При сем посылаем к великому твоему Царствию преподобнейшаго архимандрита великия церкви Филофея с братиею, и с ним одну грамату от себя, рукописанием своим, к Царствию твоему и к пресвятейшему Патриарху, брату и сослужебнику нашего смирения, господину Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, и в той грамате пишу и поведаю все тайное, всякое бытейское дело истинное, и приказал ему из уст тайное дело говорить Царствию вашему, ибо человек верный и богобоязненный.» (грамота от 12 Июля 1629 г.). «Ведомо буди самодержавному твоему Царствию, писал Феофан в своей грамоте, что мы богомольцы святаго твоего Царствия, пришли в то время, от святаго града Иерусалима в Константин град, и обрели послов Царствия твоего, были у них, благословили их и приняли от них из рук, с преподобнейшим иеромонахом нашим архимандритом Филофеем, милостыню, пять сороков соболей; монастырь святый и град Иерусалим до днесь цел и не рушим.» (Грамота от 25 Фев. 1629 г. 23). Из отпуска царской грамоты от 6 Июля 1630 года к Царьградскому Патриарху Кириллу с послами Саввиным и Алфимовым видно, что Государем послано Патриарху жалованья десять сороков соболей, а от Патриарха Филарета Никитича семь сороков, чара серебряная и четыре образа в окладах. В Июне месяце пришли новые просители с севера, откуда не могли их ожидать. Архангельские воеводы донесли Государю, что приехал к их городу Грек из Иерусалима, Димитрий Иванов Албертос, с намерением вступить в царскую службу, и привез с собою грамоту (от 1622 г. Авг. 24) от Иерусалимского Патриарха Феофана. Патриарх восхвалял Димитрия и ходатайствовал о нем у Царя. 27) В конце 1630 года прибыли в Путивль многие духовные власти: 1) Мултянской земли Успенского монастыря Епископ Антоний, бывший в Москве еще прежде в 1613 году, с своим архимандритом Мелетием; он привез пять листов от Мутьянского Митрополита: Государю, Патриарху, Селунскому Митрополиту Паисию, Веррийскому Аверкию и старцу Иоанникию, келарю Паисия, да от Волошского Митрополита Афанасия лист к Веррийскому Митрополиту; 2) Афонской горы скитского Ксенофонтовского монастыря строитель Авксентий, бывший в Москве в 1625 году; 3) Селунского Анастасиевского монастыря Архимандрит Галактион, привезший с собою четыре листа к Государям, два от Иерусалимского Патриарха Феофана и два от старцев того монастыря, да четыре листа посыльных к Митрополитам Селунскому и Веррийскому; 4) Селунского Предтеченского монастыря архимандрит Арсений, который привез с собою также до восьми листов, четыре к Государям, от Царьградского Патриарха и старцев своего монастыря и четыре к Митрополитам Селунскому и Веррийскому; служка же его подал лист, писанный Государю от Иерусалимского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Не забудь нас, ваших богомольцев, убогих старцев.» Грамота была писана 17-го Сентября в Путивле. Не смотря на то, вторичным указом от 21 Октября, Путивльскому воеводе подтверждено «отправить архимандрита за рубеж, дав ему жалованье, а в Москву не пускать, ибо он приехал за милостынею до сроку.» В одно время с архимандритом Кентирионом приезжал в Путивль из Сербской земли Никопольского Никольского монастыря игумен Гавриил, ради милостыни, но о нем боле нечего не известно. 4) Успешнее сих старцев достиг Москвы в Июне сего 1643 года за милостынею, также из Сербской земли, города Кастории Успенского Кременецкого монастыря архимандрит Герман, но потому, что прежде сего никогда не бывал в России. Он поднес Государю часть животворящего креста и миро святого великомученика Димитрия Селунского. Свидетельствованную грамоту о сем крестном древе писал к Государю Ахридонский Архиепископ Харитон, и к ней руки приложили шесть Греческих Митрополитов и один Епископ. Архимандрит Герман с братиею бил челом: что монастырь их от нечестивых Турков в великом долгу, святые книги, евангелие и кресты и ризы и всякое церковное строение в закладе у Жидов, от великого роста, а окупить не чем; не пожалует ли Государь, для своего многолетнего здравия, жалованья, чтобы им от долгу оплатиться, а долгу на них семь сот пятьдесят рублей. Вследствие сей челобитной и за святыню Государь приказал выдать архимандриту Герману, на окуп от долгу собольми на сто рублей. 