В начале XVIII в. кроме патриаршей кафедры насчитывалось 19 архиерейских кафедр. Правда, в цветущие времена этот патриархат имел до 200 епархий, но и указанное число нужно признать значительным, если возьмем во внимание, что Сирия уже давно подпала под власть иноверцев, но нехристиан. В середине XIX в. здесь же встречаем 4 митрополитов (один из них, Илиопольский, был титулярным и управлял Антиохийским подворьем в Москве), 9 архиепископов (из числа которых Пальмирский — титулярный, жил в Бухаресте и управлял там монастырем, принадлежащим Антиохийскому патриархату). Достойно замечания, что все эти архиереи, за исключением титулярных, жили не при патриархии, как было в Иерусалиме, а непременно в своих епархиях, являясь действительными пастырями душ христианских. Следует упомянуть еще, что Антиохийская епархия, ввиду незначительности ее православного населения, была присоединена в качестве приписной к Лаодикийской митрополии. В 90-х гг. XIX в. архиерейских кафедр в патриархате числилось 16 и все они были замещены; кроме того, при патриархе находилось двое титулярных митрополитов — Пальмирский и Вострийский. Сонм архипастырей в патриархате, значит, был представлен изрядно и жил с паствой и при ней, сообразно канонам. Православное народонаселение в патриархате, чем дальше шло время от XVI в., тем больше падало в численности и только с середины XIX в. стало заметно возрастать. В XVI в. одна восточная часть патриархата насчитывала еще столько православных, сколько в XVIII в. осталось их в целом патриархате. В это время, а именно в начале XVIII в., в самой резиденции патриархата, Дамаске, число православных сократилось до 400 человек. К концу же XVIII в. некоторые страны Сирии так обеднели православным населением, что " во многих епархиях, " когда умирал архиерей, никто не хотел быть ему преемником. В 50-х гг. XIX в. количество всех православных жителей патриархата не превышало 70 тыс. Затем оно возросло до 80 тыс., а в настоящее время, по одним данным, достигает 160 тыс., а по другим — даже 200 тыс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Дорогой владыка! Вы — свидетель верности истине на протяжении уже стольких лет. Господь да укрепляет и благословляет Вас в Вашем служении вместе с замечательной общиной этого московского храма, для которой Вы являетесь добрым пастырем и отцом». Владыка Нифон поблагодарил за молитвы прихожан подворья, а также делегацию из Ливана, пожелав им благословенного паломничества к святыням русской земли. После богослужения на подворье Антиохийской Православной Церкви состоялся праздничный прием. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , за темою В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами престольне свято – Церква – –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5478365...

— Здесь высокое качество лечения, есть все необходимые специалисты, очень доброжелательная, теплая атмосфера. И Джуди очень любит сюда приезжать, даже когда у нее нет процедур, — говорит тетя девочки, Нура Хатаб. — Это очень важно для ее лечения. С 2018 года пострадавших от военных действий и их последствий сирийских детей привозили на лечение в Москву в Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения. Эта работа началась по благословению предстоятелей Русской и Антиохийской Православных Церквей. Но инициатива создания именно Реабилитационного центра в Дамаске при Подворье Русской Церкви принадлежит митрополиту Будапештскому и Венгерскому Илариону (до 7 июня 2022 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата). А все организационные вопросы по его созданию взял на себя благотворительный фонд «Познание». — У каждого из наших пациентов своя трагичная история, — рассказывает генеральный директор центра доктор Хасан Нас-Аллах. — Кто-то попал под обстрел, у кого-то взорвалась в руках подаренная неизвестным прохожим или подобранная на улице игрушка, кто-то наступил на мину. У нас сейчас лечатся два десятилетних мальчика. Их было трое друзей, они зашли в какое-то помещение рядом с аэропортом и подорвались на мине. Один ребенок сразу погиб, второй остался без рук, а третий потерял ногу и полностью зрение. И это не единственный случай. Утрата одной или нескольких конечностей, потеря зрения, травмы позвоночника, проблемы со слухом и речью после сильнейшего психологического шока от взрыва и гибели у них на глазах родителей или близких людей — таков неполный перечень диагнозов юных пациентов. Сегодня с ними работают лучшие сирийские врачи, имеющие богатый опыт лечения разного рода проблем, травм, нарушений здоровья, в том числе и в боевых условиях. Центр укомплектован необходимой аппаратурой, а если у местных медиков возникают какие-то вопросы, связанные со сложными случаями, к ним на помощь всегда готовы прийти российские коллеги.

