Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Никита, святитель, епископ Ремесианский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию). По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз. Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро. В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

http://pravenc.ru/text/116056.html

7 июля, в престольный праздник Антониево-Дымского монастыря, в котором почивают святые мощи преподобного Антония Дымского, владыка Мстислав после Божественной литургии возглавил крестный ход до освященного преподобным Антонием Дымского озера. 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, владыке сослужили протоиерей Димитрий Кулигин и иерей Антоний Чумаков. А у тром 9 июля приехавшие в Успенский монастырь паломники смогли вместе с крестоходцами пройти по улицам Тихвина. Крестный ход «Путь Богородицы» завершился праздничной Литургией и концертом. - 11 июня нынешнего года в Годеново, где сейчас хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень, и в селе Погост Крест, где на месте его явления сейчас находится мужской монастырь Животворящего Креста, прошли торжества, посвященные 600-летию со дня его явления на Сахотском болоте. Этой дате посвящен Всероссийский крестный ход с его точной копией. 9-11 сентября копия Креста пребывала в Казанском соборе Санкт-Петербурга, откуда 12 сентября машина с Крестом возглавила ежегодный общегородской крестный ход, посвященный перенесению мощей Святого благоверного князя Александра Невского. Но на 40 лет раньше Небоявленного Креста в России явилась Тихвинская икона. И обе эти святыни, и Цереградская икона Божией Матери, находящаяся в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, пришли к нам из Византии, ибо Господь возложил на Россию миссию быть оплотом Православия в мире после падения Константинополя. Что значит лично для Вас Тихвинская икона ? - В Русской Православной Церкви есть множество чудотворных образов Божией Матери – Заступницы Русской земли. В центре России – в ее столице – сияет Владимирский образ Богородицы, южные пределы хранит и благословляет Иверская икона, с запада наши земли ограждают Почаевская и Смоленская иконы, а пределы севера и северо-запада нашей многонациональной Родины охраняет чудотворная Тихвинская икона Божией Матери . - 10 лет тому назад Вы стали губернатором Ленинградской области, а владыка Мстислав, высоко оценивший Ваши заслуги перед Тихвинской епархией, стал главой епархии. Так Сам Господь благословил симфонию церковной и светской власти.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января, в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого ) и 24 июня, в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так, через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» ( Пс. 54, 8 ). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Литература: 1 . Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оной преподобного Антония. СПб., 1861. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местночтимых. Вып. 5. Январь. Тверь, 1897. Святых праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских Тропарь, глас 1: Болезньми святых праведных отроков/Иакова и Иоанна,/имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские  были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. Святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн – в пятилетием были умерщвлены злодеями. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг. при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 годами обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июнь. - 2002./Ч. 1. – 664 с.; Ч. 2. – 616 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конференция " Религия и власть в России. 1905-1917 " прошла в Санкт-Петербурге июня 2017 В Государственном музее истории религии 13-14 июня прошла конференция " Религия и власть в России. 1905- 1917 " . Конференция собрала несколько десятков участников. В рамках общей конференции работала отдельная конференция, посвященная церковно-исторической тематике - " Власть и Церковь в Древней Руси: события, личности, идеи " . В ней участвовали восемнадцать специалистов из одиннадцати городов России, Украины и Белоруссии. Заседания проходила как в Музее истории религии, так и в Свято-Исидоровском храме . Участников из Санкт-Петербурга было трое: клирик Успенского Оптинского подворья протоиерей Стахий Савицкий , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы - подворья Антониево-Дымского монастыря иерей Димитрий Пономарев и клирик Свято-Исидоровского храма, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин . Протоиерей Стахий Савицкий представил доклад об источниках предыстории спора нестяжателей и иосифлян. Докладчик обратил внимание присутствующих на неизменную актуальность этого спора. Он подчеркнул, что вопрос церковных имуществ был актуален уже во времена императора Константина и святых отцов " золотого века " , а также с первых столетий бытования христианства на Руси. Особую важность он приобрел в годы княжения Дмитрия Донского, когда крупные земельные собственники - монастыри стали избирательно относиться к своей княжеской юрисдикции, защищая права собственности на землю. Наибольшего накала эта проблема достигла к моменту создания единого государства Иваном III. Клирик подворья Антониево-Дымского монастыря иерей Димитрий Пономарев поделился с присутствующими своим методом выделения " духовной семьи " среди преподобных отцов на примере духовной связи преподобных Варлаама Хутынского и Антония Дымского. Эта теория лежит в основе его кандидатской диссертации, которую он будет защищать в СПбДА 23 июня. С помощью данного метода, помимо прочего, можно более точно датировать время жизни и подвижничества русских святых и выявлять ранее неизвестные достоверные данные из их житий.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Божественная литургия совершена в Покровском храме на Боровой улице Санкт-Петербурга спустя 76 лет после его закрытия 13 августа 2012 г. 15:04 11 августа 2012 года епископ Лодейнопольский Мстислав совершил Божественную литургию в петербургском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. Это первое богослужение в Покровском храме спустя 76 лет после его закрытия. Епископу Мстиславу сослужили настоятель Антониево-Дымского монастыря (Ленинградская область) игумен Игнатий (Бузин) и епархиальное духовенство. За Литургией пел сводный хор певчих Александро-Невской лавры и хора духовенства епархии. Обращаясь после богослужения к игумену Игнатию, епископ Мстислав сказал: «Царство Небесное силой берется, свидетельствует нам Священное Писание. Отец Игнатий, Вы своими подвигами, молитвой и силой сумели получить этот храм. Но предстоит еще много трудов. В первую очередь Вам нужно приобрести духовных чад, прихожан этого храма, чтобы они не только приходили на праздники и ставили свечи, но стали вашими помощниками». Храм, в котором с 1989 года находился молитвенный дом баптистов, был возвращен епархии 19 июня 2012 года и получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Его первой святыней стал ковчег с дланью святого Антония Дымского. В церковном здании отремонтирована протекавшая крыша, теперь в нем можно служить. Еще накануне здесь вставляли двери и красили стены. Девятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высокой шатровой колокольней была построена в 1897 году по проекту зодчего Н. Никонова в русском стиле XVII века. При советской власти ее закрыли, купола демонтировали. В здании располагалась багетная мастерская Худфонда. Пользуясь помещениями храма 23 года, христиане-евангелисты проводили косметический ремонт. Практически сразу через отштукатуренные стены проступил лик Христа: баптисты посчитали это чудом и восстановили фреску, хотя в их традиции нет икон и росписей. Иконостас для нижнего храма заказан в мастерских «Софрино», а в верхнем храме великомученика Вонифатия настоятель намерен воссоздать майоликовый иконостас. В целом памятнику федерального значения предстоит долгое восстановление. Но «сначала душу надо реставрировать, а потом уже стены», — считает игумен Игнатий. По его мнению, главное — это молитвенная жизнь, поэтому богослужения в храме теперь будут совершаться регулярно. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма. В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами. В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми. Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные " . На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского. Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада. Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 года от храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого. Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел. 28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов. В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе. Комментарии и обсуждение В данный момент правильно: соборная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. В процессе активного восстановления (закончена кирпичная кладка второго этажа, ведутся работы по сооружению кровли с одним световым барабаном). 28 декабря 2010 года будут подняты и установлены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Еще при жизни преподобного Антония бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 гг.). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма «во общее же оупокоение братии» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище. В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли. Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита. В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине XIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом. Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время " во общее упокоение братии " был построен другой храм, " тёплый с трапезою " , в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06588

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010