Так что теперь церкви снаружи выглядят трёх купольными, а внутри – двух купольные. 122 В Софийском соборе в башне вход на полати и более ничего; в Антониевом монастыре – ход на полати и вверху придел; в Юрьевом монастыре – ход на полати и вверху ризница для более дорогих вещей; в башне Владимирского собора – не знаем, был ли ход на полати, но была ризница, Лаврентьевская летопись под 1185г., 2 издание стр. 372. 123 Заметим, однако, на всякий случай, что нам известна одна и греческая церковь , в которой ход на полати или в верхние галереи был в пристроенной к ней башне ( церковь Солунская св. Софии; башня, пристроенная к северо-западному углу с севера,– снаружи квадратная, внутри круглая). И потом ещё, что в одном греческом житии мы читаем о башне скевофилакия πργος σκευοφυλακ ου (житие священномученика Панкратия, выписка у Lambec. t. VIII, ed. Kollar. p. 27. Башня Константинопольской св. Софии, находившаяся на её дворе, у западной стены паперти, не сбоку, а посередине рядом с дверями в паперть, до настоящего времени вовсе не сохранившаяся, к нам не относится, ибо была не глухая, а с открытыми пролётами. С весьма большой вероятностью она должна быть принимаема за бильницу. Её изображение см. на рисунках св. Софии Грелота, помещённых у Бандуры в Imperium Orientale t. II, p. 752, 756, а на плане p. 745; из Бандури у Византия в Κωνσταντινοπ, в приложениях к 1 т.).– Заметим также, что наше название башни – терем есть одно и то же с греческим τ τρεμνον (Лексикон Византия ψηλ τρεμνα), чем даётся некоторое основание предполагать, что мы заимствовали башни у Греков. (Сюда идёт ссылка с примечания и с примечания 283) 124 С тем, кажется, различием, что понятие терема обширнее, чем понятие башни,– что терем есть не только башня (высокое здание известной формы) но и всякий покой на высокой надстройке. 125 Наши старинные терема (башни) домовые или гражданские см. на изображении Соль-вычегодского дома именитых людей Строгановых 1565г. помещённом в издании гр. Строганова: «Русское искусство Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Антониевой крепости, 602 идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, которые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее точное месторасположение этой стены – не просто вопрос из области академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на которой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат пострадати изволил ( Евр. 13, 12 , ср.: Мф. 27, 33 . Ин. 19, 17 ). 603 Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую сначала роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние годы при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепостью и храмом существовало некое пространство, которое было блокировано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, который следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников ( Деян. 21, 27–40 , особенно стих 34). Современные исследователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда. 604 Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20–19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев, 605 однако дальнейшие работы, связанные с отделкой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» ( Ин. 2, 20 ). «Эти слова, – отмечает Томпсон, – произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа». 606

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В.Д. Сарабьянов, чьи исследования чрезвычайно важны для рассматриваемого вопроса, также предполагает, что кельи на хорах и в башнях древнерусских домонгольских храмов устраивались для лиц, обладающих высоким духовным авторитетом, и даже могли являться прерогативой заказчиков строительства и настоятелей. Исследователь считает, что именно функция затвора для осуществления «личного молитвенного подвига» могла быть главной для помещений в башнях соборов Антониева и Георгиевского монастырей в Новгороде и на хорах соборов Мирожского монастыря во Пскове и Евфросиньева монастыря в Полоцке Северо-западная башня собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, заложенного либо в 1116 г., либо в 1117 г. (по данным разных летописей), ведет сначала на хоры собора, а затем в купол, где был устроен придел, согласно житию Антония, освященный во имя отшельников Онуфрия Великого и Петра Афонского c. 181]. В толще стыка западной стены собора и окружности башни перед хорами расположена небольшая ниша-келья. В.Д. Сарабьянов считает, что изображение монаха-столпника, расположенное вплотную с нишей, не оставляет сомнений в характере ее использования и что именно она является тем местом, где, по преданию, Антоний провел свои последние годы c. 183]. Ее пол значительно ниже уровня ступеней лестницы, а верхняя часть ранее была частично замурована, так что оставался лишь небольшой проем, открытый на лестницу. В нише есть маленькое окошко наружу. В башне Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного в 1119  г., по ходу подъема в главу были размещены четыре ниши. Но по мере подъема меняется их конфигурация. Первая ниша, в основании башни, задумана для коленопреклоненной молитвы, две средние вмещают человека в рост, но закрывают по пояс и по плечи. Четвертая ниша расположена перед входом в придел, размещенный в куполе, и полностью открыта. По мнению В.Д. Сарабьянова, «ниши Георгиевского собора, вероятнее всего, служили своего рода сопровождением в подъеме монахов в церковь , своеобразно отмечая ступени покаяния и молитвенного восхождения по духовной лестнице, руководством к которому для любого монаха служила «Лествица» Иоанна Синаита» с. 537].

