15 . Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел. Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками». 16 . Один брат сказал авве Антонию: «Помолись обо мне». Но старец отвечал ему: «Ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». 17 . Пришли однажды старцы к авве Антонию и с ними был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил им изречение из Писания и стал спрашивать каждого, начиная с младшего, что значит это изречение? Каждый говорит по своим силам; но старец каждому отвечал: «Нет, не узнал». После всех он говорит авве Иосифу: «Ты что скажешь об этом изречении?» – «Не знаю», – отвечал Иосиф. Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф попал на путь, когда сказал: не знаю». 18 . Однажды братия пошли из Скита к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отправиться к нему, нашли они одного старца, который хотел идти в ту же страну. Братия не знали его. Сидя на корабле, братия рассказывали изречения отцов и из Писания; также говорили о своих рукодельях. Но старец молчал. Когда они вышли на пристань, оказалось, что и старец шел также к авве Антонию. Когда пришли к Антонию, он сказал им: «Хорошего вы нашли спутника в этом старце!» Потом и старцу сказал: «Хороших и ты, авва, нашел братий!» Старец отвечал ему: «Они хороши, но двор у них без ворот. Кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла». Это сказал старец потому, что они говорили всё, что ни приходило им в голову. 19 . Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись?» Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И этого вполне довольно для вас». Но они сказали ему: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф.5:39 ). Они говорят ему: «Мы не можем этого сделать». Старец отвечает: «Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удар в одну». – «И этого не можем», – говорят они. – «Если и это не можете, – отвечал старец, – по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец сказал ученику своему: «Приготовь им немного кашицы; они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

42. Брат спрсил одного старца: авва, скажа мне слово. Старец сказал ему: когда Бог поразил Египет, то не было ни одного дома, в котором бы не было плача. 43. Брат спросил одного старца: что мне делать? - Мы должны постоянно плакать, сказал старец. Так одному старцу случилось некогда быть в обмороке, и, по прошествии многого времени, опять придти в самого себя. Мы спросили его: что ты видел там, авва? Он сказал нам со слезами: я слышал там плач говорящих непрестанно: " горе мне! горе мне! " Так и мы должны взывать непрестанно. 44. Брат спросил одного старца: почему душа моя желает слез, - так как я слышу старцев плачущих, - и не приходят слезы, о чем и сокрушается душа моя? Старец сказал ему: сыны Израиля чрез сорок лет вошли в землю обетованную. Слезы суть земля обетованная. Если их достигнешь, не будешь бояться войны. Так Бог желает сокрушения твоей душе, дабы она постоянно стремилась в оную землю. 45. Старец сказал: во время пребывания в келье, каждый час имей память о Боге, - и окружит тебя страх Божий. Устрани от души твоей всякий грех и всякое зло, дабы получить спокойствие. 46. Сказал еще: приобретший страх Божий имеет полноту благ; потому что страх Божий спасает человека от греха. Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души 1. Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отплыть к нему, нашли они одного старца, отправляющегося в ту же сторону. Братия не знали его. Сидя на корабле, говорили об изречениях отцев и из писания; рассказывали также и о рукоделиях своих. Старец все молчал. Вошедши в пристань, они узнали, что и старец отправляется также к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он сказал им: доброго сопутника нашли вы в этом старце! Сказал и старцу: добрых братий и ты нашел, авва. - Они хороши, отвечал старец, но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу, и отвязывает осла. - Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

   Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, Бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога и Пречистой Богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне.    Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит Бог и Пречистая Ббогородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения Святой Богородицы.    И стал Бог, молитвами Пречистой Богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен Бог за все, молитва Святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, Бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту.    Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В Библии эта тема явно и четко раскрывается в первом псалме Давида, о котором сегодня мы поговорим подробно. В истории Церкви есть множество примеров, как человек совершает такой выбор, расскажу лишь один. Существует такая благочестивая история из жизни Святого Антония Великого , основателя монашества, когда к нему пришел один молодой юноша, которого звали Павел, и спрашивает его: «Что мне делать, Авва?» (чтобы спастись) . И святой Антоний говорит ему: «Читай три строчки первого псалма, иди и исполняй их. Вот они три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Исполни и приходи ко мне будешь дальше следовать по этому пути». Пошел юноша исполнять эти строчки и пропал. И приходит уже через 20 лет к св. Антонию умудренный, почти пожилой человек. Антоний не узнал его и говорит: «Ты кто и где ты был?». И тот ему открыл, что он эти 20 лет исполнял указанные строчки и не где-нибудь, а в пустыне. За ту простоту, с которой этот Павел воспринял Слово Божие, за то как близко к сердцу он его воспринял, Церковь наделила его именованием Препростый, Павел Препростый. И, действительно, история говорит что потом Павлу Препростому Господь дал обильную благодать, что с самыми сложными случаями, когда приходили к св. Антонию люди и спрашивали какого-либо совета, а св. Антоний вдруг затруднялся, он отправлял к Павлу, и Павел в своей простоте вразумлял этих людей и они уходили с благодатью Божией, они уходили просвещенными. Из этого примера мы видим, что человек, который совершил правильный выбор, уже спасается в надежде своей и конечно через него начинает действовать Господь чтобы помочь другим людям. Теперь давайте посмотрим что говорит об этом Священное Писание – Библия, а именно первый псалом Давида из Псалтири: 1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителе. 2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием, оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его Георгий великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве, тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил землю Суздальскую. О ПРИХОДЕ МАСТЕРОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЗ ЦАРЬГРАДА К АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ. СЛОВО 2 И это вам, братья, расскажу другое дивное и преславное чудо о той богоизбранной церкви Богородичной. Пришли из Царьграда четыре мастера церковных, люди очень богатые, в пещеру к великому Антонию и Феодосию, говоря: «Где хотите ставить церковь ?» Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Пришедшие же сказали: «Как же так, – свою собственную смерть предвидя, – места еще не назначили, столько золота вручив нам?» Тогда Антоний и Феодосии, призвав всю братию, стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите истину: как это было?» Мастера же эти рассказали: «Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: “Зовет вас царица во Влахерну”. Когда же мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время к царице и рассудили, что одно и то же повеление царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы царицу и множество воинов при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: “Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим 1:7). Бог обещает сделать нас сильными перед лицом невзгод, укрепить нас силой своей славы, силой Святого Духа. И Свои обетования Бог исполняет. Наша природная добродетель становится сосудом, который Бог наполняет своей благодатью настолько, что и через наши немощи являет себя сила Божия. Когда заходит разговор о силе духа, в памяти возникают не только мученики, но и великие подвижники. Первый среди них — преподобный Антоний Великий , легендарный отец пустынников, его стойкость потрясала многих: от Иеронима Босха до Гюстава Флобера и Сальвадора Дали. Вся его жизнь была нескончаемой битвой с духами злобы поднебесной. Он преуспел в этом искусстве и был наставником для своих собратьев. Некоторые из них приходили за советом в надежде найти какой-то обходной, более легкий путь. Однажды брат, у которого недоставало стойкости, пришел к авве Антонию, просил помолиться о нем, в надежде что молитва старца заменит то, что он должен совершить сам. Великий старец ответил ему: ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу ( «Достопамятные сказания» , 16). Другая замечательная и очень современная история про молодых братьев, которые тоже хотели бы облегчить себе жизнь: одного они не хотят, другого не могут. Они пришли к прп. Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись». Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас». Но они сказали: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано:  аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую »   (Мф 5:39). Они говорят ему: «Мы не можем сего сделать». Старец сказал: Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну». «И этого не можем», — отвечали те. «Если и этого не можете, — сказал старец, — по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказали: «И сего не можем». Тогда прп. Антоний сказал ученику своему: «Приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я могу сделать для вас? Нужно молиться, чтоб пробудился в них дух ревности — духовная сила, или как говорят многие наши современники — энергия» («Достопамятные сказания», 19).

http://blog.predanie.ru/article/sem-dobr...

Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от бога и пречистой богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне. Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит бог и пречистая богородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения святой богородицы. И стал бог, молитвами пречистой богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен бог за все, молитва святой богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://sedmitza.ru/lib/text/438044/

Состоялась конференция, посвященная митрополиту Антонию Сурожскому апреля 2017 В Синем зале епархиального управления 4 апреля прошла конференция " Митрополит Антоний Сурожский как образ служения Богу и людям " . Ее организаторы - отдел религиозного образования и катехизации , фонд " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " , издательский дом " Никея " . Присутствовали учащиеся епархиальных курсов святого Иоанна Кронштадтского при ОРОиК. Среди участников были руководитель фонда " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " Елена Садовникова (Москва) и настоятель храма Всех святых земли Русской в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин) . Вел встречу заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров . Отец Илия отметил, что по кончине владыки Антония свет его личности не погас, а наоборот, сияет все ярче. " Он открыл православие для Британских островов, - сказал отец Илия. - Он был духовным собеседником: когда мы слышим его, видим, читаем, ощущаем себя в состоянии беседы. Впрочем, " читаем его " - это мы говорим условно: владыка сам ничего не писал, за ним записывали. В свое время апостолы следовали за Христом, потом рассказывали об этом ученикам, и те записывали. Прошло две тысячи лет, и по-прежнему Христова истина распространяется через собеседование " . Иерей Илия Макаров предложил участникам и слушателям вместо традиционного песнопения " Царю Небесный " пропеть " Вечную память " - владыке и жертвам взрыва в петербургском метрополитене 3 апреля. Архимандрит Иероним (Тестин) предложил в качестве эпиграфа конференции слова Евангелия: " Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мк. 10:42-45).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

