Говорить же о каком-то моем посягательстве или посягательстве России на автономность Антиохийской Церкви прямо смешно, и сам автор не может верить тому, что он пишет, и уже, во всяком случае, такие предположения не могут существовать и не существуют ни у патриарха, ни у митрополитов. Патриарх и из митрополитов, которые говорили со мной вчера по поводу этой статьи, прямо возмущались инсинуациями автора статьи, который, говорят они, враг Патриархии и хочет дискредитировать и погубить ее. Весь этот предшествующий отдел направлен лично против меня, но в последующем, начиная с «нежелающие давать отчета клирики», корреспондент, произведя должное впечатление против меня, уже выставляет все предшествующее как материал против антиохийского духовенства, которое, «забывая все сделанное Россией, пытается дискредитировать русских представителей в Сирии» и доказывает виновность антиохийского духовенства докладами Правительству кн. Гагарина — имя его постоянно повторяется, так как знатное княжеское имя должно произвести впечатление — за каковые доклады духовенство мстит ему. Интересно отметить, что мое имя тщательно скрывается, хотя я и фигурирую очень часто. Корреспондент вероятно намеренно умалчивает его, чтобы оно не ослабило впечатления. Для меня, хотя, как заинтересованное лицо я и могу ошибаться, цель статьи ясна: дискредитировать меня и, что важнее, дискредитировать в России Антиохийскую Патриархию. л. 79 об. л. 80 л. 80 об. л. 81 л. 81 об. л. 82 Патриарх, получивший статью из Москвы от своего настоятеля там архимандрита Антония, и (л. 82 об.) я видел вчера, выразил мне полное свое негодование по поводу этой статьи, говоря, что только враг Антиохийской Патриархии, желающий ее погибели, мог написать такую статью, которая, как он сказал мне, произвела в России крайне невыгодное впечатление. Далее он сказал мне, что архимандрит Антоний хотел написать ее опровержение, но что он телеграфировал ему не делать этого, так как он сам хочет написать официальное опровержение. л. 82 об. Разобрав помянутую корреспонденцию «Нового времени» и высказав мое о ней мнение, имею честь представить Вашему Высокопревосходительству подробный отчет о выдаче субсидии в 1909 году, о каковой выдаче я руководствовался изложенным мною в моих докладах от 21-го октября 1909 г.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Будем также помнить, что в Константинопольской Церкви на ряду с Синодом уже 50 лет существует народный постоянный смешанный Совет, состоящий из 12 членов, 4 архиереев и 8 мирян, избираемых на 2 года на особых собраниях. Совет действует под председательством одного из духовных членов или самого патриарха, когда он присутствует на заседаниях Совета. К ведению Совета относится церковные дела, касающиеся имуществ, школ, разных благотворительных учреждений и т.п. Но кроме того по Уставу Смешанного Совета члены его обязаны обращать внимание и на то, чтобы патриарх прилагал попечение и ревность к хорошему устройству православных святых мест в пределах Турции и к прекрасному управлению их имуществом. Каждый из членов Совета, как и всякий православный христианин, узнав о каких-либо уклонениях клира, должен сообщить об этом патриарху и Синоду, чтобы были приняты необходимые меры. Самая печать употребляемая Смешанным Советом состоит из трех частей. Одна из них находится в распоряжении духовных членов Совета, а две в распоряжении его светских членов. Ключ же от нее находится у патриарха. Членам Смешанного Совета и другим представителям мирян отведена значительная роль и в деле избрания Константинопольского патриарха 65 . Подобно этому в Антихийской Церкви существуют Смешанные Советы во всех ее епархиях, при чем особенное значение естественно получил Смешанный Совет в епархии патриарха в г. Дамаске. Но время патриаршества недавно умершего Мелетия был составлен проект преобразования устройства церковного управления. На ряду с патриаршим Синодом, который под председательством патриарха составляют два епархиальных архиерея (митрополиты), сменяющиеся в известный срок, и два архимандрита или епископа, живущие при патриархе, в Антиохийской Церкви должен быть центральный Смешанный Совет. В состав этого совета входят 4 духовных лица, члены Синода, и 8 светских, из коих 4 представителя православного населения г. Дамаска, а 4 от других епархий. Эти последние избираются всеми 12 епархиями Антиохийской Церкви от каждой по одному, но в заседаниях Смешанного Совета они участвуют лишь в количестве 4 в 3 смены по очереди от каждых четырех епархий. Председательствует в Совете старший из митрополитов по рукоположению, а иногда сам патриарх. Из церковных дел к кругу ведения Совета относятся дела, касающиеся церковного имущества, доходов и расходов всех монастырей и церквей, забота о разных благотворительных учреждениях и