http://azbyka.ru/monastyrskaja-arhitektu...

Три сохранившихся храма и ц. Благовещения на Городище принадлежат к одному типу зданий — это 4-столпные храмы с нартексом и хорами, с позакомарным покрытием. Однако в деталях постройки заметно отличаются друг от друга. Наиболее близки ц. Благовещения на Городище и Георгиевский собор Юрьева мон-ря — к северо-зап. углу храма примыкает квадратная в плане лестничная башня, завершающаяся главой, в юго-зап. углу находилась глава, освещавшая хоры, имевшие П-образную форму (эти формы сохранились в Георгиевском соборе, по аналогии с ним реконструируются в ц. Благовещения). Подобной формы хоры были устроены и в Никольском соборе, однако этот храм освещен не 3, а 5 главами. Появление этой уникальной черты связано с естественной ориентацией на 1-й новгородский храм — собор Св. Софии, находящийся на противоположном берегу Волхова (Никольский собор стал 2-й церковью, построенной собственно на территории Н.). В Никольском соборе, очевидно, изначально не было лестничной башни, а способ попадания на хоры пока не вполне понятен (во 2-й пол. XII в. в южный угловой компартимент нартекса храма была встроена лестница). Фасады этих 3 построек, сложенных в смешанной технике кладки (из камня и плинфы со скрытым (утопленным) рядом), украшали уступчатые ниши с полуциркульным завершением, арочные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар. Несколько иной облик имеет собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря — первоначально это был 4-столпный храм без нартекса и хор, затем в ходе 2-го строительного этапа (видимо, в 20-х гг. XII в.) зап. стену церкви частично разобрали, к 4-столпному ядру примкнул нартекс с круглой лестничной башней и хорами, занимавшими пространство только над нартексом. Подобный тип башни и хор не характерен для архитектуры этой эпохи, на фасадах Рождественского собора нет ниш, к-рые существуют в др. 3 храмах. Отличается и форма зап. столбов — в соборе Антониева мон-ря они имеют граненую форму, в то время как в остальных постройках их форма традиционная крещатая. Среди декоративных элементов Рождественского храма — только аркатурные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Энергия, осязаемое духовное напряжение, драматизм и экзальтация, сочетающиеся с подчеркнутой материальностью и массивностью форм, крупномасштабностью внутреннего и внешнего, с цветовыми контрастами, рождают особое искусство. Источник его – волевой импульс, цель – подавляющая внушительность воздействия, ассоциирующаяся с представлением о духовном авторитете, непоколебимой силе и уверенности «героических» персонажей росписи. Святые подвижники Антониева монастыря не знают сомнений, в них отсутствует рефлексия, их поиск не связан с погружением в глубины собственной души, а направлен на реальное делание (дело): устроение жизни Церкви, нравственное врачевание «мира». Не случайно в их облике так много заставляющего вспомнить малоазийскую монашескую традицию ранних этапов 299 с её культом поступка, героической брани. Эти черты, появившиеся в монашеской среде, далекой от рассчитанных приемов репрезентации власти и устойчивости земных обстоятельств бытия, осознанно противостоящей мирскому, во многом определят будущую художественную и нравственную атмосферу Новгорода. Фрески лестничной башни Георгиевского собора в Юрьевом монастыре – единственное, что уцелело от монументального убранства новгородского храма, закопченного в 1130 г. 300 Стены лестницы сохранили фрагменты цикла, 301 посвященного Самсону, своеобразную средневековую териатику. а также циклы календаря с сезонными работами. Перед входом на верхнюю площадку башни помещены образы чудесных зверей в раю. Более или менее целостно уцелели лишь росписи самого верха башни, где, очевидно, находилась закрытая капелла, предназначенная