546 На эти именно правила указывал и Российский Святейший Синод в своем послании к Анфиму, патриарху константинопольскому, по делу Амвросия (Вот что, между прочим, гласит 2-е правило антиохийского собора: «… аще кто из епископов, или кто из клира, окажется сообщяющимся с отлученными, да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковномь»). Приведем здесь и подлинные слова синодального послания к патриарху Анфиму, где Св. Синод выражает сущность учиненной Амвросием вины, за которую признает его подлежащим цервовному суду: «Известным сделалось нам, что некий епископ Амвросий, удаленный от управления боснийскою епархией в пребывании в Константинополе под кровом милосердия патриаршего вселенского престола, внезапно сделавшись и непокорен, и неблагодарен, без благословения вашего святейшества удалился в Буковину и там вошел в общение с людьми подобно ему, непокорным, которые, упорно держась некоторых несогласных с церковью обрядов, отлучили себя от нее и хуления на нее возносят, а потому и святою церковью от общения отлучены и постановлением московского собора, дата 1667-го, которое и восточными блаженнейшими патриархами Паисием аленсандрийсим и Макарием антиохийским и другими от свещенного чина восточной церви утверждено, и неблагословенный оный у неблагословенных священная действовать начал. Мудрость ваша не требует от нас изъяснений, какой суд на таковых неправедных, нарушающих мир церковный, делателей изрекают священные правила, и особенно десятое св. Апостол, 2-е антиохийского и 35-е лаодикийского соборов». («Посл. Св. Син.» от 30 июня 1847 года; см. «Сбор. Кел.» ч. 2, стр. 287.) Здесь, в указании последнего правила, издатель, очевидно, допустил ошибку, так как 35-е правло лаодикийского собора не имеет отношения к Амвросию: вместо 35-го нужно, очевидно, читать 33-е правило, которое гласит: «… не подобает молитися с еретиком или отщепенцем», и с правилами 10-го апостольского и 2-го антиохийского соборов имеет действительно один смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Догматическая основа спора    В истории несторианского спора нужно выяснить А) основной смысл этой смуты и Б) её побочные осложнения.    Что арианство было продуктом особенностей антиохийского богословского направления, это можно основательно доказывать ссылкою на личные отношения выдающихся деятелей арианства к Антиохии; но нелегко угадать, какие элементы в самой арианской доктрине были порождением антиохийской школы. Зависимость несторианства от антиохийского направления нетрудно доказать и тем и другим способом. Личное отношение Нестория к антиохийцам всем известно. Последние сами признавали свою солидарность с Несторием: за его дело против Кирилла александрийского стал in corpore целый антиохийский патриархат. Внутреннее сродство несторианства с антиохийским богословием может быть подтверждено какими угодно доказательствами: в учении Нестория очевидно преемство идей и научных приемов антиохийского направления, и Феодор мопсуэстийский в своей системе представляет лучший комментарий к отрывкам из Нестория.    Ближайшее к Несторию поколение свое отвращение к его учению перенесло и на самую его личность. Со злобою, с ужасными легендами оно проводило в могилу эту трагично сложившуюся жизнь. Сохранилось, однако, несколько данных, которые позволяют смягчить слишком густые тени, в каких изображается и личность Нестория и даже его учение.    Этот константинопольский патриарх был совсем не поверхностный ученый и талантливый проповедник: за последнее ручается тот факт, что одна из его проповедей некогда приписывалась Иоанну Златоусту, (другая издана была с именем Златоуста в новейшее время, в 1839 г., и считалась принадлежащею ему до 1905 г.). Что это не был характер низкий, за это ручается тот факт, что его бывшие приверженцы, восточные епископы, покидая его исторически погибшее дело, все же сохраняют уважение к его личности: решившись оставить его непобедное знамя, они считают все же своим нравственным долгом написать Несторию прощальное письмо, почтительное, прочувствованное. А знаменитый Феодорит кирский после того, как истощены были все усилия склонить к единению с церковью одного почтенного митрополита, непреклонно преданного Несторию, решился на последнюю меру: он обратился к самому Несторию с мольбою – повлиять нравственно на этого митрополита, убедить его, для блага его любившей паствы, оставить борьбу за имя Нестория. Оправдал ли эти ожидания Несторий, неизвестно. Но хорошо уже то, если люди, его близко знавшие, способны были в таком направлении ошибаться относительно его характера, могли предполагать в нем такое великодушие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Муравьеву 131. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 132. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 133. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 134. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 135. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 136. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 137. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 138. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде 139. Определение Св. Синода 140. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 141. О помощи Сайданайскому женскому монастырю близ Дамаска. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 142. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 143. Письмо митрополита Московского Филарета к посланнику в Константинополе В.П. Титову 144. Расписание вклада в обители и церкви, с прошением поминовения о упокоении души раба Божия Давида и сродников 145. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 146. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 147. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 148. Письмо А.Н. Муравьева к игумену лавры Св. Саввы Освященного Иоасафу 149. Послание митрополита Амидского Макария к Св. Синоду 150. Письмо А.Н. Муравьева к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили 151. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 152. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Иерусалимскому Кириллу 153. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 154. Грамата патриарха Иерусалимского Кирилла к А.Н. Муравьеву 155. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 156. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 157. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 158. Донесение митрополита Московского Филарета обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову 159. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мало того, избиения христиан мусульманами сделались после этого весьма частым явлением в Аз-Забедани и в город, во избежание резни между разноверным населением, были стянуты войска. Наконец, на основании донесения дамасского вали о событии в Константинополь, министр юстиции и исповеданий прислал Антиохийскому патриарху Григорию I40; циркуляр, в котором Аз-Забеданский инцидент был совершенно извращен, православный митрополит Герман за свое скромное и законное намерение повесить колокол на христианском храме был обвинен в возбуждении беспорядков, в нарушении духа единения и согласия между нациями, лишен мусульманскою властью канонического права визитации своей епархии и даже обвялен заслуживающим низложения... Такова религиозная терпимость младотурецкого конституционного правительства и таково его уважение к вероисповедным правам христиан! Столь грубого нарушения свободы и независимости автономной Антиохийской церкви не было даже и при «кровавом» султане Абдул-Гамиде! Печальнее всего то, что митрополит Герман около двух лет пребывал в разлуке с своею Аз-Забеданскою духовною паствою и тщетно взывал ко всем ревнующим об успехах православия в Сирии, чтобы они поддержали его в справедливых домогательствах на пользу православной Аз-Забеданской паствы, а его самого защитили от издевательств и насмешек со стороны фанатичных мусульман, торжествовавших поражение православия в лице достойного и преданного Церкви иерарха. Обращаясь к характеристике внутреннего быта Антиохийской церкви, необходимо прежде всего отметить важную перемену в составе высшей ее иерархи, происшедшую в конце XIX века. Дело в том, что Антиохийский патриарший престол в течение почти двух последних столетий замещался патриархами – греками, тогда как господствующее население в стране составляют спро-арабы 6 . Создалась даже особая традиция на основании многочисленных фактов прошлого, допускавшая участие других восточных патриархов, особенно Константинопольского и его священного синода, в избрании новых патриархов