(Филиппович Василий Константинович; 6.08.1904, Киев - 2.07.1971, Буэнос-Айрес), архиеп. Чилийский и Перуанский РПЦЗ. Из семьи служащего Киевской губернской контрольной палаты. В 1911-1913 гг. учился в Киевском городском уч-ще. В 1913 г. переехал с семьей в Екатеринослав. Был певчим («исполатчиком») в архиерейском хоре, организованном Екатеринославским еп. Агапитом (Вишневским) . В 1915 г. поступил во 2-й класс Екатеринославского ДУ. В 1917 г. вернулся с семьей в Киев. Посещал занятия в Киево-Софийском ДУ. 7 февр. 1923 г. поступил на испытание, а в апр. был принят послушником в Киево-Печерскую лавру . Между июнем и нояб. того же года ездил в Марийскую автономную обл. для передачи помощи ссыльному духовенству. 5 нояб. 1923 г. посвящен во чтеца своим духовным отцом архиеп. Димитрием (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ). В 1923-1924 гг. посещал занятия в Киевской православной богословской академии, частном высшем учебном заведении, организованном профессурой закрытой КДА. С 15 дек. 1924 г. нес послушание келейника архим. Ермогена (Голубева ; впосл. архиепископ). 21 авг. 1927 г. им пострижен в монашество с именем Леонтий в Китаевском киевском во имя Святой Троицы мужском монастыре , где жила часть изгнанной в 1924 г. братии Киево-Печерской лавры. Восприемником в постриге был схиархиеп. Антоний. 23 сент. 1927 г. Л. был откомандирован в Ленинград на лаврское подворье, где нес клиросное послушание. Учился на Высших богословских курсах , участвовал в деятельности Александро-Невского братства. 19 авг. 1928 г. рукоположен в Киеве во диакона Каневским архиеп. Василием (Богдашевским) . В 1930 г. Л. был выслан ОГПУ из Ленинграда и возвратился в Киев, где 18 мая того же года рукоположен архиеп. Василием во иерея и с июня того же года служил в Китаевском мон-ре. Л. был одним из келейников схиархиеп. Антония, по его поручению осенью 1930 г. ездил в Грузию для встречи с иерархами Грузинской Православной Церкви. Весной 1931 г. Л. был назначен 2-м священником киевской Покровской ц. на Приорке. 5 мая 1932 г. арестован киевским ОГПУ по обвинению в антисоветской агитации, освобожден после 4-месячного заключения. С 13 марта 1933 г. вновь находился под арестом по делу схиархиеп. Антония. Обвинялся в «причастности к Киевскому контрреволюционному образованию, имевшему связь с церковными группами на Кавказе». 23 июля особым следственным совещанием при Коллегии ГПУ УССР осужден на 3 года ссылки в Северный край, но затем отправлен на работу в каменоломни в Коростене. 6 окт. того же года освобожден медкомиссией по инвалидности.

http://pravenc.ru/text/2463529.html

Категорическое несогласие с актом выразил схиархиеп. Антоний (Абашидзе). Все это заставило митр. Алексия пересмотреть свою позицию. Кроме того, нем. власть была резко против приведения акта в жизнь. Объединения не произошло, единство канонической Церкви было сохранено. В нач. 1943 г. митр. Алексий признал подписание акта с автокефалистами ошибкой. Накануне Пасхи 1943 г. немецкие власти по просьбе еп. Пантелеимона (Рудыка) передали в ведение автономной УПЦ Владимирский кафедральный собор. По свидетельству в 1967 г. еп. Пантелеимона, к кон. 1943 г. в городе было 36 действующих храмов и 9 мон-рей (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 54. Л. 37). Очевидно, владыка имел в виду все храмы Киева, как автономной УПЦ, так и УАПЦ, поскольку, по др. данным, автономистам в Киеве принадлежало 28 храмов, часть церквей находилась в совместном пользовании автономистов и автокефалистов (напр., Демиевская Вознесенская ц.). Гибель митр. Алексия от рук укр. националистов 7 мая 1943 г. внесла коррективы в деятельность автономной УПЦ. 9 мая 1943 г. в Киеве образовался Временный синод для управления правосл. епархиями Киевско-Полтавского генерального комиссариата в составе Пантелеимона (Рудыка), Симона (Ивановского) и Вениамина (Новицкого) (Церковная жизнь. Ладомирова, 1943. 9. С. 35). Этот орган стал управлять епархиями УПЦ в центральной и вост. областях Украины в условиях, когда кафедра предстоятеля автономной УПЦ была вакантной. Фактически в неск. нем. генеральных округах (генерал-комиссариатах) образовались автономные церковные структуры, основанием для чего был циркуляр рейхскомиссара Украины Э. Коха от 1 окт. 1942 г. (документ трактовался по-разному, поначалу он не был реализован, но под давлением нем. властей иерархи автономной УПЦ и УАПЦ постепенно стали выполнять основные его положения). Архиеп. Дамаскин (Малюта), избранный новым первоиерархом автономной УПЦ по решению Ковельского Собора от 6 июня 1943 г. с титулом «Подольский и Волынский», уже не был полноправным главой автономной УПЦ, но «старшим епископом», его власть являлась номинальной.