вообще о внешнем благоустройстве Церкви. После смерти патриарха Смешанный Совет участвует в избрании его местоблюстителя, а затем и самого патриарха. По отношению к Антиохийской Церкви можно сказать, что вообще в делах церковных значение мирян далеко не мало 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Часть греч. духовенства оставалась на стороне патриарха Никона и осудила вост. иерархов, участвовавших в процессе над ним. В 1666 г. К-польский патриарх Парфений IV низложил Александрийского и Антиохийского патриархов, оставивших свою паству и самовольно уехавших в Москву. Авторитет соборных решений оказался под угрозой. В июле 1667 г. в К-поль отправилось рус. посольство с просьбой к Высокой Порте о признании М. и Паисия Александрийского законными предстоятелями Церквей. Рассмотрение дела было облегчено смещением с престола Парфения IV осенью 1667 г. В янв. 1668 г. рус. послы были допущены в Адрианополь (Эдирне), где донесли просьбу царя до высших османских сановников. В апр. от имени султана «ради дружбы» с рус. государем было объявлено о прощении Александрийского и Антиохийского патриархов и о восстановлении их на престолах. Характерно, что если на место Паисия Александрийского К-польский Синод успел поставить нового патриарха, то в отношении Антиохийской кафедры, неподконтрольной фанариотам, подобный шаг предпринят не был ( Каптерев. 1911). В апр. 1668 г., не дождавшись султанских гарантий, М. со свитой покинул Москву, в авг. достиг Астрахани и вскоре отплыл в Дербент, откуда с большими затратами добрался до Шемахи. Шемахинский хан забрал все имущество М.- меха, дорогие ткани, моржовую кость, пообещав возместить стоимость по сильно заниженной цене (5 тыс. р.). В случае несогласия хан грозил отправить М. к шахскому двору в Исфахан, что было неприемлемо для Антиохийского патриарха, опасавшегося вызвать подозрения османских властей в несанкционированных контактах с иностранными государями и политической нелояльности. М. был вынужден согласиться, но вместо денег получил от хана заемное письмо на указанную сумму. Пробыв в Шемахе 6 недель, патриарх и его спутники переехали в Тбилиси (1 янв. 1669). Пребывание в столице Картли оказалось для них весьма затратным, поскольку Вахтанг V не назначил им постоянного довольствия. В конце зимы (по разным оценкам, 30 янв. или в конце февр.) скончался сын патриарха Павел Алеппский ( Фонкич. 2009; Ченцова. 2014). Неоднократные обращения к шемахинскому хану с просьбой возместить стоимость московских даров оставались безрезультатными: хан обещал расплатиться шелком после сбора следующего урожая.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Остальные вост. патриархи, греки по происхождению, отказывались признавать Г., как и его предшественника Мелетия. Примирение между патриархами состоялось только летом 1909 г., уже после младотур. революции, серьезно пошатнувшей позиции фанариотского духовенства на Ближ. Востоке. Одновременно Антиохийский патриарх примирился с прихожанами Киликийской епархии, где греки составляли большинство и долгое время отказывались принимать митрополита-араба. В изменение ситуации в Антиохийском Патриархате свою лепту внесла и Россия. Российские политики, в частности кн. В. Н. Хитрово, рассматривали возведение на Антиохийский престол патриарха-араба как успех в деятельности ИППО. Г. широко пользовался финансовой и дипломатической поддержкой России и был избран почетным членом ИППО, однако в контактах с русскими он выступал как самостоятельный политик и сумел не поставить Антиохийский Патриархат в зависимость от политических интересов Российской империи. В архипастырской деятельности Г. руководствовался популярной тогда в араб. провинциях идеей «возрождения» (ан-Нахда) христ. духовности среди арабов и улучшения церковного управления. Ему удалось улучшить ситуацию в Патриархате: он добился проведения строгого контроля над церковным имуществом и установил повышенные требования к кандидатам на вакантные архиепископские кафедры. По свидетельствам современников, Г. был одним из самых уважаемых религ. лидеров Сирии: честность, терпимость и благородство характера снискали ему высокий авторитет, в т. ч. и среди мусульман. Он слыл знатоком лит. араб. языка, писал стихи. Патриарх имел также незаурядные познания в философии, математике, истории и логике, знал греческий, немного говорил по-русски и по-турецки. Особое внимание Г. уделял совершенствованию системы образования. При нем открылись мн. новые учебные заведения, успешно действовала семинария при Баламандском мон-ре. С 1909 г. начал выходить ж. «Аль-Ниама», ставший первым печатным органом Православной Церкви на Востоке. Журнал публиковал офиц. церковные документы и обращения, материалы о жизни Церкви, а также статьи разного направления - от научных до литературных.

