Имел место и определенный раскол внутри самого православного общества, связанный с борьбой двух претендентов на митрополичью кафедру – Иосифа (Тукальского), утвержденного в сане Константинопольским Патриархом, и Перемышльского епископа Антония (Винницкого ), избранного епископами, но не признанного Войском Запорожским как участником Среди шляхты первоначально были люди, готовые поддерживать Иосифа (Тукальского). Когда митрополит в 1664 г. оказался в тюрьме в Мальборке, киевская шляхта протестовала против его ареста «sine judicio» и требовала проведения суда, который установил бы его виновность или Положение, однако, изменилось, когда после своего освобождения из тюрьмы Иосиф (Тукальский) стал тесно сотрудничать с враждебным по отношению к Речи Посполитой правобережным гетманом Петром Дорошенко. В этих условиях на конфликт в среде православной иерархии наложился конфликт между правобережным казачеством и шляхтой. Это ясно показывают постановления шляхетских сеймиков рубежа 60–70-х гг. XVII в. В постановлениях и ходатайствах этого времени Иосиф (Тукальский) не упоминался. Своим законным митрополитом и шляхта Киевской земли, и шляхта Волыни признавали Антония Винницкого. Шляхта, в частности, добивалась передачи митрополиту знаков достоинства его предшественников, оказавшихся в «nienalenych В инструкции шляхты Брацлавского воеводства на сейм 1672 г. также выражалось пожелание, чтобы православные в Речи Посполитой подчинялись Киевскому мирополиту Антонию В конфликте между Антонием Винницким и претендентом на Львовскую кафедру Иосифом Шумлянским, который первоначально был связан с Тукальским, шляхта также поддерживала митрополита. Так, волынская шляхта в инструкции послам на сейм 1669 г. добивалась передачи в его управление Львовской епархии, пока он не получит возможности занять митрополичий стол, отмены судебных решений, инициированных Шумлянским, и наоборот, требовала, чтобы на сейме были рассмотрены обвинения Шумлянского в наездах и Разбора таких обвинений на сейме требовала и киевская шляхта в инструкции послам на сейм 1672 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

При этом В. Г. Ченцова, как кажется, не придала значения важным наблюдениям священника М. Желтова и продолжила в своей статье снова смешивать два разных по значению титула экзархов, представляя их тождественными между собой (с. 99–103, 146–149). Исследовательница при этом развивает мысль о том, что учреждение Каменец-Подольской митрополии и назначение ее митрополита Панкратия патриаршим «экзархом всея Малой России» привело Фанар к отказу от назначения таким «экзархом» Киевского митрополита . При этом она считает, что упомянутый Панкратий становился якобы не только Каменец-Подольским митрополитом, но и Галицким: на это указывает текст на печати данного архиерея и на его подписи в одном из антиминсов (с. 101) . Однако в титулах на таких архиерейских подписях нередко допускалась и самодеятельность. Приведем ближайший пример с подписью «митрополита» Антония Винницкого, который считал возможным представляться и подписываться в 1667 г. как «Антоний Винницкий, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевъский, Галицъкий и все России, эксарха святого апостольского Константинопольского трону» . Подписи Каменец-Подольского предстоятеля Панкратия как «Галицкого» митрополита, по-видимому, должны указывать на его притязания осуществлять здесь какую-то деятельность, поскольку сама Галиция лежала всё-таки на территории Польши за пределами его собственной епархии (ограниченной пределами османского эялета). При осуществлении каких-то действий в Галиции он таким путем пытался подчеркнуть свое право на это, хотя на самом деле последнее ему должен был доставлять титул «экзарха всея Малой России». Ставленая грамота, выданная Панкратию в 1681 г., не позволяет говорить о том, что данный архиерей действительно назначался митрополитом для Галиции. Тем не менее В. Г. Ченцова здесь пытается привести аргумент даже в пользу восстановления Галицкой митрополии(!). По ее словам, назначение митрополита Панкратия «позволяло заполнить вакантную Галицкую кафедру, существовавшую на территории Руси еще в древности» (с. 101). Однако вряд ли подписи митрополита Панкратия могут это подтвердить, учитывая, что они явно представляют собой результат личной самодеятельности данного архиерея. Галицкая митрополия, существовавшая в XIV в., позднее стала неотъемлемой частью Киево-Галицкой митрополии и в XVII в. не выделялась из ее состава . В этой связи митрополит Панкратий мог быть «Галицким» только в очень условном смысле (на самом деле, он всё-таки был «митрополитом Каменец-Подольским», а не «Галицким»!). При этом в 1685 г. митрополитом «Киевским, Галицким и Малой России» назначили Гедеона (Святополк-Четвертинского), власть которого, разумеется, вполне законно распространилась и на Галицию, которую на епархиальном уровне тогда возглавлял Львовский епископ Иосиф (Шумлянский).