Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Кротевич Борис Николаевич; 1.08.1889, мест. Богуслав Киевской губ.- 21.11.1973, пос. Малаховка Московской обл.), митр. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье священника. Окончил 2-ю классическую гимназию в Киеве, затем в течение года учился в Киевском медицинском ин-те. Прервав обучение, поступил в КДА, к-рую окончил в 1914 г. После вступления в брак рукоположен во диакона, 14 авг. 1914 г.- во священника и служил в Воздвиженской ц. с. Пирогова Киевской епархии. В 1917 г. переведен в ц. вмц. Екатерины на Лукиановском кладбище в Киеве, в 1919 г. назначен настоятелем киевской Байково-кладбищенской ц., благочинным 3-го округа Киева с возведением в сан протоиерея. С 1931 г. настоятель Софийской ц. на Софийской набережной в Москве, с 17 авг. 1932 г. настоятель Христорождественского собора г. Коврова и благочинный Ковровского округа Владимирской епархии. В нояб. того же года за соч. «История Страстной седмицы до образования Студийского устава» удостоен степени канд. богословия. В 1933 г. настоятель Введенской ц. г. Иваново, с 1934 г. настоятель собора в г. Орехово-Зуево и благочинный Орехово-Зуевского округа Московской епархии. В 1935 г. разведен. В 1937 г. переведен настоятелем храма в г. Перово Московской епархии и благочинным церквей Ухтомского и Раменского р-нов. В том же году арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и осужден на 5 лет лагерей, освобожден в 1942 г. В 1944 г. возобновил пастырское служение в Житомирской епархии, где был назначен настоятелем храма и благочинным. 11 авг. 1944 г. принял монашеский постриг от игум. Кронида в пещерном храме Киево-Печерской лавры с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского. Антоний (Кротевич), еп. Костромской Антоний (Кротевич), еп. Костромской 14 авг. 1944 г. во Владимирском соборе Киева А. был хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию возглавил Патриарший экзарх Украины митр. Киевский Иоанн (Соколов) . В 1946 г. А. был переведен на Костромскую и Галичскую кафедру и назначен временно управляющим Ярославской епархией. 25 февр. 1952 г. возведен в сан архиепископа, 16 нояб. 1953 г. по собственному прошению уволен на покой. 9 февр. 1954 г. назначен на Тульскую и Белёвскую кафедру, с 1958 г. временно управлял также Ростовской и Новочеркасской епархией. 16 марта 1961 г. переведен на Минскую и Белорусскую кафедру, возведен в сан митрополита. 5 июля того же года снова уволен на покой. С 12 янв. 1962 г. митрополит Орловский и Брянский, с 28 мая 1963 г. на покое, с 30 марта 1964 г. митрополит Ивановский и Кинешемский, с 27 янв. 1966 г. митрополит Тульский и Белёвский, с 7 июля 1966 г. на покое, с 28 нояб. 1968 г. митрополит Тамбовский и Мичуринский. 8 июня 1970 г. ввиду преклонного возраста был уволен на покой и поселился в подмосковной Малаховке.

