Также и творчество Малышева оценивалось по-разному. Современники высоко ценили его работы, исследователи начала XX в. его критиковали. В искусствоведческой литературе прошлого века доминирующей также была несколько пренебрежительная концепция отношения к церковному искусству XIX в. В то же время в Церкви иконы «малышевского», живописного направления были широко распространены и приняты. Сегодня отношение к творчеству Малышева скорее негативное. Автору этой статьи на одной из конференций был даже брошен упрек в пропаганде «упаднического искусства». Очевидно, что с позиций сегодняшнего времени, имея за плечами опыт 25 лет возрождения традиционного иконописания в постсоветском обществе (далеко не всегда положительный), мы не можем быть ни такими восторженными, как современники Малышева, ни такими резкими, как искусствоведы XX столетия. Представляется весьма актуальным сегодня попытаться выработать объективное отношение к этому периоду в истории церковного искусства, тем более что некоторые современные иконописные мастерские и школы активно ориентируются на это художественное направление Несомненно, что анализ жизни и творчества И.М. Малышева, как одного из ярких представителей иконописания второй половины XIX в., призван помочь в решении этой задачи. Систематическое обучение иконописанию в лавре началось в 1746 г. с учреждения Иконописного класса при только что созданной семинарии и продолжалось, с разным успехом, до 1918 г. В процессе становления лаврской иконописной школы как учебной структуры можно выделить несколько этапов, и наиболее яркий из них – это период середины XIX века (с 1846 по 1860–1870 гг.). Это время, когда лаврой управляли митрополит Филарет (Дроздов) и наместник архимандрит Антоний (Медведев). Иконописная школа при них обрела второе рождение, расширилась и стала известна всему православному миру. У истоков этого возрождения стоял и иконописец Иван Матвеевич Малышев. 1. Иван Матвеевич Малышев (1802 – 1880). Снимок сделан не ранее 1861 г. Из семейного альбома.

http://bogoslov.ru/article/2489669

Благонамеренному начальству при размножении паровых Фабрик, железных дорог должно подчиненные места сдерживать, буде бы оказались у кого порывы пустых выгод, от истребления лесов, а не поощрять» 39 . В Феврале 1862 г. писал о. Антоний: «Не ясен горизонт православной Руси. Вы, ангел церкви, призывайте милосердие Господне. Одно оно может отвратить правосудное и грозное посещение. Возбуждайте и пасомых вами пастырей вслушиваться в пагубные мысли пускаемые в массы народа и врачевать их». «Теперь решительно образование народное предоставлено светской власти и министр народного просвещения выпросил на это миллион руб. сер. Духовенству как из милости оставлено, где есть, у священников обучение детей, но безвозмездно. Теперь надо ожидать, что в массы народа запустят рычаги по произволу слуги зверя многосложного пестротами, крепостию медведя и преобладанием львиным. В вере и в истинном благочестии только можно найти окормление и охрану». В мае того же года писал он: «Замечания ваши справедливы о вмешательстве С. С. в избрание настоятелей. Довольно было дать совет епархиальным начальникам, чтоб удерживать в обителях, где есть, благочестивое учреждение, без посягательства на ограничение в этом деле епархиальной власти, в которой дело избрания и утверждения настоятелей и отеческого надзора за монастырским управлением должно иметь начало и конец». «А избрание по приговору духовенства благочинных – другое посягательство обидное и вредное для паствы чрез распределение воли. Епископ есть глава в пастве, прочие все должны быть членами в единении с волею Господа, действующего в пастыре начальствующем». «Странное дело для меня, как не разглядят присутствующие владыки дела вредного и им самим и их иерархиям». «И так епархиальное начальство обрезано во власти своей и можно сказать, унижено и подчинено чиновничеству С. для собственных его выгод, чтобы более набирать дел, и тем казать необходимость умножить численность людей по произволу и тратить на них огромные суммы, лептами церковью собираемые. «Память гр. П. вероятно страдает за сделание агентами об. Пр-ра секретарей консистории и за то, что в св. Синод хотел будто в яму какую со всех епархий свести источники нечистот. Может быть он и не видел злоумышленности клевретов своих, которые обсудили, что надобно же на чем-нибудь громадном создать фундаменты свои и размножить пиявочное озеро».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Антоний 6 октября 2013, 00:01 Все проблемы в стране в том, что нет однозначной реакции власти на происходившие события любой давности. Из всего только и помню, как Медведев ругал Сталина, на этом и кончилось то, что называется " официальной позицией " . А зря, очень зря. У власти должна быть однозначная позиция, что революция была пинком страны в прошлое, развязыванием кровопролитной братоубийственной войны; репрессии - ее (революции) логические последствия (ибо по другому нельзя заставить замолчать народ, понявший что его обманули); что хорошее в СССР все же было, но позже - это победа в войне, негативное отношение к тунеядству, гомосексуализму и даже МНОГОЕ другое (и что неплохо все хорошее-ненавязчивое вспомнить). И что когда в стране началось что-то устраиваться (в том числе и отношение к Церкви) - нате пожалуйста еще одну революцию; что ельцин - никакой не благодетель (а то, гляди еще и канонизировать захотят), что пора убрать с главной площади страны труп того, кто ее (страну) всем сердцем ненавидел, а также его памятники по всей России, прекратить превозносить борьку, гайдара и прочих " реформаторов " . Наталия Стрит 5 октября 2013, 14:46 Обратите внимание на то, зарубежные СМИ молчат. Это тем более странно, что не проходит дня, чтобы не было критики сегодняшней России и ее руководства. Вадим 5 октября 2013, 13:59 Батюшка Алексий! Недавно была акция " Вместе " и было очень удобно переслать сумму через короткий номер. Вот если бы это также было удобно сделать!!! Эвели 5 октября 2013, 02:48 Очень хорошая, правдивая и нужная статья! Спасибо и священнику, и автору, и сайту. Будем перепечатывать это в Канаде со ссылкой на сайт. Пусть эмигранты знают что было на самом деле, а то думают была борьба с коммунизмом. Роман 4 октября 2013, 17:21 Здравствуйте, батюшка Алексий! Прошу Вас уточнить в реквизитах данные для поля " Получатель платежа " Спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/64634.html