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Монастырский; † 17.01.1697, Киев), игум. киевского Кирилловского мон-ря. И. род. в Перемышльском крае, происходил из евр. семьи, к-рая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об И. до кон. 70-х гг. XVII в. скудны. Нек-рое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия Православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского мон-ря в Люблине (после 1650, когда из мон-ря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (вероятно, возглавлял архимандритию с центром в мест. Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 был основан правосл. мон-рь; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 524). В период игуменства в Люблине И., видимо, имел тесные контакты с Киевским митр. Антонием (Винницким) , жившим тогда в Перемышле, и с Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) . 10 дек. 1678 г. И. привез киевскому воеводе кн. М. А. Голицыну письма от этих иерархов к царю Феодору Алексеевичу и к левобережному гетману И. Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния 1596 г. ) в Речи Посполитой. В Киеве И. получил рекомендательные письма кн. Голицына и гетмана Самойловича и с ними направился к царю. В кон. дек. 1678 г. И. прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царем. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. И. привез в Москву ряд документов, в частности, правосл. исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униат. Киевского митр. Киприана Жоховского от 22 авг. 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив И., царь 18 янв. 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплете безденежно» для еп. Гедеона и сопроводительную грамоту. И. было поручено сообщить о желании России защищать права правосл. населения Речи Посполитой. Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468735.html

  Продолжение следует. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Ч. I—VIII. СПб., 1894—1902. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к А. Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1—2об. Письмо иеромонаха Феофана к иеромонаху Антонину (Капустину) в Афины от 20 июня 1851 г.//АРДМ. Ф. 4. Оп. 4. Л. 1—2об. [iv] Прошение бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии соборного иеромонаха Феофана об исходатайствовании ему у Св. Синода разрешения на увольнение с миссионером архимандритом Порфирием в Иерусалим//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 1, 1об. [v] Записка архимандрита Порфирия к директору Канцелярии обер-прокурора Св. Синода К. С. Сербиновичу от 6 июня 1847 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед.хр. 28809-б. Л. 45. [vi] См. Письмо епископа Винницкого Евсевия (Орлинского) к профессору Московской духовной академии А. В. Горскому//НИОР РГБ. Ф. 78. К. 25. Ед. хр. 46. Л. 19об. [vii] Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 6 августа 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 65об., 65. [viii] Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 2—2об.; Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 24 [ix] Определение Святейшего Правительсвующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) вместе с двумя студентами Санкт-Петербургской Духовной семинарии сопутствовать архимандриту Порфирию (Успенскому) от 20 августа 1847 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 28—28об.; Копия всеподданнейшего доклада К. В. Несельроде с сообщением об инструкции и штатном содержании Миссии и о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) и двух студентов спутниками к архимандриту Порфирию (Успенскому) (доклад высочайше утвержден 28 августа 1847 г.)//Там же. 35—38; Письмо к К. В. Несельроде из канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода от 21 августа 1847 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 40—40об.; Черновик письма графа К. В. Нессельроде об отправлении Духовной миссии в Иерусалим от 28 августа 1847 г.//Там же Л. 42—45.