http://pravenc.ru/text/166719.html

В декабре 1723 года чрез коллегию иностранных дел были получены и ответные грамоты патриархов о признании и Святейшего Синода 645 . Два патриарха, Константинопольский Иеремия и Антиохийский Афанасий, на отдельных хартиях, но совершенно согласно во всем, кроме подписи, писали, что каждый из них «по благодати ж власти Всесвятаго, Животворящаго и Священно-начальствующаго Духа», «утверждает, закрепляет и объявляет» 646 «учрежденный в Российском государстве государем императором Петром» Синод «своим во Христе братом святынь и Священным Синодом». Синод «имеет право совершать и установлять то же, что и четыре апостольских святейших патриарших престола». В заключение своих грамот патриархи напоминали о сохранении церковных обычаев и правил и добавляли, что в таком случае Синод «пребудет непоколебимым во веки» 647 . В особой грамоте на имя Синода Константинопольский патриарх писал, что патриарх Александрийский «отошел в вечные обители» и преемник ему еще не избран, а патриарх Иерусалимский «заболел и лежит на одре», почему от него и нет грамоты. Патриарх прибавлял, что на его личной заботе лежит получить утверждение и от других патриархов, если бы таковое понадобилось. Но довольно и этого, заканчивал патриарх 648 . Через три дня Антиохийский патриарх Афанасий, обращаясь к Синоду с просьбою о содействии к восстановлению утраченной жалованной грамоты Антиохийскому патриарху Макарию царя Алексея Михайловича, замечал: «по утверждению всесвятейшаго нашего собрата, вселенскаго патриарха, согласно утвердили мы и отныне впредь признаем вас о Христе братиею» 649 . XX 21 апреля 1721 года Синод снесся с Сенатом о присылке в Синод одного экземпляра духовного регламента «с подписью царскаго величества» 650 . После некоторого замешательства, из которого видно, что Сенату, по крайней мере, его канцелярии, не было в точности известно, где в то время хранились подлинные экземпляры регламента 651 , Сенат, 2 июня, определил один экземпляр отослать в Синод, а другой оставить в Сенате 652 . В Синод был прислан тот экземпляр духовного регламента, который оставался в Петербурге и не был подписан представителями епархиального духовенства 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В декабре 1723 года через коллегию иностранных дел были получены и ответные грамоты Патриархов о признании святейшего Синода 637 . Два Патриарха, Константинопольский Иеремия и Антиохийский Афанасий, на отдельных хартиях, но совершенно согласно во всем, кроме подписи, писали, что каждый из них «по благодати и власти всесвятого животворящего и священно–начальствующего Духа», «утверждает, закрепляет и объявляет» 638 «учрежденный в российском государстве государем императором Петром» Синод «своим во Христе братом святым и священным Синодом». Синод «имеет право совершать и установлять то же, что и четыре апостольских святейших патриарших престола». В заключение своих грамот Патриархи напоминали о сохранении церковных обычаев и правил и добавляли, что в таком случае Синод «пребудет непоколебимым во веки» 639 . В особой грамоте на имя Синода Константинопольский Патриарх писал, что Патриарх Александрийский «отошел в вечные обители» и преемник ему еще не избран, а Патриарх Иерусалимский «заболел и лежит на одре», почему от него и нет грамоты. Патриарх прибавлял, что на его личной заботе лежит получить утверждение и от других Патриархов, если бы таковое понадобилось. Но довольно и этого, заканчивал Патриарх 640 . Через три дня Антиохийский Патриарх