Лидского благочиния Орловской церкви, а ныне викарный священник Рожанской церкви Георгий Ивацевич; 3) бывший Кобринского благочиния Рогознянской церкви, а ныне Лидского благочиния Лебиодской церкви священник Иоанн Грудзинский; 4) Полеского благочиния Прилуцкой Церкви священник Антоний Рошанский; 5) Довилейского благочиния Молодечнянской церкви священник Симеон Попейко; 6) бывший Ожунской церкви, а ныне Гродецко-Яршевицкой церкви священник Стефан Лечицкий; 7) Ратненской церкви викарный священник Иоанн Страшкевич; 8) настоятель Новокошарской церкви Алексей Ганчевский; 9) настоятель Ситовицкой церкви Феодор Абрамович, 10) настоятель Подлиской церкви Григорий Михалевич; 11) бывший викарный Ситовицкой церкви, а ныне наблюдатель Крживицкой церкви по Минскому благочинию Павел Ярмолович; 12) бывший викарный Мельницкой церкви, а ныне наблюдатель Паперницкой Церкви Стефан Боболович.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

После отношения моего к вашему сиятельству, от 7 июля сего года за 662, поступили ко мне ещё от следующих духовных письменные согласия на присоединение их к Православной Церкви: 1) иеромонаха Бытенского монастыря Вассиана Козаржевского, 2) иеромонаха Мелецкого монастыря Иоанна Боярского, 3) священника Ошмянского благочиния Франца Кулаковского, 4) Махновецкого благочинного и настоятеля Велико-Чернятынской церкви Феодора Кудржицкого, 5) Сквирского вице-благочинного настоятеля Корчмиской церкви Иакова Комашко; священников Сквирского благочиния: 6) Березянской Церкви Михаила Росновского, 7) Рыбчинской церкви Константина Грегоровича, 8) безместного Михаила Яцкевича, 9) тоже безместного Ефрема Грабовского, 10) предположенного к рукоположению священнического сына Якова Езерского; священников Радомысльского благочиния: 11) Борщевской церкви Феодора Мацкевича, 12) Скуратовской церкви Иоанна Загоровского, 13) Моделиовской Церкви Косьмы Буткевича, 14) Меленевской церкви Николая Буткевича, 15) Горбулиовской церкви Романа Вечорко, 16) безместного Андрея Соколовского, 17) тоже безместного Феодосия Соколовского, 18) тоже безместного Иоанна Обушинского; священников Овручского благочиния: 19) Закусиловской церкви Стефана Сокоревича, 20) Недашковской церкви Василия Марчаковского, 21) Клочковской церкви Стефана Кулаковского, 22) Овручской Заручайской церкви Сильвестра Данилевича, 23) Черенинской церкви Климентия Правосудовича, 24) Левковской церкви Григория Загоровского, 25) Готовской церкви Антония Загоровского, 26) Забродской церкви Григория Менчица, 27) Дидковской церкви Петра Комаревича, 28) Михайловской церкви Иоанна Лисицкого, и 29) Буковской церкви Николая Линевича; сверх того, без предварительных подписок приняли указ Святейшего Синода о восприсоединении Униатов и на нём расписались следующее священники: 30) Новогрудского блаточиния Маложуховицкой церкви Иоанн Волчкевич, 31) Владимирского благочиния Гораховскои церкви Василий Левитович, 32) заштатный священник при сей же церкви Антоний Лелявский, и 33) благочинный Сквирский и настоятель Сквирской церкви Филипп Комашко. Сего последнего, по дальнему пути и преклонным летам, я не вызывал в Жировицы, но дал ему поручение через его сына вице-благочинного Иакова Комашко, и он таковое исполнил с успехом, прислав подписки подчинённых ему духовных при собственноручном рапорте.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6 .2) Церковь Христова. Понятие о Церкви Христовой. Цель создания Церкви. Состав Церкви: Церковь земная и Церковь небесная. Глава Церкви – Христос. Члены небесной Церкви. Члены земной Церкви. Устройство земной Церкви; церковная иерархия и паства. Монашество как особая форма христианской жизни. Вопрос о том, можно ли спастись вне Церкви. Значение Церкви в деле обновления, освящения и обожения человека. Принципиальные отличия новозаветной Церкви 715 от церкви ветхозаветной. Библейские и святоотеческие образы Церкви 716 , раскрывающие её различные стороны, различные стороны её деятельности; толкование этих образов. Неоскудеваемость Церкви; неодолимость Церкви для адовых сил. Свойства Церкви: Церковь – единая, святая, соборная, апостольская. Члены Церкви. Вопрос о границах Церкви 717 . 