5) 1644 В начале Сентября 1644 года приехал в Москву на Государево имя, на вечное житье Афонской горы Павловского-Георгиевского монастыря архимандрит Никодим, это уже был не первый пример таких переселенцев в благословенные пределы России. 7) Около сего же времени принес служка Грек Антоний жалобную просьбу от Вселенского Патриарха Неофита о помощи, которая свидетельствовала о бедствиях Великой Церкви: «Многое время прошло с тех пор, как мы не посылали благословения к твоей державе, как наши предшественники, как подобало, и это произошло не от нашей безпечности, но от многих искушений, которым подверглась Великая Церковь и от безпорядков времени, ныне же когда наступила, по милости Божией, тишина и облегчились мы от великих работ, какия имели, мы решились послать к тебе, с согласия преосвященных Архиепископов, преподобнаго архимандрита нашей церкви Филофея, чтобы привести подобающее наше почтение и благодарность, и поскольку, по безпокойствам, не могли этого сделать, посылаем теперь наше письмо чрез Антония, сына аптекаря Константина; он тебе объяснит словесно и подробно о всех бедствиях и искушениях, какия нам приключились от онаго врага церковнаго, Кирилла Веррийскаго и от подобных ему, и что мы как великий корабль, обуреваемый ветром на волнуемом море, не можем себе пристанища обрести.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Известно, какое участие в деле патриарха московскаго Никона принимал газский митрополит Паисий Лигарид. Но недовольно ясна история этого выходца греческаго, до его прибытия в Москву. Между тем обстоятельства предшествующей его жизни имеют не маловажное значение для историка патриарха Никона , по неблагоприятным отзывам его о митрополите газском, которые легко могли раздражать пришельца, расчитывавшаго на устроение своего благополучия в России – Посему не излишне будет предложить некоторыя сведения о жизни Паисия до приезда его в Москву. Паисий, до пострижения в монашество Панталеон 1 , Лигарид родом был с острова Хиоса. Соотечественник его и современник, известный Лев Аллаций говорит, что греки, жившие на этом острове, который около двух сот сорока лет состоял в зависимости от генуэзцев, часто посылали детей своих для образования в Рим и в другие латинские города; возвращавшиеся оттуда юноши пользовались в своем отечестве особенным уважением и получали от епископов греческих дозволение преподавать в нем изученныя ими науки 2 . И Паисий, в молодые годы, пошел тем же путем: он поступил для обучения в новооткрытую папою Григорием XIII для греков в Риме коллегию (1578г.), где учили иезуиты. Здесь, под видом чистаго древняго учения греческаго, преподавалось греческому юношеству учение римской церкви. Отсюда в теже времена вышли многие из первых деятелей унии в югозападной России, как то: митрополиты киевские Иосиф Велямин-Рутский, Рафаил Корсак, Антоний Селява и Киприан Жоховский; архиепископы смоленские Лаврентий Кревша и Андрей Злотый; – полоцкие Николай Лосоцкий и Никифор Гожонский, епископы – волынский Иероним Гроховский, луцкий Иеремия Почаповский, пинский Пахомий Оранский, туровский Алексей Дубович, и коадъютор виленскаго епископа Маркиан Тризна. В числе последних выходцев из того же училища упоминается Аллацием и Панталеон Лигарид хиосский 3 . Время обучения Панталеона в Риме в точности неизвестно: но мы знаем время, когда оставил он Рим. Лев Аллаций в 1645 г. писал к другу своему Бартольду Нигузию: «Панталеон Лигарид, три года назад, удалился из Рима в Константинополь, для посещения своего отечества Хиоса, и для распространения в той стране римской веры». Но надежды на благосклонность тогдашняго патриарха константинопольскаго Кирилла Веррийскаго, не оправдались. Этот патриарх возведен был на место Кирилла Лукаря, низложеннаго при содействии латинской партии в Константинополе, и считался благосклонным к латинянам, которые даже называли его своим учеником. Но он скоро должен был уступить свое место Парфению. Поэтому Аллаций и присовокупил: «но, по достоверным известиям, дела Панталеона колеблются при новом патриархе, возведенном еретиками. О, если бы это путешествие удалось ему» 4 !

