В храмах Белорусского экзархата вознесены молитвы о упокоении митрополита Иосифа (Семашко) и всех потрудившихся в деле преодоления Брестской унии 7 декабря 2012 г. 18:30 6 декабря 2012 года во всех храмах Белорусской Православной Церкви были вознесены молитвы о упокоении митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Ежегодное молитвенное заупокойное поминовение было установлено решением Синода Белорусского экзархата от 3 сентября с.г.  Кроме того, принимая во внимание важность для белорусского народа исторической памяти о воссоединении униатов с Матерью-Церковью, Синод постановил служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. или в ближайший воскресный день благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу. В Белорусской Православной Церкви хранится традиция ежегодного молитвенного поминовения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Так, в Минских духовных школах оно совершается в день преставления владыки Иосифа — 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. В этот день в стенах Минских духовных школ проходит вечер памяти этого выдающегося церковного иерарха, где преподаватели и студенты выступают с докладами по истории Православной Церкви в Белоруссии, краеведению и другим актуальным темам. Эти мероприятия являются знаком глубокого уважения к памяти митрополита Иосифа (Семашко), стараниями которого была открыта духовная семинария в Жировичах (ныне  Минская духовная семинария ) и возвращен Матери-Церкви Жировичский Свято-Успенский монастырь. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2637992.ht...

Клецк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1876 и 1879. Адрес: Беларусь, Минская область, Клецкий район, город Клецк Координаты: 53.0744, 26.6384 Проезд:Расположена на кладбище на севере города. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Возник город Клецк на месте феодального замка на высоком берегу реки Лань. Началом биографии считают 1127 год, город уже был центром княжества в составе Турово-Пинской земли. Впервые Свято-Покровская церковь упоминается инвентарём Клецка в 1626 г. и носила название «Во имя Вознесения Господнего». Находилась она вне пределов города, при въезде в Клецк со стороны Несвижа. Стояла на возвышении, которое в XVI в. называлась гора Горынь. Минуя эту церковь, Несвижский большак спускался к реке Сильная и через гать вел в Клецк к Рыночной площади города. По данным церковного историка Н. Руберовского Вознесенская церковь была пятиглавая, высотой в 12 сажен и имела форму правильного креста размерами 38 на 38 аршин. Могла вмещать до 1500 человек (Руберовский, 1876 г. С. 140). Примерно с 18 века церковь начали называть Покровская, а также Кладбищенская, кладбище вокруг неё было главным в Клецке. Церковь славилась местно-почитаемой иконой Богородицы, к которой собиралось много паломников. По словам Н. Руберовского и воспоминаниям прихожан Икона «Одигитрия» была принесена в 18 веке с Несвижского Михайловского костёла в день вмц. Ирины (18 мая н.ст.). В 2010 г. икона была реставрирована, является особопочитаемой святыней Прихода и по воскресным дням перед иконой совершается молебен с акафистом. После упразднения унии (1839 г.) здание церкви длительный период не имело должной заботы и сильно обветшало. В 1845 г. минский епископ Антоний (Зубко) просил губернские власти, чтобы они заставили владельца города Леона Радивилла отремонтировать церковь. В 1852 г. было даже императорское распоряжение, но к этому времени храм обветшал так, что ремонтировать его не было возможности. Радивил распорядился составить смету на строительство новой церкви и 5 ноября 1853 г. комиссией она была утверждена. Но уже в 1854 г. дело было остановлено в связи с тем, что радивиловская администрация начала ходатайствовать у епископа Михаила (Голубовича) об объединении прихода с Воскресенской церковью на Рыночной площади.

http://sobory.ru/article/?object=44031

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии 31.12.2021 12:06:20 МОСКВА 29 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко): штрихи к портрету» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик предложил выделить те аспекты личности и служения митрополита Иосифа (Семашко), которые в настоящее время остаются малоисследованными. «Митрополит Иосиф (Семашко) — человек, благодаря которому прекратила существование брестская церковная уния в пределах Российской империи в 1839 году. Значение его личности и деятельности для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого собора 1839 года  количество белорусов, насильственно переведенных в униатство, составляло более 70%. После Полоцкого собора, который был подготовлен митрополитом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь вернулась в Православие. Сегодня в Республике Беларусь 85 % верующих относят себя к Православию», — подчеркнул отец Александр. Говоря о личных качествах воссоединителя, который инициировал, реализовал и закрепил изменения в конфессиональной принадлежности 1 миллиона 600 тысяч верующих, докладчик отметил, что личность владыки в преимущественной мере повлияла на выбор униатского духовенства в сторону Православия. «Об этом без обиняков пишет архиепископ Антоний (Зубко), который занимался убеждением униатских священников в необходимости переходить в Православие. Он свидетельствует, что как только униатские священники и благочинные узнавали, что их перехода в Православие ждет сам митрополит Иосиф, они с удовольствием давали согласие на воссоединение, поскольку были уверены, что от владыки не может поступить негативное предложение, которое приведет к духовной катастрофе. Во-вторых, сам митрополит Иосиф в своих записках пишет: " Меня всего поглотило великое дело, которого судил мне Господь быть орудием. Я ему предался всей душой, тут не было места для личных видов, для личных удовольствий и предположений " », — отметил докладчик. 