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В том же году «самостийниками» и сторонниками Поликарпа (Сикорского) убит был еще один архиерей Автономной Церкви – епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский). Каноническое общение с Патриархией сохранили на оккупированной Украине скончавшийся 1 ноября 1942 г. на покое в схиме в Киево-Печерской лавре схиархиепископ Антоний (князь Абашидзе). Оккупационный режим вначале определенно отдавал предпочтение автокефалистам во главе с Поликарпом (Сикорским). Священников, не желавших подчиняться ему, обвиняли в связях с красной Москвой, чинили им препятствия в совершении богослужений. Генерал-комиссар Днепропетровска приказал даже арестовывать священников, не желавших подчиняться ставленнику Поликарпа местному епископу Геннадию (Шеприковичу). Когда клирики стали выходить из юрисдикции Поликарпа (Сикорского), генерал-губернатор Кох издал приказ, запрещавший православным священнослужителям менять юрисдикцию. Но на исходе 1942 г. отношение немецких властей к двум церковным группировкам на Украине заметно изменилось. Общая стратегическая линия разделять и властвовать на оккупированных землях оставалась, конечно, неизменной, но прежняя ориентация на поддержку по преимуществу автокефалистов уступила место более благосклонному отношению к Автономной Церкви. Причина перемены была в том, что автокефалисты, тесно связанные с украинским политическим национализмом, постепенно превращались в силу, оппозиционную гитлеровскому режиму. Со временем украинские националисты начали вооруженную партизанскую борьбу одновременно и против оккупантов, и против красных партизан. С украинским националистическим партизанским движением поддерживали контакт автокефальные епископы Мстислав (Скрыпник) и Платон (Артемюк). Им, несомненно, сочувствовал и администратор Поликарп (Сикорский). Автономная же Церковь , объединившая людей искренней и глубокой религиозности, от начала до конца оккупации старалась держаться как можно более аполитично, и немецкие власти со временем стали считать ее более приемлемой для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слова подвижнические. – Изд. 3-е, Сергиев Посад. 1911 г. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица (в русск, переводе с алфавитным указателем). – Изд. 7-е, Козельская Введенская Оптина пустынь, 1908 г. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. – Изд. 8-е, Козельская Введенская Оптина пустынь, 1900 г. Добротолюбие, 1 и 2 тома, издание 2-е. Москва, 1901 г. Творения преподобного и Богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина (в русском переводе), книга 1-я. Москва, 1874 г. «Невидимая брань» блаженной памяти старца Никодима Святогорца (перевод с греческого епископа Феофана). – Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1886 г. Письма Святогорца к друзьям в России. С.-Петербург, 1850 г., часть 2. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Том 1-й «Аскетические опыты», изд. 3-е, С.-Петербург, 1905 г. Том 2-й «Аскетические опыты», изд. 3-е, С.-Петербург, 1905 г. Том 4-й «Аскетическая проповедь и письма к мирянам», изд. 3-е, С.-Петербург, 1905 г. Том 5-й «Приношение современному монашеству», типогр. Иова Почаевского . Нью-Йорк, Джорданвилль, 1968 г. «Отечник», избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием. Изд. 4-е, изд-во «Жизнь с Богом». Морально-аскетические воззрения епископа Игнатия. Часть 2-я, Леонид Соколов . С приложением: во 2-м отделении – письма епископа Игнатия к разным лицам. Киев, 1915 г. Письма Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Выпуск 1. Сергиев Посад. Типогр. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1913 г. Феофан Затворник . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Издание 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1892 г. Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина (авт. иеромонах Антоний Святогорец). – Изд. Свято-Троицкого монаст. Типогр. Иова Почаевского . Нью-Йорк, Джорданвилль, 1985 г. Игумен Никон. Письма духовным детям, 2-е издание. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1991 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

