«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений» (1 Кор. 1. 10), — говорит нам святой апостол Павел. Различия языка, культуры, бытовых привычек, социального положения, гражданства, материального достатка, — разве могут все эти особенности весьма разнообразной православной паствы на Британских островах стать причиной рассечения Церкви, которая есть Тело Христово? Да, при встрече с человеческими различиями порой испытывается крепость нашей любви к ближнему, а значит, и к Богу. Преодолеть подобное испытание — духовная задача, жизненно важная для всех нас. К решению ее призваны не только пастыри, но и каждый верный, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12. 25). Нося бремена друг друга (Гал. 6. 2), вы, архипастыри, пастыри и верные чада Сурожской епархии, сможете плодотворно продолжить дело жизни приснопамятного митрополита Антония. При его значительном участии в Великобритании возрос плод русского церковного рассеяния — многочисленные чада Церкви, пришедшие в нее из числа коренных жителей Западной Европы. Покойный иерарх и ваши отцы в вере надеялись, что вслед за воссоединением русского церковного рассеяния, придет и время роста единой Поместной Церкви в Западной Европе, — Церкви, вмещающей все многообразие духовных и культурных традиций православных народов. Молимся о том, чтобы эти надежды сбылись. Увы, нынешнее разделение в Сурожской епархии полагает новое препятствие на пути их осуществления. Однако печальный опыт разделения не нов для нас. Тело Русской Церкви было ломимым и распинаемым на всем протяжении ХХ века. Поэтому, не впадая в уныние, будем искать того, что служит к созиданию и миру, твердо помня: путь к единству не может лежать через раскол. Итак, дорогие о Господе собратья архипастыри, отцы, братья и сестры, вознесем усердную молитву единому Пастыреначальнику, чтобы нам «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/120233.htm...

Состоялась конференция, посвященная митрополиту Антонию Сурожскому апреля 2017 В Синем зале епархиального управления 4 апреля прошла конференция " Митрополит Антоний Сурожский как образ служения Богу и людям " . Ее организаторы - отдел религиозного образования и катехизации , фонд " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " , издательский дом " Никея " . Присутствовали учащиеся епархиальных курсов святого Иоанна Кронштадтского при ОРОиК. Среди участников были руководитель фонда " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " Елена Садовникова (Москва) и настоятель храма Всех святых земли Русской в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин) . Вел встречу заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров . Отец Илия отметил, что по кончине владыки Антония свет его личности не погас, а наоборот, сияет все ярче. " Он открыл православие для Британских островов, - сказал отец Илия. - Он был духовным собеседником: когда мы слышим его, видим, читаем, ощущаем себя в состоянии беседы. Впрочем, " читаем его " - это мы говорим условно: владыка сам ничего не писал, за ним записывали. В свое время апостолы следовали за Христом, потом рассказывали об этом ученикам, и те записывали. Прошло две тысячи лет, и по-прежнему Христова истина распространяется через собеседование " . Иерей Илия Макаров предложил участникам и слушателям вместо традиционного песнопения " Царю Небесный " пропеть " Вечную память " - владыке и жертвам взрыва в петербургском метрополитене 3 апреля. Архимандрит Иероним (Тестин) предложил в качестве эпиграфа конференции слова Евангелия: " Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мк. 10:42-45).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

