Приблизительная хроника активизации этих групп была следующей. 23 марта в газете Известия появилась беседа с епископом Антонином (Грановским), в которой он обрушился на патриарха Тихона по поводу якобы его запрета сдавать церковные ценности государству. Причём сам Антонин отметил, что сам он лишён кафедры, так как находится «на плохом счету у церковного начальства». Тот же номер известий сообщил, что по приглашению М.И. Калинина епископ Антонин согласился войти в комиссию ЦК ПомГола по изъятию церковных ценностей, что разумеется, было сделано для того чтобы умалить роль патриарха в Церкви. 26 марта в передовой статье той же газеты «Князья и простецы» автором брались под защиту епископ Антонин и протоиерей Введенский «гонимые церковной иерархией за демократические взгляды», и с негодованием обличались «князья церкви» во главе с патриархом. 29 марта Известия опубликовывают обращение 12 священников, в том числе А. Введенского, В. Красницкого, А. Боярского к верующим, в котором они резко критиковали Тихона и призывали верующих к полной лояльности по отношению к Советской власти. 31 марта Известия напечатали «Открытое письмо к православным верующим» священника Сергия Калиновского, в котором тот с гневом повествовал, как иерархи «забыли о народном горе», призывал критически отнестись к воззваниям патриарха Тихона. 6 мая Известия опубликовали под рубрикой «Контрреволюция под церковным флагом» несколько объемных материалов о московском процессе и «зловещей роли Тихона в его организации и вообще в руководстве контрреволюционной реакцией». «24 мая 1922 года Л. Троцкий направляет письмо членам Политбюро ЦК РКП (б) в котором даёт оценку состояния внутреннего положения в Церкви и намечает пути дальнейших действий по разложению её канонической структуры. «Внутренняя борьба в церкви приняла широкий характер. После отстранения Тихона во главе церкви стала группа из элементов «центра» (Антонин) и «левых» (несколько молодых попов). Движение идёт главным образом под знаменем церковного собора. Новое церковное управление может определиться в трёх направлениях:

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

Еще будучи архимандритом, преосвященный Антонин принимал активное участие (наряду с епископом Сергием) в работе Религиозно-философского Общества. Он уже тогда имел репутацию отчаянного либерала. В качестве цензора пропускал самую крамольную литературу, поддерживал связь с либеральной интеллигенцией. В 1905 г. епископ Антонин служил в Казанском соборе панихиду по жертвам 9-го января; летом 1905 г. опубликовал статью, в которой говорится о дьявольском происхождении самодержавия. А после манифеста 19 октября перестал поминать Николая II caмoдepжabheйшuм. В результате с 1906 г. епископ увольняется на покой и проживает со своим медведем в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Причем по общему мнению епископ легко отделался благодаря заступничеству митрополита Антония. Что касается обер-прокурора Саблера, то он только разводил руками и острил: «Из пророка Варуха вышла заваруха». В 1912 г. епископ Антонин на короткое время появился на Владикавказской кафедре; однако через три года и отсюда уволился на покой в Московский Богоявленский монастырь, здесь его и застала революция. Проживая в Богоявленском монастыре (это в Китай-городе), напротив того места, где сейчас станция метро «Площадь Революции», он служил в Заиконоспасском монастыре (через дорогу) — против ГУМа (известного в Москве универсального магазина). Здесь он начал свою глубокую литургическую реформу. В 1922 г., после церковного переворота, стал во главе Высшего Церковного Управления в сане митрополита Московского. Однако летом 1923 года откололся от обновленцев, сложил с себя звание митрополита и в звании епископа возглавлял основанный им Союз Церковного Возрождения до самой своей смерти от рака мочевого пузыря 14 января 1927 года. Бывают люди, которые настолько опережают свое время, что так и сходят в могилу, никем не понятые, никем не оцененные. Д.С.Мережковский сказал от имени таких людей: Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. К таким людям принадлежал и епископ Антонин Грановский. В чем своеобразие этого необычного, несчастного, одаренного человека?