http://bogoslov.ru/article/5552309

Староста сахновский, бывший в Москве, брался уговорить войско перейти на царскую сторону». 12 августа выехал король из Варшавы к войску: кроме придворных урядников, из сенаторов никто с ним не поехал, разъехались все по маетностям. В Варшаве остался подскарбий коронный Морштейн – враг государству Российскому. «Караула у меня на дворе нет, – писал Тяпкин, – а воровство и убийство беспрестанные: боюсь, чтобы не обокрали или не разбили; живу без дела, испроелся и одолжал». Но московского резидента ждали еще большие неприятности, когда в Варшаве узнали об успехах турок в Украйне, о переходе Ромодановского и Самойловича назад, на восточную сторону Днепра. «Сильно на нас злобятся вертоглавы бесовские, которые французскою завистию заражены и лакомством задавлены», – писал Тяпкин. Когда он послал подьячего к Морштейну с вопросом, нет ли каких вестей из Украйны, то подскарбий велел отвечать ему: «Вестей у нас никаких нет, только Москва ваша утекла за Днепр позорно, никем не гонимая, турецких войск не видавши, пушки все погубила и больше 10000 войска потопила, хорошо бы, если бы и вся пропала!» «Живя в Варшаве, – продолжал жаловаться Тяпкин, – я всякие ведомости покупаю дорогою ценою; которые были со мною в дружбе, и те уже начинают отказывать, хотят награждения. говорят не стыдясь, что они ведомости сами покупают дорогою ценою, рискуют и здоровьем, навлекая подозрение. Аврам Сокольский, староста сахновский, очень доброхотен, веры благочестивой, во всем с радостию царскому величеству служить хочет: рад бы, говорит, поехать и к границам для проведования, да нечем подняться! просит жалованья; а сахновский этот очень способен и достоверен. А что к митрополиту винницкому Антонию послано чрез того же Аврама большое жалованье, то от него не слыхать никакого доброхотства, не пишет ко мне ничего». На объявление старого требования о соединении войск Матвеев отвечал Венславскому, что турки побили царские войска в Ладыжине и войска коронные и литовские с тылу на неприятеля не пошли, чем возбуждено сомнение в царском величестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

О ходе переговоров Карбовского Кантакузин обещал давать знать Тяпкину через епископа Антония Винницкого. Кантакузин прибавил, что начало мирных переговоров у поляков с турками уже положено посредством хана крымского. Тяпкин при первом случае объявил литовским панам, что до него дошли слухи о тайных мирных переговорах с турками и что это противно Андрусовским и Московским договорам. Паны стали сначала домогаться, от кого резидент мог об этом проведать, и, когда Тяпкин отвечал решительно, что не скажет, начали говорить, что у них мира с турками еще никакого нет, отправлены только посланники в Седмиградскую землю и в Молдавию, чтобы как-нибудь задержать турок от нападения на Польшу, а между тем заключить окончательный договор о соединении с царскими войсками. «Удивляться этому нечего, что посланники и гонцы у нас бегают, – говорили паны, – утопающий и за бритву рад ухватиться; так и мы хотя много обещаний от царского величества слышим, но на деле до сих пор не можем ничего видеть, и от этого республика великий вред терпит». «Если царское величество, – говорил гетман Пац, – из подозрительности не хочет соединить своих войск с нашими, то король готов хотя заклад дать какой угодно, и не только заклад, готов сына своего отправить в Москву в заложники, лишь бы только царское величество велел соединить войска безо всякого подозрения и опасения. Если же турецкий султан покажет склонность к миру, то королевское величество и республика тебе тотчас об этом объявят». «А на каких бы условиях согласились вы заключить мир с султаном?» – спросил Тяпкин. «На условии возвращения Каменца и всех завоеваний», – отвечал канцлер Пац. «Но если султан не согласится на это условие?» – спросил опять Тяпкин. «Тогда делать нечего, – отвечал канцлер, – поневоле уступим все, чтоб республике не погибнуть». 