Нападение на Иерусалим лжепророка, по свидетельству сочинения «Начало и конец нашего земного мира…», проиллюстрировано в пророчестве Даниила о семидесяти седминах. Результатом этого вторжения станет разрушение города и святилища, отмена богослужения и установка на кровле святилища идола антихриста с. 213]. Вот как об этом свидетельствовал Даниил: «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» ( Дан.9:26–27 ). Нельзя пройти тихой тенью и мимо пророчества о будущем завоевании Египта, Ливии, Эфиопии, зафиксированном в 11-й главе Книги пророка Даниила. Заметим, что поражение царей этих стран прочно связывается древним преданием с завоеванием власти антихристом над Римской империей (подробнее этот вопрос будет исследован ниже). Диапазон предполагаемых толкований названного провозвестия довольно широк. Из всех известных нам толкований уместно выделить два доминирующих смысла. В упомянутом пророчестве речь идёт о презренном, неслыханно наглом, превозносящемся царе, нарушающем не только Божественные, но и человеческие уставы, совершающем то, чего не совершали ни его отцы, ни его деды и прадеды, отвергающем не только Единого Бога (что свойственно всем грубым язычникам), но и всякое божество. В ближайшем хронологическом измерении, о чём свидетельствовали некоторые отцы, это пророчество сбылось (но только отчасти) на личности Антиоха Епифана, злостном богохульнике, ненавидевшем иудейскую веру лютою ненавистью, надругавшемся над святилищем, запятнавшем свой трон кровью Израильских мучеников. Однако, к этому грозному властелину совершенно не приложимо речение об отвержении всякого божества. Наоборот, Антиох Епифан был язычником и по крайней мере внешне, формально чтил своих богов ( 2Мак.6:2 ). Кроме того, о презренном царе Даниил сообщает, что он «не уважит» желания жен. Это также противоречит образу Антиоха. Как известно, на женщин он смотрел с чувством необузданного сладострастия, как и другие женонеистовые цари, обладавшие всеми необходимыми возможностями для организации сексуальных утех. Одной из своих наложниц он даже отдал в дар Тарсян и Маллотов ( 2Мак.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Наши же полагают, что все это есть пророчество об антихристе, который будет в последнее время. И так как им, по-видимому, ставится следующее возражение: почему пророческая речь опустила столько событий от Селевка до конца мира, то они отвечают, что и в предшествующей истории, где говорилось о персидских царях, она указала лишь на четырех царей после Кира персидского и, опустив многое в средине, вдруг перешла к Александру, царю македонскому, и что Священное Писание обыкновенно не обо всем повествует, но излагает, по-видимому, лишь то, что более важно. А так как многое, что впоследствии мы будем читать и изъяснять, может быть применимо к лицу Антиоха, то они полагают, что он был образом антихриста и что бывшее с ним было отчасти предшествием того, что вполне должно исполниться на антихристе. Священное Писание имеет также такой обычай, что предварительно представляет истину будущего в образах, подобно тому, что говорится в семьдесят первом псалме, который в надписании приписывается Соломону, но все то, что о нем говорится, не может быть применимо к Соломону; ибо он не пребывал с солнцем и прежде луны рода родов (ст. 5), и не обладал от моря до моря и от реки до конец вселенныя (ст. 8), и не все народы служили ему (ст. 11), и имя его не пребывало прежде солнца, и не были благословляемы в нем все племена земные и не все народы ублажали его (ст. 17). Но в Соломоне отчасти и как бы в тени и образе истины было предпослано то, что совершеннейшим образом исполнилось на Господе Спасителе. Поэтому как Спаситель имеет Соломона и прочих святых образами пришествия Своего, так справедливо следует верить, что и антихрист имел своим образом наихудшего царя Антиоха, преследовавшего святых и осквернившего храм. Теперь мы последуем порядку изложения и вкратце отметим, соответственно тому и другому роду толкования, мнения противников и наших. Восстанет, говорит, на место Селевка брат его, Антиох Епифан, которому сначала приверженцами Птоломея в Сирии не воздавались царскит почести, но который впоследствии чрез притворную доброту овладел царством сирийским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не гордился ли когда-либо? Не считал ли себя лучше других? Не приписывал ли исключительно себе, а не помощи Божией, своих успехов в науке или жизни, совершенных тобой добрых дел? Помни, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодат ь (Иак. 4, 6). «Если не будет основания — смирения,— говорит святи¬тель Иоанн Златоуст,— то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвою, все это без смирения разрушится и погибнет». 