3. Антиохийский патриархат, незначительный по размерам и весьма бедный в материальном отношении, явил в настоящие дни богатство своего духа. Лишившийся получаемой из России помощи, патриархат, в лице своих возглавителей, а также и паствы, сохранил теплыя чувства благодарности к России и не упускает случая подчеркнуть свою любовь к Русской Церкви и Русскому народу. Такое отношение Патриархов Антиохийских, покойного Гpuropuя IV и нынешнего Aлekcahдpa III, выражающего постоянно свою готовность помочь Русской Зарубежной Церкви в касающихся его вопросах, представляет большую нравственную поддержку Русскому Зарубежью, тем более, что Антиохийский патриархат проявил и проявляет замечательную стойкость в делах обще-церковных и стоит на страже церковных канонов. Антиохийский патриархат успешно развивает свою деятельность в Сирии и Ливии, не стесняемый властями, образовавшегося после Великой войны, нового государства. Раздоры между греками и сирийцами значительно потеряли свою остроту после прекращения разделений из-за выборов нового патриарха после кончины Патриарха Григория, закончившихся утверждением Патриарха Aлekcahдpa III. 4. Иерусалимский патриархат переживает тяжелые дни, как ввиду внутренних раздоров между греками и арабами, так и ввиду общего положения в Палестине. Раздоры национальные, представляющие общее бедствие трех восточных патриархатов – александрийского, антиохийского и иерусалимского – из-за стремления греков иметь в них исключительно греческую иерархию, несмотря на то, что они представляют там меньшинство православного населения, препятствуют уже в течение многих лет правильному течению жизни в этих патриархатах. В настоящее время это особенно остро чувствуется в Иерусалимском патриархате, где новоизбранный Патриарх Тимофей уже в течение нескольких лет не может вступит во все свои патриаршия права, т. к. не признается арабским населением и из-за этого не утверждается государственной властью. Таким образом, при существовании там патриарха, патриархатом продолжает управлять местоблюститель, а патриарх пользуется признанием и имеет влияние лишь на часть клира и паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говорить же о каком-то моем посягательстве или посягательстве России на автономность Антиохийской Церкви прямо смешно, и сам автор не может верить тому, что он пишет, и уже, во всяком случае, такие предположения не могут существовать и не существуют ни у патриарха, ни у митрополитов. Патриарх и из митрополитов, которые говорили со мной вчера по поводу этой статьи, прямо возмущались инсинуациями автора статьи, который, говорят они, враг Патриархии и хочет дискредитировать и погубить ее. Весь этот предшествующий отдел направлен лично против меня, но в последующем, начиная с «нежелающие давать отчета клирики», корреспондент, произведя должное впечатление против меня, уже выставляет все предшествующее как материал против антиохийского духовенства, которое, «забывая все сделанное Россией, пытается дискредитировать русских представителей в Сирии» и доказывает виновность антиохийского духовенства докладами Правительству кн. Гагарина — имя его постоянно повторяется, так как знатное княжеское имя должно произвести впечатление — за каковые доклады духовенство мстит ему. Интересно отметить, что мое имя тщательно скрывается, хотя я и фигурирую очень часто. Корреспондент вероятно намеренно умалчивает его, чтобы оно не ослабило впечатления. Для меня, хотя, как заинтересованное лицо я и могу ошибаться, цель статьи ясна: дискредитировать меня и, что важнее, дискредитировать в России Антиохийскую Патриархию. л. 79 об. л. 80 л. 80 об. л. 81 л. 81 об. л. 82 Патриарх, получивший статью из Москвы от своего настоятеля там архимандрита Антония, и (л. 82 об.) я видел вчера, выразил мне полное свое негодование по поводу этой статьи, говоря, что только враг Антиохийской Патриархии, желающий ее погибели, мог написать такую статью, которая, как он сказал мне, произвела в России крайне невыгодное впечатление. Далее он сказал мне, что архимандрит Антоний хотел написать ее опровержение, но что он телеграфировал ему не делать этого, так как он сам хочет написать официальное опровержение. л. 82 об. Разобрав помянутую корреспонденцию «Нового времени» и высказав мое о ней мнение, имею честь представить Вашему Высокопревосходительству подробный отчет о выдаче субсидии в 1909 году, о каковой выдаче я руководствовался изложенным мною в моих докладах от 21-го октября 1909 г.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Будем также помнить, что в Константинопольской Церкви на ряду с Синодом уже 50 лет существует народный постоянный смешанный Совет, состоящий из 12 членов, 4 архиереев и 8 мирян, избираемых на 2 года на особых собраниях. Совет действует под председательством одного из духовных членов или самого патриарха, когда он присутствует на заседаниях Совета. К ведению Совета относится церковные дела, касающиеся имуществ, школ, разных благотворительных учреждений и т.