16 марта прибежал гонец от польского резидента в Седмиградской земле, привез условия визиря, присланные к седмиградскому князю; условия были: Польша должна уступить Турции на вечные времена Каменец, Подолию, Волынь, Украйну всю по обе стороны Днепра; поляки не должны вступаться, когда турки будут отбирать украинские города, занятые русскими; султан отказывается от дани, обещанной королем Михаилом: пусть поляки как можно скорее высылают комиссаров для заключения мира, пока султан и визирь не вошли с войсками в польские пределы, а если войдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с вынесением украинским судом обвинительного приговора в отношении митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана 9 августа 2023 г. 17:47 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана , приговоренного украинским судом к лишению свободы на пять лет с конфискацией имущества.   Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску , Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи. В своем обращении Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что 7 августа Винницким городским судом вынесен приговор в отношении правящего архиерея Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви — митрополита Ионафана (Елецких). Как отметил Святейший Владыка, «этому беззаконному решению предшествовали многочисленные попытки оказать давление на владыку Ионафана, который несмотря ни на что оставался верен своей Церкви и собратьям по вере Христовой». По словам Его Святейшества, пожилой и тяжело больной архиерей, широко известный в православном мире церковный композитор, «приговорен к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по абсурдным обвинениям, включающим " действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти " , а также " посягательство на территориальную целостность Украины " ».

http://patriarchia.ru/db/text/6048740.ht...

По смерти м. Иосифа Тукальского, когда обе стороны Малороссии упрочились за Самойловичем, и когда, видимо, настало более или менее удобное время для подчинения Киевской митрополии московскому патриарху, старый номинальный митрополит Антоний Винницкий через своего секретаря в г. Львове начал тайком просить совета у русского варшавского резидента Тяпкина, как бы получить от великого государя Киевскую митрополию, потому что Тукальский умер, а он Антоний имеет на нее привилегию от двух королей. «Получит, если заслужил», ответил Тяпкин. В своем письме Антонию резидент подробнее выразил свое удивление, что епископ только теперь припомнил милость великого государя, за которую не известно заплатил ли хотя одной молитвой или одной бескровной жертвой и слишком поздно заявляет желание служить московскому царю 1079 . Антоний после такого ответа едва ли еще осмеливался просить о митрополии. Его сосед львовский владыка Иосиф Шумлянский 1080 также не прочь был занять митрополичью кафедру и добился большего, чем перемышлский владыка. Он еще в 1673 г. получил в администрацию Киевскую митрополию при Львовской епископии, а в 1677 г. – некоторые митрополичьи имения. Шумлянский, будучи сторонником польского короля, действовал всецело в интересах Польши. Он и кандидат на перемышльскую кафедру Иннокентий Винницкий вошли даже в тайные сношения с польским правительством, изъявив готовность принять унию. Материальные интересы в проекте соединения стояли на первом плане. Шумлянский требовал, чтобы средства Львовской епископии и Киевской митрополии были соединены и, конечно, отданы ему. В 1680 г. состоялся Люблинский сейм по вопросу о соединении православия с унией. На собор явился Шумлянский, хотя на этот раз ничего не вышло. Но искатель митрополичьей чести и богатства не остановился перед неудачей. Он и Винницкий, жаждавший перемышльской кафедры, в 1681 г. поспешили в Варшаву. Оба искателя тут же перед папскими нунциями приняли унию. Новые сановитые прозелиты настойчиво предлагали созвать новый съезд и составили план соединения. Все это оказалось преждевременным. Шумлянский и Винницкий сами должны были скрывать свое униатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Винницкая область (монастыри) Материал из Азбука паломники Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь [ править править код ] Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь Лядовский монастырь — один из древнейших в Украине. Он основан в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В начале XVIII века, в обедневшей обители, в течение нескольких десятилетий находились греко-католики. После вхождения Подолья в состав Российской империи Лядовский монастырь вновь вернулся в Православие. С 45-х годов XIX в. Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Предметом особого поклонения верующих были каменный крест и источник целебной воды на территории обители. Также здесь находилась старинная, чтимая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у самого монастыря. Монастырь было приказано взорвать. Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В обители находится список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и утешение», подаренный настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В монастыре есть гостиница для размещения паломников. Дата основания: 1013. Адрес: 24025, с. Лядова, Могилев-Подольский район, Винницкая обл., Украина. Телефон: (067) 430 78 69 Свято-Троицкий Немировский женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Немировский женский монастырь Прежде обитель именовалась Свято-Николаевской. Есть мнение, что поначалу она располагалась в с.Монастырское или в урочище «Монастырек» с. Селевинцы. В самом Немирове обитель упоминается со 2-й пол. XVIII в. В 1780-х гг. монастырь стал женским. В 1797 г. граф Винцентий Потоцкий наделил его угодьями. Обитель содержала училище для сирот из семей церковнослужителей. В 1929 г. монастырь закрыли. Позже он вновь открылся, но в 1950-х гг. был повторно упразднен. 7 марта 1996 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители с названием Свято-Троицкой – по имени единственного уцелевшего храма. 9 февраля 2006 г. Свящ. Синод УПЦ утвердил в монастыре ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. В одном из помещений обители открыт музей ее истории.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 2.02.1863, с. Погорелое Игуменского у. Минской губ.- 19.09.1909, Москва), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии. Род. в бедной семье сельского псаломщика. Родственник (брат?) правосл. деятеля Ф. М. Верниковского . Окончил Минское ДУ, в 1880 г. поступил в Минскую ДС. Когда он учился в 3-м классе семинарии, скончался отец. Со смертью кормильца семья Верниковских лишилась средств к существованию. Константин намеревался оставить учебу и хлопотать о поступлении на службу для обеспечения семьи, но на средства благотворителей смог продолжить обучение. Климент (Верниковский), еп. Винницкий. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Климент (Верниковский), еп. Винницкий. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1886 г. окончил семинарский курс и, как лучший из выпуска, был послан на казенный счет в СПбДА. Под влиянием инспектора академии иером. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит Киевский), Верниковский решил стать монахом. 16 сент. 1889 г. ректором еп. Антонием (Вадковским) был пострижен в монашество с именем Климент, 26 сент. рукоположен во диакона, 4 марта 1890 г.- во иерея. С 1889 г. К. участвовал в деятельности организованного иером. Антонием (Храповицким) академического кружка «студентов-проповедников», проводивших внебогослужебные религиозно-нравственные чтения в школах, тюрьмах, ночлежных домах. Так, вместе с однокурсниками иеромонахами Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Германом (Ивановым; впосл. епископ Люблинский) К. беседовал с осужденными в «литовской» жен. тюрьме (на углу Офицерской ул. и Крюкова канала). Первая же беседа в тюрьме произвела на К. настолько сильное впечатление, что он, по воспоминаниям, ни о чем другом не хотел говорить, долго не мог успокоиться и только повторял: «Плачут, целуют руки». В 1890 г. К. окончил СПбДА, получив ученую степень кандидата богословия за соч. «О монашестве в Русской Церкви», и был назначен инспектором Холмской ДС, а в 1891 г.- ее ректором с возведением в сан архимандрита. По инициативе К. в семинарии были устроены домовый храм и б-ка. 16 июля 1892 г. К. был назначен ректором Минской ДС. Привлек щедрые пожертвования на переустройство и отделку семинарского храма. Заботами К. в Минской ДС было упорядочено внеклассное чтение, расширена ученическая б-ка и найдены средства для ежегодного пополнения ее книгами по всем отраслям духовного образования. Для преподавателей семинарии была приобретена в постоянное пользование дача с участком. Совместно с московским композитором и регентом В. П. Войденовым К. усовершенствовал семинарский хор, организовал «на широких началах» обучение воспитанников музыке. В результате появился большой оркестр - значительный по количеству и составу инструментов, нередко исполнявший и сложные композиции, в т. ч. оратории Й. Гайдна, «Requiem» В. А. Моцарта и др.

http://pravenc.ru/text/1841351.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010