http://pravenc.ru/text/115972.html

В подтверждение оценки митрополита Антония как разумного управленца историк А.А. Федотов на основании документальных свидетельств пишет, что тот при наведении порядка в подведомственной ему епархии искоренял такие «традиционные пороки» духовенства, как пьянство, нигилизм, скандализм, кляузничество. Вот пример тем на заседании епархиального собрания 10 октября 1949 года, следствием которого явились перемещения священников с прихода на приход: были подняты вопросы о нарушении священниками церковных канонов и гражданского законодательства о культах, о халатном отношении благочинных к своим обязанностям, о неприглядном моральном облике и вольном поведении священников. «Птицын уронил себя в моих глазах поведением и своим доносом на благочинного прот. Скворцова в Воздвижение Креста Господня!» — восклицает митрополит. И дальше замечает: «Ворон ворону глаз не выклюет, а поп попу пакость сделает» . Своим указом он переводит священника Федора Соколова из с. Покров Межевского р-на на другое место служения с формулировкой: «Он болен, исправился теперь в прежних грехах, нужно его поближе к медпункту, таково с. Васьковка Антроповского р-на» . Вот еще распоряжение о переводе, в котором говорится, что священник с. Шанга Шарьинского р-на Одоевский Д. перемещается в церковь с. Покров Межевского р-на в связи с тем, что на прежнем приходе не было выбрано ни старосты, ни приходского совета, он сам торговал свечами и вырученные средства оставлял себе . Из этих сведений о перемещениях мы можем составить облик послевоенного духовенства. К сожалению, он очевидно далек от совершенства и вызывает соответствующую реакцию у управляющего епархией. В некоторых случаях митрополит Антоний вступался за духовенство перед уполномоченным и гражданскими властями, например, ходатайствовал о перерасчете налогообложения на приходы, настаивал на соблюдении прав . Так, заведующий Нерехтским райфо Никифоров, будучи недоволен подаваемой священником с. Княгинино Нерехтского р-на А. Арменским декларацией о доходах, вызвал последнего и продержал его у себя в течение 6 часов. Несмотря на жалобы священника из-за грубости и издевательств, Никифоров под угрозой ареста получил от него нужные сведения. Епископ Антоний, узнав об этом, заявил протест в Патриархию и уполномоченному по делам РПЦ . Священника Н. Птицына, временно запрещенного в служении за халатное отношение к своим обязанностям и кляузничество, митрополит Антоний не оставил без средств к существованию, предписав замещающему его на приходе в г. Галич священнику Румянцеву делиться с Птицыным половиной своих доходов .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Именно в негативном ключе характеризует и дает оценку духовенству и его деятельности в советский период известный «правозащитник», священник Георгий Эдельштейн, который делит священнослужителей на группы: истинные пастыри – новомученики и исповедники, те священники и миряне, кто не молчал, но публично свидетельствовал о гонениях на Церковь; другая группа – «красные попы – сергианцы», предатели, гонители Церкви, руками которых разлагались церковные структуры. К первой группе, кроме себя самого, новомучеников и исповедников Российских, он относит архиепископа Ермогена (Голубева) и архимандрита Тавриона (Ботозского), а также «не молчащих» священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, ко второй группе – всех остальных архиереев и священнослужителей, в том числе, как он пишет, «одного из самых выдающихся самодуров Московской Патриархии Антония (Кротевича) повинного в сотнях, если не в тысячах злохудожеств, включая и закрытие храмов» . Такого же мнения о митрополите Антонии, как было указано выше, придерживаются авторы автобиографической статьи о митр. Антонии в «Православной Энциклопедии» прот. Владислав Цыпин и Н.А. Зонтиков . Обратимся к документальным источникам. При внимательном их рассмотрении следует наглядный вывод о том, что закрытие храмов было не во власти и желании архиереев. При общем сравнении деятельности и оценки личностей архиереев хрущевского периода, надо сказать, митрополит Антоний не особенно чем выделялся. Он не сделал ничего такого, что не делали в то время и при тех же обстоятельствах другие архиереи. Разберем тезис о закрытии храмов как свидетельство предательской антицерковной политики сервилизма архиереев Русской Православной Церкви перед советской безбожной властью. При рассмотрении документов видно, что повсеместное закрытие храмов в советский период было продиктовано государственными постановлениями и инструкциями, постановлениями горсоветов и исполкомов, сельсоветов, но не податливостью или стойкостью архиереев . Протоиерей Владислав Цыпин в написанной им «Истории Русской Церкви в 1917-1997 гг.» отмечает, что в 1959 г.