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Сам Антонин заявлял в 1924 году: «Богомольцы входят в Заиконоспасский храм, видят здесь обстановку, для них необычную. Мы совершаем службу на русском языке при открытом алтаре. Мы произвели изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, бракосочетания и исповеди, изменили способ преподания причастия» (Антонин распространял кощунственную идею о «негигиеничности православного способа причащения мирян» с помощью лжицы). Антонин Грановский подготовил и издал реформированный чин литургии на русском языке, которая служилась в вечернее время в Москве в Заиконоспасском монастыре, принадлежавшем Союзу «Церковное возрождение». На проходившем в 1924 году «соборе» этого Союза была принята следующая резолюция: «1. Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы и неуклонно проводить его, как могучее оружие раскрепощения верующей массы от магизма слов и отогнания суеверного раболепства перед формулой. Живой родной и всем общий язык один дает разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем ненужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея. 2. Русскую литургию, совершаемую в московских храмах Союза, рекомендовать к совершению и в других храмах Союза, вытесняя ею практику славянской, так называемой Златоустовой литургии...» ( Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 1922–1946. Kuesnacht. Schweiz. 1978. С. 274–275; М. 1996. С. 580). Епископ Антонин на этом «соборе» говорил: «Поповство и держится за славянский язык как за средство рабовладельческого командования умами верующих». Один из идеологов обновленчества начала ХХ века профессор Петроградской Духовной Академии Б.Титлинов в статье «О реформах в Церкви» излагал кредо обновленчества: «Церковное обновление хочет поднять религиозное самосознание, одухотворить и оживить религиозную жизнь: отсюда богослужение на русском языке, некоторые изменения в богослужебном ритуале, принцип свободы богослужебного творчества. Обновленческий реформизм есть не новшество, а восстановление первичной христианской традиции, возрождение творческого процесса в Церкви, замершего в период церковного застоя. Церковное реформаторство должно сдвинуть церковное сознание с мертвой точки обрядной религиозности, угашающей живую веру». III.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