«Владыке Антонию был чужд «организованный подход к Богу», — пояснила Фредерика. — Радость у него была потому, что он знал Бога изнутри. Благоговение было во всем его существе. Благоговение — не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся. По-моему, состояние благоговения является вершиной духовной жизни. Это состояние души и состояние сердца. Для этого надо пребывать внутри, надо «сидеть под своей кожей», как говорил владыка. Действие начинается с созерцания». Фредерика де Грааф По словам Фредерики, митрополит Антоний редко смеялся во весь голос, но в его обращении было много мягкого юмора: «Владыка не любил людей, которые притворялись святыми. Он любил людей, может быть, не совсем правильных, но настоящих». Подлинно благоговейна молитва, составленная митрополитом Антонием: «Господи, я стою в благоговении перед непостижимым, и стою в благоговении, в молчании, в преклонении, потому что слова, которые я произнес, говорят мне о том, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, кроме одного: я знаю Тебя, Господи, не в этой славе, не в этом сиянии, а в смирении, которые Ты явил в Воплощении Своего Сына ради моего спасения. О, Господи, как это может быть?» Присутствовавший на вечере священник Петр Коломейцев добавил, что благоговение – один из даров благодати. «Наверное, самое неправильное — когда мы требуем благоговение от тех, кого пытаемся привести к вере, когда находим критерии благоговения – юбку, особое поведение и так далее», – заключил он. Организаторы семинара — Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» представили видео проповеди митрополита Антония Сурожского перед вечерней Прощеного воскресенья 17 марта 2002 года. Я не собираюсь в такой грозный вечер сказать проповедь. Я хочу только сказать, что сегодня начинается для нас вместе всем путешествие. Мы идем вместе со Спасителем Христом к Его распятию. Мы идем, как ученики Его шли, рядом с Ним. Они не знали, что Он идет на Крест – мы знаем. И поэтому мы должны продумать себя, как бы нам идти вместе, рядом со Христом, на Его распятие, на смерть, которую Он принимает за каждого из нас. Как нам идти, если не примириться друг со другом? Как можем мы идти с Тем, Который всю жизнь отдает для примирения нашего с Богом, если мы не найдем мужества, чистоты и смирения простить друг друга?

http://pravmir.ru/boga-nevozmozhno-oskor...

– Наверное, настороженное отношение к Вам со стороны некоторых православных людей вызвано Вашим сценическим костюмом (обнаженный торс и шорты). Разве не должны внутренние изменения приводить к внешним? – Если мне удобно выступать в шортах, почему я не имею на это морального права? Если б я в этих шортах заявился в храм Божий, это было бы совершенно недопустимо. И этого я себе не позволю никогда в жизни. В церковь я хожу в подобающей одежде. Места надо знать, где как одеваться и как себя вести. А на рок-сцене я одеваюсь так, как мне удобно, комфортно. И нахожусь в той атмосфере, которая присуща именно тому буйному действу, которое представляет собой рок-концерт. Я делюсь своим мировоззрением с людьми прежде всего нецерковными, обращаюсь к тем, кто еще не выбрал свою дорогу, а только ищет. Как говорил апостол Павел: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» (1 Кор. 9:20-21). Здесь я с рокерами говорю как рокер, на одном языке. Я уже говорил о сценическом образе шута, он для меня важен – и визуальный ряд соответствующий. По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело – это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой. Также я начал заниматься спортом. Это благодаря тому, что я прочитал у митрополита Антония. И думаю, к 50 годам я буду в достаточно приемлемой физической форме. То есть мое тело меняется. Но будет просто враньем, если я оденусь в строгий костюм, отпущу бороду и большой живот, надену очки. Я не такой. Я буду моложавым, дерзким, в меру буйным на рок-сцене, то есть соответствующим той музыке, которую играю. – Можете вспомнить конкретные истории, когда люди под влиянием Ваших песен пришли к вере?

http://pravmir.ru/poyushhij-na-lezvii-br...

- Моя приятельница работает в православной благотворительной организации помощи тяжелобольным. Я восхищаюсь, как самоотверженно она бьётся за каждого ребёнка: придумывает и проводит многочисленные благотворительные акции, часами выстаивает на морозе, собирая средства, организовывает общие молитвы и многое другое. Тем не менее, случается, её подопечные детки всё-таки умирают. И тут не только у воинствующего атеиста, но и у верующего «с многолетним стажем» может возникнуть даже ропот, особенно на фоне слов Спасителя: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк.11, 9-11). Что тогда значат эти евангельские слова и молитва вообще, если мы не получаем просимое? - Это сложный для меня вопрос. Я бы ответила так: конец - это тоже выход, облегчение. Другое дело, что «баланс не соблюдается»: страдать обречены близкие. По большому счёту, наверное, ваша приятельница - сама и есть тот хлеб, который Отец Небесный даёт просящему. - Один из докладов митрополита Антония Сурожского был озаглавлен «Как жить с самим собой?». Чем дальше, тем отчётливее понимаешь, что именно это, а не внешние трудности и испытания, и есть самый сложный вызов человеческой жизни. Как вы сами для себя отвечаете на этот вопрос? - Как жить? - Внимательно. Недавно услышала от православного психолога Натальи Ининой фразу, заимствованную ею у Евагрия Понтийского: «То, что не осознаётся, легко превращается в страсть». Мне эти слова очень понравились. Инина как раз говорит о том, что задача психолога - помогать человеку осознавать то, что он не хочет осознавать. Этим занимается и аскетика: осознать себя, отыскать собственную личность. Все монашеские практики - попытка пробиться к своей глубине. Вся христианская жизнь - это путь к себе, подлинному. Ведь только ты сам, настоящий, можешь встретиться с Богом. Поэтому и жить с самим собой нужно трезво и внимательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

