Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Кроме словесных, лично преподаваемых старцем Амвросием советов, множество рассылалось им писем к тем людям, которые по обстоятельствам не всегда имели возможность прийти или приехать к нему сами. По различию лиц и их положений и душевных расположений содержание старцевых писем самое разнообразное. Общее содержание писем к монашествующим: безропотность, смирение, самоукорение, терпение находящих скорбей и предание себя в волю Божию. В письмах же к мирским особам или разрушаются некоторые недоумения касательно вероучения православного, или делаются указания, как поступать в житейских делах, истолковываются некоторые знаменательные сны и прочее, и прочее. О достоинстве этих писем излишне и говорить. Оно давно признано всеми благомыслящими искателями пользы душевной 137 . По благословению старца, заботившегося о духовной пользе ищущих спасения православных христиан, и под его непосредственным руководством некоторые оптинские монахи занимались переводом отеческих книг с греческого и латинского языка на русский и составлением душеполезных книг. Так в его время переведены были книги: «Двенадцать слов преподобного Симеона Нового Богослова », «Девяносто пять слов с завещанием преподобного Феодора Студита », последовало 2-е исправленное издание «Лествицы» на русском языке. Изданы: жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва), жизнеописание настоятеля Малоярославецкого монастыря игумена Антония (бывшего начальником Оптинского скита и скончавшегося на покое в Оптиной пустыни), письма того же игумена Антония к разным лицам, «Царский путь Креста Господня», и последовало 2-е исправленное и дополненное издание исторического описания Оптиной пустыни 138 . Все эти книги, как и прежние оптинские издания, например «Поучения преподобного Аввы Дорофея », «Лествица» и др. всегда имелись у старца Амвросия в достаточном количестве. Ими одаривал он, по усмотрению, более почетных посетителей. А сверх того у него никогда не переводились мелкие брошюры для раздачи прочим посетителям. Из них особенно замечательны были: «Советы ума своей душе» преподобного Марка Подвижника , «О вещах, возбраняющих ко спасению, с душеполезными беседами» Старца Зосимы и «Толкование на «Господи помилуй». О достоинстве этих брошюр старец так писал некогда к графу А.П. Толстому: «Объем этих книжечек по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство. Не знаю, как вам понравятся эти книжки, а все принимающие эту духовную милостыню с большим усердием принимают ее и очень довольны остаются 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/db/text/1416419.ht...

Кто уступает, тот больше приобретает. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Литература и основные источники 1) Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 2) Собрание писем преподобного Оптинского Старца Амвросия к монашествующим. Введенская Оптина Пустынь, 1995. 3) Письма игумена Антония (Оптинского). М., 1869. 4) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии, М., 1992. 5) В. Даль. Толковый словарь (в четырех томах). М., 1956. 6) Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв. 7) Краткий словарь церковно-славянских слов. М., 2000. 8) Советы Оптинских Старцев христианам, живущим в миру. М., Московский Сретенский монастырь, 1996. 9) Библия в пословицах и поговорках. М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Троицкое слово», 2000. 10) Библейская энциклопедия (в двух томах). М., 1991. Житие преподобного Оптинского старца Амвросия Великий Оптинский старец преподобный Амвросий (в миру Александр Гренков), родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. В 1836 году после окончании училища и духовной семинарии Александр некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В той же Тамбовской губернии, в селе Троекурове, проживал известный в то время подвижник Иларион. Александр пришел к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину − ты там нужен». 8 октября 1839 года Александр прибыл в обитель. В апреле 1840 года Александр был зачислен в число братства. Некоторое время был келейником преподобного Льва и его чтецом. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. В ноябре 1840 года его перевели в скит. Откуда молодой послушник не переставал ходить к преподобному Льву для назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Евангелия, благоговейный служитель Божественной Литургии. Оказывал исключительное, сильное впечатление на своих современников. Будучи инспектором С.-Петербургской Духовной Академии, увлек идеями восстановления патриаршества в России будущего Патриарха Тихона и митр. Антония (Храповицкого) . Митрополит Иоанникий (Руднев; 7/20 июня 1900) Киевский и Галицкий. Великий архипастырь, муж силы духовной, великий милостивец и благодетель. Приезжал в Оптину Пустынь к преп. Амвросию. Архиепископ Ювеналий (Половцев; 12/25 апр. 1904) Виленский и Литовский. Насельник скита Оптиной Пустыни, духовный сын преп. Макария Оптинского . После Оптиной Пустыни в разное время был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем Глинской пустыни, настоятелем Курской Коренной пустыни, наместником Александро-Невской Лавры, наместником Киево-Печерской Лавры и др. На всяком месте своего служения с большим духовным опытом и энергией устраивал монастырскую и церковную