31 октября 1905 года (в связи с назначением первого викария Петербургской епархии епископа Ямбургского Сергия на самостоятельную Финляндскую кафедру) епископ ЭДовский Кирилл был переименован из третьего во второго викария Санкт-Петербургской епархии (первым викарием стал епископ Антонин (Дановский). А в феврале 1908 года первый викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Антонин был уволен за штат, как тогда сообщалось в официальных изданиях: «согласно прошению, по болезненному состоянию» 76 . В связи с этим, первым викарием епархии стал, согласно Высочайше утвержденному 15 февраля 1908 года указу Святейшего Синода, епископ Гдовский Кирилл 77 , а вторым викарием в сане епископа Нарвского был назначен преосвященный Никандр (Феноменов), бывший прежде епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Следует заметить, что промыслительным образом в Санкт-Петербургской епархии в период с 1905-го по 1910 год на викарных кафедрах побывали многие из тех иерархов, которые станут главными участниками славной и, одновременно, трагической истории Русской Православной Церкви XX века. На Ямбургской кафедре: с 1901-го по 1905 год – епископ Сергий (Страгородский) , будущий заместитель местоблюстителя, впоследствии патриарх; с 1905-го по 1908 год – епископ Сергий (Тихомиров) , будущий Предстоятель Японской Православной Церкви (с 1912-го по 1940 год); с 1909-го по 1910 год – епископ Феофан (Быстров) , впоследствии архиепископ Полтавский, духовник Царской Семьи. На Нарвской кафедре: с 1903-го по 1908 год – епископ Антонин (Грановский), будущий обновленческий «митрополит Московский», глава «Союза Церковного возрождения»; с 1908 года – епископ Никандр (Феноменов), будущий митрополит Ташкентский и Туркестанский; на Гдовской викарной кафедре: с 1904-го по 1909 год – епископ Кирилл (Смирнов), впоследствии митрополит Казанский и Свияжский, указанный в завещании Святейшего Патриарха Тихона первым кандидатом в местоблюстители; с 1910-го по 1917 год – епископ Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский, священномученик; наконец, Кронштадтскую викарную кафедру с 1907-го по 1911 год занимал столь же одиозный деятель, что и епископ Антонин, епископ Владимир (Путята). Со всеми ними владыка Кирилл был знаком и имел о них самое определенное представление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возведенный, по словам А.Краснова, в сан архиепископа 441 , Иларион в первых числах июля 1923 года переосвящал собор Сретенского монастыря. Освящение производилось по великому чину, – волна фанатизма прокатилась по Москве, обновленцев выгоняли из храмов, избивали, говорили о них с большей ненавистью, чем о безбожниках (с. 232). Неизменно всюду и везде Святейшего Патриарха Тихона сопровождал архиепископ Иларион, на его богослужениях он выступал с проповедями, в которых часто касался церковных проблем. Интересна его проповедь в церкви Свт. Николая в Кадашах в память незадолго до этого умершего о. Николая Смирнова, введшего там всенародное пение. Нарисовав образ почившего, о. Иларион говорил о необходимости непрестанного духовного горения пастырей, которое бы исключило самую возможность Живой Церкви. Затем мы видим архиепископа Илариона одним из участников на неофициальных переговорах, ибо вскоре после Пленума ВЦС, на котором обновленцы образовали Св. Синод, начались закулисные переговоры между тихоновцами 442 и обновленцами, и в целях умиротворения Русской Церкви якобы согласились на удаление Святейшего Патриарха Тихона на имеющем быть Соборе, который он, однако, откроет, при этом митрополит Евдоким обещал ушедшего на покой считать в сане патриарха. Сам патриарх Тихон соглашался, якобы, уйти на покой. Сторонниками компромисса был архиепископ Серафим Александров , впоследствии один из сподвижников митрополита Сергия, и архиепископ Иларион, доложивший, что камнем преткновения для многих обновленцев была личность —124— Святейшего Патриарха Тихона. Такова газетная версия, неосторожно принятая А.Красновым за чистую монету 443 . В ноябре стало ясно, что переговоры между обновленческим Синодом и тихоновцами зашли в тупик. Святейший Патриарх Тихон его окружение отклонили проект обновленцев о созыве нового Собора и об уходе на покой Патриарха Тихона. На архиепископа Илариона посыпались обвинения в контрреволюции – верное оружие, чтобы справиться с противником. В частности, 23 сентября 1923 года один из лидеров обновленчества, Антонин (Грановский), выступил в «Известиях» с нападками на Илариона в отместку за то, что тот как-то сказал: «Тихон – наш святейший отец, а Антонин – безблагодатный мужик, гражданин Грановский»:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Меня уже спрашивали мои прихожане, можно ли встречаться с Папой Римским, или с Далай-ламой, или с кем- то ещё. Но во -  первых, если кто -  то считает, что папа Римский -  еретик, то нельзя, но кто же считает, что папа Римский еретик? Как минимум вы обязаны с ним встретиться два раза, потому что сказано в Новом завете: «Еретика   после  первого и второго вразумления отвращайся» т.е. как минимум вы должны два раза встретиться с человеком, которого вы считаете еретиком. В.Носов: Батюшка, а Церковь как относится к католицизму, т.е. какова у нас формулировка Церкви? О.Стеняев: На самом деле проблем и взаимных претензий накопилось очень много. Кстати, не все претензии католиков к нам несправедливы. Это признавали наши богословы в XIX веке. Я имею в виду вопрос отношения к Священному  писанию. Потому что, каким -  то странным образом в нашей Русской Церкви возобладала идеология протестантизма. Когда стали делить книги Священного писания на  канонические и второканонические. А принцип, по которому Лютер делил, таков.    Лютер говорил:  мы каноническими признаем только те книги Ветхого завета, которые признают каноническими иудеи. И здесь католическая Церковь начала справедливо спорить с Лютером. Она сказала: не синагоге решать, какие книги канонические, какие нет. Если так рассуждать, то синагога и  Новый завет не признает! Какие книги канонические, какие нет, устанавливают каноны Церкви. А если мы смотрим каноны I Вселенского Собора,  других Соборов, где решался вопрос о книгах Ветхого завета - там книги из числа этих 11-ти называются «Боговдохновенными» наравне с другими книгами. Потом лютеране -  у них была претензия к этим книгам, что их нет на еврейском языке. Но сейчас мы и этого не можем сказать, потому что в Куранах обнаружены фрагменты книги Варуха на еврейском языке. И в начале XX века был такой мощный гебраист Антонин Грановский, он сделал реконструкцию книги пророка Варуха, т.е. обратный перевод на еврейский язык. И он доказал, что эта книга изначальна была написана на еврейском языке. Антонин Грановский умер давно,  и когда  раскопали эту книгу -  даже иудейские специалисты отметили, какая точная была реконструкция Антонина Грановского, православного гебраиста. Таким образом, эта проблема остается открытой. Например, взять тех же старообрядцев, у них каждая книга Библии -  это Боговдохновенная книга. У нас был святой отец, он и остается святым отцом -  Афанасий Великий, который как бы отделяет эти книги от остальных, но это частное богословское мнение, которое не подтверждается Соборными решениями.

http://radonezh.ru/text/pochemu-obschest...

