В древней хр. церкви установлен был братский и церковный суд над согрешившими членами общества. Такой суд заповедан и Спасителем. " Если, – говорит Он, – согрешит против тебя брат твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ). Св. апостолы также установляли между христианами общий братский и церковный суд над тяжкими грешниками. Они заповедовали даже не входить с ними ни в какие связи, общение. «Я писал вам, – говорит св. Павел коринфянам, – не сообщаться с тем, кто, называясь братом, – т.е. христианином, – есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Нашелся тогда между коринфянами один страшный грешник. По этому случаю св. Павел писал коринфянам: «Я положил, чтобы вы в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, властию Господа нашего Иисуса Христа, предали его сатане» ( 1Кор.5:4–5 ), т.е. отлучению от церкви. Потом, когда грешник этот покаялся, то любвеобильный и обрадованный апостол писал к коринфянам: «Довольно для него понесенного наказания; вам уже надобно простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною скорбию, и потому прошу вас принять его в любовь» ( 2Кор.2:6–8 ). Церковный суд соединился в древности с открытою исповедию, т.е. с сокрушенным сознанием своих грехов пред всем собранием христиан в церкви и с прошением у всех прощения грехов. Исповедь эта казалась тяжкою, некоторые из ложного стыда уклонялись от нее. По этому случаю один церк. писатель 3-го в. говорил: «Многие или избегают или откладывают со дня на день свое открытое исповедание; но между братьями и сослужителями, где общая надежда, страх, радость, печаль, страдание, ибо общий Дух в общем Господе и Отце, зачем ты признаешь их иными, нежели себя? Зачем убегаешь, как насмешников, людей, одинаковых с тобою по обстоятельствам? Тело не может радоваться о повреждении одного члена, оно необходимо вместе с ним болезнует и печется об исцелении».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В немногие годы он совершает сушею и морем три великих странствия, проходит многие земли, острова, города. Везде он проповедует сперва иудеям, а когда они не слушали его, обращается к язычникам. Язычники эти были греки и римляне, считавшиеся тогда наиболее образованными народами на свете. Павел в своей проповеди хотел быть всем вся, т.е. учить каждого так, как приходилось кого учить. Говоря с иудеями, он подобно св. Петру ссылался на древних пророков, возвестивших о Христе. Говоря с язычниками, хвалившимися своею мудростию, он ссылался также и на собственный разум их, на их учителей. Поклоняясь ложным богам или идолам, лучшие язычники сохранили, однако ж, смутную мысль о каком-то неведомом, забытом ими Боге, от которого произошел свет, произошли и все люди. «Сего-то неведомого Бога я вам проповедую» – сказал однажды Павел в собрании языческих судей-мудрецов в славном городе греческом Афинах. «Сей Бог сотворил мир и все, что в нем. Он Господь неба и земли. Он от одной крови произвел всех людей, он разселил народы по всему лицу земли, определив для жительства каждого из них свои времена и места, дабы они искали Бога: не ощутят ли и не найдут ли Его, хотя, впрочем, он не далеко от каждого из нас; ибо мы Им живем и движемся и есмы: так как некоторые из ваших мудрецов, говорили: «Мы Его и род». Итак мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, обделанному художеством и вымыслом человеческим. Теперь, прощая людям прежнее неведение их, он всем им повсюду повелевает покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им мужа, о чем Он дал свидетельство всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:23–31 ). И под именем мужа, апостол, разумел здесь, братие, Богочеловека Иисуса Христа. Видите, как, начав проповедь учением о Боге – Творце и Промыслителе, мудрый апостол пришел к учению о Сыне Божием – искупителе мира и, указал здесь на то величайшее чудо из чудес, чудо воскрессния Его, которое свидетельствовало о божестве воскресшего Искупителя и божественности Его учения. Никогда ничего подобного не слышали еще язычники, и некоторые из них так увлеклись проповедию Павла, что сказали ему: «Об этом еще послушаем тебя» ( Деян.17:32 ), а нашлись и такие, что сразу пристали к нему и уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В самый день пятидесятницы в Иерусалиме, когда собравшиеся сюда на праздник иудеи из разных стран света с удивлением услышали как св. апостолы, вдохновенные Духом Св., говорят на языках всех этих стран о великих делах Божиих, св. Петр, став с прочими одиннадцатью апостолами пред собранием многочисленного народа, произнес проповедь, которую вам передам здесь коротко. Сказав, что великое чудо сошествия Св. Духа давно предсказано пророком Иоилем, св. Петр продолжал: «Израильтяне! Выслушайте слова сии, Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете и преданного вам по определению и предведению Божию, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было ей удержать Его. О нем-то предсказывал и пророк Давид, что душа Его не останется во аде и плоть Его не увидит тления. Мы свидетели воскресения Его. Он десницею Божиею вознесен на небо и, приняв от Отца обещанного Духа Святого, излил то, что вы теперь видите и слышите. Сие вознесение Его также предвозвестил Давид, говоря: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную мене…» (т.