Катерини ( Τζουμρκας. 2008. Σ. 233-234). Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. в Фессалонике был казнен Китрский еп. Мелетий (21 июля 1821). В 1878 г. одним из лидеров освободительного движения в Македонии стал Китрский еп. Николай. В 1881 г., после включения Фессалии в состав Греческого королевства, Платамонская епископия была разделена на 2 части: 6 населенных пунктов, оставшихся в османских владениях, были присоединены к Петрской епископии. Но уже в 1896 г. Петрская епископия была упразднена и ее территория разделена между Элассонской и Китрской епископиями. В 1904 г. кафедру Китрской епархии занял деятельный еп. Парфений (Вардакас), который принимал активное участие как в освободительном движении, помогая греческим партизанам, так и в развитии образования. В окт. 1912 г. территория епархии вошла в состав Греческого королевства. После поражения греческой армии в греко-турецкой войне 1919-1922 гг. население Китрской и соседних епископий значительно увеличилось за счет беженцев из М. Азии и Вост. Фракии. В связи с этим в 1924 г. эти епархии были возведены в ранг митрополий. В том же году были установлены новые границы Китрской митрополии с Веррийской, которой были переданы нек-рые села, находившиеся в северной части Китрской епископии. В 1928 г. был канонически закреплен переход Китрской митрополии вместе с другими освобожденными епархиями «новых земель» из юрисдикции К-польского Патриархата в состав Элладской Православной Церкви. В 1933 г., после смерти митр. Парфения, Свящ. Синод Элладской Православной Церкви издал постановление о присоединении Китрской митрополии к Веррийской. Однако это решение вызвало многочисленные протесты и было отменено. Епархия сильно пострадала во время нем. оккупации, в т. ч. в 1943 г. был разрушен мон-рь прп. Дионисия Олимпийского, в мон-ре Пресв. Богородицы Макриррахис был устроен концлагерь; 6 приходских священников были казнены. В течение длительного времени Китрскую митрополию возглавлял известный специалист в области канонического права и писатель митр.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Элладская Православная Церковь. Монастыри ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАССОПИТРЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Керкирской, Паксийской и Заморских островов митрополии (Элладская Православная Церковь), находится в пригороде г. Керкира Канони КЕСАРИАНИ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богорородицы, недействующий, принадлежит Элладской Православной Церкви КЕХРОВУНИУ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви КИНИГУ мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный (Элладская Православная Церковь) ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви МАЛЕВИ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона МИРСИНИОТИССА действующий женский монастырь, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви ОСИОС ЛУКАС действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви ОСИОС МЕЛЕТИОС жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121632_2.html

обр. извлеченных из «Трагедии» Иринея; они составили 2-ю часть Collectio Casinensis (АСО. Т. 1. Vol. 4). Здесь сохранились мн. послания антиохийских богословов ( Uoahha I , архиеп. Антиохийского, епископов Акакия Веррийского, Феодорита Кирского , Андрея Самосатского), в т. ч. Нестория и его приверженцев (Александра, еп. Иерапольского, Евферия, еп. Тианского, Елладия, еп. Тарсийского), отражающие их позицию после Эфесского Собора, до и после церковной унии 433 г.; греч. оригинал этих посланий утрачен. Кроме «Трагедии» Р. использовал в этой части и др. источники: 49 писем прп. Исидора Пелусиота (они или содержали резкую критику свт. Кирилла Александрийского , или относились к Эфесскому Собору, однако большинство из них были отобраны как имевшие отношение к современному Р. состоянию Церкви); неск. посланий из кодекса, составленного монофизитами (акефалами); заимствованные, по-видимому, из этого же кодекса 2 послания Суккенсу свт. Кирилла Александрийского (Cyr. Alex. Ер. 45–46); только здесь сохранившееся подлинное «Исповедание веры» еп. Акакия Веррийского неизвестного происхождения (CPG, N 6481); поддельное письмо Ипатии свт. Кириллу в защиту Нестория; неск. небольших фрагментов сочинений свт. Кирилла (АСО. Т. 1. Vol. 4. Р. XV). Протопр. Б.