для приватного богослужения монахов. Система убранства представляет малый храм – своего рода замкнутую алтарную апсиду, 302 в центре которой должен был находиться жертвенный престол. Поэтому сама башня с её лестницей – символом духовного восхождения – становилась небесным столпом, завершенным «привитающим» в горних высотах храмом посвященных (монахов, исполнивших подвиг, поднявшихся по небесной лествице, описанной Иоанном Климаксом) – образом Небесного Иерусалима. Башня с храмом, стоявшая на границе въезда в Новгород, служила его духовной оградой, где новые «Божьи назореи» 303 – христианские монахи, уподобляясь древнему Самсону, спасали избранный Богом народ своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Макет Антониевой башни [греч. Αντωνα, лат. turris Antonia], название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом ок. 36 г. до Р. Х. на месте крепости Барис (от евр.  - замок, крепость), принадлежавшей времени правления Иоанна Гиркана I (135-105 до Р. Х.), к-рая в свою очередь появилась на месте еще более ранней постройки - башни Меа (евр.- сотни), входившей в стену Неемии (Иуд. древн. 15. 11. 4; Неем 3. 1). Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония ( Тацит. История 5. 11; Иуд. война I 21. 1; Иуд. древн. XV 11. 4), к-рому он был обязан властью над Иудеей. Согласно описанию Иосифа Флавия , прямоугольная крепость, высотой 40 локтей, стояла у северо-зап. угла иерусалимского храма, на скале, возвышавшейся на 50 локтей, и имела по 3 углам (кроме юго-вост.) башни, каждая высотой в 50 локтей. Главная башня, высотой 70 локтей, была обращена к храму, с нее просматривался весь внутренний двор, и Ирод мог легко контролировать весь храм силами своего гарнизона (Иуд. война V 5. 8 ; I 21. 1). Такая выгодная стратегическая позиция А. б. была использована римлянами, к-рые также держали в ней гарнизон ( Тацит. Ист. 5. 11-12). В 70-х гг. по Р. Х. при осаде имп. Титом Иерусалима крепость уничтожили рим. легионы (Иуд. война V 11. 4 ; VI 2. 1 ). В эпоху имп. Адриана на ее руинах и на участке, где стоял храм, расположился форум Элия Капитолины (сохранившиеся остатки стены, вероятно, принадлежат эпохе Адриана, хотя это не подтверждено данными археологических раскопок). Согласно христ. традиции, в А. б. могла помещаться претория - резиденция прокуратора Рима (Ин 18. 28) и ряд др. пунктов, связанных с историей Крестного пути Спасителя (см. также Лифостротон ), поэтому здесь расположены первые остановки католич. Крестного пути (Via Dolorosa) - «Стена крепости Антония» и «Капелла Бичевания» (см. Стациональное богослужение ), а также др. христ. храмы и святыни (см. Иерусалим, архитектура ). Лит.: Benoit P. Pretoire, Lithostroton et Gabbatha//RB. 1952. Т. 59. P. 531-550; idem. The Archaeological Reconstruction of the Antonia Fortress//Jerusalem Revealed/Ed. Y. Yadin. New Haven, 1976. P. 87-89; Paton L. B. Jerusalem in Bible Times. N. Y., 1908, 1977r; Святая Земля: Ист. путев. М., 2000. С. 32. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/115842.html

Климента. 117 Такова церковь св. Георгия в Юрьеве Польском или Владимирском (ныне городской собор), построенная в 1230г. Святославом Всеволодовичем на месте бывшей каменной же церкви Юрия Долгорукого (план церкви в Собрании карт, планов и пр., лист XIII). 118 О башне Николо-Дворищенского собора, теперь застроенной и невидной, см. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, архимандрита Макария I, 257. [Башни находились при всех или многих каменных церквах Владимирско-Суздальских и уничтожены только в позднейшее время (башня Владимирского Дмитриевского собора уничтожена, увы! при учёно-археологической его реставрации в 1835г.), см. Полевого Очерки русской истории по памятникам быта, II, стр. 222, примечание 96, со ссылкой на статью покойного Тихонравова: «Княгинин Успенский девичий монастырь во Владимире Кляземском», помещённую в Памятной книжке Владимирской губернии на 1862г.] 119 Ипатская летопись 1175г., 2 издание стр. 396: «столп позлати (Боголюбский) изовну церкви» (Владимирской); Лаврентьевская летопись под 1185г., 2 издание стр. 372: «терем». 