Кафедрой митрополии был собор Пречистой Богородицы, называемый обыкновенно Пречистенским, основанный великим князем Ольгердом и освященный в 1348 г. митрополитом Алексеем (бывшим в то время владимирским епископом). 209 Здесь похоронены Ольгерд и супруга его Иулиания († 1353 г.). В 1495 г. прибывши из Москвы, великая княжна Елена Иоанновна «первое прииде к церкви Пресвятой Богородицы нашего греческого языка и ту молебны пеша, и пойде оттуду к венчанию с великим князем литовским (впоследствии королем польским Александром). В 1511 году собор совершенно перестроен старанием и на средства князя К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Во вновь построенном храме погребена была митрополитом Иосифом Солтаном покровительница православия в землях русско-литовских, вдовствующая королева и великая княгиня литовская, Елена, скончавшаяся в 1513 г., завещав в эту церковь величайшую драгоценность – чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. 210 Кроме Пречистенского собора в Вильне было не мало церквей. В одном акте 1511 года упоминается 12 церквей; 211 в ближайшие следующие годы есть указание на существовавшие в Вильне 18 и даже 20 церквей. Гванини, в своем описании «Европейской Сарматии» (1578 г.), говоря о вере русских, писал, что «кафедра митрополита русского находится в Вильне, столице Литвы, именно у Пречистой; что, впрочем, в Вильне есть епископ римский; что половина ее состоит из русских, и русских церквей больше в ней, чем римских. Древнейшие из виленских церквей: Пятницкая, основанная Марией, княжной витебской, супругой Ольгерда, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это первый храм христианскому Богу в литовской столице. Церковь эта, перешедшая от православных к униатам и потом опять возвращенная православным, совершенно обветшала и с 1796 г. стояла в запустении, но в недавнее время возобновлена. В Пятницкой церкви покоится прах блаженной ее основательницы. Николаевская, у которой погребены были мученики Иоанн, Антоний и Евстафий, пострадавшие за православную веру в первой половине XIV ст. (1342–1347). 212 Церковь эта существовала еще в 1481 г., 213 но в настоящее время неизвестно даже место, где она находилась. Мощи св. мучеников перенесены были сначала в Троицкий, а в половине XVII ст. в Свято-духовский монастырь, в котором и покоятся до настоящего времени в склепе под церковью. Митрополит Алексий, с благословения патриарха «устави святити день святых мучеников литовских 14 апреля, (П. С. Л., II, 350).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Западнорус. Киевские митрополиты не посещали Киев с кон. XV по кон. XVI в. (в янв. 1591 митр. Михаил (Рагоза) побывал в Киеве по пути во Львов), церковными делами в этой части К. е. занимались митрополичьи наместники. В 1470 г. в должности киевского наместника упоминается Мануил, к-рый в сер. 60-х гг. по поручению митр. Григория ездил с важной миссией в К-поль - «ищучи» для Киевского митрополита, поставленного в 1458 г. К-польским патриархом-униатом, «благословения и подтвержденья» от правосл. К-польского первоиерарха; переговоры завершились успешно. С 1496 г., при митрополитах Иосифе (Болгариновиче) и Ионе II, должность наместника занимал Панько; его преемником был Антоний Крицкий, назначенный, вероятно, Иосифом (Солтаном) (в 1517 он упом. как бывш. киевский наместник). В источниках фигурируют «пан» Василий Шишка и Василий Панкевич (сын Панько) (1518). При Макарии II, в 1539-1545 гг., упоминается наместник Василий Пацкевич, затем Василий Панькович (ранее 1549-1556). При митр. Сильвестре (Белькевиче) наместниками были протопоп киевского Успенского собора на Подоле Иаков Гулькевич (после 1556), «паны» Есько (Иосиф) Прокопович (до 1564-1565) и Федор Тиш (1565-1568), при Ионе III, Илии (Куче) и Онисифоре (Девочке) - «пан» Богуш Гулькевич Глебовский (1575-1589). В период правления Михаила (Рагозы) известны 4 наместника: «пан» Евстафий Радовецкий (1589-1590), протопоп Софийского собора Афанасий Одоней (90-е гг. XVI в.), протопоп Иоанн (1594), «пан» Гурин (до нач. XVII в.). В имениях Киево-Софийской кафедры распоряжались «атаманы». Управление киевской частью К. е. в этот период было фактически дезорганизовано. К нач. XVII в. здесь не созывались Соборы, съезды приходского духовенства, не создавались братства. На Виленском Соборе 1509 г. из всего духовенства киевской части К. е. присутствовал только киево-печерский архим. Иона. В этих условиях большое влияние на местные правосл. общины имели крупные киевские мон-ри и казаки. Источники изобилуют свидетельствами о запустении киевских святынь в XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Виленский Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкая третьеклассная (с 1845 г.) необщежительная обитель находится в самом городе Вильне, близ Острых ворот, на довольно возвышенной плоскости, которая в монастырской хронике известна под именем Троицкой горы, Во времена язычества в Литве здесь стоял дуб, на котором вешали осужденных преступников, но потом это место (в 1347 г.) было освящено мученической кровью виленских Свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Спустя два года после их мученической кончины за веру Христову, великий князь литовский Ольгерд женился на дочери тверского князя Александра Михайловича Ульяне. Двор великой княгини сделался вновь средоточием и опорой православия. Пользуясь покровительством новой великой княгини, православные христиане, которых в это время в Вильне было довольно значительное число, выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая эту местность оскверненной христианской кровью, не хотели здесь селиться. С этого времени христиане стали собираться на эту гору для молитв. При содействии великой княгини здесь была построена деревянная церковь во имя Св. Троицы, престол которой, по приданию был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали великие мученики. Когда и кем основан при этой церкви монастырь, нет положительных известий. Но в XV в. несомненно он уже существовал, и из него вышли многие замечательные пастыри церкви, как, например, киевский митрополит Макарий I (сконч. 1497 г.), возведенный в этот сан из архимандритов Виленского Свято-Троицкого монастыря, Uoha II и др. К концу XV в. деревянная церковь пришла в ветхость, разрушилась и в силу указа преемника Ягеллы Казимира (1440–1492 г.), воспрещавшего православным строить новые и возобновлять старые церкви, без особого на то королевского разрешения, стояла в развалинах до времен Сигизмунда I. Во время войны этого короля с московским князем Василием Иоанновичем князь Константин Острожский; отправляясь в поход против неприятеля, дал обет построить в Вильне две каменные церкви, если ему удастся одолеть неприятельские войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Решением 150 западных епископов, участвовавших в Соборе, монофелитская ересь была осуждена. Собор направил послание к верным христианам, разъясняя вред этого лжеучения и укрепляя в правоверии колеблющихся. Узнав о созыве Собора, разгневанный император решил уничтожить непокорного Папу и для этого срочно отправил в Рим своего посланника по имени Олимпий. Участники Собора еще не разъехались. Олимпий не решился в их присутствии собственноручно исполнить поручение Константа, а поручил совершить убийство одному из своих воинов. Воин же, войдя в храм, где в это время находился святитель Мартин, вдруг остановился как вкопанный, пораженный внезапной слепотой. Олимпий понял, что Господь не допустил случиться злодеянию, раскаялся и вскоре отправился на борьбу с сарацинами, в которой погиб. Тем временем Констант предпринял новую попытку отомстить святому Мартину. По наущению Патриарха Константинопольского Павла, с помощью посланного в Рим представителя, святого Мартина клеветнически обвинили в том, что он распространяет ересь, призывает сарацин к восстанию против императора и без должного уважения относится к Божией Матери. Напрасно святитель Мартин пытался опровергнуть эту ложь. Не слушая его оправданий, посланник императора публично обвинил святого в том, что он незаконно занял кафедру Римского епископа. Поздней ночью святитель Мартин был взят под стражу, а затем на корабле отправлен в ссылку на остров Наксия. Целый год претерпевал лишения и голод святой Мартин на острове. Жители острова приносили святителю еду, но стражники отбирали ее, объявляя всем, будто святой Мартин еретик, а тот, кто ему помогает,– враг империи. В 654 году измученный архипастырь, остававшийся непоколебимым исповедником Православной веры, был доставлен в Византию. Здесь он вновь подвергся публичным оскорблениям и поношениям от людей императора и Патриарха. После двадцатитрехдневного одиночного заключения святителя принесли на носилках в дом, где собрались сенаторы, поскольку он уже не мог ходить. Старший сенатор с гневным криком потребовал, чтобы святой Мартин встал перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время войн России с литовско-польским государством происходило передвижение границ, в связи с чем менялся и состав епархий Киевской митрополии. В 1500 г. отделилась от последней Черниговская епархия и вскоре была закрыта. С 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью московского митрополита. В состав митрополичьей кафедры входили земли образовавшия в XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Ново-грудское