Вдруг перед ним появились два льва. Эти львы много лет дружили с преподобным Павлом. Они преклонили головы перед усопшим и стали рыть могилу лапами. И святой Антоний благодарил Бога за таких помощников. Святой Власий благословляет зверей В древней Руси покровителем домашних животных считался святой Власий. Ему молились, если вдруг заболеет лошадь или заблудится телёнок. Почему же именно к нему обращались русские крестьяне за помощью? А вот почему. В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители города Севастии упросили своего епископа святого Власия покинуть город, чтобы скрыться от преследований и мучений. Святой Власий послушался любящих его людей и поселился на горе Аргеос, окружённой лесами, в которых было много зверей. Звери часто приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать, лизали святому руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них руки. Однажды слуги императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных. Причём львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им: — Убегайте скорее, а то охотники убьют вас! Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец. — Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушаются тебя? — Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Враги веры изгнали меня из города. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа… Много лет прожил в изгнании святой Власий. Все эти годы он молился за людей — и за своих обидчиков тоже. И все эти годы к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью. Дикие звери преклоняются перед святым мучеником Неофитом Это было в IV веке. Святой Неофит был еще совсем юным, когда получил откровение посвятить свою жизнь Господу. Он простился с родителями и пошёл в горы, окружавшие Никею. В горах он нашёл пещеру, где и решил поселиться.

http://azbyka.ru/fiction/chudesnaya-druz...