По городам и селам жили и другие архипастыри святой жизни. В Киеве проживал на частных квартирах архиепископ Димитрий (Абашидзе) (в схиме Антоний) († 1942). Скитался по ссылкам епископ Серафим (Звездинский) , один из немногих угодников Божиих, сподобившихся видеть Божию Матерь на дивеевской канавке. Находясь в ссылке, он каждое утро совершал богослужение. «Считайте потерянным днем в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией», – писал священномученик Серафим. Если молиться в доме было нельзя, епископ уходил в лес. Здесь у него была пустынька, а круглый холмик стал кафедрой. Центрами притяжения для верующих становились и монахи, ушедшие из поруганных монастырей или принявшие постриг на приходах. Преподобномученик Алексий (Гаврин) (память 10 декабря), живший в Москве, был известен и как ветеринар, и как духовник, помогавший крестьянам советом и молитвой. Схимонах Нило-Столобенской пустыни Дионисий (Петушков) (память 10 июня) скрывался у верных людей, жил на разных хуторах. В 1931 г. ОГПУ все же арестовало преподобномученика. На следствии отец Дионисий сказал: «Существующая советская власть есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание». Преподобномученик Дионисий был расстрелян в 1931 г. По всей стране создавались тайные или полулегальные общины монахов и монахинь. Изгнанные из своих обителей, они селились, как правило, неподалеку от своих монастырей. Многие дивеевские сестры во главе с игуменией Александрой (Траковской) († 1942) поселились в Муроме, в доме возле закрытого Благовещенского монастыря. Сестры Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря селились неподалеку, на Большой Пироговской улице. В некоторых монастырях после их закрытия еще действовали храмы, и часть монахов оставалась жить при них. Но наиболее частыми были случаи, когда монахи и монахини устраивались возле какого-нибудь прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раньше, когда Церковь и государство были едины, человеку нужно было оставаться в рамках православной традиции, чтобы иметь возможность получить образование, стать достойным членом общества. Сейчас, когда все изменилось и человек вне всякой традиции может получить хорошее образование, достойную профессию, спокойно жить без всяких убеждений чего ему может не хватать, чтобы он пришел в Церковь?  Бога! Ведь мы сами ничего не сможем объяснить, показать человеку, который не ищет Господа. Если у него внутри есть какая-то предрасположенность к вере, поиск Истины, то Господь Сам даст с Собой встретиться. А если не будет, то что бы мы ему ни предложили, он ничего не сможет принять. А с церковным образованием… С одной стороны, рассадником революции были семинарии. Сталин был семинаристом. А с другой стороны, кто был инспектором семинарии, когда там учился Сталин? Святой! Прославленный позже в лике преподобных Антоний (Абашидзе). Человек всегда сам решает, принять или оттолкнуть Бога, у него есть свободная воля. Да что семинарии люди, видевшие Господа, распяли Его. Батюшка, вы возглавляете молодежный отдел. Он работает с той молодежью, которая уже есть в Церкви или с потенциальной паствой? И с теми, и с другими. Во всяком случае, мы пытаемся работать с гипотетической молодой паствой, но это пока непаханое поле. В работе с молодежью очень важен миссионерский аспект. Когда молодой человек впервые приходит в храм, он не знает ничего. Может быть, его позвали быть крестным. Он пришел на огласительные беседы к хорошему батюшке, и ему так рассказали о Боге, о Церкви, что он захотел стать христианином. И как ему теперь жить? Он уже не может с друзьями пойти по клубам, чтобы себя как-то развлечь… Что ему делать? Тут-то и должен появиться молодежный отдел подхватить тех, кто пришел от миссии. Помочь человеку реализоваться, социализироваться в новом для него качестве христианина. Нужно преодолеть стереотип о том, что храм это место для бабушек. Молодежь должна видеть, что есть ей место в Церкви. Что у нас есть и волонтерство, и общение, и разные конкурсы. Да даже на шашлыки вместе ездить это тоже хорошо. Недавно одна девушка зашла в храм и удивилась: «Да тут, оказывается, полно людей. И молодых, и красивых, и успешных!» Она была поражена. Но чтобы это увидеть, надо прийти в храм на воскресную службу. А если ты зайдешь в другое время, то ты там увидишь только в лавке кого-нибудь да еще бабушку, которая моет пол. Вот и будешь думать, что в храмы никто не ходит. А нам нужно показать людям, что можно быть христианином и быть молодым. Что верующая молодежь не маргинализированная какая-нибудь, а активная, успешная, живая. Зеленые волосы явление временное

http://azbyka.ru/way/ierej-leonid-perchu...