п. Но кроме того по Уставу Смешанного Совета члены его обязаны обращать внимание и на то, чтобы патриарх прилагал попечение и ревность к хорошему устройству православных святых мест в пределах Турции и к прекрасному управлению их имуществом. Каждый из членов Совета, как и всякий православный христианин, узнав о каких-либо уклонениях клира, должен сообщить об этом патриарху и Синоду, чтобы были приняты необходимые меры. Самая печать употребляемая Смешанным Советом состоит из трех частей. Одна из них находится в распоряжении духовных членов Совета, а две в распоряжении его светских членов. Ключ же от нее находится у патриарха. Членам Смешанного Совета и другим представителям мирян отведена значительная роль и в деле избрания Константинопольского патриарха 65 . Подобно этому в Антихийской Церкви существуют Смешанные Советы во всех ее епархиях, при чем особенное значение естественно получил Смешанный Совет в епархии патриарха в г. Дамаске. Но время патриаршества недавно умершего Мелетия был составлен проект преобразования устройства церковного управления. На ряду с патриаршим Синодом, который под председательством патриарха составляют два епархиальных архиерея (митрополиты), сменяющиеся в известный срок, и два архимандрита или епископа, живущие при патриархе, в Антиохийской Церкви должен быть центральный Смешанный Совет. В состав этого совета входят 4 духовных лица, члены Синода, и 8 светских, из коих 4 представителя православного населения г. Дамаска, а 4 от других епархий. Эти последние избираются всеми 12 епархиями Антиохийской Церкви от каждой по одному, но в заседаниях Смешанного Совета они участвуют лишь в количестве 4 в 3 смены по очереди от каждых четырех епархий. Председательствует в Совете старший из митрополитов по рукоположению, а иногда сам патриарх. Из церковных дел к кругу ведения Совета относятся дела, касающиеся церковного имущества, доходов и расходов всех монастырей и церквей, забота о разных благотворительных учреждениях и вообще о внешнем благоустройстве Церкви. После смерти патриарха Смешанный Совет участвует в избрании его местоблюстителя, а затем и самого патриарха. По отношению к Антиохийской Церкви можно сказать, что вообще в делах церковных значение мирян далеко не мало 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Часть греч. духовенства оставалась на стороне патриарха Никона и осудила вост. иерархов, участвовавших в процессе над ним. В 1666 г. К-польский патриарх Парфений IV низложил Александрийского и Антиохийского патриархов, оставивших свою паству и самовольно уехавших в Москву. Авторитет соборных решений оказался под угрозой. В июле 1667 г. в К-поль отправилось рус. посольство с просьбой к Высокой Порте о признании М. и Паисия Александрийского законными предстоятелями Церквей. Рассмотрение дела было облегчено смещением с престола Парфения IV осенью 1667 г. В янв. 1668 г. рус. послы были допущены в Адрианополь (Эдирне), где донесли просьбу царя до высших османских сановников. В апр. от имени султана «ради дружбы» с рус. государем было объявлено о прощении Александрийского и Антиохийского патриархов и о восстановлении их на престолах. Характерно, что если на место Паисия Александрийского К-польский Синод успел поставить нового патриарха, то в отношении Антиохийской кафедры, неподконтрольной фанариотам, подобный шаг предпринят не был ( Каптерев. 1911). В апр. 1668 г., не дождавшись султанских гарантий, М. со свитой покинул Москву, в авг. достиг Астрахани и вскоре отплыл в Дербент, откуда с большими затратами добрался до Шемахи. Шемахинский хан забрал все имущество М.- меха, дорогие ткани, моржовую кость, пообещав возместить стоимость по сильно заниженной цене (5 тыс. р.). В случае несогласия хан грозил отправить М. к шахскому двору в Исфахан, что было неприемлемо для Антиохийского патриарха, опасавшегося вызвать подозрения османских властей в несанкционированных контактах с иностранными государями и политической нелояльности. М. был вынужден согласиться, но вместо денег получил от хана заемное письмо на указанную сумму. Пробыв в Шемахе 6 недель, патриарх и его спутники переехали в Тбилиси (1 янв. 1669). Пребывание в столице Картли оказалось для них весьма затратным, поскольку Вахтанг V не назначил им постоянного довольствия. В конце зимы (по разным оценкам, 30 янв. или в конце февр.) скончался сын патриарха Павел Алеппский ( Фонкич. 2009; Ченцова. 2014). Неоднократные обращения к шемахинскому хану с просьбой возместить стоимость московских даров оставались безрезультатными: хан обещал расплатиться шелком после сбора следующего урожая.