Дымский аскет Антониево-Дымский мужской монастырь Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига. Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Видя умножения братий в своей пустыне, преподобный соорудил для них малую деревянную церковь во имя Преображения Господня на память того небесного света, который осенил это место, и несколько келий. При освящении сей церкви в 6-й день августа месяца 1192 года, в великий праздник Преображения Господня, св. Григорий архиепископ Новгородский рукоположил его в сан священства и назначил игуменом основанной им обители Хутынской. И преп. Варлаам, в течении своего многолетнего игуменства или настоятельства так прославился своею подвижническою жизнью, что, вместе с преп. Антонием Римлянином, удостоился названия отца иноков и насадителя иночества в пределах Новгородских, как Антоний и Феодосий Печерские на юго-западе и великий Серий Радонежский на северо-востоке России. Пример строгой подвижнической жизни Варлаама, как настоятеля и учителя, весьма благотворно действовал на учеников его, а потому и они, по смерти его, разошедшись по разным пустыням области Новгородской, основали свои обители, продлив еще на многие годы назидательный пример своего блаженного учителя. Так, преемник игуменства Варлаамова в Хутынь монастыре препод. Антоний Дымский воздвиг в последствии Дымский монастырь, что в 15-ти верстах от города Тихвина при озере Дымском. Другой ученик Варлаама преп. Ксенофонт, основал Троицкую пустынь в 18 верстах от Новгорода на речке Робейке, а третий – Константин, с сотрудником своим Косьмою, основал монастырь Косинский близ Старой Руссы, на острове, омываемом двумя речками – Полистью и Снежною. Пленившийся благолепием церквей и обрядов Греко-российского Богослужения в Новгороде Воряг, богатый купец, а потом величайший подвижник устюжский и чудотворец св. Прокопий, Христа ради юродивый, был также из числа учеников великого угодника Божия Варлаама, который крестил его в Хутынской обители и был ему ревностным наставником. Памятниками необычайных подвигов преп. Варлаама доселе служат железные вериги, надеваемые на себя многими притекающими к раке мощей его, тяжелая власяница и письменный устав обители, из которого, к сожалению, сохранилось только известие о том, как надлежало избирать настоятеля в Хутынской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

15. АнтониевДымский , мужской, заштатный, Новгородской губ., Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который, в 1243 г. сделан игуменом Хутынского мон. Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 году грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по-прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. В “Ист. Рос. Иерар.” и у Ратшина Антониев-Дымский мон., кроме настоящего описания, упоминается также под именем „Вырдомская Антония Дымского пустынь”. “Ист. статист. опис. Дымского м-ря с изложением подвижнич. жития начальника оного преп. Антония”, составлено иеромон. Иоанном, С.-Пб., 1861 г.; 1874 г., изд. 5-ое; 1888 года, изд. 8-ое; “Тихвинские монастыри”, изд. 1854 г., 101–110; “Ист. Росс. Иер.”, III, 630; IV, 71; Ратшин, 387, 403; “Словарь ист. о свят. в России”, 34; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Внутр. Д., 1841 г., отд. I, 47; “Крат. ист. опис. свят. Новгор.”, 67; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, отд. II, 61; “Акты истор.”, V, 214; “Опис. монаст.”, 1817 г., 40; “Остр. Валаам и тамош. мон.”, 30; “Олонец. губ. вед.”, 1850 г., 42 (Список с писцовых книг о вочтин. Антонова мон., в Никольском Оштинском погосте); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г, 84 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.: сказано, что основ. в XII ст., без доказательств); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в м-рь ко Антонию что на дымях 5 руб.); “Пут., по св. мест. Русск.”, II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 32; Толстой “Книга глагол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Полностью уничтоженным оказалось монастырское кладбище, на котором были похоронены многие иноки и настоятели монастыря, а также многие известные люди, такие, как князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, принц Иоанн Антонович Ульрих, русский историк Я. И. Бередников, А. П. Римский-Корсаков, исследователь тихвинской старины И. П. Мордвинов. В 60-е годы началась реставрация монастыря, в ходе которой восстановлены многие здания. С1968 г в некоторых из них находится музей. Летом 1995 г. по благословению ныне покойного владыки Иоанна возобновил свою деятельность Тихвинский Богородицкий монастырь. Возглавил его наместник иеромонах Александр (Гордеев). Возродилась традиция главного монастырского праздника – в честь Тихвинской иконы Богоматери. Особенно большое стечение гостей и паломников на монастырском празднике отмечалось в 1998 г, когда Божественную литургию в Успенском соборе служил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. В сентябре 1999 г. монастырю вновь был присвоен почетный статус первоклассного, а настоятелем обители утвержден иеромонах Евфимий (Шашорин). Колесникова О. Дымский монастырь// 42 С. 302–303. Примерно в 20 км от Тихвина находится Антониев Дымский монастырь. Издревле у богомольцев, идущих на поклонение к чудотворной Тихвинской иконе, существовал обычай прежде заходить в Антониев монастырь. Существовала поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Мать не принимает». См. Житие преподобного Антония Дымского – Сост. Березина Л. Д. Возвращение святыни// 68 С. 60–61, 91. В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются! Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств. 12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сквозь лет завесу Преподобный Антоний Дымский Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша». Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник. Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Нельзя с уверенностью утверждать, что заложенная в 1185 г. церковь в честь свв. апп. Петра и Павла уже тогда была монастырской. В летописи сведений об этом нет. Приводимая автором дата не может быть верной, так как о поставлении (стало быть, деревянной) церкви в честь Рождества Христова летопись прямо сообщает под 1226 г. (Новгородская первая летопись. С. 65). Сведений о наличии при ней уже тогда монастыря нет. Различая Спасский Завеличский и Спасо-Мирожский монастыри во Пскове, высокопреосв. Макарий разделяет мнение еп. Амвросия, судя по всему ошибочное. Речь идет об одной и той же обители, основанной либо одновременно с каменной церковью св. Спаса в Мирожах в Завеличье (при епископе Новгородском Нифонте, т. е. до 1156 г.), либо несколько позже, но заведомо до 1188 г. (Новгородская первая летопись. С. 39). Нет надежных сведений о существовании в домонгольское время монастыря при храме св. Георгия в Ладоге. Прп. Антоний Дымский, основавший Антониев Дымский монастырь, не был учеником прп. Варлаама Хутынского. В данном случае владыка Макарий, следуя за составителем позднего жития прп. Антония Дымского, неверно отождествляет прп. Антония Дымского со свт. Антонием Новгородским (в миру Добрыней Ядрейковичем), действительно бывшим учеником прп. Варлаама Хутынского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 144, 349; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 758–759). Нет никаких данных о существовании Антониева под Тихвином монастыря в домонгольское время. См. коммент. См. коммент. Эти установления, как видно из необходимости санкции великого князя, относятся уже ко времени после присоединения Новгорода к Московскому государству, т. е. к кон. XV или нач. XVI в. Такой вывод подтверждается и датировкой документа, приводимой у Герберштейна,— 7034, т. е. 1525/1526 сентябрьский год (Герберштейн С. Записки о Московии/Пер. с лат. и нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич. М., 1988. С. 89). Вероятно, речь идет о документе, связанном с поставлением нового настоятеля после кончины в 1524 г. игумена Никифора. Надо полагать, Герберштейн принял имя Варлаама в названии монастыря за имя игумена, при котором была издана грамота.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

П. собр. р. лет. 3. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 310 П. собр. р. лет. 3. 12, 19; 4. 10 Ист. росс. иерарх. 4. 123; 5. 69 Об одном из этих Спасских монастырей упоминается в летописи (3. 19 П. собр. р. лет. 3. 20, 24, 25; 4. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 136 Там же. 4. 71 Преподобный Антоний Дымский сделался игуменом Хутыня монастыря еще в 1193 г.; следовательно, мог основать свой Дымский монастырь в начале или, по крайней мере, в первое четыредесятилетие XIII в. О преподобном Герасиме рукоп. библ. СПб. Д. Акад. 270. Т. 2. Ст. 12 Карамз. 3. Прим. 186 Савваитов. Опис. устюжск. монаст. С. 34–40. СПб., 1848 Пергам. рукоп. Москов. Синод. библ. 320 . На обороте последнего листа рукописи находятся следующие приписки: «В лето 6678 постави Илия архиепископ и брат его Гаврил монастыр святыя Богородица Благовещение, а в лето 87 камену церковь постависта». Потом записаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и заключено так: «Господи, молитвами рожьшия Тя и преподобною отцю нашею Иоанна и Григория и архангела Твоего Гаврила схрани, присещая, дом сий до сконьцания веку и нам даруй спасение обрести. Аминь». Эти приписки писаны рукою не тою, какою писана вся рукопись, но также очень древнею и дают основание заключать, что рукопись принадлежала некогда новгородскому Богородичному монастырю, хотя, быть может, первоначально и не для него была списана (снес.: этой «Истор.» Т. 1. Прим. 104 ). Herberstein. Rerum Moscovit. Comment. P. 20. Ed. Startschevsky П. собр. р. лет. 3. 42, 47 Комментарии «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160).

