Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Р. Хр. иудеи подпали под власть сирийских царей; один из них, Аниох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий – языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свой веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар за свой ученость и добродетельную жизнь был всеми уважаемый 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елеазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он покажет хотя вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучения от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И Он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антюху Епифану женщина, по имени Соломония, с семью сыновьями. Чтобы принудить их к принятью язычества, Антиох приказал сечь бичами и воловьими жилами. Но, несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу и потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение дла жизни вечной. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь ласками и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Наконец приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хотя одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя Moel Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя; не отрекайся от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свой мать, отрок обратился в мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам чрез Моисея. Не быть этому! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь, наконец, что Бог Израилев есть один Бог во вселенной». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до Р. Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии 10.4. Гонение Антиоха Епифана Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии Затем Антиох III (Великий), сирийский правитель, потомок Селевка Никатора, в 199 году выступает против Птолемея и покоряет южную часть Сирии и Палестину, то есть отодвигает границы своего царства фактически до самого Египта. Иудея переходит под власть Антиоха Великого, который, впрочем, оставляет без изменений тот строй, который может быть назван теократическим. Хотя эта теократия уже была не такая, которая была во времена Судей, а уже в более современном виде, когда во главе управления стоят священники; кроме того, народ не был независим. По свидетельству книг Маккавейских, Антиох выделяет субсидии на совершение жертвоприношений и дает распоряжения, подтверждающие запрет язычникам входить в Храм. Все это продолжается до его смерти. Изменения начались, когда воцарился Антиох IV, по прозвищу Епифан. Во дни своей юности он успел побывать в Риме в качестве заложника, и был человеком, пропитанным римской культурой. Когда он воцаряется, то начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщей эллинизации», программу «окультуривания и просвещения диких народов», которые населяли его царства. Делает он это с размахом, достойным римлянина. Поскольку общая культура всех стран, которые ему подчинялись, была также языческая, то больших затруднений он не встречал, потому что языческая культура открыта для синкретизма и легко способна принять в свой пантеон новых богов. Единственным камнем преткновения в его программе оставалась Иудея, которая никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431228/

Беседа 26. О кончине века Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам. То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства. И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея: Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» . Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге « мерзость запустения » ( Дан.9:27; 11, 31; 12, 11 ). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» ( Дан.12:4 ). С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало ( 1Ин.2:18 ). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 5 Иер.5:1 . Обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа в нем, аще обрящется творящий суд и ищущий «веры и, милосерд буду ему, глаголет Господь». И их нечестие, и человеколюбие Владыки беспримерны. Ибо они единодушно предаются беззаконно, а Владыка и ради одного, живущего по закону, обещает прощение всем. Сказанное же: «возрите, и познайте, и поищите», значит: исследуйте со всей точностью. ( Иер.5:2 ). Живет «Господь, глаголют», но во «лжах кленутся». Ибо в сказанном выше Господь повелел не просто вместо идолов клясться Им самим, но клясться по истине. Потом Пророк продолжает: Иер.5:3 . Очи твои зрят на веру, т.