15 Ничего не знал о воссоединительных проектах не только его отец, 16 но не был посвящен в них и ближайший друг Антоний Зубко. 17 Многое скрывалось от самого митр. Филарета 18 и даже от Св. Синода. 19 В самом Секретном Комитете были еще наисекретнейшие совещания, ему неизвестные и не сообщаемые. 20 Постановление униатских иерархов о служебниках 7 февраля 1834 г. было непредвиденною неожиданностью 21 и испугало Московского святителя. 22 Местное начальство не информировалось, и даже 11 ноября 1839 г. генерал-губернатор П. Н. Дьяков не знал о планах воссоединения, 23 которое старались устроить тайно 24 – путем незаметного превращения унии в православие. 25 Кажется, лишь в марте 1839 г. власть впервые открыто высказалась, что она за воссоединение, 26 однако граф Н. А. Протасов испугался опубликования Высочайшего указа 17 марта сего года, 27 и хотя огласка помогла успеху, 28 – в С.-Петербурге все-таки продолжали хранить тайну. 29 Не усматривалось на посторонний взгляд ни ясности, ни определенности, – и всюду чуялась какая-то неуверенная боязливость. В столице культивировали не в меру осторожную политику, 30 патронируемую всеми главными вершителями. Девизами графа Блудова были: благоразумие, постепенность, ловкость, неприметность, 31 а граф Н. А. Протасов повелительно внушал осторожность и чиновнику Скрипицыну, 32 и преосвященному Исидору, 33 Синод же боязливо противился принятию Греко-униатской Духовной Коллегии в свое ведение и едва примирился с подчинением её Обер-Прокурору. 34 В общем, безусловно несомненно, что в униатском вопросе все принципалы действовали, маскируясь и страшась быть разгаданными. 35 Искусное лавирование переходило в хитрое политиканство, а непроницаемая примрачность иногда во многом граничила с конспиративностью чуть не заговора 36 … Наряду с этим у большинства долго господствовала фактическая неотчетливость. Ближайшие участники прямо свидетельствуют, что только под влиянием Польского мятежа 1831 г. получила определенность самая идея воссоединения униатства с православием , но и потом это событие всем виднелось лишь в тумане отдаленного будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Для увековечивания их духовного подвига и ради всенародного почитания Синод установил 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. день ежегодного молитвенного поминовения в храмах Белорусской Православной Церкви иерархов Божиих: Высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Высокопреосвященного архиепископа Василия (Лужинского), епископа Оршанского, управляющего Полоцкой и Белорусской архиепископией (преставился архиепископом Полоцким и Витебским), и Преосвященного Антония (Зубко), епископа Брестского, викария Литовской епархии (преставился архиепископом Минским и Бобруйским), и иных их сподвижников, потрудившихся в деле упразднения Брестской церковной унии и воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2453308...

Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви». Всего в Православие вернулось свыше 1600 приходов с более чем 1 млн 600 тыс. верующих. В связи с этим событием была отчеканена специальная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». Официальные торжества по случаю воссоединения состоялись 14 мая 1839 года в Витебске, где в кафедральном Успенском соборе митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) совершил Литургию в сослужении православного Полоцкого епископа Исидора (Никольского) и архиепископа Василия (Лужинского). 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. — знаменательная дата в истории белорусского народа. В этот день была восстановлена историческая справедливость и достигнуто духовное единство белорусов. В связи с этим Синод постановил ежегодно отмечать этот день благодарственными молитвословиями, «вознося молитву веры и любви к Великому Архиерею, прошедшему небеса, Верховному Святителю исповедания нашего Иисусу Христу».

http://patriarchia.ru/db/text/2447236.ht...

Далее слово было предоставлено преподавателю МинДАиС протоиерею Александру Романчуку, который много лет специализируется на научном изучении биографии митрополита Иосифа (Семашко). Отец Александр рассказал о жизненном пути митрополита Иосифа, состоянии униатской Церкви в первой половине XIX века и обстоятельствах воссоединения белорусских греко-католиков с Православной Церковью в 1839 году. Протодиакон Геннадий Малеев рассказал собравшимся о каноническом аспекте воссоединения белорусских униатов на Полоцком Соборе 1839 года. Особое внимание на вечере памяти было уделено сподвижникам митрополита Иосифа, принявшим активное участие в процессе подготовки и воссоединения униатов. Доцент МинДАиС протоиерей Георгий Соколов рассказал собравшимся о жизни бывшего преподавателя Литовской духовной семинарии в Жировичах Никиты Ивановича Горбачевского (1804-1880). Закончилось мероприятие возглашением вечной памяти приснопамятному митрополиту Иосифу (Семашко) и всем его сподвижникам в деле возвращения православных белорусов к вере отцов. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Белоруссии и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/3424741.ht...