Моисей и о. Антоний, пред нравственным величием которых благоговейно преклонялись и бедные, и богатые, простые и знатные и высокообразованные люди. Все это было следствием тяжелой борьбы, вынесенной ими со злом физической и нравственной природы. Какие только напасти, какие искушения постигали их в пустыне! Холод и голод пустынники переносили добровольно. Хищные звери бродили вокруг их келий, разбойники нападали на них, бури завывали над головою, – но пустынники все переносили с надеждой на Бога. Вот как рассказывал об этих напастях о. Моисей. «Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видели весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире. И от разбойников помиловал нас Бог , хотя и часто слышали, что они бродят у нас в околотке. Впрочем, нас нелегко было найти, да и нечем было им у нас поживиться. Однажды только, Божиим попущением, случилось искушение; как теперь помню, это было 14-го ноября, поздно вечером. Старец мой, о. Афанасий отдыхал, а я переписывал Святцы, так как письмо по уставу было обычным моим занятием. И только что начал писать молитву к Божией Матери: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстояниих», кто-то постучался в дверь, – то были разбойники. Они, обобравши келью бывшего в отлучке о. Дорофея, пришли втроем к нам. Не снимая крючка, я стал спрашивать: «кто там?» – «Да вот работники в лесу заблудились; нет ли вблизи селения?» Итак вопрос за вопросом. Я со свечей в руках полуотворил дверь и увидел неизвестного человека, он продолжал разговор со мною, сняв шапку. – «Ты говоришь: мы, а где же другие?» спросил я. В это время из-за крыльца показался его товарищ в шапке, на которого первый тотчас прикрикнул: «сними шапку-то!» А издали приближался и третий с рогатиною. Старец, услышав длившийся разговор, взглянул за дверь и в то же время получил тяжелый удар в бок по руке с словами: «его-то нам и надобно!» Заслонив собою старца, я силился припереть наружную дверь, но подпорка попала между дверью и стеною, и нас бы, конечно, убили, если бы, по счастию, не случился на тот раз в нашей келье молодой здоровый крестьянин, который принес нам пищу из селения и остался за ночным временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волонтер, который постоянно сопровождает тяжелобольных детей и страдающих родителей, чтобы избежать выгорания, должен понимать, в чем суть его служения, отметила автор книги «Разлуки не будет», психолог, врач-рефлексотерапевт Фредерика де Грааф. «Забота о человеке продолжается не только тогда, когда мы стараемся ему помочь. Очень важно в молитве " держать " человека в своем сердце, тогда попечение о нуждающемся продолжится до конца нашей жизни. Без открытости сердца к страдающему человеку, без молитвы и доверия Богу произойдет выгорание, а служение станет скучным и поверхностным. Только во Христе мы можем служить людям. Так говорил митрополит Антоний Сурожский», — отметила Фредерика де Грааф. Она подчеркнула, что масштабы страдания и горя людей, с которыми встречаются волонтеры, медсестры и молодые врачи, обезоруживают, заставляют их чувствовать себя беспомощными. «Находясь с человеком в кризисной ситуации, крайне важно проявлять такт, внутренне молиться, чтобы Господь дал нам Свое молчание. Слова могут быть пугающими, они могут мешать и отодвинуть человека от Бога. Люди обращаются к Богу не словами, а любовью», — сказала Фредерика де Грааф. Самое сложное в волонтерстве — это быть готовым к встрече со страдающим человеком, отметила руководитель православной службы волонтеров Европы «Доброе дело» Алина Титова. «Каждая помощь — это не какие-то механические и профессиональные действия, это встреча с другой реальностью, с другой болью. Не каждый отдельный доброволец способен в одиночку подготовиться к этой встрече. Поэтому мы работаем, опираясь на группы добровольцев, которые созданы на православных приходах. Очень важно сделать границы между добровольцами более гибкими, объединять их вместе, иначе мы не сможем помогать людям и друг другу», — сказала Алина Титова. Когда очень много разрозненных людей одномоментно по своему усмотрению отправляются помогать какому-то человеку, не вникая в нюансы благотворительного сектора, не связываясь с другими организациями и волонтерами, то в таких случаях иногда бывает больше вреда, чем пользы, считает Алина Титова. «Если добровольцы работают хаотично, не в команде, есть большая вероятность, что без поддержки останутся люди, которые не так явно видны в нашем обществе. Получается, что в одном месте, например, в палате больного, никого нет, а в соседнем — огромное количество людей. Одному и тому же ребенку привозят десятого медведя, а у другого нет ничего, потому что о нем просто никто не знает. Важно работать в команде, важно обучаться, координировать и поддерживать друг друга», — отметила она.