е. по правую сторону от меня). Итак, твердо разумей народ израильский, что сей Иисус, которого вы распяли, есть Господь и Христос» (т.е. обещанный Искупитель мира) ( Деян.2:22–36 ). Выслушав эту проповедь, многие умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: «Братья! что нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:37–38 ). И около 3000 иудеев крестились и присоединились к Церкви! Чрез несколько дней, исцелив именем Иисуса 40-летнего хромого, св. Петр новою проповедию обратил к вере еще около 5000 их. В то же время проповедуют и прочие апостолы. Ежедневно Господь прилагает церкви своей новых верующих. Скоро она выступает из Иерусалима, распространяется по Иудее и соседним странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Внимайте же, братие, с верою и любовию сим писаниям в церкви при Богослужении; старайтесь читать их или слушать читающих и вне церкви. Кто чего не поймет сразу, может понять со временем, может научиться понимать от других, особенно, от церкви. Ибо ей Духом Святым дан дар не только хранить Слово Божие, содержащееся в писаниях апостольских и пророческих, но и изъяснять его. Будем же, повторяю, чаще и чаще обращаться к сему слову Божию. Пусть оно будет насущным хлебом для души нашей, светом для нашего ума, отрадою для сердца, руководством для жизни. Не забудем, что по сему же слову Господь будет и судить нас на Страшном суде, где с Господом сядут судить и св. апостолы, как это Он сам сказал им: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах!» ( Мф.19:28 ) Но дай нам всеблагий Господь молитвами твоих святых и славных апостолов пожить по слову твоему и слову их, чтобы, отходя от сей жизни, каждый из нас мог сказать то, что говорил избранный апостол твой св. Павел: «Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:7–8 ). Аминь. 17. Беседа о св. исповедниках и мучениках Много есть у нас, братие, праздников в честь св. мучеников и исповедников; в эти праздники мы вспоминаем их жизнь, прославляем и величаем их подвиги и страдания и молимся им, чтоб они молили за нас милостивого Бога, чтоб они ходайствовали о нас пред святым и страшным Его престолом... Кто же были св. исповедники и мученики? Исповедники – это св. мужи христианские, безбоязненно и смело исповедавшие свою веру во Христа, несмотря ни на какие насмешки, угрозы и запрещения со стороны неверующих и терпевшие от них много горя за свое исповедание; а мученики – это те св. мужи, которые не только исповедовали свою веру и терпели за это, но и самую жизнь свою положили за свое исповедание, были убиты за Христа, замучены за его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Выслушайте внимательно эту жизнь нашего Господа и хорошо запечатлейте ее в своей памяти, в своем уме и сердце. Это для того, чтобы из жизни Христовой вы и сами научились жить по-христе, то есть, по тому, как научил нас словом и делом Христос Спаситель наш, чтобы, таким образом, мы не даром назывались христианами, а были ими на самом деле, были истинными последователями Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Итак, слушайте! Но наперед вы должны помнить, что все, что мы знаем о жизни Иисуса Христа, заимствовано из Евангелия. Евангелие же значит «добрая, хорошая весть» и названо оно так, что действительно не могло быть лучшей, радостнейшей вести, как весть о пришествии в мир Того, Кого ожидали так долго все народы. Более пяти тысяч лет грешный род человеческий ждал своего Спасителя, который обещан был еще в раю праотцам нашим, создавшим их Господом Богом. Наконец, пришло определенное Богом время, и сей Спаситель, Сын Божий сошел с неба, явился на земле. Как явился? Он вочеловечился, воплотился, т.е. принял человеческую плоть, природу, кроме греха. А принял от Пресвятой Девы Марии, родившейся от праведных Иоакима и Анны в тогдашней стране иудейской. От самого рождения она была так чиста и свята, что грех не смел приблизиться к ней. С самых юных детских лет она посвящена была Господу, жить в девстве, непорочности и святости. Нет возможности изобразить все добродетели этой Девы. Во всем мире не было ничего лучше и совершеннее ее. Припомните, как читается и поется: «…честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», – это все говорится о Пресвятой Деве Марии. Когда, живя в Назарете, она по своему обыкновению, молилась Богу, послан был к ней от Бога Ангел Гавриил. Вошедши к ней, он приветствовал ее теми словами, которые с тех пор повторяет весь свет: «…радуйся благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах!» Когда Мария в молчании размышляла, что значит это приветствие, Ангел благовестил ей: «…се зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь Ему имя Иисус». Мария сильно смутилась