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Остальные вост. патриархи, греки по происхождению, отказывались признавать Г., как и его предшественника Мелетия. Примирение между патриархами состоялось только летом 1909 г., уже после младотур. революции, серьезно пошатнувшей позиции фанариотского духовенства на Ближ. Востоке. Одновременно Антиохийский патриарх примирился с прихожанами Киликийской епархии, где греки составляли большинство и долгое время отказывались принимать митрополита-араба. В изменение ситуации в Антиохийском Патриархате свою лепту внесла и Россия. Российские политики, в частности кн. В. Н. Хитрово, рассматривали возведение на Антиохийский престол патриарха-араба как успех в деятельности ИППО. Г. широко пользовался финансовой и дипломатической поддержкой России и был избран почетным членом ИППО, однако в контактах с русскими он выступал как самостоятельный политик и сумел не поставить Антиохийский Патриархат в зависимость от политических интересов Российской империи. В архипастырской деятельности Г. руководствовался популярной тогда в араб. провинциях идеей «возрождения» (ан-Нахда) христ. духовности среди арабов и улучшения церковного управления. Ему удалось улучшить ситуацию в Патриархате: он добился проведения строгого контроля над церковным имуществом и установил повышенные требования к кандидатам на вакантные архиепископские кафедры. По свидетельствам современников, Г. был одним из самых уважаемых религ. лидеров Сирии: честность, терпимость и благородство характера снискали ему высокий авторитет, в т. ч. и среди мусульман. Он слыл знатоком лит. араб. языка, писал стихи. Патриарх имел также незаурядные познания в философии, математике, истории и логике, знал греческий, немного говорил по-русски и по-турецки. Особое внимание Г. уделял совершенствованию системы образования. При нем открылись мн. новые учебные заведения, успешно действовала семинария при Баламандском мон-ре. С 1909 г. начал выходить ж. «Аль-Ниама», ставший первым печатным органом Православной Церкви на Востоке. Журнал публиковал офиц. церковные документы и обращения, материалы о жизни Церкви, а также статьи разного направления - от научных до литературных.

http://pravenc.ru/text/166719.html

У " отца отцов " дети лишены были — и это очень нередко — не только телесной, но и самой скромной духовной пищи. Вообще все упомянутые патриархи ни в каком отношении не обретались в благоприятном состоянии, для них подлинно наступило " неблагополучное время, " как выражается Досифей.    До 1517 г. Египет, Сирия и Палестина находились под владычеством арабов-мамелюков. И в это время жизнь православных патриархов названных стран была не сладка; а с 1517 г., когда они вошли в состав Турецкой империи, положение этих патриархатов еще более ухудшилось. В этом, впрочем, сами турки очень мало виноваты. С появлением здесь турецкого правления Константинопольский патриарх получил в указанных патриархатах такую власть, какой он не имел раньше. Объявленный, сообразно турецким законам, ответственным главой всех православных христиан империи без различия национальностей, столичный патриарх стал в начальнические отношения к прочим патриархам. Да и могло ли быть иначе? Он отвечал перед Высокой Портой за благонадежность и верноподданническую верность всех подчиненных ему христиан, а в том числе и патриархов; только через него эти последние по всем их делам могли входить в сношения с высшей государственной властью; без его разрешения патриархи не могли приехать в Константинополь и пр. Разумеется, патриарх столицы не мог не воспользоваться и не преминул воспользоваться своим выгодным положением, имея в виду престиж и интересы своего патриаршего престола. В конце концов такие отношения первого патриарха Востока к остальным привели к тому, что не столичные патриархи стали немного чем отличаться от епархиальных архиереев его собственного, Константинопольского патриархата.    Начнем излагать нашу скорбную летопись трех патриархатов. — Сами наименования: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский принадлежат патриархам этих церковных округов лишь с неполным правом. Патриарх Александрийский еще в конце X в. переселился из древней столицы Египта в новую — Каир, и здесь остается по настоящее время, а потому с большим правом мог бы именоваться Каирским. В свою очередь, Антиохийский патриарх уже давно покинул свою прежнюю резиденцию. Во второй половине XIII в. магометане отняли у крестоносцев Антиохию и вконец разорили ее: изгнали жителей, разрушили церкви, изгладив самые следы их, и рассеяли ее христиан по разным странам. После этого происшествия патриархи переселились в Дамаск, где пребывают и в теперешнее время. (Иногда они оставляли и этот город, проживая в Алеппо.) А в знаменитой некогда Антиохии