120 См. в Чтениях Общества Истории и Древностей год третий, 1847й, Смесь, статью М. Маркова: О достопамятностях Чернигова, стр. 15–16. 121 Башня Софийского собора находится собственно не извне собора, а внутри его западной паперти, над кровлей которой (особой от кровли самого собора) возвышается только её верх. Из этого, между прочим, и видно, что паперть, заключающая и скрывающая в себе башню, которой бы должно быть снаружи, пристроена после. Верх башни над кровлей паперти смотрит как бы куполом, так что с этим недействительным куполом всех куполов на соборе шесть (наш купол, как мы сказали, ниже побочных действительных куполов примерно на аршин). На церквах Антониева и Юрьева монастырей, которые собственно суть однокупольные, в параллель к верхам башен, которые выглядят куполами (или главами), в позднейшее время поставлены на северо-западных углах (а башни на южной стороне у юго-западных углов) купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Логичней выглядит ход мыслей и система доказательств Штендера-Ковалевой. Высказывалось предположение, что достройка может соответствовать летописному свидетельству об устройстве трапезы в 1127 г. 62 Но площадь для коллективной монастырской трапезы под хорами явно недостаточна. Скорее в летописи речь шла о возведении для этих целей отдельной постройки, о чем говорится и в «Житии». Последнее отождествляет каменную трапезную с более поздней трапезной церковью Сретенья, но она могла быть топографически привязана к древнейшей каменной трапезной. Согласно монастырской описи 1730 г., опубликованной Амвросием, Антонию приписывается возведение в 1130 г. каменной церкви под колокольней и надвратной церкви с западного (со стороны реки) входа в монастырь. Архитектурноархеологическими изысканиями Г.М. Штендера был обнаружен ярус проемов для звонов в северной башне собора, что позволяет связывать круглую форму башни с ее приноровлением к колокольне. К тому же этим ее функциональное назначение не ограничивалось. Установлено, что северо-западная лестничная башня храма являлась не только ходом на хоры и звонницей – под ее куполом действительно располагался придел, который, по монастырскому преданию, был посвящен Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Таким образом, можно говорить о появлении древнейшей в Новгороде колокольной звонницы, что также является результатом западного культурного влияния. «Подтягивание» главного храма Антониева монастыря под новгородские стереотипы являлось вполне логичным в связи с подчинением обители Нифонту. Однако вопреки достигнутому в результате достройки сходству плановых решений собора Рождества Богородицы с Никольским и Георгиевским соборами Новгорода монастырский храм на этом фоне выделялся целым рядом только ему присущих черт: необычной организацией внутреннего комбинированного пространства, круглой башней-звонницей, а также суровым обликом, поскольку стены его отличались грубостью кладки. 