http://patriarchia.ru/db/text/5943448.ht...

Но уверенность царя выхлопотать у патриархов через волошского воеводу разрешение для Паисия не оправдалась, Досифей никак не соглашался вторично дать Паисию разрешение и умер с убеждением, что Лигарид был латынник 28 . 4 мая 1672 года велено было, по указу государя, отпустить Паисия из Москвы в Палестину через Киев, причем ему дано было 300 рублей деньгами, 12 подвод до Киева, палатка в 5 рублей, полу б казенный, обитый кожею, а его людям – пяти человекам, по аглицкому сукну да по киндяку 29 ; да ему ж, митрополиту, из иконной дано пять образов окладных, «а книги, которые он, митрополит, писал, и на Симоновском подворьи хоромы и сад его, и всякое строенье приказал (государь) беречь Посольскаго приказа переводчику Миколаю Спатарию, а прощальную Иерусалимскаго патриарха грамоту из Посольскаго приказу отдать ему, митрополиту, с роспискою». Но в тот же день указом государя Паисий опять был задержан в Москве и отпущен был в Палестину через Киев 13 февраля 1673 года, причем ему на отпуске всего дано было в половину против прежней дачи, а его хоромы велено было занять переводчику Спафарию «и переводить греческие и латинские книги и писать греческой и словенской и латинской лексикон». Отправляясь из Москвы, Паисий писал государю благодарственное письмо, в котором заявлял, что если его найдут достойным для какой-нибудь царской службы, то он будет верно служить, чтобы по силе своей заплатить за многоразличное царское милосердие. Просил еще царя утешить его на путь, чтобы он мог удобно совершить его в старости, просил и одежду патриаршую, которую много раз обещал ему государь, и в заключение снова просит государя поручать ему все, что может послужить на пользу Соборной Церкви, к службе царской и всей палаты, и обещается возвратиться по первому царскому повелению. Очевидно, поездка Паисия на Восток, которую он сам считал только временною, была предпринята им с целью уладить свои личные дела – получить себе окончательное разрешение, которого в другой раз ему уже не давали, несмотря на все хлопоты об этом царя. Именно с целью заручиться расположением патриархов он выпрашивает у царя иконы, чтобы поднести их патриархам в подарок; с этой же целью он просит у государя патриаршее облачение и берет с собой присланную ранее разрешительную грамоту Досифея. Но Паисий, приехав в Киев, изменил свое намерение ехать на Восток немедленно. Как видно, он получил оттуда неблагоприятные для себя известия и потому решился остаться в Киеве. Но когда киевские воеводы донесли государю, что Паисий остался в Киеве и на Восток скоро ехать не хочет, и просили на этот счет распоряжения государя, то к воеводам последовал царский указ: без особого царского указа никуда не отпускать Лигарида из Киева, «а буде он похочет к кому за Днепр, или с гречаны в Царьград писать ка-кия письма», тех писем ни под каким видом не отсылать, а следить за ним и его перепиской «всякими мерами накрепко» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Вот так их и воспитывали: самой атмосферой в доме, отношением друг к другу, тщательностью во всем, молитвой, трудолюбием, самоотвержением. Потом уже, когда дети подросли, тетя Валя так и оставалась такой рачительной. Стала ездить с дядей Славой в Антиохийское подворье петь за службами. А если кто в храм какие-то вещи принесет, узнавала, где есть многодетные семьи, испытывающие нужду, могла еще сама и поехать куда-то на другой конец Москвы – отвезти большие сумки с пожертвованным. Никогда не считалась со своим здоровьем. Очень жертвенный человек. Потом у нее случился инсульт, после первого она восстановилась, но через год инсульт повторился. И тогда она уже слегла, ее парализовало. Для дяди Славы это был удар. Он тогда ушел в затвор. Постоянно молился. Только выйдет, посидит рядом с женой. За ней тогда отдельно женщина ухаживала. А сам дядя Слава через какое-то время очень быстро сгорел – буквально за месяц – от рака. Это было, уже когда сыновья служили в храмах. Никогда не доказывал свое превосходство над другими После школы мы с Женей вместе поступили в училище при Академии медицинских наук. Три года отучились. Потом он еще недолго лаборантом поработал. На это время пришлись его занятия карате. Тогда, в конце 1970-х, это только входило в моду. Потом он пошел в армию, где, кстати, сам организовал секцию и учил желающих этой японской технике защиты и нападения. Но сам он был очень жалостливый. В этих спаррингах для него ударить кого-то было то еще испытание. Тяжелее всего давалось. Действовал с большой осторожностью, чтобы не навредить. Он и в спортивных играх не был никогда азартным. Сам процесс – шайбу погонять – мог его увлекать, но так, чтобы во что бы то ни стало победы добиваться, доказывать свое превосходство над другими, – никогда. Протодиакон Евгении Трофимов В нем не было самолюбования. Напрочь эта хворь тщеславия отсутствовала. Хотя он и был в отца – очень красив. Следил за собой, – это от мамы: всегда был во всем чистом, наглаженном – даже стрелки на брюках заутюживал, ботинки до блеска начищал, – он просто так был воспитан.