http://radonezh.ru/2021/12/31/na-zasedan...

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии 31 декабря 2021 г. 10:48 29 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко): штрихи к портрету» выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата , заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии , кандидат богословия протоиерей Александр Романчук.  Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.  Предваряя выступление, докладчик предложил выделить те аспекты личности и служения митрополита Иосифа (Семашко), которые в настоящее время остаются малоисследованными. «Митрополит Иосиф (Семашко) — человек, благодаря которому прекратила существование брестская церковная уния в пределах Российской империи в 1839 году. Значение его личности и деятельности для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого собора 1839 года  количество белорусов, насильственно переведенных в униатство, составляло более 70%. После Полоцкого собора, который был подготовлен митрополитом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь вернулась в Православие. Сегодня в Республике Беларусь 85 % верующих относят себя к Православию», — подчеркнул отец Александр.  Говоря о личных качествах воссоединителя, который инициировал, реализовал и закрепил изменения в конфессиональной принадлежности 1 миллиона 600 тысяч верующих, докладчик отметил, что личность владыки в преимущественной мере повлияла на выбор униатского духовенства в сторону Православия. «Об этом без обиняков пишет архиепископ Антоний (Зубко), который занимался убеждением униатских священников в необходимости переходить в Православие. Он свидетельствует, что как только униатские священники и благочинные узнавали, что их перехода в Православие ждет сам митрополит Иосиф, они с удовольствием давали согласие на воссоединение, поскольку были уверены, что от владыки не может поступить негативное предложение, которое приведет к духовной катастрофе. Во-вторых, сам митрополит Иосиф в своих записках пишет: " Меня всего поглотило великое дело, которого судил мне Господь быть орудием. Я ему предался всей душой, тут не было места для личных видов, для личных удовольствий и предположений " », — отметил докладчик.  

http://patriarchia.ru/db/text/5878237.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Зубко Антоний Григорьевич; 2.07.1797, с. Белое Полоцкого у. Белорусской губ.- 15.02. 1884, Пожайский мон-рь, близ Ковно), архиеп. Минский и Бобруйский. Род. в семье белорус. униатского священника. Лишившись отца в 6-летнем возрасте, учился у местного органиста. В 1809 г. поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитскую коллегию, к-рую окончил в 1818 г. со степенью канд. философии. В 1822 г. окончил Виленскую главную семинарию при Виленском ун-те со степенью канд. богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 г. был рукоположен целибатом во священника к полоцкому кафедральному греко-католич. собору и назначен членом Полоцкой консистории. В 1825 г. возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в С.-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 г. командирован в Жировицы для открытия Литовской ДС и в 1828 г. назначен ее первым ректором. С 18 апр. 1832 г. старший соборный протоиерей. Антоний (Зубко), архиеп. Минский Антоний (Зубко), архиеп. Минский В 1834 г. А. был хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Являлся одним из виднейших представителей греко-католич. духовенства, имел близкие дружеские отношения с еп. Литовским Иосифом (Семашко) , стал его ближайшим помощником в осуществлении воссоединения греко-католиков с правосл. Церковью. В «Записках» митр. Иосиф отмечал, что «никто ему в этом деле столько не помогал, как Зубко». На Полоцком церковном Соборе 1839 г. А. участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием, а по воссоединении, 28 янв. 1840 г., был назначен на правосл. Минскую и Бобруйскую кафедру; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя, по словам проф. М. О. Кояловича , как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». По болезни А. не раз ходатайствовал об увольнении на покой, в 1848 г. его прошение было удовлетворено. В 1848-1862 гг. он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком мон-ре , а последние 20 лет - в Пожайском в честь Успения Божией Матери мон-ре в Ковенской губ. За 11 дней до кончины А. праздновал 50-летие своего архиерейства. Со всех концов России ему прислали приветствия и поздравления, в т. ч. имп. Александр III и Святейший Синод. Несмотря на заслуги перед Церковью в деле присоединения униатов, свои труды в этом великом деле А. не считал сколько-нибудь значимыми. Старец-архипастырь, как часто называли его, любил естествознание, много занимался им, однако труды его в этой области остались неизданными.