е. ты свидетельствуешь о том, что говорю, потому что над всем назираешь. «Бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказание». Первым означается наказание умеренное, а словами «сокрушил еси», наказание усиленное. Но для них, по жестокосердию, не было полезным ни то, ни другое. Ибо сие выражает Пророк в следующих за сим словах: «Ожесточиша лица своя паче камене, и не хотеша обратитися». Сим показывает их бесстыдство и непокорность. Иер.5:4 . Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, и не уведеша пути Господня, и суда Бога своего. ( Иер.5:5 ). «Пойду к державным, и возглаголю им, тии бо познаша путь Господень, и судь Бога своего. Державными» Пророк назвал священников и законоучителей, а «убогими» – всех прочих, как не приобретших богатства боговедения. Однако же, тех и других обвиняет в беззаконии; ибо присовокупляет следующее: «И се, единодушно сокрушиша иго, расторгоша узы». Не просто сказал сие Пророк: но, поскольку Владыка обещал оказать человеколюбие, если найдется хотя один творящий суд и ищущий веры, то дает видеть, что искал, как было повелено, и нашел, что все сокрушили иго закона. Иер.5:6 . Сего ради порази их лев от дубравы, и волк даже до домов погуби их, и рысь бдяше над градами их. Львом называет Навуходоносора, а «волком», как думаю, – Навузардана архимагира, который, будучи послан в последствии, сжег город и Божий храм, и поработил оставшихся жителей; а «рысью», как полагаю, назван Антиох Епифан, потому что и божественный Даниил видел Македонское царство уподобленным рыси. Всеми ими, говорит Пророк, уловлен ты, по причине идольской прелести. Потом произносит суд:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

LXV. Гонение Антиоха Епифана, мученичество семи братьев Маккавеев Симон, оклеветавший благодетеля и защитника своего народа, не довольствовался первыми кознями, но продолжал возбуждать смятения в городе против Первосвященника, и приверженцы Симона позволяли себе даже смертоубийства. Ония, видя умножающуюся злобу и ненависть начальника области Аполлония , удалился в Антиохию к Царю, чтобы оттоле защитить сограждан; но Селевк вскоре скончался и воцарился сын его Антиох Епифан, злейший гонитель Иудеев. – Собственный брат Онии, Иасон, домогаясь первосвященства, силой денег выпросил оное у Царя и обещал ему, ввести обычаи языческие в нравы своих сограждан. Разоряя законы, Иасон устроил, в предместии Иерусалима, палестру, для упражнения лучших юношей в гимнастических играх, и до такой степени возбудил усердие сограждан к Эллинству, что и сами жрецы перестали радеть, о жертвах и службах церковных, ни во что вменяя предания благочестивых отцов. Бесстыдный Иасон послал даже от себя серебро на игры, совершавшиеся в Тире, и для жертвы Ираклу; но сами посланные просили, чтобы деньги сии употреблены были на что либо менее беззаконное, и их употребили на корабли. Когда же сам Антиох, на пути в Египет, посетил Иерусалим, Иасон встретил его с чрезвычайной почестью; но подобно как он сам восхитил достоинство архиерейское у брата Онии, так и другой брат его, Менелай, исходатайствовал себе, у того же Царя, силой денег, сие достоинство, и принужден был бежать Иасон, а Менелай превзошел его нечестием. Воспользовавшись отсутствием Царя из Антиохии, он убедил царского наместника Андроника, умертвить добродетельного Онию, который укрывался в безопасном месте близ столицы. Подкупленный дарами, Андроник вызвал Онию из его убежища, дав ему клятву о сохранении жизни, и коварно умертвил его; но подвергся сам той же участи, ибо возбудил общее негодование своим преступлением. Не только Иудеи, но и язычники, возроптали на клятвопреступника, и по жалобе первых, Антиох, огорченный смертью праведника, велел предать Андроника достойной казни, на месте его преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава IV Дальнейшие происки Симона и противодействие им Онии ( 2Мак.4:1–6 ). Иасон посредством подкупа занимает первосвященство и вводит эллинистические обычаи в св. городе ( 2Мак.4:7–22 ). Менелай вытесняет Иасона, дав большую взятку царю, и расточает церковные сокровища. Убиение Онии за обличение беззаконий Менелая. Самосуд народа над убийцами Онии. Менелай одерживает верх и становится жестоким врагом народа ( 2Мак.4:23–50 ). 2Мак.4:1 А вышеупоминаемый Симон, сделавшись предателем сокровищ и отечества, клеветал на Онию, будто он сам поощрял Илиодора и был виновником зол. «Вышеупоминаемый Симон…» – III: 4 и д. 2Мак.4:2–4 Благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законов дерзал он называть противником правительства. Когда же вражда дошла до того, что чрез одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства, тогда Ония, видя, что борьба опасна, что Аполлоний , как военачальник Келе-Сирии и Финикии, неистовствует, увеличивая злобу Симона, 2Мак.4:5–6 отправился к царю не как обвинитель сограждан, но имея в виду пользу каждого и всего народа, ибо он видел, что без царской попечительности невозможно мирно устроить дела, и Симон не оставит своего безумия. О последствиях путешествия Онии к царю ничего неизвестно. Из упоминания в 7 ст. о смерти Селевка и удалении Онии в антиохийский город Дафну (33 ст.) – обыкновенно полагают, что он более не возвращался в Иерусалим. Но это предположение очень произвольно, так как убиение Онии последовало не ранее 4–5 года по смерти Селевка, а равно и устранение его от должности Иасоном едва ли последовало тотчас по воцарении Антиоха Епифана. 