http://pravoslavie.ru/130599.html

1)       стремление нового главы РПЦ усилить ее влияние в мире; 2)       установление сотрудничества РПЦ с руководством России и государственными структурами, в том числе с МИДом; 3)       рост авторитета России на международной арене, что проявляется и в уважении к РПЦ со стороны официальных властей, которым она пользуется; 4)       выезд на постоянное место жительства за рубеж большого числа россиян, которые на чужбине начинают испытывать потребность в духовном общении, в том числе в окормлении Церковью, что требует строительства и открытия новых приходов. В результате РПЦ к настоящему времени приобрела черты влиятельного фактора мировой политики. РПЦ на международной арене блюдет не только собственные интересы, но и в сферах, допустимых ее Уставом, представляет интересы государств, находящихся на ее канонической территории, то есть там, где прочие Церкви или какие-либо христианские конфессии не могут осуществлять свою деятельность без согласования с церковными властями этой территории. Активизация деятельности РПЦ не обошла и Арабский Восток. Еще в 2001 г. присутствие РПЦ на территории арабских стран было незначительным: в Дамаске (Сирия) функционировало представительство, в Александрии, Каире (оба — Египет) и Бейруте (Ливан) — подворья, а в Марокко и Тунисе — ставропигиальные, то есть подчиняющиеся напрямую патриарху, приходы. Теперь же на территории арабских стран функционируют около десяти храмов РПЦ. Подворье в Каире было преобразовано вПредставительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. При этом предстоятели Православных Церквей — Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской — оказывают содействие строительству на их канонических территориях храмов РПЦ. Благодаря росту авторитета РПЦ по инициативе короля Иордании Абдаллы II в июле 2006 г. России на территории религиозно-археологического заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» (Эль-Магтас) был передан земельный участок площадью 1 га в бессрочное и безвозмездное пользование. В 2007 г. российская сторона приняла решение о строительстве на этом участке странноприимного дома РПЦ для размещения паломников, который был открыт в июне 2012 г. президентом В.В. Путиным во время его визита в Иорданию.