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников и сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, прихожане Никольского собора и паломники из храмов Алма-Аты и Алма-Атинской области. Песнопения Литургии исполнял праздничный хор Никольского собора под управлением О. Берекешевой и обиходный хор храма под управлением С. Балакший. Во время чтения часов митрополит Александр совершил хиротесию во чтеца выпускника Алма-Атинской духовной семинарии, учащегося 2 курса Московской духовной академии Иоанна Коноплева. На заупокойной ектении поминались строители Никольского собора и возобновители богослужебной жизни, почившие священнослужители и прихожане храма. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение Литургии состоялось славление великомученику Пантелеимону перед его иконой и ковчегом с частью главы святого целителя, хранящейся в Никольском соборе. Митрополит Александр обратился к молящимся с проповедью о житии великомученика. Более ста лет в Никольском соборе Алма-Аты хранится украшенный эмалями ковчег с мощами великомученика Пантелеимона — частью его честной главы. История обретения этой святыни такова. По просьбе православных жителей города Верного, как тогда называлась Алма-Ата, епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (преподобноисповедник схиархиепископ Антоний (Абашидзе)), в 1910 году направил настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандриту Иакинфу (Кузнецову) просьбу благословить верненцев частицей мощей великомученика Пантелеимона. Вскоре часть главы целителя Пантелеимона и частицы мощей святителя Григория Богослова и святителя Нифонта, Патриарха Цареградского, через Афонское подворье в Одессе были переданы Туркестанской епархии. В праздник целителя Пантелеимона (27 июля по старому стилю) святыни были торжественно встречены епископом Димитрием, духовенством, губернатором и многочисленными верующими. «Ныне вся вселенная разделяет наше торжество и воздает хвалу величию Божию», — такие слова звучали тогда из уст православного народа. Ковчег с честными мощами, привезенными с Афона, до сего дня хранится на престоле Никольского собора Алма-Аты и приносится в утешение верующим в епархии Казахстанского митрополичьего округа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

— Какими принципами Вы руководствуетесь в своей жизни, в своем святительском служении? — Как архипастырь Церкви, не могу разделять жизнь и служение. Считаю, что епископ, как свидетельствовали биографы о московском святителе, митрополите Филарете (Дроздове), должен «быть архиереем 24 часа в сутки». В устроении церковной жизни, в отношениях с духовенством, сотрудниками епархии и мирянами всегда старюсь придерживаться принципа, изложенного святителем Иоанном Златоустом: «В Церкви нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных… В Церкви должно жить, как в одном доме». Мой святой предшественник по Казахстанской кафедре схиархиепископ Антоний (Абашидзе) любил повторять: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать». Это высказывание созвучно со словами, которыми меня напутствовал после совершения архипастырской хиротонии митрополит Владимир (Сабодан): «Не спеши проявлять свою власть, наказывать, запрещать… Старайся вразумить, устыдить, смягчить сердца провинившихся, а искреннее раскаяние пусть встретит милующую и исправляющую любовь». Ободрением и поддержкой в несении архипастырского послушания является осознание того, что все наши труды — разнообразная деятельность епископата, священнослужителей, монашествующих и мирян — служат благой и главной цели человеческой жизни — спасению души. Об этом в мае 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после молебна в Успенском соборе Астаны сказал такие слова: «То, что Церковь совершает, она совершает не ради своей корысти, не ради чести, не ради власти, — потому что всё это понятия человеческие и нередко греховные. Мы строим храмы, возводим монастыри, строим школы ради одной только цели — чтобы к лучшему менялась душа человеческая». — Ваше Высокопреосвященство, позвольте поздравить Вас со знаменательным юбилеем — 25-летием Вашего архипастырского служения и пожелать Вам милости от Господа, крепкого здоровья и многих лет служения Богу и людям. — Сердечно благодарю за поздравления и благопожелания в мой адрес. Пусть Всемилостивый Господь благословит всех нас, кто трудится на церковном поприще в разных городах и весях Казахстана. Все мы — служители и чада Церкви Христовой — можем воскликнуть вместе с пророком и псалмопевцем Давидом «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9). Прошу всех вас оказывать мне духовную поддержку и являть христианскую любовь, поминая в молитвах пред Господом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3762661...