     В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел затрагивает важную и всегда актуальную тему прощения. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13). Увы, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть. Определенные грехи легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои – после грехопадения мы так стали устроены). Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение, увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания. Когда-то на приходской молодежке мы решили поговорить о прощении. Начали и… серьезно «забуксовали»: и священники, и миряне. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, неразрешимых. Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя. Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению или нет? А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже – это прощение? В поисках ответов на эти вопросы я наткнулся на несколько статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, посвященных теме прощения.

http://pravoslavie.ru/118901.html

В любом случае ипостасная божественность Сына делает невозможным как рационально, так и опытно познать в полноте тайну Страстей. Психология Бога нам неведома, и мы никогда не сможем определенно сказать или почувствовать, что же пережил Он в саду, во дворе первосвященника, на кресте. Но если мы не откажемся, подобно друзьям Иова, от внимательного созерцания тайны Креста под ложным предлогом кощунственности самой затеи постичь непостижимое, нам удастся заметить, что в Евангелии есть несколько мест, где прямо говорится о духовной трагедии Спасителя.    Причастность Бога-Слова человечеству, совершившаяся в Его воплощении, достигла своей полноты лишь после того, как Он добровольно отказался от Своего главного преимущества перед человеком — от того, чтобы иметь жизнь в Себе, как имел ее раньше (Ин.5:26; Ин.10:18). Предел кенозиса Сына Божьего наступил тогда, когда Он согласился стать смертным: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам...; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:7—8). Согласившись на Крест, Он уже не телесно и душевно, но духовно породнился с человечеством. Он «был теперь как смертные, как мы», по словам поэта (Пастернак, «Гефсиманский сад»). Он стал «как мы», потому что Его дух (дух как животворное начало, как жизнь души) был теперь подобно духу в человеке не-неотъемлем. Стало возможным, чтобы Он «испустил дух» (Лк.23:46). Это означало не что иное, как то, что Он добровольно стяжал «дух человека», т.е. образ пребывания духа в человеке, тот, о котором говорил Екклесиаст: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе...» (Еккл.8:8). Пройдя предсмертное томление и пережив ужас смерти, Он приобщился к таким феноменам человеческой духовной жизни, как богоборчество и богооставленность.    В XX веке об этом начали говорить серьезно и много — и не только в литературной среде (Мережковский и символисты), но и в Церкви. Вот слова митрополита Антония Сурожского:    «Есть еще другое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Все хотят, чтобы каждый год на Пасху я причащалась. Я не верю ни в Бога, ни в Христа, ни в причастие, и я чувствую, что не могу сделать этого, потому что хочу быть честной с самой собой. Я не могу совершить поступок, который будет самообманом. Что мне делать?» И я сказал: «Об этом ты можешь не беспокоиться, потому что даже если ты подойдешь к чаше, я тебя не причащу. С этим все просто. Но если ты хочешь узнать больше, давай поговорим». И мы беседовали с ней каждую пятницу, но мне ничего не удалось изменить. Что бы я ни говорил, все было впустую, все мои попытки были совершенно бесплодны, и я почувствовал полное поражение. Приближалась Страстная Пятница — я был намерен не говорить с ней больше, зная, что ничем не смогу ей помочь. Но я верил, что Бог может. И когда она пришла ко мне, я сказал: «Я вижу, что ничего не могу тебе дать. Моя единственная надежда, что Бог сможет сделать для тебя то, чего ни я, ни ты не смогли. Пойдем в часовню, я встану на колени перед плащаницей и буду молиться, а ты стой рядом, и посмотрим, что произойдет». Мы пошли. Я встал на колени, а она стояла надо мной вот так. Потом она тоже опустилась на колени — вы понимаете, у нее были высокие каблуки, и ей было просто неудобно стоять на метр выше меня. Я стоял и молился: «Что мне делать?» И потом мне пришла в голову мысль, словно обрывок мысли, без начала и конца. Я спросил ее: «Тебе действительно крайне важно узнать, есть Бог или Его нет?» И она сказала: «Да, потому что если Бога нет, то жизнь не имеет смысла, и я не знаю, что мне тогда делать». И тогда я повернулся к Богу и спросил: «Хорошо, и что теперь?» (конечно, не совсем так грубо). Я продолжал вопрошать: «Что дальше? Что?» И тут меня посетила мысль, которой я испугался, но это тоже была отрывочная, незаконченная мысль. Я повернулся к девушке и сказал: «Если ты пообещаешь мне сделать все, что я скажу тебе, я обещаю, что в течение года ты встретишь Бога». Она воскликнула: «Обещаю! Что надо делать?» Я сказал: «Не знаю». И снова продолжал молиться: «Что же, Господи, что, что дальше?» И тогда в голове мелькнула еще одна незавершенная мысль, которой я всерьез устрашился, потому что подумал, что если она не от Бога, то это будет кощунство.