http://bogoslov.ru/article/3682170

«Расстрижение»афонских иноков одесскими чиновниками происходило с применением физической силы. Очевидец так описал»процесс переряжения монахов в обычных мирян»под руководством околоточных и помощника пристава:«Добираются до так называемого»парамана»   , и разыгрывается там сцена.«Нет, — твердо заявляет имяславец. — Этого я не дам, поклялся пред Богом всю жизнь носить его». Но в ответ следует распоряжение»снять», и четыре дюжих руки освобождают монаха от последнего доказательства его принадлежности к монашеской братии»   . Расстриженные монахи из тех, кто не угодил в тюрьму, были»направлены по проходным свидетельствам в мирском одеянии для водворения на родину по местам прописки»   . Некоторые возвращались на родину в подрясниках, обрезанных выше колен: в таком виде они напоминали»бывших людей»   . Расстригая афонских иноков и снимая с них монашеские одежды, одесские чиновники исполняли Определение Святейшего Синода за 5967 от 6–9 июля 1913 года: согласно этому Определению, признанными в монашеском звании могли быть только те иноки, которые получили постриг в России, до отправки на Афон; постриг, полученный на Афоне, вообще не признавался. Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 года, согласно которому»русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей»   . Синод распорядился не допускать высланных афонцев в монастыри и запретить носить монашеские одежды; постриженных в России или впоследствии признанных Синодом было решено направить в Одесские подворья афонских монастырей   . Эти инструкции и были исполнены одесскими гражданскими чиновниками. За ходом операции по расстрижению афонских иноков наблюдал направленный в Одессу 11 июля директор канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода В. И. Яцкевич. Согласно газетным сведениям, Патриарх Константинопольский Герман, один из виновников»афонской трагедии», направил в российский Синод протест против превращения изгнанных с Афона иноков в мирян   , однако в данном случае Синод предпочел проигнорировать мнение Константинопольского Патриарха, а также присоединившихся к этому мнению Патриархов Иерусалимского и Антиохийского   . Впрочем, канцелярия Святейшего Синода опровергла сообщения газет о протестах Патриархов   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Но это, однако, не отнимает у нас возможность и не отнимает у нас, что самое главное, нашей ответственности перед Богом за тех людей, которые страдают в других странах. Если Святейший Патриарх нас всех с вами призывает помогать этим действительно страждущим людям, то нам следует обратить на это большое внимание. Слава Богу, что сейчас в нашей стране все же мирная и в достаточной степени спокойная жизнь. Может быть, не везде ее можно назвать благополучной, но, однако, можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, кровопролития в нашей стране нет, и нам нужно обращать внимание на тех людей, которые сейчас страдают от того, что неминуемо связано с войнами и гражданскими конфликтами. Конечно же, это не отменяет того факта, что нам нужно помнить и заботиться о тех людях, которые находятся рядом с нами, о тех людях, которые страдают здесь и сейчас, но одно другому не мешает, и я думаю, что одно другому только способствует и свидетельствует о нас как о христианах.  Еще один у нас есть звонок.  -Добрый вечер, вы в эфире. - Добрый вечер. Меня зовут Сергей Павлович, звоню из Москвы. - Да, здравствуйте. - Полностью поддерживаю инициативу помощи Антиохийскому патриархату, памятую даже о том, что в безбожные советские годы на Антиохийском подворье можно было крестить детей без паспорта. Это было очень важно, и антиохийцы нам в этом смысле помогали, но, что касается конфликта в Сирии, здесь нужно учитывать еще один фактор: много русских девушек были просто соблазнены мусульманами- сирийцами, которые увозили их, переводили там в ислам, говорили: вот, если примешь ислам, будут тебе такие блага и здесь рай тебе на земле. А вот сейчас, после того как Сирия пришла в состояние разрухи, многие эти девушки вернулись в Россию, да еще и с детьми, а раньше даже если она сама и не хотела принимать ислам в Сирии- я сам знаю такие случаи- то уж детей никак нельзя было в мусульманских семьях воспитывать по-христиански. Поэтому дети, благодаря этому конфликту, были ограждены от насильственного перехода в магометанство, в том числе и их матери.

http://radonezh.ru/text/my-ne-mozhem-dos...

