Святыня 5 станция Виа Долороса. Место, где Симон перенял Крест у Иисуса Христа Многие паломники, приехавшие в Иерусалим , в обязательном порядке стремятся пройти тот же самый путь, по которому шел Иисус Христос к месту своей казни. Достопримечательность называется Виа Долороса (Via Dolorosa) (с лат. «Путь скорби») или «Крестный путь». Представляет собой узкую извилистую улочку исторической части Иерусалима, ведущую от Монастыря Бичевания к Храму Гроба Господня . Здесь находятся девять из четырнадцати остановок, которые Христос совершил во время Крестного пути. Остальные пять расположены на территории Храма Гроба Господня. Все остановки связаны с определенными моментами события. Им посвящены храмы, часовни и мемориалы, встречающиеся на протяжении всего Крестного Пути . Каким образом он происходил, установили в XVI веке францисканские монахи, вот только названия улиц на тот момент уже не совпадали с теми, что были в библейские времена. Третья остановка, где произошло первое падение Иисуса Христа , находится возле Антониевой башни , во дворе которой Пилат приговорил его к смерти. По утверждению историков, крест, который он нес, весил более 150 килограммов (!), поэтому нет ничего удивительного в том, что он упал под его тяжестью. Особенно, если учесть, что перед этим, его избивали и морили голодом в темнице . Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий, мужчина просто пришел в Иерусалим на Пасху. При этом, по мнению немецкого библеиста и теолога Иоганна Бенгеля, он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу. Место, где это произошло, отмечено часовней Армянского патриархата. Внутри нее имеется красивый барельеф с изображением падающего Христа. Рядом с обителью, справа на стене, виднеется камень с углублением, которое принято считать следом от руки Господа. Изнемогая от усталости, Он оперся об него, когда избавлялся от креста. добавлено 18 июн 2015 21:43 Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/393/

апостолов Петра и Павла. В записях монастырских значится до 40 чудес, совершившихся по предстательству пред Богом преподобного Антония Римлянина, сущность коих состоит в том, что расслабленным возвращались силы их и слепым – зрение, покрытые жестокими язвами, повидимому неисцельными, совершенно освобождались от сих тяжких недугов, как бы никогда не болевшие, беснуемые внезапно избавлялись от злых духов или бесов. И все это совершалось не только тогда, когда страждущие различными недугами приводимы или приносимы были к священной раке преподобного, но и когда мысленно издали призывали имя его. Св. мощи преп. Антония Римлянина почивают открыто – в богатой серебряной раке, стоящей в арке стены, отделяющей придельный во имя преподобного храм, от соборного Богородице-Рождественского храма в Антониевском монастыре. Антониев же или Антониевский 2-го класса мужской монастырь находится близ Новгорода, в 3-х верстах от кремля, на правом берегу реки Волхова. Он основан в начале 12 века почивающим в нем преп. Антонием Римлянином. В монастыре две церкви: 1) Соборная – Богородице-Рождественская с приделами: св. Антония Римлянина, св. Иоанна Богослова, Грузинской иконы Богоматери, что позади Богословского и Афонских преподобных Петра и Онурия, что вверху башни, возвышающейся у угла церкви с северо-западной стороны её; 2) Сретенская, двухэтажная, трапезная, церковь , окруженная братскими кельями. Обе церкви воздвигнуты преп. Антонием и сохраняются в древнем виде своём. К достопримечательностям сих церквей относится особенно утварь преподобного Антония Римлянина, которая есть следующая: 1) шесть мозаических (муссийных) икон; 2) каменный крест; 3) ветви морской травы – осоки, или морские трости; 4) камень, на котором приплыл преп. чудотворец; 5) небольшой колокол весом в 1 пуд 10 ф., почитаемый современным преп. Антонию; 6) два медные паникадила; 7) две древние Фелони. Кроме сего, много достойных внимания предметов находится в ризнице и немало замечательных рукописей в библиотеке. На паперти же соборной церкви погребены след.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