Афанасий, обращаясь к Синоду с просьбою о содействии к восстановлению утраченной жалованной грамоты Антиохийскому Патриарху Макарию царя Алексея Михайловича, замечал: «по утверждению всесвятейшего нашего собрата, вселенского Патриарха, согласно утвердили мы и отныне впредь признаем вас о Христе братиею» 641 . XX 21 апреля 1721 года Синод снесся с сенатом о присылке в Синод одного экземпляра духовного регламента «с подписью царского величества» 642 . После некоторого замешательства, из которого видно, что сенату, по крайней мере его канцелярии, не было в точности известно, где в то время хранились подлинные экземпляры регламента 643 , сенат, 2 июня, определил один экземпляр отослать в Синод, а другой оставить в сенате 644 . В Синод был прислан тот экземпляр духовного регламента, который оставался в Петербурге и не был подписан представителями епархиального духовенства 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

След като разглежда създалата се ситуация, Светият Синод на Руската Православна Църква излиза с призив да се подкрепи предложението на Антиохийската, Грузинската, Сръбската и Българската Църкви за отлагане на датата на Всеправославния Събор. Независимо от това, на 18-26 юни 2016 година на остров Крит се провежда Събор, в който участват делегации от десет поместни Православни Църкви. Антиохийската, Руската, Грузинската и Българската православни Църква не участват в Събора. Оценявайки резултатите от Събора на заседание на Светия Синод, представителите на Руската Православна Църква подчертават, че в основата на всеправославното сътрудничество и съборния процес лежи принципът на консенсуса и провеждането на Събор при липса на съгласие от страна на няколко автокефални Православни Църкви нарушава този принцип, в резултат на което Съборът, проведен на Крит, не може да се счита за Всеправославен, а приетите в него документи – за израз на общоправославния консенсус. На срещите на Предстоятелите на Православните Църкви в рамките на предсъборния процес Константинополският Патриарх Вартоломей обещава, че няма да се предприемат стъпки за узаконяване на разкола в Украйна. По-специално, на срещата на Предстоятелите в Шамбези (януари 2016 г.), в присъствието на предстоятелите и представителите на всички общопризнати автокефални Църкви Патриарх Вартоломей обявява, че признава митрополита на Киев и цяла Украйна Онуфрий, който присъства на срещата, като единствен каноничен предстоятел на Украинската Православна Църква. На практика обаче Константинополската патриаршия предприма действия, пряко насочени към разрушаване на единството на Руската Православна Църква. Въпреки всички усилия за възобновяване на братския диалог, предприети от Светейшия Патриарх Кирил, който пристига в Истанбул, за да се срещне с Патриарх Вартоломей на 31 август 2018 г., за да му обясни реалната ситуация в Украйна и възможните последици от антиканоничната намеса на Константинопол, през септември следва официалното назначаване на „екзарси“ на Константинополския престол в Киев, което е грубо нарушение на църковните канони и получава подобаваща оценка от Светия Синод на Руската Православна Църква: молитвеното поменаване на името на Константинополския Патриарх по време на патриаршеските служби в Руската Православна Църква е преустановено, съслужението с архиереите на Константинополската Патриаршия също е спряно. Светият Синод благославя във всички храмове на Руската Православна Църква по време на Литургия да звучат специални усърдни молитви за единството на Светото Православие.