http://bogoslov.ru/article/6169624

Митрополит Антоний всегда требовал от священников соблюдения богослужебной, финансовой и нравственной дисциплины. Среди сохранившейся документации находим лишь несколько свидетельств применения им крайних мер в отношении священнослужителей — нарушителей дисциплины и церковных канонов. В резолюциях и определениях митрополита встречаются формулировки «огорчил», «вызывает недоумение», упреки в «недобросовестном отношении к обязанностям» и т. д. Например, в обращении к благочинным 20 апреля 1952 года он пишет: «Самовольно отлучаться от прихода ни под каким видом не разрешается. Мое распоряжение от 8.07.1946 года и неоднократные напоминания Канцелярии в корне нарушаются (Лаодикийский собор 42 правил)». Или, например, указание благочинным следить за деятельностью церковных советов, отдельные члены которых недобросовестно исполняли свои обязанности, выражено в следующей форме: «обидно» осознавать, что даже «маститые» священники требуют деньги за требоисполнение; он напоминает таким мздоимцам о 99-м правиле VI Вселенского Собора, предписывающем духовенству довольствоваться добровольными пожертвованиями, и указывает, что взимание таксы за требоисполнение было им отменено в марте 1946 года . Неразумной или антицерковной такую деятельность вряд ли можно назвать. Подобным же образом приводили священническую и приходскую дисциплину на должный уровень и другие архиереи Русской Православной Церкви, в том числе те, кто перешел в епархии, ранее руководимые митрополитом Антонием, — Костромскую, Тульскую, Ивановскую. Упор в решении архиереями кадрового вопроса делался не столько на рост числа духовенства, сколько на возрастание уровня осознания пастырями своего призвания, что способствовало церковному благу в условиях жесткой критики и нападок со стороны советских госорганов и атеистических активистов . В докладе митрополита Антония о церковной ситуации в Костромской епархии упоминаются (не пофамильно) люди, не подчиняющиеся ни духовной, ни светской власти. Люди, которые в 1946 году не представляли, что такое осторожность. Например, митрополит упоминает в связи с общей необразованностью и «дремучестью» духовенства епархии единственного на тот момент имеющего академическое образование протоиерея А.Н. Крутикова и дает ему следующую характеристику: «Он не столько устарел, сколько отупел, в списке книг от своей церкви он ставит Манифест 1905 года о подавлении революции». Сожалея о нехватке работоспособных кадров, в ту пору епископ Антоний задает вопрос: «Каков же он был в роли Благочинного и какова же была ответственность за такого благочинного?» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

После революции, в период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500-летнюю историю. Церковь была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. Использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В настоящее время в церкви продолжается реставрация фасада и внутренних помещений, благоустраивается территория. Официальный сайт http://www.orel-eparhia.ru . Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков Ахтырская церковь была построена в 1773-1775 г.г. В 1773 г. на средства Орловского купца Пастухова и прихожан началось строительство каменного храма. В 1775 г. постройка придельной церкви была окончена, а в 1786 г. закончилась постройка и основной Ахтырской церкви. В 1776 г. храм расширили. В течение последующего столетия в храме были проведены несколько реконструкций, направленных на увеличение площади. В 1823 г. была построена четырехъярусная колокольня. В 1897 г. на территории собора открыли бесплатную школу, в которой могло обучаться 40 детей. После революции были разграблены ценности и изъят очень древний серебряный крест, который имел огромную важность и являлся святыней храма. В 1938 г. церковь закрыли и в течение трех лет использовали как хранилище зерновых культур. В 1942 г., во время оккупации Орла, храм открыли. С того момента он не закрывался. В 1962 г. ему присвоили статус кафедрального собора. В ходе проведения реставрационных работ 2010-2013 г.г. были выполнены следующие работы: раставрация колокольни, лестницы, площадки, цоколя северного фасада, площадки, цоколя южного фасада. Проведены реставрация и восстановление лицевой поверхности песчаником - гранитом, барабанов главок четверика, штукатурки и отделки оштукатуренных поверхностей.

http://sobory.ru/article/?object=02338

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр. Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г. Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком. В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство храма При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора — Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода. Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора. Также при храме с 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху. Совершаются богослужения с сурдопереводом. Существует воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Авторитетный церковный историк, протоиерей Владислав Цыпин в написанной им «Истории Русской Церкви в 1917-1997 гг.» отмечает, что в 1959 году закрытие приходов Русской Церкви в СССР приобрело «массовый характер, в следующем, 1960-м году оно осуществлялось с еще большим размахом», 1437 храмов были закрыты, разрушены или взорваны. Он сравнивает кампанию по закрытию церквей в 1959-1960 гг. с подобной кампанией эпохи «великого перелома» и не отмечает «отличившихся» в закрытии храмов архиереев . Следует заметить, что храмы закрывали не только в период крупных антирелигиозных кампаний (1929-1937, 1958-1963), но и в период т. н. «послевоенного возрождения» и «брежневского застоя», то есть в советский период истории не было времени, когда храмы не закрывали по тем или иным причинам, массово либо избирательно. Штраф за веру в Бога Рассмотрим характер государственно-церковных отношений в послевоенные годы. Если с 1946 по 1948 гг. количество открываемых по ходатайствам верующих храмов росло, то с 1949 года началось постепенное закрытие храмов. Это произошло в связи с изменением государственной политики в отношении к Церкви и к ее возможностям в международных стратегических проектах по продвижению гегемонии советского влияния в мире . В подтверждение приведенного тезиса отметим статистику закрытия храмов на примере нескольких епархий Центральной России. Например, если в Костромской епархии, которую возглавлял епископ Антоний (Кротевич), за период 1946 по 1948 гг. было открыто 5 церквей, то с 1948 по 1953 гг. было закрыто 17 церквей, с 1953 по 1963 гг., за 10 лет после его ухода из епархии, закрыто 9 храмов. Архиепископ Антоний (Кротевич) Опровергая вину епископа Антония в закрытии храмов и формулировку статьи в «Православной энциклопедии», что «он не проявлял должного рвения в противодействии закрытию храмов» , укажем, что эти цифры не сравнимы с количеством закрытых церквей после революции, в 1920-1930-е годы. С 1917 по 1941 гг. в Костромской епархии было закрыто 306 церквей, особо массовый характер закрытие имело в годы «великого перелома» и последующие 1930-е годы .

