Илья Басин Скачать epub pdf (к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского) Содержание Биография Благовестие любви Жажда единства Попечение о Церкви Митрополит Антоний и св. Иоанн Кронштадтский Прошлое и будущее     В 1909 г. Сергей Николаевич Булгаков писал: Церковная интеллигенция, которая подлинное христианство соединяла бы с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач (чего так часто недостает современным церковным деятелям), если бы таковая народилась, ответила бы насущной исторической и национальной необходимости. Ко времени выхода в свет сборника «Вехи» Петербургскую кафедру уже двенадцатый год занимал иерарх, который с почти столетнего расстояния может показаться идеальным образцом как раз той церковной интеллигенции, которую не находил среди «современных церковных деятелей» С.Н. Булгаков. Но мы не в праве обвинить философа в близорукости или же усомниться в выдающихся качествах личности владыки Антония (Вадковского) , митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. О причинах такой странной на первый взгляд «невстречи» владыки с С.Н. Булгаковым я скажу чуть позже; сейчас же обратимся к обстоятельствам жизни митрополита Антония. Биография Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле о. Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 г. возглавил открытие мощей святого. В 1866 г., после окончания духовной семинарии в Тамбове, Александр Вадковский как лучший ее выпускник был принят в Казанскую духовную академию. По воспоминаниям друзей, именно здесь он сложился целиком, в духе интеллигенции 1860–1870-х годов, здесь же обрел на всю жизнь особую любовь к славянофилам, из которых выше всех ставил А. С. Хомякова. Возвышенный идеализм шестидесятников, не замутненный левым радикализмом, но пронизанный пламенной верой, определил весь строй личности Александра Вадковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (11.01.1844, с. Эксталь Тамбовского у. Тамбовской губ.- 4.07.1915, Казань), рус. правосл. богослов, библеист. Сын пономаря соборной церкви г. Шацка Тамбовской губ. Закончил Шацкое ДУ (1860), Тамбовскую ДС (1866) и КазДА (1870; однокурсник (13-й вып.) буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . После окончания ДС был назначен преподавателем словесности и избран помощником библиотекаря. За курсовое соч. «О вариантах в книгах Нового Завета, их происхождении, отношении к вопросу о целости священного текста и критических приемах, употребленных для утверждения общепринятого чтения» получил степень магистра богословия. После предоставления лекционной программы 2 нояб. 1871 г. был избран на должность доцента по кафедре Свящ. Писания НЗ, одновременно в 1884-1896 гг. преподавал нем. язык. В 1873 г. женился на дочери проф. Казанского имп. ун-та прот. М. М. Зефирова . С 1875 г. Б. входил в комиссию по описанию рукописей Соловецкой б-ки и составил реестр большинства библейских книг из 1-го отдела собрания. В дек. 1876 - февр. 1882 г. состоял членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания ВЗ. С 29 янв. 1886 г. экстраординарный профессор. С 1891 г. вместе с прот. А. П. Владимирским занимался исправлением Синодального перевода Библии, однако поданные в Святейший Синод материалы (ок. 1 тыс. слов и выражений из НЗ, подлежащих исправлению) оказались невостребованными. В 1894 г. за соч. «Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям свв. апп. Матфея и Луки» (Каз., 1893) Б. был удостоен степени д-ра богословия. Несмотря на сопротивление К. П. Победоносцева , находившего «не совсем удачным собственно название диссертации», после вмешательства архиеп. Финляндского Антония (Вадковского) 24 апр. 1894 г. был утвержден Святейшим Синодом в степени д-ра богословия. В 1896 г. за диссертацию получил полную премию митр. Макария (Булгакова). Я. А. Богородский назвал сочинение «выдающимся явлением в богословской литературе не только отечественной, но и всей западной» (Протоколы… 1896. С. 109). П. А. Юнгеров отметил, что Б. первым в рус. богословской традиции применил к евангельскому повествованию историко-экзегетический метод исследования.

http://pravenc.ru/text/149569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Прозоровский Дмитрий Дмитриевич; 9.08.1870, слобода Сок-Кармала Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Северное Оренбургской обл.- 23-25.10.1937, Томск), архиеп. Ростовский-на-Дону. Из многодетной семьи священника. Детство прошло в бедности, рано лишился отца. Окончил Симбирское ДУ (1880) и Самарскую ДС (1891). Был определен на должность псаломщика при храме с. Кротовка Самарского у. с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 г., после женитьбы рукоположен во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 г. поступил в СПбДА. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия. Определен в Рижскую ДС преподавателем Свящ. Писания. В 1900 г. по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведен инспектором в Благовещенскую ДС. 26 нояб. 1901 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской ДС. Входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского еп. Никодима (Бокова) , участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов; редактор «Благовещенских ЕВ» (1904). В 1905 г. в связи с напряженными отношениями губернатора и еп. Никодима Д. как сторонник архиерея был удален из Благовещенска и определен на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил под началом С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) , к-рый возглавлял движение по возрождению в Церкви соборности и восстановлению Патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митр. Антония. Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) Дионисий (Прозоровский), еп. Петровский. Фотография. 1912 г. (ГРИА) В кон. 1906 г. назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи муж. мон-ря . В янв. 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиеп.