Архиепископ Антоний был верным и неизменным другом и главным сотрудником великого поборника Православия митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко ; † 1868) в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Оказал большие услуги Церкви, будучи искренно предан мысли о необходимости этого воссоединения, и оставил по этому вопросу серьезный труд. Преподавание наук в семинарии он старался поставить так, чтобы оно облегчало путь к Православию. Вернувшись в лоно Православной Церкви, епископ Антоний проявил себя, по выражению профессора Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Кояловича, «необыкновенным стоятелем за Православие и русскую народность в Западной России». За 11 дней до смерти он праздновал пятидесятилетие своего архиерейства. В этот день вся Западная Россия приветствовала его славные труды, а Святейший Синод благословил юбиляра особою грамотою. Архиепископ Антоний любил естествознание, много занимался им и писал в этой области, но его труды остались неизданными. Труды: Воспоминания о греко-униатской Церкви в Западном крае. – СПб., 1889. Сходство и разница учения православной и римской Церквей//Холмский греко-униатский Месяцеслов за 1868 г. Литература: Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. – Минск, 1893. – С. 83–89. Рункевич С. Г. Минские епископы.//Минские епархиальные ведомости. – 1893. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889гг. – М., 1899. – С. 18, 19, 30, 100. Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православною Церковью в 1839 г. – 2-е изд. – Вильна, 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 296. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 537, 1013.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В виду такого низкого уровня образования, которое доставляли униатские ставленнические семинарии, богатые униатские священники помещали для обучения детей своих в светские гимназии, которых было много, и где дело обучения шло сравнительно лучше. Сам митрополит Иосиф первоначальное и среднее образование получил в одной из таких гимназий (Немировской). Но за то из этих гимназий выходили такие священники, которые совершенно не знали церковной обрядности и славянского языка, или же не хотели служить на нем и с народом обращались весьма презрительно, «по-пански». Что касается Виленской главной семинарии, этого высшего учебного заведения, в котором предметами обучения служили не одни только специальные богословские науки, но и общеобразовательные, и самое преподавание велось профессорами Виленского университета, и которая дала униатской церкви таких образованных лиц, как митрополит Иосиф Семашко , архиепископы Антоний Зубко, Михаил Голубович, Василий Лужинский и протоиереи Янковский, Бобровский и другие, то, не отрицая важного значения её, как источника просвещения для униатского духовного юношества, нельзя однако же не заметить, что это значение, с одной стороны, было ограниченное, так как здесь могла получить образование лишь незначительная часть униатских юношей, а с другой – и положительно неблагоприятное для них, при господствовавшем в заведении направлении в воспитании и образовании юношества известного князя Адама Чарторыйского. И лишь только счастливая случайность, в лице нескольких профессоров парализовала вредное влияние даваемого главной семинарией воспитания на пр. Иосифа и Антония. Открытие Литовской духовной семинарии в 1828 году в м. Жировицах, с курсом православных семинарий, должно было иметь очень важное значение в истории образования и воспитания духовного юношества епархии. Не говоря уже об общеобразовательном значении этой семинарии, как выпускавшей достаточное количество и достаточно для своего времени образованных будущих пастырей Литовской епархии, семинария эта имела еще большее значение во время воссоединения униатов в том отношении, что способствовала проведению среди духовенства Литовской епархии, если не убеждений, то мыслей об истине восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Под такое же донесение от того же числа, о состоянии духовных училищ Вербиловского, Оршанского, Ляденского, Супрасльского и Кобринского. Кому для обозрения действий за 1837 год недовольно было бы настоящих Записок и приложений к ним, тот должен обратиться к моим протоколам за этот год. Это замечание, впрочем, может относиться и ко всем других годам. В 1838 году случилось происшествие, долженствовавшее необходимо двинуть Униатское дело к развязке. В начале сего года скончался митрополит Булгак на восьмидесятом году от роду. Я тогда сам был болен и не знаю, кто подал мысль похоронить тело его в Православной церкви Сергиевской пустыни. Погребение совершал преосвященный Лужинский, случившийся тогда в Петербурге. Этим погребением хотели представить покойника Православным, и благоприятно подействовать на умы. Но едва ли не последовало противного. Все знали покойного, как твёрдого Латинянина; и погребение его в Православной церкви равнодушные приняли как фарс, ревнители же Латинства – как верный знак готовящегося воссоединения Униатов. Действительно, с этого времени возникло по Белорусской епархии большее против прежнего противодействие Униатского духовенства всем преобразованиям, а противодействие это, как известно, возбуждалось и поддерживалось Латинскими помещиками и ксёндзами. В одно почти время с митрополитом Булгаком скончался и викарный епископ, Иосафат Жарский, возведённый в сей сан, как сказано прежде, по уважению сторонних обстоятельств. На столе у него после смерти найдена бумага, в которой он объявляет себя непричастным всем действиям по Униатской Церкви. Таким образом, само время устранило по Униатской епархии два бывшие препятствия делу воссоединения. Остались одни надёжные деятели, которым суждено совершить это воссоединение, именно – епископы Антоний Зубко и Василий Лужинский и я, недостойный. Эти деятели, изволением Господним, при всех тягостных испытаниях прожили вот уже двадцать два года после воссоединения, видимо, для поддержания и утверждения оного. Во 2 день марта 1838 года именным Высочайшим указом, по случаю кончины председателя Греко-Униатской духовной коллегии, митрополита Иосафата, повелено мне председательствовать в оной – приложение под В сем же году удостоен я ордена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь, под сводами главной семинарии, сошлись будущие деятели униатской церкви, под градом насмешек со стороны поляков – студентов читали журнал «Улей» и, сблизившись, одинаково чувствовали гнёт католицизма и латинства. Я видела, говорил в последствии Антоний Зубко, – что римская церковь носить в недрах своих нужный ей обскурантизм, препятствующий всякому прогрессу, я видел упорное стремление ко всемирному распространению своей власти, охраняемой обскурантизмом, при чем не пренебрегалось никакими средствами, видел, что вся её христианская миссия разносить фанатическую ненависть, видел, что она враждебно вторгается в недра христианского славянства, вооружая в нём одних против других». Окончив университетский курс со степенью магистра, Зубко на время возвратился в Полоцк, был профессором местной семинарии по кафедре философии и посвящён в сан иерея без вступления в брак. Вскоре он отправился в Петербурге в римско-католическую коллегию, где снова встречается с Семашкой, бывшим тогда также членом этой коллегии. Здесь оба знаменитые друга были неразлучны и в занятиях, и в развлечениях; имели общий стол и квартиру, читали все, что было лучшего в русской литературе, спорили и вели систематическую борьбу с членами коллегии, враждебно относившимися к униатам. Когда униатский вопрос стал назревать, когда для умственного подъема униатского духовенства, решено было открыть для Литовской епархии семинарию в Жировицах, то во главе этого духовного рассадника, назначенного для перевоспитания, ополяченного униатского молодого поколения, поставлен был как ректор, член коллегии, протоиерей Антони Зубко. В открытой униатской семинарии приняли устав и все внутреннее устройство православных семинарий, начальник и профессора её, хотя также униаты, но при высоком своём образовании, уже были предрасположены к православию. В декабре 1833 года состоялся указ о бытии Зубко униатским брестским епископом, викарием Литовской епархии. В феврале же следующего года состоялась его хиротония в Петербурге в униатской церкви, которая была совершена митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