жизнь, запечатлевая на всем свет оптинского благочестия. Архимандрит Мефодий (1906), знаменитый настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников преп. Амвросия Оптинского . Архим. Мефодий привил старчество в своем монастыре. Его духовным сыном был великий старец Псковских Печор преп. Симеон (Желнин; 5/18 янв. 1960). Схимонах Иларион (1916). Автор нашумевшей на весь православный мир книги «На горах Кавказа», которая была издана на средства прмц. Великой Княгини Елисаветы по благословению преп. Варсонофия Оптинского , которому книга понравилась. Старец Варсонофий предупреждал, что читать ее надо с помощью опытного старца. Книга послужила поводом к появлению сильного церковного движения «имяславцев» и появлению серьезных разногласий в церковной среде из-за некоторой богословской неясности отдельных выражений. До сих пор не дана оценка книге соборным решением всей Церкви. Автор был связан с Оптиной через своего келейника схимонаха Венедикта, который одно время жил в Оптиной. Игумен Герасим (31 июля/13 авг.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

Письма преподобного старца Амвросия могут быть краткими, а иногда, ввиду важности предмета, и очень пространными. Часто батюшка пишет, что ему недосуг писать из-за «молвы хибарочной», что сам бы хотел пожить в тишине и безмолвии. В этом отношении очень важен такой отрывок из его письма: «А я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию» 209 . Так писал великий старец земли русской, ныне причисленный к лику преподобных! В некоторых своих письмах батюшка Амвросий высказывает глубочайшие истины, говоря, к примеру, что «монашество есть таинство» 210 . Таким же духовным опытом полны его письма о молитве Иисусовой. «Прежде сердечной молитвы, – пишет батюшка к некоей страждущей инокине, – постарайтесь иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» 211 . Повторяем, подлинный разбор наследия писем преподобного старца Амвросия найдет свое место в ближайшем будущем 212 , тогда и будут отобраны и изложены основные ценности его смиренной старческой переписки с миром страждущих и ищущих Бога сердец. О письмах преподобного Антония Оптинского Наш посильный разбор посланнического наследия Оптинских старцев был бы неполным, если не коснуться хотя бы отчасти того богатства, которое обретается в письмах преподобного старца Антония, брата игумена Моисея Оптинского, оптинского воспитанника, бывшего позднее игуменом Малоярославецкого монастыря. Письма его неповторимы по богатству и образности языка, по сочетанию глубокого смирения и кротости маститого и вместе милостивого батюшки с его исключительно выразительной образной речью и тихой радостью, утвержденной в Господе Иисусе. Почти каждое письмо старца – завершенное маленькое произведение, оставляющее в душе по прочтении его глубокое удовлетворение и мир. Из образных писем старца отчетливо вырисовывается характер лица, с которым он ведет переписку, встают большие и малые затруднения и скорби, рисуется личность адресатов, а иногда, по особой откровенности старца, выявляются и подробности его бывшей жизни, любовь его к монашескому пути, трудности, которые при этом возникали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

архим. Агапит Глава XII. Временные отлучки старца Макария из своей обители: в Орловскую и Курскую епархии, в Киев и прочие. Посещение Оптиной Пустыни наместником Троицко-Сергиевой лавры о. архимандритом Антонием. Поездка старца Макария в Москву и Сергиеву лавру. Отношения Московского митрополита Филарета и лаврского наместника архимандрита Антония к старцу Макарию и его к ним. Участие митрополита Филарета в книжных трудах оптинских братий Среди забот и хлопот как по внешнему благоустройству скита, так и по внутреннему духовному окормлению всего немалочисленного оптинского братства, не исключая и книжных занятий, старец Макарий находил возможность уделять время и на отлучки из своей обители – на малый срок нередко, а кое-когда и на довольно продолжительное время, всегда, впрочем, с благою целию оказывать духовную пользу ближним, а вместе и самому воспользоваться. Так, в 1848 году 4 октября отправился он, в сопровождении одного послушника, по консисторскому паспорту в Орловскую и Курскую губернии на целый месяц. А несчастный в дороге случай со старцем заставил его пробыть вне своей обители и долее. Того же октября 18 числа получено было в Оптиной из г. Севска письмо с уведомлением, что батюшка о. Макарий, не доехавши до г. Дмитровска, повредил себе руку вследствие того, что повозка, в которой он рано в темноте выезжал с постоялого двора, нечаянно взвалилась. Врачи – дмитровский, а за ним и севский – думали, что у старца в правой руке переломлена кость; оттого и пользовали его руку перевязками и примочками. Старец стал даже чувствовать некое облегчение. Но на деле оказалось иное. Оптинский настоятель о. Моисей с братиею, долго ожидая возвращения старца, стали сомневаться, правильно ли понимали врачи его болезнь. И потому, списавшись со старцем, послали к нему в Севск его келейника о. Иродиона с опытным костоправом, который нашел вместо перелома вывих кости у плеча. Нужно было старцу решиться на трудную операцию, дабы вправить в свое место кость, которая уже стала было зарастать. Боль была сильнейшая. Но, при помощи Божией, операция прошла весьма удачно; и старец в тот же день мог