За нравственностью воспитанников следили строго; насилия верованиям и религиозным убеждениям здесь не только не было, но даже таковое преследовалось у иезуитов. К тому же, еще то, что главный правитель венецианской республики Пасхалий-Цикония и начальник Падуи – Гриман особенное внимание обращали на университет, и заботились о том, чтобы в нем образование и воспитание сообщалось добросовестно всем иностранцам. После этого, неудивительно, если Лукарис вышел из Падуанского университета с неиспорченным сердцем, что между прочим, подтверждают несочувственные ответы Кирилла Лукариса о некоторых своих наставниках – католиках и протестантах, бывших в падуанском университете. Одного из них (Пикколомения) он осуждал за проповедание с церковной кафедры Римского учения об оправдании и предопределении; другого (Кремонина) – за неправильное суждение о Промысле, происхождении мира, бессмертии души и др. Да и сам патриарх Мелетий не произвел бы Лукариса в священника и потом в архимандрита, 294 если бы заметил что-нибудь дурное в своем питомце. Наконец, пребывание Лукариса в Острожском училище, имевшем главную цель – охранение православия в юго-западной России, и его присутствие на Брестском соборе – свидетельствуют о нем не только как о муже православном, но и ревностном поборнике православия. Мы это уже видели. Об этом времени молчат и обвинители его, не находя ни малейшего повода взнести на него клевету. Дальнейшия обвинения их, надают на путешествие Кирилла по западной Европе, предпринятое им после Брестского собора. Рассмотрим эти обвинения. Противники Кирилла Лукариса говорят, что он, после Брестского Собора, почувствовав необходимость в более основательном богословском образовании, в силу прежней симпатии к протестантизму, полученной им в первый период своего образования, особенно в Падуе, решился отправиться в средоточие протестантского богословия: был в Виттенберге, где лютеранское вероучение развито было до крайности; оттуда переселился в Рим кальвинизма – Женеву, где навсегда заразился кальвинизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распространению антиклерикальных настроений в Европе вв. способствовали труды Марсилия Падуанского (ок. 1280 – ок. 1343), французских легистов, богословов-номиналистов, францисканцев-миноритов и гуманистов. 4 . Историю формирования и идеи книг новозаветного канона, поскольку идеологи Реформации, отрицая конституциональную набожность католицизма, ставили целью возрождение традиций раннего христианства и возврат к новозаветному учению. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации 1.2. Проблема новозаветного канона до эпохи Реформации Апелляция к раннехристианским ценностям и «истинной вере», призыв вернуть христианство к апостольским временам составляют центральную идею Реформации, противопоставившей себя католицизму. Рассмотрение предпосылок Реформации целесообразно начать с характеристики канона Нового Завета, процесса его складывания и состояния в средние века, так как прочтение Библии «по новому» давало возможность идеологам протестантизма XVI в. «найти» «истинное» христианское учение и иные пути спасения. Обращаясь к периоду первоначального христианства вв., следует учитывать многие факторы. Прежде всего, сам сложный процесс отделения нового учения от других направлений в иудаизме и этапы его развития, на протяжении каждого из которых оно переживало эволюцию, касающуюся вероучения, культа и организации. В пределах указанных временных рамок принципиально изменился статус христианской церкви. Из церкви гонимой она превратилась в Римской империи в IV в. в признанную, а затем и в господствующую. Пережив закат античной цивилизации, стала структурообразующим компонентом средневекового общества. Середина I в. время вероучительной, культово-обрядовой (ритуальной) и организационной разобщенности, наличия большого числа сект как в иудаизме (саддукеи, фарисеи, зелоты, сикарии, терапевты, ессеи и др.), так и раннем христианстве (николаиты, валаамиты, последователи Иезавели). На данной стадии своей эволюции христианство еще не порвало связи с иудаизмом, в нем в наиболее оформленном виде были выражены мессианские и эсхатологические настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Так, история показывает нам, что религиозные насильники всех времен и народов искали путей для вторжения в религиозное чувствилище человека, чтобы «разрушить» неодобряемую ими веру и водворить в нем новый, одобряемый ими, религиозный акт - любыми средствами и любой ценой, даже ценой человеческой духовности и религиозности вообще. Мало того: из двух возможностей - «богопротивного» существования и смерти непокорного - смерть предпочиталась. Отсюда религиозные войны Зороастра, Магомета и ею последователей, крестовые походы против еретиков, религиозные войны реформации, католическая инквизиция с ее тюрьмами, пытками и кострами, пресечение отдельных ересей в России и, наконец, современное, жесточайшее в истории, преследование Православной Церкви. Весь этот способ «религиозного очищения» совершенно не соответствует своей цели, не разрешает поставленную задачу и достигает обычно обратных результатов: замученные и убитые не могли обновить свой акт; оставшиеся в живых, истерзанные и застращенные, теряли духовную свободу, вступали на путь притворства и утрачивали вообще божественный дар веры; религиозный акт разрушался, но не очищался, не освобождался и не перестраивался; принудительно «обновленный уклад души» не был уже ни духовным, ни религиозным, а навязанный обряд оставался внешним, мертвым знаком погибшей религиозности. И, по слову Марсилия Падуанского, изнасилованные люди не могли найти вечного спасения («coactis nihil spirituale proflcit ad aeternam salutem»). Вот почему этот путь религиозного очищения должен быть раз навсегда отвергнут. 