http://pravenc.ru/text/115966.html

В 1845-1846 гг. М. обозревал неск. благочиний Гродненской губ. По словам архиерея, ревизия принесла ему «сердечное удовольствие»: «Духовные уже хорошо поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев... помещиков и... убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами... в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом… В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православным», особенно в Кобринском и Пружанском уездах, где как будто «не было унии». М. донес также, что римско-католич. священники, к-рые содержатся во мн. помещичьих домах, имеют «весьма пагубное влияние на православных своими проповедями, личным внушением» ( Киприанович. 1897. С. 287-288). В 1845 г. семинария, преобразованная в православную в 1839 г., по ходатайству архиеп. Иосифа (Семашко) была переведена из Жировицкого мон-ря в Вильну с сохранением названия «Литовская». Еп. Минский и Бобруйский Антоний (Зубко), «утомленный от напряженных трудов», уже в 1841 г. просил отправить его на покой. По указанию архиеп. Иосифа на его место 1 марта 1848 г. был определен М. 19 апр. 1853 г. он был возведен в сан архиепископа. Большое внимание М. уделял делу просвещения. С первых же дней управления Минской епархией епископ занялся устройством духовных уч-щ. В сент. 1848 г. Синод принял решение не закрывать Слуцкое ДУ, но перевести его в Пинск, что предполагал сделать еп. Антоний и с чем не согласился М., несмотря на крайнюю тесноту и аварийное состояние 4 из 6 помещений уч-ща. В келейном корпусе пинского Братского в честь Богоявления монастыря , где находилось народное уч-ще, разместили только казеннокоштных учеников Слуцкого уч-ща. Вместе с тем было переведено в Пинск духовное уч-ще при Ляданском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , фактически лишенное собственных помещений. В Пинск передали его денежные средства, архив и б-ку. Тем самым было положено начало Пинскому ДУ, к-рое в 1857 г. разместилось в 2 каменных домах в монастырской ограде.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

На мероприятием присутствовали преподаватели и студенты Минской духовной семинарии и духовенство Новогрудской епархии . Согласно решению Синода Белорусской Православной Церкви от 3 сентября 2012 года ежегодно в храмах Белорусского экзархата совершается поминовение митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Традиция ежегодного молитвенного поминовения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) сложилась в Белорусской Православной Церкви еще прежде решения Синода. Так, в Минских духовных школах оно и ранее совершалось в день преставления владыки Иосифа — 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. В этот день в стенах Минских духовных школ традиционно проходит вечер памяти этого выдающегося церковного иерарха, где преподаватели и студенты выступают с докладами по истории Белорусской Православной Церкви, краеведению и другим темам. Эти мероприятия являются знаком глубокого уважения к памяти митрополита Иосифа (Семашко), стараниями которого была открыта Литовская духовная семинария в Жировичах (ныне Минская духовная семинария) и возвращен Матери-Церкви Жировичский Успенский монастырь. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в Неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Белоруссии и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4708312...

12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) , Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» ( Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса. В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» ( Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Для увековечивания их духовного подвига и ради всенародного почитания Синод установил 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. день ежегодного молитвенного поминовения в храмах Белорусской Православной Церкви иерархов Божиих: Высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Высокопреосвященного архиепископа Василия (Лужинского), епископа Оршанского, управляющего Полоцкой и Белорусской архиепископией (преставился архиепископом Полоцким и Витебским), и Преосвященного Антония (Зубко), епископа Брестского, викария Литовской епархии (преставился архиепископом Минским и Бобруйским), и иных их сподвижников, потрудившихся в деле упразднения Брестской церковной унии и воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2453308...

Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви». Всего в Православие вернулось свыше 1600 приходов с более чем 1 млн 600 тыс. верующих. В связи с этим событием была отчеканена специальная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». Официальные торжества по случаю воссоединения состоялись 14 мая 1839 года в Витебске, где в кафедральном Успенском соборе митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) совершил Литургию в сослужении православного Полоцкого епископа Исидора (Никольского) и архиепископа Василия (Лужинского). 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. — знаменательная дата в истории белорусского народа. В этот день была восстановлена историческая справедливость и достигнуто духовное единство белорусов. В связи с этим Синод постановил ежегодно отмечать этот день благодарственными молитвословиями, «вознося молитву веры и любви к Великому Архиерею, прошедшему небеса, Верховному Святителю исповедания нашего Иисусу Христу».

http://patriarchia.ru/db/text/2447236.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010