М. Боровой выдвинул гипотезу, согласно к-рой Р. также является редактором Авелланова собрания (Collectio Avellana), одного из главных источников по истории акакианской схизмы; работа над ним была закончена при понтификате Вигилия. Сборник включал 240 документов, в основном посланий пап и императоров с 367 по 553 г. Из числа возможных составителей протопр. В. Боровой исключил африкан. богословов, поскольку редактор этого собрания должен был иметь доступ к папскому архиву. Из окружения папы Вигилия он изъял ряд др. лиц, о лит. трудах к-рых ничего не известно, я также буд. папу Пелагия I († 561), к-рый, как писатель, не был «историком-исследователем или богословом-догматистом» и не походил на «трудолюбивого собирателя документального материала».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

2233 – В течение своего правления некоторые патриархи заявляли себя действиями, которые не могли служить к созиданию церкви. Патриарх Неофит IV, выбранный в сан иерарха константинопольского из митрополитов андрианопольских, не пожелал оставить своей резиденции и ехать в Константинополь, почему он и был патриархом константинопольским, проживавшим в Адрианополе. В этом случае Неофит поступил, по словам одного источника, вопреки принятому «обычаю», а по словам другого источника – вопреки «канонов». 2234 Столь же мало думал сообразоваться с правилами церковными и патриарх Кирилл II Контарис. Во всех исходящих из патриархии документах он подписывался вместо: «Кирилл милостью Божиею архиепископ константинопольский», так: «Кирилл Веррийский Божиею милостью», или же: «Божиею милостью Кирилл константинопольский из Веррии», потому что до избрания в патриархи он был митрополитом веррийским. Но этот поступок еще, конечно, не так важен, а гораздо важнее то, что он бесчеловечно преследовал приверженцев прежнего патриарха Кирилла Лукаря и сделался причиною достойных всякого сожаления порядков церковных. 2235 Странно и непохвально поступает и патриарх Иоанникий II. Запутавшись в управлении делами церковными, он сложил с себя патриаршество, наложив на себя наперед отлучение, если бы он когда-либо вздумал еще раз домогаться патриаршей кафедры. Но что же видим? Проходит очень немного времени – и Иоанникий начинает искать патриаршества и достигает цели. 2236 Какой пример мог подавать такой патриарх прочим архиереям, клиру и народу? Одним из следствий случавшихся нестроений в патриархии было то, что слух о них, ко вреду для славы вселенского патриарха, распространялся далеко за пределы —292— греческого народа. Древняя Русь, волею-неволею делалась зрительницей тех беспорядков, какие встречались в церкви константинопольской. Так до сведения царя Михаила Феодоровича доведена была в свое время следующая история о характере патриаршествования вышеупомянутого Кирилла II Контариса. «Некий митрополит веррийский Кирилл, незаконно домогаясь патриаршества, когда султан Мурад ехал на войну, подал ему прошение и посулил 15,000 рублей, чтобы его поставил в патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первой половине XVII века приехали в Москву для вечного поселения митрополиты Веррийский Аверкий, Селунский Паисий, Севастийский Иосиф, Газский Паисий, архиепископы Арсений Элассонский, Нектарий Погоянинский... А в 1630 г. с тем же намерением приехали сразу три архиерея: Синадский Мелетий, Имбирский Афанасий, Зихновский Неофит в сопровождении архимандритов, келарей, старцев. Из мирян переселялись служилые люди, торговцы, ремесленники, переводчики. Но не все оставались подолгу в России. Сдерживающими факторами были, с одной стороны, отказ светских властей отдельным лицам в приеме, а с другой – весьма строгий уклад тогдашней религиозной жизни в Москве, не допускавший каких-либо уклонений или нарушений, строгие посты, длительные уставные богослужения. Архидиакон Павел Алеппский (XVII в.), проживший вместе со своим дядей Патриархом Антиохийским Макарием почти два года в Москве, рассказывает в