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Бедственно было положение Патриаршего престола Константинопольского и самого Кирилла; Иезуиты до такой степени оклеветали его пред лицем православных в лжеучении Кальвинском, что впоследствии Патриарх Иерусалимский должен был, на Соборе в Яссах, защищать его православие и письменно отвечать на вопросы о том южных Епископов наших. Книга Кальвинская, изданная под влиянием Франков, под именем Кирилла, возбудила против него смятение в Царьграде, и тем воспользовались враги, чтобы низвергнуть его с престола, после вторичного восьмилетнего святительства. Но Кирилл Веррийский, возведенный на его место в 1632 году, оставался только несколько дней на кафедре; общим голосом, восстановлен был опять знаменитый Кирилл Лукарь, уже в третий раз, и полтора года украшал ее своими добродетелями. Иезуиты, бодрствующие враги его, воздвигли опять против него правительство Турецкое, чрез великого Визиря, который благоприятствовал, как уроженец Крита, происходившему также из сего острова Афанасию Пателарию, Архиепископу Фессалоникийскому, и Афанасий был возведен на место Кирилла, но чрез сорок дней низложен. В четвертый раз возвратился Кирилл и чрез год должен был уступить место свое тому же Афанасию. Кирилл Веррийский, год спустя, овладел снова кафедрою Патриаршею и, чрез полтора года сослан в Родос, когда лишился власти покровительствовавший ему вельможа. – Это было в 1636 году. Неофит, Митрополит Ираклийский, на краткое время заступил его место, но чрез год должен был отречься от сего высокого сана, ибо не в силах был удовлетворить жадным требованиям Порты и платить долг, возросший на Патриархии до ста тысяч левов, от частой перемены Патриархов. В пятый и последний раз вступил на бедствующую кафедру Кирилл Лукарь, в 1637 году, и опять, происками того же Кирилла Веррийского, чрез полтора года низвержен был с престола и удавлен в темнице; но и гонитель его Кирилл, всеми ненавидимый, чрез год подвергся той же участи; таково было горестное положение дел в Царьграде. В Феврале 1637 года приехал к Государю в Москву от Цареградского Патриарха Неофита с грамотами Грек Роман Савельев. Неофит писал о милостыне, и Царь приказал, во внимание прошения Патриаршего, послать к нему с Романом два сорока соболей, что видно из отпуска Государевой грамоты к Патриарху от 5-го Марта 1637 года. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Патриарх Тимофей, предшественник Кирилла Лукариса, предложил молодому Кириллу Контарису занять епископскую кафедру в его родном городе Верии. Ревностный и приверженный воспитанник иезуитов не хотел прервать своих любимых философских занятий в иезуитской коллегии и считал себя даже недостойным епископского сана. Напрасны были убеждения патриарха! Но Контарис рассказал об этом своему наставнику. Хитрый иезуит истощил все свое красноречие, чтобы заставить молодого грека принять епископский сан, как желал того патриарх, и успел в этом: Контарис принял предложение Тимофея и сделался епископом Веррийским 437 . Изгнанные из Константинополя, иезуиты утешались теперь мыслию, что всецело приверженный к ним Контарис отомстит за них Кириллу Лукарису. К несчастию для православных греков, именно то и случилось, чего так лихорадочно ожидали иезуиты!.. Кирилл Веррийский оказался очень понятливым учеником своих искушенных в хитростях и кознях наставников… Сначала он тщательно скрывал свои замыслы и долго притворялся благорасположенным к патриарху, пока, наконец, не успел войти к нему в совершенное доверие... Когда открылась митрополичья кафедра в Солуни, Кирилл Лукарис поручил Кириллу Веррийскому временное управление свободной Солунской кафедрой. Славолюбивый и честолюбивый Контарис был очень доволен новым назначением и думал уже навсегда остаться в Солуни, но не прошло и года, как по воле патриарха он должен был