10 . Да уж прекрасно ты сказал, будто твоя внучка не принадлежит к одному роду со своим дядей, твоим сыном, потому что не связана с ним родством по отцу! Можно подумать, единоутробные братья и сестры, то есть рожденные от разных отцов, но одной матери, могут вступать между собой в супружество, раз у них нет права родства по отцу, но связаны они только наименованием родства по матери! 11 . Потому тебе следует отказаться от того намерения: даже если бы это и было дозволено, такой брак твою семью не увеличит. Сын наш должен дать тебе внуков 79 , а дражайшая внучка – правнуков. Будьте здоровы, ты сам и все твои. 59 (Maur. 84). Амвросий Кинегию 80 1 . С какой благородной стыдливостью ты поручил мне поговорить с своим отцом о том, что ты не одобрял, но повиновался, чтобы не оскорбить его родительских чувств, уверенный, что я ничего другого не могу посоветовать, кроме того, что требуют святые обычаи. 2 . И я охотно взял на себя это бремя и, как я полагаю, вернул делу внучку. Право же, я не знаю, о чем он думал, когда желал видеть ее своей невесткой, чтобы вместо деда стать свекром. Более писать не стоит, чтобы не оскорбить целомудрия. Прощай, сын, и люби нас, ибо мы также тебя любим. 60 (Maur. 90). Амвросий Антонию 81 1. Никогда ты не обижаешь меня молчанием, и никогда не примутся мне жаловаться на твое безмолвие, но я знаю, что мне всегда есть место в твоем сердце. Воздавая большее, как можешь ты отказывать в том, что изливается на многих, – не столько по обычаю любви, сколько по правилам вежливости? 2 . Я же могу судить о твоих чувствах по собственным, потому что, думаю, никогда ни я от тебя, ни ты не бываешь от меня далек: всегда наши души соприкасаются, никогда нет недостатка ни у меня в твоих письмах, ни у тебя в моих, но ежедневно я с тобой говорю лицом к лицу, на тебя устремляю взор, помышления и все свои пожелания. 3 . Мне приятно поддерживать с тобой такое общение, однако твои письма – с другом, частью моего сердца, я буду говорить без обиняков! – мне неловко читать. Потому я прошу тебя – откажись от слов благодарности. Для меня высшая награда – исполнение своего епископского служения по отношению к вам, если ты считаешь, что я не оставляю вас без должной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

15). Так как же тут, братья, вам не попасться в эти сети? Как не впутаться в соблазны? Как? Вот так: если будете внимательны к самим себе, станете соблюдать заветы Писания и божественных отцов, осуждать сами себя, смиряться, порицать и обвинять только самих себя и не винить других. Так ангел Господень сказал Антонию, который недоумевал, как можно спастись от этих сетей: «Кто может избежать их? И сказал мне ангел: смиренномыслие». И всякий раз, братья, превыше всего пребывайте в молитве и просите Бога Его благодатью и помощью избавить вас и не только не ввести в соблазн братьев каким-нибудь своим грехом или преступлением, но и вам самому не соблазниться ошибками и прегрешениями других. Ибо Бог – единственный, Кто оберегает боящихся и любящих Его от любого соблазна и падения. Как говорит Сирах, «очи Господа – на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения» ( Сир.34:16 ). Бог велит Своим ангелам беречь Его рабов и носить их на руках, дабы те разумной ногой своей души не споткнулись о какой-нибудь камень соблазна. Как говорит Давид, «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс.90:11–12 ). Пойте, наконец, всякий раз сей Давидов псалом: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников» ( Пс.140:9 ), дабы, охраняемые Господней благодатью, вы не соблазняли других и сами не соблазнялись от братьев и без помех достигли дня воздаяния и удостоились Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому и слава, и сила со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 132 Здесь я назвал «эфод» (Εφωδ), который сделал Гедеон, идолом, согласно тому, как перевел это Прокопий, а не священническим одеянием, как его перевел Феодорит. Есть три причины, почему перевод Прокопия предпочтительнее, чем перевод Феодорита. Во-первых, во многих изданиях то, что сделал Гедеон, называется «эфод», а не «эфуд», который и был священническим одеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010