О времени построения этой ризницы неизвестно. Вход в нее из диаконика. Величиною она без стен 2 саж. 1½ арш. 2 вершка, а в ширину 2 саж. 2 вершка. С южной стороны главного храма находится теплый придел во имя Антония Римлянина (1671). Входы в него один из общей западной паперти и три из главного храма. Из этих трех входов один, ведущий из главного алтаря в алтарь придельный, другой у западной стены, а в средине устроены для сообщения две арки за стеклянными рамами, из коих в одной устроена стеклянная дверь подле раки преподобного. Придел сей выдается восточным полукружием, скрывающимся несколько за ризницею, а вышиною досягает до половины главного церковного здания. Длиною он в 8 саж. ¼ арш. от горнего места до иконостаса, а шириною в 3 саж. Свод у придела полукруглый, окон 5, из коих два в алтаре и три в церкви. Жертвенник устроен в нише из стены; горнее место и седалища также каменные. С северной стороны главного храма придел во имя Иоанна Богослова (1680). Входы в алтарь придельный из главного алтаря чрез жертвенник, а в самую церковь чрез две арки, пробранные в стене без стекол. Величиною придел сей в длину от горнего места до западной стены 6 сажен, из коих 2 саж. ¾ арш. до иконостаса, а в ширину 3 саж. Он со сводом и вышиною пониже придела Антониевского. С северо-западной стороны у угла главного храма возвышается круглая ровная башня с приделом вверху оной во имя Онуфрия Великого и Петра Афонского. Придел сей предание относит ко времени преп. Антония. Вход на башню из внутри храма чрез дверь, устроенную в оконечности северной стены. Диаметр придела, равно как и башни, 3 сажени. В него ведет из соборного храма витая кругом из путиловской плиты лестница, о 58 ступенях, с двумя узкими старинными окнами. На половине лестницы в стене устроена тесная за дверью келлия, в которой преп. Антоний совершал уединенную молитву и где теперь постоянно теплится лампада. Придел сей в длину и ширину по 2 саж., из коих на половине поставлен иконостас. В нем два окна в алтаре и два в церкви. Жертвенник устроен в стене. Для лучшего эха по стенам устроено множество голосников, а с южной стороны дверь, ведущая на чердак главного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1662 году над монастырем с ярким свечением пронесся огромный метеорит, упавший в деревне Новая Это было воспринято многими как апокалипсическое знамение, получило большую известность в разных областях России в связи с распространенным в то время ожиданием «конца света». Настоятель местной церкви отец Иоанн привез крупные обломки в Кириллов монастырь. Один из них весил два пуда, а тот, что поменьше, — 16 фунтов. Тот, что побольше, был положен в паперти, а другой вмурован в стену. В это время заканчивалось грандиозное строительство Кирилло-Белозерской великой государевой крепости. На 1662 год шло возведения того прясла стены, которое соединяет Косую (Караульную) и Белозерскую (Большую Мереженную) башни. Камни осматривал игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий, ехавший через Кириллов монастырь в Москву, он мог об этом «чуде» рассказать в Москве, и камень вытребовали туда, где он и затерялся. Но тот, что был вложен в стену — и по сию пору тут. Фото Владимира Ештокина В монастырь, как в учебный класс на пленэр, съезжаются будущие архитекторы, потому что тут, как нигде, можно в одном месте увидеть и храмовые ансамбли шести столетий, и гражданскую архитектуру от произведений итальянских зодчих XVII века до русского классицизма века XIX, и непревзойденные достижения фортификационного искусства. В городе сохранилась целая улица купеческих особняков — Гостинодворская, напоминающая о торговой славе уездного центра. Эти купцы и были основными благодетелями монастыря в последнее столетие его существования. Среди них были весьма состоятельные, торговавшие не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за границей, например, купцы первой гильдии Симонов и Вальков. Интересен факт, что эти два влиятельнейших человека однажды рассорились и в непримиримой вражде пребывали вплоть до кончины Симонова. В своем завещании почивший распорядился  выстроить огромный двухэтажный Гостиный двор на Торговой площади (име­нуемый сейчас Народным домом) напротив особняка Валькова, навсегда загородив своему недругу вид на Кириллов монастырь. Как в кино

http://foma.ru/kirillov-gorod-pomogayush...