6 .3) Общение Церкви земной и Церкви небесной. Почитание и молитвенное призывание святых 718 . Особое почитание Пресвятой Богородицы Церковью как Небесной Царицы. Ходатайство членов небесной Церкви перед Богом за членов земной, иные формы помощи представителей небесной Церкви представителям Церкви земной; особая роль Пресвятой Богородицы в деле ходатайства и предоставления иных форм помощи представителям земной Церкви, как имеющей особую духовную близость к Богу.  6 .4) Почитание православных икон 719 . Иконы как средство почитания Бога и/или Его святых. Иконы как средство, способствующее молитвенному общению с Богом и Его святыми. Другие значения православных икон. Отличие православных икон от идолов. Чудотворные иконы как средства особого проявления Божественной благости, милости. Почитание мощей святых Божьих угодников. Значение почитания святых мощей. Почитание иных материальных святынь. Значение такого почитания. Необходимость молитвенного поминовения усопших членов земной Церкви, не причисленных Церковью к сонму святых 720 . 6 .5) Таинства Церкви. А) Понятие о церковных таинствах. Таинства в широком и узком значении. Характерные особенности церковных таинств 721 . Отличия церковных таинств от церковных обрядов. Число церковных таинств. Классификация и разделение церковных таинств: а) неповторяемые и повторяемые; б) установленные для всех и необходимые лишь некоторым членам земной Церкви, применительно к их личным нуждам, нуждам Церкви. Действительность и действенность церковных таинств. Условия действительности и действенности церковных таинств. Вопрос о действенности таинств, совершаемых (совершенных) «недостойными» священнослужителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Основное положение, из которого исходит богословская наука в вопросе о «харизматиках», определяется не данными Писания, а учением о Церкви. Последняя мыслится в универсальном масштабе, как некая чисто духовная величина, существующая рядом и независимо от местных церквей. По отношению к универсальной церкви местная церковь большею частью рассматривается, как община, или в лучшем случае, как «осколок (Splitter)» ее или, наконец, как «pars pro toto» 146 . Это универсальное учение о Церкви обуславливает предположение, что наряду с должностными лицами, которых создает каждая местная церковь для собственных местных нужд, имеются особые лица, служение которых не ограничивается пределами местной церкви и не связано с нею, а относится к Церкви, как целому. Это гипотетическое положение является почти аксиомой современной богословской мысли, но его мы не находим ни в апостольской, ни в древней церкви. Для этого периода истории экклезиологической мысли еще не существовало деления на местные церкви и Церковь , как «Gesamtkirche». В каждой местной церкви существовала вся полнота Церкви Божьей 147 . Местная церковь была, по выражению Игнатия Богоносца , «кафолической» церковью. Новозаветное учение, как и учение Игнатия Богоносца о Церкви, было евхаристическим, что исключало само по себе всякую идею части Церкви 148 . В свете этого учения о Церкви всякое отделение по существу служения епископов-пресвитеров и диаконов от служения пророков и апостолов является совершенно искусственным и неотвечающим характеру жизни первохристианства. Служение епископа-пресвитера, как и служение пророка, имело церковный, а не общинный характер. В силу этого не имеет значения, что епископ исполнял свое служение в пределах одной местной церкви, тогда как пророк мог не ограничиваться в своей деятельности этими пределами. Епископ, поставленный в местной церкви, поставляется не в ней, а в Церкви Божьей во Христе, которая существует в той церкви, для которой он поставляется. Тесная связь епископа с местною церковью нисколько не уменьшает кафолического характера деятельности епископа, т. к. согласно кафолической природе каждой местной церкви все, что совершается в одной местной церкви, совершается не в ней самой, а в Церкви Божьей, а следовательно совершается и во всех местных церквах. Подобно этому, и деятельность пророка имела церковно-кафолический характер, т. к. она всегда происходила в какой-либо местной церкви, а не в Церкви вообще. Все, что совершалось пророком вне местной церкви, не могло иметь церковного характера, потому что вне местной церкви не существовало Церкви Божьей во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