http://pravenc.ru/text/178402.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский Во имя правды и достоинства Церкви Вышло в свет уникальное исследование о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове) Источник:  Православие.Ru От автора В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и церковных историков. Были изданы сборники статей, писем, поучений, богословских работ известных церковных деятелей. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода, – прославленном в 2000 г. в лике новомучеников Российских, – до сих пор не было ни одного серьезного исследования. Между тем деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, например, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Кирилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902 – 1904 годов, когда он (в сане архимандрита) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирование многих важнейших решений Поместного Собора 1917 – 1918 годов. О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петербургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре (1910 – 1917) единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциального сельского священника – до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина – до представителя либеральной прессы. Удивительно, но даже дореволюционная деятельность свяшенномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического исследования, хотя большинство публикаций и документов были исследователям вполне доступны.

http://religare.ru/2_9430.html

прот. Владимир Сорокин Предисловие протоиерея Владимира Сорокина На страницах церковной печати в свое время широко и разносторонне освещалась архипастырская и ученая деятельность выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – Высокопреосвященного Антония (Вадковского) (3.VIII.1846 – 2.XI.1912), митрополита С.-Петербургского и Ладожского 1 . Однако не все периоды его многогранной деятельности получили свое полное освещение. В частности, далеко не все было опубликовано из того, что относится к периоду жизни Владыки митрополита, когда он был преподавателем, доцентом и профессором кафедры гомилетики в Казанской Духовной Академии (1870–1885). Судя по тому, как он дорожил памятью о годах, проведенных в Духовной школе, с какой любовью он вспоминал там свои занятия, с уверенностью можно сказать, что это были для него годы кропотливого труда, богословского обогащения и творческого вдохновения. Вот что говорит об этом сам Владыка: «Здесь в Академии положено начало моей духовной самодеятельности; здесь же я получил зачатки той нравственной устойчивости, которая поддерживала меня во всех моих несчастьях; здесь же сложился окончательно мой внутренний человек с известным складом миросозерцания, с известным воззрением на задачи и цель человеческой жизни. Академия, духовная мать моя, научила меня находить для себя во всех превратностях жизни точку опоры в той области, которая не знает ни смерти, ни разрушения, ни уничтожения: в области духа» (Православная Богословская энциклопедия. Т. 1. Пг., 1900, кол. 894). По словам коллег и сослуживцев, из Казанской Духовной Академии Владыка Антоний вынес «добрую, ничем не запятнанную репутацию, природное расположение и приобретенный навык к труду, горячее (хотя и раненое) сердце (здесь скоропостижно скончалась его супруга, а вскоре после этого и двое детей. – В. С.), сострадание к несчастьям людским, сознание высоты пастырского служения и знание духовных нужд пасомых, почерпнутые из обильного материала наук, над которыми он работал, покорность воле Божией и твердую веру в Промысл Божий, непостижимыми путями устрояющий жизнь человека» (Проф. Я. А. Богородский . Митрополит Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности. Казань, 1913, с. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) – поэт, прозаик, драматург, критик. Знаменитые речи И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Ф. Писемского, И.С. Аксакова прозвучали в Благородном собрании на второй день торжеств в честь столетнего пушкинского юбилея и открытия памятника на Страстной площади. В первый день в том же Благородном собрании Федор Достоевский прочитал монолог Пимена из «Бориса Годунова», а Иван Тургенев на бис – «Тучу». В самом же начале торжеств после панихиды у Страстного монастыря прозвучали слова митрополита Макария: «Ныне светлый праздник русской поэзии и русского слова. Россия чествует торжественно знаменитейшего из своих поэтов открытием ему памятника. А Церковь отечественная, освящая это торжество особым священнослужением и молитвами о вечном упокоении души чествуемого поэта, возглашает ему вечную память». Эта речь одного из самых авторитетных богословов того времени, автора многотомной «Истории Русской Церкви» положила начало особому разделу в литературоведении – православному пушкиноведению. В столетний пушкинский юбилей 26 мая 1899 года в Петербурге прозвучала речь митрополита Антония (Вадковского) , а в Казани – епископа Антония (Храповицкого) . Через двадцать лет Антоний Храповицкий, уже будучи митрополитом, главой Русской зарубежной православной церкви опубликовал в Белграде исследование «Пушкин как нравственная личность и православный христианин», а в 1937 году в Париже, в дни столетней годовщины гибели Пушкина, прозвучали речи протоиерея Сергея Булгакова «Жребий Пушкина», митрополита Анастасия (Грибановского) «Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви». Во второй половине XX века появилась одна из лучших статей архиепископа Иоанна (Шаховского) «Пушкин у порога инобытия». Таковы основные исторические вехи православного пушкиноведения XIX – XX веков, вошедшие в уникальное издание еще одного юбилея, 200-летия со дня рождения Пушкина – «Дар. Русские священники о Пушкине». Составители М.Д. Филин, В.С. Непомнящий (М., 1999), к которому мы и отсылаем читателей. В нашей подборке представлены стихи Пушкина и комментарии к ним, продолжающие разговор на данную тему уже в XXI веке, которому предстоит заново осмыслить очень многое как в великом пушкинском наследии, так и во всей величайшей тысячелетней Русской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91957.html 20 января 2012 Алексей Макаркин Церковь должна напоминать политикам о нравственности Источник:  Интерфакс-Религия Своим мнением о том, что является существенным в рождественском интервью патриарха Кирилла, какую роль Церковь может сыграть в нынешних политических процессах в России, в интервью " Интерфакс-Религия " поделился заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Что Вам больше всего запомнилось в рождественском интервью патриарха Кирилла? Какие моменты показались наиболее значимыми с общественной точки зрения? – Особенно значимым мне показалось то, что патриарх не занял позицию ни одной из сторон, которые появились в ходе декабрьских митингов, дискуссий, которые активно велись в Интернете. В интервью прослеживается стремление Церкви встать над конфликтом – что отнюдь не означает занять полностью отстраненную позицию от общественности. Церковь существует в обществе, это было всегда. Она стремилась выполнять умиротворяющую функцию на разных этапах российской истории. Когда-то это не удавалось, например, в 1993 году политики оказались слишком непримиримыми, чтобы церковное посредничество было эффективным. Но, по крайней мере, такое стремление присутствовало. В своем интервью патриарх как предстоятель Церкви как общественно значимый деятель выступил за диалог общества и власти, за то, чтобы, как он говорит, " протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса " и чтобы " власть воспринимала сигналы извне " . Я думаю, что это важно и справедливо. С одной стороны, как выразился Святейший, Россия исчерпала лимит на революцию. Хотя я с этой формулировкой не совсем согласен. Не думаю, что вообще в какой-то стране есть лимит на революции. Революция – это всегда потрясение, это слом человеческой сути и желательно ее вообще избежать. С другой стороны, я бы обратил внимание на важные слова патриарха, которые формально относятся не к нашему времени, а к совершенно другому историческому периоду – началу ХХ века. Речь об инициативе графа Витте по " использованию системы православных приходов для реформирования России " и о том, как эта инициатива была поддержана священноначалием в лице тогдашнего Петербургского митрополита Антония (Вадковского), а впоследствии сорвана наиболее реакционными государственными кругами. Этот пример показывает: ответственность за волнения в обществе несут не только безалаберные революционеры, но и власть, которая несвоевременно, неадекватно реагирует на запросы людей, не готова сформулировать идею.