своих воспоминаниях, что им приходилось «ходить подобно святым и соблюдать относительно себя большую осторожность, так как обо всем, что замечали» за ними, немедленно доносилось «императору или Патриарху» (1:VII, 67). Особенно тяжело воспринимался пост. «Мы, – продолжает архидиакон, – в течение этого поста (Великого) претерпевали такое крайнее изнурение по недостатку пищи, как будто нас считали каменными» (1:VII,81). «Друзья наши, хорошо знакомые с характером и постановлениями здешних жителей, наперед предупреждали нас: кому, – говорили они, – хочется сократить свою жизнь на 5 ли на 10 лет, тот пусть едет в страну Московскую ... Москвитяне строго следят за епископами, игуменами и за всеми, кто живет в монастыре» 345,346). «Боже! – восклицает он. – Освободи нас от этих строгостей и возврати нам нашу свободу!» (1:11, 67; ср. 3: III, 121–122; 167–169). Русские радушно открывали свое сердце для ищущих приюта, но считали своей священной обязанностью охранять свои сложившиеся церковные устои и требовать от всех усвоения их. Митрополит Веррийский Аверкий, оставшийся в 1628 г. в Москве, показывал: «Великий государь святейший Патриарх приказал ему (Аверкию) русские обычаи указать Севастийскому митрополиту Иосифу, потому что он (Иосиф) человек молодой, а приехал внове, и он (Аверкий) ему, что знал, то указывал» (115:158).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мы и писем от них не получали и не знаем наверное. Святейший архиепископ Домн сказал: какие умыслы подозревали они? Когда я написал об этом боголюбезнейшему епископу Иве, то он ответил, что предоставляет все мне. И они вместе с вами освобождены были от наказания отлучения: впрочем, под тем условием (дозволено было) вам иметь общение, (что) если кто из вас удалится прежде окончания дела, то подвергнется церковному наказанию. Итак, они оказались беглецами и презрителями отлучения и этого апостольского престола, и подвергли себя большему наказанию осуждения». “Самуил сказал: «прошу прочитать подписи обретавшихся там и подписавших епископов и внести в акты». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут прочитаны подписи боголюбезнейших и святейших епископов, находящихся в этих документах, и пусть они будут присовокуплены». Подписи: «Домн, епископ антиохийский, высказал». «Симеон, епископ амидский, высказал тоже». («Стефан, епископ иерапольский, высказал тоже»). «Константин, епископ (святейшей церкви) бострской, высказал тоже». «Феоктист, епископ веррийский, высказал тоже». «Фома, епископ мопсуестский, высказал тоже». «Планк 241 , епископ святой церкви герасской, определил тоже». «Еворкий 242 , епископ зевгматский, высказал тоже». «Даниил, епископ веррийский 243 , высказал тоже». «Дада, епископ батский, высказал тоже». “Боголюбезнейшие епископы сказали: «рассуждение боголюбезнейшего и святейшего отца нашего архиепископа Домна известно. Итак, поданная вчера жалоба пусть будет прочитана и присовокуплена к актам». Жалоба (Самуила и других пресвитеров Едессы к Фотию и к прочим епископам) против Ивы «Святейшим, всеправеднейшим и боголюбезнейшим епископам Фотию, Евстафию и Уранию прошение от Самуила, Кира, Евлогия и Мары, пресвитеров святейшей церкви едесской». “Самуил пресвитер сказал: «просим вашу справедливость дозволить нам и то, чтобы тоже самое сказано было по-сирски для боголюбезнейшего и святейшего епископа Урания; потому что он был в Константинополе, когда было читано письмо об этом, писанное архиепископом Домном к архиепископу Флавиану; и опять он был в Антиохии, когда мы намеревались поднять об этом речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