149 Из шести пороков, которые особенно мерзки перед Господом, по словам Соломона, гордость занимает первое место (см. Прит. 6, 17). В числе семи смертных грехов гордость называется также на первом месте 150. В лице антихриста и нечестивых служителей его гордость будет осуждена на Страшном Суде Божием (см. 2 Фес. 2, 12). Но и в настоящей жизни Господь часто приводит к посрамлению и уничижению горделивых, как видно из многих ветхозаветных примеров. Египетский фараон погиб в Чермном море за гордое противление воле Господа; царь Навуходоносор впал в скотское состояние за то, что возвеличился могуществом своим и позабыл о зависимости своей от Вышнего, владеющего царством человеческим (Дан. 4, 30); Антиох Епифан в наказание за то, что превознесся перед Богом Израилевым и всеми мерами старался истребить истинное богопочтение, поражен был отвратительной предсмертной болезнью, так что сам признал эту болезнь следствием гнева Божия за свою гордыню (2 Мак. 9, 5—28). Христианин должен украшаться смирением, сознавая свои грехи, свое ничтожество пред Богом, исповедуя, что все, что он имеет лучшего, получено им от Бога, и без Его благодатной помощи никто шагу не может сделать не только на пути к вечному спасению, но и к здешнему, земному благополучию. Не долины ли обильно орошаются влагою? Не долины ли цветут и благоухают? Не на горах ли бывает снег, и лед, и безжизненность? Горы высокие — образ горделивцев; долины — образ смиренных: Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся (Лк. 3, 5). Господь говорит: На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2). Поистине блаженны нищие духом, т.е. смиренные, считающие себя за ничто,— таковых есть царство небесное (Мф. 5, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птолемея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском Иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил —418— шестидесятипятитысячное войско самого Лисия (1Макк. 3 и 4 гл.). Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу, или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу (1Макк.3:32 и сл.; 4:28–40). Какие иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это по истине ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить оскверненный жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте, построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с веселием восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течение восьми дней (1Макк.4:42–59). Должно присовокупить, что Антиох Епифан назван «презренным» не только в книге пророка Даниила (11:21), но и языческим писателем Диодором, а Полибий прозвание Антиоха πιφανς, что значит «славный», переиначил в πιμανς «безумный», «женонеистовый». О безумной кровожадности его и вместе о распутстве свидетельствуют как Маккавейские книги, так и классические писатели. Тарсяне и Маллоты взбунтовались против него за то, что они были отданы в дар Антиохиде, его наложнице (2Макк.4:30). Иероним говорит о нем: «Говорят, что он был до крайности сладострастен и в разврате дошел до такого поругания царского достоинства, что публично смешивался с блудницами и другими непотребными людьми, в присутствии народа предаваясь любострастию» 1921 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новое царство Ассирийское было разрушено Набопалассаром, царем Вавилонским, и Киаксаром, царем Мидийским, которые совершенно разрушили Ниневию, как было предсказано пророками: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратят Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет иного кроме меня», как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет, и махнет рукою» ( Соф.2:13–14 ; см. также кн. пророка Наума). За разрушенной Вавилонской монархией следовала Мидо-Персидская, а за этой Греческая. Сузы , престольный город царей Персидских до Александра Великого. В этом городе и на реке Улае, протекающей чрез него, Даниил имел таинственное видение о монархиях Мидо-Персидской и Греческой ( Дан.8 ). В Сузах происходила известная история Есфири ( Есф.2, 3 и д.); здесь же Неемия получил дозволение восстановить Иерусалим ( Неем.1:1 ). Елимаис , город Персии, славившийся богатством. Антиох Епифан, узнав, что в храме этого города были золотые покровы, брони и оружия, которые там оставил Александр Великий, старался взять этот город, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям; они поднялись на него войною, и он обратился в бегство ( 1Мак.6:1–14 ). Агава , область в Ассирии и река того же имени ( 1Езд.8:15, 21, 30 ). Здесь священник Ездра собрал более 1700 Иудеев и отправился с ними в отечество. Во 2 кн. Ездры река Агава названа Феран ( 2Езд.8:41, 60 ). Кроме того, Ездра упоминает о местности, находившейся в Ассирии и носившей название: Касифья , куда он посылал за левитами, которых он отвел в Иудею ( 1Езд.8:18 ). Кута и Сепарваим . Жителей Ассирийской области Куты и города Сепарваима Асардан, царь Ассирийский, перевел в землю Израильскую; они слились с остатками Израильского населения и образовали одно племя Самарян ( 1Езд.4:2 ; 4Цар.17:24–30 ). Кир. В эту Ассирийскую область Феглаффеллассар переселил жителей Дамаска ( 4Цар.16:9–10 ). § 42. Идумея и другие страны на юг от Палестины