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

В настоящее время в этой обители здания имеются следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная каменная во имя Введения во храм Божьей Матери с двумя приделами: а) Св. Николая и б) Преподобного Кирилла Белоезерского; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери с приделом Св. Иоанна, Архиепископа Новгородского; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 4) ОГРАДА каменная; 5) Настоятельницкие и 6) монахинские КЕЛЬИ деревянные; 7) вне монастыря часовня каменная. Из настоятельниц известны: 1) ЕВДОКИЯ. Упоминается в 7196 (1688) году, в Июле; 2) НИМФОДОРА, переведена из Сыркока монастыря; в 1760 году уволена на покой; 3) ЕЛПИДИФОРА, в 1761 году, Марта 12 уволена также на покой; 4) НАТАЛЬЯ, из Десятина монастыря, она была и в 1764 году; 5) ТАИСИЯ из фамилии дворян Чертовых, она в Игумений произведена в 1805 году, Августа 19, из Казначеей этой обители. Настоятельствует и ныне. Тихвин Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Тихвинская Борисовская пустынь См. Борисовская Тихвинская. Тихвинская Пошехонская пустынь В 1764 году упразднённая мужская, находилась в Ярославской Епархии в Пошехонском уезде; крестьян было за нею только 12 душ. Тихвинский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий, находился в Тамбовской Епархии в городе Добром и принадлежал к Синодальной области; при Штатах же 1764 года обращён в приходскую церковь . Тихвинский Киренский монастырь См. Киренский Тихвинский. Тихвинский Царевосанчурский монастырь См. Царевосанчурский Тихвинский. Тихвинский Цивильский монастырь См. Цивильский Тихвинский. Тихонова Воскресенская пустынь Мужская, бывшая приписной к Воскресенскому Ставропигиальному монастырю, упразднённая в 1764 году, находилась в Орловской Губернии, подле уездного города Карачева за рекой Снежетью. Построена Преп. Тихоном, но когда, не известно. От неё осталась каменная Церковь в два этажа: в верхнем – престол во имя Обновления храма Воскресения Христова, а в нижнем – во имя Одигитрии Смоленской Пресвятой Богородицы, построена коштом Государыни Царевны Татианы Михайловны. Здесь бывает годовая ярмарка Июня 16 дня, на которую купцы из разных городов привозят шёлковые и прочие товары. Тихонова Крестогорская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Считалось, что родившийся в день Антона Перезимника будет трудолюбивым, добрым и красивым, активным, «как колобок». Поэтому родившимся в этот день пекли обрядовое печенье в виде колобка. Антоний Дымский Преподобный (1157–1224). Родился в Новгороде и с юности полюбил уединение и молитву. Повинуясь влечению сердца, он решил оставить мир и принял монашеский постриг от прп. Варлаама Хутынского в основанном им монастыре, близ Новгорода. Спустя некоторое время св. Антоний был послан по монастырским делам в Константинополь. Тогда же он посетил и Святую Землю, оказавшись одним из первых русских паломников у святынь Иерусалима. Через 5 лет прп. Антоний вернулся в родную Хутынскую обитель и принял управление ею по благословению умирающего св. Варлаама. Прп. Антоний достойно продолжил дело основателя, но впоследствии, избегая людской славы, тайно ушел к г. Тихвину и поселился в пещере на берегу Дымского оз., на высоком холме, окруженном глухими лесами. К нему начала собираться братия, и спустя некоторое время по разрешению новгородского кн. Александра Невского здесь был создан монастырь. Получив при постриге имя основателя монашества прп. Антония Великого , Антоний Дымский стремился устроить иноческую жизнь по заветам своего небесного покровителя и ему же посвятил храм в новой обители. Память прп. Антонию совершается 17/30 янв. и 24 июня/7 июля. Антоний Печерский Основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (983– 7.05.1073). Память прп. Антонию отмечается 10/23 июля и 28 сент./11 окт. «Многие монастыри богатством царей и бояр устрояются, но не таковы они, как те, которые поставляются молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и прп. Антоний, слезами орошая, насадил и взрастил несравненный монастырь Печерский», который стал духовным центром Киевской Руси, школой монашества, образцом для устроения других обителей. Сам прп. Антоний ничего и не предпринимал для этого. Пребывая почти постоянно в пещере, он безмолвствовал и молился. Но сила молитвы его была такова, что освящала все вокруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010