63 Получается, что в результате достройки, которая осуществлялась еще при жизни Кирика и первого поколения монахов, характерные для Антониева монастыря черты индивидуальности не были полностью снивелированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Монастыри Палестинское монашество Земля, ставшая свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и родиной христианства. Земля, просиявшая многими подвижниками. Святая Земля. На вопросы портала " Правмир " о монашестве в Святой Земле ответил митрополит Волоколамский Иларион. Москва — Истра — Иерусалим Погуляв по столице, мы продолжаем наши прогулки за чертой современной Москвы. Про марсианские башни, деревянное зодчество, судьбу патриарха Никона и Ново-Иерусалимский монастырь рассказывает писатель и краевед Владимир БЕРЕЗИН. Синодальная комиссия по делам монастырей займется разработкой мер по увеличению числа монашествующих в монастырях нашей Церкви Выступая на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Его Святейшество Патриарх Кирилл Московский и всея Руси выразил обеспокоенность о том, что в 2010 году в ряде монастырей нашей Церкви число насельников либо не изменилось, либо сократилось. Святейший Патриарх Кирилл поручил Синодальной комиссии по делам монастырей, представить на рассмотрение Священноначалия «действенные предложения по упорядочению монашеской жизни, […] В Русской Православной Церкви станет меньше игуменов В своем вступительном слове, на открывшемся 2 февраля 2011 года в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей, именование “игумен» не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в […] Чухлома: один в поле Муж едет в Чухлому, что в 180 км от Костромы, потому что прекрасны пейзажи для фотографирования. Я еду, потому что наместник– игумен Иларион (Морозов) - мой бывший студент в Сретенской семинарии. С Димой Морозовым мы постоянно препирались, он чаще других со мной не соглашался... Студенты Свято-Тихоновского университета в Антониево-Сийском монастыре В Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, расположенном в 160 км от Архангельска, проходила ежегодная летняя практика студентов богословского факультета 2009 года. Об этом рассказывает 15 выпуск тележурнала ПСТГУ «Наши дни».

http://pravmir.ru/tag/monastyri/page/8/

Таким образом, монастырский устав богослужения делает паперти как бы необходимой принадлежностью церквей монастырских, на основании чего и следовало бы полагать, что они были при всех наших монастырских церквах. Но мы видим в настоящее время, что этого предписания монастырского устава не соблюдает у нас решительно ни один монастырь, и весьма возможно, что такое нарушение устава идёт у нас из нашей первоначальной или до-монгольской древности. Не невероятным остаётся то, что паперти считались необходимой принадлежностью и действительно были строимы при церквах в монастырях главнейших (в период до-монгольский, как увидим ниже, у нас не все монастыри имели и свои церкви, а некоторые находились при мирских приходских церквах. Из сохранившихся до настоящего времени, сравнительно древних, греческих монастырских церквей, известны церкви Афонские. В церквах Афонских, если не исключительно, то наибольшей частью паперти находятся с одной западной стороны; наибольшей частью они весьма велики, а в некоторых случаях и совсем равняются своей величиной величине самых церквей, так что представляют собой как бы задние церкви, приставленные к действительным церквам передним). До настоящего времени сохранились в Новгороде четыре древние башни при церквах. Именно – при Софийском и Николо-Дворищенском соборах, при церквах Антониева и Юрьева монастырей 118 . Не сохранилась до настоящего времени, но, как положительно известно, была башня при Владимирском соборе Боголюбского 119 . Наконец, полу-сохранилась до настоящего времени башня при Черниговском соборе, заложенном Мстиславом Ярославичем 120 . Из Новгородских башен три имеют форму круглую (Софийского и Николо-Дворищенского соборов и Антониева монастыря), а одна (Юрьева монастыря) в нижней (большей) части до верха крыши церкви имеет форму четырёхугольную, а в верхней части поверх крыши, также круглую; все они от низа до верха имеют один и тот же объём, т. е. мы хотим сказать – к верху не суживаются. Башня Черниговская имела форму круглую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010