от этих слов. Но Ангел успокоил ее и обяснил ей великую тайну, имеющую совершиться в непорочной ее утробе; обяснил, что это рождение будет необыкновенное, чудесное: «Дух Святый, – сказал он, – найдет на тебя, и сила Вышняго осенит тебя; посему и раждаемое святое наречется Сыном Божиим...». Тогда Мария сказала: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» ( Лк.1:28, 31, 35, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Доселе указал я вам на две обязанности к детям – любовь к ним и попечение о них; обяснил также, в чем должно состоять попечение о детях. Если вы, почтенные отцы и матери, чувствуете важность этих обязанностей, то помните и еще одну обязанность – быть добрым примером для своих детей. Говорят часто: «Каков отец, таков и сынок, какова мать, такова дочь». Очень часто и бывает так. На сердце дитять как на мягком воске, напечатлевается все, что оно слышит, видит. Да и с кого ему брать прежде всего пример, если не с отца и матери. Из семьи, из детства ваши сыновья и дочери вынесут много добра, если вы сами добры, честны, благочестивы, и много зла, если вы дурны, порочны. Не позволяйте же себе пред детьми дурных слов, ссор, пьянства, бесчиния, словом ничего дурного, чтоб не соблазнить их. Помните слова Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской» ( Мк.9:42 ). Помните и то, что ваша добрая жизнь может принесть детям вашим добрую славу у людей и благословение от Бога. А дурною жизнию вы можете низвесть на них позор от людей и немилость от Бога. Вот один из многих примеров, как за грехи родителей страдают дети. К св. Аммонию, подвижнику египетскому, родители привезли больного и находящегося при смерти сына и сокрушенно просили исцелить его. «Сын ваш, – отвечал Аммоний, – вовсе не нуждается в исцелении от меня, если вы согласитесь отдать хозяину вола, которого похитили, то сын ваш тотчас выздоровеет». Так и сталось: как скоро вол был отдан, больной выздоровел (церк. истор. Созом. кн. 1. гл. 14). Но я надеюсь, что по самой любви к детям вы постараетесь жить по-христиански, честно, свято, чтобы, смотря на вас, помня вас, так жили и дети ваши. Тогда на вас и на них почиет благодать Божия. Да даст сие Господь Бог вам и детям, христолюбивые отцы и матерь Да даст Он вам пожить счастливо здесь и свидеться с детьми своими на небе пред лицом Господа и сказать Ему: «Вот мы и дети наши, которых ты нам дал, Боже!» Аминь. 23. Беседа третья о семейной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Если бы у нас, братие, было время, то мы здесь на минуту должны были бы остановиться, чтобы высказать свое удивление тому смирению, той преданности воле Всевышнего, какое показала Пресвятая Дева, равно как и тому чудесному избранию, по которому она сделалась выше всех тварей, самых даже Ангелов, удостоившись быть матерью Господа. Но будем продолжать далее. Спустя несколько времени, небесная Дева, все оставаясь Девою, хотя и носила уже в непорочной своей утробе Искупителя мира, во время посещения своей двоюродной сестры Елисаветы, высказала пред нею свои чувства, наполнявшие ее сердце: «Величит душа моя Господа, – сказала она, – и возрадовася Дух мой о Боге, Спасителе моем; что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня вси роды, что сотворил мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы своей; разсеял надменных помышлениями сердца их: низложил сильных с престоловъ, и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим» ( Лк.1:46–55 ). Мария, до сего времени была невестою, т.е. была обещана в замужество некоему Иосифу, плотнику ремеслом. В Евангелии говорится про него, что он был человек праведный. Это самая лучшая, какая только могла быть, похвала для него. Явившийся во время сна Ангел обяснил тайну, совершавшуюся в Марии, и он принял ее себе за жену. В божественных определениях Иосифу назначено было быть отцом-воспитателем Иисуса, защитником Марии и покровом брака покрыть чистоту и честь божественной девы. Иосиф явил себя достойным такого святого назначения, и всегда обходился с Марией нежно и с почтением. Должно сказать, вам братие, что в то время, которое занимает нас, иудеи находились под властию римлян. Издан был указ, повелевавший сделать перепись всех подданных империи; Иосиф и Мария обязаны были явиться в Вифлеем – город, в котором все потомки племени Давидова должны были записаться. Мария была тогда в последних днях беременности, и здесь-то в Вифлееме она родила миру Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Естественно было думать, братие, что Сын Божий, приходя в мир, явится с величием, сообразным Ему. Разубедимся в этом. Иисус Христос приходил в мир не для того, чтобы внушить нам любовь к ложному величию и ложным благам. Он нашел славнее для себя избрать колыбелью ясли, первым убежищем – вертеп. Бедные пастухи первые отдали Ему свой долг. О чудо! смиренные деревенские жители, простые и бедные люди составляют двор царя неба и земли, между тем как вол и осел согревают Его своим теплым дыханием. Но между тем как Иисус так смирил