5 Таков первый путь очищения, ведущий от тела к бессознательному чувствилищу человека. Второй путь начинает от сознательной сферы человека и ведет в ту же самую глубину созерцающего сердца. Человеческая душа, нуждающаяся в очищении, должна пережить некий аффект, потрясающий бессознательное, нарушающий его привычный, но духовно неверный уклад и заставляющий его обновить свою интенцию, переоценить свои жизненные содержания и перестроить или по крайней мере исправить свой акт. Необходимо некое, достаточно глубокое «ранение чувствилища», которое «вытолкнуло» бы душу из «наезженных» ею «рельс», т.е. психических механизмов, и вызвало бы в ней процесс самодеятельного очищения. Вопрос в том, чем и как может быть вызван такой аффект у человека?

http://sedmitza.ru/lib/text/432236/

Указ предусматривал снижение возрастного ценза лишь для исключительно образованных клириков, уже находящихся в диаконском сане и желающих стать пресвитерами. Феотоки выдержал все положенные экзамены и вопреки существующему указу получил разрешение светских и церковных властей на рукоположение во диакона. 17 сент. 1748 г. в ц. апостолов Иасона и Сосипатра, просветителей о-ва Керкира, Григорием, еп. Дельвинским и Химерским, он был пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Никифора, патриарха К-польского. На следующий день Н. был рукоположен во диакона. Однако 25 июня 1749 г. генеральный смотритель Керкиры М. А. Кавалли, осознав незаконность этого рукоположения, направил протопопу Сакелларию указ о наложении запрета на служение Н. до достижения им 25-летнего возраста. Позже власти пошли на уступки, запрет был снят ранее положенного указом времени, и 11 апр. 1753 г. еп. Григорий Дельвинский в Богородичном храме рукоположил не достигшего 25-летнего возраста Н. во иерея. В 1753 г. по совету духовника Н. продолжил образование в Италии, обучался в Падуанском и Болонском ун-тах математике, основам высшей геометрии, астрономии и экспериментальной физике. Учителями Н. были видные зап. ученые той эпохи В. де Риккати, Л. М. Басси, Э. Дзанотти, Дж. Суцци, Дж. де Полени. Именно на основе знаний, полученных в Италии, Н. позже опубликовал греч. учебник по математике. В 1755 г. Н. вернулся на о-в Керкира и занялся преподаванием, мечтая послужить просвещению греч. народа. Сначала он был домашним учителем, затем устроил у себя в доме небольшую школу для детей. 11 дек. 1757 г. Н. и Иеремия (Каввадия) направили в Совет Керкиры прошение об учреждении бесплатного учебного заведения. Для осуществления этой цели они просили предоставить подходящее здание и назначить школе 2 попечителей из местной знати. В 1758 г. разрешение было получено. Учебная программа керкирской школы, к-рая называлась общей подготовительной, соответствовала лицейской и программе первых лет обучения в иностранных ун-тах, высокий уровень подготовки быстро привлек на о-в Керкира учеников из разных регионов Греции.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Виппер Р.Ю. Марсилий Падуанский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Падуанская школа//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.   Газенко Г.В. Марсилий Падуанский в русской дореволюционной и советской литературе//Политические институты и обновление общества. – М., 1989. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.180–181. Егорова Т.Е. Трактат Марсилия Падуанского «Защитник Мира»//Культурология ХХ в в. – М., 2000. – 3. Ефремова Н.В. Марсилий Падуанский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Ефремова Н.В. Марсилий Падуанский//Политическая энциклопедия в двух томах. – М.: Мысль, 2000. – Т. 2. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение/Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986. С.46–54. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.    Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978.   Малашенко И.Е. Марсилий Падуанский и Данте: преемственность философского обоснования независимости светской власти//Человек, общество, познание: Историко–философские очерки. – М., 1981. Мелещенко З. Марсилий Падуанский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Новгородцев П. Марсилий Падуанский и Вильгельм Оккам// Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. –  Вып.  IV. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.441–442. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.  