http://bogoslov.ru/article/6167175

О крутом и взрывном характере митр. Антония свидетельствовали иеромонах, впоследствии архиепископ Ивановский Амвросий (Щуров) и другие священнослужители. Помочь понять причины такого поведения могут слова самого митрополита в епархиальном отчете за 1965 год: «Одной из моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского духовенства и наблюдение за постановкой церковного дела на местах». Далее он отмечает: «По мере возможности были приняты меры для надлежащего размещения духовенства в приходах, согласно их персональным данным и способностям, для пользы церковного дела» . Такие действия епископа не всем пришлись по душе. Послевоенное духовенство не представляло из себя единообразный и сплоченный коллектив. Священнослужители сильно различались по возрасту и уровню образования (многие имели лишь начальное) и воспитания. Их еще предстояло после лихолетья 1930-х годов привести в должное для служения состояние. Какова была картина церковной жизни, например, в Костроме в 1946 году, митрополит описывает в докладе в Патриархию. Он говорит о «дефективном» характере местного духовенства, большей частью без духовного образования и в преклонном возрасте. Нередки были случаи, когда священники подпадали под влияние монахинь, в большом количестве находившихся на приходах: «Они во многих приходах являются старостами, певицами и уборщицами, — пишет костромской епископ, — имеют тесную связь с верующими и окормляют их своим духовным руководством часто гораздо больше своих настоятелей» . Влияние монахинь на приходе выражалось не только в том, что власть и финансы во многих случаях были сосредоточены в их руках, но и в том, что они не признавали появившуюся в 1946 году каноническую церковную власть. Многие из них принадлежали к иосифлянскому движению. Необходимо отметить, что с 1942 по 1946 годы Костромская епархия временно управлялась ярославскими архиереями. Обе области находились под сильным влиянием иосифлянского движения. С целью ликвидации влияния монахинь на приходах вверенной ему епархии епископ Антоний ходатайствовал об открытии Ипатьевского монастыря (в епархии отсутствовали действующие монастыри), в который хотел собрать их всех. Он жалуется на невозможность взять под контроль приходские финансы в связи с удаленностью приходов от областного центра и недобросовестностью духовенства и церковных советов. «Основная нужда в Епархии, — пишет митрополит, — в образованном духовенстве… Епархиального Совета в Костромской епархии нет, как нет их и нигде» . Патриарх Алексий (Симанский) на докладе епископа Антония о положении дел в Костромской епархии в 1946 году написал следующую резолюцию: «Желаю Преосвященному с помощью Божией привести Епархию в должный порядок и взамен людей, подрывавших правильное течение церковной жизни, найти добрых делателей в виноградник Христов» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским. В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и сегодня. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более 1000 человек. При храме было 2 церковных дома — каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке. В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучении было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500летнюю историю. Ахтырской церковь, была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитами; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания, восстановлена изначальная форма куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=02338

В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитками; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания: восстановлены изначальные формы куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено было быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. В июне 2009 года, по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, кафедра Орловско-Ливенской епархии вновь перенесена в Ахтырский собор. Святыни [ править править код ] Ахтырская икона Божией Матери [ править править код ] Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой " уготованности " , " очищенности " от " чрева матери " , переложенные сирийским богословом IVb. Ефремом Сириным . Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. " Се Раба Господня " . Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - " альфа и омега " , - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий. Десница Тихона Задонского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010