213 В том же году было закрыто десять римских кляшторов и вместо них устроено несколько православных церквей в городах и селениях, – Письмо епископа Платона к Иннокентию в «Трудах Киевской духовной академии», 1892 год, 7, стр. 459. 214 «Чтения в Московском обществе истории и древностей», 1870 год, III, 238–242. «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, 61–63. «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 335–343. 215 Преосвященный Антоний, ревизовавший мужской и женский базилианские монастыри в 1836 году, тогда же подать мысль, как было сказано выше, об упразднении этих обоих монастырей. Мужской монастырь уцелел, но женский погиб, можно сказать, естественною смертью, оставив нелестную память в потомстве о последних годах своей жизни. По словам преосвященного Антония, достаточно было настоятельнице монастыря запретить слишком частые свидания (в парляториуме и в кельях) базилиан с их соседками базилианками, для того, чтобы несколько монахинь вышли в римско-католический обряд, а одна – приняла православие. Архив митрополита Иосифа. Дело 216 «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, 149, 256, 335–339; III, 730; «О греко-униатской церкви», архиепископ Антоний Зубко, стр. 74. Дело Литовской консистории, 1839 года, 528. Из переписки преосвященного Михаила. Извлечено П. Н. Жуковичем из Гродненского архиерейского архива. 217 Между Тринополем и Верками, в живописном сосновом лесу, над крутыми оврагами, прорезываемыми быстрым ручьем Кедроном, расположено множество каменных римско-католических часовен с незатейливыми изображениями внутри их всей истории страданий Спасителя, Некоторые часовни находятся в нескольких шагах от архиерейского дома и православной церкви. Ежегодно, около Духова дня, сюда собираются десятки тысяч паломников – не только католиков, но и православных – даже из дальних западных окраин. Здесь, в лесу, они странствуют группами, под руководством особых вожатых, от одной часовни до другой, с громогласным пением польских гимнов в память страстей Господних и потом поднимаются на высокую гору, в Кальварийский костел. Это и есть столь известная в Западном крае Кальвария. Прошло уже около полвека с того времени, как Иосифу удалось твердою рукою водрузить знамя православия почти в центре свято чтимой католиками Кальварийской земли. Но из года в год, возрастающее паломничество в латинскую Кальварию и на поклонение еще более славной святыне и также принадлежащей ныне латинянам – Островоротной иконе Божией Матери доселе служит выражением силы и значения польского католичества в Северо-Западном крае и неограниченного влияния польского хостела на массы белорусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010