http://bogoslov.ru/person/2992761

Первой задачей Кирилла было улучшить систему образования. Он преобразовал Патриаршую академию, поставив во главе ее своего однокурсника по Падуанскому университету Феофила Коридаллевса. Материалистическая и научная программа, которую ввел Коридаллевс, могла показаться греческим церковным деятелям не подходящей для церковной школы и создала патриарху врагов в традиционалистских кругах. Но теперь греческие юноши, желавшие получить современное образование, меньше чем ранее зависели от иезуитских учебных заведений. Кирилл понимал также, что нельзя дать людям образование при отсутствии хороших учителей и достаточного количества книг. Чтобы обеспечить это, он воспользовался своими связями с Западом, чтобы посылать перспективных учеников для окончания образования в Голландию, Германию и Англию. Чтобы доставить книги, он не только использовал агентов, закупающих их за границей, но и организовал свою типографию. В 1627 г. это желание исполнилось. Молодой грек из Кефаллонии, по имени Никодим Метаксас, поехал к своему брату, который был торговцем в Лондоне, и там основал небольшую типографию для лондонских греков. Он понимал, что типография будет полезнее в Константинополе. Он прибыл туда в июне 1627 г. вместе со своим оборудованием и ценным собранием книг. Узнав о его прибытии, патриарх попросил содействия сэра Томаса Роэ, чтобы провезти ящики через турецкую таможню. С помощью голландского посланника сэр Томас добился нужного разрешения от великого визиря. Кирилл хотел, чтобы типография была установлена на надежной территории английского посольства; но сэр Томас не мог согласиться на это. В результате она расположилась в небольшом здании неподалеку. Под руководством Кирилла Метаксас немедленно начал печатать богословские книги на греческом языке, большинство из которых были антилатинскими трактатами. Католикам это не понравилось. Папа Урбан VIII, греческая типография которого была основана только на год раньше, собрал Конгрегацию Пропаганды веры, чтобы обсудить вопрос. Конгрегация уже пыталась предпринимать действия против Кирилла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мы утомили бы своих почтенных читателей, если бы стали перечислять, наконец, имена женщин, прославившихся в художественной области; ограничивая ее только искусством живописи, мы должны упомянуть, например, всем известное имя Розы Бонер, имя герцогини Аркосской – члена художественной академии в Мадриде; Элизы-Софи Шерон, бывшей членом французской и падуанской академий; голландской художницы Гендрики Вольтерс, которую Петр В. и Фридрих В. тщетно добивались иметь своей придворной художницей; имя звезды первой величины в немецком искусстве – Ангелики Кауфман, которая в время пребывания своего в Англии была почтена редким для женщин отличием званием профессора королевской академии художеств. Как художница, она, по словам Р. Менгса, составляет гордость своего пола за все времена и у всех народов. «Нет ничего, чего бы ей не доставало: композиция, колорит, воображение – все ей присуще». Произведения ее составляют одно из лучших украшений и петербургского Эрмитажа. Таким образом, ни физиологический довод – будто природа снабдила женщину таким мозговым аппаратом, что она, роковым образом, никогда не будет в состоянии сравняться с мужчиной в отношении умственно-духовного развития и деятельности, – ни исторический – будто женщина доселе еще ничем не доказала этой способности своей, научно не состоятельны. Доводы эти покоятся частью на застарелом предрассудке, частью – на простом незнании фактов. Беспристрастного, искреннего человека, напротив, должно удивлять то обстоятельство, что женщины, при всех неблагоприятно сложившихся для развития их исторических условий, лишавших их простора и света, все таки могли, подобно бабочкам, вылупиться из своей «куколки» и выпорхнуть на воздух. Есть, наконец, в этико-психологической сфере женского вопроса пункт, сточки зрения которого возражения против эмансипации женщины могут казаться наиболее серьезными и подкупающими в свою пользу. «Женщина, становящаяся писательницей – говорят – совершает двойной проступок: увеличивает число ненужных книг и уменьшает число женщин».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