уступить это место другому 438 . Самолюбие и гордость его были оскорблены до чрезвычайности. Но хитрый воспитанник иезуитов умел до времени сдерживать свои неприязненные чувства 439 . Наконец, Кирилл Лукарис поручил ему отправиться в Россию для сбора подаяний в пользу Константинопольской церкви 440 . Кирилл Веррийский отлично исполнил поручение патриарха, но в то же время употреблял во зло его доверенность. «На деньги, – рассказывает Смит, – которые он, уполномоченный Кириллом Лукарисом и снабженный его письмами, собрал в Москве и в других странах греческого исповедания на нужды Константинопольской церкви, он, неблагодарнейший из смертных, старается свергнуть своего весьма заслуженного (meritus) покровителя с патриаршего престола, забыв прежние благодеяния, из-за негодования и досады на то, что Кирилл Лукарис отказал ему в архиепископстве Фессалоникийском, которое он просил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Кроме патриархов и других лиц, которые так или иначе служили нашим послам в Константинополе, русское правительство имело еще целый многочисленный штат тайных политических агентов, которые, проживая в Турции, находились в постоянных сношениях с Посольским приказом, куда они присылали свои вестовые письма с подробным изложением того, что замечательного в каком-либо отношении происходило в различных местах Турции. Как велико было число этих агентов, видно из того, что в период времени между 1630 и 1660 годом в числе их встречаются митрополиты: севастийский, веррийский, фессалийский, тырновский, приконийский, халкидонский, назаретский, вифлеемский, коринфский, варнский. Кроме митрополитов, в числе русских агентов, присылавших свои отписки в Посольский приказ, встречаются за указанное время архимандриты: Амфилохий, Венедикт, Парфений и другие; затем молдавский учитель Гавриил Власьев, цареградский инокосвященник Дионисий, иерусалимский протосинкелл Гавриил, иерусалимский иеромонах Дионисий и греки-бельцы: Иван Петров Тафрали, Мануил Константинов, Фома Иванов и другие. В число тайных русских политических агентов поступали прежде всего те лица, которые оставались в Москве на государево имя, но через несколько лет опять оставляли Россию и возвращались на Восток. Не желая по своем отъезде из Москвы прекращать выгодные для них сношения с русским правительством, они поступали обыкновенно в число его тайных агентов и начинали присылать в Москву вести о турецких поведениях в надежде получать за это милостыню. Так, севастийский митрополит Иосиф, в 1630 году оставшийся в Москве на государево имя и отпущенный опять на Восток в 1634 году, немедленно присылает государю грамоту, в которой заявляет, что он прибыл в Константинополь, был здесь у патриарха и принят им ради царской грамоты, с ним посланной, с великою любовью, что он по делам царским перед обоими патриархами толмачил и служил, сколько мочи и силы было. Затем Иосиф начинает присылать в Москву ряд грамот с политическими вестями, тем более что он, по его словам, успел свести короткое знакомство с приказными султана 356 . Точно так же и веррийский митрополит Аверкий, оставив Москву и поселившись в Молдавии, начинает присылать отсюда грамоты в Москву с политическими вестями; так же поступает и долго живший в Москве и известный у нас по книжным исправлениям иверский архимандрит Дионисий и другие лица 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

—663— в значении клира и мирян. Оратор находит не совсем ясным для себя, почему Δο Σματα назначили избирателями вот этих лиц, а не других. Особенно он указывал на то, что в уставе (θνικο Κανονισμο) совсем не сказано, что представители от ученых, коммерсантов и банкиров избираются в Δο Σματα. Скорее, согласно уставу, их должны выбирать сами эти сословия, каковое право предоставлено цехами, – теми более, что ведь это наиболее образованные классы общества. Затем, оратор находит плохо организованными выборы от цехов: 1) в патриархии нет обстоятельного списка цехов, 2) непонятно, почему не имеют права посылать своих представителей такие значительные цехи, как