уже поднимать и опускать свою больную руку. А 20 ноября он имел возможность, к общей радости всего оптинского братства, и возвратиться восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Половина, которую занимал старец, состояла из двух комнат – обе с передними и с выходами в коридор. Первая передняя вела в приемную комнату, стены которой, кроме юго-восточного угла, занятого св. иконами, были обвешаны видами русских иноческих обителей и портретами известнейших наших архипастырей и мужей, просиявших подвигами благочестия. На западной стороне, над диваном, находились живописные портреты преосвященных: Астраханского Никифора Феотоки, Пензенского Иннокентия, Черниговского Лазаря Барановича; литографированные изображения: Александрийского Патриарха Иерофея и Всероссийского – Никона; высокопреосвященных митрополитов: Филарета Московского 43 , Филарета Киевского, Никанора, Григория и Исидора Новгородских и С.-Петербургских; архиепископов Воронежских Антония и Игнатия; епископов: Белгородского Иоасафа Горленки (ныне прославленного Св. Церковью ) и Калужского – Григория П. Кроме сих, на других стенах келлии были еще портреты известных своею высокою жизнию старцев: Илариона Нефедьевича (вернее – Мефодиевича), подвизавшегося в посте и молитве в селе Троекурове Лебедянского уезда Тамбовской губернии более 30 лет при церкви св. Димитрия Солунского 44 ; Иоанна, Затворника Сезеновского, той же губернии и уезда; Серафима, старца Саровского (ныне прославленного Св. Церковью угодника Божия); Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения, духовника высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского; архимандрита Макария (Глухарева), бывшего Алтайского миссионера, а потом настоятеля Волховского Оптина монастыря, скончавшегося в 1847 году; основателя Белобережской пустыни схимонаха Симеона; игумена Валаамского монастыря отца Назария; Саровского иеромонаха Илариона; Задонского затворника Георгия Машурина; Оптинского старца иеросхимонаха Иоанна, известного своими сочинениями против раскольников; Оптинского старца иеросхимонаха Леонида; Саровского схимонаха Марка; Задонского схимонаха Митрофана. Сверх того портреты мирских особ: Ивана Васильевича Киреевского , лежащего во гробе, и Ивана Акимовича Мальцева.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 39.) Что же касается до государств человеческих, то они нисколько не относятся ни к Иерархии небесной, ни даже к земной, потому что Единая Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан. Для Бога все равно, в каком бы человек государстве ни жил; только был бы истинно верующий и благочестивый христианин. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 76.) Полное беспечалие бывает при полном послушании, по вере в духовного отца. Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 308.) Смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самых духов злобы. Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 88.) Не вникай в чужие дела – мир потеряешь! Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 125.) Список использованной литературы 1. Собрание писем оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам. М.: Паломник, 1995. 2. Письма старца Амвросия к монашествующим. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 3. Житие и поучения Иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 4. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. М.: Изд. Оптиной Пустыни, 1869. 5. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.: Благовест, 1995. 6. Житие Иеросхимонаха Илариона. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 7. Житие Иеросхимонаха Иосифа. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 8. Житие схиархимандрита Исаакия I. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 9. Житие Иеросхимонаха Льва. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 10. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1997. 11. Житие схиархимандрита Моисея. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 12. Житие Иеросхимонаха Нектария. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-16/29 июня 1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его соработничеству со старцами Львом и Макарием, стало возможно не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет. Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних. Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высоко-духовным старцем. Схиигумен Антоний (1795-7/20 августа 1865) в 1825 году, после назначения его брата по плоти — преподобного Моисея, настоятелем Оптиной Пустыни, был определен начальником Оптинского Иоанно-Предтеческого скита. А до этого он, так же со своим братом, подвизался в строгой жизни в Рославльских лесах, пока наконец они не сошлись с последователями духовной традиции молдавского старца Паисия — преподобным Львом и преподобным Макарием. Во время настоятельства преподобного Антония в Предтеченском скиту туда с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. Вскоре, впрочем, преподобный был назначен настоятелем другого монастыря, однако затем по болезни вернулся в Оптину уже навсегда. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь креста тяжелого, продолжительного недуга. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что преподобный Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010