В 174 году до Р.Х., когда римским консулом был М.Емилий, случилось в Падуе возмущение. Тогда сами падуанцы отправили в Рим посольство и уведомили тамошний сенат, что борьба разных партий у них произвела междоусобие. Сенат послал в ним реченного консула, и он примирил их и возвратился в Рим 291 . Не припоминаю звучных стихов Виргилия (50г. до Р.Х.), в коих он воспел основание Падуи Антенором 292 , поспешая передать известие Страбона о сем городе (в 28–29 году по Р.Х.). «Близ заводей (лагун) находится Падуя. Это – наилучший город в этой стране. По недавней переписи в нем насчитывалось до 500 всадников: а в старые годы он выставлял в поле 20000 войска. Большую населенность сего города и зажиточность доказывает множество товаров и всяких тканей, кои он посылает на рынок Рима. С моря легко доехать до Падуи по реке, которая прорезывает заводи на пространстве 250 стадий. Отправляются туда из порта, называемого Медоакос именем оной реки» 293 . В 182 294 году по Р.Х. жил-был римский сатирик Ювенал. Он, осмеивая тщеславие и хвастовство современников своих, выставлявших у себя портреты и бюсты знаменитых предков своих, запыленные, безносые, безрукие, тогда как житием своим вовсе не походили на них, между прочим подшутил и так: какая слава тебе от портретов стольких витязей, когда ты всю ночь проводишь в игре в кости и ложишься спать в час утренней зари, в который они с знаменами выходили на войну, и когда ты, прихотливый и тщеславный, нежнее падуанской агницы? .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   Effigies quo Tot bellatorum, si luditur alea pernox .   .   .   .   .   .  si dormire incipis ortu luciferi, quo signa duces et castra movebant? .   .   .   .   .   .   .   .   .    si cupidus, si Vanus, et Euganea (Patavina) quantumvis mollior agna? 295 Не знаю, когда Падуя впервые оглашена была евангельским учением. Бич Божий, Аттила, разорил сей город в 452 году, а в 601 лонгобардский король Агилолф после долгой осады взял ее приступом и сожег. В правление немецкого короля Фридриха Барбароссы в ломбардских городах проявилось сильное стремление к независимости от него и к республиканскому самоуправлению. Тогда и Падуя со всем околотком ее восстала против королевского наместника Пагано. Лично обиженные семейства господ Долеслама и Альберта Баоне подняли знамя восстания 28 июня 1164г. Падуя присоединилась к ломбардскому союзу и установила у себя самоуправление. С той поры городские стены ее были отодвинуты далее, возникла знаменитая дума – Pallazo della Ragione, город после пожара, истребившего в 1174 году 2614 деревянных домов, вновь выстроился в лучшем виде. В 1222 году основан был университет по причине упразднения высшего училища в Болоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Джиотто ответил ему, что ежели согласится на это отец его, то он охотно пойдет к нему жить и учиться. Чимабуе тотчас пошел к Бондону и легко заручился согласием его. Тогда Джиотто ушел с Чимабуем во Флоренцию и там под руководством сего учителя сделался знаменитым живописцем и даже далеко превзошел его, покинув старый и невзрачный пошиб греческий и заменив его новым естественным и изящным. Подражатель природе, он воскресил искусство писать схожие портреты, которые хотя и писались до него, но неудачно. Еще и теперь в капелле флорентинского дворца подеста любуются написанными им портретами Врунетта Латини, Корсо Доната и Данта Алигиери, его друга. Не перечисляю художественных произведений кисти его во Флоренции, Пизе, Неаполе, Риме