2Мак.4:7 Но когда умер Селевк, и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии, Об Антиохе Епифане – см. к 1Mak I: 10 . – Иасон Ισων – грецизированная форма еврейского имени Йешуа – Ιησος – Иисус, и это изменение имени, по Иос Археол XII, 5, 1 – всецело принадлежит самому Иасону. 2Мак.4:8 обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII Воцарение Димитрия Селевка ( 1Мак.7:1–4 ). Отправление им в Иудею Алкима и Вакхида ( 1Мак.7:5–11 ). Вероломство их по отношению к благочестивым книжникам ( 1Мак.7:12–18 ). Возвращение Вакхида и Алкима к царю ( 1Мак.7:19–25 ). Поход Никанора на Иудею, сражение при Хафарсаламе, отступление Иуды ( 1Мак.7:26–32 ). Никанор в Иерусалиме и храме ( 1Мак.7:33–39 ). Битва при Вефороне, гибель Никанора и бегство сирийцев ( 1Мак.7:40–47 ). Радость народа ( 1Мак.7:48–50 ) (ср. 2Мак.14,15 ; Ios. Antt. XII, 10, 1–5). 1Мак.7:1 В сто пятьдесят первом году вышел из Рима Димитрий, сын Селевка, и с немногими людьми вошел в один приморский город и там воцарился. «В 151 г.», т. е. э. Сел. – 161 г. до Р. Х. – «Сын Селевка…», т. е. IV-ro с этим именем – Филопатора, старшего сына Антиоха Великого (см. к I:10). – По смерти этого Селевка, сын его – Димитрий – тогда же должен был бы наследовать его трон. Но так как он был тогда заложником в Риме, то правление царством взял на себя его дядя – Антиох Епифан, который пред своею смертью предоставил царство своему несовершеннолетнему сыну Антиоху Евпатору под регентством Филиппа (VI: 14 и д.). Но Димитрий, узнав о смерти Антиоха Епифана, предъявил перед римским сенатом свои права на сирийский трон, – впрочем, безрезультатно, – вероятно потому, что сенат, в интересах Римского государства, нашел более выгодным, чтобы в Сирии правил мальчик, а не самостоятельный муж 22 лет, каким был тогда Димитрий. Однако, спустя некоторое время, Димитрий все-таки нашел случай уплыть из Рима в Сирию на одном из карфагенских кораблей (ср. Polyb. XXXI, 19–23, App. Syr. с. 47; Liv. Epit. XLVI и Justin, XXXIV, 3, 4–9). – «Приморский город», в котором Димитрий воцарился, был по 2Mak XIV: 1 – Триполис. – «С немногими людьми…» – по Полив. XXXI, 22, 11 – с 8 друзьями, 5 слугами и 3 мальчиками. Это показание не станет в противоречие с 2Mak XIV: 1 , где говорится, что Димитрий приплыл с сильным сухопутным и морским войском – μεταπλθους σχυρου και στλου, если допустить, что в первом случае говорится собственно о первоначальной высадке Димитрия в Триполисе, а во втором – о посадке на корабли в гавани этого города с целью овладения царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 114 Аллилуиа. И настоящий псалом есть благодарный Богу, как и предшествующий.(1) (1) Другой говорит, что псалом сей содержит благодарение за возвращение из Вавилона. Или, по словам Феодорита, пророчествует о тех бедствиях, которые причинил Иерусалиму Антиох Епифан. Пс.114:1 .  Возлюбих (Бога), яко услышит Господь глас моления моего. Пс.114:2 .  Яко приклони ухо свое мне, и во дни моя призову Я, говорит, возлюбил Бога (ибо сего не достает, что и должно быть прибавлено); и возвеселился, ибо Он услышал моление мое и приклонил ухо свое, снисходя к немощи моей, как мы сказали и в 16-м псалме, изъясняя слова: приклони ухо Твое ко мне и услышь слова мои; почему и на будущее время я буду призывать имя Господа во все дни жизни моей.(1) (1) Слова Исихия: Кто, по учению в предыдущем псалме, причислился к боящимся Господа, тот теперь от страха перейдя к любви к Богу может сказать: я возлюбил (Его); ибо не всякий может сказать сие, но только усовершившийся и возвысившийся над страхом рабским и достигший духа усыновления. Великого Василия: Не приложено к глаголу: я возлюбил, кого. Но мы должны подразумевать: Бога всяческих; ибо собственно достоин любви Бог, так как достолюбимым ( γαπητν, или γαδν) благом определяют (т. е. Аристотель) то, чего все желает; а такое благо, и первое и последнее есть Бог. Итак, сего-то я возлюбил Бога, Который есть край желаний, и я с радостью воспринял за Него страдания. Какие же страдания, излагает несколько после, как то: мучения смертные, беды адские, и скорбь, болезнь, что все казалось ему приятным по любви к Богу и по упованию на те блага, которые приготовлены страждущим за благочестие. Ибо не против воли и не по насилию и не по принуждению я вступил, говорит, в подвиги сии, но с некоторой любовью и расположенностью я понес тяжести, так что могу говорить: за тебя умерщвляют нас весь день; и: кто разлучит нас от любви Христовой? Посему я возлюбил все сие, зная, что переношу бедствия за благочестие в виду зрителя их и подвигоположника Владыки всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Книга 1 Глава 1 1Мак.1:1 . И было: когда поражал Александр сын Филиппа, Македонский, который вышел из земли Хеттиим, то поразил и Дария царя Персов и Мидян, и воцарился вместо его, предварительно в Елладе. 