очень долгое время не было ни единой православной церкви. С большим правом носил свое древнее наименование патриарх Иерусалимский, но все же не с полным правом. Дело в том, что в течение двух столетий, принадлежавших к изучаемому нами периоду, этот патриарх имел своей постоянной резиденцией не святой град, а столицу турецкого султана, так что, по выражению одного русского писателя, он был в это время как бы " не у дел, " был номинальным патриархом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Священные воспоминания о давнем духовном и благотворительном общении антиохийского апостольского престола с церковью российской располагают нас к благочестивому и деятельному участию в поддержании сего престола. Первый митрополит киевский Михаил был родом из Сирии, ему отечество наше обязано первым насаждением христианства, первым монастырём Златоверхо-михайловским в Киеве, первыми училищами. Боговенчанные цари России нередко уделяли от сокровищ своих богатые подаяния убогому патриаршему престолу сирийскому. Один из антиохийских патриархов способствовал вместе с прочими тремя учреждению патриаршества в Москве, другой принимал деятельное участие в успокоении церкви российской в 1667 году и пр. Меры к поддержанию антиохийского престола и всей церкви сирийской предлагаются такие, каких требует настоящее состояние их. 1 . Предполагается возвратить антиохийскому престолу прежнюю его независимость наравне с престолом иерусалимским. Для достижения сей цели должно бы: а) склонить константинопольского патриарха и его синод к соблюдению канонического правила касательно свободного избрания антиохийских патриархов из тамошнего клира собором сирийских архиереев и почётных христиан; б) в духе братолюбия и ревности к соблюдению канонов церкви сообщить антиохийскому патриарху Мефодию и всему освящённому собору его архиереев через посредство Великой церкви, что избрание патриархов антиохийских отныне должно совершаться на месте законным порядком; в) возложить на российское генеральное консульство обязанность предупреждать партии и способствовать, сколько возможно, мирным совещаниям сирийских архиереев об избрании патриарха тотчас по смерти его блаженства Мефодия; г) назначение самим Мефодием преемника себе тогда только, когда с его волей будут согласны все архиереи и почётные христиане; д) берат, утверждающий новоизбранного патриарха главой православной нации в Сирии, взять от Порты и выслать в Дамаск не через константинопольского патриарха, а через поверенного в делах от антиохийского престола;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [лат. Hippolytus, Ippolitus] (III в.?), мч. Антиохийский (пам. зап. 30 янв.). Память И. отмечена в древнейших церковных календарях: в Сирийском Мартирологе (411) под 30 янв. говорится: «...в городе Антиохии Ипполита»; в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 29 янв. отмечена память «Ипполита, епископа из древних», а под 30 янв.- «в Антиохии мученичество св. Ипполита». И. Делеэ в комментарии к Иеронимову Мартирологу высказал предположение, что под обеими датами поминается И., мч. Антиохийский, и предложил объединить под 30 янв. обе календарные заметки. Добавление «из древних», по мнению Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшена, указывает на то, что речь идет об одном из мучеников, пострадавших до гонений при имп. Диоклетиане (284-305), о к-рых рассказывалось в утраченном сочинении Евсевия , еп. Кесарийского (MartHieron. P. LXVI-LXVII). Кроме того, в сохранившемся на сир. языке (Brit. Lib. Add. 12150, 411 г.) Похвальном слове всем мученикам (BHO, N 700; CPG, N 3493), приписываемом Евсевию, среди малоизвестных мучеников назван «воздержанный старец Ипполит». Т. о., И., вероятно, пострадал в Антиохии во II-III вв. В 1-й пол. IX в. память И., пострадавшего в Антиохии, была внесена под 30 янв. в Мартиролог Флора Лионского, а затем в т. н. Малый Римский Мартиролог ( Quentin. 1908. P. 327, 417). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) И. Антиохийский представлен как последователь новацианской схизмы, который затем раскаялся и принял мученическую кончину (PL. 123. Col. 224). Эти сведения были заимствованы из эпиграммы еп. (папы) Римского Дамаса I ( Damasus. Epigrammata. 37), посвященной Ипполиту , мч. Римскому (пам. 13 авг.); эпиграмма была найдена в усыпальнице мч. Ипполита в Риме. Смешение И. и мч. Ипполита Римского перешло в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 709) и получило дальнейшее распространение в зап. традиции. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезарь Бароний окончательно отождествил 2 мучеников, внеся в календарную заметку об И. (MartRom. P. 40) указание на пресвитерский сан из гимна испан. поэта Пруденция, относящееся к Ипполиту Римскому ( Prudent. Perist. 11).