21 сентября 1922 г. указанными выше тремя архиереями был рукоположен вдовый протоиерей Иоанн Завадовский в викарного епископа Бийско-Алтайской епархии. 24 сентября 1922 г. вдовый протоиерей Николай Чижов ими был произведен во епископа Иркутского. (См.: Фаст Михаил, свящ . Указ. соч. С. 48; Обновленческий раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И.В. Соловьев М., Издательство Крутицкого подворья, 2002. С. 768, 877-878). Блинов Петр Федорович (род. ок. 1890 — репрессирован ок. 1938 г.), один из лидеров обновленческого движения, организатор «Сибирской Живой Церкви» и обновленческого «Сибирского Церковного Управления» (СибЦУ или «Сибцерковь»), у обновленцев носил титулы «митрополит всея Сибири», «председатель сибирской церкви». Лжехиротония, произведенная Иоанном Завадовским и Николаем Чижовым, состоялась 8 октября 1923 г. в Томске. Вершиной обновленческой деятельности П. Блинова стало председательствование на проходившем в Храме Христа Спасителя Всероссийском поместном соборе обновленцев (29 апр.–9 мая 1923) и возглавление депутации этого лжесобора к Святейшему Патриарху Тихону, которому П. Блинов огласил и вручил соборное определение. На соборе 1923 г. П. Блинов возглавлял группу из 60 депутатов сибирских обновленцев под названием «Сибирская группа Живая церковь». Богослужение было совершено 29 апреля 1923 г. в Храме Христа Спасителя перед открытием собора. Антонин (Грановский) был противником женатого епископата. В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) в сентябре 1922 г. он писал: «Женатого архиерея я все же остановил. Они было и наречение совершили. Пришлось прибегнуть к внешнему воздействию, которое на сей раз удалось». (Богословский сборник. М., ПСТБИ, 2000. 6. С. 62.). Заиконоспасский монастырь на Никольской улице в Москве был в распоряжении Антонина (См.: Цыпин В., прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский)//Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия», 2001. Т. II. С. 683.). Речь идет о еретическом монофизитском Эфесском соборе 449 г., возглавлявшимся патриархом Александрийским Диоскором.

http://pravoslavie.ru/5824.html

63 Богослужение было совершено 29 апреля 1923 г. в Храме Христа Спасителя перед открытием собора. 64 Антонин (Грановский) был противником женатого епископата. В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) в сентябре 1922 г. он писал: «Женатого архиерея я все же остановил. Они было и наречение совершили. Пришлось прибегнуть к внешнему воздействию, которое на сей раз удалось». (Богословский сборник 6. 2000. С.62.) 65 Заиконоспасский монастырь на Никольской улице в Москве был в распоряжении Антонина (см.: Цыпин В., прот. Иннокентий (Павлов), игумен Антонин (Грановский)//ПЭ. Т. II. 2001. С. 683). 66 Речь идет о еретическом «разбойничьем» Ефесском соборе 449 г., возглавлявшемся патриархом Александрийским Диоскором. 68 В опубликованных источниках и историографии отсутствуют сведения о том, кто из участников собора протестовал против лишения сана Патриарха Тихона. Известно, что против введения женатого епископата пытался возражать епископ Волынский Леонтий (Матусевич), но был лишен слова председательствующим «митрополитом» Петром (Блиновым). 69 3 мая 1923 г. по докладу А.Введенского и В.Красницкого собор принял резолюцию, в которой говорилось: «Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви, на основании церковных канонов сим объявляет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Отныне патриарх Тихон – мирянин Василий Беллавин». (Поместный Собор Российской Православной Церкви 1923 г. (Бюллетени). М.: Изд. протопресв. В.Д.Красницкого, 1923. С. 12. 72 В своем послании от 28 февраля 1922 г. Патриарх Тихон писал: «Но Мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство». (Акты 1994. С. 190). 9 апреля это послание стало предметом обсуждения на допросе Патриарха в ГПУ, который сам Святейший описывал так: «Самсонов и Красиков объяснялись со мной… они серчают на мое второе послание, не надо придавать большого значения… я совершенно ничего не желаю, но одно не допускаю. Священных сосудов, как их кладут в ящик и топчут ногами для уплотнения…» (ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 4. Л. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