27-го Мая старцы сии прибыла в Москву и, по Государеву указу, допрашиваны в посольском приказе, ибо грамота писана без справок о Государевых титлах, будто бы от Вифлеемского Митрополита Афанасия, а печати у ней митрополичей нет. Между тем Государю ведомо учинилось, что грамота писана в Волошской земле, и что старцы сказались в Путивле ложно, будто их послал бить челом о милостыне Вифлеемский Митрополит; но Митрополит их к Государю не посылал, и старец Дамаскин, назвавшись архимандритом, с оными старцами приехал сам собою; и так пусть скажут правду, кто у них ту грамоту писал, и для чего приехали к Москве. После многих возражений со стороны Дамаскина в несправедливости возводимых на него обвинений он должен был наконец сознаться в своей вине: что приехал к Государю сам собою, а не от Вифлеемского Митрополита, и назвал себя архимандритом ложно. Такие случаи заставили правительство наше быть осторожнее в отношении Греческих пришельцев, и потому реже встречаем в посольских делах их приезды; многие обращаемы были назад из Путивля. 1638 В Феврале 1638 года явился здесь бывший посредником Патриаршим, Гречанин Иван Петров с своим братом и соотечественником Матвеем Андроновым, с грамотами вестовыми от Патриарха Цареградского Кирилла и с прошением возвратить пожитки бывшему Веррийскому Митрополиту Аверкию. Государь приказал разыскать сию рухлядь, состоявшую из ризницы, и представить в Москву, а с Иваном Петровым отправить к Цареградскому Патриарху Кириллу своего жалованья соболями на триста рублей; да к Севастийскому Митрополиту Иосифу на двести рублей, также собольми. (Св. 16-я, 6-й) В Мае того же года приехал в Москву другой Гречанин, Петр Юрьев, с письмом от Молдавского Митрополита Варлаама просительным, о возвращении бывшему в ссылке в России Веррийскому Митрополиту Аверкию заложенной им у Суздальского Архиепископа рухляди, и от игумена Анфима Филипопольской области, Царя Константиновского монастыря, также просительным о милостыне, ради искупления великих долгов, которые произошли от налогов Агарянских, и займа в две тысячи ефимков для сохранения обители от разрушения. Указом Государя велено было послать в сию обитель сорок соболей в сорок рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грамотою того же года к Патриарху Филарету Никитичу, Кирилл благодарил за присылку семнадцати сороков соболей. И так судьба Митрополита Веррийского Аверкия, после многих его происков, решилась, хотя и не понятно, кто был сей отрочник Афиноген и о какой ложной ставленной грамоте упоминал Патриарх Цареградский? Вскоре он сам должен был пострадать от происков другого Митрополита Веррийского Кирилла. 1634 В Ноябре 1634 года явились новые просители в Путивль, шедшие бить челом о милостыне: Анкирский Митрополит Лаврентий, архимандрит Симеон и келарь Герасим, Афонского монастыря Есфигмена, и Цареградский священник Иван, все три снабженные грамотами Патриаршими. Митрополит привез в дар мощи святого мученика Климента Анкирского и с ним прислал еще Государю, некто Гречанин Панагиот, частицу древа Господня и мощи Св. Иулиты. Дорогою в Ряжске скончался архимандрит, но Митрополит и келарь представлялись Государю и получили обычное жалованье. В грамоте, поданной Анкирским Митрополитом, Патриарх Кирилл писал: «буди ведомо державному твоему Царствию, что в восточных странах, в Галатии есть митрополия Анкирская, почтенная от древних православных блаженныя памяти Царей, четвертый престол по степени и начальная митрополия; были под нею Епископы и многие подданные села и деревни, блаженныя памяти Христианских Царей, и в те времена пребывала в мирном житии и во всяком устроении, ибо всегда давали ей милостыню и многия добродетели творили. А в нынешних временах, от насильства и всякого колебания нечестивых еретиков Агарян, то место раззорилось, села и деревни запустели, не осталось ничего и в великих трудах пребывают; доходы митропольские до конца раззорились, от великих несметных насильств взошли в долги неуплатимые. Преосвященные, которые пребывают на том престоле, весьма оскудели и не могут уплатить долгов своих, и тот Митрополит честный всей Галатии, во Св. Духе возлюбленной брат и сослужитель нашего смирения, господин Лаврентий, также не возмог оплатить великаго долга своего и помыслил придти к человеколюбию щедроты самодержавнаго Царствия твоего. Мы и прочее многие молим, да милость получит и помощь, чем бы прожить вперед и уплатить долги свои. Пошли милостыню от великаго твоего царскаго сокровища, чтобы ему возвратиться опять в область свою»; грамота писана 1633 года Мая 1-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