§ 5. а) Отношение отцов к св. Писанию Сколько странно было бы, если бы кто, именуясь отцом церкви, воспитывал детей таких, которых нельзя было бы назвать чадами церкви: столько же, по самому понятию о церкви, необходимо предполагать в отце церкви зависимость его от церкви. Церковь , потому самому, что живет Духом Божьим и основана на учении Пророков и Апостолов, становится судьей над принадлежащими к ней. Внимательная к Слову Божьему, она опытами веков дознает смысл Слова Божьего и следовательно она в состоянии произносить суд о дарованиях и произволениях ума учителей церкви. – Внимательная к изволению Духа Божьего, она признает святость того или другого лица, когда видит изволение на то Духа Божьего, а не изволение людей и следовательно голос ее – верный свидетель о нравственных качествах учителя церкви. – Таким образом внутреннее общение учителя церкви с церковью Христовой, – общение по вере и жизни, – составляет принадлежность отца церкви. Иначе сказать дополнительной чертой отца церкви служит признание его за отца церкви со стороны церкви, признание, основанное на удостоверении Духа Божьего. Так никакого нет сомнения для нас, что в числе отцов церкви состоят все те учители церкви, которые признаны церковью за угодников Божьих по удостоверение в том Господа. Напротив отзывы частных лиц о достоинстве учителей, при всей важности свидетелей, не могут иметь неизменной силы для всех случаев. Такие одобрения церковным лицам, показывая в них некоторые добрые качества, не всегда исключают недостатки, не приличные высокой личности отца церкви. Пятый вселенский собор говорит: «Не поможет нечестивым (защитникам лжи), если случится, что некоторые написали что-нибудь в их пользу. И св. Василий писал нечто подобное об Аполлинарии, но тем не освободил его от осуждения». 13 Так и 2-е правило 6-го вселенского собора одобряет Феофила и Тимофея александрийских, только как учителей благочиния церковного. Но известно, сколько немощи Феофила нанесли бед св. Церкви, по делу Святителя Златоустого, и ни он, ни Тимофей не признаны церковью в числе святых. Если же говорим мы, что для достоинства отца церкви необходимо признание его в сем звании со стороны церкви: то такого признания не ограничиваем одними календарями греческой или славянской церкви, так как неполнота их очень известна. В греческом календаре нет св. Иллария Поатьерского: но и жизнь, и писания его, и отзывы истории, в том числе и отзыв 5 вселенск. Собора 14 , поставляют его в число великих отцов церкви. Потому, при вопросе о признании того или другого лица церковью за отца церкви, надобно справляться не только с календарями греческим, римским, коптским, сирским, но и со всеми памятниками церкви. § 7. Отеческий период: разность отцов и отличие их от других лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почитаем также и признаем Вселенский Триденский собор, и исповедуем все, что на оном постановлено, как тο: о бескровной жертве, о седми Таинствах, о преданиях Апостольских и церковных, о грехе первородном, о оправдании человека, о священных Ветхого и Новаго Завета Книгах и их толковании и проч. К тому все признаем, веруем и исповедуем, что только признает, верует, и исповедует Св.Католическая Апостольская Церковь в восточном и западном обрядах соединенная, и признавающая первенствующим своим Иерархом и Правителем Святейшего Папу Римского, каким ныне есть Григорий сего имени Папа XII. Сие наше исповедание цело, и ненарушимо до последнего дыхания жизни нашей соблюдать обещаемся, будем, и обязуемся, и таковое наше обещание и обязательство возобновлением клятвы, утверждаем, так нам Господь Бог да поможет, и Св. Его Евангелие Аминь.– Ореховской Церкви Священник Антоний Корзун Бочейковской Церкви Настоятель Фадей Капулцевич Завечельской Церкви Иерей Стефаний Заблоцкий Бельской Церкви Настоятель Иоанн Шавлевич Низголовской Церкви Иерей Фома Чабановский Копцевицкой деркви Иерей Никодим Никонович Мартиновской Церкви Иерей Иоанн Шелепин Ореховской церкви священник Петр Клодницкий Апанасковской Церкви Священ.