34 Богослужение было совершено 29 апреля 1923 г. в Храме Христа Спасителя перед открытием собора. 35 Антонин (Грановский) был противником женатого епископата. В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) в сентябре 1922 г. он писал: “Женатого архиерея я все же остановил. Они было и наречение совершили. Пришлось прибегнуть к внешнему воздействию, которое на сей раз удалось”. – Богословский сборник. М., 2000. 6. С. 62. 36 Заиконоспасский монастырь на Никольской улице в Москве был в распоряжении Антонина, см. Протоиерей В. Цыпин , игумен Иннокентий (Павлов). Антонин (Грановский)//Православная Энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 683. 37 Речь идет о еретическом монофизитском Эфесском соборе 449 г., возглавлявшимся патриархом Александрийским Диоскором. 39 В опубликованных источниках и историографии отсутствуют сведения о том, кто из участников собора протестовал против лишения сана Патриарха Тихона. Известно, что против введения женатого епископата пытался возражать епископ Волынский Леонтий (Матусевич), но был лишен слова председательствующим “митрополитом” Петром Блиновым. 40 3 мая 1923 г. по докладу А. Введенского и В. Красницкого собор принял резолюцию, в которой говорилось: “Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви, на основании церковных канонов сим об”являет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Отныне патриарх Тихон – мирянин Василий Беллавин”. – Поместный Собор Российской Православной Церкви 1923 г. (Бюлле­те­ни). М., 1923. С. 12. 45 В своем послании от 28 февраля 1922 г. Патриарх Тихон писал: “Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство”. – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 190. 9 апреля 1922 г. это послание стало предметом обсуждения на допросе Патриарха в ГПУ, который сам Святейший описывал так: “Самсонов и Красиков объяснялись со мной они серчают на мое 2-е послание не надо придавать большого значения я совершенно ничего не желаю, но одно не допускаю. Священных сосудов как их кладут в ящик и топчат ногами для уплотнения”. – ЦА ФСБ. Д. Н 1780. Т. 4. Л. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Антонин (Грановский Александр), еп.Владимирский (обновл.митр. Московский) Родился 21 ноября 1865 года в Полтавской губернии. В 1891 окончил Киевскую духовную академию. В 1890 будучи в Академии был пострижен в монашество с именем Антонина, а по окончании – рукоположен во иеромонаха. Был назначен сначала помощником инспектора Киевской духовной академии, а затем смотрителем Московского Донского духовного училища. В 1893 переведен на должность смотрителя в Киево-Подольское духовное училище. В 1895 – инспектор Тульской семинарии. В 1897 – преподаватель Холмской семинарии. В 1898 – ректор Благовещенской (на Амуре) духовной семинарии, в сане архимандрита. В 1899 переведен, согласно прошению, на должность в С.-Петербургский Духовный Цензурный Комитет сначала младшим цензором, а затем старшим. 15 янв. 1903 утвержден в степени магистра богословия. 2 марта 1903 хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Антонием митрополитом С.-Петербургским при участии митрополита Московского Владимира, Преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и целого ряда других иерархов. В 1904 ему присвоено наименование второго викария С.-Петербургской епархии, а в 1905 году – первого викария С.Петербургской епархии. В этом же году он состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати. В 1908, согласно прошению, уволен на покой по болезни, с назначением ему местопребывания в Сергиевой пустыни. Повлияло на увольнение также и сочувствие революционному движению 1905–1907 гг. 22 дек.1913 назначен епископом Владикавказским и Моздокским. 5 янв.1917 уволен на покой по болезни. Был членом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. в Москве. Остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. В 1922 уклонился в обновленческий раскол и был первым архиереем у обновленцев и вождем живоцерковников. Организовал в ближайшие месяцы церковную особую группу «Церковное Возрождение», но успеха она в Москве не имела и журнал этой группировки под тем же заглавием скоро перестал выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010