и Киевское, Галичину (позднее имевшую отдельного епископа) и Подолье. Стольным городом митрополитов была Вильна, но они жили преимущественно в Новогрудке (Новгородке). Кафедральным собором в Вильне был собор Пречистые Богородицы, именовавшийся обыкновенно Пречистенским, основанный Ольгердом и освященный в 1348 г. святителем Алексием, тогда епископом Владимирским. В 1511 г. собор был полностью перестроен на средства кн. К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятые Богородицы. В нем погребены Ольгерд и супруга его Иулиания, в 1513 г. – вел. кн. Елена Иоанновна. Она завещала храму чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В Вильне тогда существовало 18–20 церквей. Из них наиболее известные: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Марией, княжной Витебской, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это был первый христианский храм в столице Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Храм этот существовал до 1481 г. Святые мощи перенесены были сначала в Троицкий, в половине XVII в. в Свято-Духовский мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была в 1514 г. кн. К. И. Острожским в память победы, одержанной им над московским войском. В Вильне были монастыри: Троицкий, Георгиевский и Благовещенский. В Св.-Троицком м., в котором первую церковь воздвигла княгиня Мария, кн. К. И. Острожский в 1514 г. построил каменные храм и здания, вместо прежних деревянных. В обители сначала пребывала чудотворная икона Божией Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердом в 1363 году из занятой им Корсуни-Херсонеса. Он передал ее княгине Иулиании. Впоследствии образ был перенесен в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого пли Русского конца города. В конце XV в., когда вокруг Вильны была воздвигнута каменная стена, при остром конце ея были устроены главные ворота в виде башни, с часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именование ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское название заменено было польским «Остра Брама», икона и получила нынешнее именование. В начале XVII в. вице- канцлер вел. княжества Литовского Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. В 1829 г., когда лик иконы был прочищен и промыт, обнаружена была славянская хвалебная песнь «Честнейшую херувим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В древности была здесь, в монастыре, типография. По ВЫСОЧАЙШЕ-Конфирмованному 14 Марта 1845 года положению Святейшего Синода, монастырь сей сделан Кафедральным и Преосвященному Литовскому велено быть священно-Архимандритом оного, вместо Троицкого Виленского монастыря. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Вильне, состоит под управлением архимандрита. О времени основания его сведений нет; известно только, что в XV веке он уже существовал. Здесь соб. церковь Живоначальной Троицы. – До 1840 года монастырь сей был заштатным; а когда Униатские Епархии в Литве, присоединились паки к Греко-российской церкви: то, по Высочайшему Указу был сделан он Кафедральным Литовской Епархии, и состоял в 1 классе; но потом, по Высочайше-Конфирмованному 11 марта 1845 г. положению Святейшего Синода, перечислен в 3 класс. Между древними настоятелями этой обители известен св. Макарий, который из здешних Архимандритов хиротонисан в 1495 году в митрополита Киеву. СУРДЕЦКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный, в уездном городе Вилькомире, на берегу реки Сурдека. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь Сошествия Св. Духа. ЦЕРКВИ: НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, в губернском городе Вильне. Здесь погребены Литовские мученики, св. Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в XIV веке за веру от князя Ольгерда. Празднество этим угодникам установлено св. Алексеем Митрополитом, вскоре после страдальческой их кончины. БОГОРОДИЦКАЯ, в губернском городе Вильне; построена в XIV веке Ольгердом Кн. Литовским, по принятии им христианской веры. В этой церкви он, по кончине (1377), и погребен. Витебской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в уездном городе Полоцке; состоит под управлением Архимандрита. В нем две церкви: 1) Соб. Богоявления Господня, 2) Великомученицы Екатерины, теплая. Время основания этой обители неизвестно. МАРКОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Витебске; состоит под управлением Архимандрита. Монастырь этот существовал прежде в трех верстах от Витебска, на берегу Двины, где – был основан в XVI веке Монахом Марком; а в 1822 году, по представлению Могилевского Архиепископа Иоасафа, он переведен на нынешнее место, в прежде бывший монастырь Пиаров. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной троицы; 2) Николая Чудотворца, и 3) Казанской Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После смерти жены Альгирдас вновь впал в язычество. В 1347 г. за проповедь христианства святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий были убиты. Их тела были погребены в храме во имя свт. Николая Чудотворца. Их мощи прославились чудесами и исцелениями. В 1374 г. частица мощей святых мучеников была перенесена из Вильно в Константинополь, где Константинопольский Патриарх святой Филофей официально утвердил их почитание (точная дата этого события неизвестна). В середине XVII в. мощи мучеников были перенесены в церковь Свято-Духова монастыря и тайно помещены в пещере под алтарем. В 1826 г. они были вновь освидетельствованы и открыты для поклонения. В ходе Первой мировой войны при наступлении немцев в 1915 г. они были увезены в Москву. После Октябрьской революции мощи были перенесены в Музей атеизма. В 1946 г. они были возвращены в Виленский Свято-Духов монастырь. Дата их возвращения (перенесения) – 13 (26) июля – ежегодно отмечается в этом монастыре. 1258 Центральное управление уголовного розыска – Центророзыск было организовано в октябре 1918 г. согласно специальному Положению НКВД РСФСР об организации отделов уголовного розыска. 1260 Государственная комиссия по просвещению была образована декретом ВЦИК и СНК от 9 (22) ноября 1917 г. Декрет определял ее функции, организационные принципы и состав. На Комиссию временно, до созыва Учредительного собрания, возлагалось дело общего руководства народным просвещением. Функции ее уточнялись следующим образом: «Все функции, выполнявшиеся прежде министром народного просвещения и его товарищами, возлагаются на Комиссию по народному образованию». За время своего существования Госкомиссией были разработаны или обсуждены практически все основополагающие декреты советского правительства по народному образованию. С созданием в июне 1918 г. Коллегии Наркомпроса постепенно функции Госкомиссии стали передаваться Коллегии. На заседания Госкомиссии стали вноситься общие вопросы, она стала собираться реже и в 1919 г. прекратила свое существование (см.: Декреты Советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне радостно, что сегодня здесь вместе с нами владыка митрополит Агапит, который был келейником отца Никиты. С ним мы разделяли послушнические труды в этой обители, вместе ездили в Польшу, сопровождая отца Никиту в год 1000-летия Крещения Руси. Много добрых воспоминаний у меня связано с этим общением и этими поездками. Я очень рад приветствовать владыку Филарета, который впервые в этой святой обители, но признался мне, что давно мечтал ее посетить. И, конечно, я благодарен митрополиту Иннокентию, архипастырю этой епархии, который оказал всем нам сегодня гостеприимство. Владыка нас пригласил, благословил совершить Божественную литургию у мощей святых мучеников и помолиться за нашу святую Церковь, а также совершить молитву о тех усопших братьях, которых мы помним, любим и храним в своем сердце. Прошло 30 лет, но по крайней мере половину из сослуживших мне за Литургией пресвитеров я знаю по имени и помню по нашей молодости, хотя многие изменились внешне. Радостно, что хотя сегодня и жатвы много, и делателей много, но те делатели, которые на жатву вступили тогда, три десятилетия назад, и сегодня ревностно трудятся, заботятся о благолепии храмов и о своей пастве. В течение этих лет совершенно особым образом я чувствовал молитвенное предстательство святых Виленских мучеников. У их мощей совершался мой постриг, и у их мощей я начинал монашескую жизнь. Тогда, как и теперь, каждый день в этой святой обители начинался с братского молебна у мощей святых мучеников, и всякий день мы испрашивали их благословения на предстоящие труды. Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий обладают особой силой, и все, кто обращался к ним, знают, как быстро они откликаются на молитву. В этот день мне особенно хотелось бы поблагодарить тех, кто уже перешел в мир иной. Приснопамятного владыку архиепископа Викторина, который для меня был образом архиерея, потому что он всегда с большим благоговением совершал Божественную литургию. Он был очень глубоко укоренен в молитвенной жизни Церкви, прекрасно знал церковный устав, следил за благолепием церковного пения. И ко мне, еще школьнику, а потом молодому человеку, он отнесся с искренней отеческой любовью. Я, когда в школьные годы приезжал сюда почти на каждые каникулы — летние, зимние, весенние, осенние, — всегда иподьяконствовал владыке. Он меня брал в свои поездки по приходам.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4939319...