Григорий Заблоцкий Лешневской Церкви Священник Павел Высоцкий Туржецкой Церкви Иерей Стефан Пщолко. Приходской Туровлянской Церкви Иерей Иоанн Козакевич Верховской Церкви Приходский Священннк Андрей Никонович Хотиньской Церкви Священник Иоанн Котырло Усайской церкви Иерей Фома Хруцкий Заболоцкой Церкви Иерей Игнатий Игнатович Вороньской Церкви С-к Иоанн Закалинский Св.Петро-Павловско-Бешенковской церкви Иерей Иоанн Лаппа Переброцкой Церкви Священник Флиориян Манцевич Черницкий приходский священник Иоанн Jlocsit Котовской Церкви настоятель Иоанн Стукалич Королевицкой Церкви св.Иоанн Лаппа Соржицкой Церкви Ерей Василий Квятковски Свято-Илинско-Бешен.Церкви Иерей Пий Перребилло Настоятель Скридлевский С. Иоанн Квятковский Викарный Скридлевский С. Адам Гнитто Дворецкой Церкви Настоятель Иоанн Точицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Очерки из истории догмата о церкви Предисловие Догмат о Церкви можно назвать самосознанием Церкви. Именно этот догмат определяет, что такое есть Церковь и в чем ее отличие от всего того, что не есть Церковь. Церковь не есть явление естественного земного порядка; таинственные глубины церковной жизни, согласно неложному обетованию Христа Спасителя, всегда и неизменно обвеваются благодатными силами Святого Духа. Эта таинственная жизнь Церкви не может, конечно, быть во всей своей глубине предметом логических определений и научных исследований, она непосредственно дается тому, кто в ней участвует, как это высказал еще Иларий Пиктавийский в словах: «Нос Ecclesiae proprium est, ut tunc intellegatur, cum arguitur» (De Trinitate, VII, 4). Поэтому и можно сказать, что церковное самосознание непосредственно имеет тот, кто живет в Церкви, кто живой член живого организма церковного. Но с самого начала бытия Церкви богословская мысль церковных писателей ставила своей задачей между прочим и определение существа Церкви и ее свойств в доступных человеческому уму понятиях. Краткое определение Церкви, которое давалось в церковном Символе веры , не могло быть достаточным, потому что возникали неизбежные вопросы о понимании самого символьного определения и ответа на эти вопросы настойчиво требовала самая церковная жизнь. Жизнь каждого человека, его внешние поступки находятся в самой тесной связи с его самосознанием. Таки и внешняя жизнь Церкви во многих своих проявлениях определяется понятием Церкви о самой себе, то есть догматом о Церкви. Возникавшие в исторической жизни вопросы церковной практики побуждали богословскую мысль Церкви к более подробному уяснении самого понятия о Церкви. Того же требовало и искажение истинного понятия о Церкви еретиками и раскольниками. Первые века христианства имеют ту особенность, что в течение их Церкви часто приходилось встречаться с такими заблуждениями, которые уклонялись от истины именно в учении о Церкви. В жизни Церкви за первые века мы видим несколько довольно сложных движений, в основе своей имеющих идеи, так или иначе связанные с догматом о Церкви. Вот почему церковная богословская мысль в первые века больше, чем когда-нибудь еще, сосредоточивала свое внимание на уяснении понятия о Церкви. Ереси и раскола, появлявшиеся в Церкви, лишь побуждали отцов и учителей Церкви ‹премудрость приемше от Бога, словом разума составлять догматы , яже прежде словесы простыми низлагаху рыбарие в разуме силою Духа: подобаше бо так простей вере нашей составление стяжати» (седален, 30 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Б. Церковное право как наука Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. На Архиерейском Соборе 2017 г. в Положение о церковном суде были внесены изменения. Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь », устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви», а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий; высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) – с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; Высший общецерковный суд – с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви – с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви. 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей должны руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010