А осенью того же года ко мне туда приехал брат Николай, как раз тогда, когда стали закрывать монастырь. Батюшку 163 отослали в Чернигов. Остальным предложили остаться и работать на месте монастыря, где хотели открыть свиноводческий совхоз. Осталось только двое или трое...» «...С Николаем мы поехали через Киев, с тем чтобы побывать у схиархиепископа Антония Абашидзе 164 , пользовавшегося авторитетом за свою подвижническую жизнь и прозорливость. Коля тоже захотел у него поисповедываться...» Владыка Антоний сказал Наташе, что она нужна ее заболевшей сестре Нюре. Там же в Киеве ее застала телеграмма о смерти Зосимовского старца Алексия, и она поспешила в Посад. Здесь она вскоре устроилась псаломщицей в ц. Петра и Павла. В 1930 году, 16 октября, умер ее брат Сережа, историк, от воспаления среднего уха, перешедшего на мозг. «Когда я приехала к нему, он просил позвать батюшку. Я позвала о. Сергия Успенского, который его причастил. Умиравший, видно, очень плакал. Потом его жена Людмила 165 († 1978 г., 21 февраля) на меня напустилась: «Вот еще выдумала – соборование! Больше я тебя не пущу! Его отпели. А когда его хоронили, они стояли как каменные...» После смерти Сергея она, видимо, уехала в Киев под руководство схиархиепископа Антония, затем в 1931–1933 гг., по ее словам, состояла псаломщицей в с. Волохово 166 и в 1934–1937 гг. в с. Шексцово 167 (или Шекшово?) под Гавриловым Посадом 168 . В эти годы она принимает живейшее участие в судьбе своего младшего брата Серафима. Серафим еще при жизни о. Алексия часто бывал в доме художника Михаила Боскина и дружил с его сыном Сергеем, у которого тогда была, как считали, невеста по имени Васса (кажется, медсестра). И Серафим в нее влюбился. Но, вероятно, видя безнадежность своего положения, решил с этим разом покончить, и еще до смерти старца Алексия ушел в Данилов монастырь, о чем сообщил Наташе, когда она была еще в Крыму. «Приехала я в Данилов. Он в подряснике, волосы длинные. Я – к ар-хим. Симеону (Холмогорову, сподвижнику архиеп. Феодора, парализованному пулей семинариста в 1905 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Также, скорее всего, преподобный Серафим прозревал, что отец Антоний в тайне души своей имел желание найти путь к Богу беструдный и покойный, при котором всю борьбу за спасение можно возложить на чужие плечи. Другого объяснения этим словам святого Серафима Саровского мы не находим. Отец Серафим сам был духоносным старцем и как истинный старец окормлял сестер дивеевских. Но многие братья в Сарове соблазнялись его поведением. Немало горечи пришлось испить святому Серафиму за свой старческий подвиг, потерпел он гонение и от начальников обители, и от братии саровской. Преподобный Серафим, зная о своей скорой кончине, говорил одной дивеевской сестре: «Я силами ослабеваю; живите теперь одни, оставляю вас... Искал я вам матери (настоятельницы), искал... и не мог найти. После меня никто вам не заменит меня. Оставляю вас Господу и Пречистой Его Матери». Сестра подумала про себя, что хотя батюшка вручает их Господу и Божией Матери, но нельзя же обители оставаться и без человека – духовного руководителя. На эти ее мысли старец Серафим отвечал: «Человека-то, матушка, днем с огнем не найдешь. Оставляю вас Господу и Пречистой Его Матери» 36 . Другая дивеевская старица рассказывала, что батюшка Серафим, умирая, «вручил нас после себя только Господу и Его Пречистой Матери и всегда каждой из нас, да и всем вместе объяснял прямо: «Кроме убогого Серафима вам отца уже больше не будет!». И еще святой старец говорил ей: «Вот, матушка, отец Иларион и старец, да за вас взяться не может; также вот и батюшка Исаия за вас не возьмется, а мог бы за вас взяться и быть всем отцом после меня отец Савватий... но не хочет! Итак, скажу тебе, матушка, помни, что после меня у вас отца уже не будет!» 37 Скажем несколько слов и о святом старце Зосиме (Верховском) , о школе послушания Брянско-Орловской. Зосима (в миру Захария) родился в 1767 году в семье знатной и богатой (отец его был воеводой). В 19 лет он стал посещать пустынников в Брянских лесах, особенно полюбился ему старец Василиск. Но тот никого не принимал под свое руководство, решительно отказывал всем, говоря, что он невежда, непросвещенный и не может никого наставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010