http://religare.ru/2_91957_1_21.html

В. А. Федоров Глава 9. Русская Православная Церковь и государство в начале XX в. 1. Обсуждение проблемы церковных реформ В начале XX в. в церковной и светской печати постоянно указывалось, что основная причина кризисного положения Церкви коренилась в подчинении ее государству. Выдвигались требования освободить Церковь от жесткой опеки государства. Были поставлены вопросы о проведении реформ, призванных поднять ее авторитет, материальный и моральный уровень духовенства: в сфере центрального и епархиального управления, церковного суда, положения монастырей и приходского духовенства, духовного образования. Некоторые предлагали превратить Синод в «Синодальное правительство Всероссийского собора», независимое от светской власти, другие высказывались за восстановление патриаршества. Под давлением общественного мнения и требований свобод правительство в указе 12 декабря 1904 г. «Об усовершенствовании общественного порядка» 338 обещало провести закон о веротерпимости. В тот же день 12 декабря 1904 г. было издано Положение Комитета министров о немедленном прекращении действия принятых по делам «религиозного свойства» в административном порядке мер взыскания. При Комитете министров была создана специальная Комиссия для пересмотра узаконений о правах старообрядцев и сектантов. В этой Комиссии немало говорилось о неуместности вмешательства администрации в дела веры, о вреде насильственных мер против инаковерующих. Однако обещанные в указе послабления о свободе вероисповедания не коснулись положения самой Русской Православной Церкви, продолжавшей пребывать под опекой и мелочным контролем государства, что побудило в конце декабря 1904 г. петербургского митрополита Антония (Вадковского) от имени столичного духовенства направить Николаю II записку «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви» с изложением неотложных реформ. В ней говорилось, что готовящееся предоставление инославным конфессиям свободы странным образом обходило вопрос о представлении свободы самой «господствующей и первенствующей» Православной Церкви, находившейся в полной зависимости от светской власти. В итоге в записке был поставлен вопрос: «Не следует ли предоставить Православной Церкви большей свободы в управлении ее внутренними делами, где бы она могла руководствоваться главным образом церковными канонами и нравственно-религиозными потребностями своих членов и, освобожденная от прямой государственной и политической миссии, могла бы своим возрожденным нравственным авторитетом быть незаменимой опорою православного государства?». И тут же предлагалось: «Устранить или хотя бы ослабить ту постоянную опеку и тот бдительный контроль светской власти над жизнью церковной, которые лишают церковь самостоятельности и инициативы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Игуменья Мария Балашовская Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря 28.11.2013 672 Время на чтение 37 минут Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем. К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем. Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви. Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь. Екатерину определили в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение. Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010