портные, сапожники, столяры, парикмахеры и др. В правилах о выборе депутатов от 28 епархий оратор тоже находит недостаток основательности: после выделения из константинопольского патриархата некоторых епархий, имевших право посылать депутатов, каковы епархии тырновская, ларисская, видинская, софийская, они были заменены другими, но почему, например, иконийской, а не касторийской, родосской, а не веррийской и т. д.? Наконец, замечается в правилах недоговоренность и относительно качеств депутатов; указано только, что они должны быть турецкими подданными, но не определено, какого возраста они должны быть, могут ли быть избираемы в депутаты лица обанкротившиеся, судившиеся за преступления и т. п. Кончает оратор заключением, на основании всех вышеуказанных недостатков в организации выборов патриарха, о необходимости пересмотреть и изменить правила этих выборов. Пусть этим вопросом займутся Δο Σματα непосредственно после выборов патриарха. Речь депутата Бусиоса сильно взволновала членов собрания, потому что, с одной стороны, она затрагивала интересы и клира, и мирян; с другой стороны, оратор прямо указывал на незаконное присутствие в собрании некоторых определенных лиц. Неоднократно во время нее и ее обсуждения поднимался в зале сильный шум, депутаты пререкались друг с другом, некоторые грозили покинуть собрание и т. п. Не трудно видеть, что речь была направлена отчасти против привилегий клира, так как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В марте 1995 года в «матфеевском» синоде церкви ИПХ Греции произошёл раскол, вызванный резкой конфронтацией иерархов по вопросу о допустимости использования икон «неканоничного» письма. Отделившиеся от «матфеевской» юрисдикции иерархи во главе с митрополитом Мессинийским Григорием (Русисом) образовали так называемый «матфеевско-григорианский» синод церкви ИПХ Греции 676 . После «григорианского» раскола «матфеевская» группировка имела в своём составе следующих лиц: 1 . Андрей (Анестис), архиепископ Афинский и всея Эллады; 2 . Николай (Месиаракис), митрополит Пирейский и Островов; 3 . Пахомий (Аргиропулос), митрополит Арголидский; 4 . Епифаний (Панаиоту), митрополит Китийский. В июле 1995 года по определению «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции состоялась хиротония митрополита Ларисского и Тирнавского Панарета (Вагианаса) 677 . В 1997 году «епископат» «матфеевского» синода был восполнен за счёт проведения семи архиерейских хиротоний. Новорукоположенными «иерархами» оказались: 1 . Кирик (Кондояннис), митрополит Месогейский и Лавреотикийский; 2 . Тарасий (Карангунис), митрополит Веррийский, Наусский и Камбанийский; 4 . Андрей (Сирое), епископ Диавлейский; 5 . Хризостом, епископ Филиппийский; 6 . Галактион, митрополит Перистерийский; 7 . Горгоний (Зарояннис), митрополит Китрусский, Катеринийский и Платамоносский 678 . 5/18 февраля 2003 года Председатель «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции архиепископ Афинский Андрей (Анестис) заявил об уходе на покой по причине преклонного возраста. Новым первоиерархом 12 июня 2003 года был избран митрополит Пирейский Николай (Месиаракис), что было встречено неодобрением со стороны нескольких иерархов во главе с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Кириком (Кондояннисом). Несогласные с этим избранием митрополиты отделились от «матфеевского» синода и образовали так называемый «кирико-матфеевский» синод церкви ИПХ Греции 679 . Находившийся на покое бывший архиепископ Афинский Андрей (Анестис) скончался 21 сентября/4 октября 2005 года. В январе того же года от сердечного приступа скончался митрополит Кирусский Горгоний (Зарояннис) 680 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если начнут их спрашивать: что вы замешкались на Москве? то отвечают: будто настоятель их Юрий Остафьев учил Царевича вашего древком играть и оттого замешкались. А иных спрашивают: каким образом Татаре воевали Московскую Украйну? и они отвечают: будто при них приезжали Татаре и около Москвы все села и деревни и посады выжгли и взяли полону сорок