http://pravoslavie.ru/122340.html

Вы не знаете, что делать; не знаете, что мыслить; не знаете, как рассудить; словом, вы ничего не знаете. Желаю верить этому искренно, потому что лгать и обманывать меня не станете. Итак, незнающей душе вашей я вставлю мое знание. Оно есть следующее. 1 . Прожить в Хотькове три года, как я говорил об этом и прежде. Так на этот срок и распорядиться внешними в сем деле обстоятельствами. 2 . В Лавру приезжать к великим праздникам, предварительно испрося моего благословения. 3 . Отвыкать от всех пустых манер светских и в мыслях, и в словах, и движениях, в поступи и приветствиях, навыкать обращению простому, смиренному, стремиться всеми силами и действиями к предположенной цели – душевному спасению; елика честна... елика доброхвалъна... и аще кая похвала (подобает святым) сия помышляйте ( Флп.4:8 ) рачить о жизни святой. 4 . Правило келейное и поста соблюдать следующее: в среду и пяток от пищи вовсе удерживаться, в прочие дни во все есть по единожды днем, смотря на силы, убавляя и прибавляя качество и количество пищи. Самое меньшее убавление – воды стакан и кусок хлеба с солью, а возвышение – какое обычно в монастырской жизни, да не скудости ради пищи изнеможете, ниже ради роскошной и многопитательной рассвирепеют страсти. Умеренность благоразумная есть мать осторожной жизни. И сие правило, высокоумия и самомнения ради, не возвышать неядением, ниже умалять, заповеди ради отеческой, но с отсечением воли своея следовать ей, и получите милость Божию и отеческое благословение. 5 . Молитвы. Вставши поутру, первомыслие посвящать Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю нашему, Ходатаю нашего спасения. Перекрестясь еще на постели, призвать троекратно сладчайшее имя Его: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – и потом: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешную». Вставши, поклон до земли положить пред Господом, потом начать молитвы: «Царю Небесный...», «Помилуй мя, Боже...», «Верую...», «Богородице Дево, радуйся...» трижды. Потом поклонение пяти язвам Господа Иисуса Христа, как бы благодарственное приношение за Его сие искупление нас от греха и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Моей немощи, претыкающейся в следовании за ними по тому и другому пути, судил Бог сказать слово в память того и другого при их гробе и при сем еще более осознать свою немощь. Уповаю, что наш духовный руководитель простил мне немощь речи моей в память и похвалу его; прости мне и ты, любвиобильнейший авво, тем более что мне труднее следить за твоей сложной и многообразной деятельностью и обнять в слове тайны твоего духовно-подвижнического делания, которые по самому существу своему ускользают в некоторых чертах своих от объятий слова; прости и благослови! В дали минувшего видится мне юноша, не получивший правильного школьного образования, но богато одаренный от природы замечательными душевными качествами; юноша с зачатками ума наблюдательного, крепкого, тонкого, острого и игривого (выражусь так), не любящего останавливаться на поверхности, но стремящегося проникнуть вглубь; с задатками воли сильной, энергической, упругой и гибкой; с сердцем нежным, впечатлительным и восприимчивым, глубоко чувствующим и отзывчивым; с характером бодрым, деятельным, подвижным; с воображением живым, несколько поэтическим. «Несть наше разумети», что вышло бы из этого даровитого юноши, если бы он получил надлежащее школьное образование и воспитание; но Бог , неисповедимый в судьбах Своих, судил ему с ранних лет пройти школу монастырского воспитания взамен воспитания в школе общественной. Эта школа монастырского воспитания, при правильном понимании и исполнении ее требований, под руководством хороших руководителей, истинных иноков, – школа прекрасная, высоко, благодетельно действующая на добрых питомцев соответственно их будущему назначению. Школа иноческого воспитания, которую новопреставленный прошел с самых низших ее ступеней, оказала на даровитого юношу высоко благотворное действие, о котором он всегда вспоминал с глубокой благодарностью к Богу и Церкви. Ход правильного воспитания в этой школе известен прошедшим и проходящим оную: храм с его богослужением, исполнение святых уставов Церкви, келейное делание, послушание, постоянная борьба с порочными склонностями и инстинктами, самоограничение во всем; и вот действие этой школы на новопреставленного в лета его молодости: сохранив цельность его природы, цельность (мы выразились бы) его церковного мировоззрения, она укрепила его во всех отношениях настолько, что из воспитанника и послушника чрез не очень продолжительное время он сам стал руководителем малой школы иноческого воспитания в одной из смиренных пустынных обителей, пользуясь общей любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Глава представительства Московского Патриархата при ЕС принял участие в Брюссельском форуме 30 марта 2010 г. 09:49 26-28 марта 2010 г. в Брюсселе состоялся очередной, V Брюссельский форум. Конференция «Брюссельский форум» — ежегодное мероприятие, организуемое американской организацией «Немецкий фонд Маршалла», — является авторитетной экспертной площадкой по обсуждению проблем глобальной безопасности и трансатлантическому сотрудничеству и проходит, как правило, после завершения европейских саммитов в столице Европейского союза. Брюссельский форум объединяет известных политических и интеллектуальных деятелей евроатлантического пространства, в том числе глав государств и правительств, представителей Европейского союза и основных международных организаций, а также министров, депутатов, руководителей ведущих научно-исследовательских и экспертных структур различных стран, ведущих политических обозревателей. В ходе V Форума обсуждались многие актуальные проблемы, в частности: трансатлантические отношения в условиях многополярного мира, геостратегические последствия мирового финансово-экономического кризиса, построение новой архитектуры европейской безопасности, региональные вызовы, роль новых форматов, таких как G20, в будущем глобальном экономическом управлении. В Брюссельском форуме приняли участие: президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Барозу, президент Европейского совета Херман ван Ромпей, представитель ЕС по внешней и оборонной политике баронесса Кэтрин Эштон, президент Европарламента Ежи Бузек, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, президент Всемирного банка Роберт Зеллик, генеральный директор ВТО Паскаль Лами, директор политического планирования госдепартамента США Анн-Мари Слотер, премьер-министр Бельгии Ив Летерм, генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перин Де Бришамбо, заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко и другие. В составе российской делегации в работе Форума также принял участие и.о. представителя Московского Патриархата при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин. Выступая на дискуссии в рамках дебатов, посвященных евроатлантической безопасности и российской инициативе по созданию новой архитектуры безопасности «от Ванкувера до Владивостока», священник подчеркнул, что данное предложение имеет смысл рассматривать также в более широком контексте цивилизационной идентичности, поскольку Соединенные Штаты, Европейский союз и Россия являются тремя ветвями единой европейской христианской цивилизации, что неоднократно отмечалось в выступлениях как Президента России Д.А. Медведева , так и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Пресс-служба представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1125292.ht...