Раскрытие истории, наследия и перспектив цивилизационного взаимодействия на Святой Земле, выявление вклада России в культуру народов Израиля и Палестины – таковы задачи предлагаемого читателю научно-документального издания «Россия в Святой Земле». Издание восполняет важные пробелы в отечественной историографии, восстанавливая сложную и противоречивую картину русского политического, духовного, научного и гуманитарного присутствия на Ближнем Востоке. Наши знания углубляются и расширяются с каждым новым поколением исследователей, с новыми источниками и документами, с новым взглядом и новой концепцией. На каждом этапе изучения и осмысления наступает рано или поздно время, когда достигнутые результаты в свете новых задач и открытий оказываются недостаточными. В научном плане наша задача – обеспечить тот уровень научной полноты, аналитической и документальной фундированности, при котором те, кто придут за нами, могли бы уверенно и обоснованно продолжить работу, не зачеркивая и не отвергая сделанного, но достраивая и расширяя то, на чем остановились мы. 2 Ямилинец Б.Ф. Россия и Палестина. Очерк политических и культурно-религиозных отношений (XIX – начало XX века). М., 2003; Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие на Ближнем Востоке в XIX – нач. XX века. М., 2006; Его же. Москва – Иерусалим. Из истории Московского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. М., 2012; Его же. Подворья ИППО в Иерусалиме. М., 2012; Панченко К.А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия: 1516–1831. М., 2012; Его же. Православные арабы. Путь через века. М., 2013; Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты в политике Российской империи. 1830-е – начало XX века. М., 2013; Смирнова И.Ю. Митрополит Филарет и Православный Восток. Из истории межцерковных связей. М., 2014; Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX века: церковная политика на Православном Востоке. Т. 1–2. М., 2015 (в печати). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Со мною он посылает графу Протасову подробное известие об избиении 250 хасбейских православных христиан коварными друзами в прошлом году. Митрополит Неофит не любит греческих архиереев в Сирии за их корыстолюбие и холодность к туземным христианам. Он прав. Будет ли этот архиерей антиохийским патриархом по смерти Мефодия? Бог весть. Нерасположенность турок к архиепископу Фаворскому Иерофею за то, что он был в России, не пророчит возвышения митрополиту Ливаногорскому. По-моему, этих-то иерархов, посветлевших в России, и надлежало бы возводить на патриаршие престолы. [Но наша политика так темна, как темны лестница и коридоры в министерстве иностранных дел, которые даже среди белого дня освещаются тусклыми лампами (sic)]. Я в Петербурге. 19, Суббота. Сегодня пред вечерней я приехал в Петербург. На синодальном Митрофановском подворье не дали мне прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом 11-го октября. Тут архиепископ курский Илиодор с своею челядью раскинулся широко и ясновельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келья и в Александро-Невской лавре. Так отеческое начальство заботится о своем избраннике, которого само послало на Восток! Идя по лавре в келью доброго товарища моего по академии, архимандрита Аввакума, я повесил свою голову, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова [Евангелия] Христовы: лиси язвины имут, сын же человеческий не имать где главы подклонити 138 . В архимандрите Аввакуме я нашел прежнее добродушие и дружелюбие. Уста наши говорили от избытка сердца. 20, Воскресенье. Птицы небесные имеют свои гнезда, звери лесные и полевые свои логовища; даже у червячков есть свои норки. Один я не имею своего уголка. Боже мой! Когда Ты посылаешь ангелов, этих служебных духов, на служение людям, они верно исполняют волю Твою, но, исполнив ее, возвращаются в свои обители, кои Ты дал им по милости и правде Твоей. Эту истину знают просвещенные начальники мои. Но почему не руководствуются ею? [Или потому, что забывают ее в своих небедных [раззолоченных] теремах, или потому что ангелы летят всегда мимо этих теремов; и живущие в них не получают от них святых внушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010