тысячь; никто против них не выходил для того, что Царствие ваше тогда делали чан серебряный, чтобы крестить в нем Королевича. Бусурманы им говорили: отчего не противятся Московские люди Татарам? Гречане же отвечали: некий чернец заклял, чтобы им противу Татар войною не ходить, и иныя многия речи говорили их поганыя уста, а нам обо всем писать невозможно, они делают позор и срамоту роду христианскому; говорили же сии поганыя речи, именно Анастасий Иванов и Павел Иванов.» В дополнение к сему, от 20 Декабря 1611 года, Иван Петров писал к Царю чрез Ивана Матвеева: «что Султан Ибрагим приказал Хану Крымскому идти воевать Украйну и что он похваляется заставить Царствие ваше платить дань Султану, как и ему Хану, что весьма полюбилось Султану; ваше же Царствие да сотворить как ему Бог известит: велика сила Божия и будет что Богу угодно, а не по их собачьему хотенью. Да произволит Царствие ваше приказать Арслан-Аге, написать к Визирю ваше царское слово и послать письмо сие с своим человеком через Крым, чтобы Султан не поверил ложным обещаниям Хана, ибо Султан нынешний, кто что скажет, то и творить, и нет при нем человека, кто бы, об нем порадел и поучил его, как прежде был Мустафа-Паша. И прежде писал я, что едет к Царствию вашему от Цареградскаго Патриарха Никомидийский Митрополит Кирилл, и был уже у его благословения, но потом побранился с Ларийским Митрополитом и за то его отставили; вместо него посылают Палепатрийскаго Митрополита Феофана, который при бывшем Патриархе Кирилле (Веррийском) был в Янинской области, но за непостоянство отрешен, а при старом Патриархе Парфении соборно удален и на его место поставлен другой Митрополит; но нынешний Патриарх опять его пожаловал прежнею областию и посылает к вашему Царствию.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вир, почтеннейший пресвитер, занимающий место Мары, почтеннейшего епископа кодралэйского, в Памфилии, сказал: «заявляю вместо упомянутого почтеннейшего мужа, так как он, по немощи, не дошел от города Никеи, что послание, написанное боголюбезнейшим и святейшим архиепископом нашим римским Львом, по смыслу не разногласит с верою, изложенною 318-ю отцами, собиравшимися в Никее, и 150-ю, сходившимися в Константинополе, и также бывшими в Ефесе». Севастиан, почтеннейший епископ веррийский, сказал: «послание господина архиепископа Льва во всем согласно с изложением 318-ти и 150-ти святых отцов, и с тем, что совершено в Ефесе, в первый раз, священной памяти Кириллом; и я, довольный (нм), подписал его». Аристомах, почтеннейший епископ колонийский, во второй Каппадокии, сказал: «послание святейшего архиепископа Льва во всем согласно с изложением 318-ти никейских и 150-ти константинопольских святых отцов, и с тем, что совершено святейшим Кириллом на первом ефесском соборе; и я уже подписал (его)». Юлиан, почтеннейший епископ косский, сказал: «послание святейшего архиепископа нашего Льва блистает согласием с 318-ю святыми отцами, и 150-ю, собиравшимися в Константинополе при священной памяти Феодосии, и с тем, что совершено в Ефесе блаженнейшим Кириллом, епископом александрийским; и я, прибывая в этом же, подписал». Феодорит, почтеннейший епископ кирский, сказал: «послание святейшего архиепископа господина Льва согласно с верою, изложенною святыми и блаженными отцами в Никее, и с символом веры , изданным 150-ю в Константинополе, и с посланиями блаженного Кирилла; и я, приняв упомянутое послание, подписал». Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, в Армении, сказал: «послание святейшего архиепископа римского Льва согласно с изложением 318-ти и 150-ти святых отцов и с мнением святого и треблаженного Кирилла; и я, приняв упомянутое послание, подписал». Акакий, почтеннейший епископ ариарафийский, сказал: «послание святейшего архиепископа римского Льва согласно с изложением 318-ти, бывших в Никее и (150-ти) собиравшихся в Константинополе, и с тем, что совершено и утверждено в Ефесе, в первый раз, при святейшем Кирилле; и я согласился и подписал».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010