автокефальной Антиохийской церкви, бывали в прошлом и примеры избрания антиохийских патриархов не из состава местной иерархии, а и из среды иерархов других восточных патриархатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Александрийцы тоже упорствовали. Споры и разделения продолжались. Египетское правительство обратилось к Высокой Порте, и султан приказал Константинопольскому Патриарху назначить своего кандидата. Таким образом, власть Вселенского Престола и закончила спор. Поставлен был на Александрийскую кафедру выдающийся иерарх, уже бывший до того времени на Константинопольской кафедре, Софроний IV (1870–1899) 22 . Антиохийский Патриархат. В турецкий период (с XVI в.) здесь сохранился обычай местного избрания Патриархов и именно из арабских клириков, но воля церковного Константинополя всегда была, так сказать, на пороге вмешательства. Известный Патр. Макарий (1648–1672), участник в суде над русским Патр. Никоном, оставил по себе преемником молодого, 20-летнего внучатого племянника Кирилла. Синод Константинопольского Патриарха, узнав об этом, поставил с своей стороны другого Патриарха в Антиохию – Неофита. 25. Тогда Кирилл поехал объясняться перед Константинопольским Синодом. Его самоличная апелляция имела успех. Он был признан в его сане, но и Неофит оставлен рядом с ним в звании Патриарха Антиохийского. Конечно, это породило дальнейшие споры и послужило соблазном для новых попыток двоевластия. 26. Клирики Митрополии в Алеппо захотели иметь своим владыкой монаха Афанасия, которого отверг Патр. Кирилл. Тогда они апеллировали к Вселенскому, и тот Афанасия поставил Митрополитом, а Кирилла низложил. Патриархат через это ввергнут был в прискорбные и очень вредные распри, использованные латинской пропагандой для успехов так называемой Сирийской унии... 27. Смута продолжалась. Местный летописец сообщает: «Алеппинцы по злости и упорству восстали против Антиохийского Патриарха Сильвестра (1724–1766 г.) и, истратив много денег, принесли на него жалобу Высокой Порте, а потому освободились от подчинения ему». Такая жалоба равносильна апелляции ко Вселенскому Патриархату, ибо дело по принадлежности поступало к Константинопольскому Патриарху с его Синодом. Поэтому, летописец и добавляет, «это произошло через Паисия, Патриарха Константинопольского, и Хрисанфа Иерусалимского, который не любил Сильвестра».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла архиепископу Филиппопольскому Нифону с 25-летием архиерейской хиротонии 11 ноября 2013 г. 14:00 Святейший Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Филиппопольского Нифона , представителя Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, с 25-летием архиерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Нифону, архиепископу Филиппопольскому, представителю Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, настоятелю Антиохийского подворья в Москве Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Сердечно поздравляю Вас с 25-летним юбилеем архиерейской хиротонии. С юных лет трудясь на благо Церкви Христовой и развивая ниспосланные Вам Богом обильные духовные дарования под водительством Вашего приснопамятного наставника — митрополита Нифона (Саба), Вы являли себя пред Господом делателем неукоризненным (см. 2 Тим. 2:15) в Его Винограднике. Владыка Святый и Истинный (см. Откр. 6:10) сподобил Вас принять жезл епископский, дабы Вы с апостольской ревностью несли Евангельскую весть миру, заботились о врученных Вам овцах словесного стада, укрепляя их в вере, благочестии и любви ко Христу и ближним. Ваше церковное служение многие годы тесно связано с Россией. Вот уже более 35 лет занимая пост Представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, Вы плодотворно трудитесь ради укрепления традиционно братских связей между нашими Церквами. Сегодня Вы являетесь старейшим представителем при Московском Патриаршем Престоле, образцом ответственного служения для нескольких поколений церковных дипломатов. Присущее же Вам сердечное, отеческое отношение ко всем приходящим к Вам за советом и духовным утешением стяжало Вам искреннюю любовь и уважение клира и паствы. Молитвенно желаю Вам доброго здоровья, мира душевного и помощи Всещедрого Владыки в Вашем дальнейшем архипастырском делании. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3361239.ht...