32) Стажская (стагонская). Город Стаг или Стаги ( Ζτα’ γος, Ζτα’ γοι и Стагон – Ζταγ ν), в настоящее время Стаг-Калабак (Stagus Kalabak), находится в средней Фессалии, на р. Саламврии (др. Пенее) при подножии гор Метеорских (Pouqueville’a Voyage III, 338). Возвращалась или не возвращалась епископия стажская после 1019 г. под власть архиепископов болгарских, остается неизвестным; не позднее как с половины четырнадцатого века она принадлежит к митрополии ларисской (Гласника XVIII, 197 sqq). 33) Веррийская. Город Веррия ( Βερροι’ α), тот самый, о котором говорится в Деяниях апостольских XVII, 10, находится в южной Македонии, недалеко от границы с Фессалией, на западо-юго-запад, в расстоянии дня пути, от Фессалоники или Солуни. Возвращалась или не возвращалась епархия веррийская к архиепископии болгарской после 1019 г., свидетельства относительно этого несогласны, – по одним, она возведена была в тринадцатом веке в митрополии из епископий именно сей последней, напротив по другим – из епископий митрополии солунской (у Ралли и Потли V, 492; при Феофилакте она как будто принадлежала к архиепископии, см. его послание ed. Finetti VIII, у Миня стр. 321). В шестнадцатом веке архиепископ ахридский Прохор, ссылаясь на хризовулы византийских императоров (по всей вероятности, именно на хризовул императора Михаила Палеолога с приводимыми в нем хризовулами Василия Болгаробойца), хлопотал было у турецкого правительства снова присоединить эту епархию (тогда снова бывшую епископией митрополии солунской) к своим владениям (см. у Крузия в Turcograecia lib. II, р. 163 fin. sqq). 34) Моравская. Город Морав, как мы говорили выше, находился в нынешнем княжестве сербском, при впадении р. Моравы в Дунай. Епархияморавская ( το Μορο’ βου вместо το Μορα’ βου) упоминается в письмах архиепископа Феофилакта (у Миня стр. 525, epist. ed. Lamio XIII), и следовательно была открыта не позднее последней четверти одиннадцатого века. 35) Дебрьская. Об епархии дебрьской или дебринской ( Δε’ βρης) упоминает тот же архиепископ Феофилакт (у Миня стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Желая заставить святую отречься от Христа, он решил мучить детей у нее на глазах. Сначала Кинтилиан призвал к себе Кегора, младшего из братьев, и, показав ему драгоценности и орудия пыток, предложил принести жертву языческим богам, обещая богатства и почести. Кегор предпочел мучения за Христа. По приказу Кинтилиана его живым зажарили на раскаленной решетке. Так же стойко исповедовали Христа и приняли мученическую кончину старшие братья: Секенда били железными прутьями и надели на голову раскаленный шлем, Секендик был привязан к диким лошадям. И., присутствовавшая при истязании, укрепляла сыновей и призывала их мужественно переносить страдания. Видя непреклонность И., Кинтилиан велел терзать ее железными когтями и растирать раны грубой тканью, а затем отсечь голову. Христиане похоронили И. в юж. части города, где позднее был построен храм в ее честь, в котором совершались мн. чудеса. Так, в одном из прибрежных городов Италии торговцы пшеницей долгое время ожидали попутного ветра. Им явилась величественная госпожа, которая заплатила по 300 номисм за каждый корабль пшеницы и велела доставить груз в Фессалонику и оттуда в Веррию, где после засухи начался голод. Тотчас подул попутный ветер. Однако в пути торговцы решили продать пшеницу в др. месте. Как только они изменили курс, на море началась буря, грозившая потопить корабли. Торговцам снова явилась святая и велела доставить пшеницу в Веррию. Прибыв туда, они раздали зерно голодающим и рассказали о чудесном явлении И. В этот день мн. жители города видели во сне И., к-рая молилась о ниспослании дождя, что вскоре исполнилось. Ковчег с честной главой прмц. Иерусалим (собор прп. Антония Нового Веррийского, Веррия) Ковчег с честной главой прмц. Иерусалим (собор прп. Антония Нового Веррийского, Веррия) Почитание Составление Жития И. приписывается иером. Евсевию, постригшему святую в монахини. Зап. исследователи называют это Житие легендарным, указывая на сходство подвига И. с мучениями Веры, Надежды, Любови и Софии , а также мц.

http://pravenc.ru/text/293778.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010