http://mospat.ru/bg/patriarch/

Священные воспоминания о давнем духовном и благотворительном общении антиохийского апостольского престола с церковью российской располагают нас к благочестивому и деятельному участию в поддержании сего престола. Первый митрополит киевский Михаил был родом из Сирии, ему отечество наше обязано первым насаждением христианства, первым монастырём Златоверхо-михайловским в Киеве, первыми училищами. Боговенчанные цари России нередко уделяли от сокровищ своих богатые подаяния убогому патриаршему престолу сирийскому. Один из антиохийских патриархов способствовал вместе с прочими тремя учреждению патриаршества в Москве, другой принимал деятельное участие в успокоении церкви российской в 1667 году и пр. Меры к поддержанию антиохийского престола и всей церкви сирийской предлагаются такие, каких требует настоящее состояние их. 1 . Предполагается возвратить антиохийскому престолу прежнюю его независимость наравне с престолом иерусалимским. Для достижения сей цели должно бы: а) склонить константинопольского патриарха и его синод к соблюдению канонического правила касательно свободного избрания антиохийских патриархов из тамошнего клира собором сирийских архиереев и почётных христиан; б) в духе братолюбия и ревности к соблюдению канонов церкви сообщить антиохийскому патриарху Мефодию и всему освящённому собору его архиереев через посредство Великой церкви, что избрание патриархов антиохийских отныне должно совершаться на месте законным порядком; в) возложить на российское генеральное консульство обязанность предупреждать партии и способствовать, сколько возможно, мирным совещаниям сирийских архиереев об избрании патриарха тотчас по смерти его блаженства Мефодия; г) назначение самим Мефодием преемника себе тогда только, когда с его волей будут согласны все архиереи и почётные христиане; д) берат, утверждающий новоизбранного патриарха главой православной нации в Сирии, взять от Порты и выслать в Дамаск не через константинопольского патриарха, а через поверенного в делах от антиохийского престола;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [лат. Hippolytus, Ippolitus] (III в.?), мч. Антиохийский (пам. зап. 30 янв.). Память И. отмечена в древнейших церковных календарях: в Сирийском Мартирологе (411) под 30 янв. говорится: «...в городе Антиохии Ипполита»; в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 29 янв. отмечена память «Ипполита, епископа из древних», а под 30 янв.- «в Антиохии мученичество св. Ипполита». И. Делеэ в комментарии к Иеронимову Мартирологу высказал предположение, что под обеими датами поминается И., мч. Антиохийский, и предложил объединить под 30 янв. обе календарные заметки. Добавление «из древних», по мнению Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшена, указывает на то, что речь идет об одном из мучеников, пострадавших до гонений при имп. Диоклетиане (284-305), о к-рых рассказывалось в утраченном сочинении Евсевия , еп. Кесарийского (MartHieron. P. LXVI-LXVII). Кроме того, в сохранившемся на сир. языке (Brit. Lib. Add. 12150, 411 г.) Похвальном слове всем мученикам (BHO, N 700; CPG, N 3493), приписываемом Евсевию, среди малоизвестных мучеников назван «воздержанный старец Ипполит». Т. о., И., вероятно, пострадал в Антиохии во II-III вв. В 1-й пол. IX в. память И., пострадавшего в Антиохии, была внесена под 30 янв. в Мартиролог Флора Лионского, а затем в т. н. Малый Римский Мартиролог ( Quentin. 1908. P. 327, 417). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) И. Антиохийский представлен как последователь новацианской схизмы, который затем раскаялся и принял мученическую кончину (PL. 123. Col. 224). Эти сведения были заимствованы из эпиграммы еп. (папы) Римского Дамаса I ( Damasus. Epigrammata. 37), посвященной Ипполиту , мч. Римскому (пам. 13 авг.); эпиграмма была найдена в усыпальнице мч. Ипполита в Риме. Смешение И. и мч. Ипполита Римского перешло в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 709) и получило дальнейшее распространение в зап. традиции. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезарь Бароний окончательно отождествил 2 мучеников, внеся в календарную заметку об И. (MartRom. P. 40) указание на пресвитерский сан из гимна испан. поэта Пруденция, относящееся к Ипполиту Римскому ( Prudent. Perist. 11).

http://pravenc.ru/text/673787.html

По окончании молебна к митрополиту Антонию и присутствующим обратился митрополит Филиппопольский Нифон. Иерарх, в частности, передал благословение Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за внимание к нему лично и к подворью Антиохийской Православной Церкви, а также поздравил присутствующих с престольным праздником. На молитвенную память владыка Нифон вручил митрополиту Антонию святую панагию. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Антоний передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В память о совместном богослужении председатель ОВЦС вручил митрополиту Филиппопольскому Нифону святую панагию. После богослужения на подворье Антиохийской Православной Церкви состоялся праздничный прием, на котором, в частности, присутствовали представители дипломатических миссий, аккредитованных в Москве. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru , грецька за темою В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами престольне свято – Церква – –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6045641...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010