http://pravenc.ru/text/673787.html

По окончании молебна к митрополиту Антонию и присутствующим обратился митрополит Филиппопольский Нифон. Иерарх, в частности, передал благословение Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за внимание к нему лично и к подворью Антиохийской Православной Церкви, а также поздравил присутствующих с престольным праздником. На молитвенную память владыка Нифон вручил митрополиту Антонию святую панагию. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Антоний передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В память о совместном богослужении председатель ОВЦС вручил митрополиту Филиппопольскому Нифону святую панагию. После богослужения на подворье Антиохийской Православной Церкви состоялся праздничный прием, на котором, в частности, присутствовали представители дипломатических миссий, аккредитованных в Москве. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru , грецька за темою В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами престольне свято – Церква – –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6045641...

" При вышеуказанных обстоятельствах Общество могло открыть до 1900 г. лишь 23 школы в Палестине.    В отчете Общества за 1896 г. говорилось: " Вот что сделали мы: мы бросились в воду, " чтобы спасти брата, но нелегко это, когда и вода глубока, и утопающего отпихивает от берега стоящий подле вас». " Ввиду этого и других побуждений Палестинское общество с 1895 г. решилось расширить круг своей деятельности, включив в нее Антиохийский патриархат или Сирию. Обстоятельства благоприятствовали указанному намерению. Патриарх Антиохийский Спиридон и многие митрополиты патриархата обратились к Палестинскому обществу с предложением принять на себя попечение о школах патриархата. Один из этих митрополитов, просивших Общество принять школы под свое покровительство, писал, что Палестинское общество, " несомненно, устроилось по внушению Св. Духа. " Предложение принято было с радостью. Приятно действовать в согласии и единодушно! Общество, распростирая свою деятельность на Антиохийский патриархат, знало, что оно в этом случае найдет себе поддержку, ободрение и сочувствие в высшем духовенстве, единоплеменном с народонаселением Сирии; оно понимало, что и население это отнесется к делу более сознательно и деятельно здесь, чем в Палестине, так как православные арабы Сирии развитее и не подавлены так материальной нуждой, как их собратья в соседнем патриархате. Вообще Общество надеялось и надеется, что успех его деятельности в Сирии отразится благотворно и на его деятельности в Палестине, потому что в политическом и этнографическом отношении Сирия первенствует перед Палестиной. Дело Палестинского общества в Антиохийском патриархате пошло очень успешно. Уже в 1897 г. из числа 13 епархий, входящих в состав этого патриархата, Общество имело свои учебные заведения в шести: Дамаской, Тиро-Сидонской, Селевкийской, Эмесской, Триполийской и Бейрутской. Правда, как и во всяком другом трудном предприятии, оно встретилось с некоторыми осложнениями. Например, ввиду более развитого населения требовались бы не одни первоначальные школы, а и средние, каких Общество открывать еще не может; но, несомненно, подобного рода осложнения не могут парализовать его деятельности. Насколько успешно идет развитие школьного дела в Антиохийском патриархате, видно из того, что к 1900 г. русских училищ здесь было уже 42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010