Патриарх Константинопольский вытребовал Афанасия в столицу и рукоположил его в патриархи Сирийской церкви, а Кирилла объявил низложенным. После посвящения Афанасий прибыл в Алеппо и разослал свои грамоты всем архиереям Антиохийского патриархата; из них одни подчинились ему, а другие вместе с христианами Дамаска остались на стороне Кирилла. Проживали же Кирилл в Дамаске, а Афанасий в Алеппо, и оба по случаю взаимной распри писали в Константинополь, издерживались и сеяли соблазны. Вот новый факт церковного вмешательства Константинополя в судьбу патриарха Кирилла, а с ним и в судьбы Антиохийского патриархата. Едва ли кто сумеет в этом случае оправдать Константинопольскую власть, не прибегая к натяжкам и софизмам. Самые печальные последствия антиохийского двоевластия не замедлили проявиться. Летописец так говорит о временах правления Кирилла и его антипатриарха Неофита: " Один патриарх добывал берат (султанское утверждение в патриарших правах) и овладевал престолом, отлучал от Церкви своего соперника-патриарха и его сторонников, отрешал архиереев и священников его с ущербом для мирян; то же самое делал и другой патриарх. Патриархи эти завязли в долгах, а люди ни во что не стали ставить христианскую честность. " Тот же летописец пишет, что с появлением другого антипатриарха (Афанасия) возле Кирилла " возобновились неизреченные соблазны, гораздо большие, чем те, которые происходили, когда Кирилл имел антипатриархом Неофита, так что христиане, разделенные на две партии, получили наименование комаров и скнипов.» Константинополю же оставалось только радоваться, видя такие обильные плоды своих трудов!    Но это еще не все. На той же ниве, возделанной руками константинопольских фанариотов, возрос прегорький плод — папистическая уния. Она создалась в Сирийской церкви в конце XVII и в начале XVIII в. Кто был прямым или косвенным виновником этого прискорбного явления — патриарх ли Кирилл, который в трудных обстоятельствах вынужден был заигрывать с папами, или его антипатриарх Неофит, неосмотрительно позволивший латинянам открыть в Сирии свои школы, или же другой антипатриарх — Афанасий, согласившийся на то, чтобы алеппцы смягчили строгие практические требования Православия, сообразно с обычаями папской Церкви, или же наконец какойто Сидонский архиерей Евфимий, который, пользуясь смутным временем, будто бы сделался " первым последователем появившихся тогда в Сирии папских мудрований,» — решать этот вопрос мы не беремся, но, несомненно, в документах можно найти достаточные основания в пользу каждого из вышеуказанных объяснений происхождения Сирийской унии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Более определенно говорит о распорядке патриарших престолов на Востоке 36-е правило Трулльского собора (691 г.): «Возобновляя законоположенное сто пятидесятью святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде 3 , и шестьсот тридесятью, собравшимися в Халкидоне 4 , определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем (µ τ x νo ν); после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский (« τα Αντιχειας θρνος ’ αριθμεσθω), а за сим престол града Иерусалима». В отмеченной последовательности патриаршие престолы православного Востока распределялись в синтагматионах и византийской эпохи; а равно и ныне Антиохийский престол сохранил за собою третье место в составе восточно-православных патриархий. Антиохийский патриархат в настоящее время расположен в пределах Сирии с Киликией и отчасти Месопотамии, Курдистана и Армении. В древности патриархат был еще обширнее в территориальном отношении и заключал в своем составе и другие области. Каковы были в древности пределы Антиохийского патриархата, это хорошо видно из сохранившегося до настоящего времени официального титула Антиохийского патриарха, возглашаемого за богослужением, как φµ η, или многолетствование. Вот полная формула этого титула: «Григорию, Блаженнейшему, Божественнейшему и Святейшему патриарху Великаго Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Ивирии, Месопотамии и всего Востока, отцу отцов, пастырю пастырей, архиерею архиереев, тринадцатому из апостолов, нашему же отцу и пастыреначальнику многая лета» 5 . Как видно из представленного титула, власть Антиохийского патриарха распространялась не только на Сирию, Аравию, Киликию и Месопотамию, но и на Ивирию, или Грузию, входящую ныне в пределы России, а также и на «весь Восток». Под последним термином нужно разуметь все восточные страны, куда проникло христианство трудами антиохийских миссионеров, а именно Персию, Армению, Среднюю Азию, Индию и Китай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