1Мак.1:2 . И производил многия войны, и овладел многими крепостями, и умертвил царей земли. 1Мак.1:3 . И прошел до пределов земли, и получил добычи от множества народов: и умолкла земля пред ним, и возвысился он, и вознеслось сердце его. 1Мак.1:4 . И составил воинство весьма сильное, и господствовал над странами, и народами, и областями, а оне были ему данниками. 1Мак.1:5 . Но после сего слег в постель, и почувствовал, что умирает. 1Мак.1:6 . И созвал чадцов своих славных, совоспитанников своих от юности, и разделил им царство свое еще при жизни своей. 1Мак.1:7 . А царствовал Александр двенадцать лет, и умер. 1Мак.1:8 . И стали державить чадца его, каждый в своем месте. 1Мак.1:9 . И все возложили на себя венцы по смерти его, а после них – сыны их в течении многих лет, и умножили зло на земле. 1Мак.1:10 . И произошел от них корень греха – Антиох Епифан, сын того царя Антиоха, который был заложником в Риме: и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинов. 1Мак.1:11 . В те дни явились в Израиле сыны законопреступные, и наустили многих, говоря: пойдем, и сделаем завет с народами, окружающими нас, ибо с той поры, когда мы отделились от них, постигли нас беды многия. 1Мак.1:12 . И благовидно было это слово в очах их. 1Мак.1:13 . И воспылали некоторые из народа, и отправились к царю: и он дал им власть вводить учреждения языческия. 1Мак.1:14 . И они построили гимнасион [Игрище нагих потешников] в Иерусалиме по уставам языческим, 1Мак.1:15 . И допустили у себя необрезание, и отступили от завета святаго, и соединились с язычниками, и продались им, чтобы делать худое. 1Мак.1:16 . И было в готовности царство пред Антиохом: и задумал он воцариться в земле Египетской, дабы царствовать в двух царствах. 1Мак.1:17 . И вошел в Египет с ратию великою, с колесницами, и с слонами и всадниками, и с множеством кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Изъяснение псалма 114-го. «Аллилуия». Сын Селевков Антиох, по прозванию Епифан, обременил Иудеев многими всякаго рода бедствиями, и проводивших жизнь разсеянную привел к тому, что преступили они Божий закон; а любители благочестия, ревностно подвизавшиеся за оный, восприяли добропобедные венцы. Сие-то мужество их предсказывается в настоящем сладкопении, а вместе описываются приразившияся к ним бедствия и поданная им помощь Богом всяческих. Пс.114:1 .   Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. Пс.114:2 .   Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». «Яко приклони ухо Свое мне». Пророчество научает их говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего инаго достолюбезнее служить Богу; потому что приемлет моления мои, и удостоивает Своей помощи. «И во дни моя призову». Посему-то во всю жизнь мою буду Его песнословить, и просить у Него споборничества. После сего Пророк описывает множество горестей. Пс.114:3 .   Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя». Под «болезнями» в собственном смысле разумеются болезни раждающей при рождении. Посему в переносном смысле болезнями адовыми называются бедствия, которыя доводят до близости к самой смерти. Поэтому Пророк сказует, что окружены многими всякаго рода опасностями, как бы находясь близ самой смерти, и достигнув до самых врат адовых. «Скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах.» Но, подпав сим опасностям, не покою и разсеянности предался я, и не другия утешения в жизни избрал для себя; но сетуя проливал слезы, и непрестанно молясь, взыскал Божией помощи. Сие всякий точнее может дознать из истории Маккавеев; потому что питомцы благочестия, удалившись в пустыню, томимые голодом и жаждою, умоляли Бога, и получили от Него помощь. Пс.114:4 .   Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. «О, Господи, избави душу мою». Слезно молясь, говорил я следующее: защити, Владыка, и избавь души наши от облежащих зол. Впрочем, дознав опытом великое Его человеколюбие, знал я моляся, что получу просимое. Ибо и сие присовокупил Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010