Возможны лишь два варианта ширины алтарной преграды Георгиевского собора: находясь в проеме триумфальной арки, она была около 480 см, располагаясь в пространстве между западными ветвями алтарных столбов – около 600 см 450 . В первом случае преграда могла иметь только две иконы. «Устюжское Благовещение» уже по своему иконографическому содержанию не может претендовать на эту роль. Что касается «Св. Георгия», то известны варианты, когда один из двух главных образов в программе преграды отводился под патрональ- иос изображение 451 . В таком варианте преграда могла иметь трехчастную компо- шцию. состоящую из равных проемов шириной около 140 см (при ширине иконы «Св. Георгий» 142 см), два из которых были заполнены иконами, а центральный врагами, и четырех столбцов шириной по 15 см, что в целом составляет 180 см. Но при таком составе икон отпадает наше предположение о копийном характере росписей башни собора, где образ патрона собора св. Георгия отодвину г от центра и расположен вслед за Богородицей. Возможен второй вариант, когда преграда имела четыре иконы, и в таком случае, казалось бы, получает право на расположение в ней и парное «Св. Георгию» «Устюжское Благовещение». Однако такой преграде не находится места, поскольку, размещая четыре иконы с шириной не менее 140 см в проеме между западными гранями алтарных столбов не остается пространства для царских дверей. Итак, изложенные данные показывают. что существующего материала, к сожалению, абсолютно недостаточно для реконструкции типа преграды Георгиевского собора, которая могла быть как закрытого, так и открытого типа, что же касается фрески в башне, то она, вероятнее всего, ориентировалась не на конкретный, а на обобщенный образец. Подчеркнуто иконный характер этих изображений показывает, что подобные парные образы, обрамлявшие вход в алтарь, были хорошо известны новгородцам. однако такие иконы могли располагаться не обязательно в самой алтарной преграде, а и на столбах по сторонам. Рассмотренные примеры новгородских алтарных преград XI и раннего XII в. не обладают тем объемом данных, которые позволили бы убедительно соотнести их с памятниками византийского мира. В целом они не противоречат, но и не подтверждают распространенное мнение, сформулированное М. Хадзидакисом, который, проанализировав многие памятники Греции, пришел к выводу, что практика заполнения ингерколумниев иконами появилась уже в XI в., а в XII столетии закрытая алтарная преграда стала повсеместным явлением, прокладывая путь к формированию высокого иконостаса 452 . Однако, если мы обратимся к анализу других новгородских храмов XII в., то перед нами предстанет куда более наполненная и системная, и в то же время чрезвычайно своеобразная картина. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Ближе к Иверу, стоит на холме пространная больница для своих и для странных; и это заведение достойно также похвалы. Спутники мои спешили в Ватопед, а я на следующее утро направился ближайшим путём в Карею, которая отстоит только на один час от Ивера, на вершине живописного лесистого ущелья, подымающегося от моря ко хребту горы. Недалеко от Ивера увидел я на горе, уединённый крест и спросил провожавшего меня монаха о его значении. Он отвечал, что тут однажды явилась Матерь Божия страннику, который не был принят в обитель ради убожества, и горько жаловался на жестокосердие братий, пренебрёгших его рубище. Милостивая Вратарница велела ему следовать за Собою, и ввела в ограду. Там, когда он просил записывать имена для поминовения, иноки не хотели их писать, потому что не надеялись получить за каждое по 50 левов, цену, установленную для помянника; но мнимый нищий записал их тысячу и заплатил щедро за всё, пристыдив лицеприятие иноков. Как поучительны такие повести! Я не опускал ни единого случая, чтобы уловить их из уст местных жителей, потому что они нигде не записаны, а между тем, от времени до времени, всё это постепенно забывается, и многое уносят с собою в могилу старцы афонские. 35. Есфигмен 24 августа 1849 г. Мне хотелось непременно написать Вам, хотя несколько строк из обители Есфигменской, потому что здесь, спасался св. Антоний, и как будто ещё веет отсель благословением св. горы на дальнюю родину. Теперь уже ночь; море с шумом ударяет о берег и в стены угловой башни, где я поселился. Полная луна, только что освободившаяся от затмения, освещает передо мною узкий залив и гору Самарскую, на коей спасался наш великий Антоний; его пещера и новая церковь видны влево от обители на вержение камня, и серебряными кажутся голые их утёсы. Гора названа Самарскою, не от библейского имени Самарии, но от наружного её сходства с самаром, т. е., вьюком мулов; и их колокольчики слышны в саду