http://foma.ru/v-chem-cennost-devstvenno...

Всякий из нас, принимая крещение, погружаясь с головой в воды купели, как бы умирает ко всему, что недостойно величия человеческого призвания, что недостойно Бога, ставшего человеком. Каждый из нас призван, по слову апостола Павла, носить в плоти своей мертвость Господа Иисуса Христа (2 Кор 4: 10), и выходя из купели, возвращаясь в воздух, человек может вздохнуть — и оживает. Образно это значит — ожить вечной жизнью, облечься в жизнь вечную, стать единым со Христом и в Его крестном пути и в Его победе над грехом, над злом, над рознью между человеком и Богом, над смертью. Как может человек согласиться взять на себя такой крест, вступить на такой путь? Где найти силы? Апостол Павел, который был так велик, в котором была такая неизмеримая человеческая сила, стоял перед своим апостольским призванием и отдавал себе отчет, что он не может выполнить своего призвания, что у него никаких сил не может хватить; и он воззвал к Господу, прося о силе, и Спаситель ему ответил: «Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи совершается» (2 Кор 12: 9). Не в той немощи, которая выражается нерешительностью, ленью, трусостью, которая может вылиться в измену, — нет, другую немощь упоминает Господь: это та хрупкость, которая позволяет человеку быть прозрачным, та гибкость, которая позволяет Богу действовать через человека. Вот о чем мы должны молить: чтобы была дана Владыке Алексею, избранному нашему Патриарху, та открытость, которая позволит Богу действовать в нем свободно, беспрепятственно, чтобы ничто человеческое не могло помешать Богу творить Свое дело в нем и через него. И апостол Павел, когда понял, о чем говорит Спаситель, воскликнул: Итак, я буду хвалиться — т.е. радоваться — только на свою немощь, так чтобы всё было — сила Господня (2 Кор 12: 5,9). И опять скажу: будем молиться о том, чтобы так оно и было. Христос сказал: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин 15 : 5), — пусть это будет так. Но апостол Павел, испытав, что может совершиться человеком силой Божией в нем, когда он всецело открыт Богу, когда он действительно делается как бы сосудом, содержащим Святого Духа, когда он телом и душой делается частью тела Христова, — апостол Павел в конце своей жизни сказал нечто такое потрясающее: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4: 13) — мне всё возможно силой Господа Иисуса Христа, которая меня поддерживает… Как мы должны молиться о том, кого мы поставили между молотом и наковальней! Как должны мы молиться о том, кого мы выбрали «печальником» земли Русской, кому мы поручили стоять перед Богом за весь русский народ, верующих и неверующих, за Церковь Христову в целом, за всякого человека, и молиться и за весь мир, чтобы весь мир стал местом пребывания Господа, чтобы тот град человеческий, который верующие и неверующие вместе созидают, вырос бы в ту меру, которую мы называем градом Божиим, т.е.

http://pravmir.ru/krest-pastyrstva-krest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010