и других местах, куда зазывала его работать громкая слава его. А о фресках сего даровитейшего живописца в падуанской часовне дель-Арена сказую подробно, потому что отчетливо рассмотрел их с разумным вниманием и записал свои заметки о них. В Падуе были развалины римского амфитеатра. Их купил Энрико Скровеньо, сын Реджинальда богача, и построил тут капеллу, или часовню в 1303 году в память Благовещения Пресвятой Девы Марии. Джиотто как лучший современный художник был призван историровать ее фресками. Фрески его тут сохранились очень хорошо. Размещены же они в этом удлиненном четырестороннике с коробовым сводом так, как показывают их числительные знаки на сем чертеже его. На предъалтарной арке снаружи изображен Спаситель, восседающий на престоле в величественном покое; по обе стороны Его два ангела готовы исполнять веление Его, а прочие лики, как-то: Престолы, Силы, Господства, кланяются Ему. Смотришь на это изображение и слышишь ангельскую песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир. На стене, что направо от алтаря, исторированы следующия события. 1 . Священник не принял жертвоприношения бездетного Иоакима, потому что он принес его в тот день, в который жертва принималась только от отцов, имевших детей. Нарисовав храм в виде сени над св.трапезой; под этой сению за низкой перегородкой стоит священник и принимает жертву от другого иудея: этим виднее оттеняется отвержение дара Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—196— 1864 г. более оскорблением, чем приветствием? Посему ограничиваюсь сложением сего приветствия в сердце и молитвенном чувстве. Передано ли вам почтение от Кардинала Питра? Самого его я не видел, но надеюсь быть у него как-нибудь еще, ведь я делаю здесь визиты католикам очень оригинально. Первый вопрос при подъезде к дому обыкновенно такой: «высоко ли живет искомый господин»? Если скажут: во 2-м или 3-м этаже, я посылаю свой визитный билетик, с объяснением, что сам на высоту такую взойти по болезни не могу, пусть извинят меня; и на словах действительно извиняют меня, а чрез несколько дней являются в мою квартиру; так я поступил с Пальмером, вице-генералом иезуитским и главным министром ордена Миноритов, к которому имел письмо от Падуанского священника. Но право значительно устал; позвольте положить хранение устом или трости скорописца. Усерднейше прошу вашего святительского благословения и молитв. С совершеннейшим почтением и преданностию к вам пребывающий присно вашего преосвященства, милостивейшего отца, усерднейший и признательнейший сын архимандрит Порфирий. Получил ли мое письмо о. Агапит 480 ? Аще возможно, воздайте ему от меня подобающее поклонение от всей полноты сердечного чувства» 481 . 7-го декабря Можайский уездный исправник Варженевский обратился ко мне, как епископу можайскому, с жалобою на протоиерея можайского собора Сергея Соболева, по поводу сказанной им 6-го числа изобличительной проповеди , направленной против спектаклей с благотворительною целью. Вот что писал мне г. Варженевский: «Его Сиятельством начальником Московской губернии разрешено было в Можайске дать несколько представле- —197— 1864 г. ний благородных спектаклей с благотворительною целию. 1-е представление, в пользу погорельцев г. Перемышля, назначено было 6-го декабря и пиесами для этого были избраны те, которые одобрены цензурою, напечатаны и много раз уже были представлены в Императорских Петербургских и Московских театрах. Участвовавшие лица в этом спектакле, как дамы, так и мужчины, все до единого из общества благородного и образованного, поэтому именно и выбор пьес был сделан с особою осмотрительностию. Всем казалось, что подобные представления, Высочайше разрешенные и в столицах и всегда имеющие большой успех и сочувствие от публики, не возбудят и в нашем маленьком городке никаких кривых толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010