монастырском, сквозь шум набегающих валов. Столько нечаянного встретилось мне в этой малой обители, где я не надеялся найти что-либо любопытное после огромной Лавры Ватопедской, что я даже колебался, провести ли здесь ночь, и не идти ли лучше в соседний Хиландарь? Но вечер застал меня у подошвы горы антониевой, куда ходил я на молитву, и великолепная восточная ночь заключила меня в крепкие стены Есфигмена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пусть это останется у Вас памятью священных мест и недостойного их посетителя. – Ах как сладко молиться в Гефсимании! Я лучше люблю ходить туда, нежели в самый храм, хотя он подле меня. – В храме сыро, холодно, надобно посылать за турками отворять врата, видишь их сидящими у входа, и слышишь шум разнородных исповеданий внутри святилища, и необходимые житейские попечения живущих. В Гефсимании все тихо и полно одной святыни. Как только отворят городские врата, поклонники с рассветом туда стремятся, большею частью по пятницам, по обычаю цареградскому, ради живоносного Источника, или по средам и субботам, исключительно посвящённым памяти Пречистой Девы. Страшно только всякий раз спускаться и подыматься по крестному пути, (потому что нет другой дороги), видеть равнодушие идущих по нём, или встречаться с всадниками арабскими и караванами верблюдов. Как глубоко усвоено бесчестие и поругание, доселе продолжающееся, сему необычайному пути, дабы навсегда укоренились на нём крестные следы! Пройдя арку – се человек! – против церкви латинской, бывшей претором, недавно ими устроенной, непременно встретишь всегда эфиопские лица стражи арабской у лестницы, подымающейся в древний дворец нынешнего Пилата, градоначальника. Далее миновав остаток круглой степени, по которой сходил иод бременем тяжкого креста нашего наш Спаситель, и пройдя под сводами антониевой башни, тяжело вздохнёшь, увидя в-лево прекрасную церковь Рождества Богоматери, недавно обращённую в мечеть, потому что не умели ею воспользоваться христиане. Я был в ней, спускался в пещеру за алтарём к тому месту, где родилась Родившая Спаса душ наших, и мысленно произношу я всегда тропарь сей, когда прохожу мимо: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш». Только за вратами гефсиманскими вздохнёшь свободно, жадно глотая утренний воздух Иосафатовой долины и поклоняясь вершине элеонской, из-за которой алеет восток, но ещё не встаёт солнце. Когда после совершения литургии выйдешь опять из-под мрачных сводов обширной пещеры, уже в полном блеске палестинское утро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С тех пор пустыня постоянно была в заведывании Антониева монастыря. Из этого можно заключить, что пустыня была построена на земле Нелединского; не был ли даже этот Дометиан ее основателем? Для управления ею посылались из монастыря иеромонахи, монахи, а иногда определялись и белые священники, которые назывались строителями и во всем отдавали отчет монастырю. В 1764 году обращена в приходскую церковь . По монастырским описям XVIII столетия в ней было строения: 1. Церковь во имя Преображения Господня деревянная, на ней глава обита деревянною чешуею, крест деревянный, обит белым железом. 2. Церковь деревянная на св. воротах во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, на ней глава и крест деревянные, обиты белым железом. 3. Колокольня на ограде деревянная; на ней пять колокол и одно железное клепало. 4. Четыре кельи и прочее строение деревянное. 5. Ограда, вокруг 114 сажен и на ней по углам три башни деревянные. В пустыни имелись вещи достойные внимания: 1. Крест напрестольный, деревянный, обложен басменным серебром, позолочен; назади креста подпись: «лета 7194 году августа в 7 день построила сей крест в пустыню Спаса Рени монастыря благоверная царевна София Алексеевна, труды и тщанием старца Никона.» 2. Грамота за красною печатью Митрополита Корнилия 1676 года, на постройку церквей. 3. Колокол с надписью: «193 года, декабря в 11 день выменил сей колокол Городецкого уезда Антонова монастыря чудотворца Николы приписная Спасо Всемнлостивого Ренская пустыня строитель Никон.» Земли при пустыне было: пахатной 100 четвертей в поле, а в двух по тому ж и пахалось только 8 четвертей в поле прочая же земля, как песчаная, стояла впусте; сенных покосов 92 копны; лесных угодий 60 1/2 десятин. Для обработки земли пред упразднением пустыни жили при ней 11 душ крестьян из приписавшихся в подушный оклад церковников и определены 36 душ крестьян из ближней к пустыне монастырской деревни Тимонинской. 