Наталья 21 января 2016, 20:39 Кратко говоря, глобализация - это мировой процесс выработки общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов. Теоретиков глобализации сейчас много печатают и продвигают, теорию глобализации в той или иной степени в вузах преподают. Информационная база большая. Лично мне интересны все эти процессы с духовной стороны, с точки зрения Православия. И чем больше авторов будет об этом говорить, тем интереснее сайт. Всем православным авторам - Татьяне Шишовой, Ирине Медведевой, упомянутой мной Татьяне Грачевой, огромное спасибо за труд. Их книги обязательно нужно читать, чтобы понимать процессы, происходящие в мире. Лариса Воронина 21 января 2016, 13:29 Наталья 20 января 2016, 16:00/Наталья, если вы обращались ко мне, то я не испытываю необходимость в «шокирующих фактах». В своём сообщении я хотела обратить внимание на то, что людям не хватает конкретных (не абстрактных!) знаний в указанных областях. Причем, знаний обработанных и выводных. Употребляя слово «теория» я имею в виду исключительно науку, систему обобщенного знания, а не «теорию сионских заговоров». Спросите любого своего знакомого: что такое глобализация? Толком никто не ответит. Данный сайт обладает определенным информационным ресурсом и мог бы уделить внимание просвещению в этом актуальном вопросе. Ксения 21 января 2016, 01:08 К сожалению большинство обывателей не анализируют происходящее. Им подаётся информация с тем " окрасом " который требуется заказчику. Дай Бог чтобы было больше статей и книг заставляющий человека задуматься о происходящих событиях.спасибо автору за статью.жаль, что в Украине такую книгу достать будет сложно. Антоний 21 января 2016, 00:16 Добрый вечер, братья и сестры! Современный евросодомский либерализм уже давно превратился в самый настоящий либеральный фашизм. Либерализм в широком смысле предполагает, согласно определению из " Википедии " , " незыблемость прав и индивидуальных свобод человека " . То есть этакую вседозволенность: хочу - бегаю по городу в кожаных штанах на гей-парадах, размахиваю радужным флагом и радуюсь тому, что мой сын-подросток уверенно называет себя геем, хочу - исповедую свою христианскую веру, несу её людям, воспитываю детей в христианской традиции и с прохладной отношусь к педерастам: мой выбор, моя жизнь - не лезьте! На деле же мы видим совсем другое: уроки полового воспитания, например, в некоторых странах стали обязательными, за ношение нательного креста могут уволить, слова " мама " и " папа " активно выводят из оборота, украшать рабочие места к Рождеству запрещают, в одном из городов жители добились судебного запрета на колокольный звон, антихристианское богохульное " искусство " продвигается в массы и т.д.

http://pravoslavie.ru/89817.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010