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Образы прошлого служат .     –  265  –   апокалиптическими образами, в которых понимается настоящее и будущее. «Шум народов многих» и «рев племен» подобен шуму и реву морскому. «Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали и были гонимы, как прах по горам и пыль от вихря» (Пс. 17, 12). Господь сил с Своим народом, и он не убоится: «пусть шумят, вздымаются воды морей, трясутся горы от волнения их и колеблется земля, утвержденная на морях и источниках бездны; пусть шумят народы и двигаются царства; Господь подаст голос Свой и земля расстает» (Пс. 45, 46). Из взволнованного, мятущегося человеческого моря выходят языческие царства и цари, сражающиеся между собою и ратующие против «святых Всевышнего». И пророки видят в них образы древних чудовищ, Рахаба, Левиафана, морских драконов, уже сраженных рукою Господа . В день суда Своего, когда выйдет Господь «из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие», Он «поразит мечом Своим тяжелым и большим и крепким Левиафана, змея, бегущего прямо, и Левиафана, змея извивающегося, и поразит чудовище морское» (Ис. 27, 1). Не ожидает ли Фараона участь змея Рахаба, а царя вавилонского участь Хелал " бен " Шахар " , превознесшего Фаетона, свергнутого в преисподнюю? Подобные же образы встречаются нам и позже: в видйнии Даниила (гл. 7) четыре ветра борются над великим морем, и четыре чудовищных зверя выходят из него – четыре грозных царства. Потом с облаками небесными идет  Человек («подобный Сыну Человеческому»), олицетворяющий собою грядущее вечное «царство святых Всевышнего», у которых нечестивый царь (Антиох Епифан) возмечтал было отнять закон и праздники. Но этот «враг», страшное воплощение зверя, убит, и «у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок». А Сыну Человеческому «дана власть, сила и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его не разрушится». Бог истории есть Бог, Творец и Царь вселенной. В нем Израиль видит свое спасение, столь же близкое и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), “антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится”. Он будет бороться против всех религий и “придет во имя свое” ( Ин.5:43 ). Ап. Павел говорит, что антихрист есть “…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…” ( 2Фес.2:4 ), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: “И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе” ( Откр.13:5-6 ). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: “…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” ( 2Фес.2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время. В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые “…дадут великие знамения и чудеса…” ( Мф.24:24 ); явление антихриста “…по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему “…силу свою и престол свой и великую власть” ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: “…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее” ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным: “…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем” ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, “…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя” ( Откр.13:15 ). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: “И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его” ( Откр.13:16—17 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), " антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится " . Он будет бороться против всех религий и " придет во имя свое " (Ин. 5, 43). An. Павел говорит, что антихрист есть " ...превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... " (2 Фее. 2, 4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: " И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно...И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе " (Откр. 13, 5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: " ...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога " (2 Фее. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время. В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые " ...дадут великие знамения и чудеса... " (Мф. 24, 24); явление антихриста " ...по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными " (2 Фее. 2, 9). Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему " ...силу свою и престол свой и великую власть " (Откр. 13, 2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: " ...Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее " (Лк. 4, 6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным: " ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем " (Откр. 13, 7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, " ...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя " (Откр. 13, 15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: " И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его " (Откр. 13, 16—17).