От собора 1549-го года не дошло до нас никакого указа и о существовании его мы знаем из сообщений о нем царя Ивана Васильевича в речи к Стоглавому собору. Не имея прямых сведений о святых, канонизованных нашим собором, мы получаем эти сведения косвенным путем. Как не один раз упоминали мы выше, есть редакция жития митр. Ионы, в которой читается рассказ о соборах 1457-го и 1549-го годов. Редакция говорит собственно об одном соборе 1547-го года, но приводит такой список святых, канонизованных этим собором, в котором находятся не только те святые, которые известны нам по указу собора 1547-го года, как канонизованные сим последним собором, но и многие другие. Со всею вероятностью должно принимать, как и принимают, что многие другие святые суть святые, канонизованные собором 1549-го года, который автором редакции жития объединяется или соединяется в одно место с собором 1547-го года, а таким образом мы и находим святых, канонизованных собором 1549-го года. Получаемый сейчас указанным путем список святых, канонизованных собором 1549-го года, есть следующий: 1 . Нифонт, архиепископ Новгородский (при чем его имя читается только в одном из двух известных списков жития и не в самом тексте, а вместе с именем епископа Новгородского Никиты приписанным на поле), 2 . Евфимий, архиепископ Новгородский, 3 . Иона, архиепископ Новгородский, 4 . Иаков, епископ Ростовский, 5 . Стефан, епископ Пермский, 6 . Всеволод-Гавриил, князь Новгородско-Псковский, 7 . Михаил Ярославич вел. князь Владимирский, удельный князь Тверской, 8 . Аврамий Смоленский, 9–11. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские или Литовские, 12 . Евфимий Суздальский, 13 . Григорий Пельшемский, 14 . Савва Вишерский, 15 . Евфросин Псковский, и 16 . Ефрем Перекомский. Относительно собора 1549-го года не имеем мы сведений, как он канонизовал святых, – всех ли к общецерковному празднованию или же, подобно собору 1547-го года, некоторых к празднованию местному. Признается более вероятным первое; но на самом деле столько же возможно и второе и вообще тут нет никакого основания склоняться с мнением в одну или другую сторону 181 . Из 16-ти канонизованных собором 1549-го года святых 12-т суть святые, которым уже прежде существовало местное празднование и 4 суть святые новые или канонизованные собором впервые. Эти последние святые суть: архиепископы Новгородские – Нифонт, скончавшийся 8-го Апреля 1156-го года, и Иона, скончавшийся 5-го Ноябри 1470-го года, Григорий Пельшемский, основатель Богородицкого Лопотова монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 7-ми верстах от города Кадникова, скончавшийся 30-го Сентября 1441-го года, и Евфросин Псковский, основатель Спасо-Елизарова монастыря, который находится в 25-ти верстах от Пскова, скончавшийся 15-го Мая 1481-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

История православия в Литве разнообразна и уходит в глубь веков. Православные захоронения относятся по меньшей мере k XIII-oмy веку, однако, скорее всего православие вместе с русскоязычным населением появилось в регионе еще раньше. Основным центром православия всего региона всегда был Вильнюс (Вильна), чье влияние охватывало и большую часть белорусских земель, тогда как на большей части территории современной этнической Литвы православие распространялось слабо и эпизодически. B XV beke Вильна была " русским " (ruthenica) и православным городом – на семь католических церквей (частично спонсируемых государством, т.к. католичество уже стало государственной религией) приходилось 14 церквей и 8 часовен православного исповедания. Православие в Литву проникало по двум направлениям. Первое – государственно-аристократическое (благодаря династическим бракам с русскими княжескими родами, вследствие чего большая часть литовских князей XIV beka были крещены в православии), Второе – торговые и мастеровые люди, приехавшие из русских земель. Православие на литовских землях всегда было религией меньшинства, и часто притеснялось господствующими вероисповеданиями. В докатолический период межрелигиозные отношения большей частью были ровными. Правда, в 1347 году по настоянию язычников были казнены трое православных христиан – Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Это событие оставалось самым " жарким " столкновением с язычеством. Вскоре после этой казни на ее месте была построена церковь, где долгое время хранились мощи мучеников. В 1316 (или 1317) по просьбе великого князя Витяниса Константинопольским патриархом была учреждена Литовская православная митрополия. Само существование отдельной митрополии было тесно переплетено с высокой политикой, в которой было три стороны – литовские и московские князья и патриархи Константинополя. Первые пытались отделить своих православных подданных от московского духовного центра, вторые стремились свое влияние удержать. Окончательное утверждение отдельной Литовской (нареченной Киевской) митрополии произошло только в 1458 году.

http://religare.ru/2_36867.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010