Себя, небо берет на себя дело Его славы. Ангелы подобно блестящему свету являются в воздухе и воспевают хором: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). После пастухов вот и другие поклонники – волхвы, под руководством звезды, пришедшие с востока. Они поверглись пред новорожденным. Для этих людей, просвещенных Божественным светом, вертеп был храмом, руки простой женщины – небесным престолом. Дары, принесенные ими, высказывают их веру. Царю подают золото, Богу – ладан, человеку имеющему умереть – смирну, благовоние погребения. Пусть, братие, эта чудесная вера будет образцом и для нашей веры. Доселе все было спокойно для Иисуса. Но вот начинается длинная цепь Его испытаний. Ирод, жестокий Ирод, бывший тогда Царем иудейским, устрашился, что волхвы распрашивали в Иерусалиме о рождении в Иудее какого-то царя. Он не понимал, что царство Христово ничего не имеет общего с царством, каким он владеет. Дворец не мог вместить в себя этого дитяти, царство Его над всем миром. Но это была тайна, которой не дано было разуметь этому тирану. Он посылает воинов в Вифлеем с приказанием умертвить всех детей от двух лет и ниже, надеясь, что и Христос не избежит смерти. Какой плач! Сколько слез! Тогда исполнились слова, предсказанные пророком. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Иер.31:15 , Мф.2:18 ). Их, действительно, нет, но короткая их жизнь прошла не без славы: кровь их, пролитая за Иисуса Христа, была первою христианскою жатвою. Что касается до божественного младенца, которого Ирод хотел погубить, то вы знаете, что Он на этот раз избежал смерти. Иосиф, узнавши от Ангела о намерении Ирода, взял ночью мать и младенца и ушел с ним в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Еще один совет на счет воспитания детей. Доброе воспитание требует кроткой обходительности с детьми. Это совет не мой, а св. ап. Павла: " Отцы, – говорит он, – не огорчайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). Не то значит это, чтоб поблажать детям в их проступках, дурных шалостях. Этим вы еще пуще испортите их. Надо взыскивать с них за дурные поступки, надо бывает нередко понуждать их к труду, ученью, порядку, опрятности и т.под., надо бывает и наказывать их. Но такие понуждения и наказания должны состоять не в грубой брани или жестоких побоях, а в мерах более кротких и легких, каковы, напр., пристыжение виновного пред всею семьею, а по временам уменьшение еды для ленивого, как то советует и ап. Павел, и т. подобные меры. Главное же при всяких понуждениях и наказаниях то, чтобы ваша строгость соединялась с любовию, твердость с кротостию. Пусть дети чувствуют, что вы не потерпите ничего дурного в них, но пусть чувствуют они и то, что вы понуждаете, наказываете их не с тем, чтоб только выместить на них свою злость, а чтоб исправить их, потому что любите их и желаете им добра. Особенно же, остерегайтесь наказывать, бранить, бить детей даром, без вины, напр., под пьяную руку или же просто в злости, когда вам хочется на ком-либо сорвать сердце. Это уже было бы настоящим огорчением, обидою детям, за что дадите ответ Богу! Но кончу речь о воспитании – этом главном деле родительского попечения о детях. Скажу еще об одном долге вашего попечения о детях. Это забота о собрании некоторого имущества для детей, чтоб было потом с чем пустить их на свое житье. Ее требует и Слово Божие: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей», учит св. ап. Павел ( 2Кор.12:14 ). Добрым родителям не для чего и говорить об этом. Спаситель говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» ( Мф.7:9 ) Так добрый отец старается, чтоб было чем кормиться детям его при нем, чтобы и после него что-либо осталось им. Если, при всех стараниях, последнее не удастся тебе, заботливый отец, то все-таки не унывай. Бог видит твои старания; Он будет отцом твоих детей. При помощи Его они сами найдут себе хлеб, устроят свою долю, если только будут добрыми христианами и честными людьми. Но вот чего бойтесь, отцы и матери: бойтесь, чтоб своею небрежностию, бродяжничеством, беспорядочною жизнию, пьянством не заставить детей ваших терпеть голод и холод при вас и после вас! Это тяжкий грех ! Послушайте, что говорит Слово Божие: «Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже, неверного!» ( 1Тим.5:8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы. Цитаты о Божественной вечности « Бог есть Дух вечный и присносущий. Вечность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обладает без всяких условий времени». архиепископ Антоний (Амфитеатров) «Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени». митрополит Макарий (Булгаков) «Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия». епископ Сильвестр (Малеванский) «Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” ( Пс.101:26-28 ). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. Исидор Пелусиот ). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог”».

http://azbyka.ru/vechnost

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010