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Последующие стихи (25–27) изображают удачную борьбу приобрётшего силу и власть, хитрого и коварного царя северного с царём южным. Так как под этим хитрым царём разумеется Антиох Епифан, вступивший на престол, хитро устранив законного наследника его, сына Филопаторова Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, уничтожив покушения на престол государственного казначея Илиодора, убийцы селевкова и предотвратив происки на тот же престол со стороны египетской царицы и вместе своей сестры Клеопатры в пользу сына её малолетнего, египетского царя Птоломея Филометора; то под войной северного царя с южным разумеется та война Антиоха Епифана с Птоломеем Филометором, которая с ясным указанием на ст. 25–27 откровения изображается в 1Макк. кн. (1:16–19). А она так изображается в откровении: достигнув власти и укрепившись в силе, «возбудит он (царь северный) силы свои (слав. и восстанет крепость его) и дух свой (собств. сердце своё, энергию свою) с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и ещё более сильным войском, но не устоит; потому что будет против него коварство» (слав. и не станут, яко помышляют нань помышления), т. е. в среде самых приближенных царя составится измена против него, следствием которой и будет то, что борьба с царём северным кончится в пользу последнего, как это далее и разъясняется так: «и ядущие хлеб его погубят его (слав. и изъядят потребная его и сокрутат его) и (хотя) войско его разольётся» (своей многочисленностью наводнит всё), но из этого выйдет только то, что «падёт много убитых. И у обоих царей сих (т. е. у Антиоха, – северного царя и Птоломея Филометора, – южного) на сердце будет коварство, под маской притворной дружбы они будут думать только о том, как бы погубить один другого, поведут друг с другом мирные, но в существе дела весьма коварные и хитрые переговоры и, сидя за одним столом, будут говорить ложь, но успеха не будет» (слав. и не предуспеет), через все эти переговоры не удастся царю северному погубить царя южного и самому сделаться единым обладателем и севера и юга, и царь южный в свою очередь не сдержит тех обещаний, какие он лицемерно будет давать своему хитрому противнику – победителю 85 ; «потому что конец (сирийско-египетских войн и тесно связанных с этим страданий народа Господня, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Придет Мессия, и стрелы любви, стрелы огненные воспламенят сердце Невесты – Израиля Божия, истинных сынов его. Большие воды (рабство египетское, полчища халдеев и плен вавилонский) не могут потушить любви верных сынов Израиля к Ягве и Его Помазаннику, и реки идолопоклонства и лжепророчества не зальют ее . Если бы кто давал все богатство дома своего , как Навуходоносор, Антиох Епифан за любовь к Богу-Ягве, то он был бы отвергнут с презреньем , как это сделали Даниил и три отрока, Елеазар и братья Маккавейские. На любовь святых Израиля, которую не могли погасить никакие воды этого мира, указывает и бл. Феодорит: «Ибо Авраамову к Богу любовь ни в землю чуждую преселение, ни глад, ни сиротство, ни жены отъятие, ни сына в жертву закаление, ни о кладезех прение угасить и истребить не возмогли. Подобно и Исаакову любовь никакия огорчения, также и Иаковову никакие труды, никакия житейския печали уменьшить не могли. Что чувствительнее искушений Иосифовых, который братиями своими продан будучи, лишился любивших его родителей, отеческого дому, свободы и всякого благополучия, и служил в рабстве, за целомудрие свое понесши безчестие, заключен будучи в темницу, безчисленныя там претерпел искушения, посредством коих однако любовь его к Богу только лишь светлейшею явилась...» 8:8–10 Сестра наша мала и сосцу не имать: что сотворим сестре нашей в день, в оньже аще глаголатися будет ей; Аще стена есть, соградим на ней забрала сребряна: и аще дверь есть, напишем на ней дску кедрову. Аз стена, и сосцы мои яко столпи: аз бех во очию их аки обретающая мир. 8:8–10 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Синодальный перевод ( Есть у нас сестра, которая еще мала ) предполагает иную по сравнению с Суламифью девицу. А в стихе 10 Я – стена ... младшей сестре противопоставляется в таком случае сама Суламифь. Соответственно этому и дается толкование в Лопухинской Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010