3. Лахневская пустыня Она же называлась Богородице-Дубровскою и находилась в бежецком уезде, в 40 верстах от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрески написаны в нарочито упрощенной манере, без сложных светотеневых градаций и живописных проработок, создающих объемную форму, т. е. тех черт, к-рые характеризуют большинство памятников древнерусской монументальной живописи раннего XII в. Акцентированный аскетизм этой росписи сближает ее с некоторыми ансамблями, возникшими в сугубо монастырской среде, в первую очередь с росписями сев.-зап. башни Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде (ок. 1130). Наиболее вероятно, что фрески Успенского собора были созданы в 20-30-х гг. XII в. Другие постройки Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. В 1675-1676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника В. К. Дунина-Борковского была построена ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в к-ром находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. В 1861 г. Петропавловский престол был перенесен в большой зал настоятельских покоев (где он находился и к 2008), в здании разместили Черниговскую духовную консисторию. Здание сильно пострадало в 1-й пол. ХХ в., сохранилось в перестроенном виде. В 1670-1675 гг. была построена 8-гранная надвратная колокольня (высота 36 м), увенчанная барочной главой. Рядом с колокольней расположен небольшой Н-образный в плане игуменский корпус - старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в кон. XVI - нач. XVII в. на месте разобранных деревянных келий. В 60-70-х гг. XVII в. корпус был значительно перестроен. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом. К тому же времени относится и большой корпус вост. келий - типичное сооружение в стиле укр. барокко. Весь комплекс Е. м. в кон. XVII в. был обнесен невысокой кирпичной оградой. В. Д. Сарабьянов Пещеры Е. м., начало к-рым положил прп. Антоний Киево-Печерский, подобны пещерам Киево-Печерской лавры и по виду, и по техническому исполнению - выкопаны в лессовых грунтах, впосл. они неоднократно расширялись и перестраивались. Т. н. Антониевы пещеры Е. м. (протяженность ок. 350 м) имеют 2-ярусную структуру, нижний ярус был обнаружен в XX в. (на планах и в списках XVII-XIX вв. не значится). Внутри пещер неск. церквей (в т. ч. во имя прп. Антония, прп. Феодосия Тотемского) с высотой потолков 8,5 м. К XVII в. относится основание т. н. Новоантониевых пещер, протяженность к-рых достигала 200 м.

http://pravenc.ru/text/189789.html

267 Archäologisches Wörterbuch von Müller-Mothes под словом Glocke. Слитый в XI веке для собора Гильдесгеймского колокол в 100 немецких центнеров или наших пудов составлял для своего времени совершенное чудо, вроде Московского царь-колокола. В Новгородском Антониевом монастыре сохранился древний колокол западной работы, усвояемый самому преподобному Антонию,– он имеет весу 1 пуд и 10 фунтов (История Иерархии III, 128. Сколько весу в колоколах, найденных в развалинах Десятинной церкви,– предыдущее примечание, остаётся нам неизвестным). Обыкновенные колокола продолжали быть у нас весьма малыми до весьма позднего времени (в 1701г. колокола каждой церкви Вологодской епархии весили средним весом только по 6 пудов,– Известий Императорского Археологического Общества т. IV, стр. 234). А что касается до колоколов исключительных, то вылитый в 1530г. Новгородским архиепископом (после митрополитом) Макарием для св. Софии колокол в 250 пудов «(бысть) вельми велик, яко таковаго величеством не бывало в Великом Новеграде и во всей Новгородской области, яко страшной трубе гласящие (Новгородская 3 летопись), а тысячные колокола начинаются с Бориса Годунова. 268 О собственном литье колоколов встречаем в первый раз известие в Ипатской летописи под 1259г. (2 издание стр. 559), именно – она говорит, что князь Галичский Данило Романович колокола для церквей своего нового города Холма «принесе из Киева, другия ту солье». Так как в жители Холма он назвал между прочим Немцев (ibid.), то может быть именно с этих Немцев и началось литьё колоколов. Но с другой стороны «принесе из Киева», как кажется, относится ко времени до-татарскому, и в этом случае может быть понимаемо не только в том смысле, что он обобрал колокольни Киева, которым овладел, но и в том, что он заказал там слить колокола. (А если ко времени после-татарскому, то единственно первое, ибо после разгрома Татар в Плеве не могло оставаться литейного дела). 269 В Италии это было иначе; там с древнего времени строили для колоколов особые от церквей (т. е. особо от них стоящие) башни, которые имеют и свою особую от немецких башен форму. Т. е. в Италии, где колокола явились издавна, вошло в обычай строить для них особые помещения: а у Немцев, где они явились в позднейшее время, их поместили в зданиях уже готовых, прежде бывших.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010