В составе экспозиции представлено более 200 документов разных периодов и фотографий, посвященных взаимоотношениям Антиохийского и Московского Патриархатов с конца XIX века по настоящее время. Среди документов: акт об учреждении Патриаршества в Русской Церкви, переписка Антиохийских и Московских Патриархов XVI—XVII вв., документы Синодального периода, а также материалы из архивов Московской Патриархии и Отдела Внешних церковных связей и из государственных архивов Российской Федерации. Основная тема выставки - духовные и исторические связи Антиохийского и Московского Патриархатов от Крещения Руси князем Владимиром до наших дней. Разделы выставки посвящены Патриарху Великой Антиохии и всего Востока Игнатию IV, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, истории взаимоотношений Русской и Антиохийской Православных Церквей, визитам Предстоятелей Антиохийской Церкви в Россию, визитам Предстоятелей Русской Православной Церкви в Дамаск и Бейрут, Антиохийскому подворью в Москве и Подворью Московского Патриархата в Дамаске; деятельности Императорского православного палестинского общества в Антиохийском Патриархате, паломничествам из России на Восток; взаимодействию двух Церквей в годы Великой отечественной войны, миротворческой деятельности Русской Православной Церкви  на Ближнем Востоке, а также русскоязычным православным общинам в Сирии и Ливане. Материалы представлены на арабском, английском и русском языках. Затем в выставочном зале православного Крестовоздвиженского храма состоялась презентация издания книги Предстоятеля Русской Православной Церкви «Свобода и ответственность» на арабском языке. Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к присутствующим, сказал: " Хочу представить всем, кто заинтересован, книгу «Свобода и ответственность». В наше время очень часто свобода используется не в тех целях, которые декларируются. Под словом «свобода» подразумевается вседозволенность. Кто-то считает, что человек имеет право делать все, что он пожелает, что сам человек — альфа и омега, начало и конец, что он сам в себе носит абсолютный критерий истины. Это приводит к тому, что раскрепощается инстинктивное начало в человеке, раскрепощается грех.

http://mospat.ru/ru/news/54938/

Патриарх Константинопольский вытребовал Афанасия в столицу и рукоположил его в патриархи Сирийской церкви, а Кирилла объявил низложенным. После посвящения Афанасий прибыл в Алеппо и разослал свои грамоты всем архиереям Антиохийского патриархата; из них одни подчинились ему, а другие вместе с христианами Дамаска остались на стороне Кирилла. Проживали же Кирилл в Дамаске, а Афанасий в Алеппо, и оба по случаю взаимной распри писали в Константинополь, издерживались и сеяли соблазны. Вот новый факт церковного вмешательства Константинополя в судьбу патриарха Кирилла, а с ним и в судьбы Антиохийского патриархата. Едва ли кто сумеет в этом случае оправдать Константинопольскую власть, не прибегая к натяжкам и софизмам. Самые печальные последствия антиохийского двоевластия не замедлили проявиться. Летописец так говорит о временах правления Кирилла и его антипатриарха Неофита: " Один патриарх добывал берат (султанское утверждение в патриарших правах) и овладевал престолом, отлучал от Церкви своего соперника–патриарха и его сторонников, отрешал архиереев и священников его с ущербом для мирян; то же самое делал и другой патриарх. Патриархи эти завязли в долгах, а люди ни во что не стали ставить христианскую честность. " Тот же летописец пишет, что с появлением другого антипатриарха (Афанасия) возле Кирилла " возобновились неизреченные соблазны, гораздо большие, чем те, которые происходили, когда Кирилл имел антипатриархом Неофита, так что христиане, разделенные на две партии, получили наименование  комаров и  скнипов. "  Константинополю же оставалось только радоваться, видя такие обильные плоды своих трудов! Но это еще не все. На той же ниве, возделанной руками константинопольских фанариотов, возрос прегорький плод — папистическая уния. Она создалась в Сирийской церкви в конце XVII и в начале XVIII b. Кто был прямым или косвенным виновником этого прискорбного явления — патриарх ли Кирилл, который в трудных обстоятельствах вынужден был заигрывать с папами, или его антипатриарх Неофит, неосмотрительно позволивший латинянам открыть в Сирии свои школы, или же другой антипатриарх — Афанасий, согласившийся на то, чтобы алеппцы смягчили строгие практические требования Православия, сообразно с обычаями папской Церкви, или же наконец какой-то Сидонский архиерей Евфимий, который, пользуясь смутным временем, будто бы сделался " первым последователем появившихся тогда в Сирии папских мудрований, " — решать этот вопрос мы не беремся, но, несомненно, в документах можно найти достаточные основания в пользу каждого из вышеуказанных объяснений происхождения Сирийской унии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010